Заспиртованные дети. Самые страшные музеи мира

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Санкт-Петербургском музее антропологии и этнографии (кунсткамера) выставлены забальзамированные и заспиртованные тельца уродцев-новорожденных, которым почти триста лет. Их купил для своей коллекции сам Петр I, заплатив сумму, равную стоимости трех больших кораблей. Экспозиция уродцев расположилась в двух залах музея и всегда привлекает повышенное внимание посетителей. Эту коллекцию с особым интересом рассматривают дети и подростки: «И у них не захватывает дух, их не тошнит, – пишет журналист Андрей Князев. – Ребятишки, показывая на уродца пальцами, говорят друг другу: «Надо же, как он похож на младенца, родившегося год назад у нашей соседки». К ней в роддом под предлогом заботы ходили все жители. Ребенок умер, а тетя Алена через десять месяцев родила почти такого же, но просила врачей умертвить его – мальчик родился одноглазым циклопом, причем глаз у него был на месте, где у нормальных детей и взрослых нос, а носа вообще не было. «Тетя Алена, – сообщил друзьям осведомленный паренек, – сильно пьет да еще и наркотиками балуется».

Но некоторые уродцы от рождения выживают. Так, в 1793 году супруги Клементе из французского города Торквана поразились, когда впервые увидели свою новорожденную девочку. Малышка родилась с одним глазом посередине лба. Ребенок очень напоминал гиганта Циклопа из поэмы Гомера «Одиссея». В остальном девочка ничем не отличалась от других детей и дожила до 15 лет. Долгое время рассказы о людях, родившихся хвостатыми, считались плодом человеческого воображения. Однако в 1928 году в одной из больниц Кноксвилка родился младенец с необычно развитым копчиком длиной 23 сантиметра.

Единственный в мире случай рождения младенца со свиным рылом зарегистрирован в Исландии. Мирана Портлет, «женщина-свинья», появилась на свет в 1794 году. Она родилась в богатой семье и имела настоящий свиной нос! Несмотря на то что Мирана вела достаточно уединенный образ жизни, она была счастлива и на редкость удачлива в жизни, вышла замуж и родила двух нормальных детей. Впрочем, поклонники, как говорят, не отставали от нее до самой смерти. Кто-то из исландских поэтов даже посвятил Миране стихи: «Судьба ее счастлива: хотя голова свиновата, но она многими любима». А вот у пучеглазого Перри глаза вылезали из орбит отнюдь не в переносном смысле: он мог выдвигать их и вращать в разные стороны. Когда-то Перри выступал в цирке, потом спился и канул в небытие. Уродец по кличке Черный Бриллиант, который жил в Филадельфии в XIX веке, имел достаточно причин, чтобы улыбаться, раз уж ему выпала злая судьба участвовать в шоу. Редкая болезнь под названием «врожденная макростома» настолько расширила его рот, что он мог засовывать в него два кулака сразу.

Безногий акробат Эли Боуен, чьи ступни присоединялись прямо к бедрам, стал сенсацией начала XX столетия, когда он покинул родной город в штате Огайо и присоединился в Лондоне к знаменитому цирку «Самое великое зрелище на земле». Он мог совершать акробатические трюки и балансировать на конце шеста без опоры. Однако самым популярным его трюком был выход в тандеме с другом Чарли Триппом, невероятным Одноруким Чудом!

Об африканских «людях-страусах» писал еще Геродот. Он утверждал, будто бы ноги у них не как у всех, а представляют собой клешни, благодаря которым они прекрасно карабкаются по деревьям и так же хорошо бегают. Прошли века, прежде чем ученые обнаружили в Ботсване деревню, большинство жителей которой – «люди-страусы». А заболевание это (но можно ли называть так удивительное строение ступни?) именуется «синдром клешни» и вызвано, как считают медики, кровосмешением и еще каким-то вирусом. Самое интересное, что аналогичное явление отмечено и во Французских Альпах. Наверное, оттого, что некоторые селения там расположены так же далеко от крупных населенных пунктов, как и заброшенная ботсванская деревня. Встречаются и люди со сросшимися конечностями, внешне похожими на клешни. Это тоже наследственная аномалия. В Зимбабве например, и сегодня живет племя вадомо, членов которого называют «люди-крабы». А в США известна династия «крабовидных Стайлов».

Оказывается, рогоносцами бывают мужья не только обманутые, но и вполне счастливые, и даже дамы! Причем их рога вовсе не обязательно расположены на голове. Недавно группа французских ученых сделала удивительное открытие: в африканских джунглях они обнаружили племя дикарей, из спин которых торчат твердые костяные шипы-рога, подобные отросткам у динозавров и некоторых современных рептилий. Вместо членораздельной речи дикари издают хрюкающие звуки и вопли. «Удивительно то, что эти шипы, длина которых достигает 35 сантиметров, растут прямо из спины, – заявила доктор Джин Латон, руководитель группы исследователей. – Они есть даже у детей. Причиной роста таких шипов, возможно, является какая-то генетическая мутация». Доктор Латон, профессор биологии Парижского университета, проведшая в деревне людей-динозавров вместе с коллегами два месяца, объявила о своем поразительном открытии на пресс-конференции в Киншасе (Заир). Однако она отказалась сообщить точное местонахождение этого племени, сказав лишь, что деревня расположена в труднодоступном районе джунглей недалеко от реки Чуапа – примерно в 450 километрах к юго-западу от знаменитого заирского водопада.

А вот у европейцев рога растут только на голове. В Европе зарегистрировано не более десяти подобных случаев. Так, в XVI веке некий мальчик по имени Франсуа, сын бедного крестьянина, в пятилетнем возрасте набил себе шишку, но та со временем не исчезла, а… выросла, превратившись в рог! Когда рог увеличился до 30 см и уже ни одна шляпа не могла его прикрыть, Франсуа стал шутом. В XVIII веке у одной французской дамы рог рос по типу бараньего. Дама прожила 80 лет и велела спилить его только перед смертью. «Не хочу предстать перед Богом в сатанинском обличье», – заявила она.

Англичанин Джон Хайдеггер заслужил титул, который заставил бы пасть духом любого: «самый уродливый человек Англии». Постановщик шоу XVII века умер 5 сентября 1749 года, после того как всю свою жизнь развлекал короля своим гротескным видом. Он был так уродлив, что без труда победил в конкурсе, который устроил лорд Честерфилд, выставивший против него самых отвратительных из бедолаг, которых смог отыскать в лондонском районе Сохо. Художник Хогарт даже сделал с лица Хайдеггера маску. Когда несчастный увидел, каково же его собственное лицо, он упал в обморок!

Конечно, самые трагичные случаи врожденных уродств – истории людей без конечностей. Действительно, требуется большая сила воображения, чтобы представить себе то необычное мужество, с каким люди, подобные Артуру Каванаху, «чуду без конечностей», несли свой жизненный крест. Сегодня, увы, мы уже привыкли к зрелищу безруких и безногих новорожденных, кошмару, связанному с употреблением некоторых медицинских препаратов. Однако многие малыши, родившиеся без конечностей, отличаются невероятной подвижностью, умудряются научиться писать, рисовать и даже играть на музыкальных инструментах, несмотря на свою физическую ущербность.

Похожий случай произошел более века назад с так называемой «Демерарской женщиной-черепахой», статья о которой появилась в медицинском журнале «Ланцет» за 1867 год. Ее бедра едва достигали 15 сантиметров в длину, и непосредственно к ним присоединялись искривленные ступни. Правая рука была простой культей, зато левая, хотя и ужасно обезображенная, свисала на всю длину тела, придавая женщине весьма необычный вид. Когда она ходила, если это так можно назвать, то напоминала неторопливо переваливающуюся с боку на бок черепаху. Она объясняла свое уродство, как это было принято в те дни, тем, что ее мать чего-то сильно испугалась во время беременности. Удивительно, но в возрасте 22 лет «женщина-черепаха» родила абсолютно нормальную девочку. После этого она умерла в колониальном госпитале от болезни, передающейся через сексуальный контакт.

К слову сказать, некоторых людей, лишенных конечностей, иногда ставили на пьедестал почета за любые заслуги, только не за их физические недостатки. Но однажды случилось и такое. Знаменитую Виолетту, «женщину-ствол» викторианской эпохи, показывали на эстраде, покрытой бархатом. Не важно, сколь ужасным это кажется в наши дни, но говорят – да, собственно, в этом можно убедиться по дошедшим до нас фотографиям, – что она была необычайно красива и даже грациозна, с прекрасно уложенными волосами и жемчужным ожерельем, которое украшало ее изящное туловище.

Иногда рождаются дети с лишними пальцами. Так, в 1921 году в Лондоне у одного младенца мужского пола было обнаружено 14 пальцев на руках и 15 – на ногах! А 16 августа 1936 года лондонская «Тайме» известила, по сообщению из Мехико, о таком курьезе: «Мальчик по имени Модесто Мартинес родился с 25 пальцами. Его родители – крестьяне, владельцы ранчо в окрестностях города Халапа, столицы штата Веракрус. У малыша семь пальцев на левой руке, шесть на правой и по шести на каждой ножке. Один из его старших братьев, Педро, имеет 23 пальца». Рекорд 1921 года продержался 77 лет, пока в 1998 году в Египте не родился мальчик с 48 пальчиками! Вот что сообщает об этом уникальном случае журналист Алексей Карцев: «В семье египетского крестьянина Махди Мухаммеда из небольшой деревушки Шотура в провинции Сохаг родился малыш, у которого пальцев не двадцать, как у нормального человека, а… 48. По 24 на руках и ногах! Хирурги, осмотревшие младенца, выяснили еще одну удивительную вещь – все пальчики абсолютно нормальны, с положенными костями и мышцами. Родные крохи попросили врачей сразу же удалить «лишние» пальцы, но медики категорически отказались от хирургического вмешательства, настаивая на более глубоких исследованиях. А пока идут медицинские дискуссии, односельчане и даже жители соседних деревень стоят в очереди у дверей Мухаммеда, чтобы посмотреть на необыкновенного младенца, которого уже окрестили «чудом Сохага». Но самыми распространенными случаями являются дополнительные, или лишние, уши; во время одного исследования, проведенного в XIX веке, выяснилось, что из 50 000 людей у 33 обязательно будут лишние уши или хотя бы одно ухо. В одном из номеров «Британского медицинского журнала» за 1870 год сообщается о мальчике, который родился с двумя нормальными ушами, тремя дополнительными, которые располагались на правой стороне лица, и еще двумя – на левой.

Удвоение разных органов тела случается довольно часто, и этот феномен больше всего изучался во времена расцвета ярмарочных демонстраций разных уродств XIX века. Легионы вуайеристов викторианской Англии больше всего интересовались половыми органами, благодаря чему и прославились такие люди, как Жан-Батист Двусвятский. Не нужно много воображения, чтобы понять, за что именно они стали так знамениты.

No related links found



Кунсткамера в Санкт-Петербурге открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира.

Первоначально Кунсткамера в Санкт-Питербурге находилась в Летнем дворце, позже — в Кикиных палатах, а с 1727 года — в здании Петербургской Академии наук на Стрелке Васильевского острова (1718 — 1734 гг., архитектор Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — Г.И. Маттарнови, завершали архитекторы Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. После пожара восстановлена архитектором С.И. Чеванским).

Здание Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — образец петровского барокко, принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Питербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Питербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Попасть в Кунсткамеру в Санкт-Питербурге сегодня не составит труда. Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге антропологии и этнографии находится сразу за Дворцовым мостом, слева по ходу движения. Вход со двора. Перед самим зданием часто продают разнообразные стеклянные фигурки. В фойе Кунсткамеры в Санкт-Питербурге слева и чуть вниз — билетные кассы, справа и глубоко вниз — гардероб. Через гардероб осуществляется и выход посетителей, выход в вечернее время перед закрытием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Экспозиция кунсткамеры Санкт-Питербурга

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге («кабинета редкостей») составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-питербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них — Этнографический и Анатомический — были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя петра Великого. Стоит обратить ваше внимание на то, что фото и видео съемка в этом «кабинете редкойстей» строго запрещена. Однако, находятся «умельцы», снимающие на современные телефоны.

Этнографические, антропологические и археологические коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге представляют культуру и быт многих народов мира всех континентов Земли.

В собрание вошли:

  • старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша;
  • собрание монстров из Петровской Кунсткамеры Санкт-Питербурга;
  • материалы, собранные в XVII — XIX вв. во время академических экспедиций по Сибири и Камчатке, в результате кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Особы интерес вызывает коллекция, собранная Н.Н. Миклухо-Маклаем на новой Гвинее и островах Океании.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хохяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки.

Видео: Кунсткамера в Санкт-Петербурге

С 1993 г. подразделением Музея антропологии и этнографии является экспозиция М.В. Ломоносова, который занимает башню и Циркулярный зал здания Кунсткамеры в Санкт-Питербурге. Экспозиция развернута в трех залах. В числе экспонатов — подлинные личные вещи Ломоносова, его научные труды и литературные сочинения, различные научные приборы и механизмы, инструменты для астрономических наблюдений (экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»), географические карты, образцы цветных смальт, благодаря которым Ломоносову удалось восстановить утраченное искусство мозаики.

Большой Готторопский глобус

Здесь же экспонируется Большой Готторопский глобус, восстановленный взамен сгоревшего в 1747 г. глобуса, подаренного Петру Первому голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см, внутри находятся круглый стол и скамья, на которой могут поместиться 12 человек. Готторопский глобус был восстановлен в 18 веке, благодаря стараниям современных рестовраторов и исследователей. Это один из самых первых в Мире планетариев.

Внешняя сторона глобуса представляет собой физическую карту мира, а, находясь внутри, можно видеть карту звездного неба. с помощью особого механизма глобус вращается и,тем самым, демонстрируется движение небесной сферы.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Старинные анатомические модели и детские медициские патологии. 18-19 век.

Предупреждаю- в посте много картинок с заспиртованными младенцами, слабонервным- не смотреть!

Экспонаты из Музея медицинской истории Мюттера и выставки старинных медицинских редкостей из европейских музеев в Университете Алабамы.

Такие экспонаты делали с 17-го века, некоторые анатомические восковые скульптуры- как живые, с настоящими волосами и ресницами, я их показывала в прошлых постах.

Модели

Wax models with human hair in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

The Josephinum: Vienna, Austria

Wax model in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

he Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Wax model of head and thorax; Vasseur & Tramond; 19th Century

Лица

The Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Pathological model; 19th Cent

Скелеты

Museum of Anatomical Waxes “Luigi Cattezneo” (Museo Delle Cere Anatomiche “Luigi Cattaneo”): Bologna, Italy preparation; Cesare Taruffi, circa 1850

Музей медицинской истории Мюттера

Philadelphia, Pennsylvania

Музей медицинской истории Мюттера (Mutter Museum of Medical History) — это экспозиция медицинских патологий, старинного медицинского оборудования и биологических экспонатов, расположенный в Колледже врачей Филадельфии (College of Physicians of Philadelphia), открытого Бенджамином Франклином.

В 1750 году совет попечителей выкупил для университета здание, построенное для евангелистского молельного дома, и в 1751 году там начались занятия. По предложению Франклина колледж принял девиз «Законы без морали бесполезны» (Leges sine Moribus vanae).

Один из главных экспонатов Музея Мюттера — Гарии Истлак, человек, при жизни страдавший прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией (Fibrodysplasia Ossificans Progressiva, FOP) — заболеванием, при котором происходит формирование лишних костей на месте синяка или раны.

mutter_museum_ossification_skeleton

Перед тем, как умереть в возрасте сорока с лишним лет, Истлак передал в дар музею свой скелет.

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months in Specimen Jar

Патологии

Видео: Кунсткамера Санкт-Петербурга. Уродцы в банках

From Theatre Exhibition, September, 2007.

Fetus with Roberts Syndrome

Photos from the Mütter Museum in Philadelphia, PA

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Anatomical preparation; 19th Century

University of Alabama at Birmingham.

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Близнецы-twins

Co-joined twins from the Mütter Museum, Philadelphia

Hunterian Museum: London, England

The skull of a young boy with a second imperfect skull attached to its anterior fontanelle.

Sent to John Hunter from Bengal, India in the late 1780s.

University of Alabama at Birmingham.

1. Музей патологоанатомии. Австрия, Вена
На свете есть десятки музеев, в которых представлены экспонаты не для слабонервных. Кунсткамера, Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии и многие другие. Венский Музей патологоанатомии среди них – самый известный, настоящий памятник патологиям, уродствам, генным мутациям и суровой средневековой медицине. Второе название музея – Башня дураков. Дело в том, что музей расположен в бывшей психбольнице, в изоляторе для лунатиков. Самые прожженные и циничные туристы, объездившие мир в поисках желанной дозы адреналина, непременно согласятся – это действительно страшно.

2. Костехранилище. Седлец, Чехия
Чума оставила немало свидетельств своей беспощадной деятельности. Несколько веков назад немалая часть Европы превратилась в один сплошной некрополь. В тот момент, когда очередное кладбище переполнялось, кости приходилось выкапывать из земли и устраивать импровизированные склады. Во многих провинциальных европейских городках до сих пор подвалы часовен завалены черепами жертв эпидемии. Костехранилище в Чехии – склад особый, в XVIII веке к разбору "средневекового наследства" подошли с фантазией и безусловным цинизмом. Известный на тот момент резчик по дереву создал для князя Шварценберга дизайн интерьера, сплошь состоявший из костей. Наибольшее впечатление производят стены из аккуратно уложенных черепов, но и герб Шварценбергов, собранный из костей, также мало кого оставит равнодушным.

3. Парижские катакомбы, Франция
Казалось бы, парижские катакомбы – проторенная туристическая тропа, никакой мистики и загадочности остаться и в помине не должно. Однако, еще до начала экскурсии в памяти воскреснут романы Виктора Гюго с их подземельями и угнетающей атмосферой. Катакомбы проходят под всем Парижем, однако, лишь малая их часть открыта для экскурсий. Остальную денно и нощно патрулирует подземная полиция, причем не ради защиты катакомб (красть там, кроме костей нечего), а ради защиты любопытных туристов. Ходят легенды о призраках, монстрах и слепых сумасшедших, в течение нескольких поколений не выходящих на белый свет. Глупости, не так ли? А теперь скажите, зачем цивилизованной стране, в таком случае, тратить немалые деньги на содержание специальной полицейской службы?

4. Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Освенцим, Польша
На территории бывшего лагеря смерти Освенцим, в котором погибли более 4 миллионов человек, создан Государственный музей Аушвиц-Биркенау. Вход в музей – через знаменитый ворота, запечатленные в сотнях военных фильмов. Дальше – кирпичные блоки, в которых содержались узники. В настоящий шок приводят экспозиции, например, вещи, отнятые фашистами у своих жертв. В соседнем лагере Бжезинка нет никаких экспозиций, состояние лагеря оставили неизменным со времен войны.

5. Музей пыток. Мдина, Мальта
Есть множество знаменитых музеев пыток – в Праге, Гааге, Амстердаме... Однако самым страшным считается музей в городе Мдина, собравший огромную коллекцию гильотин, щипчиков для выдирания ногтей и прочих орудий пыток. К тому же применение инквизиторского арсенала наглядно демонстрируют натуралистичные, даже слишком натуралистичные восковые фигуры.

6. Дом Винчестеров, Сан-Хозе, Калифорния
Об этом доме снято немало фильмов, рассказаны сотни историй. Его построила Сара Винчестер, наследница оружейной компании. Из-за страшного пророчества, или по каким-то иным причинам, она сошла с ума. Дом – плод ее безумной фантазии. Он огромен и ужасен, здоровый человек просто не может осознать намерения, которыми руководствовалась дама в период сорокалетней стройки. Считается, что дом полон призраков и прочей нечести, однако, даже если в полтергейст вы не верите, безумие Сары Винчестер уж точно произведет впечатление.

7. Замок графа Дракулы. Трансильвания, Румыния
Средневековый замок знаменитого вампира стоит на самом краю пропасти. Через тесные проходы, темные комнаты и гулкие каменные лестницы вы пройдете в спальню, в которой на огромной кровати с балдахином вампир высасывал кровь из своих жертв. Но даже если в истории о Дракуле вы верить не склонны, жуткая реальность вас вряд ли обрадует. Как-никак, в этом замке жил один из самых чудовищных людей Средневековья, Влад Протыкатель, посадивший на кол не одну сотню невинных людей. А вы говорите "сказки"...

8. ГУЛАГ, Россия
Через ГУЛАГ, за двадцать лет его существования, прошли миллионы людей. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. И сейчас на Соловках под северным небом можно увидеть заброшенные бараки, штольни, карцеры и склады с одеждой заключенных и сбритыми волосами.

9. Музей казней. Фонтен-де-Воклюзе, Париж
Еще один музей, входящий в плеяду самых страшных музеев мира. Его основатель знаком с темой не понаслышке – сам служил палачом более десяти лет. В музее собраны инструменты казней всех времен и народов, и если на первый взгляд вам покажется самой страшной огромная гильотина, советую приглядеться – гораздо ужаснее могут оказаться орудия поменьше, совсем незаметные и безобидные на первый взгляд...

10. Долина смерти, Тибет
Эта тропа лежит поодаль от известного паломнического маршрута вокруг горы Кайлас. Поле Долины смерти усыпано костями – сюда ходят умирать йоги, сюда ходят за озарением, очищением и обретением тайного знания. Вот только возвращаются далеко не все и далеко не в том психическом состоянии, в котором уходили: считается, что в Долине смерти душа проходит своеобразный суд, и грешная или бессмысленная жизнь здесь обрывается.

11. Замок ужасов. Лондон. Англия
Сделано очень все натуралистично, даже ароматы соответствующие. Отображены реальные исторические события, например, пожар в Лондоне 1666 г. или камеры и инструменты средневековых пыток. Кое-что демонстрируется на посетителях, до известного предела, конечно.
Одно из шоу представляет суд 16 века. Где-то вверху сидят судьи в париках, служительница музея извлекает по очереди из группы туристов "подсудимых" и усаживает на скамью. "Имя?" - "Дэн". "Откуда?" - "Хьюстон" - "Хьюстон? Америка? - Guilty! (виновен)".

12. Башня сумасшедших, или Музей патологоанатомии. Вена. Австрия
В XVIII веке в башне на нынешней Spitalgasse располагался сумасшедший дом. Сейчас подниматься сюда рекомендуется либо до одури смелым людям, либо законченным циникам. Элегантное гинекологическое кресло из красного дерева, засушенные и заспиртованные органы, препарированные черепа и мумифицированные головы незаконопослушных граждан, экспонаты, посвященные венерическим болезням и случаям патологического увеличения гениталий…

И все-таки обидно, что скульптурная группа Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и звериных костей, погибла во время бомбежки.

13. Музей душ усопших. Рим. Италия
В ризнице церкви Дель Сакро Куоре (Chiesa del Sacro Cuore) желающие могу посетить маленький музей, в котором собраны доказательства присутствия душ умерших на земле. Чтобы попасть в музей, нужно просить разрешения у местного священника. Однако это чистая формальность - вам почти наверняка откроют таинственную дверь и все покажут. Коллекцию начал собирать в 1912 году настоятель церкви.
Сейчас здесь сотни экспонатов, связанных с привидениями. Есть, к примеру, ночной колпак с отпечатками закопченных пальцев. Это следы прикосновения призрака Луизы ле Сенешель. 7 мая 1873 года покойница явилась под покровом ночи к своему мирно спавшему супругу, несколько раз пребольно ущипнула за нос и мстительно сдернула с него ночной колпак. Так, по мнению вдовца, иногда позволявшего себе вольности, она напомнила о том, что надо соблюдать траур… Вот только фотографии экспонатов проявить еще никому не удалось.

14. "Ворота арестантов", он же "Музей пыток". Гаага. Нидерланды
Амстердамский Музей пыток намного известнее Гаагского. Однако самая страшная экспозиция - именно здесь, в политической столице Нидерландов. На центральной оживленной площади Гааги Бау-тенхоф находится мрачный древний каземат (XIII в.), куда на пытки свозили преступников со всего королевства.
Здесь же вниманию посетителей - рабочий инвентарь экзекуторов. Если в первую же минуту вы не упадете от ужаса в обморок - а такое здесь случается, - музейный гид любезно и очень подробно расскажет, как именно его использовали.

15. Музей Чертей. Каунас. Литва
Единственный музей мира, в котором восклицание "Тысяча чертей!" будет уместным. Примерно столько чертей, чертовок, чертиков и чертенят здесь и собрано. Музей создали в 1966 году на основе личной коллекции профессора А. Жмуйдзинавичюса. К 1991 году собрано было уже 1742 экспоната.

Черти из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмассы и прочих, порой самых экзотических материалов привезены в Каунас из 23 стран. Коллекция постоянно пополняется. Каунасское представительство нечистой силы на сегодня самое большое в мире.

16. Замок Эльмина. Кейп Кост. Гана
Европейская крепость XV века - один из центров работорговли - настоящий памятник вины белого человека перед населением черного континента. Такие постройки на ганском побережье встречаются примерно через каждые 15 километров.

Душный каземат, под потолком крохотное оконце, через которое струится свет, кандалы, узкий пролом в стене - "Ворота Невозвращения", выход к погрузке. Самое жуткое зрелище - каменный колодец, в котором люди месяцами ожидали отправки.

Музей патологоанатомии без шуток является одним из самых жутких музеев Вены, нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы спокойно рассматривать его экспонаты. Narrenturm или башня дураков - самая старая больница для душевнобольных в Европе (континентальной ее части). Ее история начинается в 1784 году, когда Иосиф II, император Священной Римской империи, приказал перестроить дом инвалидов в самую современную больницу. Больница делилась на три больших части: родильный дом, госпиталь и зона для душевнобольных. Причем последнее отделение настолько увлекло императора, что превратилось в его частный проект, который он финансировал не за счет казны, а своими собственными деньгами.

Император Иосиф II состоял в масонской ложе, а также всерьез увлекался алхимией, поэтому совсем неудивительно, что его увлечения отразились на внешнем облике башни сумасшедших в Вене. Башня дураков представляет собой круглое здание в пять этажей, по 28 комнат площадью всего в 13 квадратных метров на каждом. Во времена Иосифа II здесь не было ни решеток, ни дверей - больные, которым в основном ставили всего три диагноза (слабоумие, меланхолия и помешательство), спокойно могли разгуливать по всем этажам, а самых буйных просто приковывали к кроватям. Лечили больных также весьма нехитрыми способами: давали рвотные средства, пускали кровь и все в таком духе, никаких психотерапевтов с ними не работало.

После смерти Иосифа II условия содержания душевнобольных в Башне сумасшедших ужесточились: появились двери, стали применяться смирительные рубашки. Кроме того, вокруг Башни дураков появилась высокая стена, которая должна была защитить пациентов от любопытных зевак, регулярно сюда заглядывающих просто поглазеть. В 1852 году была открыта вторая психиатрическая больница в Брюнлфельде, в которую отправлялось большинство пациентов, а в Башне сумасшедших содержались лишь те, кто был по мнению врачей неизлечимо болен.

А в 1869 году больница в Башне дураков была закрыта. Более полувека помещение пустовало, и только в 1920 году в ней разместилось общежитие для медицинских сестер, работавших в Центральной больнице. С 1971 года в Башне сумасшедших расположился один из самых страшных музеев Вены - патологоанатомический музей, который является частью музея естествознания Вены.

Экспонаты, представленные в музее патологоанатомии, не для слабонервных. Здесь находятся заспиртованные человеческие органы, мумифицированные тела, эмбрионы с врожденными мутациями, в общем, все это чем-то похоже на знаменитую экспозицию российской Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Нужно обладать стойкой нервной системой, прежде, чем отправиться в этот музей, но не смотря на весь ужас, музей очень интересный.

Патологоанатомический музей работает всего два дня в неделю: в среду с 10:00 до 18:00 и в субботу с 10:00 до 13:00. Цена билета 2 евро (лица до 19 лет проходят бесплатно), а если вы хотите присоединиться к экскурсии, то придется заплатить €6 с человека (€4 за школьников).

Добраться до Башни сумасшедших можно пешком от станций метро Alser Straße или Schottentor, нужно будет пройти чуть больше километра. Точный адрес музея: Pathologisch-anatomische Sammlung im Narrenturm-NHM, Spitalgasse 2, Uni-Campus Hof 6, 1090 Wien. Телефон: +43 1 52177606.

- Когда родилась идея создать этот необычный музей и как вы ее воплотили?

После окончания медицинского института я тридцать пять лет работал в Тамбове, во Второй городской больнице имени архиепископа Луки. Собирал для показа студентам медучилища препараты с образцами кровоизлияний, опухолей, камней, некрозов. В 2010 году меня вызвали в Москву. Президент вручил мне диплом «Лучший врач-исследователь России». Отбор шел по разным категориям. Я же не только врач, но и писатель. Автор сорока двух книг - по медицине, по спорту, по краеведению. Там учитывались разные факторы: непрерывный стаж, общественная работа, туризм, байдарочные походы, пропаганда здорового образа жизни. В итоге я и оказался лучшим врачом.

Врач Юрий Щукин проводит экскурсию. Фото: Игорь Стомахин / сайт

В Международном Доме музыки во время церемонии Путин спросил: у вас дети есть? Я говорю: два сына. Он мне: возьми десять тысяч долларов, не помешают. И вот, получив приз, я всерьез задумался о создании музея. Сначала договорился о помещении в учебном корпусе ТГУ им. Державина. Это памятник истории и архитектуры. До революции здесь располагался институт благородных девиц императрицы Александры Федоровны.

- О чем вы хотите поведать посетителям вашего музея?

В моей коллекции семьсот экспонатов. Каждый из них имеет свою направленность и свою историю. Тут есть всё: нога и рука, печень и почка, желудок и кишечник, сердце и мозг. Рассказывая о каждом из органов, я даю людям правильную наметку - что надо делать, чего не надо. В первую очередь требуется соблюдать простые правила. Если, например, на улице мороз, нужно надевать шапку и теплое белье. Не стоит выходить на проезжую часть, не следует напиваться. Выпил чуть-чуть - и достаточно. На то и мозги даны, чтобы человек соображал - бутылка водки принесет беду. А если он не думает о последствиях, то и получит по заслугам.

В коллекции Музея греха семьсот экспонатов. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Мы учим детей тому, чему нас учили родители. А они потом будут внушать своим детям. Передача идет от поколения в поколение. Все, что выставлено в музее, - это не фантазия, а реальные органы реальных людей, которые когда-то жили и, сложись по-другому, могли бы делать добрые дела. Видать, такая у них судьба - умереть раньше срока и послужить объектами назидания для живых. Девиз нашего музея: «Здесь мертвые учат живых».

- Чем этот музей отличается от других необычных музеев и как появилось его название?

Насколько мне известно, в России есть пять страшилок: Музей погребальной культуры в Новосибирске, Музей черепов в Зеленоградске, Музей пыток в Анапе, Музей телесных наказаний в Москве и наш Музей греха в Тамбове. В Кунсткамере Санкт-Петербурга выставлены безрукие, безногие, безглазые, но без историй. А у меня каждый препарат имеет свою историю. Вот, например, мумифицированный эмбрион. Когда-то на полке стоял препарат в растворе. Техничка протирала банку и неосторожно разбила ее. Испугавшись, что ее будут ругать, она закинула внутриутробного зародыша на шкаф. А препарат застрял между задней частью шкафа и стенкой.

Эмбрионы с различными патологиями. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Прошло много лет. Шкаф сломали и обнаружили мумию, высохшую под действием сквозняка. А теперь о нашем названии. Однажды ко мне в морг приезжал журналист. Он написал заметку, озаглавив ее «Музей Греха». Мне понравилось. Но официально мы именуемся «Музей медицины». По первым буквам надо читать так: «Музей малодушия, ереси, дури, излишества. Цель - исправление натуры». Я всем говорю: не совершайте грехов. Хотя мы ежедневно один-два греха нанизываем на шампур своей биографии.

- Какой был первый экспонат Музея греха?

Это был палец любовника. Жила обычная семья, супруги друг другу изменяли. Однажды муж уехал в командировку, он на КАМАЗе работал. А неверная жена позвонила своему хахалю. Давай, говорит, приезжай быстрей. Он светиться перед домом не стал, остановился в квартале. Потом через сад, через дырку в заборе - и явился к ней с цветами, с подарком. Вот лежат они в постели, говорят красивые слова - и вдруг у дома раздается звук тормозов, КАМАЗ останавливается. Муж вернулся домой! Жена вскочила, выкинула в окно одежду любовника. И сам он следом выпрыгнул в окно, а потом сиганул через забор. А в заборе торчал гвоздь. Когда доски к бруску прибивали, он загнулся.

Здесь выставлены органы людей, которые когда-то жили. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Во время прыжка мужчина зацепился обручальным кольцом за этот гвоздь. Палец срезало как ножом. Он приземлился - видит кровь на руке. Что делать? Майкой травму закрутил, палец в карман положил и побежал в травмпункт. Врач тут же понял, что нарушена целостность мягких тканей в области гистального отдела. Пришивать палец было уже поздно. Так в моей коллекции появился первый экспонат с греховной историей.

- Как пополнялась коллекция в дальнейшем?

Следующим экспонатом была нога байкера. Он с девушкой выпивал на поляне и решил продемонстрировать свою удаль. Газанул, помчался, встал на дыбы. Вдруг перед ним лес, а мотоцикл несется вперед. Он валится на бок, а машина продолжает скользить по земле. А там лежит камень с острыми краями. Удар - и нога отлетает на десять метров. Девушка моментально отрезвела, побежала на шоссе, стала кричать. К счастью, по дороге ехала скорая помощь, везла бабушку из района с аппендицитом. Медики заехали на поляну, наложили жгут, провели антишоковые мероприятия. Посмотрели на ногу, а она уже никуда не годится. И отдали мне.

Медицинские инструменты XIX века. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Еще один случай. Вот перед вами рука убийцы. Дядя был огромного роста - два метра два сантиметра. Широченные плечи, кулак размером с голову. Он работал на мясокомбинате, укладывал электрошокером коров. Когда ему были нужны деньги на выпивку, он на спор валил с ног корову одним ударом кулака по голове. Бил меж рогами, потом резал горло и пил кровь. В итоге у него в той руке, которой он бил, нарушилось питание сосудов. Произошел тромбоз, и ткань омертвела. В результате гангрены ему отрезали кисть.

- Неужели человек способен одним ударом повалить корову?

Надо знать, куда бить. Один из студентов мне подарил череп коровы, вот он перед вами. Обратите внимание - впереди у него две дырки. Это переплетающиеся образования, благодаря которым держатся рога. Надо попасть точно между ними. Кстати, вы в Париже были? Я ездил не так давно, мне вручали награду за книги. Символ и визитная карточка этого города - несомненно, Эйфелева башня.

Многие патологии возникают вследствие пагубных пристрастий. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Говорят, что у Эйфеля был друг - медицинский эксперт. Однажды, когда конструктор зашел к нему в гости, тот был занят распилкой костей, фигурировавших в каком-то судебном протоколе. Этот эксперт объяснил, почему наша бедренная кость такая прочная. Она, хоть и полая внутри, выдерживает целых полторы тонны. Только представьте - это десяток мешков цемента! А все за счет переплетения этих костных трубочек в разных направлениях. И Эйфель со своими инженерными мозгами решил, что можно поставить башню по принципу переплетения всяких железок. Он все рассчитал и в 1899 году построил башню к Всемирной выставке. И с тех пор стал знаменитым на весь мир. А прототипом явилось строение обычной кости.

- Посещают ли ваш музей дети?

Вот только что из школы звонили. Целый класс скоро придет. Я рассказываю о том, как беречь здоровье с раннего возраста. Объясняю, что детям нельзя курить. Что они должны питаться вовремя, мыть руки, не грызть ногти, заниматься физкультурой, сидеть прямо. Сейчас среди подростков идет повальное увлечение электронными сигаретами. А они еще вреднее, чем обычные.

Мозг человека. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Электронная сигарета содержит глицерин и пропиленгликоль - жидкорастворимые элементы, которые разрушают легкие изнутри. Наши легкие состоят из миллионов альвеол. Покурив электронную сигарету, мы тридцать пять тысяч альвеол уничтожаем. В итоге легкие превращаются в тяжистые образования и препятствуют работе сердца. У людей, которые курят пять-шесть лет «электронку», опухают ноги, появляются отеки под глазами, начинается асцит брюшной полости. А еще страшнее кальян, поскольку в нем содержится угарный газ. Он делает эритроциты нерастворимыми. Совсем недавно у нас парень покурил кальян и сел за руль. Случилась внезапная анемия, он врезался в бетонный столб. Взяли анализ крови, а в нем газы наркотических трав.

- Влияет ли как-то на людей экскурсия в Музей греха?

У посетителей включаются мозги. Мне одна женщина рассказала, что после визита к нам внук задал ей вопрос. Говорит, дядя показывал нам черные легкие. Сколько, спрашивает, для этого надо выкурить? То есть у него, видимо, были эпизоды курения, и он испугался, что его легкие станут такие же черные. Вот видите - стоит трехлитровая банка, полная выкуренных сигарет. Тут ровно шестьсот штук, примерно столько выкуривает человек за месяц. Увидев это, люди начинают задумываться.

Жизнь прекрасна без вредных привычек. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Кстати, все, кто пьет пиво, получают внутреннее ожирение. Это самый страшный вид ожирения, избавиться от него невозможно. От наружного - можно, если уменьшить объем тарелки. Одна моя знакомая уменьшила объем тарелки в два раза. Она потом мне сама говорила: какая я дура, что жрала, как корова. Хочу дать еще один совет. Открывая холодильник, никогда не накладывайте много какого-то одного вида продуктов. Возьмите ложечку салата, ложечку горошка, маленький кусочек колбасы, ложечку картофеля, ложечку капусты. А то наложат одну картошку и нальют целую тарелку щей. Надо, чтобы общая масса еды была большая, но чтобы ее ингредиенты были как можно более разнообразными.



Рассказать друзьям