Орест адамович кипренский годы жизни. Значение кипренский орест адамович в краткой биографической энциклопедии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать - крепостная Анна Гаврилова - родила ребенка вне брака. Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем. А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу. Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского "сумасбродным Орестом". Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

Неуверенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли собой новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы выставлять их напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в неординарности полотен, которые он писал очень быстро, что называется на одном дыхании.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен и "Портрет отца Адама Швальбе". Немного позже художник получает большую за полотно "Князь Донской после Куликовской битвы". После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы. Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем-то достаточно невежественный человек. К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями. В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, - дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Значение КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ

Кипренский (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова - А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Императорской Академии Художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А.С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий. В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее Академии Художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, на счет императрицы Елизаветы Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников. Возвратился в Санкт-Петербург в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для образования, в одно из женских учебных заведений этого города. Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г. женился на Фалькуччи, но через 3 месяца умер в Риме, 5 октября того же года. Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "Тибуртинскую Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов, собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве. А. С-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ
    (1782-1836) российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ("Автопортрет с …
  • КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ
    Орест Адамович , русский живописец и график, представитель романтизма. …
  • КИПРЕНСКИЙ
    Орест Адамович (1782-1836) , российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая …
  • ОРЕСТ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) герой аргосских сказаний, сын Агамемнона и Клитемнестры. Один из мифов повествует как Орест с помощью Пилада убил …
  • ОРЕСТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — сын Агамемнона, царя Микен, и Клитемнестры (дочери Леды и спартанского царя Тиндарея, сестры Елены Прекрасной и Диоскуров). Брат Ифигении, …
  • ОРЕСТ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Orestes, "???????). Сын Агамемнона и Клитемнестры, спасенный своей сестрой Электрой от смерти после убиения Агамемнона Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. …
  • ОРЕСТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын Агамемнона а Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра Ореста Электра (или …
  • ОРЕСТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын Агамемнона и Клитемнестры. В отместку за вероломное убийство своего отца, Орест убил любовника своей матери Эгисфа. Гомер не говорит …
  • ОРЕСТ в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и ее любовника Эгисфа, мстя за смерть отца. Миф об О. …
  • ОРЕСТ в Литературной энциклопедии:
    1. герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида …
  • АДАМОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Георгий Викторович — поэт-акмеист, образование получил в СПБ. университете. До 1923 успел напечатать два сборника стихов: «Облака» и …
  • ОРЕСТ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОРЕСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за отца, предательски убитого собственной женой и её возлюбленным Эгисфом, О., …
  • КИПРЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека …
  • ОРЕСТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОРЕСТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за отца, он убил мать и её возлюбленного …
  • ОРЕСТ
    ОР́ЕСТ, в греч. мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и её возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца. Миф …
  • КИПРЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИПР́ЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836), рос. живописец и рисовальщик. Предст. романтизма. Содержание портретов К.- духовность, сложная внутр. жизнь человека, его …
  • АДАМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АДАМ́ОВИЧ Иос. Ал-др. (1896-1937), один из рук. борьбы за сов. власть в Белоруссии. В 1924-27 пред. СНК БССР. В обстановке …
  • АДАМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АДАМ́ОВИЧ Георг. Викт. (1892-1972), рус. поэт, критик. В 1923 эмигрировал во Францию. Утончённо-бесстрастное восприятие тусклого течения жизни (поэтич. сб-ки "Чистилище", …
  • АДАМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АДАМ́ОВИЧ Ал-др (Алесь) Мих. (1927-94), белорус. и рус. писатель, ч.-к. АН Белоруссии (1980). Ром.-дилогия "Партизаны" (ч. 1-2, 1960-63), пов. "Хатынская …
  • КИПРЕНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Орест Адамович) ? портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников когда-либо появлявшихся в России. Он был сын крепостного человека …
  • ОРЕСТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ОРЕСТ в словаре Синонимов русского языка:
    герой, …
  • ОРЕСТ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ор`ест, -а: Ор`ест и …
  • ОРЕСТ
    Орест, (Орестович, …
  • ОРЕСТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Орест, -а: Орест и …
  • ОРЕСТ в Орфографическом словаре:
    ор`ест, -а: ор`ест и …
  • ОРЕСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца. Миф об …
  • АДАМОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр (Алесь) Михайлович (1927-94) , белорусский и русский писатель, член-корреспондент АН Белоруссии (1980). Роман-дилогия «Партизаны» (ч. 1 - 2, 1960-63), …
  • ОРЕСТ ТИАНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Орест Тианский (+ 304), мученик. Память 10 ноября. Жил в конце III века …
  • ОРЕСТ СЕВАСТИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Орест Севастийский (+ ок. 284 - 305), воин, мученик. Память 13 декабря. Святые …
  • ШОСТАКОВСКИЙ ПЕТР АДАМОВИЧ
    Шостаковский (Петр Адамович) - пианист, бывший директор филармонического общества в Москве, родился в 1853 г. 15-летним мальчиком Шостаковский дебютировал в …
  • ХОЙНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хойновский (Бронислав Адамович, 1836 - 1870) - терапевт; окончил курс в университете святого Владимира по медицинскому факультету; в 1858 г. …
  • НЕПОКОЙЧИЦКИЙ АРТУР АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Непокойчицкий Артур Адамович - генерал-адъютант, генерал от инфантерии (1813 - 1881). Учился в пажеском корпусе и военной академии, служил по …
  • НАДСОН ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Надсон, Георгий Адамович - ботаник-микробиолог, библиотекарь Императорского ботанического сада и профессор петроградского женского медицинского института. Родился в 1867 году. Образование …
  • МИЛЛЕР ЛУКИАН АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Миллер Лукиан Адамович - филолог (1836 - 1898). Окончил Берлинский университет. Был профессором римской словесности в историко-филологическом институте в Петербурге …
  • КРАСУСКИЙ КОНСТАНТИН АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Красуский Константин Адамович - химик. Родился в 1867 г. Окончил курс в Санкт-Петербургском университете по естественному отделению физико-математического факультета. Был …
  • КОРШ ФЕДОР АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Корш, Федор Адамович - театральный антрепренер (родился в 1852 году). Окончил курс в Московском университете; был адвокатом. С уничтожением монополии …
  • ЗАВАДСКИЙ МИХАИЛ АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Завадский Михаил Адамович - композитор (умер в 1888 г.). Из его произведений (более 500 фортепьянных салонных пьес и романсов) особенной …
  • ЕГИАЗАРОВ СОЛОМОН АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Егиазаров, Соломон Адамович - юрист, армянин по происхождению. Родился в 1852 г.; окончил курс по юридическому факультету Московского университета. Состоит …
  • ВОЕНСКИЙ КОНСТАНТИН АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Военский Константин Адамович - историк. Родился в 1860 г.; окончил курс в Александровском лицее. По поручению великого князя Михаила Александровича …
  • ВЕЙДЕ АДАМ АДАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Вейде Адам Адамович - русский генерал, сподвижник Петра Великого (1667 - 1720). Службу начал в потешных; участвовал в обоих азовских …
  • АДАМОВИЧ АДАМ-ФЕРДИНАНД ОСИПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Адамович, Адам-Фердинанд Осипович, 1802 - 1881, с 1834 года был профессором виленской медико-хирургической академии, где читал сравнительную анатомию и историю …
  • ХРЖОНЩЕВСКИЙ НИКАНОР АДАМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Никанор Адамович , русский патолог и гистолог. В 1859 окончил медицинский факультет Казанского университета. В 1867-68 …
  • САММЕР ИВАН АДАМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Адамович , участник революционного движения в России. Член Коммунистической …
«Себя как в зеркале я вижу». 5 знаменитых картин Ореста Кипренского

«Себя как в зеркале я вижу».
5 знаменитых картин Ореста Кипренского


Художник, обвиненный в начале своего пути в плагиате, был единственным мастером, угодившим Александру Сергеевичу Пушкину.


Орест Адамович Кипренский.
«Автопортрет» 1828
Холст, масло 48,5 х 42,3
Государственная Третьковская Галерея
Москва


Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.

Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.

Портрет А.К.Швальбе


Кипренский Орест Адамович.
«Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе» 1804
Холст, масло


Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.

Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения.

Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.

Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель.

Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.

Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова




Кипренский Орест Адамович.
«Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова»
1809г.
Холст, масло 162 x 116
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского - рыцарь долга и чести.

Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.

Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.

Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.

Портрет В.А. Жуковского



Кипренский Орест Адамович.
«Портрет Василия Андреевича Жуковского» 1816
Холст, масло 64,8 х 58,1
Государственная Третьковская Галерея Москва


Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.

Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена.

По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.

Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.

Бедная Лиза




Кипренский Орест «Бедная Лиза» 1827


Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.

Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.

Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.

Портрет А.С.Пушкина



Кипренский Орест Адамович.
«Портрет Александра Сергеевича Пушкина» 1827
Холст, масло 63 х 54
Государственная Третьяковская галерея Москва


Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.


После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте.

После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.

Денис ДАНИЛОВ

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Годом позднее его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдуманной.

Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы. Он не раз удостаивался медалей за натурные штудии и эскизы композиций.

Автопортрет

Учитель и гувернер Академии В.С. Дмитриев вспоминал, что Кипренский уже в раннем возрасте выделялся среди сверстников. Он любил рисовать, занимался этим без принуждения. Причем одновременно часто еще и пел. Мальчик был способный, живой, темпераментный.

Автопортрет

Через девять лет, по завершении обучения в воспитательном училище академии Орест был определен в класс исторической живописи. Туда брали наиболее одаренных учеников, так как историческая живопись в академии почиталась как высший жанр изобразительного искусства.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

Его учителями были Г.И. Угрюмов - профессор исторической живописи и Г.Ф. Дуайен - мастер плафонной и декоративной живописи. Уже в рисунках стал складываться собственный стиль художника. В «Гекторе и Андромахе», в «Натурщике с красным плащом» (1802 г.) проявляется виртуозность исполнения.

В 1805 году Кипренский подвел итоги пройденному курсу обучения картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время. Кипренского еще на несколько лет оставили при академии в качестве ее пансионера.

Автопортрет

Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, - это был портрет названного отца Адама Швальбе.

«"Портрет А.К. Швальбе" возвестил о появлении нового, необычайно яркого портретиста, - пишет В.М. Зименко. - Он поставил молодого художника в первый ряд мастеров этого рода. Образ сильного, волевого старика поражает глубокой искренностью. Прекрасная живопись с применением сложной техники лессировок по свободной пастозной подготовке, благородный колорит показали блестящее живописное дарование молодого мастера».

Егор Евграфович Комаровский

В 1830 году портрет экспонировался на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Ван-дика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал».

Портрет старика

Рембрандт

В 1808 году начинается дружба Кипренского с известным коллекционером и меценатом А.Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века. В том же году художник создает портрет Томилова. Тогда же появляются портреты П.П. Щербатова, И.В. Кусова, А.И. Корсакова, «Автопортрет».

Алексей Иванович Корсаков

В 1809 году художник создает один из лучших детских портретов в истории русского искусства - А.А. Челищева.

Слово М.М. Раковой: «Облик его проникнут внутренней романтической взволнованностью: он смотрит на мир широко открытыми глазами ребенка, для которого еще "новы все впечатленья бытия". В то же время, несмотря на его детский возраст, в нем угадывается внутренняя жизнь, обещающая в будущем глубокую натуру.

Евгений Григорьевич Гагарин

Темперамент мальчика подчеркнут контрастным сопоставлением темных глаз и черных прядей волос на ярко освещенном лице, белизна которого в свою очередь усиливается темным фоном портрета. Той же цели служит контраст белого воротника с насыщенным синим цветом куртки и красным - жилета и, наконец, сама свободная фактура портрета, динамическое наложение мазка».

Дмитрий Николаевич Шереметев

27 февраля 1809 года Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И.П. Мартосу, уехал в Москву. Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф.В. Ростопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, ван Дейка, Тинторетто), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца.

Федор Васильевич Ростопчин

Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», - писал Ф.В. Ростопчин.

Екатерина Петровна Ростопчина

К лучшим портретам довоенного периода (до 1812 года) относятся портреты Е.П. Ростопчиной (1809) и Е.В. Давыдова (1809).

Евграф Владимирович Давыдов

Давыдов изображен в богатом гусарском мундире, стоя, с непокрытой головой. У него вьющиеся черные волосы, короткие усы и широко раскрытые черные глаза. Поза его непринужденна. Он стоит, опираясь на правую ногу, облокотившись левой рукой на каменный парапет. Сильное тело изображено в свободном движении.

Владимир Алексеевич Чурсин

Такие полотна, как портреты А.Р. Томилова (1813) и П.А. Оленина (1813), являются не только вершиной портретного мастерства художника, но и произведениями, преисполненными чувством эпохи. Кипренский сумел увидеть и запечатлеть образ русского человека своего времени, сумел передать патриотический дух эпохи, найдя форму, вполне соответствующую содержанию.

Алексей Романович Томилов

«В бурке, в фуражке ополченца изображен Алексей Романович Томилов, просвещеннейший человек своего времени, любитель искусств, близкий друг многих художников, находивших дружеский приют в его имении Успенское близ Старой Ладоги, - пишет Е.Н. Чижикова. - Типичен для того времени его облик. Волевая собранность, сдержанность и человеческая простота покоряют нас. В умном и внимательном взгляде уверенное спокойствие и готовность выполнить свой долг. Обаяние чистоты, пылкой юности привлекает нас в прекрасном портрете Петра Алексеевича Оленина, сына президента Академии художеств.

Петр Алексеевич Оленин

Нежнейшая моделировка передает трепетность юного лица. Во взгляде легкая грусть и мечтательность. Небрежно наброшена на плечи шинель, надета набок бескозырка.

Александр Павлович Брюллов

Портрет этот отличается большой живописностью, он исполнен в сложной технике пастели и итальянского карандаша, построен на мягком звучании пятен».

Карл Павлович Брюллов

В эти же годы Кипренский создает карандашные портреты крестьянских детей, исполненные с большой проникновенностью.

«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, - пишет Н.Г. Машковцев. - Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Гваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. На самом первом месте следует поставить портрет Е.П. Ростопчиной (1809), не имеющий себе равных во всей мировой живописи XIX века, по силе выражения душевной красоты словно предвосхищающий образ пушкинской Татьяны».

Екатерина Петровна Ростопчина

В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима, где он окончательно поселился, Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала прежде всего блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии.

Итальянский садовник

Итальянские годы Кипренского - годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести - галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет.

Автопортрет

Русские художественные критики писали: «Портрет самого г. Кипренского написан с необыкновенным тщанием; освещение сверху, от того-то кажется при первом взгляде, что он не имеет полного сходства; но всматриваясь более, находишь его и останавливаешься на отделке, которая здесь весьма точна, убедительна».

Александр Михайлович Голицын

К лучшим работам этого периода принадлежат портреты А.М. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского-портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы - необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского примечателен портрет Гете, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой.

Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу - Анну Марию Фалькуччи - в привилегированный монастырский пансион.

Мариучча

Россия встретила Кипренского неприветливо. Он пишет Гальбергу. «Совет мой крепко в душе держите: что лучше холодные камни дешево продавать, нежели самому мерзнуть на любезной родине».

Василий Валентинович Мусин-Пушкин-Брюс

Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили.

Бедная Лиза

К счастью, у него нашелся покровитель - Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств.

Шереметев

Неизвестный художник

В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена.

Шереметев

Неизвестный художник

В доме на Фонтанке в 1827 году художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

«Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским» - так считал Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Русский писатель А.И. Гончаров вспоминал: «Лицо его - матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос - врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете».

Другой современник писал о портрете: «Гений поэта воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».

Группа людей у стола в домашней обстановке - слева на стене висит портрет Пушкина

«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», - написал Пушкин в благодарственном послании.

Неизвестный художник

В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной».

Анна Алексеевна Оленина

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, больше он не создал ничего значительного. В Риме художник женился на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Мариучче Фалькуччи. Кипренский писал в одном из писем о Мариучче: «В настоящее время она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира… ни одного чувства, которое бы не относилось к ней, не пробегает в душе моей». Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество.

Мариучча

Конечно, живая реальная женщина далеко не во всем соответствовала романтическому идеалу художника, поэтому не все складывалось в семье благополучно.

Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки

17 октября 1836 года Кипренский умер от горячки. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Наталья Викторовна Кочубей

«Знаменитый Кипренский умер, - писал из Италии художник А. Иванов, - он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

Текст Дмитрия Самина

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 (24) марта 1782 - 5 (17) октября 1836) - русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее - Ямбургского уезда, ныне - Кингисеппского района Ленинградской области).

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812, 1823-1828), а в 1816-1822 и с 1828 года - в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке". Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы - члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О. Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта .
В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения - портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

А. Н. Андреев. Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Рассказать друзьям