Какая идея и тема в рассказе гамбринус. В чём смысл произведения Куприн "Гамбринус"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан. Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев:«Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста. Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида». Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцомлитературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой. В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.

Выбери что подходит)

Сочинение

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус».
2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши.
3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия.

Все Бог сделал на радость человеку.
А. И. Куприн

Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка. Он представлял собой неотъемлемый атрибут пивной одного портового южнороссийского города. Это яркий и запоминающийся образ; «...среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». Музыкант знал мелодии всех национальностей, представители которых приходили в пивную и заказывали ему песни: играл и русские, и украинские, и греческие, и грузинские, и английские, и итальянские, и еврейские мелодии. К нему постоянно обращались люди: «И он играл без отдыха все заказанные песни. По-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Со всех сторон в карманы ему сыпались серебряные монеты, и со всех столов ему присылали кружки с пивом. Когда он слезал со своей эстрады, чтобы подойти к буфету, его разрывали на части». Сашка был востребован как музыкант, его работа, безусловно, была нужна посетителям «Гамбринуса». Но был ли скрипач-еврей свободным художником? Играл ли он по своей воле, по зову сердца или же это была нудная ежедневная работа, необходимая только лишь для зарабатывания денег? Ответ на этот вопрос дает повествователь рассказа: «Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно». Надо заметить, что музыкант играл не только на публику, но и для себя. В присутствии буфетчицы мадам Ивановой он часто исполнял свои любимые грустные еврейские национальные мелодии. Как выяснится, сам скрипач - сирота. Кроме собачки Белочки и еще, пожалуй, двоюродного брата и вдовы племянника, у него никого не было. Поэтому музыка была смыслом Сашкиной жизни, его счастьем и отрадой.

Сашку забирают на войну, хотя ему уже около сорока шести лет: он впервые разлучается со своим любимым ремеслом и работой. Но через год музыкант возвращается к всеобщей и собственной радости. В начале переворота, революции Сашку стали притеснять. Помощник пристава взял со скрипача слово не играть гимнов. На улице творился беспредел. А Сашка «свободно ходил по городу со своей смешно обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов». И даже после храброго сражения с хамом Гундосым и последующим отбыванием в участок «по политическому» скрипач не сломался и не утратил своего таланта. У Сашки работала теперь только правая рука, несмотря на это скрипач остался способным работать, счастливым и свободным, - «искусство все перетерпит и все победит».

В рассказе «Анафема» другая ситуация. Протодьякон Отец Олимпий обладал мощным красивым голосом, но пел всегда строго то, что было разрешено. Кроме того, он искренне боялся своей истеричной жены дьяконицы. У церковного певца была привычка читать художественную литературу. И однажды прочтение произведения Л. Н. Толстого о Кавказе открыло в нем новые чувства и стремления: «Это чтение взбудоражило стихийную протодьяконскую душу. Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок своим огромным телом. Конечно, лучше бы ему было быть охотником, воином, рыболовом, пахарем, а вовсе не духовным лицом». Еще большую подневольность Отец Олимпий чувствует на службе в соборе, когда надо было петь анафему тому чудесному писателю, который доставил так много радостных минут чтения протодьякону. Это шло против души Отца Олимпия, и он решился пойти наперекор и архиепископу-формалисту, и мнению официальной церкви. Протодьякон стал славить Л. Н. Толстого. Ему сердце подсказывало: «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что Бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что это все одна фальшь». Этот протест освободил церковного певца и от сана, и от психологической зависимости от жены. Протодьякон и сам больше не хотел служить в соборе. И причина у него для этого была веская: «...Душа не терпит. Верую истинно, по Символу веры, во Христа и в апостольскую церковь. Но злобы не приемлю». Отец Олимпий стал свободным человеком в нравственном смысле.

Что же объединяет вольного скрипача-еврея Сашку с протодьяконом Отцом Олимпием? Во-первых, принадлежность и того, и другого к искусству, к творчеству. Виртуозная игра на скрипке Сашки и мощный голос Отца Олимпия завораживали людей, слушателей. «Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса... звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни...». И протодьякон: «В нем проснулась настоящая гордость любимца публики, баловня всего города, на которого даже мальчишки собирались глазеть с таким же благоговением, с каким они смотрят в раскрытую пасть медного геликона в военном оркестре на бульваре». Главные герои этих двух рассказов - «Гамбринус» и «Анафема» дарили людям радость и сами получали удовольствие от занятий любимым делом.

И Сашке, и протодьякону пришлось пережить испытания, заключающиеся в обоих случаях в нарушении их душевной гармонии, покушения на свободу (внешнюю или внутреннюю). Но скрипач Сашка со сломленной рукой все-таки выстоял и вновь вернулся к любимому делу, к музыке. А Отец Олимпий решил снять с себя сан, да и это было уже почти неизбежно. Наконец-то он стал свободным внутренне, независимым человеком: «Все равно. Пойду кирпичи грузить, в стрелочники пойду, в катали, в дворники, а сан все равно сложу с себя. Завтра же...». Только крепкому духом и по-настоящему свободному человеку под силу такой решительный шаг. Теперь Отец Олимпий приобрел внутреннюю свободу и душевную гармонию с самим собой. С этого момента перед читателем он предстал не как «нежно снисходительный» и покорный вышестоящему духовенству человек, а как «необъятно огромный, черный и величественный монумент». И он, даже лишившись духовного сана, будет счастлив, потому что не растратил свое искусство на бессмысленную злобу и остался чист перед своей душой, совестью и искренней благодарностью великому русскому писателю Л. Н. Толстому.

Таким образом, анализ двух рассказов А. И. Куприна показывает, что тема свободы, творческой и внутренней, занимала важное место в творчестве писателя.

Александр Иванович Куприн - писатель-реалист, его имя - одно из самых известных и громких имен начала ХХ века. Его произведения «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Гамбринус» (краткое содержание и анализ которого будет представлен ниже) и другие вошли в золотой фонд русской литературы. Куприн был очень колоритной фигурой. Он постоянно жаждал впечатлений, поэтому часто странствовал и пробовал себя в разных отраслях, профессиях - от дантиста до грузчика.

Случаи из собственной жизни стали основой для многих произведений Александра Ивановича. Большая часть творчества писателя проникнута сочувствием к людям, которые обречены влачить тяжелую участь в убогой, косной среде. Куприн выразил это сочувствие не только в изображении жизни низших слоев общества (роман о жизни женщин легкого поведения «Яма»), но в образах страдающих, интеллигентных героев. Писатель обладал не только высшим мастерством литературного пейзажа, визуального восприятия бытия, но также и литературного характера. Речь, портрет и психологию автор прорабатывал очень тщательно - это заметно даже по глубине и сложности образов животных, о которых Александр Иванович любил писать. Повествование в зачастую обращено к экзистенциальным проблемам. Его размышления о воле к жизни, ненависти и любви, слабости и силе, отчаянии воссоздают духовный мир «маленького человека» на сломе эпох.

Драма жизни

Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок - талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.

Человек - тростник, но мыслящий

Интересный использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек - это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.

Особая магия

«Гамбринус» - рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.

Гражданская позиция

Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.

Оценка творчества

Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.

Вывески совсем не было. Прямо с тротуара входили в узкую, всегда открытую дверь. От нее вела вниз такая же узкая лестница в двадцать каменных ступеней, избитых и скривленных многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы в простенке красовалось горельефное раскрашенное изображение славного покровителя пивного дела, короля Гамбринуса, величиною приблизительно в два человеческих роста. Вероятно, это скульптурное произведение было первой работой начинающего любителя и казалось грубо исполненным из окаменелых кусков ноздреватой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая кружка со стекающей вниз белой пеной не оставляли никакого сомнения, что перед посетителем — сам великий патрон пивоварения.

Пивная состояла из двух длинных, но чрезвычайно низких сводчатых зал. С каменных стен всегда сочилась беглыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. На сводах, однако, можно еще было достаточно ясно разобрать следы занимательной стенной живописи. На одной картине пировала большая компания немецких молодчиков, в охотничьих зеленых куртках, в шляпах с тетеревиными перьями, с ружьями за плечами. Все они, обернувшись лицом к пивной зале, приветствовали публику протянутыми кружками, а двое при этом еще обнимали за талию двух дебелых девиц, служанок при сельском кабачке, а может быть, дочерей доброго фермера. На другой стене изображался великосветский пикник времен первой половины XVIII столетия; графини и виконты в напудренных париках жеманно резвятся на зеленом лугу с барашками, а рядом, под развесистыми ивами, — пруд с лебедями, которых грациозно кормят кавалеры и дамы, сидящие в какой-то золотой скорлупе. Следующая картина представляла внутренность хохлацкой хаты и семью счастливых малороссиян, пляшущих гопака со штофами в руках. Еще дальше красовалась большая бочка, и на ней, увитые виноградом и листьями хмеля, два безобразно толстые амура с красными лицами, жирными губами и бесстыдно маслеными глазами чокаются плоскими бокалами. Во второй зале, отделенной от первой полукруглой аркой, шли картины из лягушечьей жизни: лягушки пьют пиво в зеленом болоте, лягушки охотятся на стрекоз среди густого камыша, играют струнный квартет, дерутся на шпагах и т. д. Очевидно, стены расписывал иностранный мастер.

Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка — еврей, — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет. Проходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и развозчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива.

Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо — буфетчица мадам Иванова, — полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой...

На рисунке: король Гамбринус

ТЕМА: ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ГАМБРИНУС».

Цели:обучающая -обучение эстетическому анализу художественного текста;- формирование теоретико – литературных понятий: традиции неоромантизма, контраст, антитеза;-подготовка к сочинению;развивающая -развитие аналитического мышления;-развитие умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;воспитательная -выявление общечеловеческих ценностей;-воспитание любви ко всем людям независимо от национальной принадлежности;-воспитание гуманистического отношения к миру.

Ход урока

Мы продолжаем говорить о литературе ХХ века, о рассказе А.И. Куприна «Гамбринус». -К какому литературному направлению можно отнести творчество Куприна? (Неоромантизм) Поясните смысл термина. -Чем романтические произведения ХIХ века отличаюсь от романтизма ХХ века? Имена: А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д. Горький, А. И. Куприн. -В чем уже Куприн отступает от романтических традиций ХIХ века?(Герой некрасив, пространство колоритно, но в отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое. Прилагательные из текста) -Какие романтические традиции вы увидели в произведение Куприна? (Необычный опасный мир, одинокий герой, насыщенность событиями) -А зачем автор делает своего героя столь некрасивым (с наружностью обезьяны)? (Чтобы подчеркнуть душевную красоту, показать, что внешность не главное в человеке, а главное его душа.) -Какая душа у Сашки? Что мы знаем о нём? -Как называется литературный приём, когда внешнее и внутреннее, форма и содержание как бы противопоставлены друг другу, резко контрастируют? - Кто ещё из героев представлен так же? (мадам Иванова) -И сам «Гамбринус» представлен через контраст. Докажите.(Под землёй, нет вывески и миллионы посетителей, известность) -Мы с вами говорили на прошлом уроке, что в описании порта, флагов, людей, языков подчёркивается разнонациональность. -Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство? В этом частично скрыта идея всего произведения? (Показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.) - Что является объединяющим началом? (на первый взгляд невнимательного читателя – это пиво, на самом деле – песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения общая любовь, авторитет) -Докажите, что Сашка – король «Гамбринуса». (Пойдём к Сашке, с. 410)Прямые сравнения Сашки и короля Гамбринуса идут на протяжении всего текста. -Чем вызван его авторитет? Почему его так любят? (Своим искусством умел достучаться до души каждого) -Но жизнь идёт, меняется время. Найдите в V главе слова, указывающие на смену времени(с.405, 2-3 абзац, с 406 2 абзац) -Что меняется со временем? (песни)-Какое событие ещё тесней сплотило посетителей «Гамбринуса»? (Великая японская война) Почему? (Разнонациональность)-Прочитайте диалог Сашки и мадам Ивановой (406-407)-Что мы узнаём о Сашке?(На войну, сирота, завещание)-Найдите слова, передающие его состояние? (Закривились губы, кружка заходила в руке, в недоумении, уныло и покорно, уныло, грусть, ужас)-Как, по – вашему, Сашка -трус?-Зачем автор несколько раз вводит в текст диалоги с мадам Ивановой? Что дают они читателю? (Настоящий Сашка глубоко одинокий, несчастный человек)-Меняется ли ваше отношение к этой женщине?-Литературный приём? КОНТРАСТ.После ухода Сашки Гамбринус заглох. Никто: ни бродячие мандалисты, ни опереточный англичанин, ни Лёшка – гармонист по - настоящему заменить Сашку не мог. Прошёл год.-Как встретил Сашку «Гамбринус»? -В VII главе нигде не звучит слово революция и 1917 год, но читателю понятно, что наступило это время. -Какие слова помогают опознать время? (маленькие белые листы, студенты, рабочие становились на бочки, и говори, процессии с красными флагами и пением, алели красные ленточки и красные цветы) «Говорили с осторожностью, боялись выдать себя взглядом. Пугались своей тени, страшились собственных мыслей» «А на окраинах в зловонных каморах и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал избранный народ Божий, давно покинутый гневным библейским Богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжёлых испытаний ещё не исполнена». -Что принесли перемены многострадальному еврейскому народу? Сашке? (уничтожение, убийства, горе, страдания с.412) -Зачем автор вводит в сюжет гибель Белочки? (Показать жестокость, насилие, безумство, новой власти. Белочка с деликатной мордочкой, так же как и Сашка не вписывалась в жестокое время. Он несёт людям жизнь своей музыкой, а кругом насилие и смерть) «Настало странное время, похожее на сон человека в параличе» Объясните смысл сравнения.(Боязнь всего. Жизнь, но жизнь за медленное, тихая, как сон) -Почему в этот период Сашка исчезает второй раз, и его второй раз считают погибшим? - Играет вальс «Ожидание» и возвращается Сашка. Каким он вернулся?(Обросший, худой, бледный и искалеченный) -Как автор передаёт сочувствие толпы? (Замолчали, опять тишина. Что у тебя, товарищ?)На доске: Сашкина музыка революция, война, «Гамбринус». - Какие слова можно отнести к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти? -Ещё один литературный приём – АНТИТЕЗА - противопоставление живого и неживого в рассказе -Зачем автор делает Сашку калекой в конце рассказа? Становиться нам его жалко? Это и есть идея произведения – показать торжество искусства в совершенно, на первый взгляд, бездуховном пространстве. Искусство вечно, искусство торжествует, это то, что жизненно необходимо человеку, как хлеб и вода. Оно способно объединить самых разных людей, объединить, сплотить, и увести от кровопролития.-Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких?-национальный вопрос;-вечный вопрос еврейского народа;-добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.-Кому принадлежат последние слова в рассказе? (Сашке, повествователю. Можно смело сказать, что они выражают авторскую позицию)-Счастливый или нет финал рассказа? (Да, Сашка победил смерть) Перед нами неоромантический герой, побеждающий смерть силой своего духа. Душа – музыка, а значит, непобедима.Подготовка к сочинению . НА ДОСКЕ: « Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» Вам предстоит написать сочинения на эту тему в жанре сочинения – рассуждения. Вспомните, как строится рассуждение?Т-Д1-Д2-Д3…-В -Что будет тезисом в вашем сочинение? Здесь можете сказать, откуда фраза кому принадлежит согласен я с этим или нет. -Какие можете привести? Вся жизнь Сашки, начиная с того, как его музыка влияло на дикие нравы посетителей «Гамбринуса» и заканчивая концовкой, где Сашка – калека играет уже не на скрипке, а на губной гармошке. -Вывод. Искусство победит. Доказательства стройте, опираясь на текст. Допускается уместное цитирование, но, чтобы цитата не была огромной, сокращайте её, выбирая главное.Пример сочинения «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит». Так звучит финальная фраза в произведении А. И. Куприна «Гамбринус». И это действительно так. Куприн в своём произведении показал великую силу искусства. Главный герой некрасивый еврей Сашка неопределённых лет, является кумиром моряков разных национальностей, потому что он талантливый скрипач, потому что «на простые дикие нравы влияло это кроткая смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз». Может быть, это было своеобразное уважение к его таланту. Сашка мог наиграть любую мелодию, мог своей музыкой успокоить любую драку, создать атмосферу веселья, радости, жизни в «Гамбринусе», объединить людей общей песней и танцем. Течёт и меняется время, каждого в жизни ждут испытания и потери. Наступает такое время и для Сашки. Но, ни поход на войну, ни потеря Белочки, ни арест – ничто не сломило Сашку. Внутренне интеллигентный, бесконечно добрый и порядочный, он выстоял и вернулся в «Гамбринус». Правда, вернулся калекой. Он теперь никогда не сыграет на скрипке, но талант, если он действительно настоящий, если он есть, найдёт выход к людям, во имя добра, счастья и справедливости. И те же песни, под тот же гул аплодисментов играет Сашка теперь уже на губной гармошке, всей своей жизнью утверждая, что человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит.



Рассказать друзьям