Известный английский живописец 18 века Томас Гейнсборо оставил богатое творческое наследие. Его произведения наполнены чувствами, настроением, полны тонкого лиризма и поэтичности. Все чаще современные издатели классической английской литературы выносят на обложку книги иллюстрации его произведений. Приятно взять в руки прекрасно изданный роман Джейн Остин, Диккенса или Теккерея, и сознавать, что ты имеешь возможность насладиться одновременно произведением литературы и великолепным творением мастера живописи.
Жизнь и творчество
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Его семья не испытывала материальных затруднений, ведь профессия отца - торговца сукном, была довольно прибыльным занятием. Поэтому молодой Томас имел возможность учиться живописи в Лондоне у французских живописцев. Смерть отца сделала невозможным дальнейшее обучение, и молодой художник возвращается в родные края. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.
Кроме возможности обеспечивать жизнь и не бедствовать, эти заказы позволяют Гейнсборо оттачивать мастерство рисовальщика и живописца. Постепенно из создаваемых художником портретов уходит жесткость и статичность. Они приобретают не только поразительное сходство, но так же свежесть и живость индивидуальной манеры автора.
В 1759 году Гейнсборо переезжает в Бат, бывший модным и популярным курортом. Число его заказчиков увеличивается, теперь это в основном, английская знать, которая считает необходимым пополнять картинную галерею своих родовитых предков и Гейнсборо отличный кандидат как исполнитель, поэтому стабильно обеспечен работой. В этот период на его творчество заметное влияние оказывает Антонис Ван Дейк и в произведениях Гейнсборо появляются утонченно – элегантные нотки. Это, естественно, добавляет великолепия и шарма в его картины.
Гейнсборо не прибегает к помощи помощников для написания фона или драпировки, он сам прекрасно передает фактуру великолепных тканей – шелка, атласа, кружев, бархата, золотого шитья. Но ему также удаются и пейзажные фоны. Пример этому картина, написанная в 1749 году и находящаяся сейчас в Национальной галерее Лондона, «Сэр Эндрью с женой». На картине помещик с молодой женой присели отдохнуть на опушке, очевидно после охоты, потому что рядом с ними ружье и охотничья собака. В глубине картины, фоном, видно поместье и поля со снопами сжатой пшеницы. Миссис Эндрью в великолепном атласном платье с чудесным рисунком. Этот парный портрет великолепный пример чувства стиля, цвета и умения мастерски владеть кистью.
Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Передавать ее неброскую, но такую, чисто английскую красоту. Не важно, что художник рисует на холсте – старинный парк или лесную опушку, в его творениях, прежде всего, сквозит дух Англии.
Гейнсборо - пейзажист
С конца 1760-х годов Гейнсборо пишет целую серию пейзажей и начинает принимать участие в ежегодных выставках. Среди его пейзажных композиций самое известное произведение "Телега с урожаем”, которая находится в галерее Бирмингема.
В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, становится членом Королевской академии искусств, но к своим обязанностям относится с небрежностью и это становится причиной его разрыва с Академией, которая произошла через 10 лет.
Гейнсборо самостоятельно устраивает выставки своих картин в собственной мастерской. Поздние работы художника построены на гармоничном сочетании холодных тонов – голубовато-серебристых, жемчужных, оливково-серых. Все эти тона присущи для типично английской природы – рассеянный свет, влажный воздух смягчают очертания предметов. На фоне таких пейзажей выгодна утонченность, изящество, рафинированность изображаемой модели.
Портрет герцогини де Бофор
Великолепный портрет в истинно живописной манере Гейнсборо можно увидеть в одном из залов Эрмитажа. Это портрет герцогини де Бофор, известный как «Портрет дамы в голубом». Очаровательную пленительность передают ослепительно свежее, нежное лицо с налетом легкого румянца, живые и, одновременно, задумчивые карие глаза. Благородство ее облика усилено переливами от белых до жемчужно-серых и голубоватых тонов ее одежды. Этот портрет давно ушедшей женщины не покидает ощущение жизни, гармонии и красоты.
Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. Он не оставил после себя знаменитых учеников и последователей, но без картин Гейнсборо немыслимо говорить об английской живописи.
Томас Гейнсборо - известный английский портретист 18 века. Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье.
Талант к живописи у мальчика начал проявляться еще в раннем детстве. Не было такого дерева, скалы, оврага, придорожного столба, которые он не запомнил бы и не зарисовал их с точностью наизусть.
Когда Томасу исполнилось 13 лет, он уезжает учиться в Лондон. Здесь мальчик обучается у известного портретиста Френсиса Хаймена. Заметно повлиял на его творчество и французский гравер и пейзажист Гюбер Гравело, который преподал Гейнсборо французский стиль рококо. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал . Первыми картинами юного художника были небольшие пейзажи, которые он зачастую отдавал торговцам за копейки. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.
Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки - Генри Хилла.
Со временем Гейнсборо начал добиваться успеха, и в 1745 году он уже имеет собственную мастерскую. В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.
Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Но после этого печального события пришло и радостное – у художника родилась первая дочь, которую назвали Мари. Вместе с семьей через некоторое время он переселяется в Ипсвич, где на свет появляется его вторая дочь - Маргарет.
Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик.
В начале 1760 года, после переселения в курортный город Бат, Томас становится очень популярным. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. В этот период на его творчество влияет , но со временем художник вырабатывает собственный стиль. Портреты Томаса овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.
Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.
Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. В свои последние жизненные годы Томас пишет нежные, порой сентиментальные портреты крестьян и детей, пейзажи и жанровые сценки. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.
Томас Гейнсборо — великий английский художник 18 века . Родился в 1727 году. Известен как живописец, график, мастер портрета и пейзажа.
Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Первую картину Томас написал в 1745 году — бультерьер на фоне пейзажа. Художник всю жизнь тяготел именно к пейзажам, но, к сожалению, красивые виды природы не приносили дохода, их мало покупали, и поэтому ему приходилось заниматься портретами. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Чтобы удовлетворить свои потребности в живописи он часто совмещал портретный жанр и пейзажную живопись, получая ещё более красивые и глубокие картины.
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как и . Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Он писал необычайно реалистичные и одухотворённые портреты людей, чем заслужил большую славу и пользовался большим вниманием у богатых заказчиков. В конце концов, заказов на портреты было так много, что от переутомления Томас Гейнсборо даже сильно заболел. Великий английский живописец писал картины до конца своей жизни. Умер 2 августа 1788 года от рака. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».
Автопортрет
Возвращение крестьян с рынка
Возвращение с жатвы
Деревенская девочка
Мальчик в голубом
Пейзаж в Саффолке
Пейзаж с дояркой
Пейзаж с плотиной
Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом)
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской
Портрет дочерей, преследующих бабочку
Томас Гейнсборо (1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Биография Томаса Гейнсборо
Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.
В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина.
В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.
Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.
В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».
15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.
Творчество Гейнсборо
Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.
Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».
Классические традиции почти не оказали влияния на его творчество.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Позднее произведения Гейнсборо теряют наивную простоту работ ранних лет и приобретают более декоративный характер. Он все чаще пишет портреты в рост, в которых явно сказывается влияние творчества Ван Дейка. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.
В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса.
Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Смелая и нервная кисть художника то оставляет на полотне почти графический штрих, то ложится пятнышками разноцветных мазков; при взгляде на расстоянии они образуют форму и фактуру предметов.
В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс.
В последние годы жизни мастер отходит от светской жизни. В его творчестве начинают преобладать другие мотивы.
Он пишет ряд произведений на тему крестьянского быта. Образы деревенской детворы, написанные без всякой слащавости подкупают тонким лиризмом.
В 1786 году Гейнсборо написал лучший из своих больших пейзажей Рыночный воз. Им он словно указывает путь другому замечательному английскому пейзажисту — Джону Констеблу.
Работы художника
- «Лес Гейнсборо» (1748)
- Портрет четы Эндрюс (около 1750)
- «Пейзаж с плотиной» (1750-1753)
- «Пейзаж с дояркой» (1754-1756)
- «Мальчик в голубом» (1770)
- Портрет миссис Мэри Грэм (1775)
- «Водопой» (1777)
- «Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом» (1783-1784)
- Портрет Сары Сиддонс (1785)
- «Утренняя прогулка» (1785)
- «Деревенская девочка» (1785)
- «Диана и Актеон» (1785-1788)
Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) - известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.
В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал , известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал , не менее популярному художнику того времени. Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке.
В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес» .
Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.
Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.
Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа - «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.
Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.
Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.
В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».
Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.
До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.