Болгарская литература. Болгарская литература в XX веке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Соковенина

Лето в разгаре, гамак под яблоней и шезлонг на балконе распростерли свои нагревшиеся от солнца объятия. Все, чего недостает — хорошей книги. Главное, успеть там оказаться перед тем, как магическое место займет ваше дитя, если вы родитель, или ваш родитель, если наоборот.

Для нашего сегодняшнего обзора совершенно неважно, кем именно вы являетесь — все равно найдете что-нибудь для себя. Но зато очень важно вот что: если ваше место в гамаке или шезлонге оказалось занято, не жадничайте, читайте вслух. А если вы стоите перед тем, кто занял ваше место, не нойте попусту. Нойте со смыслом: просите, чтобы вам читали.

Итак, сегодня — болгарские писатели.

Павел Вежинов (1914-1983)

Несси не был, как может показаться, кибером или каким-нибудь другим искусственно созданным организмом. Те, кто хорошо знают людей и умеют провидеть будущее, понимают, что этого никогда не случится. Даже если человечество внезапно окажется на пороге неотвратимой биологической гибели, оно и тогда не создаст своего искусственного человекоподобного продолжения, построенного на других принципах

(“Белый ящер”, пер. Л. Лихачевой)

Однажды, где-то в середине 1960х, редактор болгарской газеты “Шершень” написал роман. Редактор был не только редактором, но и сценаристом, и писателем. Роман назывался “Белый ящер”. Это была история в модном духе: о победе разума, о свободе от запретов. О сексуальной революции, сделавшей то, что люди называли чувствами, простым отправлением естественных потребностей. О мутанте, появившемся в результате эксперимента homo super, наделенном могущественным интеллектом и почти лишенным инстинктов. И о главном: то, что веками с упрямством, достойным лучшего применения, люди пытаются выбрать: либо разум, либо чувства, — является на самом деле одним целым, неделимым, не способным к существованию по отдельности.

Павла Вежинова (которого на самом деле звали Никола Делчев Гугов) любили называть экспериментатором. Говорили, он и швец, и жнец, и на машинке тоже может. И впрямь, писатель подавался то в детектив, то в реалистическую прозу для детей и юношества, то в фантастику. Тут так и хочется резюмировать: “Искал себя!”. Но это было бы сказано, не разобравшись.

Потому что себя писатель уже нашел. То, что хотелось бы сказать читателям, он нашел на фронте, между 1941 и 1945, когда шла Вторая мировая война, а сам он был военным корреспондентом. Он слишком хорошо понял, что такое идея homo super, руководствующегося тем, что принято называть чистым разумом. Как это стало модно говорить, электроники. Или, если хотите, атомной энергетики. В такие времена часто забывают о том, что, по существу, представляет собой радость. Простые человеческие слабости кажутся глупостью, простые шутки кажутся слишком простыми и… но Павел-то Вежинов был настоящий писатель! Кому, как не ему было доподлинно известно: обычная жизнь вообще не бывает обычной. И уж тем более, не бывает скучной. Она только может такой казаться. Надо только это объяснить. На нужном, понятном новому читателю языке. И даже так: юным читателям — по-своему, взрослым — по-своему. А поскольку сказать все нужное писатель хотел именно юным, то он и занялся фантастикой.

И у него получилось. Примерно так становятся классиками, а Павел Вежинов — как раз он.

Некоторые книги:

Белый ящер

Гибель «Аякса»

Летучие мыши появляются ночью

Мой первый день

Ночью на белых конях

Происшествие на тихой улице

Синие бабочки

(Атанас Василев Джавков, 1921-1995)

“- Опусти хвост, - сделала замечание мама Лиса. - Могут подумать, что ты возгордился.

- Почему?

- Потому что, когда лисица возгордится, она задирает хвост.

Лисенок опустил хвост, но вдруг посмотрел на папу Лиса и крикнул:

- Погляди на отца! Он идет, задрав хвост.

- Ему есть чем гордиться, - ответила мама Лиса

(“Приключения Лисенка в воздухе”, пер. Е. Андреевой)

Один писатель стал писателем еще, когда учился в школе. То есть в гимназии города Бургаса. И, представьте, его печатали в местной газете. Сначала он публиковал миниатюры, юморески, фельетоны и иронические стихи. Правда, одновременно, чтобы прокормить семью, приходилось продавать газеты в киоске у пристани, зато покупатели с их разговорами были отличными героями для рассказов. А в свободное время Атанас смотрел на пристань и вздыхал. Он мечтал стать моряком. Так мечтал, что однажды двенадцатилетнего Анастаса обнаружили спрятавшимся в трюме одного парохода, направлявшегося в Грецию.

Шло время Двадцатишестилетнего писателя пригласили в газету “Шершень” (редактором которой как раз и был Павел Вежинов). Рассказы и сатирические пьесы выходили отдельными книгами. Однажды писатель увлекся и вышел на сцену — в сатирическом варьете для театра “Сливен”, для которого писал пьесы по совместительству. Штатным драматургом он числился уже пять лет, но это варьете получилось слишком удачным. Компетентные органы поспешили заметить редакции, что задача газеты — писать, а не играть в театре, и спустя некоторое время писатель Априлов стал сам себе писатель. По собственному, как указывалось в заявлении об уходе, желанию. В 37 выяснилось, что можно позволить себе жить без всякой зарплаты, на писательские гонорары.

А он писал. Писал все время, что бы ни происходило в его жизни. Романы и повести для взрослых, и для детей. И еще тексты популярных песен. И, конечно, пьесы. А также сценарии для кино и радио. И для цирка. И для телепередач и детских сериалов.

У всего этого есть одна общая черта: все, что написал Борис Априлов, с удовольствием читали и дети, и взрослые.

Некоторые книги на русском:

Приключения Лисенка в воздухе

Морские приключения Лисенка

Cамые новые приключения Лисенка

“- Эх, жaль, что сейчaс не зимa, — вздохнул сержaнт Мaкрев.

— А зaчем нaм зимa? — покосился нa него инспектор Пaнтифлюшек.

— А зaтем, что тогдa мы могли бы одеться во все белое, кaк снежинки, взобрaться нa эстaкaду и спрыгнуть с нее нa крышу aвтобусa. Автобус проходит под эстaкaдой, a мы — бух вниз, и нa крыше! А что? Идет снег, a мы — просто-нaпросто две крупные снежинки… А уж с крыши кaк-нибудь дa проберемся внутрь

(“Похищение автобуса”, пер. М. Качауновой)

Об этом человек с бородой, похожем на отца Пеппи Длинныйчулок — правителя острова Веселия, что где-то в южных морях – почти ничего не известно. И в самом деле — что можно сказать о писателе, если он юморист? Разве что только добавить: еще киносценарист. Но поскольку переводов на русский крайне мало, и фильмы “Музикален момент”, и “ Петък вечер” мы можем посмотреть только на языке оригинала, ограничимся “Похищением автобуса”. Романом о том, как инспектор уголовного розыска Пантифлюшек был вынужден расследовать — нет, даже не расследовать, а преследовать! — угнанный автобус со всеми пассажирами. Который не соблюдает никаких остановок, зато честно соблюдает правила дорожного движения. Вы спросите, а что же пассажиры? А они, как ни странно, ничего. То есть, они сначала ругались — всем же на работу, но потом подумали и решили, что это к лучшему.

Похищение автобуса (1987)

Безнадежный случай (из сб. “Индюшка с бриллиантами”).

(1902-1966)

Итак, снимите шляпу и слушайте меня внимательно!

После того, как наш ученый всесторонне развил свою теорию о химическом составе тканей человеческого тела, в голову ему пришла мысль, что сочетаться браком может лишь та пара, „химические» типы которой совпадают. Охваченный этой навязчивой идеей, он пошел еще дальше: предложил подвергать предварительному химическому анализу всех желающих вступить в брак

(“Водородный господин и кислородная барышня”, пер. М. Качауновой)

Вы уже сняли шляпу? Отлично. Так и положено делать перед человеком, которого называют отцом современной болгарской фантастики, первым открывшим издательство фантастической литературы. Не в Америке, не в Британии, а в Болгарии, которой до научной фантастики оставалось не меньше десяти лет, да и того, может быть, не было бы, когда бы не примчавшийся из Мюнхена молодой человек со связкой книг в чемодане!

На книгах стояло имя “Жюль Верн”, а молодой человек, который решительно был намерен открыть своей родине “новую литературу”, изучал в Мюнхене торговое дело. К тому же он был литератором. Раз, два — и оба упомянутых компонента дают единственно закономерную реакцию: открытое на собственные деньги издательство “Аргус”.

Что с того, что оно просуществовало всего два года? Там выпустили сборники “Синяя хризантема” Минкова и “Смерть” своего компаньона Владимира Полянов а. В оформлении знаменитого Ивана Милева ! Основатели издательства мечтали найти и объединить у себя все значимые имена мировой фантастики, а это было, конечно, немного слишком. Но главное они успели — открыли фантастику для Болгарии.

Взгляните в это суровое лицо. Оцените строгость взгляда за толстой оправой очков. Примите во внимание, что этот человек не только был сотрудником болгарского посольства в Токио, редактором, выпускающим редактором, помощником библиотекаря. Чтобы вы до конца прониклись, до какой степени он серьезен, — наш герой был корректором. Если человек работает корректором, то по степени серьезности никакие атташе ему в подметки не годятся, пусть они хоть десять раз японские.

Теперь можно приступать к тому, что он написал, этот человек в очках. Вы, например, представляете, что такому можно написать рассказ под названием “Лунатин! Лунатин! Лунатин!” об ученом Гераклите Галилееве, который внезапно высокомерно отвечает на вопросы “о йес!”, хотя совсем недавно был приличным научным сотрудником? А “Даму с рентгеновскими глазами”? А “Водородного господина и кислородную барышню”?

“О йес!” — воскликнет какой-нибудь реальный страшный научный сотрудник и быстро напишет правдивые слова: …мол, отразил, жизнь человека в мегаполисе, технократию и власть рекламы над миром. И еще не забудет точность бытовых зарисовок. И будет совершенно прав: даром, что ли, он научный сотрудник?

А мы со своей стороны добавим: вперед же, за господином в кепи и в белом плаще, из-под которого видны тонкие кривые ноги в брюках гольф. Этот, в плаще, как раз сошел с поезда, а мы до сих пор не знаем, что он сделал с человеком с бородой и мармеладом.

(1919-2007)

Всего час назад под именем Пьера Лорана я перешел границу у Симплона. Под этим именем я намерен следовать дальше по этой живописной стране, которая не знает войн, зато отлично знает секреты международного туризма и издавна славится обилием горных цепей, часовых заводов и шпионов всевозможных национальностей

(“Тайфуны с ласковыми именами”, пер. А. Собкович)

Те, кому доводилось лет двадцать назад лежать на даче под яблоней или под кустом растения, похожего на гигантский укроп, наверняка помнят, как поглощали одну за другой книги об Эмиле Боеве — этом болгарском Штирлице. Или, если хотите, Джеймсе Бонде. О разведчике, элегантно выполняющем опасные задания в стриптиз-барах между двумя романами с прекрасными коллегами из противоположного лагеря. Если так, то тут мало что можно добавить: вы нас понимаете. А если нет, и вы, прочтя это описание, снисходительно пожали плечами, мол, дешевка, то позвольте оппонировать: ха-ха. Во-первых, хорошо написанный шпионский роман — особенный жанр. Любители детективов нас поддержат. А во-вторых, хорошо написанный шпионский роман вышел из-под пера писателя Богомила Райнова, который сам служил в разведке во время Второй Мировой, а после того еще семь лет служил в болгарском посольстве Парижа атташе по культуре. Венеция, Женева, Париж, Лондон и Копенгаген у него настоящие. Короче говоря, писатель свое дело знал.

Что остается добавить? Одна из ярчайших фигур болгарской литературы. Издавался и переводился огромными тиражами. Закончил факультет философии. Поэт. Прозаик. Литературовед. Автор книги о том, как приобретались картины для Национальной галереи (“Странное это ремесло”), и научного исследования о феномене детектива и шпионского триллера. Если встретите книгу Богомила Райнова “Черный роман” — это оно.

Некоторые книги на русском:

Серия об Эмиле Боеве

Господин Никто (1963, экранизация, русс.дубляж)

Что может быть лучше плохой погоды? (1968)

Большая скука (1971)

Наивный человек среднего возраста (1975)

Реквием (1975)

Тайфуны с ласковыми именами (1977)

Умирать — в крайнем случае (1976)

Серия “Три встречи с инспектором”

Инспектор и ночь (1964)

Человек возвращается из прошлого (1966)

Бразильская мелодия (1969)

Черный роман (1970)

Странное это ремесло (1980)

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Золотой век древнеболгарской литературы начался во второй половине 9 в., когда Болгария первой среди славян приняла христианство, а святые Кирилл (ум. 869) и Мефодий (ум. 885) и их последователи, прежде всего Иоанн Экзарх Болгарский (ум. ок. 930), перевели византийские христианские тексты на старославянский (церковнославянский) язык. Серебряный ее век завершился в 14 в., когда Второе Болгарское царство пало под натиском Османской империи в 1396. Литература свелась к рукописным сборникам религиозно-нравоучительных сочинений, т.н. дамаскинам (по образцу проповедей греческого епископа 16 в. Дамаскина Студита).

Национальное возрождение началось в 1762, когда монах Паисий Хилендарский (1722–1798?) завершил свою Славяно-болгарскую историю . Революционная антитурецкая агитация достигает наибольшей остроты к 1876 – году неудачного Апрельского восстания, во время которого погиб крупнейший поэт и революционный деятель Х.Ботев (1848–1876).

После освобождения Болгарии Россией в 1878 Апрельское восстание было воспето И.Вазовым (1850–1921) в классическом романе Под игом (1889). Автор многочисленных рассказов, путевых заметок, повестей, пьес и стихов, Вазов стал непревзойденным выразителем национального духа. Возросшего на национальной почве обывателя увековечил в образе Бая Ганю писатель-юморист А. Константинов (1863–1897).

В начале 20 в. критик К.Крыстев (1866–1919) и его журнал «Мысль» готовили выход болгарской культуры на международную арену. Особенно ценным было участие в журнале таких авторов, как П.Славейков (1866–1912), автор эпической поэмы Кровавая песня , посвященной Апрельскому восстанию; прозаик П.Тодоров (1879–1916), писавший элегические идиллии в прозе, и превосходный поэт и драматург П.Яворов (1877–1914). Следующим этапом литературного развития был символизм, представленный творчеством Н.Лилиева (1885–1960) и Т.Траянова (1882–1945). От имени обреченного поколения Первой мировой войны свидетельствовал лирический поэт Д.Дебелянов (1887–1916), погибший на фронте в возрасте 29 лет.

Литература между двумя мировыми войнами переживала период расцвета, что в значительной степени отражалось на страницах журнала «Золотой рог», который издавал критик В. Василев (1883-1963). Выдающимися деятелями литературы того времени были поэтесса Елисавета Багряна (1893-?) и прозаик Е.Пелин (1877–1949). Однако наиболее видным прозаиком 20 в. принято считать Й.Йовкова (1880–1937), чьи рассказы из сельской жизни вошли в сборники Старопланинские легенды (1927) и Вечера в Антимовском постоялом дворе (1927).

Приход коммунистов к власти в 1944 обескровил литературную жизнь. На какое-то время такие писатели, как Вазов, были преданы анафеме, и читателям приходилось довольствоваться либо небесталанными поэтами-коммунистами недавнего прошлого, как Х.Смирненский (1898–1923), Н.Вапцаров (1909–1942), либо литературными функционерами вроде Х.Радевского (р. 1903).

После политической «оттепели» 1956 началось возрождение культуры. Правда, многие писатели предпочли выбирать темы из прошлого. Э.Станев (1907–1979) писал о средневековой Болгарии; А.Дончев (р. 1930) создал волнующий роман о насильственной исламизации страны в 17 в. – Время выбора (1964); Д.Талев (1898–1965) опубликовал монументальную трилогию из болгарской жизни 19 – начала 20 вв. Явилось талантливое поколение лирических поэтов, боготворивших А.Далчева (1904–1978), никогда не склонявшегося перед сталинистами; среди этих поэтов Блага Димитрова (р. 1922) и К.Станишев (р. 1933). В популярной пьесе Тропинки Н.Хайтов (р. 1919) критиковал тупую бюрократическую косность. Талантливый рассказчик П.Вежинов (1914–1984) правдиво изображал житейские будни. Сатира нашла свое выражение в поэзии Р.Ралина (р. 1923) и прозе Й.Радичкова (р. 1929). Наконец, были литераторы-диссиденты вроде поэта К.Павлова (р. 1933), их почти не печатали, однако они пользовались широчайшей известностью.

Существует болгарская литература и в зарубежье. Х.Огнянов, поэт старшего поколения, живет в Германии, в Париже живут и пишут на французском языке Ц.Тодоров (р. 1939) и Юлия Кристева (р. 1941), ставшие признанными теоретиками литературы. Прозаик Георгий Марков (1929–1978), ставший в Лондоне жертвой политического убийства, оставил захватывающие воспоминания об интеллектуальной жизни Болгарии после 1944 – Правда, которая убита (опубл. 1988).

9 сентября 1944 г. положило начало новой эпохе в истории болгарского народа, в его культуре и искусстве.

В литературе Болгарии появляются произведения совершенно нового содержания, осмысляются проЦессы недавнего прошлого и современной жизни народа. В прозе и стихах виднейших болгарских писателей раскрывается героизм народа, его участие в партизанском движении в годы второй мировой войны. Темой романов и повестей становятся революционные традиции, борьба рабочего класса против фашистского режима. В центре внимания писателей человек сегодняшнего дня, активно участвующий в общественной жизни страны, в строительстве города и деревни. Он стремится осмыслить не только социальные, но и нравственные перемены. Мир мыслей и чувств героя богат - от пафоса космических свершений до тончайших лирических движений души.

В прозе наряду с жанром социального и бытового романа, в котором работают такие писатели, как Д. Димов (р. 1909), Г. Караславов (р. 1904), А. Гуляшки (р. 1914), П. Вежинов (р. 1914), появляются и жанры научно-фантастического и детективного романа (П. Вежинов, А. Гуляшки). Произведения всех этих писателей хорошо известны в Советском Союзе. В поэзии расцветает жанр гражданской лирики. Большой известностью пользуются произведения X. Радевского (р. 1903), М. Исаева (р. 1907), П. Матева (р. 1925), Г. Джагарова (р. 1925). Философская лирика представлена творчеством крупнейшего болгарского поэта В. Ханчева (1919 - 1966). Его стихи переведены почти на все европейские языки, а советскому читателю хорошо знаком «Избранные стихотворения». В жанре философской лирики работает и поэт А. Далчев (р. 1904), стихи которого также хорошо знакомы советским читателям.

Расцвет современной болгарской поэзии неразрывно связан с именами таких поэтесс как Д. Габе, Е. Багряны, Л. Стефановой. Знаменательно, что почти все крупные писатели Болгарии принимают участие в создании литературы для детей.

Отличительная черта болгарской детской литературы - это звучание в полный голос героической темы - . темы борьбы за свободу Болгарии, имеющей глубокие исторические традиции в болгарской литературе вообще.

В повести «Орлиный камень» взволнованно рассказывается о любви к Родине и гражданском долге. Эту написал еще до сентябрьской революции, в 1939 г., крупнейший современный болгарский писатель Георги Караславов.

Но если в «Орлином камне» народно-освободительная борьба горцев показана несколько условно, то другая повесть Георги Караславова - «Ленко» (1949) - посвящена борьбе за освобождение от фашизма и против монархии в Болгарии.

Весьма своеобразно героическая тема решена в повести Анастаса Стоянова «Жил-был мальчик...». В основу повести положены реальные исторические события в Болгарии - сентябрьское восстание 1923 г. и движение Сопротивления в годы второй мировой войны. В этой новаторской для болгарской детской литературы книге отчетливо прослеживается традиция гайдаровского «Мальчиша-Кибальчиша».

Отрывки из произведений болгарских писателей о вожде болгарского народа, крупнейшем деятеле международного коммунистического движения собраны в большом сборнике « о Георгии Димитрове», представляющем собой своеобразную беллетризованную биографию этого замечательного трибуна и борца.

Одна из главных тем болгарской детской литературы - тема современной жизни и огромного мира, который окружает современных детей. Разумеется, эта тема решается писателями по-разному. Здесь стоит упомянуть книгу Георгия Струмского «Наско-Почемучка». На первый взгляд герой этой повести Наско - привычный персонаж для детской повести. Одиннадцатилетний мальчишка, школьник, пионер, живущий в современном болгарском селе. Обыкновенный парнишка, взятый из жизни, обаятельный и естественный. Но в нем есть черта, подсмотренная писателем в сегодняшних детях 70-х годов, - это необыкновенная пытливость, страсть к знаниям, огромная склонность к фантазии.

Еще одну грань темы современности раскрывает сборник избранных произведений молодых болгарских писателей «Играют на улице дети». Рассказы и повести писателей этого сборника: Георгия Данаилова, Кольо Николова, Станислава Стратиева и Симеона Янева - объединены в этой книге не случайно. Пристальное внимание писателей обращено к психологии современного подростка, к нравственным проблемам, стоящим перед ним. Рассказ ведется свободно, в форме лирического монолога.

Углубленное внимание к процессу духовного возмужания подростка, к формированию его нравственных идеалов - вот то новое, что отличает болгарскую прозу для детей и юношества. Характерна в этом плане входящая в сборник «Играют на улице дети» повесть Симеона Янева «Прежде чем выйти на ринг», где героя прослеживается с самого раннего возраста до юношеских лет. В основе сюжета - становление характера мальчика, и внешние события повести даны как проявление этого характера. Композиционно повесть делится на три части, соответствующие «узловым моментам» развития личности героя. Первая часть - «Игры» - посвящена раннему детству, когда у героя только формируется представление о мире. Вторая часть - «Летние каникулы» - переходный возраст подростка, когда он мучительно ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. И наконец, третья часть - «Предчувствие», - где герой - юноша, готовый вступить в жизнь. Еще одна характерная черта молодой болгарской прозы 70-х годов - романтическое восприятие действительности, исполненное благородства и нетерпимости к злу. Одно из самых отличительных свойств современной болгарской литературы для детей и юношества - это имеющая глубокую традицию любовь к родному краю, романтическая поэтизация природы Болгарии.

И здесь прежде всего нужно сказать о крупнейшем современном писателе Болгарии Емилиане Станеве (р. 1907). Глубочайший мастер родного пейзажа, Е. Станев в своих повестях о животных «Чернушка», «Январское гнездо» показывает детям и исполинский образ Балканских гор, и нежную прелесть родных полей. Язык произведений Станева высоко поэтичен.

Бмилиан Станев видит великую задачу писателя в воспитании в детях любви к родной природе и очень требовательно относится к творчеству для детей. «Только та детская книга хороша, - пишет он, - которая способствует развитию богатого мира ребенка и будит его ум, как весенний ветер будит почки на деревьях и цветах».

Значительное место в болгарской литературе для детей занимает детская поэзия. Именно она имеет глубокие и давние корни в болгарском фольклоре, столь богатом побасенками, песнями, считалками, песенками о природе. Яркие образы фольклора вдохновляли творчество одного из родоначальников детской поэзии - Блина Пелина (Димитра Иванова, 1877 - 1949). Он часто использует прием персонификации, показывая своих героев - птиц, животных, поставленных как бы в человеческие отношения между собой. Тяготеет к фольклору и рифмованная проза Рана Босилека (Генчо Станчев-Негенцов, 1886 - 1958). Веселые «Письма Бедокура Шутнику» рассказывают об играх и добрых делах озорной детской дружины Бедокура. Рифмованные сказки Рана Босилека разрабатывают сюжеты болгарского фольклора.

Неся большую воспитательную нагрузку, болгарская детская поэзия порой переходит от приемов юмора к сатире. И в области современной сатиры у детской поэзии есть свои достижения. Особенно показательно в этом плане творчество известного болгарского поэта Асена Босева (р. 1913), большого мастера сатирической детской поэзии. Хорошо известна его поэма «Мими». Обращаясь к юмору и насмешке, поэт ведет борьбу с пережитками буржуазной морали, отравляющей детское сознание. Стихи Асена Босева просты по замыслу и понятны детям. Они подготавливают ребят к критическому восприятию жизни, обращают внимание на то, что могло бы остаться не замеченным ими. Например, в сказке «Веселые жнецы» прославляется труд, высмеиваются лентяи, рассказывается о том пути, который проходит хлеб от зерна, брошенного в землю, до магазина.

Обращение к вопросам, с которыми ребята сталкиваются в окружающей жизни, - одна из главных особенностей творчества Асена Босева.

Современную болгарскую литературу для детей характеризует высокая гражданственность, постановка острых нравственных проблем, большое разнообразие жанров.

Если домашнее задание на тему: » Современная литература Болгарии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Первая его книга для детей «Маленький Бобеш» была написана в 1930-1934 годах. В основу повести легли воспоминания о собственном детстве, 1. Котлован великой утопии (социально-историческая и философская проблематика повести А. Платонова «Котлован»). 2. Испытание настоящего: изображение исторических преобразований в повести А. 1. Смысл названия повести «Собачье сердце». 2. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце». 3. Художественное своеобразие повести «Собачье сердце». 4. «Великие преобразователи природы»

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Развитие болгарской литературы прерывалось периодами застоя, самый большой из которых длился 4 века.

Часто самыми известными представителями болгарской литературы были апостолы, проповедники свободы, революционеры, воевавшие за свободу своей родины ценой собственной жизни. В Болгарии понятие культуры неотделимо от национальной самобытности.

Свое начало литература ведет со средневековья. Недавно праздновался одиннадцатитысячный юбилей глаголицы, которая послужила для перевода Евангелия на славянский язык. В 863 году Константин - философ, позднее духовник со светским именем Кирилл, получил задание от византийских властей распространить в Моравии священные книги - текеты на их родном языке. В 869 году, после смерти Кирилла, его брат Мефодий продолжал его дело.

Азбука, названная именем Кирилла, позднее переделывается в глаголицу. Эта азбука по сей день используется болгарами, русскими, восточными славянами, сербами.

Колыбелью болгарской литературы являются произведения религиозного характера, в которых авторы стараются проповедовать независимость Болгарии от Византии.

Именно это нашло отражение в произведениях Климента Охридского, Константина Преславского и Черноризца Храброго.

Они проповедуют антигреческую политику, проводимую царем Симеоном, который будучи очень образованным, мечтал, чтобы болгарская культура вырвалась из греческих рамок и догм.

В это время появляются книги, описывающие жизнь святых, легенды с двояким смыслом и книги, тесно связанные с развитием еретического движения, которые собирают одинаковомыслящих и воюют против привилегий феодалов и высшего духовенства.

Естественно, что во время длительного византийского господства (1018 - 1186 гг.) литературное творчество перетерпело застой. Но во время Второго болгарского царства (1186 -1396 гг.) следует отметить произведения Теодосия Тырновского и его воспитанников.

Евтимий Тырновский описывает жизнь Ивана Рильского, Святой Петки. Его ученик Григорий пишет произведение, восхваляющее Евтимия. Нужно сказать, что и ненаписанное слово играет свою роль как единственное возможное средство выражения во время тяжелого османского ига. Народные песни, предания, рассказы и легенды являются для народа отдушиной, подтверждением неумолимой его жажды и любви к свободе и ненависти к поработителям.

Период возрождения начинается лишь в XVIII веке, когда наконец, вся Европа охвачена новыми веяниями.

Произведением монаха Паисия открывается новая страница в движении за свободу, независимость и национальное самосознание. Это славяне - болгарская история. Она написана в 1762 году, а отпечатана лишь в 1844 году, но до тех пор было нелегально распространено много рукописных копий, а с ними и идеи автора, проникнутых родолюбием и непреклонностью перед поработителями и греческим влиянием. Паисий создал свою школу.

В 1806 году выходит первое печатное болгарское произведение - Еженедельник Софрония Врачанского, он проповедует те же идеи и помогает подчеркнуть стремление болгарской литературы, долгое время угнетенный греческими церковными догмами и канонами, к независимости.

В 1829 году публикуется книга украинского автора Юрия Венемина о болгарах, об их истории, начиная с древности.

Вдохновленный этой книгой и идеями великого болгарского учителя Даскала Петра Берона, Василий Априлов в 1835 году создает Габровскую гимназию, первое учебное заведение с преподаванием на болгарском языке. В этой гимназии долгие годы преподает Неофит Рильский, создатель первой болгарской грамматики. Он формирует группу квалифицированных педагогов.

Неофит Возвели прославил себя как "монах с острым пером". За свою дерзость был заключен в тюрьму, где и умер в 1848 году.

В середине XIX века борьба за самостоятельную церковь достигает своего пика. Тогда появляются первые периодические издания на болгарском языке. Газеты и журналы опубликуются под руководством Христо Данова, вдохновленного издателя и мецената, который открывает книжные магазины в Солуне и в Плов диве. Создаются благоприятные условия для опубликования народных идей. Эти идеи высказывают Георгий Раковски (1821 -1867 гг.). В 1858 году в его сочинении "Лесной путник" впервые почувствовалось веяние протеста. Революционные песни Добри Чинтолов (1822 - 1886 гг.) вселяют дух сопротивления. Первый талантливый поэт Петко Славейков (1827 - 1895гг.) доказывает себя и как публицист, и как педагог. Благодаря своему разностороннему таланту он проявляет себя во всех жанрах болгарской литературы.

Любен Каравелов (1835 -1879 гг) и Христо Ботев (1848 -1876 гг.), пламенные революционеры, сыграли большую роль в развитии болгарской прозы и поэзии.

Христо Ботев, воспевший жажду свободы, в своих стихах предсказывает свою собственную героическую смерть в бою за свою родину.

Без сомнения, самое великое имя в болгарской литературе - это Иван Вазов (1850 - 1921 гг.). Его роман "Под игом" (1890 г) является шедевром. В нем он описывает жизнь и борьбу болгарского народа против турецких поработителей. И другие его произведения рассказывают о борьбе за независимость и свободу. "Эпопея забытых" (1881 г) - цикл эпичных поем посвященные памяти героев, павших за национальную независимость. Классик болгарской литературы Иван Вазов пишет во всех жанрах: исторической драме, поэзии, прозе и публицистике.

Писатели Стоян Михайловский, Тодор Влайков, Антон Страшимиров, Елин Пелин воспевают болгарский народ и реалистически дают образ быта и культуры тех времен.

Поэзия в этот период представлена рядом талантливых имен. Пенчо Славейков (1866 - 1912гг.) - поэт, воспевающий борьбу болгарского народа против турецких поработителей. Пеьо Яворов (1877 -1914 гг.) - поэт угнетенных крестьян, показал себя также и в драматургии. Одной из лучших его пьес является "В полях Витоши". Димчо Дебелянов (1887 - 1916 гг.) - лирический поэт.

Новые течения в болгарской литературе продиктованы символизмом и западноевропейской литературой. Гео Милев - творец большого таланта в переводах и лирической поэзии. Убит в 1925 году.

Комедии Ст.Л. Костова и рассказы Ангела Каралийчева раскрывают социальные проблемы и остро критикуют пороки тогдашней буржуазии.

Самыми известными авторами в период между двумя мировыми войнами являются так называемые поэты - революционеры. Христо Смирненски (1898 - 1925 гг.) - создатель социалистического реализма в болгарской литературе, имеющий плеяду последователей.

Никола Вапцаров (1909 -1942 гг.) - один из самых ярких представителей пролетарской литературы. Его поэтический сборник издан в 1940 году. Растрелянный в 1942 году, он посвятил свою жизнь и творчество идеалам свободы. В 1952 году Никола Вапцаров посмертно получил награду Международного Союза Мира. Нужно отметить еще творчество писателей Дмитрия Димова и его роман "Табак," Георгия Караславова, Дмитрия Талева и других. Болгарские произведения переведены на 23 иностранных языках и известны во всех континентах мира.

Туристический путеводитель

Мне прислали стихотворение...похоже,что оно на болгарском...но написали на русском языке...женское любопытство -о чём же это послание:боли как боли дэ мэ моюшки вэчку си де зварщи я макагда ты простя.боли как боли дэ мэ моюшки сэчку фи погоды.я макагда ты простя-боли
02.08.08 елена


Chernorizec hrabar eto balgarskii pisatel i car naverna Simeon veliki.A makedonski ludi eto toje balgarski.Q is balgarii i mne nravetsq o4en mnogo balgarskom istorii.
27.09.06 dimitar\dmitrii

"Азбука, названная именем Кирилла, позднее переделывается в глаголицу. Эта азбука по сей день используется болгарами, русскими, восточными славянами, сербами".
... Это как это "переделывается в глаголицу"? Кирилл и Мефодий создали (или переделали славянскую азбуку) именно глаголицу, а вот кириллица - дело рук их учеников. Предполагают, что Климента Охридского.
Да и Черноризец Храбр, упоминаемый далее, писатель не болгарский, а македонский.
30.07.05 , [email protected] Фея

Болгарская литература - самая древняя из славянских литератур. Устная, так называемая народная, болгарская словесность представляет собою продукт сложного влияния национальных элементов, как и сама болгарская национальность, которая есть сложный продукт тюрко-славянского смешения. Еще не установлены пути экономического, политического и культурного влияния в эпоху VIII-X вв.; так же не установлен ряд исторических событий. - Вот почему нелегко открыть пути, по которым переходили идеи и формы поэтического творчества болгар. Однако это не означает, что национальная стихия исключительно господствует в творчестве болгарских писателей. Очень много идей и форм в народном поэтическом творчестве Болгарии было заимствовано у чужих народов. Народное поэтическое творчество Болгарии ограничивалось лирикой и эпосом. Болгарская народная лирика отличается богатством, глубиной и нежностью чувства. Она охватывает: 1. обрядные песни, 2. любовные песни и 3. элегии. Исследования болгарского фольклора доказывают, что содержание обрядных песен связано с первобытной религией болгар. Самое характерное в них то, что они проникнуты утилитарным духом, представляют собою обыкновенные молитвы о хлебе, здоровьи, богатстве и т. д. Любовная лирическая песня болгарского народа обаятельна. Любовное чувство в ней не противоречит реальности, трезво ее отражает и лишь очень редко этот реализм доходит до банальности. Тяжелая жизнь за время турецкого рабства нашла свое отражение в прекрасных народных элегиях; лучшие из них: «Гроба на Бояна», «Булка варви, булка варви», «Пиле писна». Болгарский эпос делится на: героический, исторический и бытовой. Героический эпос начинается с XV века - эпохи, когда отстаивали болгарскую независимость от турецкого завоевания: крали - Марко, Секула Детенце, Янкул и Момгил; воеводы: Дайчин-воевода, Дете Голомеше. - Вот герои, которых воспевал болгарский народ. Характерно, что болгарский народ в своем поэтическом творчестве обходит молчанием таких царей, как Борис и Симеон, в то время как другие народы Балканского полуострова в своем героическом эпосе изображают выдающихся представителей царских родов. Это объясняется глубокими следами, которые оставило в культуре болгарского народа учение богомилов. Богомильство было истолковано как «церковная ересь», между тем как в действительности это была неорганизованная пропаганда среди трудовых слоев болгарского (и даже балканского вообще) населения, призывающая к свержению владык, государственной власти, власти церкви и правящих сословий. Это было анархическое течение, революционизировавшее гл. обр. крестьянство. На развитие народного песнотворчества и устной словесности богомильство и борьба с ним оказали огромное влияние. К героическому эпосу относится и эпос гайдуков (хайдути). Гайдуки являются продуктом более поздней эпохи, периода национальной борьбы болгар в XIX в. Это - сильные личности, ведущие борьбу против турецкой власти, против фанариотов и притеснителей народа болгарского происхождения. В эпосе гайдуков воспевались исторические деятели, одаренные мифически-героическими чертами. Более выдающимися эпическими личностями из гайдуков являются: Страхил-воевода, Стоян, Ненчо, Татунго, Чавдар и т. д. Содержанием исторического эпоса является борьба последнего болгарского царя Ивана Шишмана против турок. Бытовой эпос охватывает все области обыденной жизни болгарина. Центральное место занимают отношения женщины к мужу и свекрови. Немалое значение имеют народная легенда и сказка - фантастическая и бытовая. Легенды были созданы богомильством. По содержанию они являются странным сочетанием философской и «еретической» мысли и стремятся объяснить темные места в Евангелии. По форме и стилю они напоминают апокрифы (см.).

Древняя литература

Б. Л. зародилась в связи с стремлением государства обратить в христианство язычников болгар. Во второй половине IX в. политическое положение Болгарии было критическим. Находясь в соседстве с великой Византийский империей, на пути, ведущем из Зап. Европы к Востоку, она была объектом постоянных нападений и завоеваний. Ее существованию угрожали как Византийская империя, так и Паннония. При этом голод, постигший страну в IX в., еще больше ухудшил ее экономическое положение. Родовая аристократия оторвалась от народа. Подражая византийским вельможам, она жила в роскоши и довольстве, а народные массы бедствовали. Одна часть ханства, которая слилась с болгарской аристократией славянского происхождения, приняла христианство. Другая вместе с большинством народа отстаивала старые языческие верования. Чтобы спасти свою власть и государство, царь Болгарии Борис принужден был насильственно окрестить болгарский народ (райя). Акт крещения был встречен со стороны ханства бунтом, который был подавлен. После этого перед царем Борисом стояла очень сложная задача - удовлетворить умственные запросы народных масс. Решить ее помогли ему не только византийский император и патриарх, но и те его подданные славянского и болгарского происхождения, которые уже успели сделаться носителями византийской образованности. Началась усиленная лит-ая деятельность; она выражалась в переводах с греческого на славянский яз. священных и церковно-служебных книг. Кроме Евангелия, Деяний апостолов и их толкований, были переведены еще псалтырь, миней, апокалипсис и ряд творений святых отцов. Более выдающимися литературными памятниками древнего периода Б. Л., заканчивающегося в 1393, и среднего периода, длившегося до появления книги Паисия, являются следующие: «Зографское и Марийское евангелия», «Саввина книга» и «Супрасалский сборник». От св. Климента сохранились: «Житие святых Кирилла и Мефодия», «Синайский требник» и «Похвальное слово святому Кириллу»; от Ионы Екзарха: «Небеса», «Шестоднев»; от Черноризца Храброго: «Защита болгарской письменности», «Презвитер Козма», «Беседа против богомилов»; от неизвестных авторов - жития всевозможных святых и много апокрифов. Из повестей дошли: «Троянская повесть», «Александр Великий», «Валаам и Иосафат»; из хроник: «Хроника Метафраста» и «Летопись Георгия Амартола». Особой литературной отраслью стали сборники поучений и житийных повестей, в первоначальной редакции связанные с греческим епископом Дамаскиным Студитом, а в дальнейшем обросшие иным материалом, но все же сохранившие название «дамаскинов».

От среднеболгарского периода остались: «Синодик Бориса», «Добромирское евангелие», «Охридский апостол», «Рассказы Эзопа» и многочисленные жития святых и написанные патриархом Ефтимием Тирновским: «Житие святого Николы Софийского», «Абагар», «Копривщенский Дамаскин» и т. д. Продукция этой переводной литературы настолько усилилась, что Болгария стала снабжать этой литературой другие славянские страны.

В эпоху турецкого ига Болгария не проявила в отношении развития литературы никаких признаков жизни: факт, который говорит очень много о характере этого ига, о низком политическом уровне народных масс, об их отсталости. Вначале XVIII в., в связи с национальным пробуждением болгар, лит-ая жизнь крепнет.

Новая болгарская литература

Новая болгарская литература связана с периодом политического ренессанса Болгарии. Эпоха национального возрождения, национально-революционной, освободительной борьбы имеет свою литературу. Она начинается книгой монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского (1762) - «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских». Эта книга сыграла огромную культурную роль в жизни болгарской нации. Характер этой литературы в ее дальнейшем развитии был гл. обр. пропагандистско-публицистический. Писатели XVIII в. изображали жизнь болгарских народных масс под политическим и экономическим игом турок и под духовным игом фанариотов и болгар-ренегатов. Эту жизнь они изображали мрачными красками в несколько романтическом тоне. Они призывали народные массы к восстанию против угнетателей. Чем больше разгоралась национальная борьба, тем больше эта литература теряла свой романтическо-сентиментальный тон и приобретала тон революционного реализма. Со второй половины XIX в. она развивается под господствующим влиянием русской литературы, в связи с национально-политическими чаяниями болгарской буржуазии, ориентировавшейся на Петербург. Самыми характерными представителями этой эпохи являются: Славейков Петко (см.) (1827–1895), Каравелов Любен (см.) (1837–1879) и Ботев Христо (см.) (1847–1876). Эти писатели и поэты, которые были в то же время политическими деятелями и революционерами, завещали новейшей Б. Л. боевые мотивы. Они подчиняли поэзию задачам освободительного движения болгарского народа, их творчество было проникнуто непреодолимой ненавистью ко всем угнетателям. Наиболее характерна в этом отношении поэзия Ботева; она представляет собой сплошной бунт против экономического и политического рабства. В ней доминирует элемент социальный над национальным. Мотивы поэзии Ботева мы встречаем на всем протяжении развития Б. Л. после освободительной войны. В истории новейшей Б. Л. борются две тенденции: одна - искусство должно служить народу; другая - искусство должно быть чистым искусством, т. е. фактически - служить турецкой и болгарской буржуазии. В период, близкий к освободительной войне, почти все поэты и писатели в начале своего творчества являются носителями первой тенденции. Не составляет исключения и Иван Вазов (см.) (1851–1922). Но если творчество Ботева - революционный призыв к борьбе, то творчество Вазова полно примиренческих тенденций. Типичный представитель мелкой буржуазии, Вазов рано порвал с революцией, с своим деклассированным и интеллигентским идеализмом. Он - поэт внешнего. Внутренние процессы жизни ему были недоступны. Вазов не смог понять установки радикальной, социалистической и анархической интеллигенции, относился враждебно к ней и после войны 1914–1918 открыто перешел на сторону врагов социалистического движения. Во время войны он проявил себя шовинистом, склонным впрочем к руссофильству до 1917. Единственное, что связывает его с социалистической интеллигенцией, это его давнишнее прошлое, плодом которого является «Эпопея забытых»: в ней он воспевает легендарных уже революционеров: Левского, Раковского, Бенковского, Ботева и др.

Развивающаяся капиталистическая действительность воспринималась мелкобуржуазной интеллигенцией, крестьянством и рабочими или через призму народничества, или через призму социализма. Народничество - течение, которое в Болгарии характеризовалось идеализацией докапиталистической формы хозяйства, дало своих представителей в литературе в лице Тодора Влайкова-Веселина, А. Страшимирова и П. Тодорова (во второй период его творчества). Второе течение, продолжившее традиции Ботева, представляют в литературе Д. Полянов (который и по сию пору остается болгарским Демьяном Бедным), Андрейчин, Христов, Чворов и Петко Тодоров (в первый период их творчества). Начало деятельности этих писателей совпадает с усилением рабочего движения, с созданием рабочей партии. Петко Тодоров накануне своей смерти выражал уже в своем творчестве идеологию крупной буржуазии. Из его произведений больше известны идиллии, где он рисует действительность, которой капитализм еще не коснулся. Иван Андрейчин прошел через французский декаданс, чтобы закончить жизнь на поприще учителя и потерять свой сочный талант. Развертывающаяся буржуазная действительность, отличающаяся своим блеском, но бессодержательная, опьяняющая и подкупающая открывшейся для интеллигенции возможностью быть на содержании буржуазии, бросающей ей (этой интеллигенции) крохи своей прибавочной стоимости, - все это повлияло на творчество Кирилла Христова, Яворова и целого ряда молодых поэтов и писателей - их последователей. И они от буржуазного анархо-индивидуализма спустились в пропасть символизма и декадентства, чтобы закончить свои творческие пути: Кирилл Христов - тупым и озлобленным шовинизмом, а Яворов - самоубийством. Фаланга поэтов, следующих за ними, воспевает пустоту и бессмыслие буржуазной жизни. Более выдающиеся из них: Троянов, Н. Лилиев, Кремен, Рачев, Н. Райнов и др. Родоначальник их школы, отражающей жизнь буржуазии в литературе, - Пенчо Словейков, сын Петко Словейкова. Но если у него был бесспорно талант, оплодотворенный поэзией Гёте и Гейне, то этим не отличались его последователи. Школа Пенчо Словейкова разнится от школы Вазова многообразием мотивов внутреннего характера и формой, отражающей это содержание. Творчество Пенчо Словейкова отражает высший этап в развитии буржуазии, который характеризуется уже богатством культуры. Переход от мелкохозяйственных к капиталистическим формам производства изобразил в своих произведениях Алеко Константинов (1863–1897). Его «Бай-Ганио» в литературной и культурной истории Болгарии занимает такое же место, как «Мертвые души» Гоголя в русской литературе. С иронией, свойственной его таланту и переходящей часто в сарказм, Алеко Константинов рисует в «Бай-Ганио» нарождающуюся новую буржуазию. Его художественное творчество было сильным оружием в руках политической партии, к которой он принадлежал, выступающей против ростовщиков и капиталистов. Этого не могли простить Алеко Константинову реакционеры-народники, - нынешний оплот реакции и фашизма в Болгарии: они его убили. Особое место в Б. Л. занимает Стоян Михайловский (1851–) - сатирик. Линия его политического развития идет от одной крайности к другой. Своим сарказмом он бьет то по буржуазии, то по рабочему классу, чтобы закончить затем свою жизнь идеологом фашизма. Буйный рост рабочего движения, поднявшегося после войны 1914–1918 до небывалой высоты, получил свое выражение в поэзии Христо Смирненского - родоначальника пролетарской поэзии. Он развивает мотивы поэзии Ботева в обстановке болгарской действительности после мировой войны. Пафос его поэзии - безграничная любовь к русской революции и непреодолимое желание итти по ее пути. Центральным мотивом его поэзии является буря - символ революции. Россия - надежда угнетенного человечества, страна «красных эскадронов», которые несут бодрость всему человечеству, - «страна северного Спартака». Призыв к борьбе, революция и СССР - вот мотивы пролетарской поэзии в Болгарии. Кроме Смирненского эти мотивы составляют содержание творчества Поляно Расцветникова, Чагановского, Кюлявкова и др. Смирненский не дождался «праздника» своих братьев - освобождения пролетариата от ига капитала. В июне 1923 он умер от чахотки в расцвете своих творческих сил, в момент обострения классовой борьбы, когда соотношение политических сил в стране переменилось. Буржуазные партии подготовляли переворот, чтобы взять власть в свои руки. Началось капиталистическое наступление, сопровождавшееся неслыханным белым террором. Этот момент в литературной жизни Болгарии характеризуется стремлением известных пролетарских поэтов, писателей и критиков (Расцветникова, Карамийчева, Г. Цанева и др.) подняться до «общечеловеческого» в искусстве, заговорить о «чистом искусстве» и расширить мотивы пролетарской поэзии. Выраженный на яз. политики, этот литературный факт означал измену идеям рабочих и крестьянских масс Болгарии. Логическим концом было полное ренегатство этих литераторов, проявившееся впоследствии и в политической жизни. Июньские события 1923 привели к крутому повороту в экономическом и политическом развитии Болгарии и в развитии ее компартии. Быстрое изменение политического положения продиктовало такое же изменение политических лозунгов, быструю смену старого курса партии новым. Этот курс привел БКП к сентябрьскому восстанию. Сентябрьское восстание, героизм восставшего народа, зверская месть буржуазии при разгроме восстания - имеют тоже свою поэзию - сентябрьскую. Это восстание, близкое нам по времени, но ставшее уже легендарным, имеет свою эпопею - мощную поэму Гео Милева - «Сентябрь». В момент бешеной реакции Гео Милев имел дерзость сказать то, чего никто не дерзнул сказать. За эту дерзость он поплатился жизнью. Кризис партии после поражения сентябрьского восстания отозвался на пролетарских поэтах. Стихи и рассказы той части писателей, которые начали свое отступление еще перед сентябрьским восстанием, имеют несомненно художественную ценность, но им нехватает бодрого боевого чувства, которое, спустя два месяца после сентябрьского поражения восстания, снова ожило в рядах революционеров. Эти произведения дышат сентиментальным романтизмом, душевной подавленностью и лишены революционной перспективы; они явились гранью, отделившей их авторов от революционного движения и компартии.

Список литературы

Кръстев К., д-р, Етюды и критики (Этюды и критика), София, 1894

Благоев Д., Обществено-литературни въпроси (Общественно-литературные вопросы), София, 1903

Ключаров Ив., Героическото в българската народна песни (Героическое в болгарской народной песне), «Литературен Алманах», ч. III, София, 1911

Пенев Б., Българската литература (Болгарская литература), Курс лекций в Софийском университете, 1913–1914

Бакалов Г., Българската литература и социализма (Б. Л. и социализм), 2-е изд., София, 1919

Ангелов Б. и Арнаудов М., История на българската литература (История Б. Л.), чч. I и II, София, 1923–1925.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Рассказать друзьям