Совместимы ли скорочтение и художественная литература. Почему нужно читать художественную литературу, и почему нужно читать научную

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Можно совершенно определенно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Здесь возможно несколько разных подходов.

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы. - М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав -

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80 % юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к острофабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него - путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы, досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы.-М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него -путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.

Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков

ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА» (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)

Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.

«Вы знаете,- растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,-дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,- пишет «Нью-Йорк тайме»,- что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а" в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов - в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.

За заваленным диаграммами металлическим столом - восемь молодых рабочих, членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха - минимальное, хотя мастер участка - непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,- говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой.

Иногда не слишком хочется оставаться после работы,- рассказывает симпатичный парень с усиками.- Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..

Группа «Вызов» - лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности - сфера материального производства.

Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.

Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.

Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку - немедленно исправь ее своими силами. Не можешь - зови на помощь. Если времени не хватает - останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.

Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось

снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.

Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.

В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.

| | | | |

42 ответа

Всё очень просто. Художественную литературу читают, чтобы понимать людей и жизнь, научную читают чтобы понимать явления и предметы.

Вы читаете учебник по астрономии, когда хотите понять, где находится галактика M35, но вам влом самому запускать орбитальный телескоп. Точно также вы читаете Достоевского, потому что Достоевский может вам предложить, что мир спасёт красота, и таким образом избавить вас от необходимости выяснять это на собственной шкуре - ну просто потому что технически запускать телескоп может быть и сложнее, но эмоционально после него вы ещё сможете функционировать - тогда как самому выяснить, что мир спасёт красота, можно только став тем, кто может об этом сказать. И если без телескопа вы все-таки проживёте, то без красоты - вряд ли.

Иными словами, это опосредованный опыт, который не заменяет собственного, но сокращает дистанции. Собственный всё равно требуется, поскольку средства для обработки всей этой информации тоже нужно откуда-то наработать - литература не сделает всё за вас, она скорее помогает не умереть по дороге.

Можно конечно обманываться тем, что без красоты прожить так же легко, как и без телескопа. Это заманчивая мысль. Тем более что если бы красота действительно могла спасти мир, то за последние 4 тысячи лет мы наверняка должны были накопить этой красоты достаточно для его спасения. Но видимо мир спасается не весь сразу, а по одному человеку за раз - и так уж получилось, что именно это человеку почему-то всё-таки нужно. Иначе литература не была бы буквально первым, чем мы предположительно начали заниматься сразу же, как разобрались с огнём, пещерой и палкой. Просто эта потребность не возникает столь же очевидно, как потребность в огне и пещере - она скорее как воздух, который замечают только тогда, когда его становится слишком мало.

Это нужное можно откладывать в 20, и в 30, и в 40 лет, но рано или поздно оно о себе напомнит - в виде чувства, что что-то было пропущено, чего-то не хватило, где-то была какая-то вещь, которая могла помочь, и непонятно, где она была, и что она вообще такое. А главное - что чем дольше это откладывается, тем больнее оказывается пробуждение. Так что можно смело умножать познания - скорби меньше всё равно не будет.

Ну а если человек считает, что он всё уже понял, и ему ничего не нужно - ну, тогда может не читать, Бога ради, всё равно помочь ему невозможно.

В своё время я задумывалась над подобной точкой зрения. С нею можно согласиться, если воспринимать свой мозг и себя самого как компьютер, не способный чувствовать, вспоминать, восхищаться. Я думаю, совсем уж забрасывать художественную литературу - себе дороже. Но и читать только её не советую, лучше всего смешивать разные стили, так и язык обогащается, и скучно не становится. В чем смысл художественной литературы?

Художественная литература художественной литературе рознь. Действительно хорошие произведения могут принести немало пользы, вот несколько примеров:

1) Язык. Как для изучения иностранного языка, так и для изучения своего, художественная литература полезна тем, что в ней отражаются фразеологизмы, метафоры, сравнения, свойственные конкретному языку. Более того, в ней учитывается литературная норма языка, которой стоит придерживаться, особенно на начальных стадиях изучения оного. В качестве исключения мне приходит в голову только арабский: я много разговаривала с арабами об их языке, уж очень хочу выучить, но все как один говорят, что лучше выбрать конкретный диалект, поскольку литературную норму поймут очень немногие

2) Культура, политика, история. Вы можете сколько угодно зубрить учебники по межкультурной коммуникации, истории и культурологии, но именно художественная литература даст Вам контекст, особенно написанная представителем интересующей Вас страны и эпохи.

3) Погружение. Довольно-таки интересный феномен, его много изучают в психологии (для ознакомления могу предложить работы профессора доктора Артура Якобса/Arthur Jacobs). Он состоит в потери реальности, погружении в книгу настолько, что Вы теряете ощущение времени и позволяете испытать своему мозгу ощущения сродни любому сильнодействующему наркотику. Примечательно, что Гарри Поттер является книгой с наиболее высоким показателем погружения у читателей (ссылка на того же Якобса)

4) Спасение. Знаю, звучит тривиально. Но чужие фантазии могут спасти от грусти, найти новое увлечение в жизни, отречься от забот хотя бы на час.

Сам постоянно задавался таким вопросом. Пока на уровне понимания таком... То, что эти книги менее информативны в плане энциклопедических знаний, что нынче модно, это да. Тогда науч-поп в руки и там всё предельно просто и понятно, главное вникнуть.
Но, как мне кажется, художественная литература ценна другим, а именно тем, что вы, читая некую книгу, становитесь главным её героем , и тот опыт, который испытывают герои, несомненно отразится на вас самих.
Прочитав недавно "Загадочное ночное убийство собаки", я понял насколько чудна жизнь аутиста. И эти два дня чтения моё "психическое" немного отклонилось от того абстрактного стандарта, которое мы считаем нормой. А есть и такие. И я "оказался" в его шкуре.
Т.е. для меня художественное произведение - это опыт другого человека, испытанный на себе. Виртуальная реальность, только вместо шлема - книга.

Последний раз я такое мнение слышал от человека, у которого трата время с пользой - это с бутылкой и рюмкой у телевизора. Этому человеку - да, чужие фантазии не нужны.

Для малого процента людей книги, действительно, пустая трата времени. Это касается тех, кто читает дабы отдать дань моде.

Остальные люди так или иначе остаются в плюсе от каждой прочитанной книги. Во-первых, художественная литература, это не только фантастика (чьи-то фантазии, так скажем), но и произведения основанные на реальных событиях, допустим исторические романы. Кроме того, произведения Ремарка нельзя назвать историческими, но в них легко просматривается ситуация в Германии в период I Мировой войны. "Война и мир" Толстого дала мне представлений об Отечественной войне больше, чем учебник истории (на самом деле я сильна в истории, не подумайте).Во- вторых, детективы заставляют вас ломать голову вместе с главным героям, а произведения с недосказанностью в финале ох как заставляют задуматься. Ну и, наконец, фантазия на работает на протяжении всего чтения, скольким образам и пейзажам мы в своих мыслях рисуем оболочку.

Никто не заставляет читать художественную литературу, если вам не нравится.
Если же пройтись по плюсам, то:
1. Чтение худ. литературы развивает образное мышление, которое, как раз, отвечает за творческую составляющую развития человека.

2. Чтение позволяет нам переживать события вместе с персонажами, как в реальной жизни, получить ощущения в тех ситуациях, в которых оказываются персонажи произведения. Иногда это просто переворачивает жизнь читателя, и он корректирует своё отношение к ней.

3. Художественная литература, да и литература в общем, формирует наше мировоззрение путем оценки поведения персонажей (если проводится хоть какой-то анализ происходящего, а не просто чтение букв), сопоставляя другие взгляды на жизнь.

4. Хорошая литература развивает разговорную речь.

5. Приятное времяпровождение.

Художественная литература формирует жизненную позицию, если чтение осознанное, а не потребительское. Знавал таких людей, которые читали с целью время скоротать, словно смотрят тупой фильм. Я таких людей не понимаю, считаю, что если уж и читать что-то, то воспринимать всё всерьёз, как философский трактат, искать глубинный смысл, а иначе, действительно, чтение ничем не будет отличаться от просмотра тупых фильмов.

Это занимает вполне долгое время, но это того стоит! И, тем более, чем больше книг человек прочитает, тем больше увеличивается скорость его чтения!

Книга... Это нечто большее, чем смысл, заложенный в это слово... Эмоции, которые человек получает при чтении книги, не сравнимы ни с фильмами, ни с прослушиванием аудиокниг, ни даже, что странно, с театром. Фильмы и театр - это то, как видит режиссёр или постановщик книгу. Никогда у людей, прочитавших одну и ту же книгу, не создастся единого впечатления! Они могут быть схожи, но всё же, совсем разные. Когда человек читает книгу, в его воображении вырисовывается картина действия, и, читая, мы примерно представляем, как всё это выглядит. Следовательно, к плюсам чтения добавляется еще и развитие воображения!

И даже несмотря на поучительность, плюс книги состоит еще в том, что она приносит удовольствие. Представьте! Вы уютно, под пледом с чашкой чая устроились с любимой книгой! Ведь это чувство не передается ни с чем другим!

Не любите и ничего страшного-Шерлок Холмс тоже не любил и был отличным спецом. Любить не заставишь, читать через силу если вам это не приносит удовольствия нет смысла. Развивайтесь в тех областях где у вас есть мотивация

Я объясняю для себя такие заявления, как очень прямолинейное мышление. Такие люди могут быть умными и наполненными, но по каким-то причинам (то ли изначальная данность, то ли во-время не настроили себя) им комфортно воспринимать информацию без фильтра. Если, допустим, вы испытываете проблемы в общении, можете почитать непосредственные советы и коммуникативные техники. Что-то применить, что-то откинуть. А можете почитать художественную литературу, где на примере жизни героев увидите сходные ситуации, сможете проанализировать, как бы вы поступили на их месте и т.д. По мне так это вкуснее

Это азбука жизни. Зачем учиться на своих ошибках, если большинство из них - архетипические? :))

Другое дело - не все способны считывать коды произведений искусства. Это ещё одна причина, почему нужно читать именно классику. "Шифровку" надо постигать последовательно и во всей полноте. Ни один отрезок или пласт культуры не будет понятен или полезен вам без знания о других существующих.

Классическая литература - это знания о мире, но в отличие от научной литературы - это знания о внутреннем мире человека, его природе, мотивах, исканиях.

Человечество как ребенок - растет, развивается, переживает кризисы, взрослеет. История этого взросления и есть классическая литература и искусство вообще.

Пс - я не думаю, что стоит зацикливаться на must read, Вы вправе создать свой список, берите неизвестную классику, если раздражают и кажутся "замыленными" привычные сюжеты. И всё же привычное стоит прочесть самому, потому что - поверьте! - ни один пересказ не даст того, что даёт полный текст, а ещё в каждой классической книге (наверное, на то она и классика) всегда находится хотя бы строчка, адресованная именно тебе и именно в этот момент. Магия гения, видимо:)

Хорошая художественная литература не пишется просто так - она обязательно отвечает на определенный вопрос, задаваемый либо автором в контексте его собственного опыта, либо обществом в контексте исторического процесса.

Читая классику литературы или современные художественные тексты, вы либо перенимаете определенный опыт, раскрываете для себя новые образы/системы мышления, которые автор закладывает в персонажей для раскрытия личностной проблемы, либо получаете новый взгляд на менталитет определенных социальных групп конкретных исторических периодов, либо описание определенных исторических процессов с позиции человека, переживавших их.

Короче говоря, образовываетесь/расширяете кругозор.

P.S. Ну и об эстетическом удовольствии от красивого языка нельзя забывать)

Художественная литература так-же развивает способности анализировать, так-как вы в процессе прочтения начинаете додумывать сюжет, предполагать разные варианты развития событий. Об этом подробно рассказывал Анатолий Вассерман. Безусловно от художественной литературы отказываться нельзя, а зацикливаться лишь на определенном направлении, тем-более.

1. Запись чьих-либо фантазий никаким боком не является художественной литературой.

4. Художественная литература, как и другие искусства, использует образное мышление как (очень эффективный) инструмент. Т.е. если вы у вас инструментальная (прикладная) функция воображения не развилась, то в искусстве вы ничего не сделаете. Хороший пример - Чернышевский. Блестящий счетчик и художественное бессилие.

5. Настоящее литературное произведение - это захватывающая игра. Это как хороший футбольный матч. Если вы понимаете смысл происходящего, он может подарить незабываемые впечатления.

Чтение-это опыт, который мы получаем отдавая свое время. Можно, конечно, до всего доходить своим умом и своими ошибками, но, как говорит народная пословица-так умные люди не учатся. Иногда книга может перевернуть все привычное течение жизни и и открыть целый океан возможностей, о котором мы даже не подозревали.

Читаю, потому что привыкла. Во время учебы в ВУЗе нас нагружали огромными списками литературы, изучали отечественную и зарубежную. А как студенческие годы подошли к концу, списков не стало, и я будто начала задыхаться. Пришлось самой их составлять:) Чтение, как спорт - держит в тонусе.

В мире столько героев, историй и мне хочется узнать как можно больше. А еще, мне очень тяжело с людьми, но я хочу общаться. Вот и читаю.

Чтение - это прогулка в новые места, миры, а также новые ситуации и знакомства. Вот за этим я и открываю книгу снова и снова:)

Самый примитивный образ чтения, по Набокову, - просто погружаюсь в ткань сюжета и проживаю какое-то время в этом трансе.

То есть та же функция, что у других способов забвения. Приятное забвение.

Для познания себя и мира вокруг, для развития, для души. Читая художественную литературу, мы получаем опыт, который не можем получить в реальной жизни, учимся представлять себя на месте другого человека, развиваем воображение.

Даже если не обращать внимания на то, что в самом вопросе ошибка, и исходить из неверной предпосылки о том, что художественная литература - это не более, чем чужие фантазии, то ответ всё равно "нет". Эти фантазии так или иначе строятся по определённому принципу. И этот принцип состоит в том, что развитие сюжета на примере выдуманных автором событий объясняет то, как устроены люди и отношения между ними. И объясняет более-менее правильно. В противном случае произведение не становится популярным и не получает признания. Не думаю, что процесс получения знаний о том, как устроены люди, можно считать потерей времени. Если это потеря, то что тогда нет? Более важных в практическом смысле знаний не существует. Без понимания этого вопроса вряд ли можно хоть чего-то достичь в жизни. А единственным альтернативным способом получить такое понимание является личный опыт. Но этот способ крайне неэффективен.

Можно привести конкретный пример. Существует такая вещь как любовь. Знание о том, что это такое, передаётся только через художественную форму. Долгое время это была только литература. Сейчас вот появилась альтернатива в виде фильмов. Ещё можно смотреть "Дом 2". Но это слишком вульгарная форма. При том, что свою задачу она решает, всё-таки образованному человеку с хорошим вкусом это не подходит. Так что этот вариант не считаем вообще. Фильмы же можно засчитать с натяжкой. Какое-то базовое понимание вопроса они, конечно, дают, но не более того. Кроме того, в основе стоящего фильма о любви, как правило, лежит книга, по отношению к которой сам фильм является вторичным. Так что, по большому счёту, вне художественной литературы не существует адекватного описания того, что такое любовь. Что это означает на практике? А то, что если человек не прочитал в своей жизни хотя бы несколько художественных книг о любви, то он просто не понимает, что это такое. Само это слово не значит для него ничего. Он приблизительно догадывается о том, как его нужно употреблять, но делает это чисто механически, используя шаблонные выражения, которые слышал от других людей. Смысла этого слова он не понимает. Когда другие люди это обсуждают, он вообще не понимает, о чём идёт речь. Некоторые даже считают, что любви не существует, что это какой-то фейк.

Если же немного выйти за рамки вопроса, то стоит сказать о том, что далеко не любая литература, будучи художественной по форме, является вымыслом и фантазией на 100%. В художественных произведениях содержится очень много такой информации, которую автор не сам придумал, а почерпнул из каких-то источников. И при этом она преподносится читателю не в скучной академической форме, а аккуратно вбрасывается небольшими порциями по ходу развития интересного сюжета. Например, действие детективов Чейза происходит в США, где он сам не жил. Вся информация для описания контекста выдуманных им событий была взята из документальных источников. Более того, существуют произведения, описывающие те или иные вещи настолько точно и подробно, что в них гораздо больше правды, чем вымысла. Если кому-то интересно, как функционирует аэропорт, больница, гостиница или банк, то можно почитать соответствующие произведения Артура Хэйли. Формально это художественные произведения с сюжетом, но в результате прочтения узнаёшь очень много таких нюансов, которые обычно описываются в нехудожественных текстах. Или если интересно, как устроен элитный американский университет, то книга Тома Вулфа "Я - Шарлотта Симмонс" снимет все вопросы. Видно, что автор придумал только сюжет. Всё остальное он тщательно изучил и просто изложил в художественной форме. В общем, художественная литература не настолько вымышленная, как может показаться.

К уже сказанному здесь добавлю: ради развития своей речи. Чтение научной литературы, полезной с прикладной точки зрения, мало поможет в этом деле, так как только художественная литература дает прекрасный пример описания различных, часто очень реальных, правдоподобных ситуаций с помощью языковых средств. Опять же не будем забывать расширение словарного запаса. Ну а человек с хорошей, грамотной речью (причем как устно, так и письменной) всегда выглядит выгодно, хотя бы по той причине, что может ясно, четко, внятно и, вместе с тем, обстоятельно формулировать свои мысли.

Развить речь нельзя литературой, но можно развить практикой этой самой речи. Следить за каждым своим словом, тщательно продумывать конструкции и проч. - всё это с практикой доведёт до прекрасной речи. И без литературы, которая роли в этом не играет. Насчёт увеличения словарного запаса - спорно. Что бы запомнить слово не достаточно его один раз где-то прочитать. Минимум 10 раз надо его повторить в течение недели. Проще смотреть в словарь, это быстрее и практичнее

Ответить

Прокомментировать

Прямой и ясный ответ на Ваш вопрос - нет. Я даже в некоторой степени придерживаюсь обратной точки зрения - мне кажется, что популярный нынче нонфикшен (все эти биографии, истории об уникальном личном опыте и т.д.) во многом представляет собой кастрированную художественную литературу. Эти истории, конечно могут быть захватывающими, могут нести какой-то уникальный опыт, но они при этом лишены настоящей работы автора - тут нет композиции, нет определяющих деталей, нет игры автора и читателя, как и нет нескольких слоев смысла. В жизни и основанном на ней нонфикшене детали и события случайны, тогда как в художественной литературе любое движение, любая встреча персонажей, все предметы, которыми они пользуются, появляются в тексте, чтобы привнести смысл, сыграть свою четко определенную роль, что-либо показать. Чтобы видеть, что и зачем введено в произведение нужен навык, нужна работа читателя. Чтобы расставлять вещи и персонажей так, чтобы они передавали нужный смысл, нужна работа автора. Таким образом нонфикшен практически полностью лишается обеих составляющих, оставляя текст с одной единственной, даже не повествовательной - информационной функцией.

Стоит начать с того, какие цели вы преследуете, определитесь сначала с этим.

Итак, разберем же по пунктам, что дает беллетристика:

1. Расширяет словарный запас, улучшает речь, усложняет синтаксические конструкции и проч., что связано с улучшением практических навыков в языке.

2. Развивает образное мышление. Проверено на личном опыте: вкупе с математикой беллетристика дает невероятные результаты - улучшается восприятие, думать гораздо проще, быстрее совешаются умозаключения.

3. Расширение эмоционального горизонта: ты действительно переживаешь те ситуации, в которых находятся герои (это ли ни есть жизненный опыт?).

И это если брать практическую пользу, но кроме того существует вариант чтения для удовольствия, чтение хорошей книги в приятной обстановке.

Удачи с определением целей!

Конечно стоит! Лично я не вижу в этом никаких минусов (разве что ухудшение зрения),а вот плюсов масса. Итак,чтение вообще само по себе занятие очень полезное,оно развивает мышление,эрудицию,внимательность,усидчивость,воображение. Когда мы читаем классическую литературу, мы запоминаем написание слов и грамотное построение предложений.Классика заставляет нас думать,потому что автор предлагает нам свое видение мира(проблемы,человека,смысла жизни) , мы живем вместе с героем книги и пытаемся решить вместе с ним его проблемы или найти выход из ситуации. Читая классическую литературу,привыкаешь грамотно и красиво излагать свои мысли, приобретаешь полезный опыт и советы,взятые из книг,становишься более развит в духовном плане, пересматриваешь свои взгляды на жизнь (любовь,семью,дружбу),развиваешься культурно. К тому же,неужели тебе неинтересно,как жили люди в прошлом? их беседы,быт,трудности,радости?

Отдельно хочу заметить,что каждому гражданину своей страны необходимо читать как можно больше классических произведений своих соотечественников,ведь в них отражены традиции и культура,проблемы и история становления твой страны.

Лично для меня классика это неиссякаемый источник патриотизма. Да,я согласна не все писатели пишут интересно и понятно,но нужно просто найти свое. Я,например, в восторге от романа "Война и Мир" Л.Н. Толстого,но просто не переношу "Преступление и Наказание " Ф.Достоевского.

На этом все:) читай,развивайся и становись лучше!

Для расширения кругозора, если читать классиков, то можно например примерно представить какой была жизнь во времена когда они жили. Да и словарный запас очень сильно прокачивается. Вообще читать полезно особенно если это не только худ литература.

Ну, суди сам.

Художественная литература - как и искусство в целом - отражает эпоху, в которую она развивалась. То есть, содержит в себе ядро культуры и тень истории
Плюс, в литературе содержатся многие идеи, отражающие все ценности человечества .
К тому же, чтение литературы - это пополнение словарного запаса, что помогает в свою очередь общаться грамотнее и приятнее - как для себя, так и для собеседников.
Ну и да, если вдруг захочется писать самому - то тут никуда без чтения, об этом все писатели в один голос твердят.

Как-то так.

‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍

Если чисто прагматически, то в большинстве худ. произведений описываются персонажи реальной жизни(как известно люди не меняются, в отличии от физики и с подобными науками). Т.е. прочитав какой-то роман, вы можете узнать в тип личности героев и правильно общаться с ним, не поддаваться на его провокации. А с людьми вы будите общаться, т.к. человек- био-социальное существо.

Также можно отметить, что худ. произведения помогают сравляться с трудностями жизни. Если в жизни все плохо, то можно почитать книгу и уйти в этот мир с головой или понять, что твои проблемы ничего не стоят.

Ну и главное для многих. Ты можешь получать наслаждение и от сюжета книг и от стиля и слога автора. Нетипичные повороты сюжета, реальные герои, помощь в реальной жизни, обогащение словарного запаса - это цели худ. литературы, отличающиеся от целей научно-популярной.

Это как поговорить с интересным собеседником. Особенно когда автор уже знаком. Он раскрывает перед тобой свои мысли, дает информацию для размышлений, а иногда открывает тебе печальную истину. Литература все же очень интимная вещь, мы читаем мысли великих и не очень людей, и они готовы рассказать нам все, что знают.

Инструкция

Составьте план чтения. Он должен находиться перед глазами, чтобы стать частью жизни. Чтение перейдет в привычку, а затем - в потребность, но происходить это будет постепенно. Вначале же необходимо переключаться на чтение от более привычных дел. Красивый список с контрольными датами будет побуждать к действию. Поставьте цель - достичь красивой цифры: 100 книг. Подсчитывайте достижения, ставьте галочки, рисуйте графики, чтобы мысленно настраиваться на победу.

Запишитесь в муниципальную библиотеку. Большинство книг из списка найдете именно там. Читайте нормальные , не портите зрение лишним сидением за компьютером.

Ведите чтения. Выписывайте строки, которые вас чем-то зацепили. Отмечайте дату прочтения. Через несколько месяцев будете пролистывать дневник и воспринимать записи иначе.

Читая серьезные книги, выписывайте следующую информацию: цели, которые ставил перед собой автор; принципы, которыми он руководствовался в жизни; применения принципов. О таком чтении книг австралийский миллионер Питер Дэниелс на семинаре «Вырываясь из посредственности». Чем больше книг так проработаете, тем разовьете способность к пониманию сути прочитанного.

Обсуждайте с друзьями цитаты из книг. Чтобы они запомнились, периодически перечитывайте записи. Сможете блеснуть эрудицией в компании знакомых.

Поставьте цель - научиться чему-то новому. Начните с 1-го шага, но теперь составьте план чтения книг, относящихся к теме. Самообучение позволит отточить навыки понимания книг.

Видео по теме

Обратите внимание

Если Вы будете редко писать, то не сможете совершенствоваться, поэтому Вы должны постоянно практиковаться. Вы можете просто переписывать пару страниц текста в день из книги. Опять же, книга должна быть грамотно написанной, а не бульварным ширпотребом.

Полезный совет

Можно увлекательно рассказать о чем угодно. Но невозможно научится писать о том, что вам совершенно неинтересно. Можно писать что-то по заказу. Но самые интересные тексты получаются тогда, когда вы пишете что-то интересное для вас самих. Записывайте идеи.

Совет 2: Какие книги нужно обязательно прочесть в 2017 году

Мир книжных изданий так многогранен, что порой сложно выбрать интересную и полезную для развития литературу. Некоторые книги нужно прочесть обязательно, так как они являются шедеврами мирового масштаба.

Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Эту книгу обязательно нужно прочесть в юности, когда мышление живое, а идеалы специфичные и возвышенные. Семнадцатилетний Холден фактически описывает жизнь молодежи, показывая разрез общества, в котором он . Он открывает читателям глаза на типы людей и их пороки. Это простого мальчишки, говорящего о злободневности.

В то время, когда роман был выпущен, он произвел фурор своей скандальностью.

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»

Некоторые произведения обязательны к прочтению из-за их жизнеутверждающего подтекста. Этот роман Ремарка повествует об отношениях автогонщика и , больной . Здесь есть и риск, и любовь и острые переживания.

Многие романы Ремарка полны штампов, но несмотря на это, прочтение всегда вызывает желание жить.

Габриэль Гарсиа Маркес «100 лет одиночества»

Эта увлекательная рассказывает о буднях и переживаниях многих поколений одной колумбийской семьи. Вопросы чести, любви, смерти сплелись в запутанный клубок, который по-разному воспринимают читатели. Необычный мистический стиль и краеугольные жизненные вопросы делают этот роман обязательным к прочтению.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Эта книга является обязательной к прочтению в американских школах. Сюжет рассказывает о судьбе умственно отсталого мужчины, который решил принять участие в проекте по увеличению интеллекта. Моральная дилемма появляется тогда, когда результаты становятся непредсказуемыми. Тема «маленького человека» остро стоит в современном обществе, поэтому данный рассказ должен быть прочитан каждым школьником.

Зачем читать художественную литературу? Не является это занятие пустым времяпрепровождением? Стоит ли тратить своё драгоценное время на вымышленных героев, когда нечитанными остаются сочинения святых отцов Церкви?

В самом деле, если главной целью чтения полагать лишь получение необходимой информации, то читать нужно лишь духовную, справочную и учебную литературу. Между тем, получение информации — не единственная, а возможно, и не основная задача чтения.
В то время как документальная литература открывает читателю факты и истины, литература художественная, воздействуя на эмоциональную сферу, раскрывает человеческую душу для принятия этих истин, усиливает способность к восприятию и переработке информации. Человек, читающий хорошую художественную литературу, лучше понимает других людей, их мысли, чувства, мотивацию поступков; ему легче анализировать различные жизненные ситуации, выстраивать собственную судьбу и взаимоотношения с другими людьми.
Художественную литературу, как и другие виды искусства, можно отнести к душевной сфере нашей жизни. А это именно та сфера, где берёт исток человеческая личность. Святые отцы отмечают, что именно развитие душевных качеств делает человека эстетически чутким, утончает его, разрыхляет его душу, готовя к духовному росту. Может ли человек, не развив свои душевные качества, возрасти духовно? На этот вопрос отвечает апостол Павел, говоря: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1-е послание к коринфянам, 15:45).
К тому же, художественная литература даёт бесценный психологический и нравственный материал для изучения жизни, людских судеб, их опыта падений и взлётов. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) так и называется: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского».
Вместе с тем важно избирательно подходить к чтению, поскольку всё, что мы читаем, откладывает свой отпечаток на нашу душу, оставляя в ней свой след. Сегодня, в условиях навязываемой обществу «толерантности», когда грех стало принято считать нормой, это особенно актуально.
Православный интернет-магазин «Зёрна» предоставляет своим читателям возможность выбирать книги по душе и для души, в том числе и произведения художественной литературы. Это не только лучшие произведения русской и зарубежной классики, но и книги современных православных авторов. На наших виртуальных полках можно встретить такие имена как Иван Шмелёв, Василий Никифоров-Волгин, епископ Тихон (Шевкунов), Нина Павлова, Ольга Рожнёва, Александр Донских, протоиерей Николай Агафонов, Наталья Сухинина, протоиерей Ярослав Шипов, Мария Сараджишвили, Владимир Крупин, Марина Гончаренко, Наталья Горбачёва и многие, многие другие.



Рассказать друзьям