Как Вы относитесь к нищим\попрошайкам на улице? Нищие и обездоленные.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шел я недавно мимо Софийского собора по своим делам мирским, и окликнула меня девушка.

– Подайте ради Христа! – протягивает она руку за подаянием. Молодая, красивая, из таких, про которых говорят, что на них, мол пахать можно. Девушку эту встречал и прежде. Так же просила у меня милостыню возле Юрьева монастыря. Удивился я тогда. Ну, когда старушка какая, или инвалид безногий, это понятно. А тут девушка, молодая, красивая, руки и ноги на месте… А недавно на страницах «ВН» тоже спор разгорелся на тему нищих. Кто такие, как к ним относиться правильно, а как неправильно для человека мирского, коли заблагорассудится Судьбе свести его с нищей братией.

Перво-наперво решил я священников разных опросить, от разных религий. А помог мне в этом Николай Косенков, эксперт управления области по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора, человек отзывчивый и внимательный к людям. Помог он мне связаться не только с православным батюшкой, но и со священником старообрядческой церкви, и даже с председателем еврейской общины, который на сей момент замещает нового раввина и в вопросах религии столь же грамотен. А вот постоянного муллы мусульманского на территории нашей области нет, как и нет ни одной мечети.

Однако известно, что девятая сура Корана переводится как: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (перевод Ас-Саади). Правом на обязательные пожертвования обладают только лица, упомянутые в аяте, специальном стихе Корана, которых можно разделить на восемь категорий.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.

К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие.

К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях.

Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия. К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой (по материалам Сайта Крымской Молодёжи).

Ещё мне удалось выйти на Максима Ионова – редактора журнала «Родноверие», а значит, человека разбирающегося в родноверческой философии и задать ему те же вопросы, что и всем остальным.

А ответы были такими:

Священник Софийского собора отец Александр:


Всегда надо смотреть на причину нищенства. Если оно вызвано леностью, нежеланием работать – то христианская религия такое нищенство осуждает, а если это нищенство вызвано желанием не отвлекаться от духовных исканий, от духовной жизни, то оно достойно поощрения.

Кому и сколько давать, и надо ли подавать милостыню – это решает сам человек.

Каждый христианин должен помогать другому христианину, да и вообще любому человеку.

Хорошо ли быть богатым?

Платон и Аристотель считали, что безмерное богатство развращает, если не служит добру и высоким целям. Некоторые христианские святые порою были вынуждены жить на средства богатых людей. Богатые люди были и в окружении Христа. Потому само по себе богатство злом не является. Тем более если человек его использует для благих целей – помогает тем, кто нуждается, строит больницы, храмы и другие учреждения, нужные людям. Но если человек является рабом своего богатства, это плохо.

Григорий Исаакович Файнберг - председатель еврейской общины:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

В иудаизме нет такого понятия «нищий», в иудаизме есть понятие «малоимущий». Само слово «нищий», по нашему мнению, унижает человеческое достоинство.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Евреи помогают тем, кто нуждается в помощи. Но просто давать деньги на улице считается унижением. Если еврей захочет помочь такому человеку, он скорее тихо и незаметно положит деньги в конверте в почтовый ящик или отдаст их на развитие благотворительной столовой или другого учреждения, занимающегося решением проблем малоимущих.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо. Но накопительство это конечно зло. А если человек хорошо работал, то совсем не плохо, если у него есть деньги. Хотя у евреев никогда не поощрялась показная роскошь. Всегда был в почёте скромный образ жизни.

Максим Ионов, главный редактор журнала «Родноверие»:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Отрицательно. Но имеет значение, как человек пришёл к такому состоянию, он нищий потому, что не может работать по физическим причинам или он не хочет, или подвержен вредным привычкам и т.д. Имея руки и землю, человек не может нищенствовать, предки так рассуждали. А пожилых и немощных поддерживать надо, это обязанность сообщества.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Опять же смотря кому, в настоящее время это стало бизнесом, но по идее, если есть праздник, то разделять его должны все, независимо от достатка. Конкретную сумму не могу сказать. По желанию.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Стараемся помогать, общиной, сообществом, но скажу честно, родноверы - это люди с определённым менталитетом, выступающими за здоровый образ жизни и т.д., люди с определённым жизненным стержнем. Потерявших почву под ногами среди нас очень мало. Помогаем: даём возможность заработать, просто так давать деньги нельзя, это развращает человека. Безусловно, оказываем моральную поддержку.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо, но всегда возникает вопрос: какую цену ты за это заплатил и кем стал по жизни. Богатство должно давать тебе некую свободу и возможность помогать окружающим тебя людям.

Вот такие ответы дали представители разных религий. В чем-то они сходятся, чем-то отличаются. А как Вам рассматривать эту проблему, решайте, дорогой читатель, самостоятельно, исходя из своего опыта.

Как стать нищим

В наше время нищенство – основной способ существования. В России все без исключения живут подаянием, которое в зависимости от социального статуса просителя и формы попрошайничества именуется по- разному: милостыня, стипендия, зарплата, пенсия, пособие, ссуда, гуманитарная помощь, кредит, трансферт, транш.

Психология нищего отличается поразительной гибкостью. Приспособляемость его несравнима ни с каким другим видом животного. Теорию, историю и философию нищенства, очищенную от политических эвфемизмов и конъюнктуры, следует изучать в университетах. Настоящая публикация – попытка хоть в малой мере восполнить этот пробел и вооружить молодых людей, вступающих в жизнь, минимумом необходимых представлений о ней. Только от них самих зависит, какого места удастся добиться в тщательно отретушированной государственными идеологическими институтами реальности. Но в 99 случаев из 100 это будет место нищего, что и призван подтвердить нижеследующий текст. Для более удобного усвоения материала он перемежается современными притчами из жизни нищих. Итак…

1. У первобытных людей определения “нищий” не существовало. В те времена не просили – в те времена отбирали необходимое. Не умеющих обеспечить себя убивали. Нищий как знаковая фигура цивилизации возник с началом процесса социального расслоения общества, в котором ему была определена низшая ступень. На это указывает семантическое сходство и почти одинаковая фонетическая транскрипция упомянутых лексем: нищий – низший.

В Древнем Риме нищие рекрутировались из рабов-вольноотпущенников, разорившихся колонов-арендаторов, военных инвалидов и городского люмпена. Все они были выключены из государственной системы, перебиваясь воровством, попрошайничеством и редкими подачками Цезаря. Именно в Древнем Риме родилось понятие пауперизма – массовой нищеты. Там же изобрели актуальный до сегодняшнего дня слоган: “Хлеба и зрелищ!”

Стремительно увеличиваясь в процентном отношении, класс нищих требовал, однако, не только хлеба и зрелищ. Он требовал также концептуального обоснования своего общественно-политического статуса. Любая страта, выделяющаяся в обществе по социальному, интеллектуальному, экономическому или иному признаку имеет концепцию, объясняющую необходимость своего существования.

Концепция нищенства, в конце концов, нашла свое полное воплощение в христианстве. Христианство – это религия нищих и бродяг, она создана нищими и бродягами, первыми ее пропагандистами стали нищие и бродяги, культивировавшие бедность, смирение, немощность: (“Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью моею”. 2,Кр.12:30).

Притча о выборе места в жизни

В одном городе закрылось предприятие, и в числе других уволили человека, который совсем немного не доработал до пенсии. Пришлось на старости лет сделаться попрошайкой. Вначале ему было стыдно, но постепенно он привык к такой жизни.

Однажды к нему подошел другой нищий. Оказалось, что за место надо платить взнос в общую кассу и регулярно посещать собрания нищих для обсуждения текущих вопросов. Потом местный священник пригласил в воскресение посидеть на паперти – для кворума, затем телевизионщикам понравился его типаж, и человека сняли в массовке… Словом, через короткое время жизнь его наполнилась смыслом. День был расписан по минутам: кроме основного занятия, он представительствовал на митингах, возглавлял союз многодетных матерей, помогал домушникам сбывать краденое и состоял платным осведомителем в районном уголовном розыске.

Как-то его встретил бывший сослуживец, сообщивший, что их предприятие выбралось из кризиса, и приглашает всех специалистов вернуться на прежнюю работу. Он выслушал сослуживца, подумал – и отказался. Человек понял, что наконец-то нашел надежное место в жизни. Рабочего – уволят, депутата – не переизберут, министра – отправят в отставку. Все в этом мире зыбко и непостоянно. И только нищий может быть спокоен за свой завтрашний день, который никогда не будет хуже вчерашнего. Потому что милостыню подают всегда. Во все времена.

2. …Итак, христианство. Несмотря на то, что оно было вызовом традиционной государственной конфессии берущей начало еще с античных времен, – новая религия импонировала власти тем, что не посягала на ее устои. А, кроме того, активно способствовала нейтрализации социальных проблем. Конформизм плебеев – вот что привлекало.

Кстати, это относится не только к христианству. В 8 веке ислам обогатился новым направлением – суфизмом, который особенно тяготел к аскезе и полному отрешению от мирской суеты. Завшивевшие, оборванные бродяги-дервиши, требовавшие подаяние от правоверных, олицетворяли высшую степень служения пророку. Государство – ни в христианском, ни в мусульманском мире – не возражало против такой мотивации попрошайничества. Лишь бы не бузили и не требовали передела собственности.

Однако, в рамках любой конфессии непременно сыщется оппозиция, которая на базе той же канонической литературы создаст плебейскую ересь, сведя ее суть к одному – уравниванию нищих в правах с остальными членами общества. А иначе – за что боролись?

Религиозные ереси нищих сотрясали государства постоянно. В Иране это были маздакиты (6 век), в Болгарии – богомилы (10 век), в Италии и Франции – катары и альбигойцы (12-13 века), в Англии – лолларды (14 век), в Чехии – гуситы (15 век) и т.д. Государство, вовлекаясь в борьбу с ересями, наряду с репрессиями, вынуждено было маневрировать, прибегая нередко к оружию противника. Католицизм, например, образовал в 13 веке целый букет нищенствующих монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы… Конечно, можно смеяться над толстозадыми доходягами, но тем не менее, они корректировали общественное мнение, с одной стороны – личным примером утверждая незыблемость конформистских основ учения Христа, с другой – снимая социальную остроту провоцируемых плебеями ересей и перенося их с полей сражений в область теологических дискуссий.

Притча об основном законе нищенства

Двое нищих – старый и молодой – работали в переулке. Здесь было тихо и малолюдно. Старый нищий терпеливо дожидался редких подаяний, молодой же роптал на людскую скупость. Как-то их навестил коллега из центра города и сообщил, что на самом оживленном перекрестке появилось вакантное место.

— Я не пойду, – отказался старый нищий. – На перекрестке сквозняки, а это вредно для моих почек. Кроме того, от шума у меня может разыграться мигрень. А здесь тихо, люди приветливые, большей частью знакомые, на жизнь мне хватает – чего же я пойду? От добра добра не ищут.

— Ну и торчи в этой дыре! – закричал молодой нищий. – Ты старик, тебе все равно, а я не хочу загубить лучшие годы на бесперспективной окраине. В центре жизнь бьет ключом, там яркие личности, там есть возможность реализовать свои способности, чего-то добиться. В конце концов, там просто больше подают. Прощай, старик и прости: я должен использовать свой шанс.

… Он вернулся через неделю и молча встал на старое место. В конце дня, подсчитывая выручку, молодой нищий сказал старику:

— Ты был прав. Народу в центре гораздо больше, но почти ничего не дают – бегут мимо, как сумасшедшие. И сквозняки – не дай Бог.

Старик грустно улыбнулся. Он давно знал основной закон нищенства: от перемены мест попрошайничества сумма подаяния не меняется.

3. …Государственная корректировка плебейских ересей напоминала перманентную артиллерийскую дуэль, которая длилась на протяжении всей истории, постепенно удаляясь от религиозной мотивации и приближаясь к социальной. Вот только один из примеров. Французский утопист Франсуа Ноэль, известный более как Гракх Бабеф, организатор “Заговора равных”, в своем “Манифесте плебеев” потребовал восполнить материальный недостаток малоимущих за счет состоятельных членов общества. Эта свежая мысль стоила ему в 1797 году гильотины.

Буквально на следующий год после упомянутого печального события английский священник Томас Мальтус издал сочинение “О народонаселении”, в котором на основании выведенного закона (возрастание населения в геометрической прогрессии, а средств существования – в арифметической) убедительно доказывал бессмысленность государственной поддержки нищих. Благодарное государство наградило попа чином профессора истории и политэкономии. По тем временам факт действительно замечательный: церковник оправдывает войны и эпидемии необходимостью сбалансированного распределения материальных благ среди верующих. Механизм карьеры Мальтуса с тех пор эксплуатируется во всю: доктора наук, обосновывающие любой чих государства, плодятся, как бродячие кошки. А вот авторов ересей, что-то незаметно: видимо, карьера Бабефа не вдохновляет…

Притча о несчастной любви

Молодой слепой нищий заметил девушку, которая, проходя мимо, всегда щедро давала ему мелочь. Как-то дождь вынудил ее укрыться под тентом магазина, где сидел слепой, и они познакомились ближе. Нищий в прошлом был поэтом, а девушка оказалась учительницей, живущей в соседнем общежитии. Молодые люди говорили и не могли наговориться: о своем детстве, о любимых стихах, о засилье пошлости в литературе и жизни…

Когда дождь прекратился и девушка, вздохнув, ушла, – слепой нищий решил разыскать ее, чтобы больше никогда не расставаться. На самом деле он не был слепым и сквозь свои темные очки хорошо разглядел, с какой любовью и жалостью смотрела на него девушка, когда он читал ей свои стихи.

В выходной день нищий надел лучший костюм, купил цветы и отправился в общежитие. Он описал вахтеру свою знакомую, и тот указал номер ее комнаты. Открыв дверь, девушка вначале не узнала его. Узнав же, не обрадовалась, а зарыдала.

— Ты обманул меня, – плакала она. – Я полюбила слепого, несчастного поэта, а ты оказался мошенником, наживающимся на людском сострадании.

— Но ты тоже обманула меня, – возразил нищий. – Вахтер рассказал, что ты не учительница, а проститутка. Тем не менее, мы любим друг друга – и это главное.

Однако, через месяц они расстались. Ей надоело видеть своего возлюбленного, выпрашивающего подаяние. Он же постоянно приходил в бешенство, когда его любимая начинала торговаться с клиентами. То, чем занимался каждый из них, выглядело и впрямь отвратительно. Но только – со стороны…

4. …Грандиозной ересью всех времен стало учение о бесклассовом обществе. Успехи первого социалистического государства, реализующего самые фантастические идеи утопистов, имели огромный резонанс. Нищенство, бродяжничество и связанная с ними преступность оказались наследием проклятого прошлого, не имеющим корней в царстве социальной справедливости. Ни бродяг, ни нищих в стране официально не было равно, как в законодательстве – соответствующих дефиниций. Внесудебная расправа, административная ссылка позволяли решать проблему, не упоминая их как субъекты правоотношений.

Но во второй половине 20 века государство вынуждено было вспомнить о них. Нищета на пороге коммунистического общества должна была иметь какое-то объяснение – хотя бы из приличия. И государство принялось спешно приводить свое внутреннее устройство в соответствие с идеократическими декларациями. Социалистическое законодательство перещеголяло даже царское Уложение о наказаниях, обходившееся в отношении убогих всего одной статьей. В нашем Уголовном кодексе их было сразу три – бродяжничество, попрошайничество (тунеядство), и нарушение паспортного режима. Не промахнешься.

И хотя по-прежнему талдычилось об отсутствии социальных предпосылок – это был секрет Полишинеля. Страна уверенно вступала – но не в период развернутого строительства коммунизма, а в эпоху пауперизма. Как во времена Древнего Рима…

Притча о безногом Гоше

Нищего Гошу в городе знали все. Когда утром он ехал на своей каталке по улицам, гремя подшипниками, обыватели говорили друг другу:

— Гоша на работу поехал – значит и нам пора.

Ежегодно Гоша отправлялся на богомолье в Архангельскую область замаливать грехи горожан, которые специально для этого собирали ему деньги на дорогу. Он не злоупотреблял любовью обывателей: если и напивался, то не более раза в неделю. Напившись, приезжал в милицию и просил запереть его на ночь, чтобы ненароком не нарушить общественного порядка.

Как-то, следуя по своим делам, он увидел группу подростков, которые громко выражались нецензурной бранью, а, проходя мимо памятника основателю города Семену Дуракову, справили малую нужду прямо на основателя. Гоша стал гневно отчитывать юных хулиганов. Те сперва опешили, но, уяснив, в чем дело, подняли инвалида вместе с каталкой и поставили на автомат с газированной водой. И битый час опозоренный Гоша торчал на автомате рядом с памятником опозоренного Семена Дуракова, боясь пошевелиться. Пока не был снят нарядом милиции.

Отношение молодежи к истории своего города потрясло нищего. Он запил, в пьяном виде стал ездить по улицам, громогласно проклиная жителей и их потомство до седьмого колена. Вскоре Гоша исчез из города, который с тех пор превратился в разбойничий вертеп: каждый день там случаются жуткие убийства, поджоги и другие опасные преступления.

А горожане с тоской вспоминают Гошу и мечтают о каком-нибудь безродном калеке, который поехал бы на богомолье в Архангельскую область – замолить их грехи. Но после исчезновения Гоши никто из местных нищих на это не решается. И с каждым днем их в городе становится меньше и меньше. А это плохая примета…

5. …В разных государствах к нищим относились по-разному, в основном – без особой приязни, справедливо полагая их питательным бульоном для метастаз преступности. Западноевропейская литература пыталась правда придать этому союзу романтический привкус (Эжен Сю, Виктор Гюго, Фридрих Шиллер, Вальтер Скотт и т.д.) – но это был очевидный перебор, связанный с особенностями жанра.

В мусульманских и буддийских странах нищие, как уже упоминалось, слыли проводниками религиозных учений (даосизм, суфизм, дзен-буддизм) и этот статус давал им некоторое преимущество перед их европейскими коллегами. Но нигде с такой симпатией не относились к нищим, как в России.

Начиная с древних былин и кончая классиками (Пушкин, Достоевский, Толстой, Горький) калики, юродивые, бедные люди, нищие студенты, бродяги, спившиеся интеллигенты – наделялись такими достоинствами, о которых серый провинциальный обыватель мог только мечтать. Вековые, любимые до сих пор у нас песни – о бродягах, бегущих с Сахалина с сумой на плечах, о Кудеяре-атамане, добровольно ставшем нищим…

Двадцатый век добавил в безбрежное море народной любви к отверженным криминальную струю, проецируя на уголовника архетип страдающего изгоя общества, ему не принадлежащий. Впрочем, как ни странно, нищих-то всегда и обирали – речь, разумеется, не о материальных вещах.

Неспособность причинить зло ближнему – вот категорический императив убогого. И это одна из немногих человеческих ценностей, на которую во все времена был огромный спрос. Наука, религия, власть, политики – пускались во все тяжкие, чтобы если не обладать, то хотя бы слыть обладателем этого волшебного свойства, ибо без него не бывает справедливости.

Но, к сожалению – или к счастью – владеть чудесной чашей Грааля можно, только став абсолютно неимущим. Причем, никакой практической пользы владельцу эта чаша не принесет. Кроме слепой народной любви к обиженным, которая граничит с мазохизмом и которую на хлеб, понятное дело, не намажешь.

И вот теперь, когда вы знаете, как стать нищим и что вам даст такая метаморфоза – я спрашиваю вас: “А это вам надо? Нет? Тогда шевелите помидорами!”

Трое нищих поспорили: кому больше подадут? Один при помощи теста и красок сделал себе на лице кровоточащие язвы, надел черные очки, подвернул под себя ногу и прикинулся слепым инвалидом.

Другой одолжил у соседки ребенка, завернул в тряпки и, встав на углу оживленной улицы, потихоньку щипал его, чтобы детским плачем возбудить сострадание прохожих.

Третий не стал ничего придумывать. Он сел на тротуаре и поставил перед собой табличку с надписью: “Хочу купить сотовый телефон. Не хватает совсем немного. Помогите!”

class="title">

§ 20. Бедные

Бедность - это экономическое и социальное состояние лю­

дей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Но бедность - еще и культурное явление.

Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ истиль жизни, передающиеся из поколения в поколе­ ние нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой культуре.

В зависимости от того, насколько высок уровень экономи­ ческого развития страны, бедность охватывает либо значи­ тельную часть населения, либо малую. В 1992 г. в США к бед­ ным относили 14% населения, а в России - 80% . Иными словами, большинство россиян в 1992 г., а затем, после кризи­ са 17 августа 1998 г., оказалось у самого порога бедности либо перешагнуло его.

Порог бедности - это сумма денег, официально установ­

ленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии удовлетворить только самые необходимые потребности. Его также называют «уровнем бед­ ности». В России он получил дополнительное название прожи­

точного минимума.

ПРОЖИТОЧНЫМ МИНИМУМОМ называют набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позво­ ляет человеку удовлетворять минимально допустимые, с науч­ ной точки зрения, потребности.

Раньше человечество жило много хуже и численность бед­ ных была выше. В Древней Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрож­ дения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет - всего 15%. Таким образом, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня - меньшинства.

В СССР бедных было незначительное меньшинство. Однако после «шоковой терапии» 1992 г. и дефолта 1998 г. ими оказа­ лось большинство населения. Когда Россия экономически ок­ репнет, количество бедных в ней уменьшится, а численность среднего класса возрастет. А что станет с богатыми? Есть осно­

Обычно ученые-социологи выделяли абсолютную и относи­ тельную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле ли­ бо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозмож­ ность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некий стандарт, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не смо­ жет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.

Нищета - этокрайняя бедность. Нищим считался чело­ век, живущий подаянием, собирающий милостыню, способ­ ный удовлетворять только физические потребности, обеспечи­ вающие лишь биологическое выживание. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. Нищих вклю­ чают в состав так называемогоандеркласса, т.е. буквально некласса, или слоя, стоящего ниже всех классов.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует назы­ вать нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее от­ носить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В од­ них случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других - нищих и попрошаек ок­ ружали ореолом святости. Отношение к нищим могло менять­ ся в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обижен­ ными обществом, но приближенными к Богу. После револю­ ции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.

В Европе XVI века, пока государство не взяло на себя заботу

о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считал­ ся посланцем Бога. У русских крестьян подача милостыни ни­ щим считалась очищением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, он даже за высокую плату не соглашался работать, ссы­ лаясь на болезни и немощь.

Но чувство уважения и сострадания постепенно уходило в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганное ростом числа попрошаек и нищих. Государство постоянно ужесточало меры против попрошайничества и бродяжничест­ ва, считая их преступлением.

Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжи­ гали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. Но в то же время для бродяг строили ночлежные дома и приюты, созда­ вали фонды помощи, однако как социальная категория они ни­ когда не исчезали.

Бедные не являются экономически самостоятельной катего­ рией, так как неспособны обеспечить материальное благополу­ чие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, посо­ биям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и соци­ альных привилегий, существующих в обществе. Правда, реали­ зовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Материальная нужда сказывается на детях. Часто они вы­ нуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не мо­ гут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы им расши­ рить свой кругозор. Родители, как правило, малообразован­ ные, не в состоянии помочь детям в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторите­ том. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом роди­ телей, то на свет появляется неполноценное потомство.

В США в состав бедных включают следующие группы: без­ работные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигран­ ты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшинства, бродяги и бомжи, люди, не имеющие возмож­ ности работать из-за старости, увечья или болезни, неполные семьи, где отсутствует отец.

Раньше в СССР к категории бедняков относили членов многодетных семей, инвалидов с детства (по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители деревень.

Понятия: бедность, порог бедности, нищета.

Вопросы и зад ан и я

1. Расскажите, как вы понимаете, что такое относительная бед­ ность и абсолютная бедность.

2. Расскажите об образе жизни бедных людей и нищих.

3. Перечислите причины бедности людей в современной России.

4. Как общество относится к нищим?

*5. Английский экономист Т. Мальтус считал: бедность - след­ ствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая им, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государствен­ ные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной бла­ готворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России?

*6. Существуют две противоположные точки зрения на бед­ ность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глуб­ же нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше бо­ гатых, тем богаче население в целом, а следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие ар­ гументы вы приведете в защиту своей позиции?

*7. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, раз­ рушительных войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Дайте

письменный ответ,

■ П робл ем а. Среди социологов XIX века бытовала и такая точ­

ка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она - необходи­ мый элемент укрепления социального порядка, поскольку очи­ щает общество от наименее приспособленных. Какова ваша точка зрения?

П р а к т и к у м, В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных - в богатых или в бедных странах?

§ 21. Этнос: нации и народности

ЭТНОС (от греч. ethnos - племя, народ) - собирательное на­ звание для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Когда мы говорим об этносах, то сразу же вторгаемся в по­ граничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос - в широком смысленарод­ ность илинация - сочетает в себе и биологические, и соци­ альные свойства. Они предопределяют все многообразие ти­ пов людей. Среди них ведущими выступаютсоциальные факторы. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или бе­ лый цвет лица - это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д. Географическая изолиро­ ванность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, взглядах, языке, привыч­ ках и традициях, культуре тех кровнородственных общно­ стей, компактно обитавших в данной местности. Они опреде­ лили характер и своеобразие этих общностей - этносов.

От своих собратьев по животному миру человек среди про­ чего отличается еще и тем, что только он знает своих предков; т.е. только у людей существует межпоколенная связь, переда­ ваемая не биологическим, а социальным путем, есть семья, род и клан, из которых, как из первичной материи, формиру­ ется племя - самая ранняя форма этноса.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя пред­ полагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен ныв общностилюдей. Теперь мы имеем два признака этно­ са - кровнородственные узы и межпоколенная общность. Первый целиком биологический, второй уже с серьезной при­ месью социальных факторов. Но мы и говорили о том, что эт­ нос - пограничная категория, с двойственной природой - би­

ологической и социальной. В отличие от него классы, сосло­ вия и профессии - чисто исторические и социальные группы. Если профессию вы можете выбрать добровольно, то нацио­ нальность вы не выбираете. Ее вы наследуете от родителей. Если родители разных национальностей, то ребенок вправе выбрать ту или другую национальность (у русских, как прави­ ло, по отцу, у евреев - по линии матери). Значит, националь­ ность - смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, не только древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, куль­ тура, особенности быта, язык и территория.

Язык - отличительный признак этноса. Обычно один эт­ нос - один язык. Однако нередко на одном языке могут гово­ рить несколько народов. Например, почти все народы Латин­ ской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. Точно так­ же на английском языке говорят не только англичане, но и ан­ гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируют общий язык. Со временем он обогаща­ ется новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

Другой отличительный признак этноса - определенная территория.Она, как и язык, может расширяться, обнов­ ляться, когда этносы переселяются на новые места или осва­ ивают новые земли. Большинство этносов проживают ком­ пактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Так, французы проживают во Франции, испанцы - в Испании, англичане - в Англии.

Связь между этносом, языком и территорией очень тесная. Действительно, за что борются малые народы? За свою терри­ торию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Борются часто не на жизнь, а на смерть.

Объединяют этносы также обычаи, традиции, особенности культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от другого народа.

У некоторых этносов долгое проживание на одной террито­ рии накладывает неизгладимый отпечаток на миросозерца­

ние, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Кста­ ти сказать, таких народов большинство. Некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Например, цыгане. Обща­ ясь с самыми разными народами, они, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

Не меньшую роль играет еще один признак общего - эт­ ническое, илинациональное, самосознание. Надо чувствовать своюпринадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и цен­ ности. Цыгане, где бы они ни скитались, носили с собой свои традиции. Русские старообрядцы, оказавшись за рубежом, тоже свято хранят особенности своего быта и культуры. Этни­ ческое сознание - этодуховное отождествление человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового. Те же русские, осевшие 30- 50 лет назад во Фран­ ции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордо­ стью именуют себя русскими. Они остались русскими по кро­ ви и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. Но они и сами явля­ лись духовными лидерами нации, чувствуя за нее историче­ скую и культурную ответственность. Речь идет, конечно же, о русском дворянстве и интеллигенции.

Сложнее дело обстоит с русскими эмигрантами последнего десятилетия. Одни легко ассимилировались, другие легко ис­ пытывают острую ностальгию по России. Но у многих из них есть возможность свободно посещать свою историче­ скую родину.

Если человек пренебрежительно или высокомерно отно­ сится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духов­ ном смысле он уже потерял родину, хотя территориально про­ живает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы ту или иную группу людей считать этносом, необходимо выполнение следующих условий:

- кровное родство - единство происхождения от общего предка;

- устойчивая межпоколенная преемственность;

- единство территории;

Единство языка;

- общность исторической судьбы;

- общая культура и традиции;

- общее самосознание.

Эти признаки правильнее будет именовать этнообразующими факторами.

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической)родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком мигрировал впоследствии, уже сформиро­ вавшись в единую общность, и которая стала его второй роди­ ной, т.е.исторической родиной, или куда мигрировала толь­ ко его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Миграция, или переселение со своей исторической роди­ ны, послужила основой формирования, например, современ­ ного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн. человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они.назывались булгарами и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII веке, откуда их вытес­ нило другое тюркоязычное племя - хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из них достиг территории современной Болгарии за Ду­ наем. Там проживали славянские племена, переселившиеся за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили заду­ найских славян и сформировали славяно-тюркское государст­ во, во главе с ханом Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­

ский язык, стал формироваться теперь уже славянский бол­ гарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болга­ рия (Булгария) - Волжско-Камская (территория современно­ го Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формиро­ вании современных татар, чувашей, башкир и других поволж­ ских народов. В X -XIV веках они создали мощное государст­ во - самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Булгария даже соперничала с Древнерусским го­ сударством, но, как и последнее, была покорена монголо-тата- рами. Еще в X веке молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за под­ держкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы

и медресе. Археологические находки предметов быта с надпи­ сями свидетельствуют о широком распространении грамотно­ сти среди булгарского населения. В Булгарии появляются соб­ ственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В XIV-XV веках, по мере ослабления Золотой Ор­ ды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол и подчиняют его Москве. Самостоятель­ ность сохранили только северные территории, где сформиро­ вались новое государство - Казанское ханство и новый этнос - казанские татары. Такова историческая судьба некогда едино­ го этноса, одна половина которого превратилась в проводника

и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая - в проводника ислама на территории славян­ ского государства Руси.

Страница 1

Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездо­ленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьян­ское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближен­ными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоя­нии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милосты­ни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в про­шлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государст­ва, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попро­шайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось пре­ступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во вто­рой раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В неко­торых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бро­дяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материаль­ным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с мно­годетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноцен­ный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безра­ботные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие на­дежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жиз­ни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непре­стижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дис­комфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают пло­хие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой ква­лификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действи­тельности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбле­ния становятся обычным делом.



Рассказать друзьям