Фольклорные мотивы в творчестве Н. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки")

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

5 класс

Урок № 25.

Тема. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Цель:

    выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

    формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Фольклорные источники.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быва́льщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

«Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».

Историческая основа.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством».

1. Образы Оксаны в повести.

Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

1.2. Рассказчик в повести.

От чьего лица ведётся повествование?

Составьте устный портрет рассказчика.

Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162)

1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164)

1.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною…» до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174)

Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали.

Назовите героев повести.

Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

«Оксана перед зеркалом»;

«Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

1.6. Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169)

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179)

Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А.П.Бубнов. (С.185)

2. Образ Вакулы в повести.

Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет».

Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164)

Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали». (С.202-203)

Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212)

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены. От слов «Последний день перед Рождеством прошёл…» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». (С.161) (Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.)

IV. Подведение итогов урока.

Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре. Этот пласт фольклора долгое время находился вне сферы внимания высокой литературы, будучи допущен лишь в низкие жанры. В произведении появляются герои, напоминающие сказочные персонажи. Таковы Вакула и Оксана.

Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

2.Инд.задание:

Подготовить сообщение об Идолище Поганом;

Подготовить сообщение об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Восемь повестей, из которых состояли обе части, - совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей веяло дыханием настоящей народной жизни. Они основаны на украинском народном творчестве - сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине. Это произведение поразило читателя романтической яркостью и свежестью художественных красок, превосходными картинами украинской природы, удивительным знанием быта и нравов простых людей, замечательно тонким юмором.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь не пошел ни по пути натуралистического или грубо-комического изображения отрицательных черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. Гоголь поэтизировал сельскую жизнь и простого человека. Это произведение писателя теснейшим образом связано с поворотом русской литературы к народности. Народность проявилась не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, а и в правдивой обрисовке черт национального характера народа, в проникновении в сущность народного духа.

Герои «Ночи перед Рождеством» колядуют - поют под окнами накануне Рождества колядки - песни, прославляющие хозяев дома и желающие им здравия и доброй жизни, песни о Рождестве Христовом. Хозяева в ответ на песни обязаны угостить тех, кто поет, чем-то съестным или деньгами, кто чем богат.

Отразились в повести и народные верования - в черта и ведьм, которые строят козни и мешают добрым людям. Черт, для того чтобы отомстить кузнецу, украл с неба месяц, и над всем селом повисла непроглядная мгла. Но Вакуле удалось обмануть черта и заставить его выполнить его приказания, поэтому кузнецу удалось за один день достать для ненаглядной Оксаны черевички, в которых сама царица ходила. Как и всегда в народных сказках и поверьях, добро побеждает зло.

А о Солохе ходило великое множество различных слухов: что видели «у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала».

Утром после Рождества все селяне обязательно ходили на службу в церковь. У всех было праздничное настроение. Все были одеты в самые лучшие праздничные наряды: «пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках», «дворянки в желтых и зеленых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», у молодых девушек «на головах была намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов».

Предмет изображения в повести «Ночь перед Рождеством» - повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями, домашний быт, ярмарки, вечерницы, гулянье парубков и яснооких красавиц. Автор умело воссоздал облик народа, его наивные верования, полноту чувств, житейскую мудрость, чистоту народной души, поэтические представления.

Цель: · выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей; · формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы; · воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя. Оборудование: Мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Повторение изученного на предыдущем уроке.. Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Фольклорные источники. Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре). Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой». Быва́льщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Леге́нда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы. «Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».
Историческая основа. Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений. - Объясните лексические значения слов и словосочетаний: Бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш. Бричка – Легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – Сельская территория, подчинённая городу. Заниматься малеванием – Заниматься рисованием. Заседатель – Человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – Шапка с ушами. Фуражка – головной убор с околышем и козырьком. Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро). III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством». 1. Образы Оксаны в повести. - Когда происходят события в повести? 1.1. Рассказ о сочельнике. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.

Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги.

Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. 1.2. Рассказчик в повести. - От чьего лица ведётся повествование? - Составьте устный портрет рассказчика. - Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести? 1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… » до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162) 1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!

» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164) 1.5.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною… » до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174) Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали. - Назовите героев повести. - Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.) - Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»? 1.6.

Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169) 1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.

С.Родионова. (С.169-172) 1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану… » до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179) - Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок?

(Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично). - Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? 1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А. П. Бубнов. (С.185) 2.

Образ Вакулы в повести. - Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы. - Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить). - То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя.

Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет». - Что мы узнаём о Вакуле-художнике? - Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием… » до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164) - Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали».

(С.202-203) - Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212) (Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.) - В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует?

(В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.) - Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя и с повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", найти в них фольклорные элементы;
  • воспитание интереса к устному народному творчеству, как к духовной основе русского народа.
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; сборник Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; рисунки учащихся к уроку; компьютерный класс с установочной системой visual Basic для использования компьютерного теста, проектор, экран (компьютерная презентация).

"Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов". (А.Н. Толстой о народном творчестве)

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Беседа по вопросам:

Ребята, в этом году мы отметили 200-летие со дня рождения какого выдающегося русского писателя?

Что вам известно об этом писателе?

Какие художественные произведения Н.В.Гоголя вы читали?

Какие кинофильмы вы видели, поставленные по мотивам его произведений? Поделитесь своими впечатлениями.

Слово учителя. Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах:" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Об этом пойдет у нас речь на следующем уроке. А сегодня у нас тема урока "Фольклорные мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Ребята, а как вы понимаете тему нашего урока? Что такое фольклор?

(Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, поговорки, пословицы, былины и т.д.)

Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Поэтому тема нашего урока очень актуальна в современном образовательном процессе. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Проверка домашнего задания.

Показ компьютерной презентации.

Выступление учеников о биографии писателя.

Рассказ о детстве и раннем увлечении фольклором.

Дружба с меценатом Д.П.Трощинским.

"Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки

2 слайд Н.В.Гоголь - детские годы и увлечение фольклором.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.

3 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

4 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

5 слайд М.И Гоголь - мать будущего писателя.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

По словам Эмилии Ковриго, воспитанницы матери Гоголя, во время каникул будущий писатель любил часто беседовать с окрестными крестьянами на всевозможные темы, слушать их песни.

6 слайд Дружба с Д.П.Трощинским

Многочисленная родня, среди которой многие славились искусством распевать народные песни, наконец, дружественные отношения с просвещенным меценатом Д.П.Трощинским, имевшим собственную большую библиотеку и лично знакомым со многими деятелями литературы и этнографии, - все это оказало благотворное воздействие на будущего писателя.

7 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

8 слайд Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки".

9 слайд Н.В.Гоголь после окончания гимназии.

10,11 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

После неудачи с "Ганцом Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

Работа с классом.

Давайте вспомним, какие повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканька"?

Учащиеся называют, учитель показывает иллюстрацию к повести.

12 слайд Повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Ночь пред Рождеством"

13-20 слайд

"Страшная месть"

"Пропавшая грамота"

"Сорочинская ярмарка" "Майская ночь, или Утопленница"

О каких повестях мы умолчали? (" Вечера на хуторе близ Диканьки", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Вечер накануне Ивана Купала")

21 слайд Композиция "Вечеров:" (запись на доске)

Вопрос к классу. Сколько повестей входит в сборник? (10)

Работа с текстом. Исследовательская работа класса.

Найдите в повести "Ночь перед Рождеством элементы устного народного творчества? Работа в группах.

Темы выступлений.

1.Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя.

2. Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

3. Легенды в "Вечерах:".

4. Сказочные элементы в "Вечерах..".

22 слайд 1 тема исследования "Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя".

Тезисы. Н.В.Гоголь использовал в повести "Страшная месть" старинные песни. Особенно хотелось отметить, что его привлекали исторические песни и думы.

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи ", Параски в "Сорочинской ярмарке ", Оксаны в "Ночи перед рождеством",- Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

Эта повесть была напечатана в 1831 году в сборнике "Вечера:" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В.Гоголь сразу хотел погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых и жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

Как вы понимаете фразу? "Парубки и девушки стремились выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).

Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок).

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах.

Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

Вы внимательно слушали наш рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

23-24 слайд 2 тема исследования "Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

Вопрос к классу?

Дайте определение поговорки и пословицы? (поговорка- образное выражение, пословица-изречение со смыслом).

Тезисы выступления. Язык "Вечеров" изобилует народными пословицами и поговорками, меткими словечкам, искрится юмором, смехом. Очень часто Гоголь использует и поговорки, побасенки. В диалогах сатирических персонажей повестей "Вечеров" часто встречаются элементы "просторечия". Обращение к ним помогает углубить характеристику героев, придав речи национальный колорит.

26 слайд 3 тема исследования " Легенды в "Вечерах:"

Повторение пройденного материала.

Дайте определение былин? (эпические песни, старины, т.е. повествование о старинных событиях).

Вспомните былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие славные воины).

Откуда пришли к нам предания и что это такое? (Пришли предания из далекого прошлого, это рассказы, повествующие о ярких событиях истории и показывающие их с неожиданной стороны).

Словарная работа. Что означает слово "легенда" в переводе с латинского языка? (То, что следует читать). Это истории, в которых происходит что-то необыкновенное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле. Легенда объясняла те законы, по которым существует мир.

25-30 слайд 4 тема исследования "Сказочные элементы в "Вечерах.."

Вопросы к классу.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит сказка, т.е. ее композицию?

Чем отличается повесть от сказки? (Повесть - это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя, а сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом).

Какие фантастические герои часто встречаются в сказках? (Черти, баба Яга).

Выступление исследовательской группы

Тезисы: Щедро вплетает фольклорные мотивы и в повесть "Ночь перед Рождеством"; народную легенду пересказывает Гоголь и в "Страшной мести".

У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов, является выражением глубокого сродства мировоззрения писателя с народом. Подобно тому как в народной поэзии, в сказках враждебные народу отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям "нечистой силы", Гоголь в своих повестях делает фантастических персонажей - чертей, ведьм - носителями злых и корыстных черт.

Подведение итогов урока. Обобщение материала.



Рассказать друзьям