Как определяли пищу древние люди. Древние люди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С древних времен хлебом на Руси называли не только печеный хлеб, но и зерно. Рожь, пшеница, ячмень, овес упоминаются уже в самых ранних памятниках. Хлеб пекли «пресный» и «квасной». К первому относились опресноки и блины. О квашеном хлебе проповедник говорил: «Ведай, яко хлеб есть свершен: есть бо мука аки тело, а квас аки душа, а соль аки ум, вода же аки дух живот». Мясо было обычным явлением на столах у наших предков. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. Вот как Святослав готовил пищу в походе: «… по тонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину на углях испек, ядяху…».

Побывавший «за тремя морями» Афанасий Никитин (XV век) был очень удивлен, что «… индеяне же не ядять никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины…».

Описание пира в одном из сборников конца XII -начала XIII века говорит об обилии блюд из мяса и дичи: «… тетеря, гуси, жеравие, ряби, голуби, кури, заяци, елени, вепреве, дичина…».

Каша упоминается впервые лишь в памятнике XV века. Слово «щи» находим в памятнике второй половины XVI века: «купил штеи кислых на 8 денег». В описаниях XI - XIV веков часто встречается выражение «варево», в различных сочетаниях - с маслом, без масла, с зельем и т. п. К зелью относились ароматические травы - укроп, чабрец, мята.

Одним из способов наказания монахов за ослушание или за нарушение монастырского устава было «сухоядение», что означало есть хлеб без варева, без приправы. Те же меры наказания применялись и по отношению к ремесленникам. Например, если «хлебарь (пекарь) опалить хлебы», то виновный в наказание должен сделать 100 поклонов или «сухо да ясть».

К варевам относилась также уха. В те времена это слово означало «навар», «похлебку». Для бедняка было удачей «омочити свой хлеб в уху, юже проливають повари». Молоко было весьма популярно и в стародавние времена. Пили «коровие молоко», кобылье («Пьеши ли черное молоко… кобылий кумуз»), овечье молоко. С молоком ели кисель: «… како ли не объестися, исто поставять кисель с молоком…».

Что касается применявшихся тогда в обиходе напитков, особенно квасов и медов, то мы рассказываем об этом в соответствующих главах.

Кроме того, о пище наших предков до монгольского нашествия много любопытного рассказывают археологи и летописцы. На Руси пекли караваи, ковриги, пряники, «хлебы с медом и маком твореные». Как мы уже говорили, весьма распространены были кутья, каша, кисели. О тогдашних гастрономических канонах можно судить по литературно-историческим памятникам. «Изборник Святослава» (XI век) рекомендует: «В марте сладко ешь и пей, а в апреле репы не ешь, в мае поросят не ешь…». Меню того времени отразилось в более поздних документах. В «Домострое», в «Наказе от государя ключнику», как «ества постные и мясные варити», сказано, что в скоромные дни положено есть хлеб решетной, шти, да кашу с ветчиною, жидкую или постную. В воскресенье и в праздники - пироги кислые, блины, молоко. Праздничные блюда: «куря рифленое» - соус из курицы с «сорочинским пшеном» (рисом), «куря бескостное»-соус из курицы без костей.

На праздничных царских и боярских обедах подавались журавли, цапли с начинкой из каши, зайцы, лебеди. Название Лебяжьего переулка в Москве близ Кремля произошло от пруда, где плавали лебеди царя Алексея Михайловича, Подавали лебедей в соусе с ломтиками калача. Лакомыми блюдами были также уха щучья и стерляжья, сельди свежие и жареные под маковым взваром, сиг боченный, теша белужья, щука-колодка на блюде. Рыбную икру варили в уксусе или в маковом молоке.

На закуску подавались горошек-зобанец (очищенный), толокно, тельное (мякоть рыбы или мяса), лососина свежая под лимоном, капуста свежая с перцем, лапша гороховая, репа пареная ломтиками.

Сохранению рецептов старинных русских блюд мы более всего обязаны русскому ученому конца XVIII века В. А. Левшину (1746-1826 гг.), имя которого увековечено Пушкиным в «Евгении Онегине». Великий поэт определил Левшина «писателем по хозяйственной части» (примечание к VII главе). В книге «Русская поварня», изданной в Москве в 1816 году, Левшин опубликовал рецепты старинных русских снедей, сохранившихся в народе еще с допетровских времен.


Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ,
антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор ANTROPOGENEZ.RU:

«Наши предки в разные времена питались по-разному. Если начать совсем издали, то в конце мелового периода, начале кайнозоя, наши предки были в основном насекомоядные и питались насекомыми. Самая заря у приматов связана с тем, что они стали больше переходить на питание растениями, стали питаться во многом фруктами. На самом деле, это видно по строению зубов самых первых приматоподобных существ: пургаториусов, плезиадаписов.

Некоторых заносило в крайности, когда у них вырастали огромные зубы, которыми они грызли какую-то кору, древесину или питались исключительно смолой, например, или уходили напрочь в насекомоядность, как долгопяты, или ещё что-нибудь такое… Или, наоборот, чисто листоядность, как у каких-нибудь тонкотелых обезьян. Но, так или иначе, все приматы сохраняли какую-то степень всеядности. У древнейших приматов даже есть такое замечательное разделение по массе тела – граница Кая. Животные, которые меньше килограмма, в основном насекомоядные, а те, которые больше, в основном листоядные. На самом деле и те, и другие питаются фруктами.

Если посмотреть на разных современных приматов, они все готовы есть что попало, но с преобладанием в диете у каждого вида чего-то своего. У наших предков ко времени, примерно, 10 000 000 лет назад, преобладала фруктоядность и листоядность, они были более-менее растительноядные. Но, глядя на современных шимпанзе, мы видим, что при напрочь растительноядном жевательном аппарате и пищеварительном тракте, они с большим удовольствием едят мясо. То же самое, кстати, касается и других обезьян, включая специализированных: павианов, например, или колобусов, которые вроде бы листоядные, а тем не менее, если кого-то ловят, то тут же радостно едят. Более того, шимпанзе довольно активно охотятся целенаправленно. Они могут жить без мяса, в принципе, но когда есть возможность, прекрасно охотятся и даже могут быть фактором исчезновения целых видов. Допустим, в Уганде, в заповеднике Гомбе, красные колобусы вымирают потому, что их едят шимпанзе. И возникает вопрос, кого нужно больше охранять: шимпанзе или красных колобусов?

Так же и наши предки, австралопитеки, видимо, потребляли периодически мясо. Потом, примерно в интервале от трёх до двух миллионов лет назад стали более всеядными и стали намного больше есть мяса. Это повлияло, в том числе и на развитие нашего жевательного аппарата и на развитие интеллекта, мозга (эта тема уже много раз обсуждалась). С этого момента человек становится истинно всеядным. Тут мы можем уже, широко глядя на разные общества древних людей, смотреть, чем же они питались. А питались они всем подряд.

Среди древнейших находок в Олдувае (Танзания) имеется находка нижней челюсти ежа с надрезками в месте прикрепления мышц, то есть древние люди съели ежа. Причём есть статья, посвященная этой находке, которая меня всегда очень радует. Главный вывод этой статьи – судя по расположению этих надрезок, перед тем как съесть ежа, они сняли с него шкурку. Кто бы мог подумать?! Могли есть слонов. В том же самом Олдувае и в других местах есть скелеты съеденных слонов. Вопрос, охотились ли они на них или находили уже увязших в болоте, умерших.

Или, например, в Кооби-Фора (Кения) есть скелет бегемота, который завяз в болоте: вначале его съел лев, там есть следы зубов льва, а потом пришли хабилисы, прогнали этого льва, или дождались, когда он сам уйдёт, сели и стали доедать этого бегемота. Вытащить они его, правда, не смогли, потому что нелёгкая это работа. Но то, что торчало на поверхности, они таки съели и теперь нам этот замечательный скелет достался. Также есть скелеты жирафов, огромное количество костей антилоп с надрезками и что угодно ещё.

Вместе с этим есть свидетельства того, что древние люди тоже продолжали употреблять в пищу растения. Другое дело, что про растения труднее узнать. Однако, например, в Израиле на одной из стоянок найдены камни с характерными ямками. Такие же ямки образуются на камнях, когда шимпанзе долбят орехи. На стоянке Гешер-Бенот Яаков найдены эти самые булыжники, где древние люди, судя по всему, разбивали орехи. Со сто процентной уверенностью мы об этом судить не можем, но, скорее всего, так и есть. Иногда эти самые скорлупки орехов просто сохраняются в археологическом виде. Такие находки тоже есть, например, в Каламбофоллс, в Замбии, – там найдены скорлупки орехов и какие-то растительные остатки, которые ели древние люди.

Иногда их заносило в другие крайности: люди, которые жили на побережье, питались в основном моллюсками. И все побережья всех морей и океанов, куда добрались люди, завалены так называемыми раковинными кучами. То есть люди соскребали моллюсков со скал, ловили рыбу, иногда по случаю тюленей, китов. Всё это они ели, бросали себе под ноги, там же иногда хоронили умерших, а также делали себе из этих же ракушек украшения и прекрасно себя чувствовали. Иногда всё это затаскивали куда-нибудь наверх, повыше.

Некоторые уходили в рыбоедство. Там, где много рыбы, питались в основном рыбой. Есть прецеденты, когда это не совсем логично. Например, одна из самых рыболовческих стоянок находится в Вади-Куббанья в пустыне Сахара. Посредине пустыни Сахара, рядом с Нилом, правда, но не на берегу, в Вади-Куббанья, находилась стоянка рыболовов, которые жили в основном за счёт питания сомами. Сом клариус – это сом, который очень засухоустойчив. То есть, когда проходят дожди, он в этих каналах живёт прекрасно, быстро вырастает, в Ниле его тоже хватает. И вот люди сидели рядом с древним руслом и питались сомами в Сахаре. Такие вот пустынные рыболовы.

Большинство древних людей питались мясом. Все стоянки древних людей завалены костями. Если это Африка, то антилоп. Если это Европа, то сайгаков, северных оленей, бизонов, лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов, то есть крупных стадных копытных животных, иногда пещерных медведей. Медведи, конечно, не очень стадные, но тоже травоядные. Специализация питания определялась тем, что было под руками и под ногами – то, что в поле паслось, то и ели. Иногда видно, как это менялось.

Например, есть такая стоянка Ильская в Краснодарском крае: там есть слои, где преобладают мамонты, которых ели неандертальцы, а есть слои, где сотни скелетов бизонов просто слоями лежат. Особенно людям везло, когда можно было массово охотиться на кочующих животных: на северных оленей, например, или лошадей, которые при сезонных миграциях из одних областей в другие проходили через узкое место. Там были естественные граали – кучи камней, через которые трудно перелезть. В Солютре, классической стоянке во Франции, люди загоняли табуны в этот естественный грааль-загон и убивали. Примечательно, что жеребят не трогали. Среди тысяч костей лошадей нет костей маленьких жеребят, которые 100% процентов должны были быть, судя по сезону убийства этих лошадей (это хорошо устанавливается по зубам). Видимо, люди их выпускали, то есть у них были начатки экологического мышления. Однако это не помешало им завалить сто тысяч лошадей в этом самом Солютре, правда, это за тысячу лет произошло. Там просто костяная магма, то есть это слой толщиной в метр, покрывающий несколько гектар (10 гектар примерно) слоями костей лошадей несчастных.

Иногда людей тянуло на что-нибудь экзотическое. Скажем, на стоянке Заскальной в Крыму, в сорока километрах от тогдашнего берега моря, найдено несколько костей дельфинов-белобочек. Это значит, что людям было не лень километров тридцать, а то и сорок, за хвост тащить этого самого дельфина от берега моря. А то всё сайгаки и сайгаки, сайгаки и сайгаки. Это у них была главная добыча. Хочется же, наконец, чего-нибудь новенького. Вот и съели дельфина – прикольно! Также есть изображения и кости китов на французских стоянках, которые тоже находятся в десятках километров от моря. Значит, люди ходили к морю на китобойный промысел.

Например, в гроте Раймонден или Шанселяд обнаружены орудия из китовых костей. До некоторого времени считалось, что это какая-то экзотика. Потом, когда стали внимательно пересматривать даже старые коллекции, обнаружилось, что это не такая уж и редкость, и эти орудия раскиданы по разным стоянкам.

Таким образом, мораль из всего вышесказанного заключается в том, что во все времена люди питались тем, что было под ногами. Люди уникальны в том смысле, что могут есть такую гадость, которую никто другой не согласен есть. Если живут за полярным кругом, будут есть тухлятину моржей или птичек тупиков собирать, гоношить в какой-то яме, пока они до однородной массы не сбродятся, и потом можно прямо из ямы черпаками черпать и есть. То же самое с рыбой, с северными оленями, растениями. Там, где они слишком переиспользовали дикие растения, им приходилось переходить на вынужденную осёдлость и собирательство диких злаков. Например, представители Натуфийской культуры на Ближнем Востоке или нескольких культур в Центральной Америке, или в Китае начинали активно собирать дикие злаки, а позднее и следить за ними: отгонять кабанов (в Америке, правда, нет кабанов, зато там есть пекари), сами злаки сажать, копать каналы. И тут уже понеслось… Наступает наша цивилизация, которая тоже радует изобилием продуктов, особенно в цивилизованных местах. И выбор, и разнообразие такое, что ни одному живому существу не снилось.

Естественно, параллельно менялись способы приготовления пищи. С некоторого момента практически необходимым элементом жизни стал огонь – пищу стали готовить. Причём первыми это стали делать вовсе не сапиенсы. Самые разные виды к приготовлению пищи переходили, в том числе и неандертальцы. Судя по зубному камню неандертальцев, они умели варить кашу из ячменя – это процесс варки.

Сапиенсы и подавно это всё умели делать. Поэтому у нас даже поменялась физиология: у нас уменьшились зубы, челюсти, наверняка поменялась и химия желудка, хотя об этом трудно судить потому, что мы не знаем, что там было у австралопитеков. Однако про зубы мы точно знаем. У нас изменились размеры живота. Судя по грудной клетке и тазовым костям, австралопитеки и хабилисы были довольно-таки кругленькими. Иногда их реконструируют как таких стройняшек, а на самом деле были они такие пузатенькие ребятки, примерно, как современные шимпанзе или орангутанги. Когда шимпанзе или орангутанг сидит, то расплывается вниз в форме груши.

Стройность, характерная для современного человека, в сравнении с обезьяной, – это достижение уже цивилизованных времён, когда пищу стали готовить, соответственно, её нужно было меньше переварить. У нас сейчас в немалой степени внешнее пищеварение, то есть почти всё, что мы употребляем в пищу, мы готовим так или иначе: квасим, жарим, тушим, ферментируем. Хотя мы настолько универсальны, что можем питаться и сырой пищей, поэтому можем быть и вегетарианцами, если с жиру беситься, и сыроедами, и даже некоторое время фрукторианцами, пока биохимия не откажет окончательно.

Можем также долго тянуть с недостатком витаминов, плавать по морям, или быть вегетарианцами, можем жить с недостатком белков – правда, тогда мы, возможно, будем невысокими и не сильно интеллектуальными. Хотя статистика такова, что кто-то да выживет, кому-то будет даже хорошо. В принципе, практически вся Индия живёт по-вегетариански. До недавнего времени Китай и Япония были вегетарианцами, но, правда, люди были ростом метр пятьдесят. И даже китайцы ростом метр пятьдесят называли японцев карликами – вот такой результат вегетарианства, так как скотоводства в Японии долго не было.

Способность использовать разную пищу у человека есть: можно питаться чисто жирами как эскимосы (другие, правда так не смогут) и у них нет атеросклероза. Иногда эскимосы едят также морошку по сезону. Таким образом, человек в этом смысле абсолютно уникален – он может есть всё подряд. В этом смысле только, может быть, термиты нас переплёвывают потому, что они ещё и древесину могут есть. Но до этого недалеко – немного генной инженерии, и мы сможем есть бумагу в том числе. Современные сосиски, кстати, уже до этой стадии нас доводят.»

ПД 1(17) Тайны диетологии

Питание первобытного человека

врач-диетолог ГБУЗ города Москвы «Психиатрическая больница №13 Департамента здравоохранения города Москвы»

Диетология д ревнего человека — интуиция. Именно это чувство направляло наших предков, помогало им правильно выбирать продукты питания (мясо, свежую и замороженную кровь животных, квашеные продукты и др.), осваивать новые способы приготовления пищи.

В свою очередь, расширение рациона, введение в него таких продуктов, как мясо животных, получение с пищей необходимого количества белков животного происхождения, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов способствовало социально-культурному и интеллектуальному развитию человечества.

Верхней гранью описываемого периода, знаменующего начало нового времени в истории человечества, считается начало отступления ледника, произошедшее 12-19 тыс. лет назад. Согласно археологической периодизации, это время верхнего палеолита (в просторечье — каменного века), согласно геологической периодизации — завершающий период вюрмского, или вислинского, оледенения (на территории Восточной Европы к нему еще применяют термин «валдайское оледенение») четвертичного периода кайнозойской эры.

Социальная функция еды

Что ели люди каменного века, из чего состояла их пища, как они ее готовили и хранили? К сожалению, исследователи глубокой древности мало уделяли внимания таким важным вопросам. Однако эти направления видятся чрезвычайно важными.

Социальная функция еды представляется ключевой для понимания процесса становления древних обществ, в которые уходят корнями многие традиции и ритуалы значительно более позднего времени, вплоть до современности. Понять их, не обратившись к истокам, чрезвычайно трудно. История же по вопросу питания показывает, что еда и связанные с ней традиции способствовали установлению общественных связей в не меньшей степени, чем их трудовая деятельность.

Направления, раскрывающие тему потребления пищи древним человеком, можно разделить на три группы. Первая, наиболее простая, связана с тем, что ели первобытные люди. Вторая и третья более сложные: как готовили и как сохраняли пищу древние люди. Именно об этих трех направлениях далее пойдет речь.

ЧТО ЕЛИ ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ?

Эволюция рациона

Достаточно долгий период древний человек питался плодами, листьями и зернами. Подтверждение его вегетарианства находят в остатках зубов древних людей и в некоторых косвенных свидетельствах, например, об отсутствии больших коллективов древних людей, необходимых для охоты на животных.

Затем изменения в климате привели к сокращению растительной пищи, и человек вынужденно стал питаться мясом, которое в палеолитическую эпоху составило основу его питания. Ну и наконец, изменения климата после отступления последнего ледника привели к тому, что рацион человека значительно разнообразился — мясная и растительная пища дополнилась морепродуктами, рыбой.

Предлагаем рассмотреть ключевые моменты в формировании рациона древнего человека с того момента, когда растительной пищи ему стало недостаточно.

ОХОТА НА МАМОНТА

Чаще всего люди следовали законам логики и практики — добывали пищу и ели то, что водилось и находилось рядом, близко от места обитания — «жилья». Известно, что древние люди старались селиться вблизи мест, удобных для поиска пищи, например около водоемов, где собирались стада животных. Считается, что мамонты были одним из важнейших источников питания древнего человека. Мамонт в пищевом плане привлекал человека массой мяса и жира, последний, скорее всего, был незаменим для древнего человека. С начала таяния ледника, который окончательно отступил в 10-м тысячелетии до нашей эры, в мясном рационе древнего человека происходят частичные изменения. Климат становится мягче, и там, где отступил ледник, появляются новые леса, пышная растительность. Меняется и животный мир. Исчезают крупные животные предшествующих эпох — мамонты, шерстистые носороги, некоторые виды овцебыка, саблезубые кошачьи, пещерный медведь и другие виды животных больших размеров. К сведению, российские ученые в настоящее время не оставляют надежду клонировать древнего представителя семейства слоновых. Был создан проект «Возрождение мамонта» — это совместное детище Якутского НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета и корейского фонда биотехнологических технологий Soom Biotech.

Переход к мясной пище

Благодаря «инстинкту совершенствования, присущему человеческой натуре», человек стал производить орудия труда и перешел на мясную диету, отмечает французский философ, юрист, политический деятель Жан Антельм Брийя-Саварен в 1825 г. в своем трактате «Физиология вкуса». Переход к мясной пище был закономерным процессом, так как «у человека слишком маленький желудок, чтобы растительная пища могла дать достаточное количество питательных веществ», белков, жиров, по сути, энергии для жизнедеятельности.

Особая роль в формировании общественного поведения в человеческой культуре отводилась мясу, так как мясо с древнейших времен сохранило особое место в питании.

Много мяса

Безусловно, древний человек потреблял мясо и, видимо, много. Свидетельством этому является значительное скопление костей животных по всему ареалу обитания древнего человека. Причем это не случайное собрание костей, так как на костях исследователи находят следы каменных орудий; эти кости тщательно обрабатывали, снимая мясо, а часто и дробили — внутрикостный мозг, судя по всему, пользовался большой популярностью у наших предков.

Охота временами дополнялась собирательством ягод, кореньев растений, яиц птиц, однако оно не играло существенной роли. Эти данные говорят о том, что предположение об исключительно мясной пище древних людей имеет под собой вполне реальную почву и что такая пища может быть вполне достаточной. Если многочисленные народы Севера могли и могут выживать и в настоящее время только на одной мясной пище, то это значит, что только на мясной пище мог выживать и древний человек.

Для людей эпохи позднего палеолита мясо диких животных было основой системы питания и существования. Все эти животные — дикие быки, медведи, лоси, олени, кабаны, козы и другие — для многих народов и сегодня являются основой повседневного питания.

Важную роль в рационе питания древних людей играла кровь животных, которую они употребляли и как свежую, и в составе более сложных блюд. Современными учеными подтверждено, что при исключительно мясном питании она является неоценимым поставщиком витаминов и минеральных веществ.

Особо ценился животный жир, подкожный и нутряной, играющий значительную роль в рационе древних людей. Например, в условиях Крайнего Севера жир был незаменимым и часто был единственным источником различных необходимых организму веществ.

Растительная пища в рационе

У исследователей первобытного общества в настоящее время нет сомнений в том, что пища растительного происхождения и способ ее получения — собирательство, так же как и мясная пища и способ ее добычи — охота, занимали особое место в жизни древнего человека.

Существуют косвенные свидетельства этому: наличие остатков растительной пищи на зубах ископаемых черепов, медицинская доказанная потребность человека в поступлении в организм ряда веществ, содержащихся прежде всего в растительной пище. Более того, чтобы перейти в будущем к земледелию, человек должен был иметь сложившийся вкус к продуктам питания растительного происхождения.

Растительная пища была незаменима для первобытного человека. Древними медиками и философами написано немало трудов об отдельных видах растительной пищи. Основываясь на письменных свидетельствах более поздней эпохи и сохранившейся практике употребления некоторых видов диких растений, можно сказать, что растительная пища была разнообразная.

Например, древние авторы свидетельствуют о пользе и широком применении в тот период желудей. Так, Плутарх превозносит достоинства дуба, утверждая, что «из всех диких деревьев дуб приносит лучшие плоды». Из его желудей не только пекли хлеб, но он также давал мед для питья.

Средневековый персидский врач Авиценна в своем трактате пишет и о целебных свойствах желудей, помогающих при различных заболеваниях, в частности при болезнях желудка, кровотечении, как средство от различных ядов. Он отмечает, что есть «люди, которые привыкли питаться желудями, и даже приготавливают из них хлеб, который им не вредит, и получают от этого пользу».

В качестве главных достоинств древние античные авторы упоминают также арбуту, или земляничник. Это растение, плоды которых отчасти напоминают ягоды земляники. Еще одно теплолюбивое дикорастущее растение, известное с древнейших времен, — лотос. Корень этого растения, круглый, величиной с яблоко, также съедобен.

Разнообразие в питании

Как мы видим, пища древнего человека была представлена как мясными продуктами, так и растительными. Возможно, он вполне осознанно разнообразил свой рацион, дополняя базовую мясную пищу растительной. Это приводит к мысли, что питание древнего человека не было столь однообразным. Он наверняка имел вкусовые предпочтения. Его пища не была направлена исключительно на удовлетворение голода.

К концу палеолита складывается первая «пищевая» дифференциация и связанные с нею особенности социально-культурного развития древних людей. Момент этот особенно важен для последующей истории питания человека.

Во-первых, он со всей определенностью показывает зависимость между потреблением пищи и образом жизни, культурой и в некотором отношении общественной организацией древнего человеческого коллектива. Во-вторых, дифференциация указывает на наличие предпочтений, на некий выбор, а не только на простую зависимость от обстоятельств.

Понимание пользы и вреда

В рационе человека появлялось все больше и больше новых видов продуктов питания. Каким образом древние люди определяли пользу или вред пищи?

Происходило это поэтапно. С появлением огня возникло разнообразие в питании, особенно мясном, рыбном. Затем у человека сформировалось понятие вкуса, что вкусно, а что не вкусно. Затем появились данные из практической жизни, чисто интуитивно, а потом и сознательно, что полезно, а что вредно. Например, люди употребляли свежую кровь, без всякого понимания, но это спасало их жизнь. Можно сказать, что появились интуитивные понятия о «витаминологии».

Кровь вместо соли

Важный вопрос, на котором необходимо остановиться, говоря о питании человека доисторического периода, касается потребления соли. Первобытные люди не имели потребности в соли и, скорей всего, ее не употребляли.

Человек до перехода к земледелию с преобладанием растительной пищи в его диете довольствовался той солью, что получал из свежей крови животных. Кровь поедаемых животных содержит достаточное количество необходимых естественных микроэлементов и минеральных веществ.

Потребление свежей крови и сырого мяса первобытными людьми было необходимо даже и после того, как человек овладел огнем и научился на нем готовить, поскольку в приготовленном мясе нет достаточного количества естественных заменителей соли.

Многочисленные свидетельства русских и иностранных путешественников прошлого говорят о том, что коренные жители Севера России, занимающиеся охотой, соли не знали вплоть до ХХ в. Так, «парная» кровь зверей у северных народов почитается за лакомство. А соль они не употребляли и чувствовали даже к ней отвращение.

Но чем южнее, тем большая обнаруживается потребность в соли. Во-первых, это связано со значительным объемом растительной пищи, потребляемой на юге. А во- вторых, сама по себе жизнь в жарком климате вынуждает организм потреблять больше соли.

Е501 — наследие предков

В древности соль получали из золы при сжигании растений, выпаривании соли из родниковой соленой воды. Вещество, получаемое при сжигании растений, получило распространение и в более поздние эпохи. Называется оно поташ или карбонат калия, зарегистрированный в настоящее время как пищевая добавка Е501 (разрешена к применению ТР ТС 029/2012). Поташ — неплохой природный консервант, и им нередко заменяли соль в тех случаях, когда не было возможности ее достать.

С переходом человека к земледелию древнейших источников и заменителей соли оказалось недостаточно. Так называемая неолитическая революция в числе прочего означала и конец «бессолевого» существования человека, вынужденного начать поиски способов нахождения и получения для своих потребностей соли.

Одомашненные травоядные животные не могли существовать без соли, таким образом, добыча соли в больших количествах стала для человека жизненной необходимостью.

КУЛИНАРИЯ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

С пылу с жару

Также необходимостью для человека стало открытие новых способов приготовления — «кулинарии», если можно применить это слово к человеку эпохи палеолита. Как следствие, пища стала более сытной и обильной. Появилась возможность съедать все части животного, которые раньше выбрасывались, то есть люди стали более рационально использовать результаты добычи. Воздействие человека на пищу для ее преобразования стало носить сознательный характер, а не являлось использованием ситуации.

Относительно способов приготовления еды достаточно археологических и поздних этнографических данных для восстановления объективной картины:

  • простое поджаривание мяса на открытом огне;
  • запекание мяса в золе;
  • запекание мяса на углях, в шкурах, в листьях, глине, в собственном панцире;
  • приготовление пищи на раскаленных углях;
  • приготовление мяса, зажав его между раскаленными камнями;
  • приготовление пищи в посуде, сделанной из шкур животных, частей их тела (например, желудка, желчного и мочевого пузыря), выдолбленных из дерева углублений, сплетенных из разных частей растений — коры, стеблей, ветвей сосудов, естественных сосудов — раковины, черепа, рога.

Данные археологии указывают на наличие различных типов печей для готовки пищи в эпоху позднего палеолита:

  • приготовление пищи в выкопанных углублениях в земле, где сверху разводился огонь;
  • приготовлении пищи в ямах, выкопанных в земле, где сначала разводили огонь и после прогорания костра золу разгребали к стенкам, а на освобожденное дно выкладывали пищу для приготовления;
  • ямы — печи, обставленные камнями.

Топливом для костров нередко служили кости самих животных, особенно в зимнее время, когда в холодных регионах достать дерево было сложней, а также в тех регионах, где наблюдался недостаток дерева.

Сознательное преобразование пищи, помимо физиологической пользы от лучшего усвоения питательных веществ, сказалось и на физическом развитии человека, а это не могло не привести к появлению вкуса к пище, стремлению ее разнообразить для получения удовольствия.

ХРАНЕНИЕ ПРОДУКТОВ

Деликатесы древних

Древнейший и простейший способ обработки пищи без использования каких-либо дополнительных приспособлений связан с ее сбраживанием и ферментацией. Причем первоначально это происходило без добавления соли или других реагентов, провоцирующих и усиливающих процесс. Такой способ приготовления пищи вел к размягчению и улучшению ее вкуса, увеличению срока годности продуктов, даже к превращению несъедобного в съедобное. Этот способ приготовления пищи был весьма распространен у первобытных племен, так готовили и мясо, и рыбу, и растения.

Для сквашивания пригодно все: и травы, и мясо, и отдельные части животных, и рыба, даже кровь животных. Конечно, археологических следов сквашивания продуктов в первобытную эпоху не найдешь. Но то, что этот метод заготовки продуктов сохранился у многих народов мира, вряд ли является случайным.

В России, где довольно продолжительный период в большинстве регионов наблюдался дефицит свежих овощей и фруктов, был освоен способ сквашивания продуктов питания. Знаменитая квашеная капуста — незаменимый источник витаминов в русской деревне на протяжении почти всего года, а также квашеные огурцы, свекла, яблоки, ягоды, зеленые травы и другие растения по сей день остаются на нашем столе.

Справедливости ради скажем, что сквашивать, например, рыбу принято у многих народов — не только на Крайнем Севере и Скандинавии. В России этот способ готовки был широко распространен у поморов, квасивших рыбу в бочках до состояния полного размягчения. Таким образом рыба не только сохранялась долгое время, но и получала дополнительные полезные свойства.

Точно так же готовят мясо акул в Исландии. Правда, польза этого блюда для здоровья сомнительная — продукт содержит аммиак и сильно им пахнет.

Одним словом, сбраживание — это простая технология, отсутствие каких-либо особенных приспособлений или дополнительных сложных ингредиентов, даже соли, максимально доступный способ приготовления пищи для древнего человека.

Технологии на века

Другой весьма распространенный способ сохранения продуктов, доставшийся нам от наших предков, — заморозка.

В древности занимались и консервированием продуктов питания: существовали ямы вокруг древних жилищ, которые могли использоваться и как своеобразные герметические контейнеры — «консервы».

Широко применялись другие известные нам способы обработки продуктов — сушение и вяленье мяса, рыбы и растений.

Все упомянутые выше способы приготовления пищи: на огне, в подобиях печей, в вырытых в земле ямах и др. — довольно-таки просты, не требуют особых сосудов.

«Гастрономическая» судьба человека

Конечно, современные знания о питании древнего человека очень ограниченны. Еще предстоит провести более масштабную междисциплинарную работу по изучению данного вопроса, тем более что человек очень сильно изменился за 10 тыс. лет. К тому же научно доказано, что в современном мире потребности в белках, жирах и углеводах различаются от культуры к культуре. Сейчас невозможно восстановить те продукты питания, которые составляли пищу древности: одомашненные животные мало напоминают своих далеких предков, в том числе и по химическому составу мяса и жира. То же самое можно сказать об окультуренных растениях.

Нельзя не учитывать и изменения, произошедшие в воде, воздухе и прочих важнейших элементах среды обитания человека. Изучение начального этапа истории человечества представляется крайне важным для понимания того, что происходило в дальнейшем. Именно в древности были заложены многие основы, определившие дальнейшую «гастрономическую» судьбу человека. Важнейший момент здесь заключается в складывании к концу каменного века весьма развитой системы питания, с определенными принципами приготовления пищи, приспособлениями для этого и вкусовыми предпочтениями. В этот период были заложены и основы социального поведения, как правило, связанные с добычей, приготовлением и приемом пищи. Ведь отношения между членами сообщества, представителем своего коллектива с представителями других коллективов базировались в значительной степени на «пищевой основе».

Интуиция — диетология древних

Если говорить о диетологической стороне, то, конечно, ни о какой диетологии в то время говорить не приходится. Древние люди чисто интуитивно, а затем сознательно применяли в питании свежую и замороженную кровь, квашеные продукты (квашеную капусту, квашеные рыбные продукты, медовые напитки, свежие ягоды и фрукты). Не было данных и понятий о составе продуктов (белках, жирах, углеводах), об ее энергетической ценности (калораже), о витаминах и минеральных веществах, в силу того что еще не было таких наук, как химия, биохимия, физика. Но древние люди уже хорошо понимали, какие продукты приносили пользу здоровью человека, а какие вред.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Козловская М. В. Феномен питания в эволюции и истории человека, М., 2002. — 30 с.

Козлов А. И. Пища людей, Фрязино, 2005.

Добровольская М. В. Человек и его пища, М., 2005.

Колпаков Е. М. Питание древнего населения Европейской Арктики // В сб.: Научно-практическая конференция. Питание и интеллект. Сборник трудов. — СПб. — 2015. — с. 29-33.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Please enable JavaScript to view the January 24th, 2017

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.

Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» - это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» - самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600-800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600-800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700-1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, - лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…

Что ели древние люди

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.


Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» - это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» - самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600-800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600-800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700-1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, - лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…



Рассказать друзьям