Мальчик с синдромом дауна вдохновил маму открыть студию танцев. – С Олей Гусаровой вы танцуете пасодобль, и Оля в этом танце великолепна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель этого проекта – реабилитация детей с особенностями в развитии с помощью занятий музыкальной танцевальной импровизацией. Такие занятия призваны не обучать чёткой технике выполнения танцевальных движений, а через свободную пластическую импровизацию дать выход эмоциям ребёнка, помочь ему научиться контролировать движения своего тела.

Проект «Танцевальная импровизация» стартовал в 2008 году. В рамках проекта проводились еженедельные занятия с группой детей с СД, которые состояли из ряда игровых музыкальных сюжетов. Выполнение различных упражнений под музыку помогает детям лучше почувствовать свое тело, учит их более скоординированным действиям внутри образа, когда происходит мысленное перевоплощение в различных животных. Копирование их повадок и движений усиливает эмоциональное заражение и облегчает двигательные задачи. В результате занятий достигается ориентировка в пространстве, умение двигаться по словесной инструкции, совершение простейших движений легко, в ритме музыки, вырабатывается правильная осанка, происходит расширение кругозора.

Занятия танцевальной импровизацией помогают детям преодолеть отставание в психо-эмоциональном развитии. Упражнения, выполняемые под музыку, улучшают координацию движений, развивают музыкальность, стимулируют мышечную деятельность, способствуют развитию навыков общения. Все это, в конечном итоге, способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Проводить занятия мы начинали в помещении благотворительного фонда «Даунсайд Ап», затем, когда руководители фонда «попросилм» нас из своего помещения, продолжили заниматься на площадках ГУ КЦСО «Хамовники» и «Якиманка». С 2010 г. по 2013 г.занятия проходили в нашем помещении по адресу: ул. Нижняя Сыромятническая, д.5, стр.3.

Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)

Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
- развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
- очень приятное времяпрепровождение;
- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
- развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
- тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
- пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
1. Колыбельные.
2. Песни-считалочки.
3. Песни для развития памяти.
4. Песни с последовательностью событий.
5. Песни для развития образного мышления.
6. Песни-танцы.
7. Песни, сопровождаемые движениями.
8. Песни-сценки.
9. Песни на иностранном языке.
10. Песни с использованием различных диалектов.
11. Ритмические песни.
12. Песни-сказки.
13. Песни о временах года.
14. Смешные песенки или частушки.
15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
16. Эмоционально окрашенные песни.

Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
П.В. Тюленев считает, что категорически нет - этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан : «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана - Солнечные дети ), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное - надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна - обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
Постепенно усложняйте задания - увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

Играем музыку
Инструменты

Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша - о голосе. Пойте с ним песни!
П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно - для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе - в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора - двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены - сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".

Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику - логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
. ходьбу в разных направлениях;
. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
. упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
. речевые упражнения без музыкального сопровождения;
. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
. ритмические упражнения;
. пение;
. упражнения на развитие мелкой моторики.

C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

Песенка для детей о нотах
Песенку можно скачать по этой

Студия «Танцующий дом» работает с 2005 года, сегодня в ней занимаются более 100 воспитанников из Москвы и Московской области. О том, что такое танец для особых людей, рассказывает ее руководитель Сергей Фурсов.


- Расскажите, как образовалась ваша студия?

- Когда я, 17-летний студент, пришел работать в коррекционную школу хореографом, то и подумать не мог, что останусь там надолго. Все началось с простого семинара - хотелось доказать, что дети с синдромом Дауна способны одновременно координировать движения рук и ног, для этого в короткий срок нужно было подготовить танцевальный номер. Сомнения, борьба с глупыми стереотипами, да просто страх – все это было… Но, к счастью, быстро сложился дуэт с моей первой ученицей Ольгой Гусаровой - мы поставили номер «Ветер Парижа». Буквально сразу мы дебютировали на сцене концертного зала «Россия», этот же танец представлял нашу страну на международном театральном фестивале «Орфей» - мы исполняли его на сцене королевского дворца в Версале. Это было незабываемо! И закрутилось: постановки, премьеры, показы… Из дуэта мы превратились в большой коллектив, дружную команду – студию «Танцующий дом». Она объединяет детей от 2 до 18 лет и взрослых с особенностями развития, их семьи, а также волонтеров, которые участвуют в наших проектах.


- Чему учатся ребята, занимаясь в студии?

- Наши музыкально-танцевальные тренинги – это сочетание групповой работы и индивидуального творчества каждого участника. На занятиях воспитанники развивают ориентацию в пространстве и координацию движений; изучают основные ритмико-гимнастические, танцевальные, логоритмические упражнения; работают с хореографическими предметами, занимаются импровизацией и танцевально-игровым творчеством. Но работа ради работы не имеет смысла, в нашем деле важен видимый результат. И он есть – это ежегодные хореографические постановки, с которыми студия выступает на конкурсах и фестивалях, в том числе международных. Ребята серьезно готовятся к каждому выходу на сцену, пристальное внимание уделяется не только танцевальной части номера, но и работе с музыкой, костюмами, реквизитом. Благодаря этому наши воспитанники развиваются во многих сферах: музыкальной, хореографической, театральной, художественной. При этом самое главное, чтобы ребята не только гармонично развивались и проявляли свои способности, но получали от каждого занятия радость и удовольствие.


- Какие новые направления работы студии появились в последнее время?

- По мере того как мы набирались опыта, появились возможность и желание его передавать. Этому способствует как научная и методическая работа (статьи в журналах, выступления на конференциях), так и новые виды практики. Это работа с совсем маленькими детьми (от 2 и даже 1,5 лет), создание инклюзивных групп, где люди с особенностями танцуют вместе с обычными партнерами, а также изучение импровизационных танцевальных техник. Семинары по инклюзивному танцу, супервизии творческих номеров коллег, участие в различных творческих проектах – все это позволяет постоянно развиваться и привносить новое в свою работу.


- Где можно увидеть выступления воспитанников студии?

- Просто занятий ради занятий недостаточно, ребятам нужно чувствовать себя настоящими артистами, понимать, что их труд не напрасен. Да и сам процесс репетиций, подготовки номера, подбора костюмов и грима усиливает интерес к занятиям, дает им цель. Мы участвуем в различных концертах, благотворительных и светских мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Студия неоднократно была участником и лауреатом таких фестивалей, как «Надежда», «Семицветик», «От сердца к сердцу», «Inclusive Dance», "Звездная карусель", "Бриз" и других. Наши воспитанники получают неописуемое удовольствие от любого выступления, для них огромная радость – показать свои таланты.


На сегодняшний день в студии открыты группы:


Группа

Возраст

Форма работы

Основные направления работы

Младшая

2-4 года

индивидуальная и мини-группа (3-5 человек)

социализация и навыки работы в творческом коллективе, ф ормирование базовых двигательных умений, развитие ориентации в пространстве и координации движений, танцевально-игровое творчество, инсценировка песен, логоритмика, развитие речи и т.д.

Дети

5-10 лет

индивидуальная и мини-группа (5-8 человек)

формирование базовых танцевальных движений, постановка и совершенствование ритмико-гимнастических, танцевальных,

Молодежь и взрослые

от 10 лет

групповая (5-12 человек)

логоритмических упражнений, работа с хореографическими предметами, танцевально-игровое творчество, участие в творческих номерах и концертах и т.д.

Инклюзивная

от 10 лет

групповая (8-20 человек)

социализация в профессиональном инклюзивном творческом коллективе, работа с разными танцевальными стилями и направлениями, танцевальная импровизация и творчество, свободное самовыражение в танце, выступление на конкурсах и фестивалях, концертах и творческих вечерах, гастроли.


Руководитель студии - Сергей Фурсов – кандидат наук, педагог высшей квалификационной категории, режиссер и хореограф, дефектолог, эксперт международного творческого инклюзивного движения, автор программ и методик по двигательному и творческому развитию детей, лауреат всероссийских и международных конкурсов.


Родить солнечного ребенка и не отказаться от него. Сегодня во всем мире отмечают День людей с . Дата 21.03 была выбрана неслучайно. У людей, которые страдают этим заболеванием, 21-я хромосома представлена в трех копиях. Но это не мешает им быть творческими и талантливыми. Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Анатолия Воронова.

Музыку погромче, мелодию позажигательней. Для мамы Лейсан Зариповой нет ничего лучше, чем наблюдать за танцующей дочерью. А ведь когда девочки было два года, все в один голос твердили, что долго она не проживет, в том числе и врач казанской больницы.

Не умерла. Выжила вопреки всем прогнозам. Так начинается история любого взрослого, кому в детстве поставили диагноз «синдром Дауна». Сейчас Лейсан 22 года. Почти каждый день девушки начинается с тренировок. Занятие танцами – одно из самых любимых.

Помимо того, что учится сама, она еще и преподает. В группе Лейсан – около 20 детей. Все занятия проходят по специальной программе. Девушка первый в России тренер по фитнесу и танцам с синдромом Дауна.

«У нее очень зажигательные танцы», «танцы крутые, а она сама очень хорошая, у нее все получается», «очень нравится с ней танцевать» – говорят ученики Лейсан.

Когда-то от девушки отказывались воспитатели, не пускали в детский сад. Теперь она отказывается быть как они. Для Лейсан каждое занятие с детьми, как глоток свежего воздуха. Танцует – значит живет.

«Она самоучка, ни в каких танцевальных студиях не занималась, ее туда не брали из-за синдрома. Сейчас у нее все получается. Она получает рассылку по интернету и составляет списки учеников», – рассказывает мама Лейсан Рамзия Зарипова.

Она научилась ходить в четыре года, заговорила в семь. В школе Лейсан была только однажды – на торжественной линейке в первый класс. До сих пор не умеет ни читать, ни писать. Зато разговаривает сразу на двух языках. С тренером по пауэрлифтингу общается на русском и татарском.

«В данный момент у нее результаты очень хорошие: жим лежа – 30 кг, приседания 35 килограммов. Она работает без травм, просто получает удовольствие», – говорит фитнесс-тренер Азат Валиулин.

Лейсан – единственный ребенок с синдромом Дауна в адаптивной группе, где дети играют в настольный теннис. По словам тренера, за полтора года Лейсан сделала невероятное – освоила подачи и научилась правильно передвигаться.

«Подобного характера дети за данный период не осваивают ничего – подачу, удар справа, передвижение у стола. Эта девочка талантливая. Нам останется только в нее вкладывать, вкладывать и вкладывать. У меня, например, сил хватает воспитывать в ней дух. У нее и у ее мамы сил еще больше», – отметила тренер адаптивной группы Фарход Исмаилов.

Силы нужно беречь к Специальной олимпиаде России. В этом году спортивное мероприятие будет проходить в Архангельске. Само участие в играх – для Лейсан уже большая победа.

Обаятельной Лейсан Зариповой 22 года, она ведет танцевальные занятия, готовится к соревнованиям по настольному теннису, любит рисовать и вязать. При этом, в первые годы жизни, врачи уверяли мать, что ее ребенок не сможет ни говорить, ни ходить, или вообще не выживет. У Лейсан и она отлично справляется со всеми трудностями и даже делает больше, чем многие люди.

Instagram )

Семья солнечной девочки жила в обычном татарском селе. Родители воспитывали четырех дочерей, самая младшая Лейсан. Было много трудностей, связанных, как с развитием особой девочки, так и с материальным состоянием семьи. Но они справились, не поддались на уловки изречения, что дети с синдромом Дауна обречены. Со школой отношения не сложились, поэтому Лейсан все время находилась с мамой. Тогда она начала вязать крючком, рисовать. С семи лет девочка смотрела танцы в интернете и старалась повторить. Позже она начала выступать на сцене, участвовала в конкурсах, фестивалях.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Увлеченность Лейсан танцами переросла в любимое занятие. Сейчас у девушки с синдромом Дауна есть две группы подопечных в Казани. Она выбрала нелегкий путь — преподает занятия зумбой для особых детей, это первая группа. А вторая — родители этих деток и другие взрослые, им Лейсан помогает добиться фигуры своей мечты, так как сама когда-то избавлялась от лишних килограмм с помощью тренировок.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Удивительная девушка ведет очень активный образ жизни. Ее день расписан по часам. При этом она успевает делать необычные записи в своей тетради-дневнике. Лейсан опровергает существующие мифы о синдроме Дауна, с которыми столкнулась лично. Таким образом она хочет сделать этот мир добрее.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )



Рассказать друзьям