Как нарисовать тень на рисунке. Как рисовать падающую (отброшенную) тень, используя перспективу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».

Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.

Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.

Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.

Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.

Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.

Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.

Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.

Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.

Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.

Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.

Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.

Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

§7 Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

157. Фронтальное освещение

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

160. Деревья в контражурном освещении

161. Работа учащегося

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

163. Схема построения теней от свечи

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

Свет мира В свое время представление о Толедо формировал его образ на полотнах великого испанского живописца Доменико Теотокопули Грека, известного миру под псевдонимом Эль Греко. Старая столица послужила фоном для многих его картин; особенно хороши фантастические

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Дневной свет Положение Солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость также меняется, но в незначительной степени, и это представляет интерес скорее для астрофизиков, чем для фотографов. Когда солнце стоит высоко в небе, что бывает в течение шести

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

Искусственный свет Все наши трудности начинаются именно тогда, когда мы отвлекаемся от солнечного света, а характеристики времени года, суток, погодные условия перестают иметь значение. Искусственные источники света бесконечно разнообразны - с отражателями и

Из книги Статьи из газеты «Россия» автора Быков Дмитрий Львович

Лунный свет Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

Законы светотени

Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом - как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм - шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.

Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

свет — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет - это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно - блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик - самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.


Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее - нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

Кроме собственной тени у предмета есть еще одна - падающая. Думаю все понятно - предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета - тем она становится бледнее и размытее.

В общем, независимо от формы предмета, простая она или сложная - закон распределения света и тени всегда одинаков.

Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления - ослабевать.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

И еще одна важная деталь - фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.

От фона в рисунке многое зависит!

В качестве итога можно сказать: чтобы придать объем предмету, можно разбить его на много плоскостей (это можно делать и мысленно, не обязательно на бумаге) , найти самые яркие и темные из них, и тогда уже заканчивать рисунок, заполняя его полутенями и высветляя рефлексы. И конечно же нельзя забывать о тени и о фоне, даже если рисуем набросок. Для примера распределения тонов разной насыщенности наглядный пример из книги. Заметьте, что блики - это белая бумага, которая проглядывает в некоторых местах.

В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки.
На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.

Вот несколько приемов, присущих штриховке:.
Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями. Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце

По этой теме читайте на сайте:

Рисунок карандашом. Материалы и инструменты. Хранение рисунков Демонстрационный рисунок углем: голова женщины Рисунок углем: лесной островок Этап 5-7

В любой художественной школе или на художественных курсах первым делом учат рисовать скучные примитивы: шар, куб, конус и цилиндр. Когда я был маленький и ходил в художку, подобные занятия меня утомляли своей нудностью. Прямые линии, точные пропорции и бесконечное штрихованние рисунка карандашами разной мягкостью. В этом деле не было ни какой игры фантазии и буйства красок. Тогда я еще не понимал, что это один из первых и важных шагов к тому, чтобы чувствовать объем и научиться его правильно изображать.

Практически одновременно с примитивами рисуются натюрморты — их рисование помогает чувствовать фигуры с непростыми формами и дает возможность овладеть опытом использования красок, карандашей или мелков. Лично я никогда от натюрмортов не тащился, по мне это не на много веселее, чем рисовать примитивы. А уж от чужих работ в стиле натюрморт мне вообще спать хочется. Впрочем бывают исключения в виде необычной техники исполнения:)

Пример натюрморта в необычной технике исполнения. Автор: Смертина Наталия

Но реальность как правило такова, что научиться рисовать хочется здесь и сейчас, не тратя на это долгие годы — насколько это реально зависит от каждого индивидуально. Некоторые смотрят на чужие работы. Они им нравятся, и они хотят научиться так же рисовать. Но когда пробуют и первые результаты их не устраивают, они тут же бросают это дело со словами: «У меня никогда так же не получится...». Тут важно понять, что с первого раза мало у кого получается. Важно помнить, все дело в желании и стремлении;) Пока мы учились кататься на велосипеде, мы не раз с него падали и ставили себе синяки. Когда учились управлять машиной, мы не раз глохли на светофорах и перед пешеходными переходами. А в итоге, кто учился и хотел научится, тот научился и сейчас наслаждается результатами. С рисованием все тоже самое.

В наш век технологий научится рисовать, как и научиться многому другому — намного проще, чем это было раньше. По крайней мере я так считаю. Компьютеры упрощают процесс создания картинки и дают возможность использовать различные эффекты и инструменты в своих работах. А Интернет помогает подглядывать за вещами, которые вы не можете продумать детально в своем воображении, но предполагаете как они должны выглядеть и как они называются;) К тому же, сидя дома перед монитором, можно зарядиться энтузиазмом, насмотревшись на работы профессиональных художников. И в исключительных случаях даже увидеть процесс их создания.

Объем

Если вы чувствуете, что у вас проблемы с чувством объема, то я советую начать все же с примитивов. Скорее всего это будет скучно, но унывать не стоит - это прочная основа для будущего.

Объекты становятся объемными, когда появляется источник света. Чтобы любой объект получился объемным, необходимо разместить источник света на сцене и постоянно помнить о его место положении, рисуя детали. Всегда должен присутствовать как минимум один основной источник света, который влияет на все элементы рисунка. Но могут быть и дополнительные источники, например: свеча, факел, фары от машины или вспышка от взрыва.

Пример картинки с одним источником света.

Пример картинки с двумя источниками света.

Как видно, на картинке те части объектов, что ближе к источнику света, имеют более светлые цвета, а что дальше от света — имеют более темные оттенки.

Если вы не можете представить правильно — где находится свет и где должны быть затенения, то рекомендую порисовать с натуры — это не сложно. Берем любой не прозрачный предмет, который имеет простую форму. Ставим его на стол или табурет и рядом устанавливаем настольную лампу. А потом, посматривая на этот объект, пытаемся изобразить его на бумаге или сразу на компьютере. Цель данной тренировки не столько в том, чтобы изобразить предмет так как он выглядит в реальной жизни, сколько разобраться с пониманием того, где находится свет и как предмет затеняется.

Тени

Зная, где находится источник света, построить тень на предмете не сложно, если он простой формы.

Пример построения тени.

Двигая источник света, мы можем легко посчитать куда должна падать тень от объекта.

Но это все теория. В работе художники не строят направляющих и не высчитывают тени таким образом, если конечно не требуется сверх точности в работе, ведь на это нужна масса времени. Обычно такого плана задачи художники рисуют на глаз. Уверяю, если повозится 2-3 вечера с направляющими и рисовать по ним тени, то через это время вы будете еще не идеально, но уже примерно представлять куда должна падать тень:) В целом, если правильность теней принципиальна, то можно рисовать их на глаз, а потом быстро проверять при помощи направляющих, начертив 2-3 линии.

В играх правильные тени не используются, если игровой мир состоит как мозаика из различных кусочков (3D в расчет не берем, там тени рассчитываются компьютером динамически). Их очень сложно рисовать и программировать, поэтому чаще используют под персонажами или другими объектами полу-прозрачные кружочки или другие интересные приемы. Чаще всего статичные объекты в играх не отбрасывают тени сами на себя и на другие объекты.

Объем сложных объектов

Если научится рисовать простые примитивы объемными с «закрытыми глазами», то сложные предметы рисовать уже не будет так страшно. Ведь вся хитрость в том, что предметы любой сложности состоят из простейших примитивов, и чтобы сложный предмет изобразить объемным, достаточно только представлять отдельные его детали в виде обычных примитивов и дело пойдет как надо:)

Признаюсь, в данном примере с затенениями есть серьезные проблемы, но общая мысль я думаю понятна:)

Со временем я выяснил несколько важных моментов, которых стоит придерживаться, чтобы получать хорошие результаты:

  1. Те предметы, что светлее — визуально выглядят ближе к зрителю, нежели те, которые имеют более темные оттенки. Например, если мы рисуем домики или деревья в изометрии, то крыши домиков и макушки деревьев должны быть светлее, чем стены домов или нижние ветви деревьев. Если для крыши домика или для листвы деревьев использовать одинаковые цвета для верхних и нижних частей, то дома и деревья будут казаться плоскими, а не такими объемными, как мы бы хотели их видеть.
  2. Важные игровые объекты стоит делать ярче или как-то выделять на фоне остальных объектов. Чаще всего используется дополнительная обводка контура или более насыщенные цвета. При этом объекты заднего плана не должны использовать контрастную обводку и цвета должны быть более приглушенными.
  3. Не используйте в качестве цвета холста белый цвет — это очень контрастный фон. Рисуя предметы на таком фоне можно прогадать с цветами. И когда объекты будут готовы, помещая их в игровой мир вы можете обнаружить, что они не соответствуют цветовой гамме, или выглядят не так удачно, как хотелось бы. Используйте в качестве фона нейтральный цвет общей цветовой гаммы игрового мира.
  4. Рекомендую регулярно просматривать работы хороших художников, рисующих в том стиле, в котором бы вы хотели научиться рисовать. Обращайте внимания на различные детали и пробуйте вглядываться в рисунки, разглядывая отдельные элементы. И представляйте как их можно изобразить — это поможет развить зрительное мышление. Так же не стесняйтесь повторять некоторые элементы со своими идеями — это полезно для тренировки руки и фантазии. В любом случае, если вы не будете стараться сделать себя клоном определенного художника и будете рисовать все равно чуть-чуть по своему, то у вас получится свой уникальный стиль.
  5. У меня самого пока не всегда получается идеально подбирать цвета и полутона. На это порой уходит очень много времени. Когда я в течении долгого времени не могу ничего решить с цветом и уже начинаю тупить, я смотрю на цвета в чужих работах и порой мне это очень помогает решить проблему. В итоге цвета не являются «стыренными», как некоторые могут подумать, потому что они все равно сразу или чуть позже корректируются под общую цветовую гамму. Для этих целей я постепенно собираю коллекцию скриншотов понравившейся мне графики из разных игр и арты:)
  6. Чем чаще вы рисуете, тем больше опыта получаете. А чем больше опыта, тем картинки получаются лучше. В общем рисуйте как можно чаще;)
  7. Часто бывает так, что вроде все хорошо нарисовано и всем нравится, а вам категорически не нравится — не переживайте, такое бывает:) Попробуйте нарисовать еще раз, но немного иначе. Или вовсе отложить картинку на 1-2 дня, а потом попробуйте снова.

Полезные ссылки по теме

Как бы я не хотел рассказать про все секреты рисования, но за раз этого никак не сделать. К тому же эта тема сама по себе очень интересная и объемная, и не сложно догадаться, что по рисованию существует немало уроков и профильных блогов, ссылками на которые я с радостью делюсь:

  • www.drawmanga.ru - Очень интересный сайт на тему «Как рисовать Мангу»
  • www.risovat.ru - Блог «Уроки рисования или как научиться рисовать»
  • www.artlesson.ru - Сайт с уроками по использованию различных графических редакторов.
  • draw.demiart.ru - Подборка уроков по рисованию.
Чтобы видеть комментарии, включите JavaScript в настройках браузера.

Если мы имеем в виду объемное затенение предметов, то самый простой способ определять цвет полутеней - это брать более темный оттенок от существующего цвета. А для более светлых наоборот - тащить ползунок к более светлому. Так нарисованы фигурки на картинках в примере. Но как мне кажется такой результат не всегда получается интересным. Тут можно экспериментировать и при подборе пробовать уводить полутени к более холодным цветам, а более светлые части к теплым, при условии что источник света излучает теплый свет. Впрочем я писал что у меня у самого с подбором цветов проблемы и бороться с ними получается только поглядывая на чужие картинки:)

Кстати у Lerika в блоге есть интересная запись на тему создания цветовой палитры, рекомендую ознакомится: Color Swatches

К сожалению подборкой поделится не могу. Формат блога не тот, да и подборка содержит не только скрины игр, но и авторские картинки которые мне нравятся и которые я не имею права распространять. А отделять арты от скринов нет времени.

Самостоятельно такую подборку может собрать каждый, достаточно время от времени поглядывать игры или просто посещать ресурсы где ведутся их обзоры и если картинка нравится, то утягивать ее к себе. Я лично кроме игр слежу за обновлениями различных художников и так же их картинки утягиваю в свою коллекцию:)

Может и не в тему но хотелось-бы узнать что делать тому кто всю жизнь и в школе и дома и в университете постоянно рисовал одно и тоже ? (тоесть понравился какой-нить герой ты его запомнил и стал рисовать, а потом изучил и не только его но и всех существ из этой-же серии)..
--
Как отучиться/изличиться от этого? (Ведь в игоге сам понимаю что все эти "прикольные" существа и герои всего-лишь результат творчества их авторов)
--
А теперь посмотрев что всё сводиться в одну точку я реально хочу знать и уметь рисовать, людей, животных, растения, технику, транспорт (те же машины, самолёты, вертолёты, ракеты)) сторить(чертить) собственные ланшафты, здания, рисовать объекты внутри них. Уметь рисовать ВСЁ что захочу или придумаю(а не только что-то одно).
--
Подскажите пожалуйста как мне научиться и изличиться(забыть то что годами рисовал) и начать получать новые знания об тех или иных интересующих меня объектах или существах?
--
Для начала я хочу хорошо уметь рисовать человека - как мне этому научиться?(Поделитесь опытом плс) T_T

@Crash, чтобы разучится рисовать то, что вы все время рисовали и научится рисовать все то, что нас окружает, нужно использовать всего лишь один проверенный и самый надежный способ - это рисовать все то, что вы хотите научится рисовать регулярно! :) Просто брать и рисовать, вначале возможно будет не получатся, но и ходить вы ведь научились не сразу;)

В вашем случае может случится «ступор фантазии» (как я это называю), тем более это очень вероятно когда вы столько времени рисовали одни и теже образы. Чтобы это побороть, нужно покопаться в образах того, что вам нравится еще на улице или в Интернете и возможно в первые попытки просто повторить (срисовать), а потом на основе этого начать рисовать свое, а потом другое и так рисовать, рисовать и рисовать:) И все получится!

Ну и мой вам совет, не стесняйтесь повторять чужие техники или приемы, конечно в открытую в коммерческих работах такой подход использовать не стоит, дабы не повредить свою «карму», но в целях обучения лишним не будет. А в итоге у вас все равно выработается свой стиль и свои приемы. Главное не ждите от себя, что все должно получатся с первого раза - так не бывает!

добавлю от себя немного жестокий прием - как трезво взглянуть на свою картинку сразу - в художке мы подходили с листом к зеркалу - глаз замыливается когда долго сидишь над рисунком, а отзеркаленное изображение тот же покажет все косяки, аналог на компе - либо повернуть картинку вверх ногами, либо просто отразить по горизонтали, хотя надо себя морально подготовить к тому что может придется оч много чего переделывать

Спасибо вам большое!

Я очень люблю рисовать. Мне нравится сам процесс. Он завораживает, незаметно летит время. Но вот с объемами и светом я никак не могу подружиться. Все мои рисунки по-детски плоские. Все пытаюсь "обойти" правила, тень и блики расставляю чуть ли не наугад.

Вы меня очень вдохновили, обязательно попробую рисовать простые предметы с настольной лампой. Спасибо-спасибо-спасибо!



Рассказать друзьям