В повести написанной александром грином. Жизнь и творчество Александра Грина: краткая биография писателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1 Соединенные Штаты Америки – 270:

Сам по себе этот факт не является неожиданностью, страна до сих пор располагает лучшими научно-исследовательскими институтами и целой плеядой замечательных ученных. Однако удивительно другое. Страна в последние годы теряет лидирующие позиции, их доля среди лауреатов Нобелевской премии неуклонно уменьшается. На протяжении 60-х годов США неизменно имели максимальное число Нобелевских лауреатов, а сейчас их доля составляет чуть более 50%. Может и не принципиально, но факт остается фактом — другие страны начинают отвоевывать позиции в сфере науки и литературы.

2 Великобритания – 117:


Страна располагает целым рядом всемирно известных университетов, а также лучшими центрами для научных исследований. Вполне логично, что представители Великобритании вторые по числу лауреатов в медицине и первые, среди обладателей литературной премии. В конце концов, британцы являются авторами самых прекрасных литературных произведений за столетие.

3 Германия – 103:


Германия не так уж и далеко позади в этом списке. Пока она представлена 30 лауреатами в области химии и 32 физики. Их коэффициент победителей за эти годы также постепенно уменьшается, и все это благодаря развивающимся странам, которые постепенно вытесняют признанных лидеров.

4 Франция – 57:


На некотором отдалении находится Франция, большинство призов представителями этой страны были получены в сфере литературы и медицины. Их самый знаменитый призер был Жан Поль Сартр, который отклонил награду, и конечно муж и жена Мария и Пьер Кюри, которые были награждены Нобелевской премией в 1903 и 1911 годах. Мария Кюри получила премию уже после смерти мужа, в области химии.

5 Швеция – 28:


Страна родоначальница премии имеет на сегодняшний день 28 лауреатов.
В 1903 Сванте Аррениус получил первую премию по химии, а в 1982, Альва Мюрдаль была удостоена Нобелевской премии мира за ее активность в сфере разоружения.

6 Швейцария – 25:


Если считать количество победителей в расчете на душу населения, то Швейцария, безусловно, была бы на вершине таблицы. Она имеет трех Нобелевских лауреатов на миллион жителей. Список победителей представлен такими именами, как Герман Гессе в области литературы и Альберт Эйнштейн в области физики.

7 СССР — Россия – 23:


Михаил Горбачев, получивший премию мира в 1990, Борис Пастернак, вынужденный в 1958 году отказаться от литературной премии и Александр Солженицын, награда которого в области литературы поспособствовала в 1970 году изгнанию его из страны. Список лауреатов, представителей страны, включает в себя много громких имен почти во всех номинациях.

8 Австрия — 20:


Первым представителем этой страны, получившим премию, была баронесса Берта фон Зутнер, получившая премию мира в 1905. Страна представлена семью номинантами в сфере медицины.

9 Канада — 20:


Канада также отмечена двадцатью Нобелевскими призами, семь из которых были получены в области химии. Их самые последние победители — Уиллард Бойл в области физики и Джек Шостак в сфере медицины или физиологии, оба получили премию в 2009 году.

10 Нидерланды – 19:


Еще одна маленькая нация, но и она имеет целый ряд победителей, лауреатов Нобелевской премии. Среди первых представителей этой страны, получивших премию, были физики Питер Зееман и Хендрик Лоренц, которые совместно получили ее в 1902году.

Биография известного русского писателя романтика Александра Степановича Грина

Талантливый и знаменитый писатель-романтик Александр Степанович Грин родился 23 августа 1880 года в уездном Вятской губернии. Кстати, Грин — это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Гриневский. Детство и юность будущего писателя прошли в городе Вятке. Отец Саши Гриневского принимал участие в польском восстании 1863 года и оттуда был прямиком сослан в Вятскую ссылку. На новом месте отец мальчика работал в должности бухгалтера земской больницы и получал мизерное жалованье, так что семье Гриневских приходилось совсем не просто, их жизнь была лишена радости, надежды и мечты. Мать Саши сильно болела, была измождена и рано скончалась от туберкулеза, в возрасте тридцати семи лет.

Так, глава семейства, Стефан Гриневский, остался вдовцом с четырьмя детьми на руках. Саша был самым старшим ребенком в семье, у него еще были младший брат и две сестры. Спустя некоторое время отец мальчика женился и в дом пришла мачеха со своим сыном, а потом у них родился еще один совместный ребенок. Жизни Саши Гриневского в то время нельзя было позавидовать. Его отношения с мачехой были весьма напряженными, в итоге он принял решение поселиться отдельно от новой семьи отца.

Единственное, что его радовало, так это многочисленные книги, которые семье Гриневских достались в наследство от дяди мальчика, который погиб во время исполнения служебных обязанностей. После похорон в дом Гриневских привезли три огромных сундука, заполненных книгами на польском, французском и русском языках. Именно тогда юный Александр погрузился в увлекательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Та новая, вымышленная жизнь, полная приключений, казалась ему куда более притягательной, нежели серые и безрадостные будни. Со времени увлечения приключенческими книгами, мечтой всей жизни Саши Гриневского стало пуститься в морское плавание и стать настоящим матросом. Мальчик даже делал попытки убежать из дома.

Прилежанием в учебе Саша не отличался, получение знаний для него было делом непостижимо трудным. Единственными предметами, в которых он преуспевал, являлись закон Божий, история и, конечно же, география, где у него всегда стояли пятерки с плюсом. Зато по остальным учебным дисциплинам были сплошные колы и двойки. Сочинив как-то стишки о своих нелюбимых учителях, Саша Гриневский поплатился тем, что вскоре его выгнали из школы.

После этого, в 1889 году девятилетнего мальчика определили в подготовительный класс местного реального училища, где одноклассники сразу же прозвали его «Грин». Примерным поведением Саша Гриневский и здесь не отличался, поэтому он был предупрежден учителями, что если не исправится в скором будущем, то будет исключен из училища. Так или иначе, подготовительный класс мальчику закончить удалось и он поступил в первый класс, но во втором классе он вновь провинился, написав очередное оскорбительное стихотворение об одном из учителей, за что был исключен из училища. Отцу Саши пришлось изрядно постараться, чтобы сына приняли в другое училище, имевшее в то время не лучшую репутацию.

В то время Александр Гриневский жил отдельно от отца, в одиночестве, но в то же время, он с увлечением продолжал читать книги и писать стихи. На жизнь юноша зарабатывал переплетом книг, а также перепиской документов. Было время, когда он даже увлекался охотой, но поскольку характер у Александра был достаточно взрывной и импульсивный, домой он редко возвращался с добычей.

В 1896 году Александр Гриневский все-таки окончил четырехклассовое Вятское городское училище, после чего он незамедлительно отправился в Одессу, уж очень его влекло море. Но моряком Александр так и не стал. Когда деньги, которые дал ему с собой отец закончились, юноша скитался в безуспешных поисках работы, пришлось ему даже и поголодать. В итоге, он был вынужден обратиться за помощью к другу своего отца, который накормил его и помог устроиться матросом на пароход «Платон», который плавал по маршруту Одесса-Батум. А однажды Грину даже посчастливилось побывать заграницей, в Александрии.

Труд матроса юноше пришелся не по душе, он осознал, что раньше несколько его идеализировал. К тому же случилось и так, что он разругался с капитаном корабля и ему ничего не оставалось делать, как вернуться обратно в Вятку. Но на своей малой родине Грин не смог находиться больше года, настолько сильно его влекли путешествия в чужие края. Вскоре, он снова покинул Вятку и отправился в город Баку. Кем он только там не работал: и рыбаком, и чернорабочим в железнодорожных мастерских.

И так происходило несколько раз в жизни будущего писателя, его то тянуло на родину, то он безудержно мчался на зов приключений. Александр поработал и лесорубом, и золотоискателем на Урале, был шахтером на железном руднике, а также театральным переписчиком. Один из современников писателя Александра Грина так описывал его жизненный поиск: «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море, и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег - в ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, чопорный, глухой город».

В марте 1902 года Александр Грин прекратил все свои странствия и стал солдатом 213-ой Оровайского резервного пехотного батальона, где царили весьма жесткие нравы. Не выдержав суровой атмосферы, он бежит из батальона и несколько дней скрывается в лесу, но в итоге его ловят и сажают под строгий арест в карцер. Для Грина-романтика это было тяжелейшее наказание, ведь его так привлекала свобода и тяга ко всему новому и неизведанному. В итоге, ему помогли бежать Пензенские эсеры, вручили ему фальшивый паспорт и помогли перебраться в Киев. Вторичный побег стоил Гриневскому два года тюремного заключения, а неудачная третья попытка побега закончилась для него ссылкой в Сибирь.

И, все же, в итоге, свободолюбивому Александру Грину удалось бежать и бежал он ни куда-нибудь на чужбину, но в свою родную Вятку. Правда, жил он там вплоть до Октябрьской революции по украденному паспорту и под чужой фамилией Мальгинов.

На фото скульптура в Кирове "Бегущая по волнам" - героиня рассказа А.Грина

Литературное творчество писателя Александра Грина

Путь в писательство был для Александра Грина сложным и даже болезненным, он очень долго искал себя как писателя. Он пробовал себя и в бытовом жанре, и как автор рассказов, темы для которых черпал из современной ему действительности. Вместе с тем, эмоции от увиденного и пережитого просто захлестывали его и ему хотелось непременно обо всем рассказать читателю.

И вот, наконец, в 1907 году была издана первая книга Александра Грина, которая называлась «Шапка-невидимка», а спустя еще два года вышло в свет его произведение «Остров Рено». Следует заметить, что автор не сразу стал подписываться как А. С. Грин, первые его произведения выходили под псевдонимами А. Степанов, А. Александров и А. Гриневич. И это было вполне объяснимо, ведь если бы в печать вышли произведения с подлинным именем автора, его непременно бы отправили в места не столь отдаленные.

В 1914 году писатель Александр Грин стал сотрудником известного в то время журнала «Новый сатирикон», как приложение к этому журналу Грин решил издать собственный сборник под названием «Происшествие на улице Пса». В это время писатель работал особенно продуктивно, но даже и тогда он еще не решался на написание большой повести или романа. Тем не менее, те произведения, которые он создавал в тот период, являлись прямым доказательством внушительного прогресса Александра Грина как литератора. Постепенно тематика его произведений расширялась, он писал как веселые юмористические рассказы, такие как «Капитан Дюк», так и глубокие психологические новеллы наподобие «Возвращенный ад».

Летом 1919 года писатель А. Грин был призван служить в рядах Красной Армии в качестве связиста, но вскоре после этого он заболел сыпным тифом, был изолирован и около месяца провел в Боткинских бараках. В этот трудный для писателя период, пожалуй, самую большую поддержку ему оказывал знаменитый писатель и друг Максим Горький, который посылал тяжелобольному Грину мед, чай и хлеб. После окончания революции, писатель Александр Грин переехал в Петербург, где его друг Максим Горький выхлопотал для него комнату в Доме искусств и академических паек. По соседству с Грином жили такие известные литераторы того времени, как Н. С. Гумилев, В. А. Рождественский, О. Э. Мандельштам и В. Каверин. Согласно их воспоминаниям, писатель Александр Грин вел почти отшельнический образ жизни, он мало с кем общался, но именно тогда он создал одно из самых известных и трогательных своих произведений «Алые паруса», которое впервые вышло в печать в 1923 году. Так, Всеволод Рождественский размышлял по поводу создания этого литературного шедевра: «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать».

Именно в Петербурге Александр Грин познакомился со своей музой, верной спутницей жизни и любимой женой Ниной Николаевной Мироновой. Во время знакомства с Грином ей было 26 лет и к тому времени она осталась вдовой, работала Нина Николаевна медсестрой в больнице. Это именно ей он посвятил свою знаменитую историю под названием «Алые паруса», в которой со всей полнотой раскрывается сила любви, человеческого духа, любовь к жизни и вера в то, что человек, желая обрести счастье в жизни, способен своими руками творить чудеса.

В 1924 году вместе с супругой Александр Грин переезжает из Петрограда в Феодосию, ведь с юных лет его так манило море. Именно здесь они с женой провели самые счастливые годы своей жизни, здесь в Феодосии Грином были написаны его знаменитые романы «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».

Писатель Грин был не только талантливым мастером пейзажа и сюжета, но и, прежде всего, тонким психологом. В его литературных произведениях раскрываются важные человеческие качества, такие как мужество, самопожертвование в отношении другого, любовь к женщине, преданность и еще многие другие качества.

Литературное наследие писателя Грина отнюдь не ограничивается его романтическими новеллами, повестями и романами. Даже в период широкой известности он продолжал писать лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже сочинял басни. На страницах газет и журналов нередко появлялись бытовые очерки и рассказы писателя Грина.

Но случилось так, что в конце 1920-х годов издатели перестали издавать книги А. Грина. Денег на жизнь у писателя не было, к тому же, вскоре, он заболел от недоедания и тоски от невозможности к самореализации в жизни, которая теперь для него стала прямой «дорогой в никуда». Грин с грустью писал о своих внутренних переживаниях: «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей - такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу. Пусть за все мое писательство обо мне ничего не говорили как о человеке, не лизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю».

Друзья пытались устроить Грина в санаторий, но и их хлопоты оказались тщетны. Талантливый русский писатель-романтик Александр Степанович Грин скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму от рака желудка. За два дня до смерти к нему был приглашен священник, которому он исповедался. Могила писателя Александра Грина расположена на высокогорном старокрымском кладбище, ежегодно сюда съезжаются писатели и поклонники литературного таланта выдающегося русского писателя Александра Грина. Кстати, место захоронения писателя выбрала горячо любящая его жена Нина, ей хотелось, чтобы с этого место открывался красивый вид на море, которое так любил Грин.

Последней книгой Грина стала его «Автобиографическая повесть», где он реалистично рассказывает о своей собственной жизни, включая все суровые подробности. Не успел окончить Александр Грин начатый им роман под названием «Недотрога», где он рассказывал о деликатных, ранимых и отзывчивых людях, лишенных лжи и лицемерия, о людях, которые призваны утверждать добро в этом мире.

Вера Кетлинская сказала о писателе Грине замечательные слова: «Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты». В честь памяти о выдающемся писателе-романтике в нашей стране в 2000 году была учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, которая каждый год присуждается наиболее талантливым юным писателям, чьи произведения проникнуты духом романтики и осуществления мечты. Одними из первых лауреатов такой премии стали писатели Кир Булычев и Владислав Крапивин.

На фото - памятник Ассоль в Кирове - героине повести "Алые паруса"

Художником становишься,
когда самостоятельно создаёшь то,
что хочешь видеть или cлышать.

А.Моруа

Грин не любил говорить о себе. Уже став известным, на вопросы любопытных и анкеты журналов он отвечал предельно сухо и кратко. Он вообще был молчалив, сдержан, даже чопорен и терпеть не мог тех, кто лезет в душу. Только в последние годы жизни в «Автобиографической повести» он рассказал о своей трудной и совсем не романтической судьбе.
«Потому ли, что первая прочитанная мной ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»… или стремление в далёкие страны было врождённым, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет» .
Если прибавить к этому, что первое слово, которое Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море», то всё остальное само собой понятно. Как все мальчики в те годы, он запоем читал романы Ф.Купера, Ж.Верна, Р.Стивенсона, Г.Эмара; любил бродить с ружьём по лесам, окружавшим город, воображая себя диким охотником. И конечно, пытался бежать в Америку.
Ему нечего было терять: за дерзкие стихи и многие шалости ученик Гриневский был исключён из реального училища. Дома тоже было невесело: бедность, вечные упрёки и побои отца.
В шестнадцать лет, окончив с грехом пополам городское училище, Александр окончательно решил стать моряком. Он надел болотные сапоги выше колен, широкополую соломенную шляпу и отправился из Вятки в Одессу. Начались его многолетние странствия и мытарства, о которых коротко можно сказать так: российская земля неласкова к мечтателям и выдумщикам.
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
То, что так спокойно перечисляет Грин, на самом деле было настоящим адом. И вырваться из него он смог только тогда, когда понял, что истории, которые он сочинял для своих случайных спутников и для самого себя, можно записывать.
Он долго не верил, что может стать в один ряд с настоящими писателями, теми, кто так восхищал его в юности. Первый рассказ («Заслуга рядового Пантелеева», 1906) и первая книга («Шапка-невидимка», 1908) - это ещё попытка писать, «как все». Только в рассказе «Остров Рено» найдены координаты той земли, которую напрасно было бы искать на карте и которая принадлежала только ему. С тех пор, невзирая ни на какие повороты судьбы и исторические потрясения, с каждым годом всё увереннее Александр Грин созидает свой мир, закрытый для посторонних, но видимый «внутренними глазами души» .
Три самых страшных года - 1918-й, 1919-й, 1920-й - среди смерти, голода и тифа Грин обдумывал и писал «Алые паруса» - свой ответ революции. Крошечная печка-буржуйка согревала Александра Степановича, когда рождался его первый роман «Блистающий мир» (1923). Он верил, что люди когда-то летали и снова будут летать, как птицы. Грин был теперь не один. Он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию. Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда» . Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди.
Эпоха шла «путём своим железным» , а Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая» . В чертах его героев сочетались твёрдость и нежность, а имена героинь звучали, как музыка.
Как это получалось у него? А очень просто. Он знал, что «наша пригородная природа - есть мир серьёзный не менее, чем берега Ориноко…» , что человек, вмещающий в себя весь мир - чудесен. Он просто глядел пристальнее, чем другие, и поэтому мог увидеть в сибирской тайге - экваториальный лес, а на петроградской улице с тёмными домами - пагоды, окружённые пальмами.
«Всё открыто для всех» , - говорит он устами своего героя. Другой автор в другой стране примерно в это же время сказал: «Там, где наша магическая фантазия могла бы создать новый мир, она останавливается» (Г.Майринк).
Грин не останавливался. Не останавливайтесь и вы. И тогда, рано или поздно, под старость или в расцвете лет, на набережной старого города тёплой летней ночью или просто в тишине квартиры вы, может быть, услышите беззвучные слова: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…»

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ГРИНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Вступ. ст. В.Вихрова; Послесл. Вл.Россельса; Ил. С.Бродского. - М.: Правда, 1965.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Предисл. В.Вихрова; Худож. С.Бродский. - М.: Правда, 1980.
В первое собрание сочинений включены, в основном, лучшие рассказы и романы Грина и его «Автобиографическая повесть».
Во втором - добавился один из последних романов «Джесси и Моргиана» и множество рассказов (не всегда равноценных) из журналов начала XX века и 1920-30-х годов.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Вступ. ст., сост. В.Ковского. - М.: Худож. лит., 1991-1997.

В составленное на рубеже веков собрание, кроме всех известных произведений Грина, вошли также роман «Сокровище африканских гор», стихотворения и поэма «Ли».

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. А.Дудин. - М.: Современник, 1986. - 47 с.: ил. - (Отрочество).
Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это - история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель - для всех нас.

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 150 с.: ил.
Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса - так, например, как увидел их художник Михаил Бычков.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ; РАССКАЗЫ // Грин А.С. Избранные произведения; Паустовский К.Г. Избранные произведения. - М.: Дет. лит., 1999. - С. 23-356.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЛИСТАЮЩИЙ МИР; ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ; РАССКАЗЫ. - М.: Худож. лит., 1986. - 512 с. - (Классики и современники).
«Блистающий мир»
Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль. Спустя годы герой романа «Блистающий мир» полетел свободно, как птица.

«Золотая цепь»
«Тайна» и «Приключение» - вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ: Роман; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1988. - 287 с.: ил. - (Классики и современники).
«Бегущая по волнам»
Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба.

ДЖЕССИ И МОРГИАНА: Роман. - М.: РОСМЭН, 2001. - 252 с. - (Смятение чувств).
Роман о двух сёстрах, одна из которых добра и красива, а другая - безобразна и жестока, вероятно, не лучшая книга А.Грина. На ней лежит тень приближающейся болезни и мрака. Но и в этой вещи есть очень интересные размышления о природе зла и психологии убийцы.

ДОРОГА НИКУДА: Роман // Грин А.С. Избранное / Ил. А.П.Мелик-Саркисяна. - М.: Правда, 1989. - С. 299-492.
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Рассказы. - М.: Правда, 1988. - 480 с.
О «тайных путях души» , приводящих то к счастью, то к гибели; о праве каждого быть непохожим на других; о необычайной силе человека, способного, если надо, пройти по воде или победить смерть, - обо всём этом вы прочтёте в рассказах этого сборника. А под конец, встретив солнечное утро на чердаке заброшенного дома, поймёте главную мысль Грина: «Чудеса - в нас» .

КОРАБЛИ В ЛИССЕ / [Послесл. И.Сабининой]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
Содерж.: Алые паруса; Рассказы.

НЕДОТРОГА: Первая полная публикация незавершённого романа / [Публ., предисл. и примеч. Л.Варламовой] // Крымский альбом: Ист.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия – М.: Изд. дом «Коктебель», 1996. - С. 150-179.
Ферроль и его дочь, вынужденные покинуть город, нашли приют в стенах полуразрушенного форта на морском берегу. Форт стал их домом, а девушка даже вырастила маленький сад.
В саду распустились необыкновенные цветы, молва о красоте которых разнеслась далеко. Но лепестки цветов закрывались и начинали увядать, когда в сад входил недобрый человек.
Грин успел написать около половины своего последнего, так трудно дававшегося ему романа. Как могли бы развиваться события и судьбы героев, можно представить по уцелевшим наброскам и фрагментам книги.

НОВЕЛЛЫ / Предисл. В.Амлинского. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 416 с.
В книге собрано лучшее из написанного А.Грином в этом жанре. «Капитан Дюк», «Крысолов», «Корабли в Лиссе», «Акварель», «Гнев отца», «Бархатная портьера» и другие новеллы давно стали классикой.

РАССКАЗЫ; АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 560 с. - (Школа классики).

СОКРОВИЩЕ АФРИКАНСКИХ ГОР: Романы. - М.: РОСМЭН, 2001. - 511 с. - (Золотой треугольник).
«Сокровище африканских гор»
«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Но в дневнике этом читатель нашёл бы весьма малое количество заметок географических, ещё меньше событий… Целые страницы были наполнены описаниями неизвестных цветов, их запаха и сравнений их с северными цветами. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. Третье - рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий. Иногда Гент пускался в рассуждения о преимуществе быстрого прицела перед тщательным его наведением или рассказывал, как солнечный свет бродит в вершинах леса, озаряя листву» . Если бы Грину довелось совершить путешествие по Центральной Африке вместе с экспедицией американского журналиста Генри Стэнли, отыскивая следы пропавшего исследователя Д.Ливингстона, он, скорее всего, вёл бы себя так же, как созданный им герой Гент.

ФАНДАНГО: Новеллы / Вступ. ст. Е.Б.Скороспеловой. - М.: Дет. лит., 2002. - 334 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ГРИНА

Грин А.С. Автобиографическая повесть // Грин А.С. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 3-142.

Амлинский Вл. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин А.С. Новеллы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - С. 5-22.
Андреев К. Летящий над волнами // Андреев К. Искатели приключений. - М.: Дет. лит., 1966. - С. 238-286.
Антонов С. А.Грин. «Возвращённый ад» // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 90-130.
В помощь ученику и учителю: [Комментарии; Крат. летопись жизни и творчества А.С.Грина; Материалы к биографии; Критика о творчестве А.С.Грина; А.С.Грин в искусстве и др.] // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 369-545.
Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 3-36.
Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступл., примеч. Вл.Сандлера. - Л.: Лениздат, 1972. - 607 с.: фотоил.
Галанов Б. Беру волны и корабль с алым парусом… // Галанов Б. Книжка про книжки. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 114-122.
Грин Н. Воспоминания об Александре Грине. - Феодосия - М.: Коктебель, 2005. - 399 с.
Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 5-16.
Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. - М.: Современник, 1989. - С. 32-39.
Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Худож. лит., 1991. - Т. 1. - С. 5-36.
Ковский В. «Настоящая внутренняя жизнь»: (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Реалисты и романтики. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 239-328.
Паустовский К. Александр Грин // Паустовский К. Золотая роза: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1987. - С. 212-214.
Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 386-402.
Паустовский К. Чёрное море // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 18-185.
В этой повести А.С.Грин изображён под именем писателя Гарта.
Полонский В. Александр Степанович Грин (1880-1932) // Энциклопедия для детей: Т. 9: Рус. литература: Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999. - С. 219-231.
Россельс Вл. Дореволюционная проза Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 445-453.
Сабинина И. Паладин мечты // Грин А.С. Корабли в Лиссе. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - С. 346-350.
Скороспелова Е. Страна Александра Грина // Грин А.С. Фанданго. - М.: Дет. лит., 2002. - С. 5-20.
Тарасенко Н. Дом Грина: Очерк-путеводитель по музею А.С.Грина в Феодосии и филиалу музея в Старом Крыму. - Симферополь: Таврия, 1979. - 95 с.: ил.
Щеглов М. Корабли Александра Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М., 1965. - С. 223-230.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ГРИНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Алые паруса. Реж. А.Птушко. Комп. И.Морозов. СССР, 1961. В ролях: А.Вертинская, В.Лановой, И.Переверзев, С.Мартинсон, О.Анофриев, З.Фёдорова, Е.Моргунов, П.Массальский и др.
Ассоль. Телефильм. По мотивам повести «Алые паруса». Реж. Б.Степанцев. Комп. В.Бабушкин, А.Гольдштейн. СССР, 1982. В ролях: Е.Зайцева, А.Харитонов, Л.Ульфсак и др.
Бегущая по волнам. Сцен. А.Галича, С.Цанева. Реж. П.Любимов. Комп. Я.Френкель. СССР-Болгария, 1967. В ролях: С.Хашимов, М.Терехова, Р.Быков, О.Жаков и др.
Блистающий мир. Реж. Б.Мансуров. Комп. А.Луначарский. СССР, 1984. В ролях: Т.Хярм, И.Лиепа, П.Кадочников, Л.Прыгунов, А.Вокач, Г.Стриженов, Ю.Катин-Ярцев и др.
Господин оформитель. По мотивам рассказа «Серый автомобиль». Сцен. Ю.Арабова. Реж. О.Тепцов. Комп. С.Курёхин. СССР, 1988. В ролях: В.Авилов, А.Демьяненко, М.Козаков и др.
Золотая цепь. Реж. А.Муратов. Комп. И.Вигнер. СССР, 1986. В ролях: В.Сухачёв-Галкин, Б.Химичев, В.Масальскис и др.
Колония Ланфиер. Сцен. и пост. Я.Шмидта. Комп. И.Шуст. СССР-Чехословакия, 1969. В ролях: Ю.Будрайтис, З.Коцурикова, Б.Бейшеналиев, А.Файт и др.
Экранизаций произведений А.С.Грина не так уж мало, но по-настоящему удачных среди них, увы, нет…



Рассказать друзьям