Конспект занятия филиппок. Построение проекта выхода из затруднения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
  • работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • выставка книг Л.Н. Толстого;
  • словарь С.И. Ожегова;
  • кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

  1. Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).
  2. Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.
  3. К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).
  4. В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
  5. Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

  • Самостоятельный, настойчивый.
  • Идёт, преодолевает, получает…
  • Филипок добивается своей цели.

V. Домашнее задание

Наталья Семенова
Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Цели :1. Расширять представление о жизни детей в давние времена, побуждать сравнивать современную и старую школы.

2. Дать детям представление о том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине.

3. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете .

Методические приемы : выразительное чтение , вопросы.

Оборудование : иллюстрация А. Пахомова с изображением «Филипка » ,

репродукции картин Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» , «Устный счет» , иллюстрации современной школы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Воспитатель напоминает детям, что скоро они пойдут в школу, показывает иллюстрации, комментирует их, уточняет, что так было не всегда.

Беседа по репродукции картины Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» .

Куда пришел мальчик?

Как он одет?

Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?

Друзья мои, раньше не все дети имели возможность учиться, и на картине показано, что на пороге школы стоит бедный мальчик. Он в рваном пальтишке, худых штанах, на ногах большие лапти, в руках посох, на который он опирался, когда шел, за спиной котомка. По его лицу видно, что ему очень хочется учиться в школе, но он беден, ему нечем платить за обучение.

Затем воспитатель показывает репродукцию картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет» . Объясняет, что на ней изображена школа для крестьянских детей. Поясняет, что немногие бедняки могли себе позволить отдавать детей в школу. С ранних лет дети были заняты на работах, но как они стремились учиться! (делается сравнение с современной школой) .

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ребята, давайте послушаем рассказ Л . Толстого о маленьком мальчике, который очень хотел учиться. Это произведение написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой . У Льва Николаевича Толстого было много детей , и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту, стремление к учению.

Чтение рассказа «Филипок » .

II. Основная часть :

Понравился ли вам рассказ и почему ?

(Потому что Филипок маленький , мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)

Почему Филипок стоит у крыльца , не решаясь сразу войти в школу?

(Боится, стесняется, думает его прогонят и т. д.)

Что чувствовал Филипок , когда вошел в класс?

(Смущение, любопытство, боязнь.)

Каким был Филипок ? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый

(Смелым, шустрым, озорным, он хотел учиться и т. д.)

Чем закончился рассказ ? (Филипок стал ходить в школу .)

А как вы относитесь к Филипку ?

А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель читает эпизоды по выбору детей)

III. Заключительная часть :

Сейчас мы рассмотрим иллюстрации .

Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А. Пахомова «Филипок » .

Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации. Рассуждения детей и их ответы )

(Мальчик Филипок очень плохо одет , у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная, стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание учиться.)

Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филипке . И, наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Надеюсь, что все из вас с удовольствием будут ходить в школу и хорошо учиться!

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: Подготовительная к школе.

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи: Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

>>Литература 2 класс >> Литература: Л. Толстой. «Филипок»


Урок 22


Л. Н. ТОЛСТОЙ «ФИЛИПОК»

(быль)

Цели: прививать учащимся интерес к школе, предмету; работать над развитием грамотной, выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка


III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над былью «Филипок».

– Сегодня мы прочитаем еще одну быль Л. Н. Толстого «Филипок». Как вы думаете, о чем (о ком) будет эта быль?

Кто главный герой?
Почему мама не пускала Филиппка в школу?
Почему дорога в школу была нелегкой?
Почему Филиппок ничего не смог ответить учителю?
Почему Филиппок стал ходить в школу?

1) Чтение произведения учителем.

В рассказе «Филипок» перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль».

Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Учитель оставил его в классе. «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу».

Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика, зато под рукой.

В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись».

2) Высказывания учащихся.

– Каким вы представляете себе Филипка?
– Проследите за его действиями (выборочное чтение).
– Что пережил Филипок, когда бежал в школу? Почему?
– Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз пришли в школу.
– Как вы думаете, каким вырастет этот мальчик?
– Как автор относится к своему герою?

3) словарная работа

подённая – работа с оплатой по отработанным дням
Слободка – пригород, населённый пункт, очень близкий к городу.
Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

IV. Итог урока.

Как вы думаете, эта история могла произойти на самом деле?
Как называется жанр такого произведения? Быль - это …
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
Какие черты характера вы можете отметить?(назовите в том порядке, как они следуют в тексте)

Домашнее задание: подобрать пословицы к рассказу, подготовить пересказ.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Педагогический колледж г. Тамбова »

Конспект

урока по литературному чтению

Л.Н. Толстой «Филипок»

Провела студентка группы ПНК-41: Медведева Елена Юрьевна.

Место проведения: 2 «Д» класс МАОУ «Татановская СОШ»

Дата проведения: 22.06.2015

Оценка за конспект: … (…………) методист: _________/ С.В. Фи липпова/

Оценка за урок: …. (…………) учитель: __________/ М.С. Селезнева /

Оценка за урок: … (…………) методист: _________/ С.В. Филиппова /

Цель:

- познакомить детей с новым произведение Л.Н. Толстого;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

–обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Личностные:

    проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

    иметь общее представление о моральных нормах поведения;

    осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    осознавать личностный смысл учения, желать учиться

Регулятивные:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    следовать режиму организации учебной деятельности

    понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

    в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Познавательные:

    проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

    самостоятельно проводить краткий анализ объектов;

    под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

    давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные:

    участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

    понимать задаваемые вопросы;

    адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Оборудование: Учебник, презентация.

Литература:

учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Елена Юрьевна и этот урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь на свои места.

Сели ровно, спинка прямая.

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии .

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

    д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки, а ш - обозначает глухой согласный звук

    х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки, а к - парный согласный звук

    ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о - гласный звук

    б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные, а л – непарный звонкий согласный звук

    е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

Получилось слово ШКОЛА.

Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

Как школа связана с писателем?

Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерями.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерями.

3.Выявление места и причины затруднения.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г. Венецианова, И.Е. Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н. Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н. Толстой в яснополянском кабинете”.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Вместе с героем картины “У дверей школы” художника Н.П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

Что делают дети? (Все дети пишут).

Приоткроем дверь в другой класс.

Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П. Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

ФЕРТ

ЛЮДИ

ПОКОЙ

КАКО

Ф

И

л

и

п

О

к

О мальчике, по имени -Филипок.

5.Реализация проекта выхода из затруднения

пробного учебного действия.

Откройте учебники на стр. 112, найдите рассказ Л.Н. Толстого - «Филипок».

Давай те прочитаем текст.

Читаем текст до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

О чём этот рассказ?

Кто является главным героем?

Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

Какие слова и выражения вам были непонятны?

В рассказе нам встретились незнакомые слова:

слобода

пострелёнок

бедовый

(Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.)

Посмотрите на слайд…

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Физкультминутка.

Дети читают текст.

О том, как маленький мальчик пошёл в школу.

Дети отвечают на вопросы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

Почему Филипок решил пойти?

Как мальчик собирался в школу?

Где находилась школа?

Знал ли малыш дорогу?

Какие опасности встретились ему на пути?

Почему Филипок не решался войти в школу?

Как он вёл себя, зайдя в класс?

Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

Как Филипок стал складывать своё имя?

Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г. Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Дети отвечают на вопросы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8.Включение в систему знаний и повторение.

Посмотрите на слайд. Вы видите план рассказа, но он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Опасная часть дороги

Скучно одному

Знакомая дорога

Филипок собирается в школу

Раздумья на пороге школы

Встреча с учителем

Филипок становится учеником

Мальчик отправляется в школу

Слайд №13 (№14-15)

9.Рефлексия

С каким рассказом Л.Н. Толстого вы познакомились?

Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?

    Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;

    Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

    Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Конспект урока во 2 классе по произведению Л. Н. Толстого " Филипок".

Цели урока:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;

работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого;

выставка книг Л.Н. Толстого;

словарь С.И. Ожегова;

кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку.

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

Учитель:

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

Учитель:

Учитель:

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).

Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.

К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).

Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

Учитель:

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

Учитель:

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

Учитель:

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

Учитель:

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

Филипок

Самостоятельный, настойчивый.

Идёт, преодолевает, получает…

Филипок добивается своей цели.

Ученик.

V. Домашнее задание




Рассказать друзьям