Достоевский есть женщины. Женщины и жены достоевского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти - разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки). И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно эгоистична и героиня “Белых ночей”, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет - счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.
Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй - она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме - в сторону юродивой - недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.
Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. “Да неужто ж человек - вошь?!” - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
В “Идиоте” женщиной расчета является Варя Иволги -на. Но основное внимание здесь уделено двум женщинам: Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что-то общее, и в то же время они отличаются друг от друга. Мышкин считает, что Аглая хороша “чрезвычайно”, “почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое”. При общем - прекрасны, у каждой свое лицо. Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна - иная. Конечно, это тоже неспокойная, мечущаяся женщина. Но в ее метаниях преобладает покорность судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина. Находясь в плену расхожей морали, она даже называет себя уличной, хочет казаться хуже, чем есть, ведет себя эксцентрично. Настасья Филипповна - женщина чувства. Но она уже не способна любить. Чувства в ней перегорели, и любит она “один свой позор”. Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно “мир перевернуть”. Услышав об этом, она говорит: “Но я отказалась от мира”. Могла бы, но не хочет. Вокруг нее идет “кутерьма” в домах Иволгиных, Епанчиных, Троцкого, ее преследует Рогожин, который соперничает с князем Мышкиным. Но с нее хватит. Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Первых она, по ее пониманию, недостойна, а вторые недостойны ее. Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным. Это еще не итог. Она будет метаться между Мышкиным и Рогожиным, пока не погибнет под ножом последнего. Мира ее красота не перевернула. “Мир погубил красоту”.
София Андреевна Долгорукая, гражданская жена Версилова, мать “подростка”, - высоко положительный женский образ, созданный Достоевским. Основное свойство ее характера - женственная кротость и потому “незащищенность” против требований, предъявляемых к ней. В семье она все силы свои отдает заботам о муже, Версилове, и о детях. Ей и в голову не приходит защищать себя от требовательности мужа и детей, от несправедливости их, неблагодарного невнимания к ее заботам об их удобствах. Совершенное забвение себя свойственно ей. В противоположность гордым, самолюбивым и мстительным Настасье Филипповне, Грушеньке, Екатерине Ивановне, Аглае София Андреевна - воплощенное смирение. Версилов говорит, что ей свойственны “смирение, безответность” и даже “приниженность”, имея в виду происхождение Софии Андреевны из простого народа.
Что же было для Софии Андреевны святыней, за которую она готова была бы терпеть и мучиться? Святым былодля нее то высшее, что признает святым Церковь, - без умения выразить церковную веру в суждениях, но имея ее в своей душе, целостно воплощенную в образе Христа. Свои убеждения она выражает, как это свойственно простому народу, в кратких конкретных заявлениях.
Твердая вера во всеобъемлющую любовь Божию и в Провидение, благодаря которому нет бессмысленных случайностей в жизни, - вот источник силы Софии Андреевны. Сила ее - не ставрогинское гордое самоутверждение, а бескорыстная неизменная привязанность к тому, что действительно ценно. Поэтому ее глаза, “довольно большие и открытые, сияли всегда тихим и спокойным светом”; выражение лица “было бы даже веселое, если бы она не тревожилась часто”. Лицо очень привлекательно. В жизни Софии Андреевны, столь близкой к святости, была тяжкая вина: через полгода после свадьбы с Макаром Ивановичем Долгоруким она увлеклась Версиловым, отдалась ему и стала его гражданской женой. Вина всегда остается виною, но, осуждая ее, надо учитывать смягчающие обстоятельства. Выходя замуж восемнадцатилетней девушкой, она не знала, что такое любовь, исполняя завещание своего отца, и шла под венец так спокойно, что Татьяна Павловна “назвала ее тогда рыбой”.
В жизни каждый из нас встречается со святыми людьми, скромное подвижничество которых незаметно постороннему взгляду и не ценится нами в достаточной мере; однако без них скрепы между людьми распались бы и жизнь стала бы невыносимой. София Андреевна принадлежит именно к числу таких неканонизованных святых. На примере Софии Андреевны Долгорукой мы выяснили, какой была женщина чувства у Достоевского.
В “Бесах” выведен образ готовой к самопожертвованию Даши Шатовой, а также гордой, но несколько холодной Лизы Тушиной. Нового, по сути, в этих образах нет. Подобное уже было. Не является новым и образ Марии Лебядкиной. Тихая, ласковая мечтательница, полу-или совсем помешанная женщина. Новое в другом. Достоевский впервые с такой полнотой вывел здесь образ антиженщины. Вот прибывает с запада Майе Шатова. Она умеет жонглировать словами из словаря отрицателей, но забыла, что первая роль женщины - быть матерью. Характерен следующий штрих. Перед родами Маг1е говорит Шатову: “Началось”. Не поняв, тот уточняет: “Что началось?” Ответ Мапе: “А почем я знаю? Я разве тут знаю что-нибудь?” Женщина знает то, чего ей можно было и не знать, и не знает того, чего не знать ей просто нельзя. Она забыла свое дело и делает чужое. Перед родами, при великой тайне появления нового существа эта женщина кричит: “О, будь проклято все заранее!”.
Другая антиженщина - не роженица, а повитуха, Арина Виргинская. Для нее рождение человека есть дальнейшее развитие организма. В Виргинской, однако, не совсем умерло женское. Так, после года жизни с мужем она отдается капитану Лебядкину. Женское победило? Нет. Отдалась-то из-за принципа, вычитанного из книжек. Вот как о ней, жене Виргинского, говорит рассказчик: супруга его, да и все дамы, были самых последних убеждений, но все это выходило у них несколько грубовато, именно тут была “идея, попавшая на улицу”, как выразился когда-то Степан Трофимович по-другому поводу. Они все брали книжек и, по-первому даже слуху из столичных прогрессивных уголков наших, готовы были выбросить за окно все, что угодно, лишь бы только советовали выбрасывать. Вот и здесь, при родах Маг1е, эта антиженщина, видимо, усвоив из книжки, что детей должен воспитывать кто угодно, только не мать, говорит ей: “Да и ребенка хоть завтра же вам отправлю в приют, а потом в деревню на воспитание, там и дело с концом. А там вы выздоравливайте, принимайтесь за разумный труд”.
Это были женщины, которые резко противопоставлялись Софии Андреевне и Сонечке Мармеладовой.
Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

В конце XX века английские психологи, проведя ряд исследований, вывели обобщенную формулу идеальной жены. С точки зрения мужчины, разумеется. Согласно формуле, идеальной женой для мужчины будет та женщина, что, во-первых, всегда (или почти всегда) говорит своему мужу «да». То есть: «Да, милый!» Или - «Хорошо, милый!» Или, еще лучше - «Как скажешь, так и будет, милый!» А во-вторых - та, что говорит, или, что еще лучше, всем своим видом и поведением дает мужу знать, что он - «самый замечательный мужчина на свете!» Иными словами, что он для нее - сам Господь Бог в земном воплощении.

Достоевскому сказочно повезло. Он нашел такую женщину! Анна Григорьевна Сниткина , его стенографистка и вторая жена, оказалась для него настоящим подарком небес, наградой за долгое страдание. Даже Лев Толстой, чья жена, Софья Андреевна, считается образцом супруги писателя, не без зависти отмечал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского».

Со своим характером, привычками и образом жизни Достоевский мог бы запросто оказаться в сумасшедшем доме или закончить жизнь в тюрьме. Но так уж заведено, что, как говорит персидская пословица, «двум одинаково хорошим головам на одной подушке не лежать» . Раздражительному, нервному, обидчивому, ужасно ревнивому и вспыльчивому, «настоящему психу» Бог послал для равновесия спокойного и умиротворяющего ангела.

Жена Достоевского должна быть вне подозрений

К концу жизни Достоевский избавится от таких непривлекательных черт как обидчивость , завистливость и вспыльчивость , но от одного качества - ревности - будет продолжать страдать в той же мере, как и в молодости. И не удивительно: ведь он на собственной шкуре - дважды! - с первой женой (Марией) и с первой возлюбленной (Аполлинарией) - испытал горечь измены. Да и как тут не ревновать, когда ты и стар, и слаб, и некрасив, а она, Анна, и молода, и красива, и так сексуальна!

Приступы ревности охватывали его внезапно, возникая подчас на ровном месте. Вернется вдруг в неурочный час домой - и ну обшаривать шкафы и заглядывать под все кровати! Или ни с того ни с сего приревнует к соседу - немощному старику...

Поводом для вспышки ревности мог послужить любой пустяк. Например: слишком долго смотрела на такого-то! Или - слишком широко улыбнулась такому-то! Однажды, вернувшись из гостей, он тотчас же стал обвинять ее в том, что она бездушная кокетка и весь вечер любезничала с соседом, терзая этим мужа. Она попробовала оправдываться, но он, забыв, что они в гостинице, закричал на нее во весь голос. Лицо его перекосилось и стало страшным, она испугалась, что он убьет или прибьет ее, и залилась слезами. Тогда только он опомнился, стал целовать ей руки, сам заплакал и признался в своей чудовищной ревности. После этой сцены она дала себе слово «беречь его от подобных тяжелых впечатлений».

Достоевский выработает для нее ряд правил, которых она, по его просьбе, станет придерживаться впредь: не ходить в сексуально облегающих платьях, не улыбаться мужчинам, не смеяться в разговоре с ними, не красить губы, не подводить глаз... И вправду, с этих пор Анна Григорьевна будет вести себя с мужчинами предельно сдержанно и сухо.

Впечатлительность Достоевского

«Красота спасет мир». Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться. Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту. Но прежде всего - на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно... красивые женские ножки.

Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки - шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой - ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это...» , «Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным - восхищен и упоен он». Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я».

Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же.

Достоевский - русский «Маркиз де Сад»

Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу - в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... осмеивали его. Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом» . Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь.

Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после - хотелось самому почувствовать себя ее вещью... Вытерпеть такое могла не каждая.

Унять сексуальный жар не помогали ни ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота.

Фантастическая женщина Достоевского

Спасти от пучины разврата могло лишь одно средство: любимая женщина. И когда такая в его жизни появилась, Достоевский преобразился. Именно она, Анна, явилась для него и ангелом-спасителем, и помощником, и той самой сексуальной игрушкой, с которой можно было делать все, без чувства вины и угрызения совести. Ей было 20, ему - 45. Анна была молода и неопытна, и не видела ничего странного в тех интимных отношениях, которые предложил ей муж. Насилие и боль она воспринимала как должное. Даже если она и не одобряла, или ей не нравилось то, чего хотел он, она не говорила ему «нет», и никак не обнаруживала своего неудовольствия. Однажды она написала: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях» . Его удовольствие она ставила превыше всего. Ибо он был для нее Богом ...

Они были идеальной парой . Он, реализовав наконец все свои сексуальные фантазии и желания, излечился не только от комплексов уродца и грешника, но и от эпилепсии, терзавшей его много лет. Более того, при ее поддержке и помощи смог написать лучшие свои произведения. Она рядом с ним смогла испытать яркое, насыщенное и подлинное счастье жены, любовницы, матери.

Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца . В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. Все свободное время она отдавала организации его литературного наследства.

В 1918 году, в последний год ее жизни, к Анне Григорьевне пришел начинающий тогда композитор Сергей Прокофьев и попросил сделать в его альбом, «посвященный солнцу», какую-нибудь запись. Она написала: «Солнце моей жизни - Федор Достоевский. Анна Достоевская...»

«Без тебя я была бы счастливее»

Объектом желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося алкоголиком. Муж терял должность за должностью – и вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах – все вызывало у нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз Достоевского, почувствовать себя желанной.

В августе 1855 года муж Марии умер. И Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его Мария? Скорее нет, чем да. Жалость – да, но никак не те любовь и понимание, которых так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. 6 февраля 1857 года Федор Достоевский и Мария Исаева поженились. В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург.

Как все изменилось с 40-х годов! Большинство творческих людей издают газеты и журналы. Не стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает издавать ежемесячное обозрение «Время». Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная жизнь совершенно не приносит умиротворения. Постоянные ссоры с женой, ее упреки: «Зря я вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее».

«Люблю, но я уже не хотел бы любить её»

Встреча с молодой Апполинарией Сусловой всколыхнула, казалось, навеки угасшие чувства Достоевского. Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал. Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без них он уже не мог обходиться.

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она – феминистка, он же придерживался мнения о главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он – консерватор и приверженец монархии. На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека, одинокая душа которого мечтала о понимании.

Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств. Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах.

Однако он со встречей не торопился. Лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала – последние три недели ни строчки не получил от неё – писатель отправился в путь. Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. «Ещё очень недавно я мечтала ехать с тобой в Италию, но всё изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Прощай, милый!» – прочитал признание Достоевский.

Новый роман у его подруги не складывался: её возлюбленный, студент-испанец Сальвадор, уже через пару недель избегал встреч. Свидетелем этих любовных переживаний Аполлинарии невольно оказался Достоевский. Она то убегала от него, то вновь возвращалась. В семь утра поднимала с постели после бессонной ночи и делилась своими сомнениями, надеждами, тащила его по парижским улицам, рассчитывая на случайную встречу с Сальвадором.

«Аполлинария – больная эгоистка, – жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. – Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна».

Последняя любовь

1864 год стал одним из тяжелейших в жизни Достоевского. Весной от чахотки умирает жена Мария, а летом – брат Михаил. Пытаясь забыться, Достоевский углубляется в решение насущных проблем. После смерти Михаила оставалось долгов на 25 тысяч рублей. Спасая семью брата от полного разорения, Федор Михайлович выдает векселя под требуемые долги на свое имя, берет родственников на обеспечение.

И тут появляется известный питерский издатель-перекупщик Стелловский, предложивший Достоевскому три тысячи рублей за издание его трехтомного сборника. Дополнительным пунктом к договору являлось обязательство писателя в счет уже заплаченных денег написать новый роман, рукопись которого необходимо было предоставить не позднее 1 ноября 1866 года. Достоевский соглашается на эти кабальные условия. К началу октября писатель не написал еще ни строчки будущего романа. Ситуация была просто катастрофической. Понимая, что сам не успеет написать роман, Достоевский решает прибегнуть к помощи стенографистки, которая записывала бы надиктованное писателем. Так в доме Достоевского появилась молодая помощница – Анна Григорьевна Сниткина. Поначалу не понравившиеся друг другу, в процессе работы над книгой они сближаются, проникаются теплыми чувствами.

Достоевский понимает, что полюбил Анну, но боится признаться в своих чувствах, опасаясь отказа. Тогда он рассказал ей выдуманную историю о старом художнике, полюбившем молодую девушку. Как бы она поступила на месте этой девушки? Конечно, проницательная Анна по нервной дрожи, по лицу писателя сразу понимает, кто истинные персонажи этой истории. Ответ девушки прост: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь». Влюбленные венчались в феврале 1867 года.

Для Анны семейная жизнь начинается с неприятностей. Молодую жену сразу невзлюбили родственники писателя, особенно усердствовал пасынок – Петр Исаев. Нигде не работавший, живший за счет отчима, Исаев видел в Анне соперницу, опасался за свое будущее. Он решил выжить молодую мачеху из дому разными мелкими подлостями, оскорблениями и клеветой. Понимая, что так больше продолжаться не может и еще немного, и она просто сбежит из этого дома, Анна уговаривает Достоевского уехать за границу.

Начинается четырехлетнее скитание по чужбине. В Германии у Достоевского снова просыпается тяга к рулетке. Проигрывает все привезенные семейные сбережения. Достоевский возвращается с повинной к жене. Она же его не ругает, понимая, что ее Федор просто не может противостоять этой страсти.

После возвращения в Петербург в жизни Достоевского наконец-то наступает светлая полоса. Он работает над «Дневником писателя», пишет наиболее известный роман «Братья Карамазовы», рождаются дети. И все время рядом с ним находится его жизненная опора – жена Анна, понимающая и любящая.

Вверх — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв — Версия для печати

ЭТО КРУТО СПАСИБО

чудесная статья. спасибо!



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Воспоминания Анны Григорьевны Достоевской облачены в столь притягательную форму, позволяющую читателю максимально опираться лишь на факты из жизни Федора Михайловича Достоевского и делать выводы самому. В тексте практически отсутствуют стандартные, наштопанные крупными стежками контрастных ниток, собственные мысли автора по поводу ее отношений с мужем, слишком субъективное восприятие взглядов Достоевского на различные вещи, нет рассусоливания собственных слезливых эмоций. Что делает честь Анне Григорьевне, на долю которой выпал немалый фунт лиха.

Приходится учитывать грандиозную пропасть между Федором Михайловичем и его женою, ибо к моменту знакомства с нею он был уже состоявшимся литератором, будучи старше ее на 25 лет. Воспоминания Анны кажутся максимально объективными, она не старается казаться умнее и лучше, чем то было на самом деле. Это подкреплено многочисленными эпизодами из жизни этой семейной пары, в частности, на этапе создания "Братьев Карамазовых" автор указывает на то, что практически ничего не поняла, хотя сама это произведение стенографировала. Разумеется ни одна вдова великого писателя не напишет плохо о собственном муже, но значимость всего этого тускнеет на фоне того, что пришлось пережить этой женщине в период брака с Достоевским. "Жена гения" - это такой же статус, как и "гений".

Образ Федора Михайловича складывается задолго до ознакомления с его биографией благодаря прочтению его произведений, но данный труд только укрепляет восприятие автора и радует схожестью мышления некоторой части человечества. Присоединяюсь к опровержению глупого письма Страхова, обвиняющего Федора Михайловича во всех смертных грехах при жизни, которое приводится в конце произведения. Сие письмо не связано изначально с самим воспоминаниями, иными словами - труд не ставил себе целью как-то обелить Достоевского в глазах читателей, тем более, что в настоящий момент в этом уже нет никакой надобности. Люди, продолжающие вторую сотню лет читать Достоевского, давно сами во всем разобрались. Но и картины эпилептических припадков Федора Михайловича, многочисленной родни-на-шее, постоянных материальных проблем в течении всей жизни, игры в рулетку, уродов-издателей - очень яркие и реалистичные.

О jalousie de metier (профессиональная зависть) не приходится говорить, ибо кто есть такой Страхов? О таковом никто и не слышал. Хотя, зависть, как таковая, к другим авторам - качество похвальное, ибо заставляет любого писателя шевелить лапами, дает дополнительный стимул. Вообще, не помню ни одного героя у Достоевского, страдающего чрезмерной гордыней. Раскольников? Фома Опискин? Темная же сторона Достоевского видна всегда и здесь Страхов не открыл никаких америк. Но эта темная сторона навсегда увязла в теориях. Герои Достоевского вечно были нереальными на фоне кажущейся реалистичности. Этот противоречивый романтический реализм является неповторимой особенностью личности автора. Череда пережитого, необычайно ярко прожитая жизнь - сие случайность на теле истории. В том нет, нужно признать, особых заслуг самого Федора Михайловича, но и повторить схожая личность ничего подобного не сможет. Так как, если даже будет возможность, то не возникнет желания. Достоевские скромно рассосались по уголкам жизни.

Вполне достоверные выводы о жизни Достоевского всегда сделает человек, читавший его произведения, которые навечно останутся живой иллюстрацией личности автора. Но прочитать мало - нужно еще понять, принять и прочувствовать. Спасибо Анне Григорьевне за добротный труд, Федору Михайловичу за то, что он был, а им обоим - за то, что они навсегда останутся.

Благодаря Ф.М. Достоевскому русская литература обогатилась новым типом героини, в нее вошла «инфернальная женщина». Она появилась в произведениях, которые он написал после каторги. У каждой героини писателя есть свой прототип. Его найти несложно, ведь в жизни Федора Михайловича было всего три женщины, зато какие! Каждая из них оставила свой след не только в его душе, но и на страницах его романов.

В отношениях Достоевский предпочитал мучиться. Возможно, это связано с объективными жизненными обстоятельствами: к моменту первой любви Федору Михайловичу было 40 лет. Он вышел на свободу и и прибыл в Семипалатинск, где воспылал страстью к замужней женщине – Марье Дмитриевне Исаевой, дочери полковника и супруге чиновника-алкоголика. Она не сразу ответила на любовь писателя, успела даже переехать вместе с мужем в другой город, хотя и вела с Достоевским активную переписку.

Впрочем, женитьба на Исаевой не положила конец мучениям Достоевского, напротив, ад только начался. Особенно тяжело стало, когда писателю разрешили вернуться в Петербург. Супруга заболела чахоткой, климат северного города ее убивал, конфликты и ссоры участились…

И тут в жизнь Федора Михайловича вошла, а точнее, ворвалась, 21-летняя Аполлинария Суслова, дочь бывшего крепостного, ярая феминистка. Историй, как они познакомились, множество. Однако наиболее вероятной считается следующая: Суслова принесла Достоевскому рукопись своего рассказа в надежде, что тот не только напечатает ее в своем журнале, но и обратит внимание на амбициозную и яркую девушку. Рассказ появился в журнале, а роман, как знаем из биографии прозаика, случился.

Другой – романтической – версией поделилась дочь Достоевского Любовь. Она утверждала, что Аполлинария отправила ее отцу трогательное любовное письмо, которое, как и ожидала девушка, поразило уже немолодого писателя. Роман оказался еще мучительнее и больнее, чем первый брак. Суслова то клялась Федору Михайловичу в любви, то отталкивала его. Показательна и история с совместной поездкой заграницу. Аполлинария первая уехала в Париж, Достоевский остался в Петербурге из-за больной Марьи Дмитриевны. Когда писатель все же добрался до Франции (задержавшись на несколько дней в немецком казино), любовницы на месте уже не было, она влюбилась в местного студента. Правда, потом девушка еще несколько раз возвращалась к Достоевскому, тот называл ее «больной эгоисткой», но продолжал любить и страдать.

Именно с Аполлинарии Сусловой, как уверены литературоведы, списаны Настасья Филипповна («Идиот») и Полина («Игрок»). Некоторые черты характера молодой любовницы писателя можно найти в Аглае (тоже «Идиот»), Катерине Ивановне («Братья Карамазовы»), Дуне Раскольниковой («Преступление и наказание»). По другой версии, прототипом Настасьи Филипповны могла быть первая супруга Достоевского, которая, как и героиня, была экзальтированной особой, подверженной резким сменам настроения.

Аполлинарии Сусловой, кстати, удалось испортить жизнь еще одному писателю – философу Василию Розанову. Она вышла за него замуж, изводила ревностью и всячески унижала, отказывалась дать развод еще 20 лет, вынуждая бывшего супруга жить во грехе с женой и растить собственных незаконнорожденных детей.

Анна Григорьевна Сниткина – вторая жена Достоевского – существенно отличается от своих предшественниц. Биографы часто представляют их отношения как историю нежной и трепетной любви, припоминая даже, как именно писатель сделал предложение: он рассказал своей стенографистке Анне про любовь немолодого мужчины к юной девушки и спросил, смогла ли она оказаться на ее месте.

Но быстрая женитьба Достоевского и Сниткиной свидетельствует о другом. Федор Михайлович впервые в жизни оказался расчетливым: он решил не упускать прекрасную стенографистку, благодаря которой свершилось чудо – новый роман был написан в рекордные сроки, всего за месяц. Была ли Анна Григорьевна влюблена в Достоевского как в мужчину? Вряд ли. В писателя и гения - безусловно.

Сниткина родила Достоевскому четырех детей, крепкой рукой вела хозяйство, разбиралась с родственниками, долгами, бывшей любовницей, издателями. Со временем она была вознаграждена – Федор Михайлович полюбил ее, называл своим ангелом и воплотил, как считают некоторые исследователи, в образе Сонечки Мармеладовой, которая своей любовью повернула Раскольникова к свету.



Рассказать друзьям