То что близко хоть и далеко. Пословицы и поговорки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Часы, вероятно, подаренные Ивану Грозному - стояли в Грановитой палате во время приёмов

Московский Кремль славится многими историческими и архитектурными памятниками. К таковым относится одно из самых древних в Москве гражданских зданий - Грановитая палата.

Это место было свидетелем празднования Иваном Грозным взятия Казани в 1552 г. А в 1709 г. здесь Петр I праздновал победу над шведами. Здесь же в 1653 г. состоялся Земский Собор, на котором был подписан договор о воссоединении Украины с Россией.

«В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

На протяжении многих лет Грановитая палата московского Кремля являлась парадным тронным залом, в котором совершались важнейшие события политической жизни Русского государства. Грановитая палата Кремля была свидетельницей исторического решения о воссоединении Украины с Россией, именно здесь отмечалась Полтавская победа Петра Первого

Грановитая палата представляет собой огромный зал, крестовые своды которого опираются на центральный столб. Столб украшен золотыми и серебряными сосудами. Свет в величественный зал, высота потолка которого достигает 9 метров, падает из 18 окон. Вечером зал освещается четырьмя бронзовыми люстрами, изготовленными более двух веков назад в форме древних паникадил.

Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг. В это время Москва, объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.

Красное крыльцо

Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.

И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В.

В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.

Парадный фасад. Вид с Соборной площади.

При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.

Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.

Миниатюры из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672-1673 . 11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича

Shishkov design for Palace of Facets scene in Boris Godunov (1874)

Coronation banquet of Tsar Alexander II (1856) in the main hall of the Palace of Facets

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные "под кирпич". Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции: строгий карниз, тонкие колонки и др. элементы поздней итальянской готики совмещаются с характерными для древнерусской архитектуры пропорциональностью и правильностью форм.

Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата.

В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы.

Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда». Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один

Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;

Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.

В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками.

Александр Невский,Дмитрий Донской,А.Калита

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882.

Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.

После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.

История Иосифа Прекрасного. Жена Потифара обвиняет Иосифа. Роспись Грановитой палаты. 1882.

Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.

С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты. Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.

История Иосифа Прекрасного. Роспись северной стены Грановитой палаты. 1882.

Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.

Торжественный обед в Грановитой палате.Zichy Mihaly 1883 - 1895 гг

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Столб и портал

Интерьер. Северо-восточная сторона. 1487-1491

При строительстве в 1838-1849 гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Святые сени. Южная сторона

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Святые сени. Северная сторона

При реставрационных работах 1967-1968 гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994 гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

Своды Грановитой палаты

Семарглы над дверями Грановитой палаты.

Живопись и внутреннее убранство Грановитой палаты менялись неоднократно. Первая роспись стен была выполнена в кон. XVII в., в царствование Федора Иоанновича. В это время библейские сюжеты и притчи переплетались в росписи с историческими и бытовыми сценами. Здесь же были помещены условные портреты великих князей, в т. ч. самого Рюрика и первых Рюриковичей: Игоря С тарого и Святослава.

Праотцы. Роспись в распалубке юго-восточного угла Грановитой палаты. 1882

Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

По причине многочисленных пожаров к 1660-м гг. Грановитая пришла в ветхое состояние. В связи с этим московскому иконописцу и графику С.Ф. Ушакову (1626 - 1686) было предложено подновить фрески, и в 1668 г. он составил подробную опись сюжетов.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882

В кон. XVII в. стены Грановитой палаты побелили и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 г., в 1684 - 1685 гг., один из крупнейших московских зодчих последней четверти XVII - первого десятилетия XVIII в. О.Д. Старцев восстановил и поновил интерьеры Грановитой палаты.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь.

Два столетия спустя, в 1882 г., крестьяне-иконописцы из Палеха братья Белоусовы повелением Императора Александра III восстановили росписи ("стенопись") Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (до этого реставрационные работы в Грановитой палаты проводились ещё при Николае I, в 1847 г.).

Рельефную алебастровую лепнину XVIII в. на центральном столбе заменили искуссным живописным орнаментом. А в память об участии братьев Белоусовых в реставрации интерьера Грановитой палаты в 1882 г. остался медальон на её западной стене.

История царя Давида. Роспись южной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Выбор веры Великим Князем Владимиром. Святые сени Грановитой палаты Кремля. Завьялов Федор Семенович. 1847

Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами. По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.

Кроме пола и ковров, она предстала точно такой же, какой ее задумывал впервые царь Иван Третий.

В Грановитой палате проходили церемонии венчания на трон русских царей. Здесь же до Ивана Грозного заседала боярская Дума. За 600 лет ее существования каждый сантиметр здесь пропитался историей.

Без сомнения, это шедевр мирового значения, каких мало.

Достаточно сказать, что на настенные изображения XV века не поднялась рука даже большевиков, ненавидевших все поповское. Иисус

Пантократор взирал с купола потолка на советских граждан все 75 лет безбожной власти. Это ли не чудо.

Он и теперь взирает в своем непреходящем величии именно с того места, где был изображен изначально. Питерские реставраторы обновили знаменитые росписи палаты.

Вообще с 2007 года все работы в Большом Кремлевском дворце проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией реставраторов.

По закону перед любыми восстановительными работами необходимо проводить археологические исследования. Во время раскопок были сделаны интересные находки. Найдено много нательных крестов, пуль и даже образцы ртути. Скорее всего в этом месте некогда располагалась и оружейная мастерская. Ртуть использовалась для отливки древних пуль.

Император на Красном крыльце (XIX век)

Сейчас Грановитая палата выглядит именно так, как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами

В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годов Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов


Московский Кремль.Дворцы.Грановитая палата


Часы, вероятно, подаренные Ивану Грозному — стояли в Грановитой палате во время приёмов


Московский Кремль славится многими историческими и архитектурными памятниками. К таковым относится одно из самых древних в Москве гражданских зданий - Грановитая палата.

Это место было свидетелем празднования Иваном Грозным взятия Казани в 1552 г. А в 1709 г. здесь Петр I праздновал победу над шведами. Здесь же в 1653 г. состоялся Земский Собор, на котором был подписан договор о воссоединении Украины с Россией.



«В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

На протяжении многих лет Грановитая палата московского Кремля являлась парадным тронным залом, в котором совершались важнейшие события политической жизни Русского государства. Грановитая палата Кремля была свидетельницей исторического решения о воссоединении Украины с Россией, именно здесь отмечалась Полтавская победа Петра Первого


Грановитая палата представляет собой огромный зал, крестовые своды которого опираются на центральный столб. Столб украшен золотыми и серебряными сосудами. Свет в величественный зал, высота потолка которого достигает 9 метров, падает из 18 окон. Вечером зал освещается четырьмя бронзовыми люстрами, изготовленными более двух веков назад в форме древних паникадил.


Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг. В это время Москва, объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.

Красное крыльцо

Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.

И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В.

В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.

Парадный фасад. Вид с Соборной площади.


При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.





Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.

Миниатюры из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672-1673. 11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича

Shishkov design for Palace of Facets scene in Boris Godunov (1874)

Coronation banquet of Tsar Alexander II (1856) in the main hall of the Palace of Facets

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница - Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, - наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.


Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции: строгий карниз, тонкие колонки и др. элементы поздней итальянской готики совмещаются с характерными для древнерусской архитектуры пропорциональностью и правильностью форм.


Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата.



В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы.

Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда». Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один

Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;

Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.

В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками.

Александр Невский,Дмитрий Донской,А.Калита

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882.

Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.


После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.

История Иосифа Прекрасного. Жена Потифара обвиняет Иосифа. Роспись Грановитой палаты. 1882.

Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.

С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты. Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.

История Иосифа Прекрасного. Роспись северной стены Грановитой палаты. 1882.

Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.

Торжественный обед в Грановитой палате.Zichy Mihaly 1883 - 1895 гг

Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Столб и портал

Интерьер. Северо-восточная сторона. 1487—1491

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Святые сени. Южная сторона

Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Святые сени. Северная сторона

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

Своды Грановитой палаты

Семарглы над дверями Грановитой палаты.

Живопись и внутреннее убранство Грановитой палаты менялись неоднократно. Первая роспись стен была выполнена в кон. XVII в., в царствование Федора Иоанновича. В это время библейские сюжеты и притчи переплетались в росписи с историческими и бытовыми сценами. Здесь же были помещены условные портреты великих князей, в т. ч. самого Рюрика и первых Рюриковичей: Игоря С тарого и Святослава.

Праотцы. Роспись в распалубке юго-восточного угла Грановитой палаты. 1882

Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

По причине многочисленных пожаров к 1660-м гг. Грановитая пришла в ветхое состояние. В связи с этим московскому иконописцу и графику С.Ф. Ушакову (1626 - 1686) было предложено подновить фрески, и в 1668 г. он составил подробную опись сюжетов.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882

В кон. XVII в. стены Грановитой палаты побелили и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 г., в 1684 - 1685 гг., один из крупнейших московских зодчих последней четверти XVII — первого десятилетия XVIII в. О.Д. Старцев восстановил и поновил интерьеры Грановитой палаты.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь.

Два столетия спустя, в 1882 г., крестьяне-иконописцы из Палеха братья Белоусовы повелением Императора Александра III восстановили росписи ("стенопись") Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (до этого реставрационные работы в Грановитой палаты проводились ещё при Николае I, в 1847 г.).

Рельефную алебастровую лепнину XVIII в. на центральном столбе заменили искуссным живописным орнаментом. А в память об участии братьев Белоусовых в реставрации интерьера Грановитой палаты в 1882 г. остался медальон на её западной стене.


История царя Давида. Роспись южной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Выбор веры Великим Князем Владимиром. Святые сени Грановитой палаты Кремля. Завьялов Федор Семенович. 1847

Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами. По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.

Кроме пола и ковров, она предстала точно такой же, какой ее задумывал впервые царь Иван Третий.

В Грановитой палате проходили церемонии венчания на трон русских царей. Здесь же до Ивана Грозного заседала боярская Дума. За 600 лет ее существования каждый сантиметр здесь пропитался историей.


Без сомнения, это шедевр мирового значения, каких мало.

Достаточно сказать, что на настенные изображения XV века не поднялась рука даже большевиков, ненавидевших все поповское. Иисус

Пантократор взирал с купола потолка на советских граждан все 75 лет безбожной власти. Это ли не чудо.

Он и теперь взирает в своем непреходящем величии именно с того места, где был изображен изначально. Питерские реставраторы обновили знаменитые росписи палаты.Вообще с 2007 года все работы в Большом Кремлевском дворце проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией реставраторов.

По закону перед любыми восстановительными работами необходимо проводить археологические исследования. Во время раскопок были сделаны интересные находки. Найдено много нательных крестов, пуль и даже образцы ртути. Скорее всего в этом месте некогда располагалась и оружейная мастерская. Ртуть использовалась для отливки древних пуль.

Император на Красном крыльце (XIX век)

Сейчас Грановитая палата выглядит именно так, как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами

В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годовПараллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов


. Э. М. Козлитина. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля

Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. — Л., 1978.

Иван Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — Москва: Издательство Транзиткнига, 2005.

Оригинал записи и комментарии на

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Свое название Грановитая палата получила от применения граненого руста в облицовке главного фасада. На фризе палаты была помещена надпись с титулом Ивана III, написанная золотыми буквами по зелёному фону на медных досках.

В древности Святые сени имели выход на Соборную площадь через Красное крыльцо и лестницу. Эта лестница состояла из 32 ступеней и была вымощена белым камнем, облицованным железными плитами. По левой стороне она была ограждена каменными перилами, украшенными резьбой. У каждой площадки на этих перилах был помещён каменный золочёный лев, всего три. Вся лестница была покрыта медной кровлей, которая над двумя нижними площадками была устроена в виде красивых шатров с орлами на верху, а верхняя площадка была покрыта бочкой. Шатёр над нижней площадкой был построен на резных каменных столбах, сомкнутых вверху сводами в виде портика, над которыми красовались золочёные резные орлы. В пожар 1696 года шатры сгорели и с того времени больше не восстанавливались. Эта лестница ещё со времён царя Фёдора Ивановича называлась золотой, вероятно потому, что была расписана золотом и красками и имела золочёную кровлю, особенно в шатрах. В XVII столетии она называлась ещё большой и красной. У входа она запиралась железной решёткой, покрытой также красками и золотом.

До перестройки после пожара 1682 г. окна второго этажа были парными и меньшего размера, со стрельчатым завершением, верхние имели полуциркульное завершение; затем, в 1685 г., они были растесаны и обрамлены новыми наличниками, состоящими из резных колонок с раскрепованным антаблементом, опирающихся на консоли (выполнены О. Д. Старцевым).

Тогда же (в 1684-1685 гг.) были произведены и другие строительные работы: над сенями сделан тайник для хранения ценностей, переложен карниз, а вместо медной установлена железная кровля. В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом, украшенным золочеными резными жгутами. Торжественность и пышность придают сеням шесть белокаменных, резных, обильно позолоченных порталов с резными дверями. Три из них ложные, сделанные в XIX веке. Войти в Грановитую палату из Святых сеней можно только через один портал. Надписи над порталом выхода свидетельствуют о времени постройки Святых сеней и Грановитой палаты: «Заложены при благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче III в лето 1487». Стены сеней расписаны на библейские темы в XIX веке художником Завьяловым. На втором этаже, над сенями можно видеть окно «тайника».

В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали великие Земские Соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Ништадтского мира, завершившего Северную войну. В Грановитой палате давались государевы большие церемониальные столы при венчании на царство, при объявлении царевичей как наследников престола, при поставлении патриархов, митрополитов и архиепископов, брачные, родинные, крестинные, праздничные и посольские.

По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать в палате на торжественных церемониях. Поэтому царевны и царица находились в особой комнате, называемой тайником, и через специальное решетчатое окошечко наблюдали за всем происходящим в палате.

Первый этаж палаты предназначался для хозяйственных нужд. Сама палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный позолоченный столб (гипсовые рельефы 1968 г. воспроизводят первоначальные белокаменные), на который опираются пяты четырех крестовых сводов, в свое время был самым большим залом на Руси (площадь его 459 кв. м). Такие одностолпные палаты в дальнейшем получили на Руси широкое распространение.

Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Во второй половине XVI веке палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную опись.

После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожар 1696 года эта кровля сгорела. По некоторым предположениям, в XVIII веке стенопись в палате забелили известью и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. Во время нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. Желая восстановить старинный облик палаты, ее решили расписать в стиле древнерусской живописи.

Интересной особенностью росписей Грановитой палаты является объединение религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Главная идея росписи - прославление царской власти. Интерес представляет композиция с изображением царя Федора, при жизни которого впервые были выполнены росписи. Среди росписей можно видеть изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье. Обращает на себя внимание сцена с изображением киевского князя Владимира со своими двенадцатью сыновьями, которых он поучает, как правильно жить и мудро править государством.

Пышно и торжественно обставлялись в Грановитой палате пиры и приемы. Пол застилался персидскими коврами. Вокруг центрального столба ярусами стояли полки с золотой и серебряной посудой, приносимой сюда из Казённой палаты. Трон царя под резным золочёным шатром располагался в юго-западном углу комнаты. Рядом с троном стояли царские телохранители в белоснежных одеждах. Богатый царский венец, парчовые одежды, расшитые самоцветами, производили сильное впечатление на иностранных послов.

Слева от Грановитой палаты, которую ещё называли Большой Золотой палатой, находилась Средняя Золотая палата, разобранная в 1752-1953 гг. Средняя Золотая палата наряду с Большой (Грановитой) и Малой (Набережной) палатами, построенными ранее, предназначалась для торжественных церемоний. Она располагалась на общем цокольном этаже нового дворцового комплекса между Благовещенским собором и Грановитой палатой к западу от них и главным фасадом была обращена к нынешней Соборной площади. Отсюда на уровень парадного Красного крыльца, находившегося перед Средней палатой, поднимались три лестницы: одна от северной паперти Благовещенского собора, вторая вдоль южного фасада Грановитой палаты и Средняя вела к сеням Средней (Золотой) палаты. К северу от средней лестницы были устроены проездные ворота во внутренний двор комплекса. Она была украшена резными и расписными подзорами, двумя флюгерами в виде единорогов и другими украшениями. Сохранилось содержание надписи золотыми буквами, находившейся на фризе палаты: «В лето 7069 августа повелением благочестивого и христолюбивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, Владимирского, Московского, Новгородского, царя Казанского и царя Астраханского, государя Псковского и великого князя Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя земли Ливонской, града Юрьева и иных. И при его благородных чадех Иване и царевиче Феодоре Иоанновиче всея России самодержце». Второе название «Золотая» палата получила от росписи в интерьере, выполненной по образцу византийской на золотом фоне.

Справа от Грановитой палаты стоит Малая Золотая палата - Царицына палата. Впервые она упомянута в источниках в 1526 году под названием Наугольной. Наряду с Грановитой палатой это - древнейшее сохранившееся сооружение Кремля гражданского назначения. В 1580-х годах палата перестраивается под парадный приемный зал царицы Ирины Годуновой, жены Федора Ивановича, при этом она получает богатую отделку. Стены и своды расписываются фресками по золотому фону. Уникальная тематика росписи отвечает назначению палаты: это сцены из жизни и подвиги знаменитых византийских цариц Ирины, Феодоры и Софьи, русской княгини Ольги и грузинской царицы Тамары.

После постройки над Золотой Царицыной палатой в 1630-1640-х годах Верхоспасского собора и галереи вдоль южного фасада она перестала снаружи существовать как самостоятельный объем. В 1679-1682 гг. верха трех древних храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом зодчий поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. В картушах, украшающих главки, помещались иконы святых, написанные на медных досках.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.

Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин.

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по зелёному фону позолоченными буквами славянской вязью и разделенная поярусно белокаменными витыми валиками. Надпись гласит: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)».

Толщина стен первого яруса - 5 метров, второго - 2,5 метра. Исследования показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного). В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.

В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Сейчас их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Высота колокольни - 81 метр. Она использовалась в качестве главной дозорной башни Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В старину колокольню уподобляли свече, зажжённой посреди царствующего града Москвы перед престолом Всевышнего.

В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную Успенскую звонницу с храмами Рождества Христова и Воскресения Христова. Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. В царствование Михаила Фёдоровича звонница была перестроена и по примеру Годунова под карнизом главы была помещена надпись: «Повелением Богом венчанного Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии самодержца, по благословению и по совету, по плоцкому рождению отца его государева, а по духовному чину отца и богомольца, великого господина, святейшего патриарха Филарета Никитича».

В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел Филаретовскую пристройку с церковью Креста Господня. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но Успенская звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди с некоторыми элементами архитектуры XIX века. На третьем ярусе Успенской звонницы расположена церковь Николая Гостунского, перенесенная сюда в XIX веке с Ивановской площади. По образу колокольни Ивана Великого в древней Руси было построено немало столпообразных храмов.

Н.М. Аввакумов

Пословицы русского народа Даль Владимир Иванович

ДАЛЕКО - БЛИЗКО

ДАЛЕКО - БЛИЗКО

Вода-то близко, да ходить склизко.

Мерила старуха клюкой, да махнула рукой (о проселочной дороге).

Далеко околицей, да напрямик не попадешь.

Низко - так близко, а высоко - так далеко.

Хоть и далеко, да полетно.

Хоть далеко, да легко; а близко, да склизко.

Как из лука стрела (прямо).

Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками летает, да за море попадает.

Прямо ворона летает, да и та на кукан попадает.

Кто прямо ездит, в поле ночует (или: дома не ночует, т. е. кто пускается проселками, ближним путем).

Проселком (околицей) - к ночи; а прямо - дай бог к свету!

По небу широко, по земле далеко. Еще до берегу далеко.

На край света (далеко). По край крещеного света (мира).

Не за горами, а за дворами (за плечами).

За спиной (тайно); за плечами; перед носом; у ворот; у порога; не за горами (близко).

Рукой подать (т. е. близко).

На лотке подать.

Горшок со щами на ухвате передать.

Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают (так узка улица).

Славны бубны за горами.

"За горами" (песню: "За горами, за долами") петь хорошо, а дома жить хорошо.

Зачем далеко? И здесь хорошо.

Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

Ближняя хаянка лучше дальней хваленки.

Не бери дальней хваленки, бери ближнюю хаянку!

Дом - корень, а сторона - похвальба.

Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

От Решмы до Кинешмы глазами докинешь ли?

В лесу рубят, а к нам щепки летят (говорится о слухах, молве и о письмах).

Близко видать, да далеко мигать (или: кивать, шагать).

Близко видно, да ногам обидно.

Вода близка, да гора склизка.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Дружба от недружбы близко живет Может быть, эта глава покажется читателю и не столь этичной, но примите то, что есть. Дело в том, что в мире столько плутов, случайных знакомых, бедных родственников, о которых вы долгое время и не ведали. Да и существует вокруг нас столько

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Готовьте деньги: Песах близко Ну, а не успевает закончиться Пурим, как евреи начинают сбор «кимхе де-писха». В буквальном переводе с арамейского «кимхе де писха» означают «мука для Песаха», то есть мука, необходимая для выпечки мацы, составляющей основу питания евреев в

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

А счастье было так возможно, / Так близко! Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 47). Монолог Татьяны: А счастье было так возможно, Так близко!... Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

В карете прошлого далеко не уедешь Из пьесы «На дне» (1902) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936). Слова Сатина (действ. 4).В оригинале: В карете прошлого никуда не уедешь.Цитируется, когда хотят сказать, что новому времени должны соответствовать

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Далеко от Москвы Название романа (1948) советского писателя Василия Николаевича Ажаева.Употребляется как образ российской провинции, регионов, малых городов и т.

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Прекрасное далеко Из поэмы (ч. I, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809-1852), который писал эти строки поэмы в Италии: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Ходить бывает склизко / По камешкам иным. / Итак, о том, что близко, / Мы лучше умолчим Из сатирической поэмы «История государства Российского от Госто-мысла до Тимашева» (1868, опубл. 1883) Алексея Константиновича Толстого (1817-1875).Употребляется как формула отказа затрагивать

Из книги Макияж [Краткая энциклопедия] автора Колпакова Анастасия Витальевна

Как далеко простирается космос? Большинство астрономов считают, что та Вселенная, которую мы можем наблюдать, - это только часть всей Вселенной. Они представляют Вселенную распространяющейся далеко в пространстве. Но как далеко она распространяется? Или она бесконечна?

Из книги Я познаю мир. Арктика и Антарктика автора Бочавер Алексей Львович

Далеко ли до звезд? Во Вселенной есть звезды, которые находятся так далеко от нас, что у нас даже нет возможности узнать расстояние до них или установить их количество. Но как далека от Земли ближайшая звезда? Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 километров. Так как свет

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Как далеко от вас ближайшая крыса? Намного дальше, чем вы думаете.Утверждение, будто вы «от крысы никогда не дальше чем в шести футах», ошибочно как минимум на порядок. Разумеется, всё зависит от того, где вы живете: одни из нас живут рядом с сотней крыс, другие – ни с одной.

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

А полюс был близко... Быстро неслись упряжки по снежной равнине. Пока нет торосов и полыней нужно пройти как можно дальше. Но как только скрылись из виду мачты «Фрама», торосы и бугры старого льда стали попадаться все чаще. Движение замедлилось, нарты цеплялись за

Из книги автора

Смотрите далеко в поворот Есть три причины, по которым нужно смотреть в поворот как можно дальше. Во–первых, чем дальше вы видите дорогу в повороте, тем раньше увидите опасность, или наоборот, поймете, что пришло время открыть газ. Во–вторых, это снизит ваше ощущение

Из книги автора

Макияж близко посаженных глаз Жидкой подводкой проведите контур, немного выступив за границы глаза (на 2–3 мм от внешнего уголка), т. е. должно создаваться впечатление, что линия контура продолжает естественный контур глаза. При этом на внешних уголках глаза контур

Из книги автора

Антарктида далеко Если Арктика – это чаша покрытого льдом океана, окруженного сушей, то Антарктика – огромный, покрытый льдом материк, окруженный морем.Условия для жизни на этой покрытой ледниками суше настолько тяжелы и необычны, что местами напоминают больше

Из книги автора

Из книги автора

Упражнение «Близко - далеко» Закройте глаза, сосчитайте до пяти, откройте их и остановите взгляд на ближайшем к вам предмете, который заметите первым.Внимательно, не отрывая глаз, рассматривайте его в течение нескольких секунд, стараясь замечать и запоминать все



Рассказать друзьям