Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Петух. Легенда о петухе из барселуша каплунова варвара

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Постаралась подобрать легенды доступные для понимания второклассника, которые были бы ему интересны и просты для запоминания.

Легенды про домашних животных.

Гусь

В космогонических представлениях и соответствующих мифах нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо — солнце (образ великого Гоготуна в египетской мифологии).
В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами.
В Китае гусь связан с небом, рассматривается как талисман, помогающий любви в браке. У других народов гусь — воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности.
В средние века в Европе верили, что гуси являются ездовыми животными ведьм.
В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой.

Легенда о том как гуси Рим спасли.

Много раз нападали на Рим неприятели. В 390 году шла война с галлами. Переправившись через Альпы, Галлы двинулись вглубь Италии и вскоре осадили Рим. Защитники города мужественно отбивали атаки неприятеля. Но вскоре истощились запасы продовольствия, и в городе начался голод. Все, что было съедобно, было съедено. Остались лишь священные гуси, что жили в храме богини Юноны на Капитолийском холме. Много раз подумывали голодные защитники города об этих гусях, но боялись гнева великой богини — покровительницы Рима.

Однажды посреди ночи какой-то шум разбудил одного из воинов. Проснувшись, Марк Манлий (таково было его имя) прислушался: на вершине холма гоготали гуси. Быстро взобрался Марк Манлий на городскую стену и буквально лицом к лицу столкнулся с галлом. Той ночью неприятели тайно предприняли попытку штурма города. Марк Манлий сбросил галла со стены. Падая, враг закричал. Начали падать и другие галлы. От крика и шума гуси загоготали еще громче. Мгновенно пробудились защитники Рима и приступили к обороне города. Галлам ничего не оставалось. Как уйти от стен города. Римляне победили.

Почему корова в Индии священное животное?

В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное. Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого их индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Петух

Мифологический персонаж, обладающий, по поверьям многих народов, сверхъестественными способностями. Петух — глашатай солнца, возвещающий начало нового дня. Красный петух является символом огня, отсюда и появилось выражение «пустить красного петуха», то есть устроить пожар. Черный же петух ассоциировался с потусторонним миром. Считалось, что петушиный крик прогоняет «нечистую силу», которая может безобразничать лишь до «первых петухов».

В греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он ранним утром поднимает людей на работу. В символике и геральдике петух очень распространен как символ воинственности, независимости, прозорливости. Изображение петуха — бдительного стража — часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.

Собака.

На Украине одно из преданий гласит, что собака — оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял его и обратил в собаку.

В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет».

Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения.

Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

Как собаки спасли Коринф.

Греческая легенда

По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью "Сотер — защитник и спаситель Коринфа". В его честь воздвигли мраморный памятник.

Кошка.

В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.

Как сиамские кошки охраняли ценные вазы в буддийских храмах.

Сиамские кошки жили в храмах, где они охраняли ценные вазы. Чтобы выполнить это задание, кошки обматывали хвостами вазы и смотрели на них пристально, не отрываясь. Из-за этой позы у них появились загнутый хвост и косые глаза.

Легенды про диких животных.

Лягушки

Восточная притча

Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:
— Интересно, а откуда ты пришла?
— Я пришла из океана.
Колодезная лягушка спросила:
— А он больше, чем этот колодец?
Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:
— Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.
Колодезная лягушка сказала:
— Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.
Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути, и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка засмеялась и сказала:
— Нет.
Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка снова сказала:
— Нет!
Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:
— Теперь ты не можешь сказать "нет".
Океанская лягушка сказала:
— Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!
Тогда колодезная лягушка сказала:
— Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!

Лесной голубь

Легенда Майя

Жил на земле один храбрый и сильный воин. Он любил охоту и часто охотился на животных в глухих лесах. Однажды, охотясь, он очутился у какого-то лесного озера и, к своему большому удивлению, увидел прекрасную девушку, плывущую в лодке. Храбрый воин так сильно влюбился в неё, что при любой возможности возвращался к берегу того озера, в надежде хотя бы только увидеть девушку. Но всё было напрасно; всё, что он видел — была лишь водная гладь, отражающая свет солнца.

Так, он решил искать помощи у ведьмы, которая сказала ему:
— Ты никогда не увидишь ту девушку, если только не превратишься в голубя.
— Я только хочу увидеть её!
— Когда ты превратишься в голубя, то никогда больше не сможешь вернуться в человеческий облик.
— Я только хочу увидеть её!
— Если ты только этого и хочешь, то пусть осуществиться твоё желание.

И ведьма воткнула шип в шею храброго воина. И как только она это сделала, молодой человек превратился в голубя. Он взметнулся ввысь и полетел к лесному озеру, там он сел на ветку и стал ждать. Прошло немного времени, и он увидел ту самую девушку, и тогда он подлетел к ней и стал ласкаться. Девушка взяла его в свои руки и, гладя, вытащила шип из его шеи. Ей не следовало делать этого! Голубь умер, уронив голову. Видя это, девушка в глубокой печали воткнула тот же самый шип себе в шею и тотчас превратилась в голубя. С того дня она стала грустить о своём голубе и оплакивать его.

Змея-невеста

Летописцы прошлых лет повествуют о волшебных созданиях, которые могли предстать в различных ужасающих образах: в качестве чудовищных змей или когтистых зверей, покрытых чешуей. Их называли ламиа, и они были наиболее опасны в образе красивой женщины. Хотя они по своей натуре были влюбчивы и искали любви смертных, ламиа представляли собой самую темную сторону волшебного царства.

Однажды в окрестностях Коринфа юноша по имени Люциус встретил женщину такой сверкающей красоты и волнующего очарования, что его сердце в ту же минуту охватила любовь. Она ответила ему ласковым взглядом и стала его возлюбленной. Их встречи были наполнены такой радостью и счастьем, что Люциус решил жениться на ней.

Он приготовил роскошный свадебный пир, но в разгар празднества заметил, что невеста побледнела и готова упасть в обморок. Ее била дрожь, а дыхание больше напоминало тяжелые вздохи. Когда юноша пытался ей помочь, она молча указала на пожилого мужчину, стоявшего среди гостей. Этот человек был воспитателем, преданным наставником юноши. Он, не отрываясь с мрачным выражением, смотрел на невесту.
— Я не хочу, чтобы ты стал жертвой змеи и умер в ее удушающих объятиях, — сказал мудрый наставник.

Крик боли раздался в переполненном гостями зале. Женщина начала извиваться, и на этом месте, где она только что стояла, все увидели мерцание сапфиров, золота и изумрудов - переливалась чешуя свернувшейся кольцами змеи. Мгновение спустя невеста исчезла.

Наставник, однако, слишком поздно распознал угрозу, и, лишенный своей возлюбленной, Люциус умер от тоски, а его свадебная мантия стала ему саваном.

Звездная медведица

Греческая легенда

Давным-давно, в незапамятные времена правил страной Аркадией (горная область в центре Пелопоннесского полуострова) царь Ликаон. И была у него дочь — красавица Каллисто. Полюбила Каллисто прекрасного и могущественного бога Зевса и родила от него сына Аркада. Но жестокая и ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила молодую Каллисто в Медведицу.

Пока несчастная блуждала по лесам, подрос ее сын Аркад, стал пастухом и отличным охотником. Однажды на охоте, увидев Медведицу, Аркад поднял оружие, чтобы убить ее. Но тут своевременно появился посланец Зевса и взял их обоих на небо, превратив в созвездия.
Каллисто превратилась в созвездие Большой медведицы. Созвездие Пастуха (Волопаса) расположено на небе рядом. Ярчайшая звезда в нем и называется Арктур (Аркад).
Малая Медведица, согласно одной из легенд — это служанка, сопровождающая Каллисто в ее вечном странствии.

Как лев однажды чихнул

Легенды о петухе... Два раза родится, ни разу не крестится, а черт его боится. Кто это? Правильно, Петушок - золотой гребешок! Кур начали разводить около 4 тысяч лет назад, значительно позже, чем других сельскохозяйственных животных и птиц. В этом большая заслуга древних персов. Именно в Персии начал зарождаться культ петуха. Петух вместе с собакой очень почитался в те времена: ведь одна охраняла дом и стадо, второй являлся и является вестником утра, света и солнца. Петух оставил свой след во многих областях духовной, культурной и материальной жизни нашего общества. В этом отношении с ним по широте интересов, влиянии на развитие наук и общества могут сравниться разве что Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов. Это, конечно, кощунственно сравнивать какого-то петуха с великими мыслителями, однако ничего не поделаешь – против истины не пойдешь. Выяснилось, что роль петуха в религии, литературе, сказаниях, легендах, военном деле и даже в метеорологии, настолько велика, что ни одно из них не могло полноценно развиваться, не имея в качестве фольклорного персонажа петуха. Ни одно другое домашнее животное не может с ним в этом сравниться, хотя все они вложили немало труда в развитие человеческого общества. Однозначно: петух – это уникальная птица. С древних времен петух, как и солнце, отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые, третьи петухи», «до... петухов». Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком сзывал людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», а не механическим, – вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух поднимал народы всех стран мира и цивилизаций на великие трудовые подвиги. Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. Полководец Чингис-хана Сабудай-богатур издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов» (В.Г.Ян «Батый»). Сабудай в походах всегда возил с собой петуха, за которым следил специальный смотритель, и сверял свои внутренние биологические часы с его криком. Даже А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход. Ночь – это время страстей, шабаша ведьм и действия нечистой силы. Именно третий крик петуха является сигналом прекращения этого безобразия. Он своим криком разгонял всю эту нечисть, и возвещал о начале дня, а вместе с ним – победу добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»). В большинстве религиозных преданиях – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу. Петух кроме всего прочего считается вестником солнца. В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета). В Китае петуха почитают и уважают. В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась в наше время лишь в сельских районах провинции Шэньси, что на северо-западе Китая. В древности китайцы считали петуха символом солнца. Таким образом, изображение петуха на двери олицетворяло приход солнца в дом. Это выражало ожидание прихода весны. Также считалось, петух может защитить от негативного воздействия злых духов. Считали, что существует прямая связь между солнцем и петухом, ведь он первым оглашает о рассвете и начале нового дня. А так как по-китайски канун Нового года звучит как «юаньдань» (первый рассвет года), то естественно, что лишь Небесному Петуху известно, когда же взойдет первое солнца Нового года. «Золотой петух» - национальная премия Китайской Народной Республики за достижения в кинематографе. Примечательно, что кинопремия учреждена в 1981 году (год Петуха). Петух своим криком оставил след и в христианской религии – «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа». По всей видимости, с этим связано, что именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. Начиная с IХ века по указу папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих». В христианской религии петухам вверяли время наступления конца света. Конец света наступит, когда петух не прокричит своего традиционного «ку-ка-реку». По-видимому, это опрометчивое поручение. Что будет, если он забудет это сделать или начнет вредничать, или еще хуже – генетики чего-то напутают? Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах… Флюгер – один из самых древних метеорологических приборов – указатель направления ветра чаще всего украшался фигуркой петуха. В английском языке он даже носит название «погодный петух» (weather cock). Флюгер, ко всему прочему является индикатором моральных качеств человека, меняющего свои взгляды и решения в зависимости от «направления ветра» (А.П.Чехов «Хамелеон»). Связь с рассветом отражена и в его названии. Если русское слово «петух» происходит от глагола «петь», то аборигены Австралии именуют петуха «птица, смеющаяся на рассвете». А французское название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поющий рассвет». Так что петух оставил свой след и в эстрадном искусстве. Оказывается, петухи в разных странах «кричат» на том языке, на котором говорят жители... По крайней мере, так нам кажется. К примеру, наш петух кричит «ку-ка-ре-ку», во Франции - «ко-ко-ри-ко», японский – «кокэ-кок-ко», английский – «кок-э-дудл-ду». Болгары, например, уверены, что их петухи кричат «ку-ку-ри-чу», немцы – «ки-ке-ри-ки», итальянцы – «чи-ки-ричи». Китайские петушки издают совершенно непохожие на петушиные крики – «во-во». Это привело к тому, что во многих странах появились любители петушиного пения. Особенно «музыкальными» способностями петухов интересовались птицеводы Греции, Германии, Албании, России. Соревнования проводят по нескольким номинациям – голосистость, количество криков в час, и, конечно, музыкальность. К примеру, в Германии победитель на одном из соревнований за один час прокричал более 90 раз. В нашей стране выведены отличные певуны: юрловские куры, о которых говорят в народе: «Десять четвертей можно отмерить пальцами, пока пропоет юрловский петух». В те времена секундомеров не было, поэтому время пения отмеряли пальцами. Эта порода не уступала по голосистости иностранным исполнителям. Поклонение петухам привело к тому, что в Японии 300 лет назад были выведены иокагамские куры (или феникс), у которых длина хвоста достигала 7 метров и более. Причем, чем длиннее хвостовые перья, тем ценнее птица. Хвост – это самый главный признак у этой породы. Некоторые любители держат этих петухов в специальных стеклянных шкафах, а хвост, свернутый петлями, подвешивают на специальном крючке. Чтобы птица меньше двигалась и не сломала себе хвост, корм и воду ставили по обе стороны насеста. Ежедневно петуха несколько раз снимали с шеста и выносили на прогулку, хвост при этом накручивают на специальную вертушку или же его несет человек. Представьте, по двору важно вышагивает петух, а следом – человек, как шлейф, несущий его хвост. Наивысшей гордостью у петухов считается гребень. Ученые провели эксперимент. Петуху «средней руки» приклеили большой красный поролоновый гребешок. До этого, все кто мог, бил его и третировал, а здесь произошло нечто невероятное. Все, даже самые крупные петухи, стали заискивать перед новоиспеченным лидером. Он вначале не понял своего нового положения, шарахался от них, пока не осознал смысла произошедшего. Петушок-поролоновый гребешок вошел в раж, стал задираться ко всем, даже к самым крупным петухам. Это продолжалось до тех пор, пока гребень не свалился с его головы. Вот тут-то ему и досталось! Птицы обмениваются информацией между собой не только криком, но и наклоном головы, изменением положения крыльев, хвоста. Так что, подрезая птице крылья, мы лишаем их средств общения между собой. А общение с себе подобными всегда положительно сказывается на самочувствии. Особенно болезненно переносят эту процедуру петухи. Одна из характерных особенностей петухов – это драчливость. У взрослого обычного петуха (5-6 лет) длина шпор достигает 6 сантиметров и более. В результате были выведены бойцовые породы кур, используемые исключительно для петушиных боев. Они имеют оригинальное телосложение: приподнятый спереди широкоплечий корпус, сильную шею с небольшой головой без гребешка и длинные, вооруженные шпорами ноги. Такие петухи больше напоминают хищных птиц, чем гордого красавца. При случае могут расправиться даже с ястребом. В давние времена петушиные бои входили в «программу подготовки» молодого бойца. В древности греческие солдаты, наблюдая за боем петухов, учились храбрости, стойкости и упорству. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои. Отвага и азарт, с которым дрались петухи, ставились в пример молодым легионерам. Петухи не только поднимали боевой дух воинов. По их поведению определяли исход битвы. В армии находились священные петухи, которым перед боем давали зерно: если птицы клевали его с аппетитом, войска шли вперед, если же нет – полководцы ничего хорошего не ждали от битвы. Воины Юлия Цезаря в I веке нашей эры, на свою голову, завезли бойцовых кур на север Европы. У многих народов они быстро завоевали популярность и служили символом борьбы с завоевателями. Храбрые галлы, предки французов, которые постоянно доставляли неприятности римским военачальникам, свое название получили от петухов («gallus» в переводе с латинского означает «петух»). Римляне дали такое название кельтам потому, что они были рыжеволосые и их огненно-рыжие хохолки напоминали петушиные гребешки. Галлы считали петуха своим покровителем и высоко ценили боевые качества этой птицы. На монетах Французской республики начиная с ХVIII века имелось изображение боевого петуха – символа воинственных галлов. К сожалению, «евро» нивелировало символ боевого духа одного из европейских народов. Особенно популярны петушиные бои были у темпераментных жителей латиноамериканских стран – Бразилии, Чили, Уругвае, государствах Карибского бассейна, на юге США. Здесь были выведены известные на весь мир техасские бойцовые куры. В России бойцовые петухи стали известны с ХVIII века. Этот спорт на Руси назывался «петушиная охота». Нельзя себе представить птичий двор без петуха. Петух - хозяин двора. Он с рассветом первым выходит из курятника и своим «ко-ко-ко» поторапливает кур к выходу. Найдет зернышко и начинает неистово сзывать кур. Кроме того, петух постоянно помнит о своих обязанностях производителя, умудряясь не обделить никого своим вниманием. Он в состоянии «усладить» за сутки до 30 кур, однако такая интенсивная работа отрицательно сказывается на его здоровье. Поэтому зоотехническая наука определила ему норму «гарема» – не более 10 курочек. Интересно и другое. Курочки после последнего тесного «общения» с петушком способны в течение десяти-четырнадцати дней нести оплодотворенные яйца. Однако с появлением в птичнике нового петуха пальма первенства в этом деле сразу же переходит к новому производителю. Именно петухи, а не куры, передают своим дочерям такие качества, как яйценоскость, половая зрелость (т.е. начало яйцекладки) и инстинкт насиживания. Поэтому петух в курятнике не менее важен, как и хорошая курица. За петухом интересно наблюдать. Он никогда не теряет чувство собственного достоинства. Даже при наказании его за какие-либо провинности он оставляет его как бы незамеченным. А если уж и придется ему отступить, то делает это с достоинством, словно именно это ему и нужно было делать. Необходимо признать, что петух не участвует в насиживании яиц и воспитании цыплят. Но из правил бывают исключения... Существует легенда, возникшая тысячи лет назад, что якобы петухам один раз в сто лет разрешено (притом, неизвестно кем) нести яйцо – так называемый спорыш. Считалось, если этот спорыш проносит шесть недель под мышкой непорочная девственница, то из него вылупится «василиск» (что означает «царь»), готовый исполнить любые приказания своей приемной матери – мстить, влюблять в себя, добывать богатства и прочее. Кстати, несмотря, что этой легенде много лет, однако почему-то василиска никто никогда не видел. Легенда об уродливом яйце получила всеобщее признание на долгие времена, вплоть до начала ХХ века. В 1474 году в Базеле состоялся судебный процесс над петухом, который обвинялся в том, что снес яйцо. Виновник был безжалостно обезглавлен святой инквизицией. В деревнях России в ХIХ веке тема василиска тоже пользовалась большой популярностью. Даже в наше время можно услышать рассказ старых людей о нечисти, вылупившейся из спорыша – неоплодотворенного яйца. Естественно, этого уродца никто никогда не видел, однако все описывали его, причем каждый на свой лад. Одни утверждали, что василиск – это желтый петух с большими колючими перьями на крыльях. Другие утверждали, что ходит он на четырех ногах, имеет тело жабы и змеиный хвост, а вместо перьев у него рыбья чешуя. Петух у славян, как западных, так и восточных, являлся птицей пограничной и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции он постоянно связывается с огнём, оберегает дом от пожара и удара молнии, однако, при этом красный петух олицетворял сам пожар. Существует выражение: «пустить красного петуха». По представлениям наших предков-язычников, когда пожар начинался от молнии, с неба спускался пламенный петух, садился прямо на крышу дома и поджигал всё вокруг. Но все эти мифы и предания – плод богатого воображения людей... У моей соседки напротив в открытом вольере живет куриная семья, глава семьи – петух Вася – живет уже несколько лет. Однажды грянули морозы, а хозяйка была в гостях. Домик куриный – хлипкий, холодный, все ветра пронизывают. Спохватилась хозяйка – и бегом домой. Заглянула в курятник, а там сидит петушок, крылышки растопырил, а под ними вся его семья – 11 курочек. И как поместились? Сам же Василий очень пострадал – гребешок у него посинел и свесился набок, лапки тоже окоченели. Так бы и погибла семейка, если бы хозяйка не взяла ее в комнату. Курочки сразу же повалились на бок и уснули. Бедный петух очень замерз, но семью спас. Долго еще ходил он с сизым гребешком, правда, потом он опять покраснел, но так и не восстановился - свешивается набок. А хозяйка кормит его отборным зерном и говорит: «Хозяин!» А уж как он поет свое «ку-ка-ре-ку»! Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона. Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники - петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом. Но о чем же перекликаются петухи, разделенные большим расстоянием и не видящие друг друга? Так вот, с помощью кукареканья достигается биологически полезный результат - захват, освоение и защита участков, а в конечном итоге - расселение вида безвредным путем, ибо дело ограничивается только запугиванием. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное "место под солнцем". И только если заселены все пригодные места, начнутся бои. В этом случае победитель - животное более сильное не только в физическом, но и психическом отношении, - станет продолжателем рода, что, конечно, тоже выгодно для процветания вида, для его прогрессивной эволюции. Все сказанное относится к дико живущим птицам. Но эта же форма территориального поведения сохранилась и у домашней курицы, хотя и потеряла свое биологическое значение: ведь человек обеспечивает все потребности домашних животных и управляет эволюцией вида. Есть весьма любопытное предание, связанное со знаменитым жареным петухом. После Воскресения Христова еврейская девочка пришла к своему отцу и рассказала, что видела воскресшего Спасителя. Старый еврей, человек осторожный, не поверил и ответил дочери, что он тогда воскреснет, когда жареный петух полетит и запоет. В ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и закричал. Петухи любят скрестись около деревьев. С той стороны, в какую они поворачивают грудь, можно ожидать ветер. Петушиный бой предвещает хорошую погоду, тогда как стояние на одной ноге зимою - мороз. Составители летоисчисления тоже не могли не почтить своим вниманием петуха. Согласно древнему восточному календарю, каждый год получает название одного из двенадцати животных. Среди них находится и петух. По древнему поверью считается, что судьба человека во многом зависит от того, в каком году он родился. Люди, появившиеся на свет в год петуха, отличаются спокойным, уравновешенным характером. Они общительны, понимают настроение других, обладают способностью убеждать собеседника. Это целеустремленные люди, которые обычно не отступают от принятого решения. Наибольших успехов они добиваются в среднем возрасте. Ближайший «петушиный год» будет в 2017 году. Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу. Хоть и говорят, что курица - не птица, но и она немало понимает в погоде. Главное, чтобы куры и петухи не перевелись... (По материалам К. ФАБРИ, кандидата биологических наук, ж. "Наука и жизнь", 1972. №9).

January 27th, 2017 , 09:20 pm

Гюстав Климт

Петух – это уникальная птица. Его почитают с давних времен, ведь он является вестником утра, света, Солнца и отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые и третьи петухи». В большинстве религиозных преданий – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу и возвещает о победе добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Петуха во многих религиях связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. В Китае часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Об этой птице разные народы складывали легенды, есть такая и в Беларуси.

На правом холмистом берегу реки Припяти, там, где она поворачивает русло, устремляя свои воды к Днепру, расположен один из старейших городов Беларуси - Мозырь.

На юго-востоке Беларуси Мозырская гряда смыкается с долиной реки Припяти. Эту гигантскую «складку» образовал 250 - 300 тысяч лет назад последний ледник, который остановился здесь. И получилось так, что правый берег Припяти у города Мозыря по сей день возвышается над левым, по которому словно прошлись утюгом. Здешние овраги, образовавшиеся в песчаной структуре гряды, даже видны из космоса.

Так выглядела Замковая гора в Мозыре в прежние времена.

В давние времена, когда белорусская земля была еще необжитым дремучим краем, Мозырская гряда казалась лесным жителям- славянам волшебной и таинственной землей, наделенной внутренней сверхъестественной силой. И все же люди поселились здесь, на семи холмах. Это были язычники, которые поклонялись древним богам. Самым святым местом у них считался холм, имевший необычайно правильную форму и напоминавший наполовину закопанное в землю гигантское яйцо. На его вершине возвышались на протяжении столетий деревянные идолы.

Слуцкая набережная.

Давно уже нет деревянных и каменных идолов, которым когда-то поклонялись язычники. Но возвышенность, где они стояли тысячу лет назад, сохранилась. Позже христиане назвали это место Шайтан, или Чертова гора.
Она высилась, точно мрачный курган, насыпанный нечеловеческой силой.

Вот о названии этой горы и ходит легенда : «Давным-давно черти и прочая нечисть решили навредить жителям города за то, что они были очень набожны. Решили они засыпать город землей, чтобы и следа никакого не осталось. Собрали черти землю и понесли, а тут запели петухи, и должна была нечистая сила прятаться. А на месте, где их застал рассвет, осталась большая земляная гора.»

Мозырский собор святого Архангела Михаила недалеко от древнего языческого капища

Вполне возможно, легенда содержит глубокую символику: чертями в сказках и преданиях часто выступают жрецы древних культов. Обида на город - попытка наложить проклятие или отомстить за отступничество в вере; вход в ад - ворота в мир, где по мнению монахов господствуют бесы-жрецы.

Скорее всего, легенды о горе-призраке зародились во времена, когда в крае уже утвердилось христианство, но еще существовали общины язычников, и между представителями разных религий царили разногласия и непримиримость.

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Петух.

Легенда о китайском гороскопе - Петух

Давным-давно, когда мир еще только начинался, Петух и Дракон дружили и всегда были вместе. Они целыми днями летали в небесах и гонялись друг за дружкой. Петух был намного больше своего кузена Павлина, но меньше величественного Феникса, который тоже приходился Петуху родственником по материнской линии. Эти четыре друга путешествовали по всему миру и облетели и сушу, и моря, и горы.

Тогда у Петуха, у Павлина и Феникса было простое коричневое оперение. Однажды Дракон показал им, как можно подлететь к концу радуги после весеннего дождя и окунуться в ее краски. С тех пор перья Петуха и его родственников сияли, как драгоценные камни, и переливались всеми цветами радуги.

Феникс и Павлин были красивее Петуха, но у Петуха тогда была пара великолепных рогов и замечательный голос. Он мог петь и брать такие высокие ноты, до которых не дотягивались его кузены. Петух был солистом, когда птицы пели хором, и любил объявлять номера. Ему очень нравилось проводить церемонии.

Рога Петуха не были острыми и больше всего походили на маленькие оленьи рога. Петух гордился своими рогами, потому что они выделялись в толпе, особенно когда он был на сцене. У его лучшего друга, Дракона, был красный гребень, который ему подарил Небесный Владыка.

Для Дракона этот гребень был маловат, но он был сделан из рубинов, и Дракон всегда носил его с гордостью, куда бы ни пошел, - никогда не помешает показать, что у тебя есть связи на небесах.

Четверо друзей любили ходить на вечеринки, и Дракон возил Петуха и Павлина на спине, потому что они не могли летать так быстро, как Феникс и Дракон. Им всегда было весело, потому что Петух развлекал всю компанию, рассказывал прекрасные истории и пел для них баллады. У них было много приключений; их приглашали на лучшие вечеринки на небесах и в Поднебесной, по обе стороны радужного моста.

Однажды Дракона пригласили на особую вечеринку на небесах, и в приглашении было написано, что все гости обязательно должны носить рога. Дракон хотел было рассказать остальным об этой вечеринке, но тут понял, что у него нет рогов. Из всей четверки они были только у Петуха. Чем больше Дракон об этом думал, тем больше ему хотелось пойти на вечеринку. Но он понимал, что если Петух увидит приглашение, то пойдет туда сам.

Поэтому Дракон умолчал о вечеринке, но похвалил рога Петуха и попросил их на несколько дней. Петуху это польстило, но он был умной птицей и никому не давал свои рога. Однако втайне ему очень нравился рубиновый гребень Дракона, и он считал, что такое украшение маловато для его друга - хотя еще никто не осмеливался сказать об этом самому Дракону.

Петух предложил обменяться головными уборами на несколько дней, ведь несправедливо будет, если Дракон наденет и рога, и гребень, а Петух останется без головного убора. Дракон согласился, надел рога Петуха и отправился на вечеринку в одиночку, гласит легенда о Петухе китайского гороскопа.

Вообще-то рога подходили Дракону намного лучше, чем Петуху, и Дракон отлично провел время. Все говорили о том, какие у него замечательные рога, и приглашали на новые вечеринки. С рогами он выглядел более величественным, и теперь его все запомнили.

В то же время гребень намного лучше сидел на маленькой голове Петуха, чем на драконьей. Петух очень важничал и отовсюду слышал комплименты. Он забирался на верхушку забора и даже на крышу, чтобы похвастаться своим красным гребнем. К тому же гребень лучше держался на голове и не заваливался на бок, как рога, когда он пел соло или просто тряс головой.

Прошла неделя, потом еще одна и еще одна... Петух начал волноваться о своих рогах и громко спрашивал сам себя: «Где мой друг Дракон? Почему он не вернул мои рога?»

Рано по утрам он забирался на самое высокое место, какое мог найти, и кукарекал: «Дракон, Дракон, верни мои рога! Пожалуйста, верни мои рога!» Слово «рога» по-китайски звучит похоже на «ку», поэтому, когда Петух кричит «кукареку» на рассвете и на закате, он на самом деле зовет Дракона, чтобы тот вернул ему рога.

Время шло, и рога вросли в голову Дракона над бровями, - казалось, что они всегда там были. Дракон понял, что это теперь его рога, и решил с ними не расставаться. Он больше не вспоминал о своем рубиновом гребне и понял, что тот, наверное, был все равно слишком мал для его большой головы. С точки зрения Дракона, они с Петухом поменялись честно и гребень был достойной заменой рогам.

Но Петух скучал по своим рогам, хотя гребень ему тоже нравился. Гребень тоже врос ему прямо в голову и даже разросся до подбородка. Теперь Петух выглядел еще внушительнее и элегантнее.

Но Петух все еще думал о своих прекрасных рогах и поверить не мог, что его друг Дракон не вернул их. Каждое утро Петух просыпался очень рано, взлетал на самую высокую точку, какую только мог найти, и звал Дракона.

Конечно, мы знаем, что его друг был высоко в небесах и не мог его услышать. Небесный Владыка назначил Дракона Министром Дождей, и теперь у него было много обязанностей, в том числе присутствовать на придворных церемониях.

Четыре друга больше не встречались, и каждый пошел своей дорогой. Петух стал править курятником и отлично справлялся со своими обязанностями - он был яркой личностью, да еще с громким голосом.

Некоторые люди считают, что Петух просыпается так рано затем, чтобы разбудить Солнце и пожаловаться ему на Дракона, не вернувшего рога. Но Солнце каждое утро только улыбается Петуху и отвечает: «Приятного тебе дня!».

Такова легенда о Петухе китайского гороскопа.

Яркую фигурку петушка можно встретить
в Португалии повсюду. Он изображен на
магнитиках и картинках, на различной посуде, вышит на полотенцах и скатертях. Фигурку

петушка изготавливают из глины, керамики и фарфора. Изображение петуха многие считают символом Португалии. Некоторые даже связывают его с названием страны, т.к. по-португальски «петух» звучит как «галу».

Хотя, как известно, он также является и символом Франции. Всё та же параллель.
Французы считают себя потомками галлов, а на латыни «петух» и «галлы» звучат
одинаково «gallus» . Так много лет назад римляне называли кельтов, населявших огромную территорию нынешней Франции, впоследствии названной Галлией.
И даже сегодня эмблема Национального
олимпийского комитета Франции представляет собой изображение петуха.
В разных странах мира петух символизирует рассвет, пробуждение, бдительность, задорность, задиристость. Его связывают с солнцем, огнём и т. д.

.
. Но вернёмся в Португалию. В своё время петух, спасший человеку жизнь,
стал в
Португалии символом справедливости.Об этом гласит одна старая
легенда, события которой произошли в далёкие века в городе Барселуш.


Это случилось давным-давно, когда столица
Галисии Саньяго-де-Компостело была
одним
из центров религиозного поклонения и многие верующие отправлялись в
паломничество в
эти святые края.
.
.
Однажды молодой галисиец, направляясь
в вышеуказанную местность, держал свой путь через
город Барселуш. Устав от дороги, он попросился на ночлег в один из постоялых дворов.
После молитвы и ужина, готовясь ко сну, он разделся и лёг в приготовленную ему постель.

.
Молодой и мускулистый торс пилигрима привлёк внимание хозяйки двора, которая решила разделить с ним ложе. Но юноша был глубоко верующим и отверг намерения женщины. Его целью были странствие и молитва, плотский грех в его планы не входил.
Но нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Решив отомстить обидчику, она
дождалась, когда молодой человек уснёт, подсунула ему в сумку свои серебряные
столовые приборы

Как говаривал классик: «Лучше мужчине жить в пустыне без воды, чем встретить
на своём пути мстительную особу ». Что и произошло с нашим горемыкой.
Наутро,
расплатившись с хозяйкой за еду и ночлег, путник уже собрался было уйти, как
тут она вдруг подняла крик:

— Караул! Ограбили! Держи вора!
На крик прибежали стражи порядка, схватили беднягу, обыскали его вещи и, обнаружив пропажу, повели в дом судьи.

Когда нарушителя спокойствия привели к судье, тот трапезничал с друзьями, поэтому не сильно обращал внимание на оправдания пойманного с поличным
вора. Как галисиец ни пытался убедить всех в том,
что он понятия не имеет каким «чудесным» образом похищенные предметы попали к нему, никто не поверил его заверениям о невиновности.

Факт кражи вызвал общественный резонанс. Нужно было срочно судить виновного
и покарать по всей строгости закона.
А в то время за воровство полагалась смерть.
Вот Вам и “Dura lex, sed lex — Закон суров, но это закон”. Вердикт был один — виселица.

Воззвав к Святому Иакову и перед тем как его вытолкали за дверь, он успел произнести: «Я не виновен. И это очевидно так же, как и то, что этот жареный
петух на Вашем столе закукарекает, когда меня повесят!
». Присутствующие
только посмеялись над ним. А судья в порыве гнева за испорченное настроение приказал казнить беднягу немедленно.

Далеко ходить не надо было. Средневековые
города строились по обычному для того времени типу. Площадь, здание ратуши,
дом судьи, напротив эшафот или виселица, всё рядом, удобно и, как
говорится,
всё для зрителей.

Судья с друзьями, не переставая подшучивать над галисийцем, продолжили трапезу. Однако, никто почему-то так и не притронулся к петуху. И то, что ранее казалось фантастикой, в один момент вдруг превратилось в реальность. В тот самый момент, когда на площади на паломника накинули петлю, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства петух вдруг встал
на ноги и закукарекал во всё горло.

После «лёгкого» непродолжительного шока, вспомнив слова галисийца, судья выскочил из-за стола и со всех ног бросился на площадь, чтобы не дать свершиться несправедливости. К счастью для галисийца, петля не затянулась, так как узел был
в спешке завязан неправильно. Да и судья успел вовремя, благо далеко бегать не
надо было. Казнь была остановлена, а беднягу отпустили восвояси.

Спустя годы он вернулся в Барселуш и в благодарность о своём спасении установил
в городе огромную статую петуха.
С тех пор
петух является символом справедливости и напоминанием о том, что правда всегда восторжествует, даже если для этого придётся
запеть жареному петуху.

.
На кресте, находящемся на территории бывшего замка графов Барселуша герцогов Браганса, возведённого в XV веке, высечены изображения главного героя-спасителя, жертвы несправедливости и Святой Иаков в образе паломника.

«Сказку о петушке» сказывали-пересказывали великое множество раз и на различный лад. Постоянной оставалась лишь мораль. Поэтому просим Вас не судить строго за вольную трактовку классики, где пересекаются разные версии этой легенды.





Рассказать друзьям