Любознательность: это что такое? Как и когда на Руси появились отчества.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иванович, Петрович, Андреевна, Сергеевна — у каждого из нас есть свое отчество. Это одна из наших отличительных особенностей в сравнении с остальным миром. На Западе, например, довольно спокойно обходятся только именем и фамилией. Есть, правда, еще второе или среднее имя, но это не наше отчество, ибо дается оно ребенку при крещении и от имени отца никак не зависит. Так как же и когда на Руси стали появляться отчества?
Помните, в сказках и исторических книгах, к человеку часто обращаются не просто с вопросом «как тебя зовут» или «как твое имя», а «как звать — величать тебя, добрый молодец» или примерно в таком духе? Под словом «величать» имелось в виду именно «по батюшке», то есть отчество. У Ожегова первое значение слова «величать» упоминается в контексте:

ВЕЛИЧАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. кого (что) кем или чем или (при вопросе) как. Называть, звать (по имени, отчеству, званию) (устар.). Его величают Иваном (Ивам). Как вас в.? (как вас зовут?). В. по батюшке (по отчеству).

Имена в разных странах даются по-разному, это не секрет. Есть страны, где обходятся просто именем. В большинстве стран пользуются еще и фамилией. Есть страны, где к имени человека добавляют еще имя отца, деда и прадеда. А вот у тайцев, например, имена — вещь настолько индивидуальная, что ни имена, ни фамилии дважды не повторяются. Есть даже страны, в которых имя может состоять из десятка имен, среди которых могут присутствовать как женские, так и мужские.
Кстати, на Руси иногда тоже отчества давались по матери. Например, Иван Аксиньич, Петр Настасьевич и так далее. Отсюда же происходят и «женские фамилии», типа Наталевич и др. Но эти случаи скорее единичные, поскольку в основной своей массе отчества все-таки давались по имени отца, как главы семьи, добытчика и кормильца. Традиция отчеств на Руси берет свое начало еще в древности. Единственным отличием было тогдашнее их написание. К примеру, Олегович писался как «сын Олега», Ярославич — «сын Ярослава» и так далее. В списках русских послов еще от 945 года уже упоминались подобные способы написания имен.
Примерно после пятнадцатого века приставки в виде слов «сын» и «дочь», которые употреблялись впереди подобного отчества, постепенно «переехали» в его конец и стали употребляться после отчества. Со временем необходимость в их применении отпала, отчества такого рода превратились в фамилии и прочно закрепились за представителями рода.
Отчество было одним из способов показать свою родословную, а также древность рода, если таковая имела место быть. По той же причине отчества зачастую постепенно превращались в фамилии. Например, к именам древнерусских князей добавлялись имена многих славных предков. Например, князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира. Сложно, правда? Но это официально, в быту употреблялось больше привычные нам отчества — Владимирович, Святославич и т.д.
Пара имя — отчество в обращении к человеку всегда означала выражение уважения либо способ выразить почтение к происхождению, положению или просто возрасту человека. Хотя оно и записывалось в документы сразу после рождения вместе с именем, но называть и тогда, и ныне по отчеству предпочитают в основном взрослых людей.

P.S. Немного не в тему, хотя… Пока искал картинку к посту, наткнулся в Сети на любопытное наблюдение:


Вот я и подумал, а ведь реально, Артемов знаю кучу, но Артемовича или Артемовну не встречал ни разу в жизни! А вы?
  1. Боди-арт или человеческое тело как объект искусства Людям творческим, художникам, скульпторам, певцам, писателям я всегда завидовал «белой завистью». Кстати, довольно странное словосочетание, на мой взгляд. Если принимать...

Перевод:

Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности.

Альберт Эйнштейн

Любознательность - характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком. Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ричард Фейнман - все они обладали этой чертой. Именно благодаря своей любознательности Ричард Фейнман прославился множеством приключений.

Итак, почему любознательность важна? Вот четыре причины:

  • Она активизирует умственные способности
    Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения стимулируют твои умственные способности.
  • Она помогает разуму замечать свежие идеи
    Когда ты чем-то увлечён, твой разум настраивается на появление свежих идей. Как только идеи приходят, они сразу же распознаются. Если любознательность отсутствует, даже идеи, оказавшиеся прямо перед тобой, могут быть упущены из-за того, что разум не готов их воспринять. Только подумай, как много идей могло пропасть по этой причине!
  • Она открывает новые грани и возможности
    Будучи любознательным, ты можешь открыть для себя новые грани и возможности, которых обычно не видно. Они скрыты за ширмой повседневной жизни, и требуется пытливый ум, чтобы заглянуть туда и обнаружить их.
  • Она придаёт жизни интерес
    Жизнь любознательных людей нельзя назвать скучной. В ней нет места монотонному существованию. Что-то всегда привлекает их внимание, и всегда можно с чем-нибудь поразвлечься. Вместо того чтобы скучать, любознательные люди ведут активный образ жизни.

Теперь, когда мы знаем, почему любознательность важна, предлагаю несколько советов для её развития:

1. Сохраняй восприимчивость ума

Это необходимый шаг на пути к любознательности. Будь готов учиться, забывать и учиться снова. Некоторые из известных тебе фактов могут оказаться неверными, и лучше заранее быть готовым допустить такую возможность и изменить своё мнение.

2. Не считай что-либо само собой разумеющимся

Если ты просто воспринимаешь внешнюю сторону мира, не пытаясь заглянуть глубже, ты точно потеряешь «святую любознательность». Никогда не считай что-либо само собой разумеющимся. Постарайся заглянуть под поверхность того, что тебя окружает.

3. Беспрестанно задавай вопросы

Верный способ заглянуть глубже - задавать вопросы: Что это? Почему сделано именно так? Когда было сделано? Кем придумано? Откуда берёт начало? Как работает? «Что», «почему», «когда», «кто», «где» и «как» - лучшие друзья любознательных людей.

4. Не называй что-либо скучным

Поступая так, ты закрываешь очередную дверь возможностей. Любознательные люди всегда видят перед собой дверь в захватывающий новый мир. Даже если в настоящий момент у них нет времени на его изучение, они оставят дверь открытой, чтобы вернуться позже.

5. Относись к обучению с интересом

Если воспринимать обучение как тяжкое бремя - смотреть на вещи глубже совершенно не захочется. Это лишь сделает бремя ещё более тяжёлым. Но если найти способ учиться с интересом - тебе естественным образом захочется узнать больше. Смотри на жизнь сквозь призму интереса и участия и наслаждайся процессом познания.

6. Читай самую разнообразную литературу

Не зацикливайся лишь на одной сфере жизни; изучай и другие. Это откроет перед тобой новые горизонты, что в свою очередь может пробудить интерес к дальнейшему развитию. Один из возможных путей - читать разнообразную литературу. Выбери книгу или журнал по новой для тебя теме, и пусть с этим текстом начнётся увлекательное путешествие в новый мир.


Перевод:
Итак, великий Мефодий не переставал постоянно приводить князьям всяческие наставления, то направляя их к благочестивой жизни, то предлагая неизвращенное учение Церкви, как некоторую царскую и неподдельную монету, и запечатлевая его целым и неповрежденным в их душах. Были ведь, были и тогда люди, извращавшие это учение, и изменявшие те определения, которые отцы наши положили в Церкви, и многие причиняли вред своим душам извращением, вводившимся франками - те, которые утверждали, что Сын рожден от Отца, а Дух от Сына исходит. Возставая против них, святой отчасти из слов Господа, отчасти из выражений отеческих опровергал их разсуждения и всякое превозношение их, поднимающееся против знания Божия, многих же и пленил в послушание Христово (2 Кор. 10,5) , обращая от ложного учения к правому и неповрежденному, и из недостойных выводя их честными, и потому и будучи и называясь устами Божиими (Иер. 15,19). Оттого происходило с каждым днем увеличение верных, и слово Божие возрастало, что как нам известно, говорит Лука об учении апостолов (Деян 6,7) . Если же угодно, то и известное ветхозаветное [изречение] дом Давида поднимался, а дом Саула упадал, с каждым днем умаляясь. (2 Цар 3,1)

Группа же еретиков, побеждаемая силой и истиной слова,что только могла - или, лучше, - к чему возбуждалась со стороны отца их, человекоубийцы изначала (Ин 8,44) , похваляющегося злодейством [своим] то и делала, притесняя святого безчисленными мучениями и искушениями, так как они и Святополка, который после Ростислава господствовал над Моравией, человека грубого и непонимавшего прекрасного, обойдя своим лукавством, всецело привлекли к своему учению.

Как бы мог он, будучи рабом женских удовольствий и валяясь в грязи гнусных сношений, не предаться умом своим скорее им, отворяющим все двери к страстям, чем Мефодию, срамящему душепагубную горечь всякого удовольствия? Ибо что придумал известный Евномий, который начал ересь аномеев для привлечения к себе большого количества учеников, это же замыслил и безрассудный род франков, т.е. все прощать согрешившим так, без труда и старания [с их стороны] за одно согласие со своими догматами и допускать порочную жизнь ради преуспеяния развратного догмата, подобно тому, как если бы какие-нибудь люди давали друг другу в обмен один - навоз, а другой - грязь, будучи достойными таких отвратительных сокровищ торговли, в которой и товар нечист, и плата отвратительна.

Таким образом, Святополк, испорченный этими людьми, все ему позволявшими, очень мало обращал внимания на слова Мефодия, напротив - относился к нему даже как к врагу, потому что мерзость грешнику богочестие (Сир., 1,25) как сказано.
И однако чего не говорил милостивого, и чем страшным не грозил великий Мефодий князю? То на основании Божественных Писаний доказывал правильность догмата и заповедовал внимать Им, как подающим жизнь и источнику спасения, так как этому и Господь учил, [именно] что в исследовании Писаний заключается жизнь (Ин 5,39) и Исайя заповедует нам черпать воду не из тины ересей, но из источников спасения (Ис. 12,3), то даже устрашал его тем, что если он присоединится к еретикам, то погубит и себя и всех своих подданных, становясь легко доступным для захвата и удобопобеждаемым для неприятелей, потому что хоть нечестие и расцветает ненадолго, но со временем осыпается само собой, чтобы благочестивые не научились злу, и это- говорил он - после его [Мефодия] смерти произойдет с князем, что согласно с предсказаниями святого и случилось.
И пока Мефодий находился в живых, ни князь не дал вырваться порождению сердца своего, но держал василиска скрывающимся и питающимся в яйцах аспидов, ни правосудие не направляло не него бича своего, но хотя держало лук натянутым и обнажало меч, но еще не испустило стрелы в сердце врага и не наставило руки на поражение.
Когда же святого уже не было и настало всяческое зло, не скрывающее своей гнусности под покрывалом и маской, но наподобие блудницы безстыдствуя и возбуждая гонение на православных - тогда уже и Бог не преминул подвергнуть наказанию князя - но об этом после."

Комментарий к переводу

1. "приводить князьям всяческие наставления "
πασαν νουθεσιαν букв. "всякую умо-установку"

2 "направляя их к благочестивой жизни "
προς βιον σεμνον οδιγων " к жизни священной путеводя" - от последнего слова знаменитый титул Пресвятой Богородицы Одигитрия.
Σεμνος это некое священное, торжественное, неспешное, величественное чинопоследование.
Антоним понятия "игра" - неважного, низкого, хаотичного и резвого.

3. "неизвращенное учение Церкви"
απαραποιητον δογμα
буквально "неоколоделанные догматы". παραποιεω - о подделывать, делать нечто неявляющееся чем-то похожим на него.

4. "люди, извращавшие это учение, и изменявшие те определения "
παραχαρρατοντες και μετακινουντες ορια - букв. "околовырезающие и передвигающие границы" .
Пαραχαρρατοντες "проводящие рядом борозды"- знакомые мошенничества с межеванием земли, когда перемещают межи, разграничивающие участки.
Совершенно точное описание деятелей, зараженных ложью, которые не будучи в состоянии быть послушным истине, пишут свои собственные катехизисы, поставляют свои собственные определения, свои собственные границы уже существующих понятий - переопределяют их, чтобы имя свое сделать известным - в то время как подобало свято блюсти нерушимыми издревле установленные границы.

5. " причиняли вред своим душам извращением , вводившимся франками "
υπο των φραγγων ειςαγομενη παραφθορα τας ψυχας εβλαποντο .
Многие помнят по химии газ "фтор", который в переводе означает "разрушитель" ,"вредитель" - по крайне агрессивным химическим свойствам. παραφθορα как раз от этого слова - "близпорча", "околопогибели". Отметим особенность - не франки убивали души, но те, кто принял их извращенные догматы, по этим догматам сами наносили смертельный и непоправимый вред душам - это очевидно о мистике, которая происходила от этих догматов - которая впоследствии станет "духовными упражнениями" Игнатия Лойолы, Терезы Авильской, Анжелы, Фомы Кемпийского - и пр.
Заниматься этими упражнениями - буквально то же самое, что дышать фтором.

6. "отчасти из выражений отеческих "
букв. εκ φωνων πατρικων λογισμος - "из звучаний отеческих словес".

7. "всякое превозношение их, поднимающееся против знания Божия "
несколько измененная цитата "и вся́ко воз-ношéнiе взимáющееся на рáзумъ Бóжiй, и плѣня́юще вся́къ рáзумъ въ послушáнiе Христóво" - в греческом тексте послания апостола Павла стоит именно γνωςεως - словарно "Знание", но по мнению святых Кирилла и Мефодия здесь употребляется в качестве "Разум".

8. "обращая от ложного учения"
απο της πλανου δοξης - букв. "блудославия".
Строго говоря - это касается и знакомого нам слова "православие" - ортодоксия - здесь два омонима - δοξα слава и δοξις-представление, учение, мнение (от δοκεω-полагаю, представляю, думаю - отсюда еретики "афартадокеты" или просто "докеты", который учили, будто тело Христа было кажущимся, призрачным.) Ортодокс - это и "Православный", и "праводумающий"

9. "и из недостойных выводя их честными " τιμιους εξ αναξιων" - уважаемыми из недостойных.

10. "ветхозаветное "
το παλαιον - "ветхое", "древнее" - кстати, отсюда название старинных книг "Палея", содержащих толкование Ветхого Завета. - буквально, "древности".

11. "дом Давида поднимался " επορευετο - "происходил", "выходил".

12 "Группа же еретиков"
в греческом здесь συστημα - знакомая нам всем "система". Это составное слово συν+ιστημι - Со-стоять - проще говоря, по-славянски "состав" . Видим, что перевод здесь не очень хорош, поскольку речь идет не только о группе лиц, но прямо о "богословской системе" еретиков.

13. "притесняя святого безчисленными мучениями и искушениями " -
буквально μυριας - мириадами/десятками тысяч/по славянски "Тьмами" κακωσεσι και πειρασμοι
дурными обращениями и соблазнами.
Типичная практика папистов. С одной стороны обращаются с православными как со скотиной, с другой стороны, постоянно предлагают - переходи на нашу сторону и будешь паном. Эдакий кнут и пряник - заимствовано из методы римских императоров-гонителей.Один в один они творили это в Речи Посполитой на протяжении столетий на Украине и в Белоруссии, о чем говорил прямо святитель Георгий Конисский,так что даже униаты жаловались, что их паписты почитают за животных.

14. "Святополка " - любопытна транскрипция на греческий - Σφεντοπλικον -Сфентопликон.

15. "человека грубого " в оригинале все чисто по гречески - βαρβαρον ανδρα - варварский человек.

16 "будучи рабом женских удовольствий и валяясь в грязи гнусных сношений " в оригинале острее - ανδραποδον ηδονων из человека ставший рабом наслаждений (андрапод - это свободный человек, схваченный в плен и проданный там в рабство) και τω βορβορω των μωσαροων εγκυλιομενος μιξεων - и валяясь в нечистотах (βορβορος это не собственно грязь в виде земли с водой, а хлам, мусор, смешанный с пылью и грязью) омерзительных совокуплений".

17 "Безрассудный род франков " - в оригинале жестко: το των φραγγων εθνος ανοητον - "франков народ безумный".

18. "т.е. все прощать согрешившим так, без труда и старания " В оригинале несколько иной смысл: το τοις αμαρτανουσι φημι παντα συγχωρειν - "со всем сказанным согрешившими соглашаться" - то есть не прощать даже, а не ставить во грех, согрешаться как с необходимым и дозволенным. Это особенно ярко видно у иезуитов и их скандальных нравственных руководствах, которые и состоят в научении, как любое дело превратить из недозволенного или в допустимое или даже в необходимо дозволенное. Как видим, это не иезуиты изобрели.
απονος και αταλαιπωρος - не потрудившихся и ненаказанных (в смысле наказания доставляющего страдания) .

19. "ради преуспеяния развратного догмата " δογμα στρεβλον - тут игра слов - στρεβλη это каток для изгибания, искривления и одновременно орудие пыток (по тому же принципу) .
στρεβλοω это и изгибать, скручивать, и пытать на дыбе.
Так что догма стревлон - это и лукавый, изогнутый догмат, и пыточный догмат.
В обмен на попустительство в разврате жертвы папистов принимают в себя самих собственную пытку в виде папской догматики. И здесь κερδος - не преуспеяние, а выгода, корысть, нажива. Прямо говорится, что смысл всего этого брожения - земной, отчаянно сребролюбивый и властолюбивый.

20."все ему позволявшими " букв. χαριζομενων - "делавших ему приятно" - обратите внимание, что все папские миссионеры и пропагандисты от кардинала до активиста из "католического действия" таскают на себе эту морду человека приятного во всех отношениях и всячески создают впечатление готовности на любую услугу исключительно ради тебя - в точности как вокзальные мошенники или цыгане.

Горе же тем, кто по неопытности воспринимают эту морду за христианскую любовь к ближнему.

Это "помазание" святой блаженный Давид называл "умякнуша словеса их паче елея и та суть стрелы" и "елей же грешника да не намастит главы моея".

Кстати, сейчас это происходит на наших глазах, когда истинных священников и пастырей Церкви, которые говорят об адских муках, строгих к порокам и "достающих" всех старыми порядками представляют в виде жестоких средневековых тиранов, а вперед выдвигают модных благоухающих и "делающих всем приятно".
как после этого не будут пристрастившиеся к сластям воспринимать истинных священников как зловещих каркающих врагов, а этих "утешителей" - за лучших друзей?

21 "чем страшным не грозил великий Мефодий князю" -ηπειλει - отгонял, оттаскивал. Очевидно - от страсти блуда, которая и производила влечение к папизму.

22. "потому что хоть нечестие и расцветает ненадолго, но со временем осыпается само собой " περι αυτιν καταρρει - буквально "от себя разрушается", "от себя истекает". То есть получив возможность действовать по своему усмотрению, по самой свое поврежденной природе действует на собственное уничтожение. Таким образом те препятствия, которые создает Господь на пути людей, предавшихся пороку - это в первую очередь препятствия на пути к их самоуничтожению.

"ни князь не дал вырваться порождению сердца своего " букв. ωδινα - родовые муки
нечто примерно такое

23 "не скрывающее своей гнусности под покрывалом и маской" ουχ υπο παραπετασματι και προσωπειω την αςχημοσυνην καλυπτουσα - букв. "не под занавесом и личиной непокровенность скрывающее"
Многим знакомо слово "катапетасма" - завеса за царскими вратами алтаря, а здесь парапетасма. Разница в том, что катапетасма закрывает нечто целиком (сверху донизу), а парапетасма - какую-то сторону отделяет.

И обратим внимание, насколько точными словами говорит блаженный Феофилакт о папизме,как о культе блуда - он прямо называет его блудницей - задолго до того, как настоящие проститутки плясали нагишом на престоле Святой Софии под хохот благочестивых крестоносцев.

И гнусность - αςχημοσυνη - непокровенность, непокрытость. Мы видим, что и в десятом веке (когда жил блаженный Феофилакт) это было обозначением блудницы, бесстыдства и непотребства - а не только в древности Священного Писания- вспоминая католические образы мадонны.

24. "но наподобие блудницы безстыдствуя "
κατα την της πορνης οψιν αναισχυντησασα - здесь игра слов - можно прочитать как αν + αισχυντησασα - "вверх-стыдоба" , "поднимая позор", "являя постыдное" , а можно и как ανα+ισχυντησασα - "вверх задом". Смысл примерно один и тот же.
Эпитеты блаженного Феофилакта в отношении к папизму крайне резкие.


Комментарий к тексту:
1. Когда блаженный Феофилакт говорит о поддельной догматике папистов, он использует выражения взятые из землемерия и определения догматов сравнивает с межеванием земли.
Думаю, многие читавшие Ветхий Завет, находили скучными два постоянно встречающихся там типа повествований: длинные перечисления имен и столь же бесконечные описания географических особенностей Палестины с наделами каждому колену Израилеву.
Про имена мы уже говорили - если и не принимать мысль о том, что они составляют вместе с именами Авраама, Исаака и Иакова новое имя Христово, то как минимум смысл этих имен носит глубокий и даже пророческий (как в перечне родословия Спасителя) смысл.

Точно так же можно предположить и относительно географического межевания наследия для 12 колен Израилевых.

Как минимум, глубокий смысл имеют сами названия, но блаженный Феофилакт указывает нечто еще более важное.
А именно - что это межевание было прообразом, символом догматики Церкви, и географические границы, тщательно установленные праведным Иисусом Навином это не что иное, как определения, которые содержатся в догматах Церкви.
Внимательно глядя, мы находим множество удивительных совпадений.
а) колен Израилевых было 12 - 12 и членов Символа Веры
б) часть колен Израилевых получила надел по ту сторону Иордана - а именно, Рувима, Гада и половина колена Манассиина. Если мы посмотрим на Символ веры, то обнаружим, что два члена этого символа были общими с Ветхозаветной Церковью - первый (вера в Единого Бога) и одиннадцатый (чаю... воскресения мертвых - в Ветхом Завете была вера в возможность воскресения мертвых, но ничего не говорилось о жизни будущего века) . Девятый член символа веры исповедовался в древности как бы неполностью, наполовину - вера в Церковь была, но под Нею подразумевалось формальная принадлежность к обрезанию, преимущественно чистокровных потомков Иуды, Вениамина и Левия - даже к остальным коленам, не говоря уже о пришельцах из язычников - относились как к более низкому сорту людей.
Таким образом мы обнаруживаем, что переход через Иордан это не что иное, как переход через границу между Ветхим и Новым Заветом. И этой границей было не что иное, как Крещение Господне в водах Иорданских.

в) Причем сами имена этих колен некоторым образом соответствуют содержанию этих догматов.
Рувим - "сын призрения (на смирение)" - первенец - указывает на первый член символа веры "верую во Единого Бога Отца..."
Гад - "судьба" "участь" (греч. τυχη - участь) словно указывает на "чаю воскресения мертвых" - ведь в воскресении мертвых каждый получает вечную судьбу
Манассия - "Заставляющий забыть" словно указывает на Церковь - как по древнему закону Моисея, когда священник словно забывал о своем родстве и не имел права плакать о дальних родственниках, а первосвященник - даже о близких, и по пророчеству Давида " Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему, и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии ." (Пс. 44, 11), которое относится к Церкви (и к Пресвятой Богородице, потому что это - скажу может быть смело - в некотором смысле одно и то же)

г) Свое наследие Израильтяне получили не с миром, но с боем против обитавших на этих местах язычников. - И точную формулировку догматов святая Церковь получила не путем самовольных блужданий ума, но каждый добыт в смертельной битве с еретиками и язычниками всех мастей.
д) При этом два с половиной колена Израилева помогали своим братьям завоевывать свое наследие - так и ветхозаветная Церковь через Священное Писание Закона и пророков помогала Церкви Новозаветной отбивать у еретиков свое наследие - догматику.

е) Большая часть колен Израилевых отступила от Иерусалимского храма (т.е. Церкви) и стала поклоняться двум золотым телицам, а потом была пленена Ассуром и уведена в плен, где смешалась с язычниками культа Иштар-Астарты - большая часть церквей христианских - европейских была пленена папой и уведена в плен того же культа мадонны-Астарты, где совершенно смешалась с язычниками - чему примеров в этом блоге тьма, при этом на их месте (как на месте колен Израилевых поселили язычников) - поселились сциентизм, прогрессизм и "широкая толерантность" к языческим практикам.

Было бы крайне любопытно сопоставить названия населенных пунктов Палестины, по которым Писание проводит границу уделов и саму географию их - с содержанием Символа Веры - возможно, совпадения на этом не ограничиваются (впрочем, лично мне достаточно и этих) - но это требует ОЧЕНЬ большого труда и внимания, да еще знания греческого и еврейского языков на более высоком уровне чем мой, поэтому оставляем его желающим.

2. Вспомним, как говорит автор жития св.Кирилла (в предыдущей части мы установили с большой долей достоверности, что это был сам св.Мефодий) , что особенностью проповеди папистов в немецких и славянских странах было то, что они не только не противодействовали разлиянию блуда и разврата, но словно культивировали его.
Здесь блаженный Феофилакт объясняет, что это не нерадивость или невежество, а сознательная тактика - тактика распространения антихристианского учения и власти папы по следующему плану:
- Страна и народ заливается наводнением блуда.
- Ставшего рабом смрадных страстей уже обрабатывают догматически - обещая сделать этот разврат безгрешным за непоколебимую преданность папе.

И мы сейчас прочитали не что иное, как модель тоталитарных сект последнего времени а-ля "Дети/семья Бога", Виссарионовцы, "бога Кузи" и прочих.

У всех тоталитарных сект одна и та же схема, они отличаются лидером секты и косметическими отличиями в области вероучений, но смысл и структура у них одинаковая - разврат- безоглядная преданность гуру.
Странно, что никто из исследователей деятельности тоталитарных сект не задает себе вопроса - почему при столь разных лидерах и их характеров они все похожи друг на друга как инкубаторские цыплята, и при этом имеют столь четко выстроенную - и одинаковую - методику обработки мозгов. отработанную не одну сотню лет.

Любопытно и то, что вместе с сильным влиянием папизма и униатов на Украину пришел разврат и сама Украина стала эпицентром "секстуризма".

Ни грамма, ни капельки методики совращения в папизм от карманных богословов Карла Великого до настоящего времени в папизме не поменялось.

3. Говорится, что попустительство блуду было для "выгоды извращенного догмата".
В чем выгода?
во-первых, в стяжании материальных средств от духовных порождений этого извращения, которые за то, что им волки в овечьих шкурах попускают развратничать, готовы одаривать их материальными ценностями.
Во-вторых - в совершенной беспрекословной власти над ними - потому что при таких отношениях очевидно, что "духовники" буквально держат "духовных чад" за органы неудобоименуемые. И естественно, им совершенно нецелесообразно, чтобы духовные чада от этих столь удобных болезней исцелились.

А если выгода состоит в том, чтобы приобретать реальную власть, давя на болевые точки, то совершенно не нужно быть особым тайновидцем, чтобы заранее предсказать конец всего этого. Что папа не для того отчаянно ищет власти, чтобы не пользоваться ею и терпеть мнимого уже царя, полностью подпавшего его власти.

Это кстати мы видим не только на Моравии, но и на всех странах, где доминирует папизм. Польша, Италия, Испания, Португалия, Мексика - некогда бывшие могучими державами, аггрегаторами богатств всего мира (Речь Посполитая в одно время была больше Руси, а Мексика - больше и по территории и по населению чем США) Они все превратились в немощные придатки посторонней и враждебной, высасывающей из них все соки силы.
Поэтому сказанное далее св.Мефодием предупреждение, что за принятием папских догматов последует потеря Святополком государственной власти - это логическое следствие из того, зачем вообще существует папская догматика.

4. "подобно тому, как если бы какие-нибудь люди давали друг другу в обмен один - навоз, а другой - грязь"
Совершенно по украинскому анекдоту про "куме, а мы зачем дерьма наелись?"

5. Господь не уничтожает зло, пока оно совершенно не переродится и не начнет уже плодоносить.

6. Обратим внимание на то, что блаженный Феофилакт соотносит папистов с ересью Евномия - т.е. ариан. В самом деле, паписты на деле отвергают Первый Вселенский Собор, полностью отвергнув его постановления (Символ Веры, недопустимость всеобщего целибата духовенства, пасхалию). В этом отношении слова послания Восточных патриархов 1848 года, которое называет папизм самой злой ересью, всеересью - совершенно точны юридически. Вспомним тут и идею протодиакона Андрея Кураева, которую он сам признает своей главной - отмены и пересмотра постановлений Вселенских Соборов. Это не либерализм, это логическое следствие папизма, потому что он не может существовать в атмосфере постановлений Вселенских Соборов - они убивают его мгновенно и без всякой пощады.

7. В безсмертных словах святителя Мефодия - вечное утешение всем православным, которым кажется что вот-вот и Церковь опрокинется и какая-то очередная мерзость возьмет верх (правда на протяжении 1000 лет это одна и та же мерзость Сидонская) .

Лжеучение умирает само по себе и тем быстрее, чем ближе оно к желаемому успеху.
Уже одно то, что оно с такой лютой силой стремится заручиться мирскими силами, властью и административным ресурсом, показывает ее внутреннюю пустоту и бессилие - без них оно ничто.

А Истина словно специально отходит в сторону и позволяет ей получить этот административный ресурс - чтобы ересь, лжеучение, бесстыдство умерли не где-то в подворотне, не видимые всеми - а самым позорным образом на виду у всех.

Так Промысл попускает злейшему еретику Арию по повелению царскому быть принятым святым собором в общение, а Несторию быть возведенным на патриарший престол. Чтобы погибель обоих изобретателей ересей была позорна в церковно-славянском смысле (позор=зрелище).

Так Промысл попустил Лжедимитрию сесть на царский престол, чтобы не только русский народ, но и вся вселенная увидели, что бывает с теми, кто отвергается Его и как никакая царская сила и административный ресурс не в силах им помочь.

Так что когда очередной проповедник лжеучения - папизма ли то или экуменизма - пользуется мега-известностью и мега-административными ресурсами - это для того, чтобы тем большее число людей увидело, что определил о нем Бог.

В этом же и скрытый намек - гнаться не столько за известностью сколько за неизвестностью. Поскольку Бог наказывает не только за ереси, но и за грехи, и чем известнее ты, тем славнее и посмеятельнее будет твое наказание за грехи.

8. Какую воду черпал Святополк из тины ересей?
Очевидно, он был прельщен нецерковными науками, которые начиная с Боэция как тина затягивали чистую воду святоотеческого учения Западной Церкви.
Но разве у православных греков-византийцев не было естественных наук?
Вспомним изумление, которое вызвал Константинополь своим техническим совершенством у Лиутпранда Клермонского двести лет спустя.
Почему же до сих пор именно Европу почитают первоисточником технологий, физики, химии, когда на деле все открытия (от книгопечатания до пороха и артиллерии) туда попадали в самую последнюю очередь?

Потому что не естественные науки на самом деле прельщают и прельщали воображение евро-фанатов, а глубины оккультной мерзости, в которых валялись западные начиная с Карла Великого.
И причины этого опять же кроются в том, что Европа пала от блуда.
Человек по природе устремлен к духовному, блудные же грехи буквально отрезают человека от всякого проблеска духовной жизни и превращают в скота бессмысленного.
Какой же выход?
Как одновременно развратничать и причащаться к духовному миру?
Иной дороги нет, кроме языческих мистерий, для которых разврат не только не был препятствием, но почитаемым обожествляемым условием и самим содержанием.
И духовный мир этот подстать пути.
Именно по этому пути пошел в свое время иудейский народ - по пути в Вавилон - сначала духовному, а потом вслед за ним и телами под конвоем.
С той разницей, что Европа "практикуя вавилон" стала Вавилоном сама, не имея уже нужды в переселении.

9. "наподобие блудницы безстыдствуя и возбуждая гонение на православных"
Это прямая отсылка к апокалиптической Вавилонской блуднице, пьяной от крови святых.



Рассказать друзьям