Рассказ конец зимы полдень. Детальное описание картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

Отрицание литературных традиций,

Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

Стремление к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

1)1917-1945гг.

2) после 1945г.

Особенности лит-ры 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Утверждение «чистого» немотивированного действия,

Утверждение индивидуализма,

Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.


Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке. Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

4.Роман в 20 веке - Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Сказать о том, что весь лит-ый процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе . По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг ., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс : никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика . Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений. Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман "Мы" на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин "антиутопия" был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери.

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность . Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую . Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма , как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений .


«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века


Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


I. Начало 1890-х – 1905 год 1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной» Быстрыми темпами развивается промышленное производство. Растет социальное сознание нового класса – пролетариата год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми год. Император Николай Второй. Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры


Революции Исторические потрясения начала 20века Февральская буржуазно - демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция


Николай Бердяев «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».


Девятнадцатый век …. Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий. Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить. Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере. (В.Брюсов)


Русскую литературу рубежа веков называют Серебряным веком – 1920 г.


Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.


Начало эпохи 1890 год Николай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.




От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны». Декаданс (конец 19 начало 20 вв.)


Декаданская лирика Пустынный ш ар в п устой п устыне, Как Д ьявола р аздумие... Висел в сегда, в исит п оныне... Безумие! Б езумие! Единый м иг з астыл – и д лится, Как в ечное р аскаянье... Нельзя н и п лакать, н и м олиться... Отчаянье! О тчаянье! Пугает к то - то м укой а да, Потом с улит с пасение... Ни л жи, н и и стины н е н адо... Забвение! З абвение! Сомкни п лотней п устые о чи И т лей с корей, м ертвец. Нет у тр, н ет д ней, е сть т олько н очи. Конец. З. Г иппиус


Так ж изнь н ичтожеством с трашна, И д аже н е б орьбой, н е м укой, А т олько б есконечной с кукой И т ихим у жасом п олна, Что к ажется я н е ж иву, И с ердце п ерестало б иться, И э то т олько н аяву Мне в се о дно и т о ж е с нится. И е сли т ам, г де б уду я, Господь м еня, к ак з десь, н акажет, То б удет с мерть, к ак ж изнь м оя, И с мерть м не н ового н е с кажет. Д. С. М ережковский


Критический реализм (XIX век – начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. ЧеховЛ.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин




Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)


Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.


Символизм Д. МережковскийД. Мережковский, З. ГиппиусЗ. Гиппиус, Ф. Сологуб,Ф. Сологуб, В. БрюсовВ. Брюсов, К. Бальмонт,К. Бальмонт А. БлокА. Блок, А. Белый,А. Белый е гг. От гр. symbolon - знак, символ.


Символизм зародился во Франции в гг. XIX века.


Истоки русского символизма Франция е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер


Литературные манифесты 1893 год. Статья Д. С. Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы ». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента « нового искусства »: – мистическое содержание, – символизация –« расширение художественной впечатлительности » 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.


Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. « Жреческий язык »: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины … Особенность поэтики Антитеза 2- х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир … белый – идеал, женственность, любовь, мечта … жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение … чёрный – тайна, двойственность … красный – кровь, катастрофа …


Символ образ, имеющий безграничное количество значений –«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) –«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза


Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее


Старшие символисты 1903 Брюсов « Ключи тайн »: Цель искусства – выражение « движения души » поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. БрюсовК. БальмонтД. МережковскийЗ. ГиппиусФ. Сологуб


Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Философия Владимира Соловьева … Мы подошли – и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. ИвановА. БелыйА. Блок




II.1905 – 1911 годы 1905 год - один из ключевых в истории России В этот год свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января, издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органом власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте, произошло вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции, восстание в Севастополе и др.


Годы. Русско - японская война








Особенности поэтики Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих конкретную картину Не «зыбкие слова», а слова «с более устойчивым содержанием» Жанр- мадригал Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими. Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.


Мировосприятие Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов. Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров К.М. Рерих «Заморские гости» «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем- нибудь ещё» (С. Городецкий)


Представители «Цех поэтов» Н. ГумилёвА. АхматоваО. МандельштамС. Городецкий Акмеизм выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова


Кризис символизма год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление, отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин. III – 1920-е годы В ХлебниковВ. Маяковский И. Северянин


Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.МаяковскийВ.ХлебниковИ.Северянин годы


Футуризм зародился в Италии в х гг.


Истоки русского футуризма Италия год Ф. Маринетти «Манифест футуризма»: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы «До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака». «Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...» смелость, дерзость, бунт «Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…» литературные эксперименты


Литературные манифесты Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество) год. «Пощечина общественному вкусу» «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности». Создают искусство заново


Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...


Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва Декабрь


Эстетические принципы футуризма 1.Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. 2.Отношение к реальности: революционное преображение. 3.Взгляд на призвание поэта: поэт- бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. 4.Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. 5.Близкий род искусства: живопись. 6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.







Основные особенности: Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности. Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров.






И. Северянин Эгофутуризм Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.


В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -


Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).


Николай Алексеевич Клюев гг. Орешин Пётр Васильевич гг. Есенин Сергей Александрович гг. Мы предутренние тучи, зори росные весны Н. Гумилёв Неокрестьянские поэты



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. урок литературы в 11 классе

2 слайд

Описание слайда:

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

3 слайд

Описание слайда:

«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

5 слайд

Описание слайда:

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

6 слайд

Описание слайда:

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

7 слайд

Описание слайда:

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

8 слайд

Описание слайда:

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

9 слайд

Описание слайда:

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

10 слайд

Описание слайда:

Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

11 слайд

Описание слайда:

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

12 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

13 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

14 слайд

Описание слайда:

Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

15 слайд

Описание слайда:

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

16 слайд

Описание слайда:

Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

17 слайд

Описание слайда:

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

18 слайд

Описание слайда:

Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

19 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

20 слайд

Описание слайда:

Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

21 слайд

Описание слайда:

Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал на­дежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пят­надцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подво­дя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них - все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.

Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской куль­туры - начало столетия. Сегодня этот период называют «сереб­ряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Тол­стой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю лите­ратуру, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в нача­ле XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдава­лась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом - в главах, посвященных поэзии).

Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как на­пишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь - сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние не­подвижные, но на динамические координаты», и самые извес­тные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знако­мыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и пе­ред литературой замаячили новые маяки: от изображения быта - к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантас­тики, от анализа явлений - к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который бу­дет существенно отличаться от классического реализма предше­ственников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обо­значившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натура­лизма, отражения действительности, естественно ожидать иде­ализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия - вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души - такова цель, неудер­жимо влекущая нас к себе…», - писал В.В. Розанов (курсив мой. - Л. Т.).

Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испыты­вать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страш­но, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Дос­тоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувствен­ных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернув­шееся террором, - все эти черты, свидетельствующие о глу­бочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.

В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные кон­фликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, рево­люции. Обострялось столкновение идей, формировались поли­тические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического раз­лада человека с самим собой. «Атлантида» - такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.

Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценнос­тей, центр (философы называют его аксиологическим, ценно­стным), к которому так или иначе сходятся все пути художе­ственного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-истори­ческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех - от конкретного человека до народа и государ­ства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по пре­имуществу историческим, то это определение тем более спра­ведливо по отношению к веку XX с его новым мироощущени­ем, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на пер­вый план проблему исторического пути России, заставило ис­кать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты ска­чешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с од­ноименным названием. Известна мысль Б. Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависи­мости от политического отношения к событиям. «Сквозь рево­люцию как состояние души» - так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочув­ствия» человека того времени. Будущее России и русского на­рода, судьба нравственных ценностей в переломную истори­ческую эпоху, связь человека с реальной историей, непости­жимая «пестрота» национального характера - от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один ху­дожник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведени­ях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размыш­лений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека».

Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.

Без солнца были бы мы темными рабами,

Вне понимания, что есть лучистый день.

К. Бальмонт

Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гар­монии - так можно определить важнейшие направления худо­жественной мысли порубежной эпохи.

Литература конца XIX - начала XX в. - явление чрезвы­чайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе сво­ей, поскольку все направления отечественного искусства раз­вивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных пре­образованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского:

Так жизнь ничтожеством страшна,

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна.

Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, ухо­дящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!

Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Кра­соты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могуще­ство Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязы­кой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси - «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили про­летарские поэты. Естественно, что свои ответы литература да­вала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объеди­нивших писателей, близких представлениями о роли творче­ства, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и рез­кое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.



Рассказать друзьям