Маяковский певец. Группа «Маяковский»: Смотреть, слушать и наслаждаться только настоящим! Что лично предпочитаете из музыки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Николай Некрасов и Николай Добролюбов познакомились благодаря журналу «Современник». Добролюбов пришел работать в редакцию журнала, а Некрасов был одним из его совладельцев. Пламенной дружбы между мужчинами не образовалось, ведь у них была серьезная разница в возрасте. Однако Некрасов неоднократно восхищался талантливостью молодого критик и поэта–сатирика, который мог точно и объективно дать оценку любому литературному произведению.

В своих публикациях, Николай Добролюбов мог понятно и доходчиво объяснить читателям суть различных литературных поэм, произведений и стихов. Но, в свои двадцать пят лет Николай Добролюбов скончался от чахотки. И в этот момент Некрасов искренне понял, какого уникального человека забрала судьба. Ведь он был настоящим гением, который мог в пару простых и понятных слов вложить жизненную истину.

В 1864 году Некрасов пишет стихотворение «Памяти Добролюбова». Николай Алексеевич пишет о том, что, несмотря на юные годы, Добролюбов был необычайно мудрым и зрелым мужчиной. Уже в свои двадцать два года его называл грозой поэтов, ведь он критиковал литературные произведения без всяких утаиваний, без каких-либо поблажек. Добролюбов считал, что творить литературу нужно не для славы, а для свободы. Только тогда в ней будет заложен стержень и глубокий смысл.

Некрасов отмечает, что молодой критик необычайно любил свою родину, однако она, как суровая любовница, слишком поздно оценила талант юного публициста.

По мнению Николая Алексеевича, творчество Добролюбова смогло бы проникнуть в сознание людей, изменить общественное мнение. Однако смерть посчитала иначе и забрала его.

Некрасов говорит о том, что Николай Добролюбов был уникальным человеком. Такого русская земля еще не рождала. Критик жил не для себя, не для великой славы, а для своей родной России. Всеми силами души он пытался изменить жизнь и судьбу простого человека к лучшему. И за это ему огромная благодарность!

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Некрасов познакомился с Добролюбовым, когда тот был еще совсем молодым человеком и только начинал свою карьеру литературного критика. Поэт смог разглядеть в юноше наличие большого таланта. Некрасов был соредактором журнала «Современник» и предложил Добролюбову возглавить отдел критики. Он не ошибся в своем выборе. За свою недолгую жизнь Добролюбов успел написать множество знаменитых критических статей, которые не утратили актуальности и в наше время. К сожалению, критик очень рано заболел чахоткой, которая тогда считалась неизлечимой болезнью. Несмотря на это Добролюбов продолжал напряженно работать и сам приближал свой конец. Он умер в 1861 г. Спустя несколько лет Некрасов посвятил ему стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

Автор отмечает, что поэт, несмотря на свою молодость, был строгим и неподкупным судьей в своих суждениях. Он беспристрастно относился к признанным авторитетам. Подчиняя «рассудку страсти» критик всегда выносил справедливый приговор. Добролюбов понимал, что жить ему остается недолго, поэтому в лихорадочной работе стремился максимально использовать отведенный ему срок. Особой благодарностью звучат слова Некрасова о том, что критик «более учил… умирать».

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Это и не могло быть иначе, так как он все свое время посвящал работе. Поэтому Некрасов отмечает: «ты чистоту хранил». Многие высказывания критика носили резкий антиправительственный характер и вырезались цензурой. Добролюбов всегда оставался горячим патриотом своей страны. Он не мог молчать при виде всех бед и несправедливостей, которые наполняли Россию. Его революционные взгляды были направлены только на благо Родины. Некрасов сравнивает любовь Добролюбова к России с поклонением женщине. Называя ее «любовницей суровой», он имеет в виду, что самоотверженный труд Добролюбова не был по достоинству отмечен современниками.

Смерть критика поэт сравнивает с угасанием «светильника разума». Наделяя Добролюбова «вещим пером», Некрасов намекает, что к нему еще придет признание.

Последние строки стихотворения очень торжественны и патетичны. Автор обращается ко всей «русской земле», призывая ее оплакивать одного из лучших своих сыновей. Некрасов уверен, что только благодаря таким людям России до сих пор существует. Добролюбов совмещал в себе глубокий ум, наблюдательность и врожденное чувство справедливости. Его недолгий жизненный путь может служить образцом для всех творческих людей.

Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых - «Памяти приятеля» (1853), посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «He рыдай так безумно над ним» (1868) - навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в сорок семь, Добролюбов в двадцать пять, Писарев в двадцать восемь лет. И потому смерть каждого предстает у Некрасова не следствием болезни или трагической случайности, а самой настоящей гибелью - за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

Один из «мучеников» Некрасова - Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), известный литературный критик, автор ярких и часто весьма проницательных статей по творчеству Островского, Тургенева, Гончарова. Добролюбова и Некрасова связывали приятельские отношения, последние годы жизни Добролюбов был ведущим публицистом «Современника», жил в соседней с Некрасовым квартире, чуть ли не ежедневно приходил к нему обедать и даже работал в некрасовских комнатах над своими статьями.

Добролюбов умер в 1861 году; стихотворение, посвященное ему, написано три года спустя. А значит, поэтом руководила не одна только живая скорбь по ушедшему, острота которой через три года неизбежно должна была притупиться, но и какая-то иная художественная цель. «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов», - писал сам поэт об этом стихотворении. Поэт открыто признает, что создавал не портрет, а своего рода стихотворную икону. Сквозь реальные черты конкретного человека в стихотворении просвечивает сияние идеала.

Вполне определенный нравственный идеал в русской культуре, конечно, давно существовал, веками он разрабатывался православной церковью и воплотился в целом сонме святых. Ho для атеистически настроенной интеллигенции 1860-х христианская святость утратила свою притягательность, свой путеводительный смысл. Перед Некрасовым стояла задача создания «святого» нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

Выстраивая новую поэтическую систему, Некрасов использовал многие элементы системы старой, а выражая «идеал общественного деятеля», поэт также обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять...

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял...

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причем описывает их на характерном «церковном» языке - борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Ho христианские понятия наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

Поэт намекает и на пророческое дарование Добролюбова - у него «вещее перо». Позднее мифологема «идеальный общественный деятель как пророк» будет подробно развернута в стихотворении Некрасова «Н. Г. Чернышевский (Пророк)» (1874). Русской поэзии образ пророка был уже хорошо известен, однако до сих пор чертами пророка наделялся поэт. Теперь времена изменились - «Поэтом можешь ты не быть, / Ho гражданином быть обязан».

В соответствии с житийной традицией Некрасов касается и посмертной участи своего героя: «Года минули, страсти улеглись, / И высоко вознесся ты над нами...» Инерция христианских образов приводит автора к парадоксальному итогу, к вере в бессмертие своего героя - после смерти Добролюбов вознесся в небесные обители, жизнь его продолжается и за порогом смерти, только в каком-то ином качестве.

На противопоставление жизни и смерти построено все стихотворение. В первой же строфе («Учил ты жить... но более учил ты умирать») названы оба полюса, напряжение между которыми и создает трагическую атмосферу стихотворения. Жизнь Добролюбова оказывается лишь неуклонным движением к смерти, к неизбежной развязке. Ho затем выясняется, что сам факт появления такого человека на свет, независимо от того, что сейчас его нет в живых, способствует продолжению жизни на земле.

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Слово «жизнь» обретает здесь новую глубину и объем - это не только жизнь как существование людей на земле, это жизнь как синоним всего подлинного, истинного, не фальшивого. Последнее значение слова вновь соединяет Некрасова с христианской традицией. В заключительных, только что процитированных строках стихотворения можно увидеть и скрытую отсылку к известной народной пословице - «He стоит село без праведника».

К этой теме Некрасов обращался неоднократно. И Белинский, и Шевченко, и Писарев, и Чернышевский, и Гриша Добросклонов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - те самые «сеятели», образ, также заимствованный из Евангелия, которые, засевая «ниву народную» разумным, добрым и вечным (см. стихотворение «Сеятелям»), должны были, по мысли поэта, возвести русский народ на сияющие высоты «счастья», туда, где ему жить будет «хорошо». Проблеме народного счастья и путей его обретения Некрасов посвятил целую поэму, главный труд своей жизни.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты , как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись...» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра .

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова


Рассказать друзьям