Тема революции гражданской войны в произведении. Гражданская война в произведениях русских писателей хх века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– почти исключительно лирика. Трагедии, которые он писал в последние годы, не имеют значения. Проза важнее. Его Рассуждение о лирической поэзии замечательный пример не слишком информированной, но вдохновенной критики. Комментарий, написанный им к собственным стихам, полон прелестных, странных и много проясняющих подробностей. Мемуары очень убедительно рисуют его нелегкий и упрямый нрав. Проза его, стремительная и нервная, совершенно свободна от педантических завитушек германо-латинской риторики и, вместе с суворовской, представляет самую индивидуальную и мужественную прозу столетия.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В лирической поэзии Державин велик. Даже просто по силе воображения он один из немногих величайших русских поэтов. Дух его поэзии классический, но это классицизм варвара. Его философия – веселое и жадное эпикурейство , не отрицающее Бога, но относящееся к нему с бескорыстным восхищением. Он принимает смерть и уничтожение с мужественной благодарностью за радости быстротечной жизни. Он забавно соединяет высокоморальное чувство справедливости и долга с твердым и сознательным решением наслаждаться всей полнотой жизни. Он любил высокое во всех его формах: метафизическое величие деистического Бога, физическое величие водопада, политическое величие империи, ее строителей и воинов. Гоголь был прав, когда назвал Державина «поэтом величия».

Но хотя все эти черты присущи классицизму , Державин был варвар, не только в своей любви к материальным наслаждениям, но и в своем использовании языка. «Гений его, – сказал Пушкин , – мыслил по-татарски и по недостатку времени не знал русской грамматики». Его стиль – это постоянное насилие над русским языком, непрестанная, сильнейшая, индивидуалистическая, мужественная, но часто и жестокая его деформация. Как и его великий современник Суворов , Державин не боялся потерь, когда дело шло о победе. Величайшие его оды (и Водопад в том числе) часто состоят из отдельных головокружительных пиков поэзии, вздымающихся над хаотической пустыней корявых общих мест. Поэтическая сфера Державина очень широка. Он писал похвальные и духовные оды, анакреонтические и горацианские стихотворения, дифирамбы и кантаты, а в позднейшие годы даже баллады. Он был смелым новатором, но новации его не противоречили духу классицизма. В своем парафразе горациевского Exegi Monumentum (Памятник ) он обосновывает свое право на бессмертие тем, что создал новый жанр: шутливую похвальную оду. Дерзкая смесь высокого с реальным и комическим – характерная черта самых популярных державинских од, и именно эта новизна ударила по сердцам его современников с такой неведомою силой.

Гавриил Романович Державин

Но помимо своих новаций Державин – величайший русский поэт самого ортодоксально-классического стиля, он красноречивейший певец великих и незапамятно древних общих мест поэзии и всечеловеческого опыта. Величайшие из его моралистических од: На смерть князя Мещерского – никогда горацианская философия carpe diem (пользуйся сегодняшним днем) не была высказана с таким библейским величием; короткий и сильный парафраз 81-го псалма – против плохих царей, после французской революции навлекший на поэта большое неудовольствие (он мог ответить на обвинения только словами «Царь Давид не был якобинцем, и потому мои стихи никому не могут быть неприятны»); и Вельможа , сильнейшая обвинительная речь против самых выдающихся фаворитов XVIII века, где язвительный сарказм идет рука об руку со строжайшей нравственной серьезностью.

Но в чем Державин неподражаем – это в умении передать впечатления от света и цвета. Он видел мир как гору драгоценных камней, металлов и пламени. Величайшие его достижения, в этом смысле, начало Водопада , где он одновременно достиг и вершины своей ритмической мощи; поразительный Павлин (так своенравно испорченный под конец плоской моральной сентенцией) и стансы На возвращение графа Зубова из Персии (которые, кстати сказать, служат ярким примером державинской независимости и духа противоречия: стихи были написаны в 1797 году, сразу после восшествия на престол Павла I , который Зубова особенно ненавидел, и были обращены к брату последнего фаворита покойной императрицы). Именно в таких стихах и пассажах гений Державина достигает высот. Очень трудно это передать на другом языке, поскольку именно на необычайном характере слов, синтаксиса и прежде всего метрического разделения зиждется производимый ими эффект. Его сверкающие зрительные вспышки и риторические извержения и делают Державина поэтом «пурпурных пятен» по преимуществу.

Очень своеобразный раздел державинского поэтического творчества представляют анакреонтические стихи последних лет (впервые собранные в 1804 году). В них он дает волю своему варварскому эпикурейству и страстному жизнелюбию. Из всех русских поэтов только у одного Державина в его цветущей старости звучала эта нота радостной, здоровой и крепкой чувственности. Стихи выражают не только сексуальную чувственность, но и огромную любовь к жизни во всех ее формах. Такова Жизнь званская ; гастрономически-моралистическое Приглашение на обед и строки Дмитриеву о цыганах (Державин, первый из длинной череды русских писателей – Пушкин, Григорьев , Толстой , Лесков , Блок – отдал должное увлечению цыганской музыкой и пляской). Но среди поздних анакреонтических стихов есть стихи необычайной мелодичности и нежности, в которых (как сам Державин говорит в своих комментариях) он избегал «буквы "р", чтобы доказать медоточивость русского языка».

Поэзия Державина – целый мир поразительных богатств; единственный ее недостаток в том, что великий поэт не был ни примером, ни учителем мастерства. Он не сделал ничего для поднятия уровня литературного вкуса или для улучшения литературного языка; что же касается его поэтических взлетов, то было совершенно ясно, что сопровождать его в эти головокружительные высоты невозможно.

Краткая биография:

Родился в 1743 г. в семье бедного дворянина. Отец рано умер. Д. учился у дьячка в сельской церкви, затем в гимназии. Был зачислен в гвардейский полк. С 1762 тянул солдатскую лямку. Участвовал в подавлении мятежа Пугачева. Резкий, прямой, независимый, восстановил против себя начальство, его уволили и перевели в Сенат. Без каких-либо связей прошел путь до министра. На его карьеру и выдвижение в число первых русских стихотворцев повлияла ода «Фелица». Д. был монархистом. Считал, что монарх должен быть просвещенным и потому идеализировал Екатерину 2. Когда стал ее секретарем (1791), он понял, что она лицемерна и псевдолиберальна. При Павле он был гос. казначеем. При Александре 1 – министром юстиции, однако скоро его убрали с поста – он «очень ревностно служил». Последние годы провел в имении под Питером.

Творчество:

Поэзия Д. отличалась самобытностью и народностью . Новаторство его – в обращении поэзии к жизни, в умении быт сделать достоянием поэзии . Д. также вносит автобиографическую тему в поэзию. Он отказывается от обязательного подражания, признавая право на поэтическую индивидуальность . В его стихах всегда виден образ поэта - горячий, независимый, ссорится с императрицей, борется с неправдой и т.д. Учился у Сумарокова и Ломоносова .

80-е: Выступил в печати в 1773 г с одой «На бракосочетание вел. кн. Павла Петровича с Наталией Алексеевною». Во многом вначале следовал Ломоносову. Более интересен его цикл од, посвященный пугачевскому восстанию. Он надеялся на просвещенного монарха, от которого зависит все. Оды «На великость», «На знатность» - тема естественного равенства людей + необходимость личных заслуг чела перед гос-вом. Ранним одам Д. присуща подражательность. Но в 1779 при помощи друзей (Львова, Капниста, Хемницера) нашел свой путь, написав стих-я «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и оду «На смерть князя Мещерского» - здесь звучит новое слово поэта, воспринимающего природу глазами простого человека. Его особый путь проявился ярко и в оде «Фелица» (см. подробно билет 20). В сатирических стихотворениях проявились конкретность бытовой картины, низкие, бытовые речения – это вело к приближению стихов к жизни . Гениальное открытие Д. – нет в природе ничего, не достойного изображения в стихах. Ода «Видение мурзы » - красочность, живописность, яркая образность в восприятии мира; его поэзия того времени – «говорящая живопись». В поэзии Д. даны реальная обстановка, предметы, люди того времени. Очень популярна была философская ода «Бог» - рассуждение о возникновении мироздания и происхождении человека. Одна из важнейших тем поэзии Д. – проповедь гражданского служения отечеству . Свои взгляды на роль поэта он стремился отразить в работе «Рассуждение о лирической поэзии». В это же время Д. – неподкупный, честный человек – начинает писать сатиру. «Власителям и судиям» (см. подробно билет 20)

90-е: сатирическая ода «Вельможа » - проникнута пафосом общественного долга, служения отечеству и страстным обличением нечестных вельмож (см. подробно билет 20). В 94 Д. пишет философскую оду «Водопад » - размышление о смысле жизни, о ее быстротечности. Написана на смерть князя Потемника. Вообще 90-е – расцвет творчества поэта: созданы также «Приглашение к обеду», «На взяти Измаила», «Снегирь». Увеличиваются сатирические тенденции, но Д. создает и ряд героико-патриотических од во славу россов. Героико-патриотические оды – «На взятие Измаила», «На переход альпийских гор», «На победы в Италии». Высокая патетика, торжественность стиля, обилие гипербол, аллегорий, риторическая условность образов – это все связь с классицизмом. (см. подробнее в билете 35).

Последний период творчества: с середины 90-х гг поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия, частной жизни, свободной от обязанностей, налагаемой всей системой гос. иерархии. Уход от мирской суеты сближает Д. с сентименталистами. Стихотворение «К самому себе» - Д. готов уйти от должностных обязанностей, т.к. его борьба со злоупотреблениями чиновников безрезультатна. Анакреонтика Державина приобретает биографический характер («Дар», «Соловей во сне», «К лире», «Желание», «Кузнечик», «Тишина») (см. подробнее в билете 35). До конца дней Д. принимал активной участие в лит. жизни. Постоянно пишет стихотворения, обращается к новым жанрам, даже к драматургии (хотя здесь не преуспевает). Вообще человек – гений и повлиял на всех и все.

57. Творческий путь Радищева.

Александр Николаевич Радищев(1749-1802)

Первый рус.писатель, связавший лит-ру с осовободительным движением и революционной мыслью. Выдвинул идею народной рев-ции, за что Екатерина II считала его «бунтовщиком хуже Пугачева» При жизни Р. и после его смерти, вплоть до 1905г., его знаменитое «Путешествие» находилось под запретом.

Краткая биография: родился в богатой дворянской семье. Первые семь лет воспитывался дома (воспитатель –крепостной Петр Мамонтов). Учился в Пажеском корпусе в Питере, затем за особые заслуги в возрасте 17 лет его отправили в лейпцигский университет юриспруденции. В университете русские студенты боролись с чиновником Бокумом(кот-го приставила к ним Екатерина), что привело Р. к выводу о том, что «гнет частного тирана» должен вызвать возмущение и против главного тирана*такой тонкий намек* 1771-1773гг. – служба в департаменте Сената, где он познал весь ужас беззакония и т.д., 1773-1775 – служба в штабе Финляндской дивизии графа Брюса. Ушел, т.к. не желал участвовать в расправе над уч-ми пугачевского бунта. 1777- служба в Коммерц-коллегии. В 1788 переведен был на службу в Санкт-Петербургскую таможню. В Илимский острог (за «Путешествие») Радищев был доставлен в январе 1792 и пробыл там до конца царствования Екатерины II. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу (указ от 15.3.1801); он был вызван в Санкт-Петербург и принят на службу членом Комиссии для составления законов. «Покончил с собой» в 1802г.



Рассказать друзьям