Что можно включить в понятие культура. Культура и социум

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Культура представляет собой сложное полисистемное образование, охватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка», «земледелие», «возделывание». Иначе говоря - очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Первоначально термин «культура» имел смысл возделывания, облагораживания земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и др., человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.

Культура имеет социальную природу и выражается, прежде всего, в социальных отношениях.

Она не наследуется генетически, а возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем оккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты). Например, средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т.д.

Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т.д.

До середины 60-х годов наиболее распространенным в отечественной литературе было определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Поэтому считалось, что социалистическая культура по своему уровню развития выше, чем буржуазная.

Некоторые исследователи считают главным в культуре не производство материальных и духовных ценностей, а производство форм общения, которые и составляют сущностную определенность культуры. В марксистской философии существенное распространение получили теории культуры, в которых она понимается как мера развития человека, его сущностных сил и творческой активности. Значительной составляющей в этом определении культуры отводится гуманистической составляющей в качествах самого человека.

Более широкое понимание культуры предложено А.Швейцером, он считает, что «культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Культура предполагает не только уровень развития человека, но и деятельность, наполненную определенным ценностным содержанием. «Именно культура как менталитет, - по мнению А.Г. Эфендиева, - наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры - это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей».

Формирование культурных ценностей

Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.

Культура включает в себя общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.

Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М.Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели. Социальные ценности - это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность - норма. Например, хорошо - можно; плохо - нельзя.

Социальные нормы (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.

Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностно-нормативную систему общества, которая обуславливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения.

Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм, к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности. Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные «элементы» включает в себя культура как целостная система. Наиболее распространенное представление о структуре - это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного в культуре.

В первой половине ХХ века возникло представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры - это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры - это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры - это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:

  • Понятия (концепты) - представления и понятия, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире;
  • Отношения - взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве;
  • Ценности - как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
  • Правила - что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

На мой взгляд, культура включает в свою структуру следующие элементы:

  1. Сознание - это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. А абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее.
  2. Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличие от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций.
  3. Язык - важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
  4. Деятельность - это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому, человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способов его жизнедеятельности.

Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. Отсюда возникает проблема типологизации культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры как Европейская (Западная), Латиноамериканская,

Славянская и другие культуры

Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую.Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления как субкультура и контркультура. Рассмотрим все названные выше виды культуры.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Она является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры - массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами как одно из средств, для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство, как правило, присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

Субкультура

Субкультура - часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.

Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, кофессиональных и др. Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Так, например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т.д. Субкультура - это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Субкультура является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.

Контркультура

Контркультура - социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е годы XX века в молодежной среде западных стран. Контркультура это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких как, индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др. Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могу по долгу переносить отсутствие трансцендентного (сверюестественного). «Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину». (Кристол И. Контркультуры //Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.II. Вып. 3. С. 33).

Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи стали следующие действия: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.

Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) - нормы, ценности, традиции, обычаи и т.д. Идентичность - это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.

Однако, развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры, и тенденция к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов - хранителей культурных традиций, а младшее - в роли реформаторов.

Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».

Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм, в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Так, например, установив свою власть в России, в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем ностальгию и определенный «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века более 80% россиян были сторонниками проводимых реформ. Сейчас число противников реформ составляет примерно 50-55%. По мнению П.Сорокина, второй стадией каждой революции является контрреволюция (откат назад). В этом феномене также проявляется инертность культуры.

Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: 1) способом внутреннего саморазвития; 2) способом заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) насильственное внедрение в культуру элементов чужой культуры.

Рассмотрим каждый из названных способов подробнее.

  1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. Или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т.п.). Процесс внутреннего саморазвития культуры происходит достаточно медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-е годы ХХ в. в джунглях Бразилии было найдено изолированное от Мира первобытное племя, живущее в условиях каменного века.
  2. Развитие культуры способом взаимодействия с другими культурами является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.
  3. Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры - это завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении нескольких веков (XV - XIX вв.) навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран - Эстонии, Латвии, Литве. Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом, экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы, в результате такого вмешательства, теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества, как неприемлемые, враждебные. В таких случаях, реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.

По мнению А.С.Панарина, «большевизм возродил азиатский способ производства, отбросил Россию «ко временам восточных деспотий».

Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство. Примитивный способ производства, невыносимые условия жизни и кризис нравственности отбросили значительную часть населения страны на многие столетия назад в эпоху варварства. Деградация основных культурных ценностей российского народа является уже свершившимся фактом.

Первоначально слово культура пришло из древнего Рима, где оно означало «возделывание земли»

В философском энциклопедическом словаре, культура определяется как уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку.

Впоследствии этим термином стали обозначать всё, сделанное человеком.

Словарь Русского языка Ожегова - культура определяется как совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей.

Социологический словарь – культура здесь понимается как совокупность социально-значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Подходы к определению данного понятия.

Эволюционистский подход – Гердер. С его точки зрения культура – это решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо.

Функциональный подход – Парсонсон. Культура – это организованная и стабильная система ценностей. Особенность подхода в том, что рассматривается в основном ценностная сторона в этом подходе. По мнению Парсонсона, разные культуры имеют много общего. Поэтому обращается внимание в основном на эволюцию.

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

Функции культуры

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1. Аккумуляция родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

4. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры. Способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция "психологической разрядки". Противоположна предыдущей, нормативной функции культуры. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция .

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Культура (от латинского – земледелие, воспитание) – термин, обозначающий множество понятий из различных сфер. Чаще всего под культурой понимается область человеческой деятельности, которая связана с самовыражением человека. В культуре проявляется субъективность человека, его особенности, характер, умения, знания и навыки.

Еще в Древней Греции был распространен такой термин, как «пайдейя», который обозначал внутреннюю культуру, культуру души, воспитание и образованность. В Древней Греции понятие «культуры» было напрямую связанно с образованностью, воспитанностью и любовью к земледелию. Но со временем термин «культура» значительно расширился и видоизменился, приобрел множество оттенков и областей (в том числе и правовая, корпоративная, организационная культура). Так что такое культура во всем многообразии этого слова?

Что такое физическая культура

Физическая культура – область культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие способностей человека и улучшение его активности. В то же самое время физическая культура – это совокупность знаний, норм и ценностей, которые создавались обществом на протяжении многих веков для всестороннего развития и совершенствования человека, для его физической подготовки и формирования его здорового образа жизни.

Физическая культура – часть общества, которая включает в себя вековой опыт физиологического, нравственного, психологического и психического развития человека. В современном обществе эта область культуры включает в себя заботу о:

  • степени повсеместного использования физической культуры: в быту, в сфере производства, образования и воспитания;
  • уровне здоровья и развития человека.

Что такое духовная культура

Духовная культура - система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.

Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.

Духовная культура - область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.

Что такое культура общества

Под культурой в плане общественного выражения обычно подразумевают следующее:

  • совокупность достижений человека в разных сферах общественной жизни (культура личности);
  • способ и метод организации общественных отношений на примере социальных институтов;
  • степень развития личности в обществе, приобщение ее к достижениям искусства, права, морали и других форм общественного сознания.

Культура и общество - это очень близкие системы, которые, однако, не совпадают по смыслу, развиваются и существуют по своим отдельным законам.

Что такое художественная культура

Художественная культура включает в себя все художественные ценности, а также исторически сложившуюся систему их воспроизведения, создания и функционирования в обществе. Роль художественной культуры как для цивилизации, так и для отдельного человека огромна. Искусство, которое и представляет художественную культуру, воздействует на внутренний мир человека, на его разум, чувства и эмоции. Благодаря этому человек познает в образах какой-то фрагмент реальности, заложенный художником в своем произведении. Художественная культура предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и создание нового, приумножение культурного наследия человечества.

Что такое массовая культура

Массовая культура, называемая также «поп-культурой» или культурой большинства, – культура, получившая широкое распространение среди слоев населения в том или ином обществе. Массовая культура подчиняется жизни и потребностям большинства населения (или мэйнстриму), она включает в себя развлечения, музыку, литературу, спорт, кинематограф, изобразительное искусство и прочие проявления культуры. Массовая культура противопоставляется элитарной, «высокой культуре». Также массовая культура входит в понятие народной культуры и является ее составляющей.

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.

Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы — это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения:

  • язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем;
  • конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Понятие «язык» имеет два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры — путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие — к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

С понятием «традиция» тесно связано понятие традиционного общества , под которым принято понимать все типы общества, отличающиеся от социальных моделей Нового времени (общества античности, Средневековья, а также большинство цивилизаций Востока). Главным отличительным признаком такого общества является то, что центральное место в нем принадлежит религиозным и мифологическим системам, лежащим в основании всех социально-культурных и политических институтов. Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества. К нему относят три исторические эпохи — первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития), рабовладельческую античность и средневековый феодализм.

Отличительное свойство традиционного общества заключается в том, что прошлое господствует над настоящим, определяя его ход и развитие, а традиция выступает способом или механизмом передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Традиция является определенным образцом в обществе, следование которому предполагает отрицание инноваций, креативности, давая им однозначно негативную оценку, особенно если они грозят старым традиционным устоям общества.

В традиционном обществе отсутствует выбор как таковой, поскольку опыт каждого нового поколения основывается на социальном опыте старшего поколения. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень), следуя безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, пользующийся почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция пронизывает всю социальную сферу жизнедеятельности людей, ограничивая возможности личностного развития, свободного самовыражения.

Традиция определяет статусные позиции в обществе, задает ее ориентиры и принципы, и это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус определяет личность и функции или роли, выполняемые человеком, находятся в зависимости от таких аскриптивных (предписанных) вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной общине — родовой, семейной, клановой, территориальной и т.д. При этом члены традиционного общества принимают как должное сложившийся социальный порядок и редко пытаются его изменить. В итоге социально-статусная предопределенность человека практически не оставляет возможности для индивидуального самоопределения. Когда традиция мешает прогрессивному развитию общества, которое не может функционировать в рамках сложившейся традиционной системы, наступает гибель такого общества, если не будут произведены адекватные ситуации изменения. Это убедительно подтверждает исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций.

Отметим, что вплоть до 1960-х гг. научный взгляд на понятие «традиция» и ее функциональность определялся подходом, разработанным М. Вебером и сводившимся к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. В рамках мо- дсрнизационного подхода традиционное, препятствующее развитию общества, рассматривалось преимущественно в негативном свете, поскольку традиция считалась явлением отмирающим, не способным ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. Но с середины XX в. взгляд на природу традиции изменился и стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Это доказывает современное российское общество, в котором тесно переплетено традиционное и современное. Сейчас в социологической теории принят термин «переходное общество», применяющийся для обозначения обществ трансформационного типа. В этот «переходный» период традиционные общества и институты, реорганизуясь, приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях могут служить источником легитимации новых ценностей для достижения новых целей.

Ритуал (обряд) - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать описание человеческой реальности.

Культурные универсалии

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.



Рассказать друзьям