В процессе мозговой атаки принимают участие группы. Правила проведения мозговой атаки. История и описание.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике.Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»).

Каждый участник отличается; не только из-за предшествующих знаний и творчества, но и в отношении разных личностных качеств. Классическим примером является различие между интровертированными и экстравертированными людьми. Во время мозгового штурма участники интроверы могут выражать себя меньше по определенным темам, чем другие. Напротив, очень экстравертный участник мог перейти ко всему мыслительному процессу для группы и тем самым блокировать мышление других участников. Результат: один говорит, все остальные слушают.

Важной «игрой» в мозговом штурме является то, что строгое внимание уделяется не критике идей. Это часто бывает трудно для некоторых участников, поскольку они часто могут посылать невербальные сигналы, которые могут вызвать реакцию отзыва. Тем не менее, - в определенной степени - неоднородность участников желательна и стремиться.

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм вкратце таков:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую предстоит решить.

3) Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

Степень, в которой отдельные участники отличаются друг от друга в отдельных измерениях, в свою очередь, сильно зависит от субъекта и открытой проблемной области. Поэтому это всегда следует рассматривать как значение привязки. Мозговой штурм, тем не менее, является очень экономичным и, прежде всего, принятым методом творчества и предлагает достаточные возможности для быстрых и творческих решений. Кроме того, это один из самых известных инструментов из большого чемодана техники творчества.

От 10 до 40 сотрудников. Цель мозгового штурма - разработать идеи для решения проблем, используя синергические эффекты в группе. В рамках сеанса «мозгового штурма» участники формулируют большое количество потенциальных проблемных решений посредством спонтанных идей. Здесь важно, что любая критика или оценка высказанных идей изначально невозможна, чтобы не мешать процессу создания творческих идей. Во время мозгового штурма руководитель должен мотивировать и поощрять группу к разработке и представлению своих предложений.

4) Этап анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше?Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Вот и вся неоднократно описанная в литературе, «простая и доступная процедура» (приложение 1).

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

Он должен поддерживать небезопасных или нерешительных участников и следить за тем, чтобы все в группе были услышаны. Для проведения мозгового штурма вам необходим независимый лидер группы модераторов, а также возможность детально регистрировать заявления участников. Преимущество метода заключается в том, что творчество отдельных участников стимулируется совместной спонтанной генерации идей. Кроме того, открытость с их собственными идеями поддерживается ограничением оценки или критики. Мозговой штурм также может быть выполнен с использованием интернет-инструментов.

Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

    Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

    Цель онлайн-варианта мозгового штурма - создать как можно больше идей и решений. Те же правила применяются и для автономного метода. Различия в классическом мозговом штурме могут возникать, когда сеанс мозгового штурма задерживается во времени. В целом, многие люди могут участвовать в онлайн-мозговом штурме через Интернет. Чтобы использовать этот метод, вам нужна подходящая интернет-платформа.

    Преимущество этого метода против «мозгового штурма» в автономном режиме заключается в том, что неограниченное количество людей может участвовать. Это, вероятно, самый известный метод творчества, который используется во многих областях для сбора идей, предложений и решений. Осборном, который сформулировал некоторые принципы и принципы их реализации.

    Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

Основные правила для мозгового штурма

В качестве принципов применяются следующие правила. Идеи других участников можно и нужно поднять и доработать. Критики или оценки не допускаются во время мозгового штурма.

  • Участники могут и должны позволять своему воображению бегать.
  • Количество идей выходит за рамки качества идей.
  • Как можно больше идей.
  • Нет авторских прав.
Осборн видит в качестве конкретного правила, которое направлено на осуществление мозгового штурма.

Конкретные правила мозгового штурма

Цель мозгового штурма, специально предназначенного для этих правил, состоит в том, чтобы получить как можно больше идей. Принцип «количества перед качеством» означает, что идеи могут быть совершенно импульсивными, сумасшедшими, расплывчатыми или на первый взгляд, возможно, смешными. Оценка позже - она ​​сознательно откладывается, чтобы сделать типичные возражения, страх смешным и т.д. не нарушает творческий процесс поиска идей.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Мозговой штурм использует обе половины мозга в том, что спонтанное развитие идей - это процесс правого полушария, но оценка отдельных идей является частью нашей логически-рациональной левой половины мозга. Для того, чтобы использовать обе половины без этих препятствий, имеет место анализ времени смещения идей.

Реферат: Правила для мозгового штурма

Здесь вы будете собирать идеи, предложения и решения в соответствии с директивой: «Что бы вы сделали, если бы не смогли провалиться?» - Чтобы подумать о своих мыслях, целях и действиях. Мозговой штурм следует принципу «количество идей до качества идеи», при котором оценка собранных идей подавляется и смещается во время мозгового штурма. Осборн изобретает творчество для генерации и сбора идей, предложений и решений. . Некоторые люди с самого начала знают, какую именно идею продукта они хотят начать в «молодежном» конкурсе.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Другие понятия не имеют о новаторском продукте. Хорошей отправной точкой является личный опыт. Что вас беспокоит или где вы видите улучшения? Есть ли проблемы в школе, в учебной компании, дома, в спортивном клубе, в городе или в мире, для чего нужно искать способ улучшить жизнь людей или многих так или иначе? И как могло выглядеть решение?

Хорошие идеи редко бывают, как листья листьев с четырьмя листьями, но нахождение их связано не только с счастьем, но в основном с интенсивным отражением и работой. Так же, как клевер с четырьмя листьями можно разводить, так и хорошие идеи могут быть созданы с немного творчества и работы.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Здесь мы представляем методы, с помощью которых можно разработать систематические творческие решения. И для всех нет глупой идеи. Иногда инновация кроется в небольшой детали, что, в конечном счете, имеет большое значение. Иногда инновация настолько велика, что она бросает все, что было там до сих пор. В любом случае: не думайте!

Если вы уже нашли проблему, которую хотите решить, но не знаете, как это сделать, то аналогия может быть очень полезной. Для этой цели сначала требуется свойство, характеризующее проблему. В результате вы можете видеть, какие вещи, люди, организации находятся в аналогичной ситуации или имеют аналогичную цель и как они решают проблему.

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Известным и часто успешным примером аналогии является бионика: технические решения ищут свою модель в явлениях природы. Классик стратегий творческого обучения в небольших группах. Сеанс мозгового штурма должен состоять из 5-8 участников. Сессия не должна превышать 30 минут, иначе она будет неэффективной. Перед началом работы модератор, а также секретарь должны быть настроены для каждой группы, чтобы сеанс мог быть структурирован и эффективен.

Сначала модератор объясняет проблему или вопрос. Задача секретаря - записать идеи отдельных участников. Протокол оценивается в конце сеанса «мозгового штурма». При этом речь идет о назначении всех идей определенным темам. Таким образом, сбор идей структурирован и управляем.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Генерация идей - поиск новых идей с помощью правильных методов

Идеи должны быть быстро выражены, что мотивирует других членов группы. Идеи не должны рассматриваться в голове, а просто выражены. Это не первый вопрос о качестве предложений, но многое. Каждый может развить идеи других. Идеи других нельзя критиковать, ни словесно, ни за мимику, ни жест. Многие компании проводят творческие семинары для создания идей. Они используют разные инструменты и методы для начала своих идей. Внешние идеи также интегрируются в процесс генерации идей. Но для того, чтобы генерировать действительно хорошие идеи, важно учесть несколько моментов, чтобы идеи могли быть разработаны.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

В этом разделе вы узнаете все об этом. Создание идей, особенно для гениальных продуктов, новых услуг или инновационных бизнес-моделей, находится в начале инновационного процесса. В генерации новых идей используются различные методы, например, мозговой штурм очень хорошо известен. Генерация идеи относится к тому, как это сделать.

Планируемое и случайное генерирование идей

Идеи могут быть сгенерированы в двух условиях: вначале определяются конкретные проблемы и вопросы поиска. Исходя из этого, разрабатываются новые идеи. С другой стороны, многие идеи возникают спонтанно через мыслительные инциденты или случайно в другом контексте. Эти, казалось бы, случайные идеи могут быть далее развиты, если процесс генерации идей является неотъемлемой частью хорошо функционирующего.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Альтернативы идей «мозгового штурма»

В процессе поиска идей с помощью самых разных идей предлагается множество новых идей и подходов к инновациям. Метод мозгового штурма известен многим, но это не единственный способ думать о идеях. Существуют гораздо более эффективные методы творчества, которые мы можем использовать для разработки новых идей.

Советы по генерации идей

Структура идей

Генерация идеи не означает изобретать колесо или, наоборот, просто улучшать существующие. С созданием идей мы хотим создавать свежие и неиспользованные идеи, открывать новые решения и изобретать ранее неизвестные продукты. Лучший подход. При генерации идей ограничение направления поиска приводит к очень эффективным результатам.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Другие перспективы и внешние идеи

Другими хорошими методами для свежего ветра в поисках идей могут быть изменение перспективы или интеграция внешних мыслителей. Благодаря своим междисциплинарным знаниям они привносят совершенно новые идеи и перспективы и, таким образом, могут способствовать невообразимым решениям.

Правильный состав команды для генерации идей

Важнейшим влиянием на результаты генерации идей является. Всякий раз, когда дело доходит до сбора новых идей, требуется мозговой штурм. Метод прост, популярен и полезен. Но он также немного изношен, и во многих мастерских ни одна собака не может быть заманирована за печью, не говоря уже о невоспитанном творчестве. Поэтому имеет смысл изменить метод.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

Лекция 15. Метод «мозговой атаки»

Менеджер – наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Шевчук Денис www.deniskredit.ru

Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма «) – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.

Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:

Обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;

Проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3 – 4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы.

Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:

Повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;

Исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;

Позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.

При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:

Существует запрет на критику выдвигаемых идей;

Предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;

Среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;

Вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;

Предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);

При выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;

Участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;

Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.

Организация метода «мозговой атаки» осуществляется по следующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений:

Что мы хотим получить в итоге;

Что мешает нам при достижении наших желаний.

Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части.

Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5 – 7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы:

Постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма. Руководитель должен:

Быть творчески активным;

Относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми;

Иметь авторитет среди творческой группы;

Сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика;

Обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком;

Временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.

Приглашение на сеанс получают за 2 – 3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.

Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом.

Продолжительность сеанса 25 – 30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами.

Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.

Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей.

Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:

Групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;

Тренирует умственные способности участников;

Дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;

Позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.

Метод «обратной мозговой атаки»похож на обычную «мозговую атаку». Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей (но дискуссии должны происходить корректно по отношению к каждому участнику) и предлагаются пути их устранения.


| |

Рассказать друзьям