Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок 33. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Цель урока:

Дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди,

Ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Ход урока

1.Проверка д/з: наизусть отрывок.


2. Образ города Калинова.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
Задания для анализа двух монологов Кулигина
(действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3)

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. - это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. - это принципы жизни в семье.
Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой - жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления - вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.)
7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Результаты действий этих героев:
- талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
- добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
- Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
- образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

3. Готовимся к ЕГЭ

Почему, если судить по рассказам Катерины, мир, в котором она выросла, так непохож на калиновский? Какие варианты ответа кажутся вам предпочтительнее?

1) Как это обычно свойственно человеку, Катерина идеализирует прошлое и родительский дом.
2) Островский вводит рассказ о детстве Катерины для того, чтобы еще более оттенить тягостную атмосферу ее теперешней жизни, жизни в Калинове вообще.

3) Островский хочет показать, что Россия переживает времена исторического слома; патриархальные бесконфликтные отношения остались в прошлом; пришло время, когда человеческая личность стремится к свободе.


Итог урока. Город Калинов - это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

Домашнее задание

Охарактеризовать Катерину;

ответить на вопрос: против чего протестует героиня и как выражается её протест?

“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий.
Н. А. Добролюбов

Наверное, не зря мы говорим о нравственной слабости, эгоизме и приспособленчестве. Да, события, описанные Островским, происходили еще в XIX веке. Но, как ни больно об этом говорить, те же черты эгоизма, приспособленчества, нравственной слабости не исчезли из нашей жизни и сегодня.
Снова и снова мы обращаемся к пьесам Островского. Они, эти полные гнева “картинки русской жизни”, стали обличением косности, мракобесия, самодурства. С кипящей ненавистью в душе писал Островский о мире тех, кто под маской благочестия угнетает, унижает человеческое достоинство, убивает в человеке человека, личность, воспитывает в его сознании покорность и безмолвие раба.
Это жестокий, страшный мир. Там хозяйничают дикие и кабановы. Могут ли они создать красоту вокруг себя, могут ли дать волю и радость людям? Нет, они только копят тысячи, враждуют друг с другом, разрушая все чистое и прекрасное вокруг. Они всеми силами стараются укрепить старые порядки, противостоят новому, прогрессивному. Власть денег и безнаказанность привели к тому, что они всюду чувствуют себя хозяевами Перед ними робеют, против них не идут. И живут они “не спеша” в своем тихом городке Калинове, что стоит на волжском берегу. Отправимся и мы туда. Может, разглядим что за высокими заборами, что-то новое узнаем?
Низкое, темное небо. Где-то вдали уже сгущаются тучи. Воздух тяжелый. Душно и тихо. Ни малейшего ветерка. Как хочется свежести, простора, движения! Невыносима эта тишина. Природа как будто затаила дыхание... Все ждет грозы, ждет разрядки. Чернее и чернее небо, и уже слышны вдали первые раскаты грома. Вот он, “мир затаенной, вздыхающей скорби, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным раскатом, робко замирающим при самом зарождении”.
Кто принесет людям весть о том, что скоро разразится гроза? Кто нарушит спокойствие провинциального городка Калинова? Пока жизнь здесь идет своим чередом: по-прежнему прогуливаются жители по городскому саду, по-прежнему вещают странницы,- по-прежнему во всем царят степенность и спокойствие. “Бла-алепие!” - произносит Феклуша. Но благочестивость и добродетель здесь фальшивы: застой, равнодушие ко всем проявлениям красоты, запреты на все желания, самодурство и безразличие, отсутствие элементарного уважения к окружающим.
Потому все просьбы и старания Кулигина остаются безответны. Он мечтает создать перпетуум мобиле, установить громоотвод в городе; труженик, он живет не только для себя - все изобретает что-то для людей. Но его не понимают и не принимают власть имущие калиновцы.
“Что я тебе - равный, что ли! - кричит Дикой.- Ишь ты, какое дело нашел важное. Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать... Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю”.
Здесь бы и возмутиться Кулигину, подняться до протеста в защиту своего человеческого достоинства. Но нет: “Я, сударь, маленький человек...” Он сам скажет, что нужно “стараться угождать как-нибудь”, иначе “съедят, живого проглотят”, поэтому лучшие стерпеть, покориться. Вот она, ограниченность, порожденная общей отсталостью русской жизни тех лет.
Совсем иными качествами наделил Островский Тихона и Бориса, Варвару и Кудряша. Каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни, но протестует по-своему.

Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.

Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.

Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».

«Жертвы» Дикого и Кабанихи - Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.

Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.

Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.

Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.

Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…

Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.

Выстраивается цепочка: Катерина - жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.

Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»

Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.

Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини - результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

УРОК 51. «Я тружусь всю жизнь». Слово об Островском. Личность и судьба драматурга

В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов:

  1. Страницы истории театра (информация).
  1. Особенности пьес Островского.

    «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз» (В. Г. Маранцман). Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.

  2. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба.

    Жители Замоскворечья, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы. Наблюдения за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни.

  3. Невероятная трудоспособность писателя. Итог — 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
  4. Творческий путь.

    Первое произведение. В 1847 году в газете «Московский городской листок» появилась пьеса «Несостоятельный должник». В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».

    « Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница».

    «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности.

    «Снегурочка» (1873) — древний, патриархальный, сказочный мир.

    «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».

  5. Особенности стиля Островского:

    говорящие фамилии;

    своеобразие названий (часто пословицы);

    фольклорные моменты.

Итоговые вопросы. Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?

УРОК 52. «Самое решительное произведение Островского» . История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе Островского «Гроза»

На уроке можно организовать работу в группах.

1-я группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

2-я группа. Значение названия пьесы «Гроза» (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).

Гроза в природе (действие 4) — физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

гроза в природе — освежает,

гроза в душе — очищает,

гроза в обществе — освещает.

3-я группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)

Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые — старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

Вопросы к классу. Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять определение — «зеркальные образы»?

4-я группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

  1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

    Катерина — поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

    Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.

    Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

  2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя:

    Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»

    Кудряш: «А что?»

    Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

    Борис: «Праздник; что дома-то делать!»

    Феклуша: « Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

    Кабанова : «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

    Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

    Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»

    Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

  3. Использование приема контраста и сопоставления:

    монолог Феклуши — монолог Кулигина,

    жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,

    Катерина — Варвара,

    Тихон — Борис.

УРОК 53. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

  1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

    «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. — это принципы жизни в городе.

  2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

    «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения

  1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие , красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
  2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)
  3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)
  4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)
  5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление — вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
  6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)

Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»
О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.
Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»

Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери.

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

УРОК 54. «Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства»

В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Вопросы для обсуждения на уроке

  1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
  2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
  3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду
«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Для Катерины главное — жить согласно своей душе Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

  1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)
  2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
  3. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)
  4. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
  5. Сможет ли город Калинов жить по-старому?

УРОК 55. «Что тут должен делать критик?» Споры вокруг пьесы «Гроза»

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период.

Урок может быть проведен с тремя группами учащихся.

Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» — драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос — соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии

В пьесе «Гроза»

«…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева)
«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель)
Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини
Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь») Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом — все стало иным

Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860).

  1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:

    «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

    «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

    «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».

    «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

    «Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

    «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

    «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

    «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

    «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

  2. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

    «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

    Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

    Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

    Оценка самоубийства как действия неожиданного.

  3. Взгляды Ап. Григорьева.

    Народность — главное в творчестве Островского.

    Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.

Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».

Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

П. А. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо».

М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».

Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное — утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.

Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение?

Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

УРОК 56. «Я верю в колдовство любви».
Урок внеклассного чтения.
Любовь в пьесах Островского

Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой.

Задания и вопросы для обсуждения

  1. Что объединяет эти пьесы?

    Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви, затем любовь; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем любовь настоящая; Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».

    Героини. В центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.

    Герои, которые служат для раскрытия образа героини.

    Столкновение любви и окружающего мира.

  2. В чем особенности конфликта каждой пьесы?

    Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)

  3. Как оценить измену? Катерина изменила мужу. Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Осудить? Оправдать? Понять?
  4. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон — зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев — тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)
  5. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви:

    «Гроза»

    Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев: Катерина — «Давно люблю»; Борис — «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас», но «никто и не узнает про нашу любовь».

    «Снегурочка»

    Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви.

    «Бесприданница»

    Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить». Далее идет деградация любви: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь »; «кабы любовь была равная»; «уж я не верую в любовь»; «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». Для других героев любовь — товар:

    Вожеватов, Кнуров — Лариса-бриллиант;

    Карандышев — Лариса-кукла;

    Паратов — Лариса-вещь («не могу уступить»);

    Кнуров, Вожеватов — Лариса-вещь (разыгрывают в орлянку);

    Карандышев — Лариса-вещь;

    Лариса о себе — вещь.

  6. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире:

    «Снегурочка» — мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы) — поэтому бобыль и бобылиха — олицетворение мира наживы.

    «Гроза» — «темное царство» не примет любви Катерины.

    «Бесприданница» — самый трагичный мир (80-е годы) — в нем любовь невозможна.

  7. Победила или побеждена героиня?
  8. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)

Итог.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П. Вегин

После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

УРОКИ 57—58 . Зачетное занятие
за первое полугодие

1 Н. А. Добролюбов.

2 Д. Писарев.

Тест по творчеству.

Задание 1

Островский раскрывает социально – типические черты свойства персонажей определенной общественной среды:

1. Помещичье – дворянской. 2)Купеческой 3)Аристократической 4)Народной.

Задание 2

В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 г.) сотрудничал А. Островский:

1. «Москвитянин» 2)«Отечественные записки» 3)«Современник».

Задание 3

Как вы понимаете термин «народность»?

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ. мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2. Лит. произведения,. рассказывающие о жизни народа.

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание 4

Статью «Темное царство» написал:

1)Н. Чернышевский. 2)В. Белинский. 3)И. Гончаров. 4)Н. Добролюбов.

Задание 5

К какому лит. жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

1. комедия 2)трагедия 3)драма 4)лирическая драма 5)трагикомедия.

Задание 6

Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

1. это конфликт между поколениями

2. это внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой

3. это столкновение самодуров и их жертв

4. это конфликт между Катериной и Тихоном.

Задание 7

«Гроза» начинается с пространной экспозиции для того, чтобы:

1. заинтриговать читателя

2. представить героев

3. создать образ мира, в котором живут герои

4. замедлить время

Задание8

Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

1. Борис и Катерина

2. Катерина и Тихон

3. Дикой и Кабаниха

4. Кабанова и Катерина

5. Борис и Тихон

Задание 9

Н. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому что:

1. Борис и Тихон принадлежат к одному сословию

2. Борис лишь внешне отличается от Тихона

Задание 10

Почему события происходят в вымышленном городе?

2. подчеркивает, что события вымышленные

1. Кулигин 2)Кудряш 3)Борис 4)Катерина.

Задание 12

Дикой не участвует в основном конфликте пьесы. Для чего автор ввел это действующее лицо?

1. чтобы противопоставить Кабановой

2. чтобы создать целостный образ «Темного Царства»

3. чтобы оживить пьесу

Задание13

Дикой однажды в «ноги мужику кланялся». Что заставило Дикого просит у мужика прощения?

1. Он почувствовал себя неправым

2. мужик разжалобил Дикого

3. угрызения совести

4. страх перед наказанием божьим

Задание 14

К какому сословию принадлежали родители Катерины?

1. дворяне 2)мещане 3)крестьяне 4)купцы 5)разночинцы

Задание 15

Катерина признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

1. страх перед свекровью 2)чувство стыда

2. желание искупить вину перед Богом и муки совести

3. желание уехать с Борисом

Задание 16

Н. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в темном царстве». Это:

1. Кулигин 2)Кабанова 3)Катерина 4)Тихон 5)Борис

Задание 17

1. расставание Катерины с Тихоном

2. признание Катерины перед жителями города в неверности

3. встреча с Борисом

4. прощание с Борисом

5. сцена с ключом

Задание 18

Какая из тенденций характеризует новаторский характер драматургии А. Островского

А) принцип трех единств

Б) ярко выраженная социальная проблематика

В) ослабление роли любовной интриги

Задание 19.

Укажите название пьесы, написанной А. Островским

А) «Таланты и поклонники» б) «Укрощение строптивой» в) «Недоросль»

Задание 20

Кто из персонажей пьесы «Гроза» в финале делает попытку восстать против «темного царства»?

А) Варвара б) Тихон в) Кулигин

Задание 21

Чьим жизненным принципом является девиз «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

А) Марфа Кабанова б) Тихон в) варвара Кабанова

Задание 22

С каким театром была связана деятельность А. Островского

А) Большой театр б) Мариинский театр в) Малый театр

1.Индивидуальные разноуровневые письменные задания

(для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?

2. Жанр пьесы «Гроза»

3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?

4. В чем проявляется самодурство Дикого

5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

6. В чем трагедия Катерины?

2. Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?

3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.

4. Особенности композиции.

*5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

*6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини? Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

3. Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

1. Чем отличается от жителей города Кулигин?

2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

3. Композиция пьесы.

4. Достоин ли Борис любви Катерины?

5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

6. Смысл названия пьесы.

4. Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

1. По каким законам живут в городе Калинове?

2. Почему Катерина «завяла» , попав в дом Кабановых?

3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?

4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».

*5. В чем суть основного конфликта?

*6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?

5. Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица.», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?

2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?

4. Уверены ли самодуры в своей правоте?

5. Проиграла или победила Кабаниха?

6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?

6. Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А. Островского «Гроза»

1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?

3. Сцена с ключом, ее роль в пьесе.

4. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого?.Как это его характеризует?

5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?



Рассказать друзьям