Илиада герои. Cочинение «Герои "Илиады"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Игорь Ирлин

Герои « ????? ы »

Контрольная работа по зарубежной литературе

Сюжет «Илиады» проистекает из цикла героических сказаний о Троянской войне». Действие поэмы представляет только эпизод войны, на 10-м году; действующие лица подразумеваются уже известными. Поэтому, рассуждая о персонажах «Илиады», необходимо соотноситься не только с текстом поэмы, но и со всем циклом сказаний.

Ахилл. Центральная фигура поэмы - Ахилл, храбрейший из ахейских воинов - сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Он «кратковечен», ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается настолько могучим героем, что враги-троянцы боятся выходить из стен города. Ахилл разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях. В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения; непобедимость Ахилла исходит из его внутренних качеств. Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Столкновение с Агамемноном из-за Брисеиды едва не приводит к кровопролитию в стане ахейцев. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп. О дальнейшей судьбе Ахилла повествует несохранившийся эпос «Эфиопиада».

Агамемнон - верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, однако не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти качества предводителя являются причиной многих бедствий для греков. Хвастовство удачным выстрелом на охоте вызывает гнев богини Артемиды, и она лишает греческий флот попутного ветра. Захватив в набегах на окрестности трои Хрисеиду, он отказывается вернуть её за выкуп Хрису, жрецу Аполлона, за что бог насылает на греков моровую язву. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон остроумным способом испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.

Патрокл - соратник Ахилла. Хотя он и является одним из женихов Елены, участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облачённый в доспехи своего друга, на его колеснице, запряжённой бессмертными конями, Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым Патроклом Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.

Менелай - брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.

Елена - супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать - Немесида. Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.

Одиссей - царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению - деревянному коню,- погибла Троя. Он - носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей побеждает не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев. Одиссей бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете, и слова льются из его уст как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных. Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Подчёркивается его «безупречность». Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».

Аяксы -два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом. Аякс Оилид, царь Локриды - искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб. Аякс Теламонид - двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и могучего телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.

Гектор -сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, сам отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успевают поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сражённого противника. Но мёртвого Ахилла защищает бог Аполлон, и его не трогают птицы и звери. Боги вынуждают Ахилла выдать тело Гектора отцу Приаму, который устраивает пышные похороны.

Парис - сын Приама и Гекубы. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но ребёнок уцелел и был воспитан пастухом. Богиня Афродита присудила ему стать обладателем самой красивой женщины. Парис вернулся в Трою, где был узнан сестрой - пророчицей Кассандрой и признан родителями. Он снова отправился в Грецию, гостил у царя Менелая и стал виновником троянской войны, похитив жену царя Елену. Во время боевых действий Парис погиб от стрелы Филоктета.

В «Илиаде» множество других значимых персонажей, выступающих в эпизодах или на протяжении всего действия: Диомед, Эней, Пандар, Андромаха. Кроме того, события параллельно разворачиваются на Олимпе, среди богов: в действие участвуют Зевс, Афина, Аполлон, Гера и другие.

Подобные документы

    презентация , добавлен 28.05.2013

    Роль Гомера в мировой литературе. "Илиада" и "Одиссея" как поэмы о Троянской войне. Миф и действительность в "Одиссее", ее художественно-эстетический смысл. Образ Одиссея. Стилевые особенности "Илиады" как носителя устойчивой фольклорной традиции.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Изучение сущности понятия "Гомеровский вопрос". Выявление границ вымысла и достоверности в поэме "Илиада". Характеристика последнего года Троянской войны по Гомеру. Оценка причин, характера и результатов войны между греками и троянцами по данным Гомера.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2014

    История греческой литературы. Илиада: разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. Художественный мир гомеровского эпоса. Древнегреческая литературная критика.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2002

    Детство, образование и начало творчества Ивана Александровича Гончарова. Откуда взялись герои и городок в романе "Обломов". Влияние Белинского на создание романа "Обломов" и на самого Гончарова. Сюжет и главные герои и герои второго плана в романе.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Была пора, когда каждое слово "Илиады" и "Одиссеи" считали непререкаемой истиной – древние греки видели в Гомере не только великого поэта, но и философа, педагога, одним словом - верховного судью на все случаи жизни.

    реферат , добавлен 28.07.2005

    Герои Добра и герои Зла в романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды". Конфликт между "народным академиком" Т.Д. Лысенко и преданными истине учеными-генетиками как основа сюжета. Сочетание высокого стиля и библейского пафоса с изображением послевоенного быта.

    статья , добавлен 17.05.2009

    Происхождение греческой трагедии. Запись поэм Гомера. Отношения героев "Одиссеи". Героический эпос древних греков. Описание людей и богов в поэмах Гомера. Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера. Земная причина Троянской войны.

    реферат , добавлен 15.05.2011

    Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

Как известно, «Одиссея» относится к жанру эпической поэзии. В ней более 12 тыс. стихов. Ученые утверждают, что за несколько веков до начала новой эры филологи из Александрии разделили ее на 24 книги, в соответствии с количеством букв греческого алфавита. Таким образом, античная книга представляла собой фрагмент до 1000 строк, которые помещались на одном свитке из папируса. Современные историки обнаружили порядка 250 папирусов, а которых запечатлены части из «Одиссеи».

Известно также, что Гомер писал свои стихи, ориентируясь на то, что их будут декламировать певцы-рапсоды, которые выступали обычно на всяческих народных гуляниях. Вообще «Одиссею» вместе с «Иллиадой» следует считать памятником эпохи, когда общество переходило от одного строя к другому, изживая общинно-родовой и зарождая рабовладельческий.

Анализ произведения

«Одиссея» посвящена рассказу о том, как греческий царь возвращается с войны домой. Благодаря ему умениям и стараниям была взята Троя (вспомните знаменитого троянского коня). Возвращение было долгим - целое десятилетие, однако особое внимание уделено самым последним испытаниям на пути главного героя к острову Итаке, где ждут его жена Пенелопа и сын Телемак. Примечательно, что женщине приходится противостоять нахальным женихам, которые пытаются убедить ее в смерти царя и заставить выбрать нового мужа. Добравшийся до места назначения муж мстит тем, кто посягал на его жену и царство.

Помимо этого, в «Одиссее» много лирических отступлений - воспоминаний главного героя о Трое, рассказ о приключениях, которые выпали на долю завоевателей за все годы, проведенные в походах. Если смотреть широко, то в поэме описываются событиях двух десятков лет. Если сравнивать это произведение с другим гомеровским творением - «Иллиадой» - то можно заметить, что в рассматриваемом произведении больше внимания уделяется описаниям бытовой жизни, а также приключениям главных героев.

Герои поэмы

В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди. Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина. Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.

Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений - волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность.

Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

В «Одиссеи» перемешаны реальность и вымысел. Очень часто мифология вмешивается в реальность. При этом поэма максимально реалистична, там даже присутствуют социальные эпизоды - например, когда Одиссей выступает как хозяин, который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят конфликты между частным и общественным, желанием и долгом.

В заключении, можно сказать, что «Одиссея» отражает не только реальное путешествие главного героя в пространстве, сколько его передвижение внутри себя, решение различных этичных и моральных задач.

Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»

Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.

Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.

Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.

Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Гомер сочувствует в поэме «Илиаде» воинам обеих враждующих сторон, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают у него осуждение. Во II книге «Илиады» поэт вкладывает в уста воина Терсита речи, клеймящие алчность военачальников. Хотя описание внешности Терсита указывает на стремление Гомера выразить свое осуждение его речам, однако речи эти весьма убедительны и по существу в поэме не опровергнуты, значит, мы можем предполагать, что они созвучны мыслям поэта. Это тем более вероятно, что упреки, брошенные Терситом Агамемнону , почти аналогичны тяжким обвинениям, которые предъявляет ему же Ахилл (ст. 121 сл.), а тот факт, что Гомер сочувствует словам Ахилла, сомнения не вызывает.

Осуждение в «Илиаде» войны, как мы видели, звучит не только в устах Терсита. Сам доблестный Ахилл, собираясь вернуться в войско, чтобы отомстить за Патрокла, говорит:

«О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!»
(Ил., кн. XVIII , ст. 107–108).

Очевидно, что если бы прославление войны и мести было целью Гомера, то действие «Илиады» завершилось бы убиением Гектора, как это было в одной из «киклических» поэм. Но для Гомера важно не торжество победы Ахилла, а моральное разрешение его гнева.

Жизнь в представлении поэм «Илиада» и «Одиссея» настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Сознавая свою неправоту в том, что он уклонился от участия в боях, Ахилл говорит:

«Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя»
(Ил., кн. XVIII, ст. 104).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью патриотическому долгу и взаимной привязанностью людей достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой (Ил., кн. VI , ст. 390–496).

Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

Образы гомеровских героев до некоторой степени статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала и до конца действия поэм «Илиада» и «Одиссея», хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноне – надменность и властолюбие, в Парисе – изнеженность, в Елене – красота, в Пенелопе – мудрость и постоянство жены, в Гекторе – мужество защитника своего города и настроение обреченности, так как должен погибнуть и он, и его отец, и его сын, и сама Троя.

Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство из них предстает перед нами только в одной обстановке – в бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, и в других ситуациях.

Что касается развития характера, то оно еще недоступно «Илиаде» и «Одиссее» и вообще литературе доклассического периода Древней Греции. Попытки такого изображения мы находим лишь в конце V в. до н. э. в трагедиях Еврипида .

Что же касается изображения психологии героев «Илиады» и «Одиссеи», их внутренних импульсов, то о них мы узнаем из их поведения и из их слов; кроме того, для изображения движений души Гомер использует весьма своеобразный прием: вмешательство богов. Например, в I книге «Илиады», когда Ахилл, будучи не в силах стерпеть оскорбление, вынимает меч, чтобы напасть на Агамемнона, кто-то сзади вдруг хватает его за волосы. Оглянувшись, он видит Афину, покровительницу треков, которая не допускает убийства.

Подробность, детальность описаний, характерные для «Илиады» и «Одиссеи», особенно проявляются в таком часто употребляемом поэтическом приеме, как сравнение: гомеровские сравнения иногда настолько развернуты, что превращаются как бы в самостоятельные рассказы, оторванные от основного повествования. Материалом для сравнения в поэмах служат чаще всего природные явления: животный и растительный мир, ветер, дождь, снег и т. п.:

«Он устремился как лев горожитель, алкающий долго
Мяса и крови, который, душою отважной стремимый,
Хочет на гибель овец, в их загон огражденный ворваться;
И, хотя перед оградою пастырей сельских находит,
С бодрыми псами и копьями стадо свое стерегущих,
Он, не изведавши прежде, не мыслит бежать из ограды;
Прянув во двор, похищает овцу, либо сам под ударом
Падает первый, копьем прободенный из длани могучей.
Так устремляла душа Сарпедона, подобного богу»
(Ил., кн. XII , ст. 299–307).

Иногда эпические сравнения поэм «Илиады» и «Одиссеи» призваны создать эффект ретардации , т. е. замедления хода повествования путем художественного отступления и отвлечения внимания слушателей от основной темы.

«Илиаду» и «Одиссею» роднят с фольклором и гиперболы: в XII книге «Илиады» Гектор, атакуя ворота, швыряет в них такой камень, который и два сильнейших мужа с трудом приподняли бы рычагами. Голос Ахилла, бегущего вызволить тело Патрокла, звучит, как медная труба, и т. п.

О песенно-народном происхождении поэм Гомера свидетельствуют также так называемые эпические повторы: отдельные стихи повторяются полностью или с небольшими отклонениями, и таких стихов в «Илиаде» и «Одиссее» насчитывается 9253; таким образом, они составляют третью часть всего эпоса. Повторы широко применяются в устном народном творчестве потому, что они облегчают певцу импровизацию. В то же время повторы – моменты отдыха и ослабления внимания для слушателей. Повторы облегчают и восприятие слышимого. Например, стих из «Одиссеи»:

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»
(пер. В. А. Жуковского).

переключал внимание аудитории рапсода на события следующего дня, означая, что наступило утро.

Часто повторяемая в «Илиаде» картина падения воина на поле битвы нередко выливается в формулу с трудом валимого дровосеками дерева:

«Пал он, как падает дуб или тополь серебрянолистный»
(пер. Н. Гнедича).

Иногда словесная формула призвана вызывать представление о громе, который возникает при падении облаченного в металлические доспехи тела:

«С шумом на землю он пал, и взгремели на мертвом доспехи»
(пер. Н. Гнедича).

Когда боги в поэмах Гомера спорят между собой, бывает, что один говорит другому:

«Что за слова у тебя из ограды зубов излетели!»
(пер. Н. Гнедича).

Повествование ведется в эпически бесстрастном тоне: в нем нет признаков личного интереса Гомера; благодаря этому создается впечатление объективности изложения событий.

Обилие в «Илиаде» и «Одиссее» бытовых деталей создает впечатление реалистичности описываемых картин, но это так называемый стихийный, примитивный реализм.

Приведенные выше цитаты из поэм «Илиада» и «Одиссея» могут дать представление о звучании гекзаметра – поэтического размера, придающего несколько приподнятый торжественный стиль эпическому повествованию.

Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык

В России интерес к Гомеру начал понемногу проявляться одновременно с усвоением византийской культуры и особенно возрос в XVIII в., в эпоху русского классицизма.

Первые переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык появились во времена Екатерины II : это были либо прозаические переводы, либо стихотворные, но не гекзаметрические. В 1811 г. были опубликованы первые шесть книг «Илиады» в переводе Е. Кострова александрийским стихом, который считался обязательной формой эпоса в поэтике французского классицизма, господствовавшего в то время в русской литературе.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Гнедичу удалось передать и героический характер повествования Гомера, и некоторый его юмор, но его перевод изобилует славянизмами, так что уже к концу XIX в. он стал казаться слишком архаичным. Поэтому опыты перевода «Илиады» возобновились; в 1896 г. вышел новый перевод этой поэмы, сделанный Н. И. Минским на основе более современного русского языка, а в 1949 г.– перевод В. В. Вересаева, еще более упрощенным языком.

Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (четвёртая песнь), Элефенор убит Агенором.

Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам - Аполлон, Арес и Афродита.

Пятая песнь рассказывает о том, как в жестокой битве даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда, руководимого Афиной. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Менелай убивает Пилемена, но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся.

Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишь Посейдон остается верен ахейцам.

Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла - друга Ахилла.

Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония, а Медонт сражен Энеем.

Атакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах.

В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия, а Менелай поражает Евфорба. Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора.

Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.

Для погребения Гектора и Патрокла устанавливается одиннадцатидневное перемирие, устраиваются похоронные игры.

Герои Илиады

Песнь вторая Илиады содержит Catalogue of Ships греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы

Ахейцы (Ἀχαιοί), также Данайцы (Δαναοί) и Аргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названы Эллинами - коллективное название греков у Гомера.

  • Агамемнон - Царь Микен, предводитель греков.
  • Ахилл - Предводитель миромидян, герой полубожественного происхождения.
  • Одиссей - Царь Итаки, самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи».
  • Аякс Великий - сын Теламона, второй после Ахилла в военном мастерстве.
  • Менелай - Царь Спарты, муж Елены и брат Агамемнона.
  • Диомед - сын Тидея, Царь Аргоса.
  • Аякс Малый - сын Оилея, частый союзник Аякса Великого.
  • Патрокл - лучший друг Ахилла.
  • Нестор - Царь Пилоса, доверенный советчик Агамемнона.

Песнь вторая Илиады содержит Перечень кораблей (англ.)русск. греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы (Ἀχαιοί), такжеДанайцы (Δαναοί) иАргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названыЭллинами - коллективное название греков у Гомера.

    Агамемнон - ЦарьМикен , предводитель греков.

    Ахилл - Предводительмиромидян , герой полубожественного происхождения.

    Одиссей - ЦарьИтаки , самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи ».

    Аякс Великий - сынТеламона , второй после Ахилла в военном мастерстве.

    Менелай - ЦарьСпарты , мужЕлены и братАгамемнона .

«Ахиллес, оплакивающй Патрокла » (1855),Николай Ге

    Диомед - сынТидея , ЦарьАргоса .

    Аякс Малый - сынОилея , частый союзникАякса Великого .

    Патрокл - лучший друг Ахилла.

    Нестор - ЦарьПилоса , доверенный советчик Агамемнона.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом иПатроклом являются важной составляющей Илиады. Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической, тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.

Троянцы

    • Гектор - сын ЦаряПриама и главный воин троянцев.

      Эней - сынАнхиса иАфродиты .

      Деифоб - братГектора иПариса .

      Парис - похитительЕлены .

      Приам - престарелый ЦарьТрои .

      Полидамант - разумный командир, чьи советы игнорируются,антагонист Гектора .

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

    • Агенор - троянский воин, сынАнтенора , пытался сражаться с Ахиллом (Песнь XXI).

      Сарпедон - убитПатроклом . Был другомГлавка и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Главк - другСарпедона и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Евфорб - первый из троянских воинов ранившийПатрокла .

      Долон - шпион в греческом лагере (Песнь X).

      Антенор - King Priam’s advisor, who argues for returning Helen to end the war.

      Полидор - сынПриама и Лаофои.

      Пандар - великий стрелок из лука, сын Ликаона.

    • Гекуба (Ἑκάβη) - женаПриама , матьГектора ,Кассандры ,Париса и др.

      Елена (Ἑλένη) - дочьЗевса , женаМенелая , похищенаПарисом , затем стала женойДеифоба . Её похищение стало причинойТроянской войны .

      Андромаха - женаГектора , матьАстианакта .

      Кассандра - дочьПриама . Её пытался соблазнитьАполлон , подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что к её пророчествам о судьбе Трои не прислушивались.

      Брисеида - троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестветрофея .

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп , на которой восседаетЗевс , сынКроноса . Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в Илиаде, вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

    Олимпийцы:

    • Зевс (нейтрален, но чаще помогает троянцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

      Гера (за ахейцев)

      Артемида (за троянцев)

      Аполлон (за троянцев)

      Аид (нейтрален)

      Афродита (за троянцев)

      Арес (за троянцев)

      Афина (за ахейцев)

      Гермес (нейтрален)

      Посейдон (за ахейцев)

      Гефест (нейтрален)

    Остальные:

    • Эрида (за троянцев)

      Ирида (за ахейцев)

      Фетида (за ахейцев)

      Лето (за троянцев)

      Протей (за ахейцев)

      Скамандр (за троянцев)

      Фобос (за троянцев)

      Деймос (за троянцев)



Рассказать друзьям