Государственный ансамбль танца «Урал. Жен с собой на гастроли брали? Такое можно только в цирке встретить

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Открылся занавес… Короткая пауза, и на сцене - картина народного праздника: мелькают веселые лица, улыбки, яркие одежды; слышатся песни, инструментальные наигрыши…так начинается каждый концерт государственного ансамбля танца «УРАЛ» Челябинской филармонии.

Родился он из прославленного коллектива «Уральская скоморошина», в котором танцевали шестеро братьев Карачинцевых. Этот коллектив полюбили сразу же не только челябинцы, но и зрители в других городах страны и за ее пределами. Но пришли новые времена, и стало ясно, что необходим ансамбль уральского танца - коллектив, который бы собирал, сохранял и возвращал зрителям сокровища уральского фольклора. Таким коллективом стал в 1979 году «УРАЛ», который возглавил талантливый балетмейстер Виктор Копылов. Его главной задачей было сделать ансамбль по-настоящему уральским, неповторимым, самобытным. Поэтому-то и основа репертуара «УРАЛА» - русский уральский танец и особый, характерный для танцев нашего края хореографический почерк.

Значительный вклад в становление коллектива и создание новых хореографических композиций внес балетмейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР, лауреат международных и всесоюзных конкурсов Григорий Гальперин.

«УРАЛ» давно стал «визитной карточкой» не только Челябинской области, но и России. Громом аплодисментов заканчивалось каждое выступление ансамбля на фестивале «Русская зима» в Ленинграде в 1986-м году. Через год состоялись концерты ансамбля в Канаде и США, в 1989-м году - в Швеции и Болгарии, в 1990-м - в Австрии и Финляндии. В этом же году артисты были дважды удостоены звания лауреата Всероссийских конкурсов в Самаре и Кисловодске. А в 1998-м году на международном фестивале в Бельгии артисты «УРАЛА» показали высший класс. Ежегодно - с 1994-го по 1999-й год - коллектив гастролировал по Франции и Бельгии: «Более 500 тысяч зрителей открыли для себя огромный российский регион, естественную границу между европейской равниной на западе и Сибирью на востоке» - писали в прессе города Лорг (Франция), мэр которого лично вручил «УРАЛУ» символ города. А известный парижский телеканал Жана Мартена «Антенн-2» транслировал концерт коллектива на 50 стран мира.

Летом 2003 года коллектив с большим успехом выступал на международном фестивале в Греции (г. Лефкадо) на острове Лефкас, а после - на Всероссийском фестивале национальных культур России (г. Санкт-Петербург.

В «золотой» фонд «УРАЛА» вошли жанровые картины, построенные на местном фольклорном материале: «Бышенька», «Синеглазовские барабушки», «Пляс в распашку»; композиция «Каслинское литье» - об уникальном ремесле уральских художников-литейщиков; танцы на уральскую тему: «Сергияны» и «Уральская кадриль».

У каждого народа есть своя хореографическая пластика, в которой отразились особенности его истории, быта, костюма и музыки. Вся творческая жизнь ансамбля танца «УРАЛ»: его прошлое, настоящее и будущее - связано с фольклорными традициями Урала. Наш край издавна славился своими богатствами, а «УРАЛ» является частью сокровищницы России.

Соколкин Борис Николаевич

"Соколкин Борис Николаевич - заслуженный артист России, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля танца "Урал" Челябинского концертного объединения" Борис Соколкин окончил Челябинский государственный институт культуры (ныне-Челябинская государственная академия культуры и искусств) по специальности «хореография». До этого работал артистом балета в Уральском государственном народном хоре - балетмейстер О. Н. Князева. В 1980 году поступил в аспирантуру Государственного института театрального искусства им. Луначарского. Основой для рекомендации при поступлении послужили исследование им фольклора горно-заводских районов Южного Урала и его статья «Танцуюи уральцы», напечатанная в сборнике ЧГИКа, а также запись Тютнярской кадрили.

С 1982 по 1989 гг. Б. Соколкин - главный балетмейстер рязанского государственного русского народного хора. Созданная им программа для этого коллектива была отмечена дипломом Всероссийского конкурса народных хоров в 1984 г. В это время он продолжает изучение танцевального фольклора Рязанской, Владимирской и Тульской областей.

В 1988 году Б. Соколкин приглашен балетмейстером в ансамбль танца «Урал» Челябинской государственной филармонии. Б. Соколкин является членом жюри фестивалей и конкурсов в Екатеринбурге - им. О. Н. Князевой, в Кургане - «Зауральские зори», в Челябинске - на приз Н. Н. Карташовой, в Кыштыме - «Роза ветров» - «Москва-Кыштым-Транзит» и др. Одновременно он проводит мастер-классы по русскому танцу, занимается прикладным искусством, этнографией, фольклором. Имя Б. Соколкина стало известно всем на Урале. Его произведения живут в коллективах всего региона. Человек многосторонне образованный, увлеченный сохранением самобытности танцев Урала, он обладает огромным творческим багажом.

За яркой личностью балетмейстера скрывались прекрасные способности организатора и руководителя. В 2000 году Б. Соколкин становится художественным руководителем ансамбля танца «Урал. После чего на 90 % обновляется программа концертов ансамбля, на 70 % - артистический состав, за счет привлечения артистической молодежи. И в настоящее время ансамбль танца «Урал» выступает с новой концертной программой в постановке Бориса Соколкина, где первое отделение - цепочка отдельных номеров, отражающих подлинную поэзию и красоту русского народного танца, а второе отделение - хореографическая сюита «Времена года», в которую вошли наиболее крупные и художественно значимые композиции: Осень («Бабье лето»), Зима, Весна, Лето («Купала»).

Борис Николаевич проявил себя и как педагог. Он отлично владеет показом, стилем, характером задуманного произведения и добивается точности исполнения артистами ансамбля.

И именно благодаря такому талантливому руководителю в 2003 году решением губернатора Челябинской области П. И. Суминым среди шести творческих коллективов области в сфере музыкального и театрального искусства Государственному ансамблю танца «Урал» был присужден Грант. И нет сомнений, что вклад Бориса Соколкина в самобытное развитие танца на Урале очень важен и весом."В 2005 г. Борису Николаевичу Соколкину присуждена премия "Известность" в номинации "Культура", учредителем которой является российская газета "Известия". Эта награда дорога еще и тем, что ее лауреатов избирали народным голосованием читатели газеты."
Карачинцев Владимир Петрович

Ансамбль продолжил хореографические традиции Челябинской филармонии, заложенные братьями Карачинцевыми. А первыми в филармонию пришли супруги Владимир и Валентина. В 1971г. сложился уникальный танцевальный коллектив "Уральская скоморошина". Это были настоящие мастера сцены! И даже спустя годы, выступив на праздничном вечере в честь 55-летия Концертного зала, они подтвердили отличную танцевальную выучку, артистизм высокого класса. Зал проводил их бурными аплодисментами. Так же современные зрители рукоплещут и ансамблю танца "Урал". Каждый репетиционный день оттачивается мастерство, неповторимый сплав музыки и хореографии, лёгкость и артистизм каждого танцора. Концерты ансамбля - праздники для зрителей, дающие заряд добра, молодой энергии, оптимизма, эстетического удовольствия от танцевального действа. Традиции, заложенные "Уральской скоморошиной", живут и развиваются под "неусыпным оком" Владимира Петровича Карачинцева, заслуженного работника культуры РФ, отдавшего Челябинской филармонии 43 года трудовой деятельности. Достойный пример подвижничества и любви к избранному делу! А какая молодежь в ансамбле! Увлеченные, образованные, с разносторонними интересами молодые люди.

Разин Алексей Николаевич

Разин Алексей Николаевич - балетмейстер ансамбля танца «Урал". Родился в 1975 году в г. Челябинске, в 1998 окончил Челябинский государственный институт искусства и культуры (нынешняя - ЧГАКИ), но еще с 1993 года являлся солистом «Урала», а десять лет спустя стал балеймейстером - репетитором ансамбля.

Лукина Светлана Борисовна

Лукина Светлана Борисовна - балетмейстер-репетитор ансамбля танца «Урал». Родилась в 1972 году, в 1998-м окончила Челябинский государственный институт искусства и культуры (нынешняя - ЧГАКИ), с 1993 года являлся солисткой «Урала», а с 2003 - балеймейстером - репетитором ансамбля.

Останин Валерий Борисович

Останин Валерий Борисович - музыкальный руководитель ансамбля «Урал». Родился в 1971 году в Миассе, окончив в г. Златоусте музыкальную школу, поступил в Свердловское музыкальное училище им. Чайковского, которое закончил в 1991 году, а в 1996 - Челябинский институт искусства и культуры (ныне ЧГАКИ). С 1995 является одним из исполнителей в оркестре ансамбля танца «Урал». В 1997 году был приглашен преподавать в Челябинскую государственную академию культуры и искусства, где с 1999 является старшим преподавателем. А в 2003 году занимает должность руководителя оркестровой группы «Урала».

Директор - заслуженный работник культуры РФ Владимир Карачинцев , художественный руководитель Светлана Лукина , балетмейстер Алексей Разин , музыкальный руководитель Валерий Останин .

Карачинцев Владимир Петрович , директор Государственного ансамбля танца «Урал»

С 1962 года начал работу в Челябинской областной филармонии в качестве артиста балета. В 1970 году создал танцевальный коллектив «Уральская скоморошина», в котором танцевали шестеро братьев Карачинцевых. В 1980 г. по инициативе В. П. Карачинцева создан ансамбль танца «Урал», в котором он продолжил работу как артист балета, а с 1984 г. – в качестве директора ансамбля.

Под руководством В. П. Карачинцева ансамбль танца «Урал», сохраняющий национальные традиции Южного Урала, стал коллективом, определяющим хореографическую культурную составляющую не только региона, но и всей России. Лауреат всероссийских конкурсов и международных фестивалей, «Урал» многократно представлял страну на престижных международных фольклорных фестивалях Канады, США, Австралии, Финляндии, Швеции, Италии, Франции, Испании, Греции, Чехии, Китая, Болгарии, Румынии и продолжает ежегодно выступать за границей. Во многом благодаря профессиональному авторитету В. Карачинцева и основанного им Государственного ансамбля танца «Урал» в регионе проводится международный фестиваль национальных культур «Синегорье» с участием крупнейших хореографических российских и зарубежных коллективов России и мира.

В. П. Карачинцев – заслуженный работник культуры РФ (1995 г.), лауреат премии и медали Законодательного Собрания Челябинской области за значительный вклад в развитие культуры и искусства (2008 г.), удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ № 348 от 5 апреля 2009 г.)

Лукина Светлана Борисовна , главный балетмейстер Государственного ансамбля танца «Урал».

В 1998 г. окончила Челябинский государственный институт искусства и культуры, с 1993 года работала в качестве солистки Государственного ансамбля танца «Урал», с 2003 г. – балеймейстер ансамбля.

За заслуги в создании хореографических постановок и танцевальных номеров, получивших признание профессионального хореографического сообщества и позволивших представлять Россию на международных конкурсах и фестивалях, С. Лукина награждена Государственной премией Челябинской области в сфере культуры и искусства, Благодарностью Губернатора Челябинской области (2005 г.), Почётной грамотой Губернатора Челябинской области (2007 г.), Почётной грамотой Министерства культуры РФ (2010 г.).

Как балетмейстер-постановщик С. Лукина также принимала участие в постановках танцев на церемониях открытия и закрытия проходивших в Челябинске Чемпионата мира по тхэквондо (2013), суперфинала Мировой лиги по водному поло среди мужских команд (2013).

Является руководителем детской хореографической студии, открытой при ансамбле танца «Урал» в 2008 году с целью подготовки кадров для ансамбля. Студия признана лучшим детским хореографическим коллективом г. Челябинска; ее учащиеся принимают участие во многих значимых проектах российского и международного уровней.

Разин Алексей Николаевич , балетмейстер Государственного ансамбля танца «Урал»

В 1998 г. окончил Челябинский государственный институт искусства и культуры, с 1993 г. являлся солистом Государственного ансамбля танца «Урал», с 2003 г. стал балеймейстером - репетитором ансамбля.

Работа А. Разина по сохранению и развитию традиций народной хореографии Южного Урала в 2008 году отмечена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Удостоен благодарности Губернатора Челябинской области (2007 г.), является лауреатом Государственной премии Челябинской области в сфере культуры (2008 г.).

В 2008 году при Государственном ансамбле танца «Урал» создана детская хореографическая студия, ведущим преподавателем которой является А. Н. Разин.

Состав ансамбля - 32 артиста балета, оркестр - 8 человек.

Репертуарная основа ансамбля - хореографические композиции на основе самобытного уральского танцевального фольклора, уникального по колориту и хореографической лексике.

В 1983 г. ансамбль «Урал» был включен в гастрольные планы Союзконцерта и Росконцерта и далее многократно представлял Советский Союз и Россию во многих странах мира на международных фольклорных фестивалях: Канада и США (1987), Болгария и Швеция (1989), Австралия и Финляндия (1990).

Ежегодно с 1994 по 1999 год коллектив гастролировал во Франции и Бельгии.

«Более 500 тысяч зрителей открыли для себя огромный российский регион, естественную границу между европейской равниной на западе и Сибирью на востоке», - так писала пресса в г. Лорг (Франция). Парижский телеканал «Антенн-2» транслировал концерт коллектива на 50 стран мира. Во Франции Урал стал обладателем настоящего «знака качества» - сертификата международного фестиваля «Танцы и музыка в мире». Этот авторитетный документ позволяет «Уралу» участвовать в любом фольклорном фестивале мирового уровня без предварительного отбора.

2001 г. - январь - гастрольная поездка в Индию, летом - Бельгия и Франция

2002 г. - участие в «Ассамблее народов России» (Москва). «Урал» награжден дипломом «За большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России».

2003 г. - международный фестиваль в Греции (Лефкадо) и Всероссийский фестиваль национальных культур России (Санкт-Петербург).

2005 г. - Франция, дано 60 концертов в 7 городах.

2006 г. - гастроли по городам Бельгии, Франции, Швейцарии, участие в международных фольклорных фестивалях, выступления с сольными концертами на открытых площадках и в концертных залах (всего 90 концертов и выступлений в концертных программах).

2007 г. - участие в ХХ Всероссийском фестивале национального искусства «Оренбургский пуховый платок» и III фестивале национальных культур «Синегорье» (Челябинск).

2008 г. - Сицилия и Чехия (Прага), международный фестиваль фольклора.

2010 г. - США, Канада, Испания. В рамках тура - участие в международном фестивале (Вайнесвиль, США), всего 100 концертов в трёх странах. Коллективу вручены Дипломы, знаки признания и благодарности от всех организаторов фестиваля и гастролей, альбомы с фотографиями и обзором прессы об участии наших артистов.

2011 г. - Чехия («Пражская ярмарка-2011» в Праге и XVI Международный фольклорный фестиваль в Карловых Варах).

Октябрь 2012 года - Китай, участие в ежегодном Китайском Шанхайском международном профессиональном фестивале искусств; 15 выступлений с сольными концертами на открытых площадках и в концертных залах.

2013 г. - США. XI фестиваль «Русское наследие» (Нью-Йорк). В программу, представленную в США, вошли номера из золотого фонда ансамбля. Челябинские танцовщики выступили на семи концертных площадках Нью-Йорка. Кульминацией гастролей стал концерт челябинских артистов в ООН. «Урал» - первый танцевальный коллектив, удостоенный чести выступить на сцене Организации Объединенных Наций.

Август 2014 года – участие в культурной программе Чемпионата мира по дзюдо;

Июнь - сентябрь 2014 года – участие в фестивале искусств, посвященном 80-летию Челябинской области и приуроченному к проведению Года культуры в России;

Сентябрь 2014 года - масштабный гастрольный тур по республике Крым, в рамках которого ансамбль выступил с сольными концертами в Симферополе, Красноперекопске, Евпатории, Керчи, Ялте и Севастополе;

Участие в культурной программе Форума приграничного сотрудничества (Костанай, ноябрь 2014 г.);

В 2015 году «Урал» с триумфом представил русское хореографическое искусство в Китае, на XVII Шанхайском фестивале искусств.

Участие в церемониях открытия и закрытия Чемпионата мира по тхэквондо (12-18 мая 2015 года, Челябинск; ледовая арена «Трактор»).

2016 г. – Танцам, воплощающим дух и культуру народов Южного Урала, рукоплескали зрители Болгарии и Румынии. Концертный тур стартовал в г. Челопеч (Болгария), на III международном фестивале «Златен прах» («Золотой песок») и завершился в старинном городе Трансильвании – Бистрице, на XXI международном фестивале «NUNTA ZAMFIREI» («Свадьба Замфиры»).

На зарубежные гастроли ансамбль был приглашен Президентом Международной фольклорной ассоциации IGF, профессором Дорелом Косма (Румыния) и ее генеральным секретарем Росеном Богдановым (Болгария). Всестороннюю поддержку в проведении визита оказали Посольства России в Болгарии и Румынии. Государственный ансамбль танца «Урал» стал первым российским коллективом, приглашенным принять участие в этих проектах.

В мае 2017 г. ансамбль принял участие в фестивале «Карнавал Лето – 2017», посвященном открытию курортного сезона в г. Сочи, дал 6 концертов в Сочи, Лазаревском, Адлере и выступил с большим сольным концертом в Зимнем театре Сочи.

Июль 2017 г. был отмечен участием Государственного ансамбля танца «Урал» в культурной программе Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане. Концерты прошли в Российском выставочном павильоне, открыв культурную программу тематической недели Челябинской области. По итогам выступления «Урал» был награжден Благодарностью Генерального комиссара российской секции «ЭКСПО-2017» заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Георгия Каламанова.

В сентябре 2017 года ансамбль стал абсолютным победителем международного танцевального фестиваля-конкурса, проводившегося в южнокорейском городе Чеонан. Это крупнейший международный фестиваль народного танца конкурсного характера во всей Восточной Азии. Он также входит в десятку наиболее масштабных фестивалей Кореи – ежегодно его посещают более миллиона человек. Профессионализм коллектива, который считается культурным брендом Челябинской области, получил высшую оценку жюри фестиваля - на родину «Урал» привез Гран-при, который пополнил копилку призов ансамбля новой победой. Челябинские танцоры успели не только выиграть престижный конкурс, но также дали несколько концертов в столице Южной Кореи – Сеуле.

В ноябре 2017 г. ансамбль стал участником культурной программы Форума международного сотрудничества России и Казахастана, выступив перед лидерами двух стран – Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Президентом России Владимиром Путиным.

Посетите концерт «Ансамбль танца УРАЛ», который состоится в концертном зале им. С.С. Прокофьева . Это мероприятие пройдет 28 марта 18:30. Предварительно найти и заказать билеты вы сможете у нас!

Как правило билеты на мероприятия можно найти у разных продавцов. В результате получается, что разные продавцы продают билеты на разные места. Используя наш сайт вы легко найдете лучший вариант билетов для себя и своих близких.

  • Выберите тип графика

Количество доступных билетов на момент последнего поиска

На графике приведено остаточное количество билетов на концерт Ансамбль танца "УРАЛ" среди самых популярных билетных агентств. Опираясь на данную информацию, вы сможете купить билеты у продавцов, обладающих максимальным выбором, с возможностью выбрать лучшие места в зале среди множества предложений.

Статистика поможет выбрать лучшие места, ориентируясь на остаточное количество билетов. В зависимости от текущей квоты агентство может продать билеты только на определенные места в зале. С помощью нашего сайта вы легко сможете сделать правильный выбор.

Динамика минимальных цен по дням

Рекомендуем приобрести билеты заранее до начала концерта Ансамбль танца "УРАЛ", избегая всеобщего ажиотажа, так как вы сможете выбрать более комфортные места и по доступным ценам от официальных продавцов и без сумасшедших наценок от спекулянтов. График поможет вам сориентироваться по динамике минимальных цен.


Динамика остатков билетов по дням

Рекомендуем приобретать билеты задолго до того, как начнется концерт Ансамбль танца "УРАЛ", избегая ограниченного выбора мест в зале в случае приближения к дате начала. График с динамикой остатков поможет принять вам решение, когда приобрести билеты.


График показывает динамику оставшихся билетов по дням.

29 и 30 августа в Челябинске состоится очередной набор учащихся в детскую студию при Государственном ансамбле танца «Урал». Приглашаются дети от пяти лет и старше. В этом году всем желающим придется пройти отбор в два этапа.

Как любой творческий коллектив, ансамбль танца «Урал» периодически нуждается в обновлении. До 2008 года новых танцовщиков руководителям ансамбля приходилось искать в учебных заведениях города. С 2008 года у ансамбля появился свой «кадровый резерв» - детская хореографическая студия, где занимаются челябинские дети, увлеченные искусством танца. За девять лет ее существования в основной состав «Урала» в качестве артистов влилось семь человек. А с 2017 года ансамбль пополнился еще семью молодыми танцевальными парами - все воспитанники студии.

Если прежде перед руководителями студии стояла задача сформировать школу как таковую и в классы брали практически всех желающих, то теперь основная цель студии -постоянное повышение уровня исполнительства. Поэтому нынче отбор станет более строгим.

Первые три года брали практически всех - надо было укрепиться, встать на ноги, - говорит руководитель хореографической студии при ансамбле танца «Урал» Светлана Лукина. - Сейчас идет профессиональный отбор, мы повышаем уровень мастерства, поэтому требования жесткие: растяжка, выворотность, как в классическом танце. В прежние годы всегда набирали две подготовительные группы. В этом году сформируем только одну. Если ребенку меньше восьми лет, мы не смотрим на хореографическую подготовку, важны только его природные данные, гибкость, музыкальность. Если же ребенок старше восьми, то подготовка очень желательна, в этом возрасте он уже должен что-то уметь. В подготовительную группу мы набираем детей от пяти лет. В основной состав - ребят от семи до четырнадцати лет.

В студии занимается порядка 150 детей, которые изучают классический, народный, современный, характерный танец, разучивают ансамблевые и концертные номера. Также в образовательную программу включены уроки акробатики, которой славится состав ансамбля танца «Урал». Занятия проходят 5 раз в неделю. Преподаватели студии - артисты действующего состава ансамбля танца «Урал». Сегодня на счету детской хореографической студии - успехи на сценических площадках Челябинска и области, яркие выступления на зарубежных фольклорных фестивалях (Чехия, Китай), победы на конкурсах международного и всероссийского уровня. Дважды ученики студии становились участниками концерта в Кремле по личному приглашению народного артиста России Андриса Лиепы.

Набор будет проводиться по адресу: ул. Труда, 88, в репетиционном классе ансамбля «Урал». Участие в первом туре обязательно для всех желающих. Второй тур проводится по результатам первого и приглашению комиссии.

с 16:30 до 18:00 ¬- I отборочный тур, дети от 9 до 16 лет.

с 18:00 до 20:00 - I отборочный тур, дети от 5 до 8 лет.

Трудное рождение

Владимир Петрович, правда ли, что Москва долго не хотела признавать ансамбль танца «Урал», который сегодня известен не только в России, но и в мире?

Правда. Ансамбль был создан в 1981 году, а принят московской комиссией только в 1984-м. Нас три года Москва не хотела признавать! Это был сложнейший период, коллектив несколько раз хотели разогнать.

- Почему?

Потому что довольно часто люди творческие плохо разбираются в делах административных. Они думают - создали коллектив, и завтра он отправится на гастроли. Балетмейстер Виктор Копылов обещал артистам, когда приглашал их в «Урал», что они весь мир увидят. Он был прекрасным балетмейстером, но не администратором. Дело в том, что Москва предлагала сохранить челябинский бренд «Уральская скоморошина», просто расширить коллектив. Потому что «Уральскую скоморошину» все знали, коллектив уже стоял в планах Союзконцерта, Росконцерта. И не было бы никаких проблем. Но Виктор Федорович Копылов настаивал на названии «Урал», и Москва отвечала: создали и занимайтесь сами этим коллективом. Мы даже поссорились из-за этого с Копыловым и некоторое время я не работал в коллективе. Ансамбль мы с ним набирали вместе, я ездил для этого в Оренбург. Найти профессиональных танцовщиков было не так-то легко, потому что не было для этого базы - жилья, ставок. Была только инициатива и решение управления культуры.

- Чем эта инициатива объясняется?

Можно понять директора филармонии, тогда это был Петр Семенович Крам, в то время филармония вообще никакая была, это была прокатная контора - привозили гастролеров и все. А он решил восстановить то, что было до 60-ых, - крепкие творческие коллективы.

- И, в конце концов, ансамбль танца «Урал» получил путевку в жизнь.

Да, с легкой руки руководителя хореографического отдела министерства культуры России Иосифа Ильича Слуцкера. Мы с женой моей Валентиной добились тогда, чтобы московская комиссия приехала смотреть коллектив в Челябинск. Принимали «Урал» во Дворце железнодорожников и чуть было все дело не завалили. Приехала к нам тогда делать эскизы художница из Петербурга, чтобы сделать у этой художницы эскизы в Челябинск приехала художественный руководитель Оренбургского хора Райкова. И я имел неосторожность пригласить ее на разбор. А она там выступила перед комиссией: «Зачем второй такой коллектив на Урале? Есть Оренбургский хор и достаточно». Я похолодел - не ожидал такого! Следом выступила представитель министерства, которая сказала, что без крепкого балетмейстера, Копылов тогда в «Урале» уже не работал, не может быть творческого развития. Но потом выступил Слуцкер со словами: «Такой огромный промышленный регион, как Челябинская область, должен иметь подобный ансамбль танца!» И настоял на своем. Москва нас утвердила, «Урал» поставили в график Росконцерта и Союзконцерта. И мы начали кататься по Союзу - всю страну объехали. Принимали нас хорошо, потому что программа Виктора Копылова была по настоящему концертной. А затем были поездки не только по стране, но в США, Канаду, Швецию, Болгарию...

- Сегодня можно сказать, что «Урал» находится в расцвете творчества?

Пожалуй. Мне не стыдно, когда ансамбль выступает на фестивалях, где собираются корифеи танца. Ребята танцуют с хорошей отдачей, с хорошим настроением, испытывают настоящий кайф от работы. В самое трудное время, когда в коллективе начались шатания, когда не стало ни Госконцерта, ни Росконцерта, мы поехали во Францию. Это и помогло сохранить коллектив. С тех пор мы стараемся выезжать на гастроли, на фестивали каждый год. Потому что это позволяет артистам видеть перспективу.


Братья Карачинцевы

- Владимир Петрович, каков век танцовщика на сцене?

20 лет. Такой же, как у артиста балета. Но не все выдерживают, потому что бывают неизлечимые травмы. Есть примеры, когда артисты после операции танцевать уже не могут. Это рисковая профессия в плане здоровья, можно остаться и инвалидом - связки бывает восстановить невозможно.

- Сколько танцевали на сцене вы?

Лет 35, как минимум. Но я начинал с эстрады, 10 лет танцевал в эстрадном коллективе. Затем были «Братья Карачинцевы» с 1970 по 1980 год. Братья тоже до этого танцевали в профессиональных коллективах: старший брат Геннадий - более 10 лет танцевал в Свердловской музкомедии, еще при знаменитом режиссере Курочкине. Иван танцевал в Уральском хоре, Виктор - в ансамбле «Кантеле» (Петрозаводск), Леонид - в Чебоксарах, а младший брат Слава был среди нас единственным из самодеятельности, его пришлось подтягивать, когда создали «Братьев Карачинцевых», нагрузка была огромная. И школы были разные, пришлось присматриваться друг к другу. Нас было шесть братьев и две танцовщицы - моя жена и Геннадия.

- Вас сразу признали в России?

Сразу, потому что старших братьев знали давно. Мы гастролировали много, работали со звездами кино, эстрады, театра на стадионах - тогда это было модно. Огромные стадионы были полны народу!

- С кем-то из звезд завязалась дружба?

С Евгением Матвеевым дружили, с Клавдией Ивановной Шульженко, с артистами театра «Ромэн» и с самим Николаем Сличенко. Мы потом часто работали - одно отделение «Ромэн», другое - мы. Нас и Москва сразу признала. Вскоре мы поехали на большие гастроли в Петербург, где работали с Эдитой Пьеха 42 концерта. Потом на огромной концертной площадке в «Юбилейном» работали сКрасноярским ансамблем танца, с Махмудом Эсамбаевым.Были концерты в Театре эстрады, на других крупных площадках Москвы.

- Вы были единственным по-настоящему братским коллективом?

Как сказал Михаил Семенович Годенко, не было такого в истории танцевальной России. Мы считались уникальным коллективом. Годенко нас «чудом» называл.

- Такое можно только в цирке встретить?

Да, потому что дети артистов цирка вырастают на арене и это давно стало семейной традицией. Кстати, наша старшая сестра Валентина тоже танцевала и работала в цирке, в балете. Хотя она не была профессиональной танцовщицей, основная ее работа была в паровозном депо, она у нас - бухгалтер. С нее все и началось, Гена пошел танцевать в клуб имени Ленина на улице Свободы, там была хорошая самодеятельность, танцы, молодежь туда стремилась. Потом Геннадий перешел к Наталье Николаевне Карташовой на ЧТЗ. И я начинал с клуба имени Ленина, пришел туда в 1951 году.

- Вы по старшинству который среди братьев?

Я в серединке. До меня - Валентина, Геннадий, Иван, Тамара, я - пятый, и после меня четверо: Юра, Виктор, Слава, Леня. Только седьмой брат у нас не танцевал - самый умный. (Смеется).

- Через коллектив Натальи Карташовой все прошли?

Все, кроме Славы. Вчера мне книгу подарили - воспоминания о Наталье Николаевне Карташовой. Там есть и мое высказывание, и на фотографиях я есть, маленький еще. Мы тогда в Венгрию ездили в 1957 году. Этот коллектив стал нашими университетами, тогда еще не было института культуры. Это была база. Потом многие из него шли в профессиональные коллективы. Геннадий начинал с военного забайкальского ансамбля, затем танцевал в УралВО и оттуда его пригласили в музкомедию. А Иван у нас был лауреатом второго Всесоюзного конкурса артистов эстрады, вместе с Махмудом Эсамбаевым.

- Кто-то из ваших братьев танцевал, как вы, 35 лет?

Так получилось, что я - чемпион.

- Чем это объясняете?

Может быть, потому что я очень рано начал танцевать.

Что, на ваш взгляд, способствует долголетию на сцене? Возможно, для этого нужно рационально силы расходовать или, напротив, не позволять себе расслабляться?

Все зависит от физических данных человека. И, конечно же, здоровый образ жизни никогда не повредит. (Смеется). На моих глазах и спивались артисты, и гастрольная жизнь многих сильно вымотала. Сейчас нет таких гастролей, а раньше мы по восемь-девять месяцев с братьями по Союзу колесили. Еще и детей успели нарожать. (Смеется).

- Жен с собой на гастроли брали?

Моя жена Валентина, как я уже сказал, танцевала в ансамбле. Но не всегда ездила на гастроли, когда в семье стало трое детей, должен был кто-то ими заниматься. Трое братьев, когда начинали вместе работать, были еще холостыми. И трое женаты. Но их жены тоже были артистками - у Ивана жена работала вокалисткой Уральского хора, у Геннадия Галина была крепкой танцовщицей, у Натальи Николаевны Карташовой она была номер один.

- Крепкие семьи у всех братьев сложились?

Да, кроме семьи Ивана. Хотя, когда жены и мужья работают в одной команде, существует опасность надоесть друг другу. Все время же вместе: и дома, и на работе. Но мы вот как-то не надоели друг другу. Да, семьи крепкие получились. У Славы сейчас большая семья, он и дом для семьи построил, и баню, и сад у него удивительный...

- У всех братьев много детей?

Нет, только у меня трое, я самый многодетный.

Директор

- Сколько времени артист танцевального ансамбля должен репетировать ежедневно?

Четыре часа, больше нельзя, можно травмировать мышцы и связки. Все должно быть в меру. Это и народный танец, и классика, которая является основой любого танцовщика. С нашими ребятами занимался сначала один из ведущих танцовщиков челябинского балета Александр Клековкин, а сейчас уроки ведет Александр Цвариани - ведущий артист балета. Без этого категорически нельзя. Кроме того, наши ребята занимаются акробатикой.

- Вы сегодня какую нагрузку себе даете?

Каждое утро - зарядка, потом идем гулять с собакой, я не стою на месте, мы с ней бегаем. В любую погоду. Это обязательно, иначе будешь себя чувствовать не так, как надо. Как только человек все бросает, отказывается от физической нагрузки, он быстро начинает стареть. Нельзя резко ничего бросать, особенно артистам балета - сразу начинают болеть все внутренние органы и сказываются все травмы. Нагрузки должны быть ежедневными, с учетом возраста, конечно же. Раньше мы жили на ул. Российской, и я бегал от дома до детской железной дороги и потом до водной станции через парк имени Гагарина, то есть до северо-запада, там занимался зарядкой и бежал обратно. Вот такая нагрузочка. Но и тогда я прислушивался к собственному телу, как оно откликается, нельзя слишком увлекаться. В дружеских компаниях старался не часто бывать, потому что частенько, когда собираются артисты балета, - это не просто разговор, это разговор под спиртное.

- Почему именно вы стали директором ансамбля танца «Урал», а не кто-то другой из братьев Карачинцевых?

Никогда и не мечтал стать директором. Дело в том, что у меня слишком инициативная жена. (Смеется). Когда появилась идея собрать вместе братьев Карачинцевых, я отнесся к ней настороженно. Вы же понимаете, что такое сдернуть людей с насиженных мест. У всех братьев была хорошая работа, жилье: Геннадий и Иван жили в центре Екатеринбурга, у Виктора хорошая квартира была в Петрозаводске... И я был осторожен в этом вопросе, но директор филармонии Крам был таким - уж если зацепился за идею, то не отступит. А жена моя по натуре - авантюристка, она была сторонницей директора и меня подгоняла. Вот так и собрали всех братьев вместе, Виктора Копылова пригласили балетмейстером. Но при братьях я не был администратором, директором у нас был Давидович. А поскольку ансамбль танца «Урал» я собирал, то предполагалось, что займусь административной работой. Нужно было создать условия для ребят, решить проблему с Москвой, которая нас не хотела признавать... так я стал директором ансамбля.

- Какова роль директора ансамбля в настоящее время?

Решаю почти все вопросы по поездкам коллектива на гастроли, но часть работы отдал концертному отделу филармонии - люди там работают молодые, грамотные. Вообще-то я не должен заниматься концертной работой, но звонят постоянно мне, потому что все знают меня. Никак от этого не откажешься.

У вас всегда складывались хорошие отношения с руководством филармонии?

Если ты работаешь в этой организации, то зачем создавать конфликтные ситуации?

- Вы - братья Карачинцевы - вообще люди не конфликтные?

Творческие разногласия между нами частенько были и они даже необходимы в творчестве, но семейных конфликтов не было никогда. Собравшись, мы изначально условились не ссориться, зная, какие бывают конфликты в цирковых семьях, в семьях фигуристов... Когда идет творческий процесс, нервы на пределе, плюс постоянные гастроли - это тоже фактор не очень благоприятный. И человеческое все присутствует в коллективе: недовольство, зависть, жадность... Всего в жизни не предусмотришь, но мы договорились и слово держали.

Семейные уроки

- Таким отношениям в семье учили вас родители?

Такие отношения в нашей семье были естественными, потому что жили мы в очень трудных условиях: 11 человек в двух комнатах. В то время, правда, все тяжело жили. Отец наш работал на железной дороге, а мама была домохозяйкой.

- Какие из родительских уроков запомнились?

Да не было наставлений никаких. У мамы было столько работы! Она вставала раным-рано и за полтора километра шла за водой, мы же еще маленькие были, один другого меньше, и постоянно мы видели этот ее тяжелый труд, помогали, чем могли. У нас был огород, из-за него отец отказался от трехкомнатной квартиры в доме на площади Революции, потому что в военном городке, где сейчас кинотеатр «Аврора», у нас своя земля была,15 соток, и огород еще напротив. Если бы мы ушли в новую квартиру, то отцу было бы нас не прокормить. И мы остались при этой земле, все работали в огороде.

- Сейчас, наверное, и сада не имеете, в детстве наработались?

Сад есть, но сельским хозяйством я не занимаюсь, хотя нет для меня проблемы - вскопать землю, что-то посадить. Думаю, этот труд и сплотил нас, братьев и сестер, мы не были избалованы. У мамы все время спрашивали: они у тебя такие упитанные, чем ты их кормишь? «Картошкой и морковкой», - отвечала мама. Если карточки отец отоварит и принесет что-то - праздник великий! Люди в то время за кусок хлеба боролись. В нашем доме, помню, соседи с голоду умирали. А мы выжили.

- И при этом не стали шпаной.

Вот это да. Хотя очень непростой был в этом плане район. Были кругом и урки, и щипачи, и другая «веселая» публика... Но мы пошли не по этой части. (Смеется). Мы все пошли танцевать.

- Из ваших троих детей по вашим стопам никто не пошел?

Наоборот, все пошли. (Смеется). Сын танцевал в балете, окончил Пермское хореографическое училище, стажировался в Ленинградском, работать начинал в Свердловском театре оперы и балета, потом танцевал в Вильнюсе. А когда начались тяжелые времена, уехал работать в Польшу, затем перебрался в Германию, сначала был солистом театра оперы и балета, потом педагогом-репетитором в балетной труппе Дрездена. У него уже двое детей. Наша дочь Лариса танцевала в «Урале», вышла замуж, будучи на гастролях в Европе, и живет теперь в Люксембурге. А дочь Вера осталась в Челябинске, тоже окончила хореографическое училище и нашу академию, танцевала в «Урале», но получила травму и теперь работает в бизнесе.

Вы же знали, что хореография связана с травмами, что работа адская и платят за нее не так много, почему же не запретили детям заниматься именно этим?

Запретом можно и навредить. Если не найдет потом твой ребенок себя в этой жизни, то кто будет виноват?

- Если не секрет, ни разу не пожалели, что выбрали эту профессию?

Жизнь так сложна, что не стоит спрашивать - почему так, а не по-другому. Значит, судьбой было предрешено. Меня Наташа Риккер (Челябинский журналист. - Прим.авт. ) как-то спросила: «Вы почему не уезжаете в Европу, к детям»? А чем я там буду заниматься? Дети-то зовут, и даже жена туда уже уехала, в Бельгии живет. Я к ним только в гости наведываюсь. Недавно был у сына в Дрездене, потом к жене поехал - утром встал, вышел на лужайку и дальше что? Конечно, можно по миру поездить, посмотреть, но меня это не прельщает. Когда я участвую в каком-то действе, я живу, я нужен. А быть простым туристом - это пустое место.


О будущем

Знаю, что на 70 лет к вам много гостей приезжало - и бывшие артисты ансамбля, и друзья. Чтобы все эти связи сохранить, надо их постоянно поддерживать. Когда время находите?

Это тоже часть моей работы. Общаюсь со всеми ведущими коллективами в стране, кроме московских, у них там своя каста. На фестивалях встречаемся, созваниваемся. Дружба - великое дело.

- Как 75 лет будете отмечать?

Еще не задумывался. У нас в этом году много юбилеев, я - ровесник филармонии. (Смеется). И ансамбля Игоря Моисеева.

- Расскажите о ближайших поездках и гастролях ансамбля «Урал».

Мы только что вернулись с ХХV фестиваля «Оренбургский пуховый платок». И на закрытии фестиваля директор Оренбургской филармонии Игорь Голиков сказал, что давно не видел выступлений нашего ансамбля и для него было открытием, что «Урал» так вырос в творческом плане. На будущий год нам обещаны гастроли по Оренбургской области и в самом Оренбурге. Пригласили нас на День железнодорожника, который будет проходить на стадионе «Локомотив» в Челябинске. Предложений очень много. Сейчас выезжаем на Дни дружбы Казахстана и России в Кустанай, где состоится наш совместный концерт с казахским коллективом «Карнавал». Следующая поездка в апреле - в Москву, на празднование 100-летия Натальи Николаевны Карташовой. Мы будем работать на сцене Концертного зала имени Чайковского в одной программе с Ансамблем танца Игоря Моисеева, с «Березкой», хором имени Пятницкого. Решено эту дату отметить и в Челябинской области, и в Москве. Лето тоже все в работе - концерты, спектакли. А в середине октября мы едем на гастроли в Китай.

- Сколько сегодня в коллективе артистов?

16 пар - балет и восемь музыкантов в оркестре.

- Танцовщиков достаточно?

Нет. Нагрузка на артистов сегодня огромная. Когда идут концерты, я никогда не сижу в зале, всегда нахожусь за кулисами и вижу, насколько им тяжело, они едва успевают костюмы менять между номерами. Мало народу. Но для увеличения коллектива кадры нужны, а это сейчас дефицит.

- То есть детская студия при ансамбле танца «Урал» возникла не случайно?

Конечно, но все будет зависеть от желания ребят посвятить себя этой профессии. Сейчас главная задача - создать для детской студии хорошие условия, вот, написал письмо министру культуры, потому что родители недовольны нашими условиями. И я с ними не могу поспорить. При этом все они хотят, чтобы дети занимались именно в нашей студии. Потому что с ними не только замечательные педагоги работают, но дети постоянно заняты в спектаклях, концертах, прекрасно выступили на фестивале в Европе... (Улыбается). Выход только один - строить новый концертный зал в Челябинске. Надеемся, что так и будет.



Рассказать друзьям