История леди Винтер. Возьми с собой на смену

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЗЕРЦАНИЕ

чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках - лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его «первичным» представлением, а понятие - «вторичным». В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания - эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Диалектический материализм, рассматривая познание как процесс, развертывающийся в ходе практики, раскрыл и механизм этого процесса. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, - говорил В. И. Ленин, - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" *. Сила этой, ставшей классической формулы в том, что она отражает как в фокусе структуру процесса познания, диалектику его уровней и форм. Причем не случайно речь идет здесь не просто о созерцании, а о созерцании живом, т. е. о чувственно-практическом знании, возникающем непосредственно в активной материальной деятельности человека.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 152 - 153.

Современная психология различает несколько форм чувственного отражения мира: ощущение, восприятие и представление.

Начальной формой выступает ощущение. Ощущать - значит отражать нечто посредством органов чувств. Хотя наличие чувственного познания было известно уже мыслителям глубокой древности (например, Гераклиту и Демокриту), впервые подчеркнули выдающуюся роль чувственного отражения мира лишь английские материалисты - Бэкон, Гоббс и особенно Локк, который выступил с утверждением: "Ничего нет в интеллекте, чего не было бы в опыте". Для Локка дверьми в окружающий мир являются органы чувств. Такая" теория познания называется сенсуалистической ("сенсус" - по-латыни чувство). Сознание человека, говорит Локк, "чистая доска", куда наносит свои письмена природа в ходе чувственного опыта.

В развитии этой своей гносеологической концепции Локк, однако, был непоследователен. В частности, одни качества вещей (протяженность, форма и т. д.) он признавал объективными, присущими самим вещам и отражаемыми посредством органов чувств. Другие же свойства - запах, цвет и т. д. он объявил вторичными, т. е. не присущими вещам, а вносимыми в мир человеком. За последнее утверждение Локка ухватились идеалисты. Епископ Беркли (XVIII в.) заявил, что первичных, объективных качеств вообще не существует, все качества вторичны: они продукт субъективного опыта. Беркли использовал то, что в учении Локка о вторичных качествах исчез их подлинный источник - природа. В результате ощущения из свидетельств об объективных процессах, воздействующих на органы чувств, превратились в оторванные от мира явления, происходящие в самих органах чувств.

Так были разорваны в теории познания мир и чувственный опит, источник ощущений и сами ощущения, а вопрос о природе ощущений превратился в водораздел между идеалистической и материалистической теорией познания, между научной гносеологией и агностицизмом. Последний отрицает вообще возможность познания мира и сводит человеческие знания к описанию имманентного, т. е. не зависящего от природы, от сущности ее объектов, субъективного опыта, представляющего комбинации или комплексы ощущений. Острую форму приняла борьба по этому вопросу на рубеже XIX - ХХ вв., когда ряд новых открытий в физике поколебал привычные представления естествоиспытателей. Была обнаружена делимость атома, открыта радиоактивность, выявилась роль наблюдатели и прибора и т. д. С одной стороны, удивительные свойства микромира как будто бы точно описывались математическими формулами, а с другой, - они никак не давались в руки в виде привычного чувственного опыта.

В этих условиях развилась махистская, идеалистическая философия. Среди естествоиспытателей, стоявших на устаревших позициях метафизического материализма, махисты сеяли недоверие к материализму вообще, как якобы опровергаемому новыми открытиями.

За ощущениями, заявляли они, ничего нет. Ощущение - это продукт сознания, а мир просто "комплекс ощущений". Распространению махизма способствовали заблуждения некоторых физиологов. Так, известно, что человеческие органы чувств (скажем, ухо или глаз) несовершенны. Они дают нам сведений меньше, чем в мире имеется световых или звуковых явлений и даже искажают при восприятии образы этих явлений. Это справедливо. Но не справедлив был вывод Гельмгольца о том, что органы чувств вообще не способны дать достоверные сведения об окружающем мире. "Качество наших ощущений, - говорил Гельмгольц, - обозначает ли оно свет или теплоту, звук, вкус и т. д., зависит не от воспринятого внешнего объекта, но от чувствительного нерва, передающего ощущением. На этой основе им была создана так называемая "теория символов".

Вскрывая идеалистическую сущность этой теории Гельмгольца, В. И. Ленин подчеркнул: "Если ощущения не суть образы вещей, а только знаки или символы, не имеющие "никакого сходства" с ними, то исходная материалистическая посылка Гельмгольца подрывается, подвергается некоторому сомнению существование внешних предметов, ибо знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам, и всякий знает примеры таких знаков или символов" *. Таким образом, "физиологический идеализм", как было названо учение естествоиспытателей о субъективной природе человеческих ощущений - это попытка подвести естественнонаучный фундамент под агностицизм.

Если подходить к деятельности органов чувств метафизически, то можно скатиться к идеализму, как это получилось у сторонников "теории символов". Если же диалектически рассматривать органы чувств в процессе их становления и развития, то места для идеализма не остается. Эти органы развились на основе всеобщего свойства материи - отражения. Будучи присуще и физическому, и химическому, и биологическому миру, отражение является тем мостом, который переброшен в природе от неживой материи к ощущениям.

Естественнонаучный фундамент диалектико-материалистического учения об ощущении как образе объективного мира цементируют труды великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Но физическая, биологическая, в том числе и физиологическая, стороны ощущения не исчерпывают вопроса о его природе. У человеческих ощущений имеется еще одна исключительно важная сторона это сторона общественная. Говоря о человеческом глазе, К. Маркс подчеркивает, что чувства общественного человека иные, нежели у необщественного. Образование пяти внешних чувств, - отмечает Маркс, - это продукт всемирной истории. Глаз стал человеческим подобно тому, как его объект наблюдений, созерцания стал общественным **.



Таким образом, рассматривая становление чувств человека, рассматривая объективную природу ощущения, необходимо исходить не только из биологической эволюции органов чувств, но и из того факта, что человеческие чувства, ощущения - это продукт общественно-исторического развития, продукт гражданской истории, продукт человеческой практики.

Все это позволило В. И. Ленину выдвинуть и отстоять тезис.: "Ощущения есть субъективный образ объективного мира" *** и сформулировать основные посылки теории отражения: во-первых, что ощущения есть единственный источник наших знаний, и, во-вторых, что источником ощущений является объективная реальность.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 247.

** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 592 - 594.

*** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 120.

Являясь источником знаний и исходной формой чувственного отражения мира, ощущения - не единственная форма такого отражения. В конечном счете ощущение - отражение непосредственного единичного воздействия. Но разве мир есть механическая сумма отдельно воздействующих сторон, предметов, свойств, явлений, черт, процессов? Представьте лунный пейзаж, который мы увидели на экранах телевизоров. Силуэт склонов, лучи незаходящего солнца, россыпи метеоритов, черное небо - все это источники отдельных ощущений. Но волнующая необычность картины заключена в единстве всех наших ощущений, создающих целостный образ действительности. Такой, чувственно-конкретный, целостный образ вещей или явления носит название восприятия.

Восприятие, возникающее на основе ощущений, есть также непосредственная связь сознания с внешним миром.

Не случайно восприятия и делятся на звуковые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые (в соответствии с видами ощущений, лежащих в их основе). Более того, говорить отдельно о восприятиях и ощущениях можно только условно, абстрагируясь от реального процесса чувственного познания. В действительности же ощущения и восприятия вообще не существуют порознь, вне связи друг с другом. Эта взаимосвязь отнюдь не результат спонтанной психологической интеграции. В основе органического единства восприятий и ощущений лежит неразрывное взаимодействие органов чувств как органов активного, материально-практического освоения мира. Подтверждают это любые простейшие и сложнейшие факты.

Так, в зависимости от расстояния или других условий искажаются зрительные пропорции предметов. Однако человек превосходно ориентируется в таких случаях потому, что он не пассивно созерцает мир, а осваивает его всем своим существом, всеми своими органами.

И эти практически взаимодействующие органы чувств и сознания позволяют вносить коррективы в поток восприятий, восстанавливая реальный образ действительности.

Не менее ярко проявляется эта особенность при отражении локальных восприятий. Например, запах цветка приводит к восприятию целостного образа, благодаря наличию опыта, добытого в повседневной практике. Звон тарелок влечет по этой же. причине зрительные образы пищи и даже вкусовые ощущения у голодного человека.

Уже в этих простых примерах обнаруживается важнейшая черта чувственного познания мира: с переходом от ощущений к восприятиям в структуре процесса познания происходят изменения.

Появляются и развиваются элементы, несущие обобщенное восприятие объективного мира. У человека под влиянием ощущений начинает функционировать аппарат абстрагирования. Именно поэтому человек и может не только связать ощущения в целостную картину, но и воссоздать восприятие даже тогда, когда чувственный контакт с объективным прообразом данного восприятия полностью отсутствует. Такое отображение мира является третьей основной формой чувственного познания - представлением.

Оно, как и восприятие, имеет чувственно-конкретный, наглядный характер, но для его возникновения не требуется непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Оно представляет собой воспроизведение образа предметов, воздействовавших на органы чувств в прошлом. При воспроизведении отдельные стороны, моменты этого образа опускаются, в результате чего представление не является таким четким, как восприятие. Но эта, казалось бы, отрицательная особенность представления играет положительную роль в познании: опуская одни черты, свойства возникающих в процессе восприятия тех или иных явлений и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях.

Я, ср. 1. Действие по знач. глаг. созерцать. Я так увлекся созерцанием звездного неба, что совершенно забыл о том, где я нахожусь. Арсеньев, Дерсу Узала. В часы углубленного созерцания своих деяний Прохор много передумал. Шишков, Угрюм-река. Малый академический словарь

  • созерцание - См. созерцать Толковый словарь Даля
  • СОЗЕРЦАНИЕ - СОЗЕРЦАНИЕ - англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к-рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. Социологический словарь
  • созерцание - созерцание I ср. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии). II ср. 1. Процесс действия по гл. созерцать 2. Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность. Толковый словарь Ефремовой
  • созерцание - сущ., кол-во синонимов: 8 богозрение 1 восприятие 20 зрелище 23 лицезрение 5 наблюдение 60 петинотеология 1 рассматривание 26 самосозерцание 2 Словарь синонимов русского языка
  • Созерцание - Чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (См. Интуиция). Большая советская энциклопедия
  • СОЗЕРЦАНИЕ - СОЗЕРЦАНИЕ – чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. Intuitio, нем. Anschauung). Новая философская энциклопедия
  • созерцание - орф. созерцание, -я Орфографический словарь Лопатина
  • созерцание - СОЗЕРЦАНИЕ -я; ср. 1. к Созерцать. 2. Филос. Процесс непосредственного восприятия действительности. Так увлёкся созерцанием звёздного неба, что забыл обо всём. Толковый словарь Кузнецова
  • созерцание - СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова
  • СОЗЕРЦАНИЕ - СОЗЕРЦАНИЕ - в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией. Большой энциклопедический словарь
  • созерцание - Созерцание, созерцания, созерцания, созерцаний, созерцанию, созерцаниям, созерцание, созерцания, созерцанием, созерцаниями, созерцании, созерцаниях Грамматический словарь Зализняка
  • созерцание - СОЗЕРЦ’АНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (·книж.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего-нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (·книж.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 ·знач. (филос.). Толковый словарь Ушакова
  • «Мы все знаем, как могущественно наше сердце. Вы знаете, что когда вы действительно любите кого-то, никто не может вас остановить. Если все вам говорят, что это тот человек, с которым вам не нужно быть, все что вы делаете, вы выходите замуж или женитесь на этом человеке. Я прав?.. Это сила сердца. Каждый раз, когда вы находитесь в сердце, вас никто не может остановить. Каждый раз, когда вы находитесь в сердце, вы становитесь очень сильным существом. И без сомнения, находясь в вакууме, вы находитесь в крошечном пространстве сердца. И таким образом дыши те этой ситуацией… Когда вы смотрите телевизор и видите что-то, от чего ваше дыхание учащается, знайте, что вы в дисгармонии. Или любая другая жизненная ситуация, от которой ваше дыхание поднимается – вы также в дисгармонии с ней. Пожалуйста, идите в вакуум, представьте ситуацию перед вами, дыши те с ней. И вы увидите, как чудеса будут происходить»

    Том де Винтер – ученик Друнвало Мельхиседека, фасилитатор духовного направления «Цветок Жизни» . Его семинары отличаются очень простыми и одновременно действенными практиками. Недавно Том де Винтер посетил Киев и провел медитацию на единение Украины для всех, кто чувствовал боль Украины и желал помочь гармонизировать пространство и решить конфликтную ситуации мирным путем. Это было 27 марта. На этой медитации собралось более 160 человек из разных городов Украины. И одновременно, в это же самое время, к ней присоединились наши духовные друзья из 12-ти городов России: Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Миасса, Челябинска, Чебаркуля, Перми, Кемерово, Иркутска, Златоуста, Воронежа, Серова, а также друзья из Германии и Канады.

    Что есть особенного в медитациях Тома? Он предлагает во время медитации сосредоточиться на дыхании и ощутить себя в вакууме. Находясь в состоянии вакуума, вы попадаете в Крошечное Пространство Сердца. А здесь, в Крошечном Пространстве Сердца, понятие времени не существует. Оно становится сферическим, т.е. все в нем происходит в один момент. Нет линейности времени, и ничто не занимает много времени. И каждый раз, когда вы что-то меняете, вы должны понимать, что оно продолжает меняться постоянно.

    И вот, ощутив себя в вакууме, вы представляете себе ситуацию, которая находится с вами в дисгармонии. Вам не надо ничего делать с ней, надо лишь просто ощутить ее. И продышать ею, ничего не меняя в ней самостоятельно. Через некоторое время вы ощутите, как она меняется сама. Вы увидите это. Но вы продолжайте дышать с ней, пока не почувствуете, что достаточно.

    Ниже дана аудиозапись медитации Тома де Винтера, проведенной им 27 марта 2014г. Эта медитация была сделана на определенную ситуацию именно этого дня. Но вы можете включить в нее ту ситуацию, которая волнует вас. Ом.

    Посвящается

    Моон, Моос и Джесс


    Тель-Авив

    Апрель 2024

    Вернувшись с последнего вызова, Брам Маннхайм проторчал в буфете станции «скорой помощи» до полтретьего ночи. В мертвенном свете люминесцентных ламп он пил кофе с ребятами из ночной смены, жевал сладкие печеньица и запивал их водкой.

    Во время дежурства им пришлось выезжать десять раз. Четыре автокатастрофы, два отравления, одно самоубийство, три несчастных случая со стариками.


    Проснулся Брам на диване в гостиной, почувствовав, что Хендрикус лижет ему руки. Была половина седьмого утра. Пес терпеливо ждал, пока он натянет шорты и майку. Схватив мобильник, Брам взял Хендрикуса на руки и побежал с пятого этажа вниз, шлепая пластиковыми тапочками по бетонным ступенькам.

    Пройдет полчаса, и Тель-Авив начнет просыпаться, погружаясь в ежедневную суету, а пока на пыльных улицах тихо, багровое солнце встает в небе, обещая ясный день. Но туман, поднимающийся над городом и морем, над тем, что только начнется сегодня утром, и тем, что существует в этой части мира многие тысячелетия, нес с собою запах распада и смерти.

    Старина Хендрикус совершал свою прогулку не спеша, как и положено пожилому господину. Он более не считал нужным помечать все вокруг и аккуратно справлял нужду в одном из собачьих писсуаров, построенных на деньги американских спонсоров много лет назад, когда специальные комиссии еще следили за чистотой в этом районе. В солидных, элегантных домах жили тогда в основном эмигранты из Германии. А теперь вода так подорожала, что никто не смывал ею больше собачью мочу и в радиусе пяти метров от писсуаров стояла непереносимая вонь. Хендрикусу, впрочем, это не мешало. А Брам наблюдал за тем, как тощий пес неуверенно движется к цели, с приличного расстояния. Хендрикус был глуховат, а шесть лет назад, после стычки с не вполне нормальным бувье, ослеп на один глаз. Ветеринар уверял, что он входит в пятерку самых старых собак города, старейшим же был могучий двадцатишестилетний Джеффери, помесь лапландской лайки с бультерьером, чей возраст поражал еще и потому, что собаки такого размера умирают, как правило, раньше, чем небольшие дворняжки, вроде Хендрикуса.

    Каждое утро Хендрикус совершал прогулку по одному и тому же маршруту, вдоль молчаливых памятников германскому прагматизму. Путь его лежал по пересекающимся под прямым углом улицам, огибавшим шесть жилых кварталов. Он сам разработал маршрут, на протяжении которого не пропускал ни одного фонарного столба или мусорного ящика, успевал обнюхать колеса всех автомобилей, все расположенные в стратегически важных точках кусты и не забывал обменяться любезностями с несколькими знакомыми псами.

    Браму казалось, что десять лет назад собак было намного больше. Тель-Авив нищал, и заводить собаку не пришло бы в голову никому, кроме горстки случайно застрявших здесь богачей, так что молодых псов было совсем мало. Встречавшиеся им немолодые собаки гавкали устало и безразлично, совсем как Хендрикус, а обожавшие их хозяева лелеяли стариков, словно собственных детей.

    Они остановились на углу улицы, ведшей к морю. В конце ее, меж домами, на миг мелькнул силуэт армейского вертолета, бесшумно летевшего вдоль пляжа к югу, в сторону Яффы, всего в нескольких метрах от земли. Двадцать таких новеньких вертолетов, производивших шуму не больше, чем крылья птиц, были получены в дар от Тайваня и назывались «крылатыми драконами». Ортодоксы потребовали переименовать их: дракон - нечистое чудовище, ибо упоминается в нееврейской мифологии. И народ пошел им навстречу: теперь все называли вертолеты «крылатыми курочками».

    Зазвонил мобильник Брама - древняя штуковина безо всяких модных наворотов. На дисплее высветилось имя Икки.

    Икки Пейсман и Брам были единственными сотрудниками бюро «Банк», занимавшегося розыском пропавших детей. Бюро помещалось в доме, принадлежавшем разорившемуся банку, - отсюда и название. Икки, парень двадцати четырех лет, подходил для их работы идеально. Когда левую половину его тела уничтожил взрыв, ее заменил протез, начиненный электроникой, управлявшей искусственной рукой и ногой. Больницы Израиля, благодаря десятилетиям террора, вышли на первое место в мире по реконструированию любых органов и частей тела - кроме мозга, конечно.

    Брам отозвался:

    Да. Брам! Есть надежда, что маленькая Сара жива.

    В их списках было две Сары. Старшая, тринадцатилетняя, пропала всего три месяца назад. Младшая исчезла три года назад, когда ей было пять.

    Ты уверен?

    Почти. Это просто чудо, через столько-то лет.

    Браму вдруг стало трудно дышать, словно его накрыли стеклянным колпаком. Хендрикус поднял голову, и Брам тоже поглядел вверх. Над крышами домов висело, разглядывая их, черное бесшумное насекомое - «крылатая курочка». За доли секунды специальная программа, сосканировав черты его лица, связалась через спутник с бункером в северной части города, где находился компьютер, и идентифицировала его, сверившись с содержимым банка данных. Пилоты прочли на экранах, вмонтированных в шлемы, результат проверки, и машина, развернувшись, исчезла за домами. Только деревья взмахнули ветвями да смерчем взвилась уличная пыль.

    Прекрасная новость, - сказал Брам в телефон, остро ощущая свою незначительность. - Информация от Самира?

    От его племянника. Назвался Джонни.

    Замечательное имя для араба. Что ты ему пообещал?

    Двадцать пять тысяч.

    Это много, Икки.

    Я тоже так считаю. Может, надо пригрозить ему, что не будем больше платить?

    Пригрозить? Ты где, собственно, живешь? В Швеции? Ты хотя бы знаешь этого Джонни?

    Пресса сводит меня с ума, - сказал Икки. - Я больше не читаю газет. Мне неинтересно читать о том, что мы должны вести переговоры с палестинцами.

    Мы должны продолжать переговоры, потому что иначе им ничего не вдолбишь, - ответил Брам. - Ты знаешь этого Джонни?

    Нет. Но Самиру можно доверять. А Джонни послал ко мне именно он.

    Все они между собой в дальнем родстве.

    Да, одна большая fucking family . Что не мешает им при случае отрывать друг другу головы.

    Как раз этим они на нас похожи, - отозвался Брам.

    Только… есть небольшая проблема.

    Брам кивнул, словно Икки мог его видеть. «Крылатая курочка» исчезла, но Браму казалось, что за ним все еще следят.

    Проблема, - пробормотал он. - Ничего другого я и не ждал.



    Рассказать друзьям