Крыса из нержавеющей стали.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Телеканал «Россия» намекнул, что герой «панамского скандала», виолончелист Сергей Ролдугин тратит заработанные деньги на петербургский Дом музыки. «Фонтанка» попыталась понять, почему дворец все равно на 80% субсидируется государством.

В эфире главной политической программы российского телевидения - «Вести недели с Дмитрием Киселевым» - 10 апреля вышло большое интервью с известнейшим виолончелистом и художественным руководителем петербургского Дома музыки Сергеем Ролдугиным. Судя по всему, сюжет должен был подтвердить заявление президента Владимира Путина о том, что центральный персонаж российской части скандала с панамскими офшорами тратит деньги на покупку музыкальных инструментов и поддержку молодых талантов.

Начинается репортаж с эффектного хода журналиста «Вестей» Андрея Кондрашова. Сергей Ролдугин проводит экскурсию по родному Дому музыки на набережной Мойки (в Петербурге), но зрителям пока не говорят, кто этот мужчина с небрежно наброшенным на плечи синим свитером. И только после демонстрации убранства бывшего дворца великого князя Алексея Александровича, наконец следует представление.

"Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, - тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем "офшорных миллиардов". А он и не возражает: все так называемые "миллиарды" - здесь. В полной сохранности. И их можно потрогать", - говорит за кадром журналист «Вестей». С учетом того, что дальше виолончелист продолжает экскурсию, у многих зрителей должно было создаться впечатление, что если Сергей Ролдугин и заработал какие-то деньги вне мира искусства, то потратил их на реставрацию родного Дома музыки.

Хотя основным источником финансирования реконструкции дворца на Мойке был городской бюджет. Работы велись с 2007 по 2009 год силами некогда ключевого игрока на реставрационном рынке - компании «Интарсия». По данным сайта госзаказа, с «Интарсией» было заключено три основных контракта на 650 млн, 222 млн и 195 млн рублей. Всего же, как говорят в комитете по охране памятников, на восстановление дворца тогда ушло 1,2 млрд рублей.

Впрочем, по словам источников на реставрационном рынке, реальная сумма чуть больше. «На реставрацию потратили около 2 млрд рублей, но часть денег оформлена в виде непубличных дополнительных соглашений. КГИОП тогда очень серьезно боялся скандала с увеличением сметы», - говорит собеседник на рынке.

Государственная поддержка

«Наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами», - рассказывает журналист Андрей Кондрашов. Сам Сергей Ролдугин признает, что долгое время «ходил и клянчил деньги на профессуру и инструменты», потому что хотел, чтобы у «российских ребят было все самое лучшее».

«В какой-то момент меценаты предложили Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы», - так журналист «Вестей» поясняет, каким образом известный виолончелист стал бизнесменом. Он не говорит, о каких меценатах и компаниях идет речь. Хотя Ролдугину принадлежит 3,2% акций банка «Россия», а через Фонд развития и поддержки средств массовой информации он контролирует 10% футбольного клуба «Зенит». А раньше был собственником двух панамских офшоров, через которые, по данным ассоциации журналистов-расследователей ICIJ, прошло .

Впрочем, этот бизнес явно не самый прибыльный - ведь, оказывается, около 80% всех доходов Дома музыки - это поддержка Министерства культуры на проведение концертов и других мероприятий.

Так, согласно отчету по российским стандартам бухучета, в 2012 году учреждение заработало 45,6 млн рублей. Из них 34 млн - субсидия из бюджета на выполнение государственного задания. В 2014 году при доходах в 47,7 млн субсидия составила 41,6 млн рублей. Всего концерты в Доме музыки тогда посетило почти 45 тысяч человек.

В текущем году, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, Дом музыки намерен заработать на своей деятельности 34 млн рублей, из них 31,7 млн придут от Министерства культуры. Расходы должны составить 35,2 млн, то есть пока речь идет об убытке по итогам года. Впрочем, в 2012 году, например, учреждение даже принесло прибыль - в 318 тысяч рублей.

Министерство культуры поддерживает Дом музыки не только субсидиями на выполнение государственного задания. Например, в 2013 году учреждение через конкурс получило 4 млн рублей на организацию концертов и мастер-классов в различных регионах, а также в российских культурных центрах за рубежом. Проект получил название «Посольство мастерства». В 2015 году сумма, направленная на него из бюджета, составила уже 10 млн рублей.

Инструменты мимо дома

Кульминацией сюжета является рассказ про покупку музыкальных инструментов. Ведь именно на эти цели, по словам Владимира Путина, и тратит заработанные деньги Сергей Ролдугин. Следует перечисление инструментов, приобретенных известным музыкантом. Виолончель Страдивари, 1732 год; сейчас, по данным «Вестей», стоимость инструмента составляет 11,5 млн долларов. Виолончель мастера Гофрилера, цена - 3 млн долларов.

Следующий кадр - счастливый молодой музыкант, играющий на самых лучших инструментах. «Скрипач Павел Малютин - талант, найденный Ролдугиным в Перми. В руках у него скрипка Гварнери стоимостью несколько миллионов долларов, выданная в Доме музыки», - рассказывает журналист Андрей Кондрашов.

Однако финансовая отчетность Дома музыки не отражает все эти дорогие покупки.

По состоянию на июнь 2013 года стоимость особо ценного движимого имущества учреждения составляла 27,8 млн рублей. Такая же сумма отражена в отчете на 1 января 2015 года. Наконец, неизменной она оставалась и на начало 2016 года. В соответствии с внутренними документами Министерства культуры, нижний предел стоимости особо ценного имущества - от 200 до 500 тысяч рублей, в зависимости от конкретного учреждения. Безусловно, дорогие музыкальные инструменты относятся к их числу.

Таким образом, получается, что на балансе Дома музыки числится особо ценного движимого имущества на 400 тысяч долларов по новому курсу. И менее миллиона - по старому. Конечно, могло так получиться, что дорогие приобретения, о которых народу поведали "Вести недели", не ставились на баланс учреждения. «Фонтанка» обратилась за бухгалтерскими разъяснениями к директору Дома музыки Олегу Анисимову. Однако тот попросил прислать официальный запрос. «Откуда я знаю, что тот, кто звонит по этому телефону, - именно вы?» - сказал он.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

Инструмент работы Страдивари за $12 млн могут защитить от ареста за границей особой схемой владения

Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин , сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».

Стивен Хонигберг играет на теперь уже российском «Стюарте».

Начнем с конца - про Японию. Про антикварную виолончель Дюпора (Страдивари ее сделал в 1711 году) сейчас все знают, поскольку, во-первых, на ней с 1974 по 2007 гг. играл Мстислав Ростропович (и называл своей любовницей), а, во-вторых, она объявлена самой дорогой в мире (по косвенным данным, после смерти Ростроповича инструмент был приобретен Японской музыкальной ассоциацией за 20 млн. долларов).

Не удивительно, что не менее , на которой в последнее время играл американский музыкант Стивен Хонигберг, могла быть приобретена за 12 млн. Путин допустил, что инструмент может быть передан государству для общего блага.

Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Госколлекцию, но наши эксперты допустили, что Ролдугину связываться с нею совершенно ни к чему. «Редкие инструменты хранятся нынче не только в Госколлекции, но состоят на балансе Большого и Мариинского театра, и даже крупных оркестров. Ролдугин является худруком Санкт-петербургского Дома музыки, расположенного во дворце Великого князя Алексея Александровича, - сам дворец как музей, там много аутентичных предметов того времени, кроме того, есть и музыкальные инструменты, которые Ролдугин использует для проведения мастер-классов молодым талантливым исполнителям».

Понятно, что владеть лично ценной виолончелью он не будет - слишком велики страховые издержки, гораздо надежнее держать ее на балансе своего же Дома музыки, причем есть такой нюанс. Сегодня для многих музыкантов Госколлеция редких инструментов несколько теряет значение, потому что а). она официально относится к Музею музкультуры им. Глинки (а ранее была самостоятельной структурой), что не может не накладывать на нее отпечаток некой закрытости; и б). из-за угрозы ареста российского имущества по делу ЮКОСА, вывозить за кордон редкие госинструменты сейчас запрещено, а зачем они тогда нужны, если не для развития международной карьеры солиста?

Напомню, плата за аренду и страховку инструмента из Госколлекции ложится тяжким бременем на музыканта - сумма может доходить и до миллиона рублей в год. А вот если виолончель «Стюарт» будет на балансе Дома музыки в Санкт-Петербурге, ее юридически могут не просчитать на Западе как часть госимущества, все-таки речь будет идти о музыкальном учреждении.


Сергей Ролдугин.

«Так что, если такой инструмент в самом деле станет российским, - комментируют наши эксперты, - молодые таланты будут только рады время от времени прикасаться к нему; читателям лишний раз стоит напомнить, что инструменты - не картины, они постоянно должны быть в игре, а не в хранении, их красота именно в звуке (сейчас не берем во внимание старинные живописные клавесины или хрустальные рояли), если на Страдивари не играть - он перестанет быть Страдивари».

Что касается самого Ролдугина, то наши эксперты склоняются к мнению, что скандал, конечно, не пошел ему на пользу. «Все зависит от темперамента человека. Иной бы после такого мощного пиара не вылезал бы с тусовок и с экрана телевизора, стал бы новой звездой, скандал многократно бы увеличил его популярность.

Далеко ходить не надо - только ленивый до сих пор не взял по поводу очередного разоблачения. Но пиар, скандалы и тусовки - это не стиль Ролдугина, который является человеком закрытым, серьезным, очень образованным, издает ноты, глубоко и ответственно занимается музыкой, это человек умственной работы, а не барыга от музыки, норовящий поделить рынок, подмять под себя фестивали, бюджеты и прочее. Так что, личного комфорта вся эта ситуация ему вряд ли добавила».

Пользователи соцсетей отреагировали фотожабами и ироничными комментариями на заявление Владимира Путина о том, что его близкий друг Сергей Ролдугин — владелец офшорных компаний, который, как полагают журналисты, служит прикрытием для средств, принадлежащих российскому президенту, якобы покупает музыкальные инструменты в интересах государства

Когда СМИ сообщили о причастности мировых лидеров и знаменитостей к схемам по отмыванию денег и ухода от налогов, российские государственные медиа «не заметили» расследования об офшорах чиновников и друзей Путина . Прокремлевские рупоры предпочли рассказать не о них, а о президенте Украины Петре Порошенко, не передавшем свои активы в траст, и о фирмах футболиста Лионеля Месси. Когда один из пользователей соцсетей поинтересовался у пропагандистского телеканала LifeNews, не желают ли журналисты рассказать о каких-либо других героях «панамского списка», ему ответили, что не понимают о чем речь.

И это притом, что в международном расследовании упоминаются министр экономического развития Алексей Улюкаев, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, бывший заместитель управляющего делами российского президента Иван Малюшин, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. Кроме того, как выяснилось, люди из ближнего круга Владимира Путина, в частности, его друг, виолончелист Сергей Ролдугин (на фото в заголовке) и основной владелец банка «Россия» Юрий Ковальчук, которого называют личным кассиром российского президента, вывели в офшоры два миллиарда долларов.

Центр по исследованию коррупции и организованной преступности и независимая российская «Новая газета» уделили Сергею Ролдугину особое внимание. Изучив документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, расследователи установили, что близкий друг Путина был вовлечен в тайную операцию по получению контроля над российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», а также состоял в числе акционеров Vi — крупнейшего продавца рекламы на российском телевидении.

Журналисты полагают, что Ролдугин может быть прикрытием для средств, которые на самом деле принадлежат президенту России. Ведь легкость, с которой его офшорным фирмам доставались деньги, просто поражает. Например, компаниям Ролдугина выписываются кредиты на огромные суммы, которые впоследствии «прощаются» за один доллар. Или в один день заключалась и расторгалась сделка на акции «Роснефти», после чего выплачивалась неустойка в пользу компании виолончелиста в размере 750 тысяч долларов. Такие операции позволяли получать миллионы долларов просто из воздуха. Журналисты полагают, что крупные бизнесмены через компании, зарегистрированные на имя Ролдугина, платят дань Владимиру Путину.

В Санкт-Петербурге 65-летний виолончелист руководит созданным по его инициативе Домом музыки. С Путиным Ролдугин познакомился через своего брата Евгения, с которым будущий российский президент учился в Краснознаменном институте КГБ. Как подтверждал сам музыкант, он — крестный отец Марии, старшей дочери Путина. Ролдугин часто упоминается в биографии Владимира Путина «От первого лица» как персонаж, с которым связано многое в жизни президента. После скандальных публикаций музыкант пообещал журналистам «Новой газеты» прокомментировать информацию об офшорных компаниях с оборотом в миллиарды долларов позже и… перестал отвечать на звонки.

Вместо него «панамский список» прокомментировал Владимир Путин. На медиафоруме российский президент рассказывал об офшорах своего друга-виолончелиста около восьми минут. Начал он так: «Постараюсь быть кратким. Начинать нужно с 90-х. Тогда всем нравилось поставлять нам картошку и использовать Россию в своих интересах». Потом упомянул бомбежки Белграда, переворот в Украине, Эдварда Сноудена, российскую операцию в Сирии, Первую мировую войну и Wikileaks…

Друг-виолончелист возник на 6-й минуте: «Что касается Ролдугина, он не просто какой-то музыкант, он блестящий музыкант. Многие творческие люди в России пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно — и он тоже. Какой его бизнес? Он был миноритарием в одной из наших компаний. Он что-то там зарабатывает, и это не миллиарды долларов, миллиарды — это полная чушь», — сказал Путин. Интересно, что сам Ролдугин заявлял журналистам, что бизнесом не занимается. Теперь, надо полагать, будет знать, что занимается, да еще как.

«Я горжусь, что у меня есть такие друзья. Почти все деньги он истратил на покупку музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию, передав в собственность госучреждений», — сообщил Путин. Впрочем, россияне не только усомнились в правдивости слов российского президента, но и высмеяли его заявление.


«Владимир Владимирович Путин ляпнул, не подумавши, — иронизирует в „Фейсбуке“ российский журналист Сергей Пархоменко. — Виолончель Антонио Страдивари оценивается примерно в шесть миллионов долларов. На два миллиарда можно их триста штук накупить. Три полных фуры страдивариевских виолончелей, прикиньте, пацаны. Получится по двенадцать штук на каждую районную детскую музыкальную школу Санкт-Петербурга. И еще по паре альтов Гварнери — на сдачу. То-то детки заиграют… Можно будет их научить что-нибудь из Лепса пиликать…»



Пользователи соцсетей, как водится, на заявление российского президента о покупке музыкальных инструментов отреагировали фотожабами и едкими комментариями:

«Ролдугин купил виолончели на два миллиарда долларов, но мы их подавили бульдозерами, поэтому их нигде нет».

«Дайте мне 300 скрипок Страдивари. — Ваш заказ, господин Ролдугин, еще в работе! Страдивари просил кланяться».

«Путин носил за Собчаком дипломат, Ролдугин носит за Путиным чехол от виолончели. Чертова инфляция».

«В 2018 году у каждого гражданина РФ будет по виолончели».

Которое все обсуждают, но вряд ли все прочитают ввиду большого объема и разных языков публикаций.

Сразу отвечу, важно понимать: расследование основано на утекших данных одной из панамских юридических фирм. Так что это даже не «верхушка айсберга офшорной собственности чиновников», а её совсем небольшая часть.

Тем не менее, эта небольшая часть вполне тянет на импичмент. Вот самые занимательные факты и находки, которые прямо касаются граждан России:

Владимир и Людмила Путины с новорожденной (в центре) и супруги Ролдугины.1985 год

1. Виолончелист Ролдугин - один из кошельков Путина.

Обнаружился один из самых настоящих кошельков Путина. Это не какой-то там бизнесмен, наживающийся на господрядах. Сергей Ролдугин - старинный друг и крестный отец одной из дочерей Путина. Человек подозрений не вызывавший, к бизнесу не причастный. Музыкант, какие там деньги и офшоры? А оказалось, что скромному музыканту загнали минимум $ 2 000 000 000 на офшорные счета.

Когда ты президент авторитарной страны, украсть деньги из бюджета очень просто. Сложнее их спрятать. Еще сложнее потратить. Мы, конечно, понимаем, что капиталы Тимченко, Ротенбергов и Ковальчуков - тоже в той или иной степени принадлежат Путину. Но всё-таки нельзя считать, например, Ротенбергов совсем номинальными держателями - они полностью управляют бизнесом. Когда ты используешь деньги Ротенберга для (и их бабушкам), возможны скандалы вроде недавнего.

Задумка Путина заключалась в том, чтобы хранить личные украденные деньги в самом неожиданном месте, у самого неожиданного персонажа - известного музыканта-виолончелиста, человека лояльного и честного (по отношению к боссу) и, судя по всему, достаточно скромного даже в быту. Никаких красных феррарей и прочих глупостей.

Но у этого хитрого плана есть и слабая сторона. У музыканта, даже самого талантливого и самого популярного в мире, просто не может быть столько денег. Государственные банки не выдают виолончелистам кредиты на сотни миллионов долларов. Олигархи не дают (а уже тем более не прощают потом) виолончелистам долги на миллиарды рублей. Управленцы Роснефти и Сбербанка не проворачивают очевидно криминальные сделки, чтобы обогатить офшор музыканта еще на миллион-другой долларов.

Ролдугин не может ни слова сказать внятно о «своей» офшорной империи. Действительно, а что тут скажешь, вопрос деликатный:

Медведев, Ролдугин, Путин

«Ребята, я, честно говоря, сейчас никакие комментарии не могу давать. Я должен посмотреть и понять, что можно говорить, что - нельзя. Я просто боюсь давать интервью. Когда я одним немцам отказался давать интервью, так они написали, что Путин настолько запугал своих знакомых и друзей, что они боятся говорить. Вот в таком виде меня выставляют. Я понимаю, что здесь очень важные вещи. Занимаешься бизнесом или не занимаешься? Откуда деньги? Чьи? Это я все знаю. Это деликатные вещи »

6. Ликсутов зарабатывает не только на электричках и метро, но и на метаноле.

Из панамской утечки мы узнали, что бизнес Ликсутова достаточно диверсифицирован. Министр транспорта Москвы зарабатывает не только на транспорте, но и на торговле метанолом.

7. Еще один наш старый знакомый Александр Бабаков оказался владельцем панамского офшора.

Мы долго и усиленно пишем об Александре Бабакове, одном из самых бедных депутатов Госдумы, если судить по декларациям. Мы уже находили у него и . Панамские файлы связывают его с крупнейшим игроком на рынке энергетики Украины - VS Energy.

Мы всё гадали - почему же украинские власти, внесшие Бабакова в санкционный список, никаких действий против него не предпринимают. Теперь понятно - незадекларированные панамские офшоры обнаружились и у Петра Порошенко .

8. Ряд чиновников напрямую нарушают закон, запрещающий им владеть иностранными активами

Просто не исполняют закон и все. Потому что могут. Деофшоризация? Нет, не слышали.

В этом списке - депутаты-единороссы Звагельский и Слипенчук, губернатор Челябинской области Дубровский и губернатор-бандит Турчак.

9. Родственники самых яростных патриотов хранят свои деньги в офшорах. Вообще все хранят свои деньги в офшорах.

Здесь попались родственники главы Совбеза Патрушева, главы Ростеха Чемезова и . У другого замминистра внутренних дел Махонова нашлось аж 5 действующий офшоров. Даже у чеченского сенатора Геремеева - дяди того Геремеева, что организовывал убийство Немцова - нашелся старый офшор. У бывшего зама Кожина из Управления Делами президента - тоже панамский офшор. И у сына «либерала» Улюкаева с его же женой, - опять же офшор в Панаме.

Кажется, так много фамилий, что невозможно запомнить? Ещё раз напоминаю: речь идет об утечке из ОДНОЙ компании-регистратора. Только лишь в Панаме, даже не самой популярной офшорной юрисдикции.

Сколько еще чиновников и их родственников прячет свои деньги на Британских Виргинских Островах, Белизе, Каймановых островах, Бермудских островах, Лихтенштейне и Кипре?

Пример утечки из Панамы доказывают всем нам то, что рано или поздно самые хорошо спрятанные активы станут достоянием общественности. Спасибо журналистам консорциума OCCRP за работу колоссального масштаба и важности.

О нем президент на встрече с журналистами говорил с особой теплотой.

"Многие творческие люди в России — я не знаю, каждый второй, может быть, если вы обратите внимание, — пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович — тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает. Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного! Какие-то зарабатывает. Что любопытно и интересно, я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Это дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное. Но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает все из своих средств. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья", — заявил .

Так о ком говорил Путин?

Как же хотелось на безрыбье американцам в поисках компромата на Путина покусать хотя бы Петербург, город, где Путин родился, где наверняка крестил своих детей, где, конечно, так много знакомых. Ну, должно же быть хоть что-то, за что можно зацепиться?!

До какой же степени город-герой Ленинград оказался не по зубам кусателям. Мало того, выясняется, что культурная столица и сама может дать в зубы.

В дворце на набережной реки Мойки с утра до ночи проводит время человек, который придумал "Реку талантов" — уникальную систему поиска и воспитания молодых дарований России, для которых и открыт в царских интерьерах государственный Санкт-Петербургский Дом музыки.

Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, — тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем офшорных миллиардов. А он и не возражает. Все так называемые миллиарды в Алексеевском дворце в полной сохранности, и их можно потрогать.

Многое в Алексеевском дворце удалось сберечь, но что-то растащили по дачам еще в советское время, что-то варварски уничтожали уже в 90-х. Огромную часть интерьеров скрупулезно восстанавливали заново по фотографиям.

Было время, когда в княжеском парке за окнами то и дело стреляли. В Петербурге делили сферы влияния, а во дворце толпились кортежные девицы для бандитов всех мастей.

"Дворец был в аренде у одной московской фирмы 11 лет. Не буду называть, чтобы остаться в живых, но они довели его до такого состояния, что его можно было купить за бесценок. Обычная схема. Разрушалось все. Водосточные трубы они повернули в подвал, чтобы все мокло и рушилось, чтобы потом снести или за копейки купить. Фактически мы спасли дворец", — отметил Сергей Ролдугин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки.

А потом наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами.

Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки.

"Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил", — вспоминает Ролдугин.

В какой-то момент меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы.

"Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь", — говорит Ролдугин.

Поинтересовались. Те самые инструменты в мировых каталогах. Подобных виолончелей Страдивари на планете чуть больше десяти. У одной — даже свое имя — Стюард. 1732 год. Эти инструменты не продаются. Рынок ставит лишь нижнюю планку цены, за которую кому-то раз в сто лет может посчастливиться ее приобрести, — 11,5 миллиона долларов.

А вот виолончель мастера Гофриллера — еще одна гордость Дома музыки. И тоже несколько миллионов. Но Ролдугина интересует другая цифра — 1698 год. Еще до основания Петербурга.

"Одни только эти цифры приводят в трепет и профессионалов, и знатоков. Все это — уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", — отметил Сергей Ролдугин.

Для него это самый волнующий момент. Инструмент помнит еще Петра Великого. Один из владельцев — прусский король Вильгельм. "Теперь этот инструмент будет жить в России. Звук, как говорил Райкин, "специфисиский". Как я говорил, голос Карузо. Это и есть его голос", — рассказал Ролдугин.

"Прекрасный музыкант, который, как сказал президент, занимается бизнесом, и в отличие от многих деятелей культуры преуспел в бизнесе, который на эти деньги покупает музыкальные инструменты, которые дороже многих музейных экспонатов, которые государство покупает. С Сергеем Павловичем все абсолютно ясно. Он слишком яркий человек в культуре, поэтому на него иногда сыплются недоброжелательные шишки. И это тоже должно входить в должностные инструкции", — считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сергей Ролдугин не хвастает, но и не скрывает, что знаком с Владимиром Путиным еще с 1977 года. Музыкант действительно крестил старшую дочь будущего президента. И, наверное, признается Ролдугин, это знакомство помогает тому, что культуру в России бизнес поддерживает охотно. Хотя и он, и Валерий Гергиев чаще вместе тратят на гастроли одаренной молодежи деньги из своего бизнеса.

"Зачастую мы вместе планируем такие вещи. Очень многие скрипачи и виолончелисты, пианисты — я могу назвать Сергея Редькина, это очень хороший пианист, один из победителей конкурса Чайковского, Павла Милюкова, это замечательный скрипач — развиваются, растут. Я вообще впервые о них услышал от Ролдугина, я не слышал таких имен", — отметил Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра.

Друзья говорят, что Сергей Ролдугин остался школьником. Когда были деньги на завтрак, он покупал ноты.

"Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь, кто это может? А я могу. Разве это не счастье?" — задается вопросом Сергей Ролдугин.

Скрипач Павел Милюков, талант, найденный Ролдугиным в Перми, — один из сотен, на которого обрушилось это счастье. Теперь он выступает по всему миру. А в руках у него — еще один экземпляр из каталогов мирового достояния культуры, выданный в Доме музыки, шедевр стоимостью в несколько миллионов долларов — скрипка мастера Пьетро Гварнери, 1701 год.

"Попробуйте на Западе, чтобы, чтобы кто-то снял зал для молодых неизвестных ребят. Это исключительные случаи, и всегда за ними стоят какие-то финансовые заинтересованные инвесторы, которые верят в это. А мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!" — радуется Ролдугин.

А еще бесконечные концерты по всему миру и российским регионам, фестивали в ближнем зарубежье, где миллионы людей мечтают оставаться в орбите великой русской культуры.

"Ролдугин — это человек, который любит свое дело. И у него дело стоит превыше всего. Он с маленькими детьми как работает. Приезжает в Вильнюс, Каунас на фестиваль, у него мастер-классы, он встречается с молодыми ребятами, дает возможность им дальше продвигаться, учиться. Они щедрые, они делятся, когда нужна помощь в какой-то стране или в России. Всегда обращаешься в Дом музыки — тебя слышат. Это очень ценно", — признался Гентолтас Жельвис, председатель Совета литовцев в России, заслуженный деятель искусств, профессор.

Жельвис говорит, что все эти панамские документы — пена. Во всяком случае, России они точно не вредят. Действительно, если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко — запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!

"Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче — я владею талантами России!" — заявил Ролдугин.

Материалы, на которых что-то или кого-то хотели поймать, публиковались от имени некоего Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP). Его глава Дрю Салливан открыто признал, что финансируется американским Агентством по международному развитию (USAID).

Центр Салливана работал в связке с еще одной организацией — это Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists — ICIJ).

И вот тут обнаруживается матрешка. Совсем не русская. Консорциум журналистских расследований, в свою очередь, вышел в 1997 году как проект так называемого Центра Общественной честности (Center for Public Integrity — CPI). Именно этот центр на гранты Фонда Сороса и Фонда Макартуров, Фонда Форда и других много лет аккумулирует вокруг себя журналистов из различных стран. Например, недавно все журналисты сообща отрабатывали гранты по расследованию контрабанды табака. И вот теперь — новое общее задание. Поступило оно от курирующей организации — это Американский Совет по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors — BBG), где работает Ричард Лобо, бывший подчиненный Джона Керри в Госдепе США. До этого он занимал высокие должности в медиаструктурах США, причем по личным назначениям Барака Обамы.

Здесь же в Совете по вещанию — и лично Джон Керри, то есть это уже кураторство самого Госдепа. А теперь внимание: в 2015 году Госдепартамент США и Агентство по международному развитию (USAID) потратили на поддержку "свободы информации и независимой прессы в мире" 65 миллионов 400 тысяч долларов. И внушительную часть этих денег получили как раз Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр по расследованию коррупции (OCCRP). Вот теперь круг замкнулся. Не хватает разве что последней детали. Материал для информационной "канализации" этой матрешки поставляет АНБ — Агентство национальной безопасности США.

А это уже другая история. Мало, кто знает, что перед самым Майданом в Киеве в разгар дискуссии о том, надо ли Украине идти на договор об ассоциации с Европой, в стране был выключен независимый канал "ТВi".

Потом в гари Майдана Киев стал терять население Крыма. Но понять, что происходит на полуострове, украинцы тоже не смогли. В марте 2014 года на Украине погасли все российские информационные каналы, которые транслировала кабельная сеть "Воля". Крупнейший оператор телесетей вел себя так, как говорили из Вашингтона, потому что стратегический ресурс Украины заблаговременно купил крупный венчурный фонд США. Также 2008 году американцы задались целью скупить и российские телевизионные сети.

"Кстати говоря, хорошо, что у нас вообще кабельные сети сохранились. Вы знаете, что мы чуть-чуть их не потеряли. Несколько лет назад, если бы еще немножко, и все бы наши кабельные сети ушли к иностранному оператору. Просто в одно касание. Но этого не случилось. Они сейчас находятся в России и у российских собственников", — подчеркнул Владимир Путин.

Тогда эту многоходовую сделку на рынке не все и заметили, так как проводилась она под прикрытием ФСБ. Что же это была за сделка в 2008 году?

"В 2008 году нами была получена оперативная информация об интересе американских спецслужб к телекоммуникационным активам России. В частности, крупнейший оператор кабельного телевидения и Интернета, его активы были выведены в офшор, готовился к сделке по продаже этих активов американской компании, финансируемым специальными фондами", — рассказал один из сотрудников ФСБ.

Компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. И на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций.

"Было принято решение по возврату государственного контроля над этим активом", — сказал один из сотрудников ФСБ.

Стоимость акций "Национальных телекоммуникаций" была оценена владельцами в полтора миллиарда долларов. Чтобы собрать такую сумму в офшоре, а выкупать наши кабельные сети нужно было именно там, государство обратилось к бизнесу. Львиную долю взялась оплачивать "Национальная Медиа Группа". Пакет поменьше брали на себя "Северсталь" и "Сургутнефтегаз". В поддержку был и сформирован пул банков. В равных долях — Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк". В апреле 2008 года пул российских компаний выкупил все 100% акций "Национальных телекоммуникаций". Стратегический ресурс России увели из-под носа американцев. Это и был питерский удар в зубы.

"И передача активов компании госкомпании "Ростелеком", — пояснил один из сотрудников ФСБ. Показательно в этой связи то, что "Ростелекому" передали национальные сети за те же деньги.

То есть этот пул компаний, купив за полтора миллиарда долларов "Национальные телекоммуникации" в офшоре, потом за те же деньги безо всякой прибыли для себе фактически передал это государству?

Абсолютно правильно, — отметил один из сотрудников ФСБ.

"Масштабные подозрительные сделки друзей Путина" — это в заголовках западных СМИ, выходивших всю прошедшую неделю со ссылкой на все те же панамские документы. 200 миллионов долларов — прибыль от сделки с "Национальными коммуникациями", где выгодоприобретателем мог быть Путин, пишут расследователи. Прибыль, как выясняется, — ноль. Впрочем, как глава государства Путин да и Россия — явные выгодоприобетатели.

Не будем моделировать ситуацию, при которой десятки миллионов зрителей нашей страны достались бы американцам. Просто посмотрим, кем эти американцы оказались на Украине.

Providence Equity Partners — один из крупнейших фондов прямых инвестиций в медиа- и телекоммуникации. Активы — 21 миллиард долларов. Является частью компании USIS, которая отвечает за проверку кадров для американских госструктур, в разведывательных и военных сферах. Эта же компания принимала на работу Эдварда Сноудена. Дальше рассказывать не стоит. Можно лишь представить, какой осадок у американских спецслужб оставили офшоры, где их оставили без российской добычи. Вряд ли в АНБ подозревали, что столкнутся в офшорах с российскими спецслужбами. А именно так и получилось.

"Мы выполняли задачу по сохранению контроля государства за стратегическим активом РФ. И она была выполнена", — отметил один из сотрудников ФСБ.

Нам не рассказали, чьи еще офшоры наши спецслужбы могут использовать в интересах страны с привлечением государственно ориентированного бизнеса. Пусть и в следующий раз это будет сюрпризом для ЦРУ. А на этот раз они сработали плохо и не на тех нарвались



Рассказать друзьям