Белорусские и русские девушки отличия. Мы всегда принадлежали к европейской культуре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В прямом эфире TUT.BY выясняем, как выглядели белорусы несколько веков назад. По каким внешним признакам можно определить жителей нашей страны? Как и на основании чего в настоящее время формируется внешность белорусов? Подробнее об этом - у Инессы Саливон, доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника отдела антропологии и экологии Института истории Национальной академии наук Беларуси.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Есть ли у внешности белорусов свои отличительные черты?

Нельзя как-то однозначно сказать, что белорусы чем-то значительно отличаются от русских или украинцев, то есть от восточнославянских народов или даже от народов Центральной Европы. Когда задают такой вопрос, то обычно здесь имеются в виду расовые особенности - цвет глаз, волос, структура лица, форма носа, губ и так далее.

Ни для кого уже не новость, что существует три основные расы - негроидная, монголоидная, европеоидная. То, что белорусы - европеоиды, не вызывает никакого сомнения. Конечно, мы отличаемся от народов Африки и азиатской части Евразийского континента. Но европейская раса тоже не однородна. У населения Прибалтики - норвежцев, шведов, литовцев, латышей северных регионов, эстонцев - среди них чаще встречаются светлопигментированные. То есть светловолосые, с голубыми глазами, высокорослые, форма головы - долихокефальная, то есть если посмотреть на голову сверху, то она имеет удлиненную в переднезаднем направлении форму головы. В Южной Европе, в пределах Средиземноморья, наоборот, преобладает темнопигментированный тип людей с темным цветом кожи, темными волосами и глазами.

Белорусы относятся к центральноевропейскому типу европеоидной расы. То есть среди населения этого региона преобладают смешанные оттенки волос и глаз. Например, темно-русые, светло- и темно-каштановые волосы, серый или зеленый цвет глаз. Но среди белорусов Витебской области, которая расположена ближе к ареалу распространения северо-европеоидной расы, чаще встречается светлопигментированное население.
Среди жителей Полесья чаще встречаются более темные глаза и более темные волосы. Но это совсем не означает, что если мы встретим среди коренного населения Полесья блондинку, то она уже и не белоруска.

Что такое белорус? Белорус - это этнос. Национальность определяется по элементам культуры. Основные особенности национальности - самоназвание, самосознание и язык. Определяется национальность и по другим элементам - материальной и духовной культурах: типу жилища, который наиболее распространен в том или ином регионе, особенностям одежды, национальному фольклору.
Беларусь - это не только антропология, подразумевающая цвет волос, глаз. Это также совокупность множества данных. Но главное место здесь занимают все-таки социальные факторы, элементы духовной и материальной культуры.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то нос выпуклый, а у кого-то более курносый, или у кого-то пухлые губы, а у кого-то - тонкие. Многие люди путают биологические и культурно-социальные особенности людей. Потому и происходит искажение данных, что люди, не достаточно сведущие в биологии человека, берутся судить и переносить какие-то биологические черты человека на культурологические выводы. Такое поведение попахивает шовинизмом.

У вас есть конкретные примеры?

Я была удивлена и одновременно огорчена, прочитав книгу Вадима Деружинского "Тайны белорусской истории", которая вышла в Минске совсем недавно, в 2009 году. Автор книги, скорее всего, гуманитарий, который не знает биологической закономерности. Он неверно интерпретировал очень точные, серьезные, генетические исследования Елены Балановской - московского исследователя, Сергея Сегеды - украинского антрополога и Алексея Микулича - белорусского антрополога. И когда Елена Балановская пришла к выводу, что в основе русского народа существенную роль сыграл генофонд, то есть вся совокупность наследственных свойств финского народа, Вадим Деружинский делает заключение, что русский народ вовсе и не индоевропеец.

Но ведь так же нельзя говорить, потому что индоевропеец - это лингвистический термин. Индоевропейцы возникли еще задолго до формирования народностей и наций. Это древний лингвистический класс, который охватывает и германские, и романские, и славянские народы. Поэтому, безусловно, белорусы индоевропейцы. И русские, и французы, и немцы - все они индоевропейцы.

Славяне образовались значительно позже. На территории Беларуси они появились в 4-6 веках, как свидетельствуют исторические и археологические данные. Мы не можем назвать белорусов коренным населением, потому что сначала они образовались как народность, а потом уже, где-то в 14-17 веках - как нация.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то более чистый антропологический вид, а у кого-то - менее. Здесь имеют место совершенно иные закономерности. Культура наследуется по социальным каналам, когда предки обучают своих потомков языку и каким-то элементам культуры. А биологические закономерности, наследственные свойства предков невозможно позаимствовать у других народов. Невозможно позаимствовать у соседа его цвет глаз или волос, потому что они вам больше нравятся. Биологическое наследование идет совершенно по другим каналам, чем культурное наследование. И ни в коем случае нельзя путать эти две вещи и переносить биологические особенности на культурные. Да, они идут параллельно. Но это совсем не означает, что они зависят друг от друга.

Это одна из последних неточностей или вещи подобного рода встречаются в антропологии довольно часто?

Это началось с расизма 17-го века. В тот период такие теории шли на политическую потребу. Это были, конечно же, лженаучные выводы. Например: негры неполноценные, поэтому их можно эксплуатировать.

А самый последний и самый яркий пример того, до чего может довести неверная интерпретация, поиск чистых расовых типов - поиск арийской расы и интеллектуальное и культурное превосходство арийской расы над другими народами. Мы видели, к чему это привело - страшному геноциду славян, цыган, евреев во время Второй мировой войны. И поэтому в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. А также - всеобщая Декларация прав человека.

Кроме того, в Москве, в 1964 году, состоялось созванное ЮНЕСКО совещание экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы и была принята Декларация о расах и расовых различиях. В ней сформулировано положение о том, что все достижения, любого уровня цивилизации, возможны для любого народа. А различия между достижениями разных народов должны объясняться только историей их культуры.

Возвращаясь к первому вопросу. Если я правильно вас понял, то ярких отличительных черт, по которым можно было бы уверенно сказать, что тот или иной человек является белорусом, - нет?

Нет. Например, я белоруска уже во многих поколениях. Отец мой родом из Могилевской области, мать - из Минской области. Когда-то, посмотрев на меня, мне сказали, что я похожа на мордовку. А у меня и деды, и прадеды - все белорусы. А мордовская внешность - это немного низкое переносье, широкие скулы, низкое лицо. Отец мой был длинноголовый, с темными волосами и голубыми глазами. Это не может быть признаком, определяющим народность. Посмотрев на человека, трудно сказать, украинец он, белорус или русский.

Можем ли мы с вами проанализировать, как со временем менялась внешность белорусов?

Да, конечно. Мы будем говорить не о белорусах, а более точно - о населении, которое жило на территории Беларуси. Скажу несколько слов о том, как же образовывалось это население. Очень долгое время ледник занимал значительную часть Белорусской территории, вплоть до южной территории. Вслед за постепенно отступающим ледником с юго-востока и юго-запада шло расселение людей. В приледниковье могли выжить люди, у которых были более выражены жировые отложения и небольшая поверхность тела, что позволяло более экономно использовать теплоотдачу. Это были коренастые, мускулистые люди.

Постепенно, по мере отступления ледника, заселялась территория Беларуси. И довольно долго существовало население, которое на востоке и северо-востоке Беларуси имело черты, схожие с финно-угорским населением. Однако этническую принадлежность определить было невозможно. Но археологи утверждают, что существовали различные варианты ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной керамики, которая была свойственна финно-уграм. Вполне возможно, что в те времена еще совсем и не было такой общности.

Затем, в третьем тысячелетии до нашей эры, на территорию нынешней Беларуси стал проникать народ, который уже умел делать глиняную посуду с оттисками шнура - шнуровую керамику. Предположительно, это было балтоязычное население, которое заселило всю территорию. При этом предшествующее население никуда не пропало. Балты просто его поглотили.

В 4-6 веках нашей эры, примерно около 1400-1600 лет назад, на территории Беларуси появились славяне и стали заселять ныне белорусскую территорию. Они еще не были белорусами. Белорусская народность стала формироваться примерно в 14-16 веках, а сама нация - в 19 веке, когда государство стало консолидированным и народ стал называть себя белорусским.

В начале 20 века белорусы Полесья называли себя "тутэйшымі", "литвинами", когда белорусы были в составе Великого княжества Литовского.
Получается, что само определение белорусов - явление неоднозначное, которое менялось с течением времени. А вот облик людей менялся вне зависимости от их культурной принадлежности. Во-первых, здесь сыграло роль смешение народов. Поэтому в северном регионе, где преобладало население балтов, чаще встречаются светлопигментированные, высокорослые люди. А запад ныне Брестской области был ареалом первоначального обитания славян. Оттуда потом и пошло дальнейшее расселение. Хотя, как утверждают наши археологи, были и другие потоки. Но я не буду вдаваться в эти подробности, так как я не археолог, а антрополог.

До 9 века, до принятия христианства, на территории Беларуси существовал обряд сожжения покойников. Поэтому костных останков, которые могли бы позволить судить о внешнем облике людей того времени, не осталось. И только начиная с 9 века стали появляться курганные и грунтовые могильники.

По этим материалам было установлено, как происходило изменение формы головы - удлиненная форма черепа постепенно менялась на округлую. Московский исследователь В. Бунак, который на территории Восточно-Европейской равнины исследовал данные изменения, установил, что наиболее интенсивно этот процесс происходил в период формирования русской народности, когда усилились экономические связи, эмиграционные потоки, расширился круг брачных связей. Именно это генетическое смешение населения, которое раньше было отдалено и особо не вступало в особые контакты, в итоге и привело к изменению формы головы. То есть изменения генофонда привели к наследственным изменениям.

Но дело в том, что во всех странах этот процесс был гораздо глубже и начался с мезолита, когда первобытное население научилось земледелию и скотоводству. Именно изменение рациона питания, образа жизни, типа хозяйствования, по мнению многих ученых, повлияло на изменение внешнего облика людей. Тип хозяйства и уменьшение нагрузки на мускулатуру людей привели к тому, что кости скелета стали тоньше и легче.

Как и на основании чего внешность белорусов формируется сегодня?

На основании того, что мы приобрели от предков. Гены никуда не исчезают, а передаются из поколения в поколение. Есть рецессивные, то есть спрятанные, пассивные гены и есть доминантные. Примером доминантных признаков могу привести темный цвет волос, глаз.

А вот явление акселерации и грациализации продолжается и по сей день. Об акселерации уже все наслышаны. Это явление ускоренного развития и более раннего полового созревания. Многие считают, что это связано с улучшением бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни, а также и медицинского обслуживания населения. Все это способствует оптимальной реализации наследственной программы.

Известно, что в годы войны дети развивались намного хуже. Дискомфортные социальные условия жизни ограничивают развитие, а оптимально комфортные способствуют полной реализации программы. Поэтому предки, жившие в более сложных условиях, были более низкорослые по сравнению с нынешними потомками. Можно уверенно сказать, что именно социальные условия жизни играют очень важную роль в гармоничном развитии молодежи.

Вы согласны с высказыванием, что мужчины нынче мельчают?

Высказывание такое есть, но я с ним не соглашусь. Если родители высокорослые, а их чадо, подрастая, мельчает - значит, где-то он недоедал, часто болел, или в семье были какие-то психологические неполадки, или в школе произошел сильный психологический стресс, отрицательно повлиявший на нормальное физическое развитие. Развитие контролируется нервной системой и гормональными особенностями человека.
Скелет мельчает, как я и говорила, по причине уменьшения физической нагрузки. Современная компьютеризация - это одновременно и достижение, и бич. Мы видим, как наши дети пропадают за компьютером, вместо того чтобы в свободное время хотя бы немного уделить внимание физической культуре. Не обязательно спорту, а подвижным играм, прогулкам. А нынешняя малоподвижность, гиподинамия - все это неблагоприятно сказывается на развитии.

Как, на ваш взгляд, белорусы будут развиваться дальше?

Государство делает очень много для того, чтобы как-то заинтересовать молодежь занятиями физкультурой и спортом. И в этом есть плюс. Но здесь важно то, что молодежь должна осознанно заниматься спортом и понимать, что это ей нужно. Для этого у нас созданы все условия. Конечно, хочется и за компьютером посидеть. Но надо рационально использовать свое время, потому что от состояния мускулатуры, которую без физической нагрузки не нарастишь, зависит состояние скелета.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша молодежь была гармонично развитой как в физическом плане, так и в интеллектуальном и духовном.

Без духовности нет нации.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…

Эти народы единым целым никогда не были и не станут.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы - один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда - среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения - максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле - антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса - эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» - кумирофилия. Белорусская любовь - возвеличивать лидеров - выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Русский - анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, - фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы - позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, - кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Беларуь и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более - этническим русским. Невольничество в России - продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота - следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия - это фундамент, на котором строится автократическая власть в Беларуси. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство - эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощенность русского и зажатость белоруса - ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство - органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские - два разных народа, поэтому националисты из Беларуси абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Беларуси, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Беларуси.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Виктор Никитенко,

Различия генетического уровня, менталитета, в языках; разный сказочный герой. И двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ.

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня

Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские — это никакие не восточные славяне, а финны.

Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские — финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство «Тэхналогія» опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.

Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.

Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их — центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве — извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских

Источник фото: onliner.by

Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.

Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.

При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве — извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета

Источник фото: pbs.twimg.com

«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович. Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов, к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.

Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя.

Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что „если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам“. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» — также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ

Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган — 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже — среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.

«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой

Источник фото: photos-a.ak.fbcdn.net

Самый обычный герой русских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства «паноў ды ўлады». Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».

В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Несмотря на то, что все мы очень разные, мы все же легко отличимы среди других.

Первый раз автор этой статьи задумалась об этом в Италии, в маленьком галантерейном магазинчике на центральной площади Флоренции. Летом Флоренция - самый настоящий Вавилон: столпотворение наречий, характеров, костюмов, манер, жестов - кого тут только нет!

Особенно в маленьких галантерейных магазинчиках: Флоренция славится своими кустарями-сумочниками. В один такой мы с подружкой и завернули. Зашли, смотрим. Пока молчим.

«Вы из Минска?» - услышали мы и остолбенели. Разве ожидаем мы в Европе, что кто-то знает о существовании не то что нашей столицы - нас самих? А тут - такая географическая точность по адресу случайных покупателей!

Флоренция

Конечно, мы разговорились с продавщицей. Она - итальянка, коренная флорентийка, замужем за русским - очень давно и счастливо замужем, поэтому русский знает хорошо.

«Мне вообще интересно про славян. Я давно наблюдаю за ними: украинцев стала отличать почти сразу, поляков вижу, когда они еще на улице у двери задерживаются, русских, конечно, белорусов. Вы - другие. Ну вот посмотрите на себя!»

Смотрим. Я, голубоглазая шатенка приличного размера, моя подружка - стройная кареглазая жгучая брюнетка. Что в нас общего? Что в нас в принципе белорусского?Специальная литература по этому вопросу труднодоступна и редка. Оно и правда: ну разве можно сегодня, в ХХІ веке, когда границы открыты и предрассудков практически нет, отыскать чистокровного белоруса, чтобы определить чисто белорусский фенотип?

Однако исследования такие ведутся, и имеют самую что ни есть практическую значимость. Скажем, одна из московских клиник эстетической хирургии предлагает коррекцию внешности исходя из национального фенотипа. Пластический хирург Анрей Искорнев комментирует изображения условных белорусов, русских, украинцев, приводя данные антропологических исследований.

Согласно этим исследованиям, среди славян можно выделить следующие типы внешности:

беломорско-балтийский тип , к которому относятся поляки, белорусы, прибалты: светлая кожа, светлые волосы, правильные черты лица, само лицо - широкое, не слишком выступающий и нечетко очерченный нос, набухающее с возрастом верхнее веко.

Беломорско-балтийский тип

Восточнославянский тип , к которому относятся жители средней полосы России: русые волосы, серые или голубые глаза, широкое и даже округлое лицо, припухлые губы, округлые щеки.

Восточнославянский тип

Типичная славянская внешность

Днепро-карпатский тип : темноволосые, кареглазые, с яркими, выразительными чертами лица. Такими в целом рисуются фенотипистам украинцы.

Днепро-карпатский тип

Сегодня общим местом в науке является знание о том, что генетически белорусы близки полякам и немцам. С таким заявлением, в частности, в одном из интервью выступил доктор медицинских наук Анатолий Усс , руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга, работающий по совместительству главным гематологом Минздрава Беларуси.

И это не просто какое-то популистское околонаучное заявление: по словам доктора, который занимается практической трансплантологией, чтобы трансплантат не отторгался организмом, он должен быть взят у представителя родственной нации .

И в России доноров для белорусов искать бессмысленно - не тот генотип.

Собственно, это не новость. В 2013 году в России было завершено масштабное исследование «Русский генофонд»: генетически современные россияне оказались ближайшими родственниками татар и финно-угров, а белорусы, как показали исследования ДНК, генетически практически полностью идентичны полякам и балтам.

Результаты этого исследования были опубликованы на официальном сайте Центра Льва Гумилеваи наделали тогда немало шума. А что шуметь? ДНК не перешумишь.

Белоруски

Но как бы там ни было - современный белорус может быть каким угодно. Блондином, жгучим брюнетом, узкоглазым, тонколицым, с орлиным носом - разнообразие налицо.

Спроси у любого: как выглядит типичный белорус?

Может, так:

Белорусская биатлонистка Анастасия Дуборезова

Хотя вот, к примеру, наши гимнастки, обладательницы всех мыслимых и немыслимых гимнастических наград. Все, как одна - светловолосые, ясноглазые, с мягкими чертами красивых лиц.

Белорусские гимнастки

Мы, конечно же, спросили у нашей флорентийской продавщицы: а как вы узнали, что мы из Минска?

«А у вас лица мягкие, кожа аж изнутри светится и солнце на руки не берется» - сказала она.

И возразить-то нечего.

VELVET: Анна Северинец

Шесть главных отличий белорусов от русских

Нам по праву есть чем гордиться. Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, пишет блогер luchecon .

Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня.

Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские — это никакие не восточные славяне, а финны.

Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские — финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство «Тэхналогія» опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.

Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.

Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их — центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве — извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских

Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.

Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д .

При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве — извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета

«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.

Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя.

Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что „если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам“. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» — также считает Валентин Акудович.

IQ больше на единицу

В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.

«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой

Самый обычный герой русских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства «паноў ды ўлады». Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».

В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык

В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше.

Доказать же то, что белорусский — самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

Авторы публикации ни в коем случае не ставят целью разжечь вражду между русскими и белорусами: «Мы лишь хотим показать, что белорусы — самостоятельный народ с богатой историей, аутентичной культурой и красивейшим языком. Нам по праву есть чем гордиться».



Рассказать друзьям