Самсон и далида. Энциклопедия мифологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из колена Дана

Упоминания Суд. - Отец Маной (Маноах) Мать Цлельфонит Место погребения «между Цорою и Естаолом » Характерные черты длинные волосы, чудесная сила Файлы на Викискладе

Библейское повествование

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (Суд. ).

Научные интерпретации

Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей.

В христианстве

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью :

Столько-то борьба с похотию труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужествен, и прославился чудными подвигами, соделало пленником сластолюбие. Оно лишило его и Божественной благодати.

Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною… женщиною мужественнейшего Самсона ослепил…

В то же время самоубийство Самсона («Умри, душа моя, с филистимлянами») испокон веков озадачивало теологов, убеждённых в греховности суицида . Святой Августин высказал мнение, что гибель Самсона нельзя считать ни убийством, ни самоубийством, потому как он был ведом не собственной волей, а Святым Духом . Джон Донн в трактате «Биатанатос » (1608) не только приводит гибель Самсона как аргумент в защиту самоубийства, но и крестные муки Христа трактует как суицид, тем более что согласно традиционной теологической доктрине Самсон в своей гибели за народ - предвозвестник и символ Христа .

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса .

В изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья , Тинторетто , Лукас Кранах , Рембрандт , Ван Дейк , Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов , которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец » (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951-52) и другие; в книге Айзека Азимова " Конец Вечности", главный герой Техник Харлан, сравнивает себя с Самсоном, который рушит храм на свою голову.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини , 1695; А. Скарлатти , 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо , опера на либретто Вольтера , 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила » (премьера в 1877 г.).

В кинематографе

  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. Дж. Ф. Макдональд
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. Александр Корда
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. С. Б. де Милль
  • - «Самсон » / польск. Samson , реж. Анджей Вайда
  • - «Геракл против Самсона » / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah ,

солнце) (Суд 13.24; 14.1,3,5,7,10,12,15,16,20; 15.1,4,6,7,10-12,16; 16.1-3,6,7,9,10,12-14,20,23,25-30; Евр 11.32)-сын Маноя из колена Данова, назорей от чрева матери, рожденный по благовестию Ангела, герой и судья Израиля в течение 20 лет (Суд 15.20; 16.31). Обладал невероятной физической силой, особенно когда на него сходил Дух Божий. Был последним судьей (см.) из упомянутых в книге Судей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Самсон

Шимшон, т. е. солнышко. Самсон, последний судья в книге Судей, сын Маноя из колена Данова, рожденный по особому Божьему обещанию от жены, бывшей долгое время неплодной, и от утробы матери посвящен в назореи Господу (Суд. 13). В то время, когда израильтяне в течение 40 лет были под игом филистимлян, Господь воздвиг Самсона, чтобы он подвигами своей необыкновенной физической силы мог вредить врагам Израиля На пути в Фимнафу, куда он шел для эго, чтобы взять себе филистимлянку в жены, он растерзал молодого льва, который шел к нему навстречу; в трупе этого льва на обратном пути он нашел рой пчел с медом. По поводу этого он задал филистимлянам загадку, и когда им с помощью его жены удалось отгадать ее, то он отдал проигранные в споре тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежд (гл. 14) Когда после этого отец его жены отдал ее другому, то Самсон выпустил 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами на жатву филистимлян и выжег ее. Филистимляне, со своей стороны, сожгли его жену и ее отца Тогда он «перебил им голени и бедра (15:8) и пошел и засел в ущелье скалы Етама» в Иудее. Выданный иудеями филистимлянам, он разорвал веревки, которыми были связаны его руки, нашел ослиную челюсть и убил ею 1000 человек филистимлян (15:14,15). После этого он почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу, «и разверз Бог ямину в Лехе и потекла из нее вода» (15:18 и дал.). Однажды Самсон пошел в Газу и, увидев блудницу, вошел к ней. Филистимляне ходили кругом и подстерегали его всю ночь в воротах города, желая убить его. Когда он встал, то схватил створни городских ворот с обоими косяками, положил их на плечи и отнес на вершину горы, которая на пути к Хеврону (16:1 и дал.). Впоследствии он попал в сети филистимлянки Далилы, которая старалась узнать секрет его силы. С его слов, она связала его семью сырыми тетивами, потом семью новыми веревками, но он разорвал их; наконец, она воткала в ткань семь кос с его головы и прикрепила к колоде, но он выдернул ткальную колоду вместе с тканью Она докучала ему до тех пор, пока не узнала от него тайну «если же остричь меня, то отступит от меня сила моя» (16.17). Тогда она усыпила его на своих коленах и велела человеку остричь 7 кос его головы, и сила, действительно, отступила от него Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, сковали его двумя. медными цепями и приставили его молоть в доме узников. Между тем волосы на его голове начали отрастать. Некоторое время спустя филистимляне торжественно справляли праздник в храме своего идола Дагона и привели туда Самсона, чтобы забавляться им. Там он воззвал к Господу, сдвинул с места два средних столпа, на которых утверждалось все здание... «и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем, и было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Судьею Израиля он был 20 лет (16:21 и дал). Он упоминается среди мужей веры (Евр 11:32).

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

Из книги Герои мифов автора

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги автора

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Ко времени С. над сынами израилевыми, продолжавшими «делать злое пред очами господа», уже сорок лет тяготело иго филистимлян. Рождение С., которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян» (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. Этим С. (как Исаак, Самуил и др.) избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу; внешний признак назорея - длинные волосы, которые запрещено стричь, - Чис. 6, 1-5). Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). С самого детства на С. в решающие моменты жизни нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой С. одолевает любых врагов. Все поступки С. имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша С. вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4). На пути в Фимнафу, где жила невеста С., на него нападает молодой лев, но С., исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка (14, 6). Позже С. находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8). Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (14, 14). С. поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене С„ что сожгут её дом, если С. «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, С. сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?». Тогда, осуществляя первый акт своей мести, С. поражает тридцать фили-стимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев С. и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей (14, 17-20). Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, С. связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай (15, 4-5). За это филистимляне сжигают жену С. и её отца, а в ответ на новое нападение С. целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят С. сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. С. разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его» (15, 14). Тут же С„ подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды С. из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего» (Эйн-Гакорэ), а вся местность,в честь битвы наречена Рамат-Лехи («Нагорье челюсти») (15, 15-19). После этих подвигов С. всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.
Когда жители Газы Филистимской, оповещённые о том, что С. проведёт ночь в доме блудницы, запирают городские ворота, дабы не выпустить его живым из города. С., встав в полночь, вырывает ворота из земли, взваливает на плечи и, пройдя с ними половину Ханаана, водружает их на вершине горы близ Хеврона (16, 3).
Виновницей гибели С. становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у С. источник его чудесной силы, но С. трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но С., просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы (16, 6-13). Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, С. «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди» (16, 17). Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего С., и, просыпаясь на крик Далилы: «филистимляне на тебя, !», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют С., заковывают его в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы. Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением С., филистимляне приводят его на праздник в храм Да-гона и заставляют «забавлять» собравшихся. С. просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву. С., вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на, собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.
В агаде имя С. этимологизируется как «солнечный», что толкуется как свидетельство его близости к богу, который «есть солнце и щит» (Пс. 83, 12). Когда на С. сходил «дух господень», он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней; делая один шаг, преодолевал расстояние между двумя городами («Вайикра рабба» 8, 2). Праотец Иаков, предрекая будущее колена Данова словами: «Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге...» (Быт. 49, 16-17), имел в виду времена судьи С. А он подобен змею: оба живут одиноко, у обоих вся сила в голове, оба мстительны, оба, умирая, убивают врагов («Берешит рабба» 98, 18-19). С. прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе; но открыв Далиле, что он назорей, С. тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи - и он, который «следовал влечению очей своих» (любодействовал), был ослеплён. Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем («Сота» 10а).
Образ С. типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, С. обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Представители старой солярно-метеорологической школы видели в С. олицетворение солнца, на что, по их мнению, указывает имя С. («солнечный»); волосы С. будто бы символизируют солнечные лучи, «срезаемые» ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. lâjla, «ночь»); лисицы, поджигающие хлебные поля, - дни летней засухи и т. д.
В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: С., раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба С. с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть С. (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни С. отразил в своём творчестве Рембрандт («С. задаёт загадку на пиру», «С. и Далила», «Ослепление С.» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона « борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «» и опера Ш. К. Сен-Санса « и Далила».
Лит.: Фрэзер Д., фольклор в Ветхом Завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Stahn Н., Die Simsonsage, Gott., 1908; Palmer Smythe A., The Samson-saga and its place in comparative religion, L., 1913.
Д. В. Щедровицкий.


Смотреть значение Самсон в других словарях

Вершов Самсон Соломонович — (? - ?). Член организации "Маккаби". В 1926 содержался в Таганской тюрьме (Москва), в мае - декабре 1926 в Ярославском политизоляторе. В январе 1927 выслан в Берлин. В апреле 1929 проживал........
Политический словарь

Самсон — в Библии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновеннойфизической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленнаяфилистимлянка Далила остригла у спящего........
Большой энциклопедический словарь

Андреев, Самсон Иванович — (1912-?) - летчик-истребитель, капитан. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 67 иап, был зам. командира эскадрильи. 5 августа 1941 г. в воздушном........

Боркум, Соломон (калман) И Самсон — - братья, видные деятели митавской еврейской общины; в 1778 г. они вступили в местную хебра-кадиша, в 1828 г. оба умерли; пользуясь покровительством курляндского герцога,........
Большая биографическая энциклопедия

Волков, Самсон — переводчик И. А. Н., посланный в Москву (1765 г.) с историком Миллером, но воротившийся сюда (1766
Большая биографическая энциклопедия

Гаспарян, Самсон Гаспарович — род. 12 (25) ноября 1909 в Старом Баязете (Турция), ум. в 1974 в Ереване. Музыковед. Засл. деят. иск. АрмССР (1945). Кандидат искусствоведения (1962). В 1937-1940 учился в Ленингр. заочном........
Большая биографическая энциклопедия

Гиммельшерна, Самсон (гвидо Карлович) Фон — профес. судебн. медицины; † 1868
Большая биографическая энциклопедия

Макинцев Самсон-яковлевич — Макинцев, Самсон-Яковлевич - авантюрист (1776 - 1849), вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию, уроженец кавказской линии. Поступив на персидскую службу, Макинцев,........
Исторический словарь

Григорьев, Самсон — дьяк, еретик новгородский, при Иване
Большая биографическая энциклопедия

Дидидзе, Самсон Симеонович — врач, р.
Большая биографическая энциклопедия

Долгоруков, Князь Самсон Иванович — - служил при Иване Грозном воеводою в украинских полках с 1589 по 1598 г., потом был послан в Смоленск для окончания "строения каменного города", т. е. укрепленных городских........
Большая биографическая энциклопедия

Самсон — - в библейской мифологии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла........
Исторический словарь

Симеон (самсон) — Симеон (до хиротонии Самсон) - святой, архиепископ новгородский, раньше инок Хутынского монастыря. При нём был сильный мор в Новгороде и его окрестностях; в 1418 году он........
Исторический словарь

Самсон — (др.-евр. Шимшон, связывают с "Шемеш" - солнце) - легендарный богатырь израильского племени данитов, совершивший ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил........
Советская историческая энциклопедия

Колыванов, Самсон — ушкуйник новгородский, убитый в Югре 1357
Большая биографическая энциклопедия

Коссович, Дм. Самсон. — препод. Моск. сельско-хоз. инст., присяжн. поверен. 1913
Большая биографическая энциклопедия

Коссович, Самсон Семен. — агроном, † 8 июня
Большая биографическая энциклопедия

Крутень, Матвей Самсон. д-р медицины, р. 1737 в Чернигове, сын бургомистра, †
Большая биографическая энциклопедия

Кутателадзе, Самсон Семенович — (1914-1986) - советский ученый-теплофизик, академик АН СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР........
Большая биографическая энциклопедия

Самсон — в библейской мифологии др.-евр. богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Коварная филистимлянка Далила остригла спящего........
Сексологическая энциклопедия

Макинцев, Самсон Яковлевич — (1776-1849) - авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию, малоросс по происхождению, уроженец Кавказской линии. Поступив на персидскую службу, М., или,........
Большая биографическая энциклопедия

Попов, Самсон Андреевич — - основатель и редактор-издатель "Русского Спорта", род. в 1850 г., ум. 4-го декабря 1884 г. Образование получил в 1-й С.-Петербургской гимназии и Земледельческом Институте,........
Большая биографическая энциклопедия

Самсон — - митрополит Астраханский и Терский (1697-1714 гг.). Биографические сведения о нем начинаются с 1685 г., когда он был архимандритом Курского Знаменского монастыря, а в 1697 г.........
Большая биографическая энциклопедия

Самсон, 1648 Г. — игум. Спасского мон., вят.
Большая биографическая энциклопедия

Самсон, 1702-6 Г. — строит. Спасской Семилуцкой пуст., ворон.

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними - выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.



Рассказать друзьям