Когда появились купцы. Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь страной «Гордарики»), выгодным геополитическим положением.

Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

Лишь в Х в. появились купцы - профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

В XI-XII вв. на Руси начинали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну). Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.

Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Почему? Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол».

Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей - купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая - это гости (от древнерусского «гостьба» - торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась "Сибирка". Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , а иногда и фраки и цилиндры .

Для того, чтобы выделиться купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочитаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца земенилясь на европейскую - фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.

Браки

Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках , а количество внутрисословных браков выросло до 20 %- 30 %.

Семья

Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например "Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями" .

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

Многие купеческие семьи имели "воспитанников" - приёмных детей.

Образ купца в русском искусстве

Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века .

Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (Сиделец – работник кабака, торгующий акцизными товарами).

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам.

В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца – стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.

Пословицы и поговорки о купцах

  • Не обманешь - не продашь
  • Купец божится, а про себя отрекается
  • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
  • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
  • По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается
  • На гнилой товар слепой купец

См. также

  • святой купец - праведный Василий Грязнов

Литература

  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. N1.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». 2000. N45 (168). 30 нояб.
  • Ушаков А. «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны». Москва, 1865.
  • Берков П. «Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века». Москва, 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В.Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. Москва, 1977.
  • Гуковский Г.А. "Комическая опера // История русской литературы". Том IV: Литература XVIII века. Москва, 1947
  • Брянцев М.В. "Культура русского купечества: Воспитание и образование". Брянск, 1999
  • Гончаров Ю. М. "Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX - начала XX в." Барнаул, 2004. ISBN 5-7904-0206-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Купцов Валентин Александрович
  • Купчегень (село, Онгудайский район Республики Алтай)

Смотреть что такое "Купцы" в других словарях:

    купцы - деньгоробы (Коринфский); купцы толстосумы (Садовников) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    Купцы - Купцы. В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие ккупеческим гильдиям. Ныне в Зап. Европе К. представляют собою несословие, а класс, корпоративная организация которого выражается вторговых палатах. По франц. торгов. кодексу 1807 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Купцы - (Ис.23:2). Один из древнейших видов торговли, несомненно, был караванный. Купцы, которым был продан Иосиф, принадлежали к караванным торговцам. Древнейшая торговля с Индиею, о которой мы имеем несколько сведений, велась также караванным путем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    купцы - 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры

    Купцы - В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие к купеческим гильдиям (см. Гильдии купеческие.). Ныне в Зап. Европе К. представляют собою не сословие, а класс (см. Класс.), корпоративная организация которого выражается в торговых палатах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Купцы на пороге в лавке не стоят. - (покупателей отгонишь). См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Герои поэмы А.Н.Некрасова, решая вопрос, «кому на Руси жить хорошо», в числе прочих «кандидатов» поминают «купчину толстопузого». Действительно, этот персонаж известен давно – ещё у древних цивилизаций, причём традиционно представляемый «толстопузым», жадным и хитрым… что греха таить, такой стереотип во все времена «приклеивался» к тем, кто имел отношение к торговле – даже в советские времена, когда торговля была целиком и полностью государственной… Каким же на самом деле было купечество и как оно возникло?

Купец – это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому – т.е. выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами (как гласит русская пословица, «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз»), да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы – поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя.

Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире, пожалуй, финикийские купцы.

В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой – и успех (или наоборот, провал) тоже. Поэтому купец в Средние века – это особый человек, отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать – в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох – Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе – капиталистов.

Существовало купечество и в нашей стране. В Древней Руси главными торговыми путями были реки – не случайно именно на их берегах возникали города. С XIII века Русь оказывается включена в систему Великого шёлкового пути, и главная нагрузка ложится на сухопутный транспорт – товары возят на лошадях. Вплоть до появления железных дорог в XIX веке именно гужевой транспорт был основой торговли, породив попутно знаменитые ямщицкие песни, которые так любят включать в репертуар современные академические певцы – особенно с русским народным оркестром.

Зародившись в Древней Руси, купечество в XVIII в. становится полупривилегированным сословием. Переломным моментом стала гильдейская реформа 1775 г., когда купцам было предписано вместо подушной подати выплачивать гильдейский взнос в размере 1% от размера капитала. Не всем это оказалось по силам – количество купцов сократилось до 12% от прежнего их числа. Правда, ситуация изменилась после Жалованной грамоты городам 1785 г., предоставившей купцам монополию на торговлю. Согласно этому акту, купцы разделялись на три гильдии: купцы 1й гильдии имели право свободно передвигаться по стране («паспортная льгота»), вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, а 2й гильдии – речными, и те, и другие освобождались от рекрутской повинности, владели заводами и фабриками. Купцы третьей гильдии занимались мелкой торговлей и содержали постоялые дворы.

Одновременно скалдывается специфический купеческий быт, как бы сказали сейчас – «стиль жизни», воспетый А.Н.Островским: большая семья патриархального склада, как правило, многодетная, зачастую помимо родных детей были приёмные – т.н. «воспитанники». Дети купцов уже в 15-16 лет включались в профессиональную деятельность: вели конторские книги, работали в лавках и даже ездили в другие города заключать торговые сделки. Жена купца далеко не всегда была таким бесправным существом, как это иногда представляют: если она сама была из купеческого рода, то могла иметь собственное купеческое свидетельство, самостоятельно вести дела и даже заключать сделки с собственным мужем. Правда, не всегда жена купца была купеческой дочерью: купцы часто женились на мещанках – представительницах низшего слоя городского сословия (видимо, именно такова была судьба Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза» и Катерины Измайловой, героини рассказа Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Отличала купцов и своеобразная манера одеваться: картуз, длиннополый сюртук из тёмно-синего крепа или толстого сукна, сапоги с высокими голенищами, нередко – смешение стилей: шуба и цилиндр. Впрочем, со временем купцы всё больше переходят на европейский стиль одежды (вспомним Вожеватова из драмы А.Н.Островского «Бесприданица»: «по костюму европеец»).

Что касается людей искусства, то они, как правило, купцов не жаловали: купец в литературе обычно обманщик, мошенник, скупец, семейный деспот и недалёкий человек. Нередко высмеивается желание купцов стать вровень с дворянами – впрочем, у тех тоже свои интересы: разорившийся дворянин не прочь выгодно жениться на дочке богатого купца… Дело доходило даже до серьёзных конфликтов на этой почве: после выхода пьесы А.Островского «Свои люди – сочтёмся» московское купечество потребовало принять меры в отношении автора, и писатель пять лет находился под надзором полиции…

В каком соотношении с реальностью находились такие литературные образы? Конечно, назвать их стопроцентной клеветой нельзя – всё это действительно было. Но как всякий литературный тип, они преувеличены – были среди купцов и люди, отличающиеся высокой культурой, такие нередко становились меценатами. Вспомним Савву Мамонтова, к чьим советам прислушивался даже Ф.Шаляпин! Купеческая династия Демидовых создавала промышленность Урала… словом, роль купечества в истории нашей страны в частности и цивилизации вообще трудно переоценить!

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова купец

купец в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

купец

купчина; в песня. и сказ. купчанин м. торговец, посадский, негоциант, торгующий чем-либо;

покупатель. На гнилой товар слепой купец. Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина. Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. Первого купца (покупателя) не упускай, не обегай. Бог поможет, и купца пошлет. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Не по купцу товар. Каков купец (т. е. покупатель), таков и продавец. Не товар кормит, а купец, т. е. покупатель. То не купец, у кого деньги дома, не налицо. Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. сословие, сост., или братство купцов. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап. купц(ч)евать, промышлять торгом, быть купцом и торговать. Куповать церк. в южн. или куплять южн. зап. сев. купить, купывать что, покупать, приобретать куплею, покупкой. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня? Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш (ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле). Впредь на это ума купи, т. е. ценою ошибки своей. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь.

Деньга попа купит и Бога обманет! ирония, т. е. будто бы. Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь.

Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. купить совершенный или окончательный; но встарь и поныне на юге и севере (Воронеж, Новгород), купить употреб. как глаг. несовершенный или неокончательный в знач. покупать. Мы купим (купуем, купляем, покупаем) лес, своего нет. Они купят (покупают) хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т. е. не купляют, не покупают. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. (Купывать. -ся, также купать). Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают. Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср. купля ж. об. действ. по знач. глаг.

Купля, торговля вообще: покупка;

новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар. купилище, торг, рынок, базар. Покажи куплю свою, покупку. Ни дар, ни купля, ни то, ни се. Не купля, а даровое, дешево. Не купля учит, продажа. Купчий, купленный, покупной, недоморощенный. Купило, купильце, куплево ср. купилка ж. мн. деньги. Купил бы село, да в кармане голо; завел бы вотчину, да купило покорчило. Купильце, что шильце: как раз носок отломишь. Купила б я, накупила, да купило-то притупило! Купилки, что вилки (т. е. вилы): приломишь, не наставишь. Не хватает куплева. Купчая ж. крепость, утвержденное в суде законное свидетельство на купленное недвижное именье. Купленик, -ница, вещь, человек, животное купленное, покупное, не домашнего приплода. "

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

купец

    Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю.

    Лицо, принадлежащее к купеческому сословию (дореволюц.). Гончаров был из купцов.

    Торговое судно, в отличие от военного (мор. арго). Красный купец (разг. шутл.) - работник советского торгового аппарата.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

купец

    Богатый торговец, владелец торгового предприятия. К. первой гильдии.

    Покупатель (устар. и спец.). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран.

    уменьш. купчик, -а, м. (к 1 знач.).

    увел. купчина, -ы, м. (к 1 знач.).

    ж. купчиха, -и (к 1 знач.).

    собир. купечество, -а, ср. (к 1 знач.).

    прил. купеческий, -ая, -ое (к 1 знач.) и купецкий, -ая, -ое (к 1 знач.; устар. прост.). Купеческие корпорации. Купеческая роскошь (перен.: безвкусная, аляповатая). Купеческие замашки (перен.: хвастливое, показное расточительство). Купецкий сын.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

купец

    Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

    Лицо, принадлежавшее к купеческому сословию (в Российском государстве до 1917 г.).

    устар. Покупатель.

    перен. устар. Жених во время сватовства, свадебного обряда.

Википедия

Купец

В Российской империи купцы, так же как и казаки , были выделены в отдельное сословие (см. Купечество), со своим статусом и податями.

Купчиха - жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

Примеры употребления слова купец в литературе.

Судану аденскому большой доход и много богатства от пошлины с судов и купцов , бывающих здесь.

Это была особая работа, которой он дотошно овладевал под руководством дель Аква, который давал ему лучших учителей из среды иезуитов и португальских купцов , торговавших в Азии.

В первых веках христианства в одном из торговых поселков на берегу Средиземного моря жили два купца , которых звали Алкей и Гифас.

Раскрою своих агентов: универсальный магазин Кунста и Альберса во Владивостоке, первогильдейский Чурин в Иркутске - ему тоже стриги в хвост и в гриву, а в Благовещенске - китайский купец Тифонтай, что на русской дуре женился.

Подошел домашний раб в короткой одежде, согнулся в поклоне: - Почтенный Амбон, там тебя купцы ожидают.

Третьего дня, - доложил он, - карфагеняне нагло напали в море на корабли купца Амбона, идущие с Оловянных островов.

В тысяча четыреста восемьдесят пятом, после того как португальский король отверг его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции.

Давно, давно, в незапамятные времена жил в Андижане богатый и славный купец Макам-бей-мирза-Сарафеджин.

Она выследила девку, та жила в Махакаме с семью гномами зараз, которых убедила, что гораздо выгоднее обирать купцов на дорогах, чем зарабатывать антракоз в шахтах.

В горах и горных долинах селятся разве что пастухи со своими многочисленными стадами, еще там прячутся воры, разбойники, а купцы протаптывают тайные тропы из враждебных стран Артании и Славии.

Вне себя от негодования Асархаддон подошел к столику, за которым пили финикийские купцы , и отозвал в сторону одного из них.

Вдруг появляется как-будто купец с неслыханным асортиментом в коробушке.

Играл оркестр, парад продолжался, и все мы - молодые и старые, португальцы, африканцы и ни то ни се, купцы , бездельники и нищие дети - стояли и смотрели, зачарованные военными мундирами, саблями и торжественностью всего действа, музыкой и маршем, громкими командами и сложным парадным церемониалом.

Синяка повел одиннадцать человек в сторону серого пятиугольника Элизабетинских пакгаузов, где в былые времена купцы , входившие в Ахен через южные ворота, хранили свой товар.



Рассказать друзьям