Легенды о петухе. Легенда о китайском гороскопе - петух

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Тамилин

09.01.2005 | Посетителей: 24348

Вот и еще один рейд Земли вокруг Солнца готовится стать историей. Не успели мы в марте сказать: «Весна. Скорей бы Новый год!», как, глядя на исчезающую осень, стало понятно, что этот самый Новый год уже совсем не за горами. Дед Мороз со Снегурочкой, поди, уже вовсю носят, возят, пакуют и заворачивают. Что же остается нам? А нам остается готовить сани летом, подводить итоги и смотреть вперед. Потихоньку помахивая ручкой Обезъяне, с которой через каких-то 11 лет встретимся снова.

Символ следующего, 2005-го, года куда менее экзотичный обитатель наших широт, чем его предшественник. Менее экзотичный, но отнюдь не менее интересный и колоритный. Кто же он такой - Петух?

Поскольку каждый из нас хоть раз в жизни видел эту птицу, отмечу лишь, что это двулапый самец курицы с ярким красным хохолком и разноцветным хвостом, имеющий, как все живое (и неживое) на этой планете, латинское имя - Gallus .

С древнейших времен Петух не был обделен вниманием людей и являлся символом преимущественно хорошего, светлого и радостного. Скажем, у древних греков, которые почему-то называли его электруоном, Петух возвещал свет, а также символизировал вечное возрождение жизни. При этом, правда, он работал на полную ставку у Персефоны, которая большую часть времени проводила в Царстве мертвых.

Древние римляне пошли дальше. Они не только перестали опускать Петуха на тот свет, но и присвоили ему статус бдительной и всевидящей «священной коровы», которую запрещалось использовать в качестве банальной пищи. Нарушители сего закона после наказания, видимо, попадали туда, где еда им была уже не нужна. Правда, применение Петуху все равно нашли несколько потребительское - он использовался при гаданиях и в предсказаниях погоды. Впрочем, с высоты тысячелетий легко критиковать людей, у которых не было ни Гидрометцентра, ни Управления статистики…

В Древнем Китае наш Петушок пошел на повышение, в гаданиях на кофейной гуще замечен не был, а вместо этого сопровождал не что-нибудь, а само Солнце на его тернистом пути по пятому и десятому домам китайского зодиака. Кроме того, у китайцев Петух олицетворял смелость, достоинство, верность и благожелательность. Хотя последнее не помешало ему стать символом войны и Октября. Вот вам и логика! Да и насчет священности возможны варианты, ведь если по закону тебя нельзя съесть, это совершенно не означает, что тебя нельзя принести в жертву. Думается, далеко не все петухи доживали до седых лет, оставив четырехзначное число потомков. Ну да Бог с ними, китайцами. Посмотрим лучше на японцев.

В Древней Японии Петух не только созывал верующих к молитве, но и в один прекрасный день, как поговаривают, вызвал богиню солнца Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет. Именно Петух не позволил указанному высшему существу поддаться узкокорпоративным (или личным) интересам и своим пением помог ей стать на верную тропу. За что получил свободное передвижение по синтоистским храмам, а также избежал попадания в потребительскую корзину. Причем совсем не по причине вопиющего несоответствия минимальной древнеяпонской зарплаты древнеяпонскому же прожиточному минимуму.

В оборону отрядили Петуха и древние евреи, доверившие ему должность третьего стража ночи, который держал границу на замке каждый Божий день от полуночи до рассвета. Трудно сказать, что и как делал Петух, если супостат начинал нагло и беззастенчиво проявлять агрессию именно в это время, однако жалобы на качество его службы до наших дней не дошли.

Подводя черту под дохристианским периодом, можно резюмировать, что в те далекие времена Петух просто так не кукарекал, украшал различные религиозные церемонии (в том числе жертвоприношения!) и был неизменным спутником всевозможных солнечных божеств. Исключением здесь стали только скандинавы и кельты, у которых наш хохлатый и горластый герой водился исключительно с подземными, точнее, загробными, богами.

Ну и совсем по-нашему решили проблему древние славяне. Непосредственные наши предки считали Петуха лучшим оберегом, но при этом не стеснялись использовать его (в том числе и по частям) в таких глобальных целях, как борьба со сглазом у взрослых и с бессонницей у детей. К тому же, боюсь, в рацион древних славян Петух очень даже входил. Вот так мы поступали со своими талисманами еще в те незапамятные времена, когда формировались менталитеты!

Появление христианства если и не вдохнуло в образ Петуха новую жизнь, то уж точно освежило старую.

С окончанием ненашей и, соответственно, началом нашей эры Петух окончательно и бесповоротно стал символом света, который приветствует восход Солнца на востоке и заодно обращает в паническое бегство силы тьмы и зла. Кроме того, он символизировал воскресение и пришествие Христа, а также ассоциировался с апостолом Павлом, означая человеческую слабость и покаяние.

Святой Георгий и вовсе превратил Петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается), чем возвышает голос свой». В «Отречении Петра», сцены из которого часто изображались на раннехристианских гробах, троекратное пение Петуха являлось предостережением от зазнайства.

Как-то незаметно появилось и разделение красногребешковой братии по окраске: если цветной Петух имел недурственные успехи на поприще борьбы с нечистой силой, то его черный собрат как раз таки эту силу и представлял. Впрочем, сей досадный факт не особенно повлиял на общий имидж гордой птицы.

Основным направлением деятельности Петуха стало троекратное утреннее пение (пение?! крик!), которое не только, как упоминалось выше, разгоняло плотную тусовку в составе Бабы Яги, восставших из ада и прочих домовенков Кузей, но и выполняло объединенные функции будильника и сигнализации. Причем Петух в указанном сегменте рынка являлся абсолютным и полным монополистом. К счастью, в средние века не было не только будильников, но и антимонопольного законодательства.

Подвиги петуха на поприще изгнания нежити неоднократно воспевались в фольклоре и в художественной литературе. Чтобы не ходить далеко, можно взять Гоголя или Булгакова, в известных произведениях которых Петух спас не одну живую душу. Да и не зря изображения этой птицы в качестве стража от дьявольских сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках. Даже удивительно, что этот универсальный солдат с таким перечнем обязанностей и заслуг не получил правительственных наград. Мир все-таки несправедлив!

Кстати, петушиный крик, судя по преданиям, помогал и в строительстве. Например, легенда, записанная Иваном Франко, повествует о том, как семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь. Однако сколько ее ни строили днем, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой (!!, а если бы не помогло?!) шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, "петух закукарекал и она сама вознеслась из-под земли аж до неба". Вот такая, как говаривал барон Мюнхаузен, правдивая история. Может и нашим строителям взять на вооружение?

Справедливости ради надо отметить, что в средние века к Петуху «прилипли» и некоторые менее распрекрасные качества. Скажем, кое-где в Европе он был символом похоти и драчливости, а наши родные народные сказки приклеили к Петуху ярлык хвастливой и не отличающейся умом и сообразительностью птицы. Наверное, это все от зависти. Многие ли могут похвастаться тем, что были эмблемой Франции и одним своим голосом разгоняли ночных «гостей» по «домам»? Многие стали синонимом рассвета и возрождения? А может, кто-то будил всех нас каждое утро с незапамятных времен? Или кто-то хочет занять этот пост? То-то же! Планета должна знать своих героев! Знать и ценить.

Теперь, когда, надеюсь, все осознали ответственность и важность момента, остается только выразить уверенность, что нас ждет интересный, спокойный и жизнерадостный год. Ждем тебя, Зеленый Петух!

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Когда будете прогуливаться в Лиссабоне по сувенирным лавкам, обратите внимание на множество разноцветных петухов, очень напоминающих по раске наших, русских петушков. Это один из символов Португалии. Петух Барселуш не простой, а жареный, поэтому всегда черный. А еще он справедливый. Все объясняет старинная легенда

Если верить этой легенде, в своё время петух, спасший человеку жизнь, стал в Португалии символом справедливости. События эти произошли в далёкие века в городе Барселуш. Как же это было….

Это случилось давнымдавно, когда столица Галисии Саньяго-де. Компостело была одним из центров религиозного поклонения и многие верующие отправлялись в паломничество в эти святые края.

Однажды молодой галисиец, направляясь в вышеуказанную местность, держал свой путь через город Барселуш. Устав от дороги, он попросился на ночлег в один из постоялых дворов. После молитвы и ужина, готовясь ко сну, он разделся и лёг в приготовленную ему постель.

Молодой и мускулистый торс пилигрима привлёк внимание хозяйки двора. Однако, молодой человек отверг намерения женщины. Его целью были странствие и молитва. Но нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Решив отомстить обидчику, она дождалась, когда молодой человек уснёт, подсунула ему в сумку свои серебряные столовые приборы.

Как говаривал классик: «Лучше мужчине жить в пустыне без воды, чем встретить на своём пути мстительную особу» . Что и произошло с нашим горемыкой. Наутро, расплатившись с хозяйкой за еду и ночлег, путник уже собрался было уйти, как тут она вдруг подняла крик: - Караул! Ограбили! Держи вора! На крик прибежали стражи порядка, схватили беднягу, обыскали его вещи и, обнаружив пропажу, повели в дом судьи.

Когда нарушителя спокойствия привели к судье, тот трапезничал с друзьями, поэтому не сильно обращал внимание на оправдания пойманного с поличным вора. Как галисиец ни пытался убедить всех в том, что он понятия не имеет каким «чудесным» образом похищенные предметы попали к нему, никто не поверил его заверениям о невиновности. Факт кражи вызвал общественный резонанс. Нужно было срочно судить виновного и покарать по всей строгости закона. А в то время за воровство полагалась смерть. Вот Вам и “ Закон суров, но это закон”. Вердикт был один - виселица

Воззвав к Святому Иакову и перед тем как его вытолкали за дверь, он успел произнести: «Я не виновен. И это очевидно так же, как и то, что этот жареный петух на Вашем столе закукарекает, когда меня повесят!» . Присутствующие только посмеялись над ним. А судья в порыве гнева за испорченное настроение приказал казнить беднягу немедленно.

Далеко ходить не надо было. Средневековые города строились по обычному для того времени типу. Площадь, здание ратуши, дом судьи, напротив эшафот или виселица, всё рядом, удобно и, как говорится, всё для зрителей. Судья с друзьями, не переставая подшучивать над галисийцем, продолжили трапезу. Однако, никто почему-то так и не притронулся к петуху. И то, что ранее казалось фантастикой, в один момент вдруг превратилось в реальность. В тот самый момент, когда на площади на паломника накинули петлю, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства петух вдруг встал на ноги и закукарекал во всё горло.

После «лёгкого» непродолжительного шока, вспомнив слова галисийца, судья выскочил из-за стола и со всех ног бросился на площадь, чтобы не дать свершиться несправедливости. К счастью для галисийца, петля не затянулась, так как узел был в спешке завязан неправильно. Да и судья успел вовремя, благо далеко бегать не надо было. Казнь была остановлена, а беднягу отпустили восвояси.

Спустя годы он вернулся в Барселуш и в благодарность о своём спасении установил в городе огромную статую петуха. С тех пор петух является символом справедливости и напоминанием о том, что правда всегда восторжествует, даже если для этого придётся запеть жареному петуху.

На кресте, находящемся на территории бывшего замка графов Барселуша герцогов Браганса, возведённого в XV веке, высечены изображения главного героя-спасителя, жертвы несправедливости и Святой Иаков в образе паломника.

«Сказку о петушке» сказывали-пересказывали великое множество раз и на различный лад. Постоянной оставалась лишь мораль. Поэтому не надо судить строго за вольную трактовку классики, где пересекаются разные версии этой легенды.

А Петух из Барселуша вовсе не закончил свое бренное существование на столе у судьи. Он возродился. В 1930 -х годах гончар из деревеньки близ Барселуша по имени Думингу Коту развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии

Казимеж Дольны – древний и очаровательный город, раскинулся среди Пулавских холмов на берегу Вислы. Он завораживает своей неповторимой средневековой атмосферой и притягивает толпы туристов, которые с восхищением рассматривают восхитительную архитектуру, сохранившуюся в городе. Но не с меньшим интересом они выслушивают и многочисленные легенды, связанные с историей Казимежа Дольнего. Веселые и страшные, старинные и не очень, захватывающие своим фантастическим сюжетом и описывающие вполне банальные события. Городские легенды – неотъемлемая часть народного фольклора, которая подчас больше расскажет о городе, чем все, разом взятые, научные трактаты.

Городские легенды – неотъемлемая часть народного фольклора.

Легенда о Верниксе

Жил-был пес. Обычная лохматая дворняга. Жители Казимежа Дольного любили эту большую собаку, обитающую на задворках городского рынка и систематически подкармливали ее всякими вкусностями. И кличку ему придумали интересную – Верникс. Летом в Казимеже Верниксу жилось очень даже не плохо, а вот зимой… Почему-то, псу казалось, что зима в Казимеже гораздо морознее, чем в лежащем на другом берегу Вислы Яновце. И вот наш Верникс систематически переплывал Вислу с одного берега на другой, чтобы летом потешиться сытой городской жизнью, а зимой – укрыться от холодных ветров и снегопадов. Так и плавал в течении нескольких лет туда-сюда. Казимежские дворняги вроде-бы и обычные на первый взгляд, а на самом деле – уж чересчур умны и меркантильны. Не известно, помнят ли Верникса в Яновце, но для Казимежа он стал своеобразным символом города. Каждой весной жители Казимежа собирались на берегу Вислы, встречая лохматого путешественника. Но однажды он не приплыл… Горожане погоревали и решили увековечить облик Верникса на одной из городских улочек. Так судьба собаки превратилась в легенду, а памятник Верниксу стал одной из городских достопримечательностей.

Жил-был пес.

Легенда о Эстерке

Одно из самых известных преданий Казимежа Дольнего, рассказывает о любовнице Казимира Великого – еврейке Эстерке Малах. На самом деле, до сих пор не доказано, что эта красивая дочь Синая была уроженкой Казимежа. Историки склоняются к тому, что она переехала в Казимеж Дольны из Опочна, легенда гласит, что Эстерка была дочерью бедного сапожника Рафаила. Семья Эстер жила в бедности – отец с трудом зарабатывал гроши на содержание своей огромной семьи. Так продолжалось до тех пор, пока на черноволосую красавицу не обратил внимание сам король Казимир. Король влюбился, как юноша. Впрочем – знойная красавица отвечала ему взаимностью. Ради своей возлюбленной Казмимир даже переехал из Кракова в Казимежский замок, а спустя некоторое время – даже построил для нее замок в близлежащей деревушке Бохотнице. Оба замка соединялись потайным ходом и влюбленные могли встречаться без всяких опасений. Благодаря просьбам Эстер, в Казимеже Дольнем была построена еврейская синагога. Так гласит легенда. Правда это, или ложь – никто не знает. В исторических хрониках не нашлось ни одного достоверного факта, подтверждающего этот инцидент, но предание о королевской любовнице Эстерке живет в Казимеже Дольнем уже много-много лет.

Черноволосая красавица, покорившая великого короля.

Легенда о петухе

Эта легенда, пожалуй, самая старинная. Она относится к временам язычества. В те далекие годы возле Ветровой Горы росла живописная дубовая роща, в которой жили волхвы. Огромное капище служило для жертвоприношений, а в качестве жертовного дара для богов выступали черные петухи. Однажды над Пулавами пролетал сам дьявол. Очень ему приглянулась дубрава с горящими кострищами. Решил он здесь поселиться. Но местным жителям это не понравилось и они прекратили жертвоприношения, постепенно перейдя в веру христианскую. Дьявол был в ярости. Он не только утратил уникальную возможность пополнения своих тартарских казематов душами нехристей, но еще и страдал от постоянного чувства голода. Рассерженный и голодный, он оправился в город. По дороге ему встретился жирный петух. Не долго думая, дьявол схватил несчастную птицу и живьем сожрал. Ох и понравился сатане вкус петушатины! Теперь он каждую ночь выползал из своего ущелья и оправлялся на городскую охоту. В конце концов, в Казимеже Дольнем остался всего один старый, тощий, черный петух, которому как-то не улыбалась перспектива окончить свою жизнь в желудке чудовища. Решил он дьявола перехитрить. Нашел себе подружку (курицу) по моложе и уединился с ней в одном из погребов. То ли близость пернатой красавицы так подействовала, то ли дьявол попросту ослабел от голода – но петуха он так и не нашел, хотя облазил город вдоль и поперек. А пока он искал хитрую птицу, христианская община освятила дубраву и ущелье святой водой. Дьяволу не оставалось ничего другого, как покинуть Казимеж Дольны на всегда. В память об этой легенде в Казимеже выпекают вкусные булки в виде петушков, которые стали настоящим символом города.

В Казимеже выпекают восхитительную сдобу в форме петухов.

Легенда о доброй ведьме

На главной площади Казимежа Дольнего стоит интересная скульптура, возле которой с удовольствием фотографируются туристы. Это – Метлова Баба (старуха на метле), персонаж одной из городских легенд. Когда-то в околицах Казимежа, а точнее – в Корневом Ущелье, жила старая добрая ведьма. Она собирала различные зелья, лечила людей, разгоняла грозовые облака и предсказывала будущее. Горожане уважали старуху за ее веселый нрав и доброжелательность. К тому же, ведьма защищала их от своих «коллег по работе», не подпуская к городу злых колдунов. Однажды к ведьме пришла богатая мещанка с весьма интимной просьбой. Она пожелала совершить любовный приворот, поскольку была влюблена в молодого подмастерья. Юнец не отвечал даме взаимностью, так как был обручен с бедной швеей. Да и сама мещанка состояла в законном браке. Ведьма задала ей вопрос, по поводу того, как же она собирается расстаться со своим супругом, на что та ответила – он уже старый и ему не долго осталось жить. Но старуху не так то было просто обмануть. Она прочитала мысли мещанки и поняла, что та собирается убить своего мужа. Ведьма отказала даме в своих услугах. Рассерженная мещанка отправилась к епископу и обвинила старуху в черной магии. Разбирательство было не долгим – все горожане стали на защиту доброй ведьмы и лапы инквизиции не коснулись ее. Ведьма продолжала жить в ущелье, помогая добрым людям. А хитрая мещанка была с позором изгнана из города.

Среди оголенных корней жила добрая ведьма.

Легенда о городском колодце

В самом центре Казимежа Дольнего, на городской площади стоит старинный деревянный колодец. Это – еще один негласный символ города. По легенде, его вода обладает удивительными свойствами. Каждый, испивший из колодца, мгновенно воспылает любовью к Казимежу Долнему и обязательно вернется сюда еще раз. Кроме того, колодезной воде приписывают еще и другие магические свойства. Говорят, что она залечивает душевные раны, делает людей добрее и лечит от многих болезней. Однажды, несколько столетий назад, в Казимеж Дольны приехал арабский купец. Он подошел к колодцу, неся на руках на руках мальчика лет семи – своего сына. Бедный ребенок страдал неизлечимой болезнью, которую в наше время называют эпилепсией, а в те далекие годы относили к разряду бесноватости. Ни всемирно известные доктора, ни экзорцисты не могли помочь богатому купцу. О волшебном колодце он услыхал от одного из своих соотечественников, побывавших в Польше и решил обязательно воспользоваться этим шансом. Когда он влил в рот своего сына несколько капель колодезной воды, из глаз бедного мальчика начали вылетать какие-то туманные образования. Толпа зевак сразу же их узнала – это бесы. Купец остался в Казимеже Дольнем на несколько дней и постепенно его сын полностью излечился от страшного недуга.

Каждый, кто попьет воды из колодца – обязательно вернется в Казимеж Дольны.

Городские легенды – неповторимы и интересны. А легенды Казимежа Дольнего рассказывают нам не только о сказочных событиях, но и о вполне реальных фактах. Верить или не верить – дело ваше. Но много лет пройдет, пока люди забудут о петухе, перехитрившем самого дьявола, или о чудодейственной силе колодезной воды, которая отлично освежает жаркими летними деньками.

Когда Стрефиль вострепещется

Во втором часу после полуночи,

Тогда запоют все петухи по всей земли,

Осветится в те поры вся земля.

("Голубиная книга ")

В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Еще в языческие времена Петух считался воплощением огня. В старину славяне посвящали своему высшему божеству, Святовиду, белого петуха. Поэтому западные славяне до сих пор считают, что белый петух приносит в дом счастье.

У восточных славян также не принято держать черного петуха: в этом случае супруги часто ссорятся. Южные славяне, наоборот, предпочитают иметь в хозяйстве черных петухов. По их представлениям, "белый петух — черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. Если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.

Петух почитался как символ плодородия. Он был одним из основных "участников" свадебного обряда. Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Петух традиционно полагался у славян символом жизни. "Чтобы петухи опели", — говорили далекие предки, и выносили постель покойника на три дня в курятник на опевание петухам. Сила жизни должна вытеснить смерть.

Красный петух в народном представлении связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха" — значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет пе

тух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

В славянских верованиях крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. " Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!" — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до "первых петухов" положено бродить по земле всякой нежити. "Петух поет — на небе к заутрене звонят!" — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец... Однако пение кур (куроклик) считается самым недобрым предзнаменованием. Бывает, что и курица петухом поет! — эта пословица применительна к людям, которые берутся не за свое дело да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называют "кривци", "мамници". Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.

Когда петух к ночи поет не во время, это значит, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. Свят дух на земле, диявол сквозь земли. Это оберег от нечистой силы. Так говорят при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.

Ответ — Не родился, не крестился, а все дивятся, что его черти боятся — петух. Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем.

Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге старого петуха л заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится змей или другое дьявольское существо, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это нечистое существо. Три года оно исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:

Когда-то давным-давно на Смоленщине леЖал огромный убитый змей. Окрестные Жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

Популярен петух и в святочных гаданиях. Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замуЖем. Коли петух в зеркало поглядит, то Жених щеголь будет.

Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.

Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т.е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска (т. е. дракона, змея).

Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)

А уж с Бабой-Ягой у курицы по-всякому мифологическая связь непременная. Все знают избушку на курьих ноЖках. Свиная закута соломой заткнута. В сказке это — Дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу, удоро

ги); гроб, домовина, где живет (лежит в сказке) скелет — костяная нога. А курьи ножки — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Курица и дом на курьих ножках также соотносимы с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.

Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей. Курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября/14 ноября вдень святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин шутили: мол, в этот день "петух с курицей лягается, а курица петушится". Смысл праздника Деды сохранился. Курица осталась поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.



Рассказать друзьям