Горе от ума отзывы критиков. Анализ произведения «Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С защитой Грибоедова и похвалами его комедии выступили А. А. Бестужев в «Полярной звезде», О. М. Сомов в «Сыне отечества», В. Ф. Одоевский и Н. А. Полевой в «Московском телеграфе». Декабристы и все те, кто писал тогда в защиту «Горя от ума», доказывали оригинальность комедии, соответствие ее русской действительности. А. А. Бестужев в статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» назвал комедию Грибоедова «феноменом», какого не видали со времен фонвизинского «Недоросля». Достоинство ее он находит в уме и остроумии Грибоедова, в том, что «автор не по правилам нравится», смело и резко рисует толпу характеров, живую картину московских нравов, употребляя «невиданную доселе беглость» «разговорного русского языка в стихах». Бестужев пророчил, что «будущее оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

Декабристская критика подчеркивала столкновение в пьесе двух противоположных общественных сил. Противники старались это всячески затушевать. Друзьям писателя пришлось доказывать характерность сюжета «Горя от ума», его мастерское построение.

Было, видимо, у Пушкина и другое соображение. Комедия обходила вопрос о судьбе многочисленных «добрых малых», которые разошлись со светской средой, но не выступили против нее, как Чацкий. Они видят пошлость окружающей их жизни, но сами отдают дань предрассудкам света. Изображением этого противоречивого типа молодых людей 20-х годов и был занят Пушкин в «Евгении Онегине». И после 14 декабря 1825 г., пережив испытания времени, они продолжали оставаться в числе лучших. В дальнейшем они превращались в Печорина, Бельтова, Рудина. Есть историческая правда в образе энтузиаста Чацкого, правда в резкой картине нравов «Горя от ума». Но есть историческая правда и в двойственном образе Онегина, и в смягченных картинах пушкинского романа. Это точно соответствовало противоречивости дворянских героев, далеких от народа и не способных порвать с интересами и предрассудками своего класса. Грибоедов показал активную, действенную сторону общественного движения, Пушкин – его скептическую, противоречивую. Грибоедов показал, как дворяне восстают против несправедливости, Пушкин – как они с ней борются и мирятся. Грибоедов показал борьбу героя с обществом, Пушкин – борьбу в душе героя, несущего в себе противоречия общества. Но и та и другая истина важна и реальна. И оба великих художника-реалиста отразили передовое движение во всей его героичности и исторической противоречивости.

Но в оценке Чацкого Пушкин несколько разошелся и с Грибоедовым, и с декабристами. Пушкин признает, что Чацкий умен, что он пылкий и благородный молодой человек и добрый малый, и «все, что говорит он – очень умно». Но, во-первых, этот ум несколько заимствованный. Чацкий будто набрался мыслей, острот и сатирических замечаний у самого Грибоедова, с которым провел время, и, во-вторых, «кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно». Пушкин замечает при этом: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб». Пушкин хорошо знал людей типа Чацкого. Это человек, близкий к кругу Грибоедова, декабристов. Но Пушкин уже пережил период подобных увлечений. Когда-то он наводнил Петербург своими эпиграммами, в стихотворении «Деревня» восклицал: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»; когда-то и он высказывался в обличительном духе среди случайных людей. Теперь Пушкин судит более зрело. Он считает, что спорить с Фамусовыми бесполезно.

Комедия А. С. Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах. Наиболее интересными были отзывы П. А. Катенина, декабристов и А. С. Пушкина. В начале 1825 г. Катенин прислал Грибоедову письмо с критикой «Горя от ума». Письмо Катенина до нас не дошло. Но дошел ответ Грибоедова с опровержением всех пунктов своего оппонента, которые Грибоедов в письме повторил. Это позволяет судить о характере спора. Катенин усматривал «главную погрешность» комедии – в плане. Грибоедов возражал: «…мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению». В доказательство драматург раскрывал общую мысль комедии, расстановку действующих лиц, постепенный ход интриги и значение характера Чацкого.

«…В моей комедии,- писал Грибоедов,- 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Грибоедов указывал: суть комедии – в столкновении Чацкого с обществом; Софья – в фамусовском лагере (три реплики из четырех, направленных против Чацкого, принадлежат ей); никто в сумасшествие Чацкого не верит, но все повторяют распространившийся слух; и, наконец, победителем выходит Чацкий. По Грибоедову, Чацкий в доме Фамусова с самого начала играет две роли: как молодой человек, влюбленный в Софью, которая предпочла ему другого, и как умный среди двадцати пяти глупцов, которые не могут ему простить его превосходства над ними. Обе интриги под конец пьесы сливаются вместе: «…он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Таким образом, Грибоедов выступает против односторонней трактовки смысла комедии. Катенин считает его ошибкой отход от рационалистической и аллегорической «всеобщности» многих героев Мольера и схем классицизма вообще. «Да! – говорит Грибоедов.- И я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому…» По мнению Грибоедова, портретность героев нисколько не мешает их типичности. В реализме портретность становится непременным условием типического. «Карикатур ненавижу,- продолжает Грибоедов,- в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика (…) Я как живу, так и пишу: свободно и свободно».

В печати с нападками на «Горе от ума» выступил реакционный «Вестник Европы» (статьи М. Дмитриева и А. Писарева). Грибоедова обвинили в надуманности главной интриги, в подражании мольеровскому «Мизантропу». Именно эта ошибочная версия была впоследствии положена Ал. Н. Веселовским в основу его работы «Альцест и Чацкий» (1881) и долго пользовалась признанием в буржуазном литературоведении.

Пушкин свое суждение о комедии произнес с позиций того реализма, который сложился в его собственном творчестве. Поэт прочел «Горе от ума» вместе с И. И. Пущиным в Михайловском в январе 1825 г. Свое мнение о комедии он вскоре изложил в письме Бестужеву. Можно предположить, что это письмо Пушкина повлияло на отзыв Бестужева о «Горе от ума». Автор «Бориса Годунова» признает право драматического писателя самому избирать правила для своего творчества, по которым его и следует судить. С этой мыслью можно сейчас спорить, ибо и сами правила подвержены суду. Но в момент рождения реализма важнее всего было провозгласить свободу творчества. В отличие от Катенина, Пушкин не осуждает «ни плана, ни завязки, ни приличий комедии». Пушкин сам ломал старые традиции и устанавливал свои. Понял Пушкин и главную цель Грибоедова, определив ее так: «характеры и резкая картина нравов». Пушкин, работая над «Евгением Онегиным», решал в этот момент такую же задачу. Он оценил по достоинству и необыкновенную выразительность языка «Горя от ума».

Полемика вокруг «Горя от ума» показала значение комедии в современной общественной борьбе и наметила дальнейшее развитие литературы по пути реализма.

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

А.С.Пушкин о комедии «Горе от ума» Из письма Бестужеву А.А.: «... не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая критика нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начерчена неясно...Молчалин не довольно резко подл.. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п. О стихах я и не говорю - половина должны войти в пословицу.»

3 слайд

Описание слайда:

Вильгельм Карлович Кюхельбекер Из дневника: « Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только... но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие...»

4 слайд

Описание слайда:

Юрий Николаевич Тынянов Из статьи «Сюжет «Горе от ума»: «Центр комедии – в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия – видом трагедии... Грибоедов был человеком двенадцатого года «по духу времени и вкусу». В общественной жизни для него был бы возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне...с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона...В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм... Фигура Скалозуба в «Горе от ума» предсказывает гибель николаевского военного режима.»

5 слайд

Описание слайда:

И. А. Гончаров «Мильон терзаний» Критический этюд Гончарова поставил точку во многих спорах о произведении «Горе от ума», хотя и писал «мы здесь не претендуем произнести критический приговор... мы, в качестве любителя, только высказываем свои размышления».

6 слайд

Описание слайда:

Вопросы и задания для обсуждения Вопросы и задания для обсуждения - Почему И. А. Гончаров считал «Горе от ума» произведением, которому уготована долгая жизнь? - Почему ум Чацкого, по мнению Гончарова, играл для героя «страдательную роль»? - В чем причина разрыва Чацкого с министрами и нежелание служить? - В чем критик видит «мильон терзаний» Чацкого? - Что, кроме неудачной любви, породило его несчастья? - В чем Гончаров видит противоречивость образа Софьи? - Можно ли считать, что ей достался свой «мильон терзаний»? - В чем Чацкий является порождением «века нынешнего»? Каков его идеал «свободной жизни» и его положительная программа? - В чем Чацкий - «победитель», а в чем - «жертва»?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе в 9 классе на тему Тема: КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ Цели: 1) сравнить отношение критиков к комедии в целом и к образу главного героя; -определить, в каких вопросах критики и писатели сходятся в своих оценках, а в каких их взгляды расходятся 2) развивать навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции; развитие умения самостоятельно приобретать новые знания; 3)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё; 4)развивать эстетическое восприятие художественного произведения. Оборудование: портрет Грибоедова, иллюстрации, компьютерная презентация Эпиграф урока: Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин) 1.Оргмомент. 1. Приветствие. Организационный момент. Ход урока. - Сложно ли было работать на уроках по творчеству Грибоедова? -Что нового вы узнали о своих способностях (выступать перед классом, читать монологи, работать с дополнительной литературой)? -К каким выводам вы пришли, прочитав комедию, поработав над ней? Что ценного в них вы нашли для себя? - Давайте дадим свою оценку прочитанному? Что понравилось особенно? Узнали ли вы в героях комедии наших современников? В чем? 1

2 Слово учителя «Горе от ума» было первым произведением с такой точной и быстрой реакцией на текущие события. Это нам сейчас надо расшифровывать, комментировать слова Грибоедова современники читали между строк. Характер Чацкого был им близок, его негодование понятно. Как и Чацкий, они «чаяли» перемен, мечтали о них, готовы были бороться и тогда слово, проповедь становились их оружием.. Важно было нарушить молчание, пробудить общественное мнение, и они не пропускали случая высказаться. Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Комедией восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки И с не меньшей энергией бранили и ругали. А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе? Комедия Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах Сам А.С.Грибоедова так сказал о своей комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались»(слайд) Мини-исследования, проведенные учащимися (индивидуальная работа) 1) «Пушкин о комедии Грибоедова «Горе от ума» (Медведева Дина) 2) В. К. Кюхельбекер Из «Дневника» (Шеховцова Ольга) 3) Вяземский о «Горе от ума» (ШеховцовАандрей) 4) Н.В.Гоголь о «Горе от ума» (Рудь Илья) 5) А.И.Герцен о комедии (Григорян Эвелина) 6) А.Григорьев о «Горе от ума (Медведева Юлия) Учитель: Мнения и отзывы о комедии Грибоедова "Горе от ума" многочисленны и часто противоречивы, даже если их высказывает одно лицо. Как вы думаете, почему нам важно знать это? (Это помогает сформулировать свою точку зрения и критически на нее посмотреть) 2

3 Учитель: Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул? (на доску вывешиваем таблички, получается план) 1. Судьба комедии. 2. Её сценическая судьба. 3. Комедия нравов. 4. Образ Чацкого. 5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи. 6. Комедия московского света. 7. «Мильон терзаний». 8. Софья Молчалин. 9. Драма Софьи. 10. Крушение надежд Фамусова. 11. Онегин Печорин Чацкий. 12. Кто Чацкий победитель, жертва? Работа в группах. Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи. 1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием». Это доказывают его монологи. 3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену». 3

4 - Особые нападки со стороны критики были на Софью. А что же Гончаров? Образ Софьи. Нам. Думается, чт о Гончаров во многом оправдывает её. Мы попытаемся доказать это. «В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина Но Татьяна деревенская девушка, а Софья Павловна московская, по-тогдашнему, развитая. Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!» Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж мальчик, муж слуга идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте недаром любил её и Чацкий Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний». «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». Что Чацкий жертва, понятно, но почему победитель? Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. 4

5 Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва. Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин не может оставаться прежним Молчалиным Горичевы, Загорецкий, княжны все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против» Цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии. 1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности» 2. «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна». Учитель: Полемика вокруг «Горя от ума» показала значение комедии в современной общественной борьбе и наметила дальнейшее развитие литературы по пути реализма. Учитель: Злободневный смысл критики Грибоедова сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. - А злободневна ли она сегодня? В чем? Учитель: Более двухсот лет прошло с тех пор, как Грибоедов написал свое гениальное произведение. А Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Для нас важно, что "Горе от ума" - это 5

6 не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "чернобелая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Домашнее задание: Эссе «Читая «Горе от ума,» 6

7 Вхожу в мир прошлого я званой гостьей. И оживает тут же образ твой, Понять твой дух всегда и всем непросто, Откройся же сегодня предо мной. Ты был послом, поэтом, музыкантом И гражданином Родины своей. Ты одарен великим был талантом: Понять и примирить людей. Тебе бы жить сейчас и возродить Россию, Поднять из пепла, мглы и толкотни. Ведь сколько бы веков ни пролетело, Проблемы у людей всегда одни. И все же кучка дикарей сумела По варварски твой путь прервать. Обманом, ложью попытались На жизнь твою так подло посягать. Наверно, мало было им той крови, Что проливал в те времена Кавказ, Увы, мы ни на грош не поумнели И продолжаем зверствовать сейчас. Н.Суслова 7


Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной

Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев

21 окт 2013. Download this file (gore3,4.doc) gore3,4.doc, 49 Kb. Download this file (Стихосложение.doc). И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (есть в кабинете... несоответствие внешнего и внутреннего, формы

// Софья и Чацкий - родственные души или непримиримые враги? Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Да, хорошо сгорите, если ж нет? А. С. Грибоедов А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как ав тор

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Лукоянова Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новосельская СОШ Вачского района Нижегородской области. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении на уроках литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009.

Урок по русскому языку в 9 л5 классе Лукьянова Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 26» Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Тип урока: закрепление изученного.

Тема: «О времена! О нравы!» (по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина) Проект по литературе для учащихся 6 класса

ВАРИАНТ-1 Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» сегодня Читая комедию «Горе от ума» сегодня, понимаешь, что в сущности ничего не изменилось Комедия была написана в девятнадцатом веке, а сейчас начало

Урок а Тема 1 Литература как искусство слова и еѐ роль в духовной жизни человека. 2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. 3 Сюжет и образная система «Слова» 4Р Художественные

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Глубокая, всепоглощающая любовь к нашей литературе была основной чертой всей жизни Юрия Тынянова. Лишь поняв и объяснив ее, можно понять и объяснить жизнь самого писателя. И наука его, которой он не переставал

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

// Мотивы лирики М.Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и

Ах, Александр Андреич Чацкий!... (А.С. Грибоедов «Горе от ума») Любимое произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык все это о «Горе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Www.a4format.ru Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1989. Пушкин, Гоголь, Белинский, Гончаров о Грибоедове А.С. Пушкин Слушал Чацкого, но

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

"Воспитание главной героини, Татьяны Лариной, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» " Автор работы: Мещерякова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы ГОУ средней общеобразовательной

Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

Галай Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Речицкая районная гимназия» Тема: "Проблема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова "Горе

Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной Определение Комментарий рассуждения, пояснительные замечания по поводу

Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти. А.С.Грибоедова в пушкинском кругу: статья П.А.Вяземского «Заметки о. 1170799498603 Петр Андреевич Вяземский родился в 1792 году

Урок в 4 классе Учитель Сергеева Татьяна Викторовна ТЕМА: А.С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». Тип урока: Урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Технология: критического мышления и информационная

Название реферата: Герои одного времени: Чацкий и Чичиков Вы можете скачать реферат Герои одного времени: Чацкий и Чичиков со следующих. 557146257756 сочинение: герои одного времени: чацкий и чичиков.

Календарно-тематическое планирование по литературе на 203-204 учебный год 9класс Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5- классы. Авторы составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский,

Полугодовая административная контрольная работа по литературе, 9 класс (тест) Вариант 1. 1. Древнерусская литература относится к (отметь верный ответ) а) 12 веку; б) 11-13 векам; в) 11-17 векам. 2. «Слово

«ГОРЕ ОТ УМА». КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ГРИБОЕДОВА М. 1833. В т. А. Семена. 167 стр. in 8. Наконец вот она, эта знаменитая русская комедия! Наконец она не

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Ритмическая организация стиха. Двусложные размеры стиха» учителя русского языка и литературы МБОУ Стрелихинская СОШ Кесовогорского района Тверской области

Конспект урока по литературе с применением технологии проблемного обучения по теме «Москва грибоедовская», проведенного в 9-ом классе учителем русского языка и литературы Штанчаевой А.А. Оборудование урока:

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература

Урок литературы в 8 классе после изучения темы «Дневники Анны Франк» (Программа «Школа 2100». авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тема: Личный дневник как часть внутреннего мира человека. Пишите письма

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» учителя русского языка и литературы Павловой Оксаны Вячеславовны. Тема: Антон Павлович Чехов. Смех Антоши Чехонте над невежеством,

Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью- Йорке, США Рассмотрено:

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Урока Тема Дата проведения (неделя, месяц) Знания, умения по теме 1. 2. Введение. I полугодие Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Русская история

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку) Экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку. Часть А: 30 задание с выбором ответа 31 балл. Часть В:

Конспект классного часа по теме: «любовь нечаянно нагрянет...» Цель: Раскрыть понятие «Любовь» Задачи: - Содейтсвовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками. - Способствовать воспитанию

В 2016 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 185 лет комедии А.С. Грибоедова «ГОРЕ ОТ УМА». Нельзя изучать жизнь и творчество ГРИБОЕДОВА, не обращаясь к ПУШКИНУ. В их судьбе и творчестве много поразительных совпадений, порой

«Утверждаю»: Директор МБОУ «СОШ 26» А.Г. Елизарова Принято решением педагогического совета (протокол от г.) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 26»

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

С. Рудь РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Один из принципов организации школьного анализа текста - учет родовой и жанровой специфики произведения - требует от учителя знания основных

«Создаем лучшие практики в формате ФГОС» Урок литературного чтения во 2-г классе 11.12.2015 Учитель Патрушева Г.Б. «Апробируем новые технологии» (из опыта использования деятельностного подхода на уроках

План-конспект показного занятия Тема: Русский литературный язык в современном обществе. Цели: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка, способствовать развитию интереса к русскому

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос Валентин в деревне Аталанка. Пошел в школу в

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРАКАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА» Согласованно Зам.директора по УВР Слюсаренко О.И. 02.09.2015 Утверждаю Директор школы

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Тема: Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.А.Бунина «Цифры» Педагогические цели урока: Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Журналистика Александра Сергеевича Пушкина» в рамках городской воспитательной

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению



Рассказать друзьям