Литературные героини, которые нас вдохновляют. Героический характер в литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дорогие одногруппники! Здесь только ОДИН конспект. Вы помните, что преподавательница говорила нам на каждую тему делать ДВА конспекта из разных источников. Здесь ОДИН конспект из ВСЕХ возможных и невозможных источников. Даже из «Википедии». И вообще отовсюду. Поэтому рекомендую делать так – при переписывании первого конспекта кое-что опустить, не писать. А второй конспект делать так – просто переписать первые своими словами и приписать опущенные моменты.

Также после конспекта следует написать источники. Внизу указано, какие источники писать для первого, а какие для второго.

Сил наших нет на эти конспекты! Что за дурацкое задание!

3. Характер в литературе

1. Характер как литературоведческая категория .

ХАРА́КТЕР литературный - образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через к-й раскрываются как обусловленный данной общественно-историч. ситуацией тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетич. концепция человеч. существования. Лит. Х. являет собой худож. целостность, органическое единствообщего , повторяющегося ииндивидуального ;объективного исубъективного (осмысление прообраза автором). В результате лит. Х. предстает «новой реальностью», художественно «сотворенной» личностью, к-я, отображая реальный человеч. тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность лит. образа человека отличает понятие Х. в лит-ведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Представление о Х. литературного героя создается посредством внешних и внутр. «жестов» персонажа, его внешности (Портрет ), авторскими и инымихарактеристиками , местом и ролью персонажа в развитиисюжета . Соотношение в пределах литературного произведения Х. иобстоятельств составляет худож.ситуацию . В реальной жизни человек и широко понимаемая среда неразрывны, поэтому адекватность Х. и обстоятельств в мире произведения явл-ся существеннейшим требованием реализма. Противоречия между человеком и обществом, между классами или отд.

2 .Характер в реалистической литературе. Социальная обусловленность характера-типа. Человек и вещь.

Характер в реалистической литературе. Социальная обусловленность характера-типа.

Воссоздание индивидуального X. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критич. реализма 19 в. В практике реалистич. лит-ры постоянно присутствует саморазвивающийся X.- незавершенная и незавершимая, “текучая” индивидуальность, определяемая ее непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами, но в то же время -“сама себе закон ” (А. А.Блок ) и потому порой вступающая в противоречие с первонач. замыслом автора.

В реалистич. лит-ре 19-20 вв. X. воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а ее “текучесть” объясняется незавершимостью внеш. воздействий среды ‘на первооснову, мерой к-рых и “измеряется” индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного самоопределения, когда X. героя остается неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл “незавершенности” X. у Л. Н. Толстого:потребность “ясновысказать текучесть человека, то, что он,один и тот же, тозлодей , тоангел , томудрец , тоидиот , тосилач , то бессильнейшее существо” (Полн. собр. соч., т. 53, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от другихлюдей обществ, условиями жизни, общечеловеческое, родовое, “полного человека”.

Человек и вещь.

В литературном произведении вещь выступает как элемент условного, художественного мира. И в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком могут быть зыбкими. Русские народные сказки дают много примеров очеловечивания вещей. Эту традицию продолжает русская и зарубежная литература..

Одна из важнейших функций вещи в литературе – характерологическая . В произведениях гоголя показана интимная связь вещей со своими владельцами, недаром Чичиков так подробно рассматривает жилища в «Мертвых душах». Вещи могут выстраиваться в последовательный ряд. Но охарактеризовать персонажа может и одна деталь (банка с надписью «кружовник», приготовленная Фенечкой в Отцах и детях) на фоне литературной традиции может стать значимым и отсутствие вещей.

Вещи часто становятся знаками, символами переживаний человека (Блок. О доблестях, о подвигах…)

Сильный характер не формируется в одночасье, с ним не рождаются, хотя задатки от рождения могут быть изначально. Человек, у которого сформировался твердый характер, ставил перед собой сложные цели и добивался их, а все трудности для сильной личности лишь способ глубоко познать себя.

Что значит сильный характер?

Сила характера в чем она выражена, почему про одного человека можно сказать, что у него сильный характер, а про другого нет? Сам по себе характер есть у каждого, но сильный характер – это набор качеств человека, позволяющий ему иметь свою твердую жизненную позицию, не отступать от намеченного, уметь с верой в себя преодолевать сложные периоды в жизни и не сдаваться.

Сильные черты характера

Все сильные качества характера женщины или мужчины подразумевают под собой все те положительные свойства и черты, которые присущи человеку в целом. Нельзя сказать, что какие-то определенные качества и лишь они, формируют сильный характер. У каждого человека есть свой набор жизненных обстоятельств, благодаря которым он становится сильным. Но в целом, можно перечислить следующие качества, способствующие становлению волевого твердого характера:

  • целеустремленность;
  • смелость;
  • высокая мотивация;
  • амбициозность;
  • стремление стать лучше и изменить мир.

Сильный характер у мужчины

Сильные стороны характера человека не берутся сами собой из ниоткуда. Как человек строит свой жизненный путь осознанно или просто плывет по течению, от этого зависит и формирование его характера. Мужчинам свойственна целеустремленность, прямолинейность и большая активность, на суровые жизненные испытания они больше заточены, чем прекрасная половина человечества. Мужской сильный характер, в чем он выражен:

  • следует своему предназначению;
  • достигает успехов на выбранном поприще;
  • уважаем в обществе;
  • своей целеустремленностью и личными успехами вносит вклад в развитие общества, являясь примером для подражания;
  • обладает смелостью и железной волей;
  • сострадателен к несчастьям других;
  • честен перед собой и другими;
  • верен своей цели, идеалу, семье.

Женщина с сильным характером

Кто такая женщина или девушка с сильным характеромпсихологический портрет:

  • она самостоятельна;
  • ориентирована на сотрудничество с другими, видит в этом силу;
  • умеет вовремя заботиться о своих нуждах;
  • доверяет своей , мыслям, чувствам;
  • понимает и принимает что другие имеют право быть собой;
  • ценит помощь других;
  • с достоинством переносит трудности и поддерживает других в сложные моменты.

Ребенок с сильным характером

Как распознать ребенка с задатками твердого характера и волей? Сильный характер ребенка – поведение:

  • возникают сложности, когда нужно заставить ребенка делать то, что он не хочет, пока он сам не решит сделать это;
  • стремится сам принимать решения;
  • и гневливость – как черты характера;
  • если ребенок занят каким то делом и у него не получается очень эмоционально реагирует, но стремится разобраться и довести до конца.

Сильный характер - примеры

Сила характера и твердая воля позволяют людям совершать героические поступки, менять общество в лучшую сторону и оставлять о себе память на многие века. В истории человечества множество примеров таких людей с сильным характером:


Как воспитать в себе сильный характер?

Для начала нужно задаться целью развить в себе сильные стороны. Не нужно сразу начинать ворочать горы, так мотивация быстро сгорит. Как стать сильнее характером, рекомендации психологов:

  • запомнить важное правило: «вся ответственность за твою жизнь полностью лежит на тебе»;
  • вырабатывать в себе позитивный взгляд на окружающие события и явления;
  • верить в себя при любом раскладе ситуации и быть выше своих страхов;
  • понимать, что трудности и препятствия – это очередная ступень к развитию;
  • поддерживать свою физическую форму: умеренные физические нагрузки, правильное питание являются неотъемлемой частью формирования сильного характера;
  • постепенно, шаг за шагом превращать свои слабые стороны в сильные, безжалостно прощаясь с вредными привычками.

Цитаты о сильном характере

Афоризмы и высказывания знаменитых писателей и философов для многих людей становятся девизом по жизни, помогая преодолевать сложные периоды. Цитаты про сильный характер:

  • Твердый характер должен сочетаться с гибкостью ума (Л. Вовенарг);
  • Человек сам окончательный творец своего характера (Л. Лопатин);
  • Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более, но при этом, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло (К. Ушинский);
  • Характер состоит в способности действовать согласно принципам (И. Кант);
  • Таланты образуются в покое, характеры среди житейских бурь (И. Гете).

Фильмы про сильный характер

Всем людям свойственны взлеты и падения, но сильные отличаются от слабых тем, что они считают препятствия и трудности неотъемлемой частью своего пути, тогда как слабые люди быстро сдаются при первых затруднениях Фильмы про силу, характер, просмотр которых поможет выйти из полосы отчаяния и начать действовать:

  1. «Изгой / Cast Away» . Ему, главному герою, жившему обычной человеческой жизнью пришлось столкнуться с иной реальностью бытия, когда каждый день – это борьба за выживание. Так в тяжелом испытании расцветает сильный характер героя и на поверхность выходят мужество и стойкость.
  1. «Серфер души / Soul Serfer» . Автобиографичный фильм о девушке Бэтани Хэмилтон, серфингистке в 13 лет во время тренировки лишившейся руки в результате нападения акулы. Это суровое испытание не лишило ее стремления к участию в соревнованиях наравне со здоровыми серферами.
  1. «Джобс: Империя соблазна / Jobs» . Это имя не нуждается в представлении. Фильм о становлении, жизненных перипетиях и сильном характере основателя Apple.
  1. «В погоне за счастьем / The Pursuit of Happyness» . История-биография Криса Гернета миллионера и филантропа прошедшего путь от бездомного отца одиночки и начинающего торгового представителя до успешного брокера.
  1. «Унесенные ветром/ Gone With the Wind» . Сильная характером и независимая Скарлет О`Хара все испытания принимает как вызов судьбы ведь она хозяйка своей жизни.

Сильный характер - книги

Книги про силу характера дают читателям пример и вдохновляют на реализацию целей. Книги про сильный волевой характер:

  1. «Путеводитель по жизни. Как добиться своих целей, научиться преодолевать препятствия и выковать твердый характер» Б. Гриллс. Известный путешественник и покоритель сложных горных вершин делится своим опытом, как стать сильным и целеустремленным человеком.
  2. «Рожденные с характером» Е. Белонощенко. Книга для родителей, как распознать в ребенке волю к преодолению препятствий, его стремление к познанию себя.
  3. «Голодные игры» С. Коллинз. Художественная трилогия о сильной девушке Китнисс, ставшей такой благодаря суровым жизненныс обстоятельствам.
  4. «Руководство астронавта по жизни на земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» К. Хэдфилд. Бестселлер про упорство, силу духа и характера с юмором и добротой автора.
  5. «Фрида Кало» Х.Эррера. Эта удивительная женщина, художница, маленькая хрупкая прошла через тяжелые испытания судьбы и стала сильной известной личностью.

Былины об Илье Муромце

ГеройИлья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник - он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

2. Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум - первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» - Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

3. Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана - но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель - убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете - 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

4. Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками - с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» - то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

5. Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко - один из тех людей…»

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко - плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности - случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним - в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые - всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

6. Полковник Исаев (Штирлиц)

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов - «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет - с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу - именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия - срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях - за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага - шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

7. Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион - магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего - проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей - он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука - Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется. Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами - с цивилизацией злобных ящеров.

8. Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя - просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть - как бы чего не вышло.

Способ борьбы. На войне, как известно, любые средства хороши, поэтому в ход идет все: танк, автомат, нож, деревянная ложка, кулаки, зубы, водка, сила убеждения, шутка, песня, гармошка…

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых - и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал.

9. Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Годы создания. 1992–2006

В чем суть. Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому - телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется. Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы. Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего - с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

10. Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, - в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин - самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит. «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь - седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России - облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах.

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина

Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

В литературе правят бал мужчины: писатели, герои, злодеи. Но разве женщины не менее интересны и талантливы? Мы выбрали нескольких героинь, которые вдохновляют умом, изобретательностью, сильным характером и добротой.

Женщины и богини из античной литературы

Шахерезада поборола «токсичную маскулинность» еще до того, как этот термин появился. Персидский царь Шахрияр столкнулся с неверностью первой жены и жены его брата и решил, что все женщины порочные распутницы. Так как без женщин он обойтись все-таки не мог, то решил брать в жены невинных девушек и после первой же брачной ночи их казнить. Умная и красивая дочь визиря Шахерезада решила избавить страну от тирании такого мизогинизма. Она явилась к царю в качестве новой невесты. А дальше вы знаете: она начинала рассказывать интересную историю и обрывала ее на самом интригующем моменте. Любопытство овладевало Шахрияром, и он сохранял девушке жизнь до следующей ночи. Так продолжалось тысячу дней (почти три года!), за это время Шахерезада родила троих детей. Когда же наконец она упала ему в ноги и попросила сохранить жизнь ради их общих сыновей, то Шахрияр ответил, что помиловал ее уже давно. Вот так смелость, ум и мастерство рассказчицы спасли множество невинных жизней.

Элизабет. «Гордость и предубеждение »

Остроумная и наблюдательная, Элизабет покорила не только неприступного и горделивого мистера Дарси, но и миллионы читателей по всему миру. Она очень любит свою семью, особенно сестер, которых старается защитить. Тем более ей обидно видеть недостатки своих родителей, но она не пытается переделать близких ей людей или же бунтовать: она лишь хочет найти приемлемое место для себя в современном ей обществе.

Скарлетт О’Хара. «Унесенные ветром »

Яркая, своенравная и взбалмошная, Скарлетт вызывает противоречивые чувства у читателей. Многие считают, что она сама виновата в своих несчастьях и вообще была несносной женщиной. Писательница Маргарет Митчелл сама неоднозначно относилась к своей героине. Но красивые и сильные женщины, которые не привыкли проигрывать, часто вызывают у других бешенство. В отличие от мужчин: их-то за те же качества хвалят. Все же стоит восхититься силой духа зеленоглазой ирландки: она пережила гражданскую войну, смерть родителей и лишения, справившись со всеми невзгодами сама.

Маргарита. «Мастер и Маргарита »

Красивая женщина, которая предпочла выгодному браку любовь с бедным художником. Ради него она пошла на унижения, заключила сделку с дьяволом и отомстила обидчикам своего суженого. Некоторые видят в Маргарите жертвенность, но мы-то знаем, что она хорошо понимала, ради кого она рисковала всем. Она вызывает восхищение силой своей любви и отвагой.

Пеппи Длинныйчулок. Цикл историй

Астрид Линдгрен была той еще проказницей и не стеснялась нарушать надуманные правила приличия. Например, она предприняла дерзкую попытку прогуляться из родного Виммербю к озеру Веттерн (расстояние в 300 километров) в компании пятерых женщин и совершенно без мужской помощи. Поверьте, для Швеции того времени это был вызов! Неудивительно, что ее героини тоже вызывают у скучных обывателей зуд. Пеппи Длинныйчулок легко нарушает социальные нормы и бесит взрослых: ложится спать, когда захочет, держит на балконе лошадь, бьет воришек и вообще живет без присмотра родителей. Реальных мам и пап она тоже раздражает: даже были жалобы, что из-за Пеппи у детей «появляется возможность найти социально приемлемый отвод для агрессии против родителей». А вот детям она нравится, потому что может делать все то, что они хотели бы, но не станут из страха перед «большими». То, что Пеппи стала такой популярной, говорит лишь о тоске по непосредственным, ярким героиням, своевольным и смешным.

Гермиона. Цикл книг о Гарри Поттере

Как не любить Гермиону? С ней мы проводим все свое (и ее) детство. Встречаем ее маленькой девочкой, которая очень умна и хочет быть не хуже других в классе. Ведь она сразу поняла, что ей придется сложнее, ведь она не знает тех вещей, что сызмальства знают дети волшебников. Она заводит друзей, влюбляется, становится сильнее на наших глазах. Гермиона учится на своих ошибках: после истории с пустозвоном Локхартом она верит не всем, а только тем, кто заслужит ее уважения. Она храбрая и умеет сочувствовать слабым, и вот уж у кого эмоциональный диапазон явно шире, чем у зубочистки.



Рассказать друзьям