Урок литературного чтения тема филипок. Ставим учебные задачи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.H. Толстого «Филипок»; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его книги; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите о своей семье.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Высказывания детей.)

— Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.)

— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.)

— Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом.

2. Первичное чтение и словарная работа

(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)

Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням {поденная работа, плата).

Слобода — большое село, деревня. Постреленок — непоседа, шалун.

Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских Домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

3. Обсуждение рассказа

— С чего начинается рассказ?

— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?

— Что приключилось с мальчиком по дороге?

— Как развивались события в школе?

— Как мальчик начал складывать свое имя?

— Чем закончился рассказ?

V. Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

VI. Закрепление изученного

1. Повторное чтение

(Рассказ читают учащиеся.)

2. Тест по рассказу

— Проверим, внимательно ли вы читали.

1. С кем Филипок остался дома?

а) с братом;

б) с дедушкой;

в) с бабушкой. +

2. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался;

б) споткнулся; +

в) уронила собака.

3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего

а) что учитель прогонит; +

б) что учитель заставит учиться;

в) что ребята будут смеяться.

4. Какое задание учитель дал Филипку?

а) решить задачу;

б) написать свое имя;

в) сложить свое имя. +

б) Костюшка; +

VII. Рефлексия

— За что похвалили бы себя?

— Что захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— О чем он?

— Что вам особенно в нем понравилось?

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова —

Причесала языком.

Г. Ладонщиков

III. Постановка целей урока

Сегодня мы будем учиться делить текст на части, а затем пересказывать по составленному плану от имени автора и от имени героя.

IV. Работа по теме урока

1. Составление плана рассказа

— Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.)

1. Опасная часть дороги в школу.

2. Знакомая дорога.

3. «Ты погоди хвалиться...»

4. Филипок отправляется в школу.

5. Встреча с учителем.

6. Скучно дома.

7. Раздумья на пороге школы.

8. Филипок в классе. (Ответ. 6,4, 2, 1,7,8,5,3.)

2. Пересказ текста

— По полученному плану перескажите текст.

V. Физкультминутка

Зарядка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Хватит, хватит — прибежали,

Потянулись, подышали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над пересказом

— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.)

— Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

(Дети выполняют задание.)

2. Работа с пословицами

— Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают примеры из жизни, когда можно их употребить.)

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

Ирина Сахарова
«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи

в 4 «Б» классе

Тема урока : Л. Толстой «Филипок »

Учитель начальных классов

Цель : формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения .

Задачи :

Обучающие :

Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок »

Учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению ;

Учить выборочному чтению ;

Расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные :

Коррекция устной речи через чтение по ролям ;

Коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны) ;

Расширение кругозора.

Воспитывающие :

Способствовать воспитанию познавательного интереса;

Воспитывать любовь к чтению .

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида » М., «Просвещение» 2012

Мультимедиа проектор

Ноутбук

Колонки

Презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

II Логопедическая минутка - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы

Читаем хором, выделяя звук «з»

(громко, шепотом)

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем ?

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке ?

Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - «Идет волшебница зима»

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

Радость, веселье…

IV Изучение нового

1. Подготовительная беседа

Работа с картиной

2. Чтение рассказа учителем

3. Ознакомительное чтение

4. Словарная работа

Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (Слайд 4)

Кто изображен на переднем плане картины?

Опишите мальчика. Какой он?

Кого вы видите на заднем плане?

Как вы думаете, где происходят события : в городе или деревне? Почему вы так думаете?

Кто главный герой рассказа? Где он жил?

Читаем рассказ самостоятельно и выделяем непонятные слова.

Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

Все ли слова вам были понятны? А когда я читала рассказ, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (Слайд 6)

ПОДЁННАЯ РАБОТА (работа с оплатой по отработанным дням)

СЛОБОДКА (населённый пункт, очень близкий к городу – большое село, деревня)

ДВОР (частный дом)

ПОСТРЕЛЁНОК (непоседа, шалун)

ПОЛЫ ОДЕЖДЫ (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды)

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ (бежать очень быстро)

Ответы детей.

Дети читаю выражения

Физкультминутка для глаз

- «Звездочет» (Слайд 7)

5. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию) .

Читаем рассказ вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

Куда хотел пойти Филипок ?

Почему мама не пускала его в школу ?

Куда ушли родители Филипка ?

С кем остался мальчик?

На что решился Филипок ? Почему?

Где находилась школа ?

Что пережил Филипок пока бежал в школу ?

Кто помог Филипку ?

- Филипок хотел пойти в школу .

Он был маленький.

Родители ушли на работу.

- Филипок остался со старой бабкой.

- Филипок собрался пойти в школу , т. к. ему стало скучно.

- Школа находилась за селом .

На него залаяли собаки.

- Филипку помог мужчина . Он отогнал собак.

Физкультминутка

«Новогодняя» (Слайд 8)

6. Выборочное чтение

Прочитайте, что мы узнаем в начале рассказа о Филипке ?

Прочитайте, чем занимались его родители?

Прочитайте, почему Филипок решил пойти в школу ?

Прочитайте, что случилось с Филипком по дороге в школу ?

Докажите, что Филипок очень испугался собак.

Прочитайте, кто помог Филипку . Работа с текстом.

Дети зачитывают отрывки

V Обобщение

Кто главный герой сказки?

Куда Филипок очень хотел пойти ?

Какой рассказ мы читали?

Понравился ли вам Филипок ? Почему?-

Какой он по характеру? (решительный, смелый, храбрый)

С какими новыми словами познакомились?

Ответы детей

VII Рефлексия

Подумайте, какое у вас было настроение на уроке ?

Если вам понравилось на уроке – похлопайте себе .

Если нет – помашите руками. (Слайд 9)

VIII Оценки ,

Инд. зад. – Бойцова Катя

Публикации по теме:

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида «Растение – целостный организм» Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения» Цель: дать понятие воспитанникам о целостности.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Сценарий праздника «Осенняя сказка» для начальной школы (VIII вида) Казённое образовательное учреждение Омской области Исилькульская (коррекционная) школа интернат. Сценарий праздника «Осенняя сказка».

Урок литературного чтения


Литературное чтение
Тема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цели урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Филиппок», учить понимать содержание рассказа. Совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь мышление, внимание.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
Познавательные: понимать содержание рассказа, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: Принимать участие в обсуждении содержания прочитанного; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности, при работе в паре, в группе.
Личностные: Проявляют интерес к учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию, внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. Через создание педагогических условий формируют мотивацию для учебной деятельности и саморазвитию.
Оборудование: Компьютер, презентация, карточки. Реквизиты для театрализации произведения.
Структура и ход урока
Орг. момент. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
Кто любит театр?
- А хотели бы вы побывать в театре?
А сейчас - сюрприз! Приглашаю вас в театр!
Театр - это настоящий праздник!
- Что вы представляете когда …?
Гаснет свет, звучит музыка, поднимается или раздвигается занавес, и мы попадаем в иной мир. Невольно начинаем переживать вместе с героями спектакля. Итак, мы отправляемся в театр.
- Группа ребят приготовила маленький спектакль. Поприветствуем артистов.
2. Проверка д/з. Инсценировка рассказа «Старый дед и внучек»
- По какому произведению поставлен спектакль?
- Какие пословицы приготовили вы по этой теме?
Слайд 1: «Люби и почитай свих родителей».
«В семье разлад так и дому не рад»
«В семье согласно так и дело идёт прекрасно», «Когда семья вместе, так и сердце на месте»
- Чему учит нас это произведение? (уважать старших)
3. Новая тема
- Вам понравилась инсценировка? Как сыграли артисты?
-Хотели бы вы создать новый спектакль? Что для этого нужно?
(Чтобы создать спектакль нужно прежде всего познакомиться с произведением Л.Н.Толстого « Филиппок»)
Откройте учебники на 112 странице. Рассмотрим обложку книги.
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете о чём это произведение? Рассмотрите иллюстрацию. Это быль. А что такое быль?
- Чтобы при чтении было всё понятно поработаем со словами, которые сейчас в речи встречаются редко.
(На каждой парте карточки со словами. Надо найти им объяснение и соединить слово и пояснение к нему.
Работа в парах. Слайд 2
Слобода Шустрый быстрый
Пострелёнок Работа по дням
Сенцы Скрытно от всех
Украдкой Озорник непоседа шалун
Бедовый Пригород
Подённая работа Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Бежать во весь дух Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды
полы Очень быстро
Самопроверка. (Слайд 3)Сверить ответы со слайдом.
- Оцените свои знания. Сигналом покажите
4. Первичное чтение подготовленными учащимися.
5. Работа по восприятию текста.
- Ваши впечатления? Эмоции?
- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
- Кто вам понравился? Почему?
- Каким вы представили Филиппка?
(Вычитываем из текста)
На доске слайд
(Слайд 4) Так каков же Филиппок? (Филиппок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Выбрать качества присущие Филиппку.
- Нарисуйте словесный портрет каким вы представляет Филиппка?
Слайд 5 Рассмотрите каким представили его разные художники?
6. Какие герои есть ещё в этом произведении?(мама, бабушка, баба, мужик, учитель, дети)
- Кто ещё главный герой? (учитель)
- Какой он? Внешний вид? Что вы можете сказать о его характере?
(строгий, добрый, доброжелательный)
7. Театрализация
- Для спектакля нужно выбрать актёров.
- Кто хочет сыграть Филиппка? учителя? учащихся?
- Кроме актёров в подготовке спектакля, участвуют ещё много людей, других профессий.
- Кто понадобится нам с вами? (декораторы, костюмеры)
8. Работа в группах
а) Артисты читают роли б) декораторы готовят класс в) костюмеры подбирают костюмы.
9. Инсценировка произведения
- Как сыграли артисты? Оцениваем работу каждой группы.
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка.)
- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- Как вы думаете, о чём думал автор, когда писал эту историю?
Чему научил вас этот текст? (добиваться своей цели, не бояться)
На память о нашем театре билеты с д/з
Нарисовать любимого героя
2. Написать письмо Филиппку
3. Продолжить рассказ
Итог урока: Что вы возьмёте для себя с этого урока?
11. Рефлексия: С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите себе такую маску, которая соответствует вашему настроению!
На следующем занятии мы продолжим работу над спектаклем и покажем его перед родителями.

Учитель: Ты что?
Филиппок: (Ухватился за шапку и ничего не говорит)
Учитель: Да ты кто? (После молчания) Или ты немой?
Филиппок: (Так напугался, что не мог говорить)
Учитель: Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
Филиппок: (посмотрел на учителя и заплакал)
Учитель: (пожалел Филиппка и погладил его по голове, спросил у ребят) - Кто этот мальчик?Ребята: Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно в школу просится, да мать не пускает его и он украдкой пришёл в школу.
Учитель: (Показывает Филиппку буквы, а Филиппок их уже давно знал)
- Ну-ка сложи своё имя.
Филиппок: (складывает имя, читает) Хве- и-хви,леи-ли,пе-ок-пок.
Учитель: Молодец! Кто же тебя учил читать?
Филиппок: Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель: (смеётся) Ты погоди хвалиться, а поучись.

Урок литературного чтения

2 класс

Л. Н. Толстой «Филипок»

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи: личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

Организационный момент.

К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!

Стадия вызова

На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

А что значит «растит»? (учит, воспитывает)

Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»

(Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого

«Правда всего дороже» и «Два товарища».)

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

(Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)

В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)

О ком или о чём может быть произведение с таким названием?

Ставим учебные задачи:

  1. Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
  2. Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
  3. Учиться работать с текстом.
  4. Дать характеристику главному герою.
  5. Определить главную мысль произведения.

(Показать книгу)

Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?

Когда жил этот мальчик? Где?

Стадия осмысления. Чтение с остановками.

1 часть

Что вы узнали о Филипке в самом начале?

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)

Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.

Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица. (во время чтения)

Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)

Что случилось по дороге в школу?

Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

Дерево предсказаний (устно)

А как поступили бы вы?

Узнаем, как поступил Филипок.

3 часть

Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)

Как он назвал Филипка? (пострелёнок)

Пострелёнок - озорник, сорванец.

Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух - очень быстро.

Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)

Почему? (Вдруг учитель прогонит.)

Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

Дерево предсказаний

4 часть

Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)

Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)

Немой - лишённый способности говорить.

Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

А почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

Кто поддержал Филипка? (ребята)

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Украдкой - скрытно, незаметно от других.

6 часть

Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)

А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)

Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

Был ли такой мальчик Филипок?

Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль - это то, что было в действительности в жизни.

Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?

Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

Стадия рефлексии.

У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.

Игра «Суета»

- У каждой группы конверт с заданием.

Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.

(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа в группах

1 группа

Cоставить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила
  • Собаки набросились
  • А главное - преодолел страх и свои сомнения

Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?

(желание учиться)

2 группа

Восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы.
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.


Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа

Составить краткий рассказ о главном герое.

Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Он упорно … … … . (добивался своей цели)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

4 группа

Составить синквейн.

Правила написания синквейна:

  1. Кто? 1 слово
  2. Какой? 2 слова
  3. Что делал? 3 слова
  4. Что вы думаете о герое? 4 слова
  5. Кто он? (новое понятие) 1 слово
  1. Филипок
  2. Самостоятельный, настойчивый
  3. Бежит, хочет учиться
  4. Филипок добивается своей цели.
  5. Ученик
  1. группа

Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

на красных - тонкие, на желтых - толстые.

Памятка

Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)

Почему Филипок так стремился в школу ?

(У него было огромное желание учиться)

Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

Чему же учит это произведение ?

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)

Это главная мысль произведения!

Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.

(Включить проектор)

- Все ли задачи решены?

Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.

А напоследок я приготовила для вас самое интересное.

Давайте прослушаем это обращение.

Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

Что радовало Толстого больше всего?

И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.

А теперь заполните листы самооценки.

Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

Я был активен на уроке.

Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я предлагал группе интересные идеи.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свою часть работы вовремя.

Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

Я спокойно принимал критику в свой адрес.

Мне было интересно на уроке.

Что получилось?

Всем спасибо за работу!

Самоанализ урока

1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.




Рассказать друзьям