Мое впечатление о картине васнецова ковер самолет. Сочинение по картине В.М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К УТОЧНЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ ВЫСОТНОЙ ПОЯСНОСТИ И ВЕРХНЕЙ ГРАНИЦЫ ЛЕСА В СРЕДНЕГОРЬЯХ ЮЖНОГО УРАЛА

TO SPECIFICATION OF PARAMETERS OF HIGH-RISE BELTS AND THE TOP BORDER OF WOOD IN AVERAGE HIGH MOUNTAINS OF SOUTHERN URAL

В.М. Павлейчик

Pavleychik

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11)

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya st., 11, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

Приведены сведения о высотных вариациях верхней границы редколесий в горах Южного Урала. Выявлено, что средние значения высоты данной границы находятся в пределах 1200-1300 м независимо от экспозиционного и циркуляционного положения склонов. Значительную роль в положении границы имеет уклон поверхности и связанные с этим показателем геодинамические и экотопические условия.

The about high-rise variations of the top border of forests in Southern Ural"s mountains are resulted. It is revealed that average values of height of the given border are in limits of 1200-1300 m irrespective of exposition and circulating position of slopes. A considerable role for border position the bias of a surface and connected with this indicator geodynamic and ecotopical has conditions.

Рельеф является важнейшим фактором дифференциации ландшафтной оболочки, наиболее отчетливо и разнообразно проявленным в горных областях и прилегающих к ним территориям. Ландшафты гор образуют «верхний этаж» парадинамических систем и связаны с прилегающими (вмещающими) зональными ландшафтами множественными связями геодинамического и экологического характера.

Южный Урал является частью протяженной Уральской горной страны и простирается в пределах природных зон лесостепей и степей. Возвышенное барьерно-циркуляционное положение, определяющее повышенное увлажнение территории, оказывает существенное влияние на природно-зональную организацию ландшафтов и состав их биотических компонентов. Сложившиеся природные условия способствуют формированию своеобразных горных ландшафтов-аналогов, частично соответствующих прилегающим и территориально отдаленным (в районах высотной поясности) зональным ландшафтам. В результате наблюдается: а) практически неразрывное «горное» продолжение лесной зоны на юг протяженностью 600-650 км; б) в южной части – контрастное сочленение горных лесов и прилегающих предгорных степных равнин, выраженное в неотчетливой выраженности (практически отсутствии) лесостепной зоны. Таковы наиболее общие черты влияния возвышенного рельефа Южного Урала на дифференциацию природной зональности степей и лесостепей Евразии.

Длительное время одним из важнейших инструментов географов для выявления пространственных закономерностей развития процессов и явлений была топографическая карта. В последние десятилетия, в связи с развитием технологий дистанционного зондирования, специалисты получили возможность разнообразнейшей интерпретации информации, содержащейся в космических снимках. Проведению исследований во многом способствует развитие геоинформационных технологий хранения, обработки и анализа космоснимков и политика открытости различных интернет-ресурсов.

Выделение типов растительного покрова в качестве физиономического показателя ландшафтов широко применяется в географии при разработке схем районирования и других аналитических построений, связанных с изучением проявлений природной зональности. В данном исследовании нами ставилась задача уточнения высотных параметров вертикальной поясности в горах Южного Урала посредством графического отображения положения границы между лесопокрытой поверхностью (подгольцовым поясом с еловыми и пихтово-еловыми редколесьями и горными лугами) и практически безлесной горной травяно-моховой тундрой.

Осуществление подобного анализа, идентификация и достоверное отображение этих границ осуществлялось на основе материалов дистанционного зондирования. Нами в качестве исходных данных были использованы космические снимки Landsat с уточнением границ по снимкам среднего и высокого разрешения в открытых геоинформационных ресурсах (Google Earth, СканЭкс и др.). Верхняя граница редколесий проводилась по переходу постоянного неразрывного лесного покрова в подгольцовом поясе к травянистым (горно-тундровым) сообществам гольцов. Характер произрастания древесных видов визуально определялся и уточнялся на склонах и нагорных террасах г. Иремель.

Высотная поясность, как закономерное отражение высотной дифференциации ландшафтов, формируется в определенных геоморфологических и погодно-климатических условиях и идентифицируется по характеру (типу) почвенно-растительного покрова. Наиболее полные литературные сведения о структуре растительного покрова и флоры высотных поясов Урала содержатся в публикациях П.Л. Горчаковского. В частности, автор указывает, что «положение верхней границы леса сильно варьирует в зависимости от географической широты местности, крутизны и экспозиции склонов, массивности гор и других условий» , а «верхний предел горнолесного пояса в наиболее возвышенной части Южного Урала совпадает с изогипсами 1000-1100 м» . Такие же высотные параметры указывает А.А. Макунина , замечая при этом незначительную высотную амплитуду подошвы гольцовых ландшафтов (200-300 м) на протяжении всего Урала, от 800 м на севере до 1000-1100 м на юге.

Проявления высотной поясности на Южном Урале отмечаются исключительно в среднегорьях, занимающих центральную водораздельную полосу, протягивающуюся от северной границы физико-географической области (хр. Таганай) примерно до широты Верхнего Авзяна (хр. Шатак). Наиболее отчетливо и в полной мере (включая пояс горной тундры) высотная смена природных зон-аналогов наблюдается лишь на массивах Ямантау и Иремель, на возвышенных участках хребтов Нары-Зигальга, Нургуш, Машак и Кумардак (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема расположения массивов Южного Урала с проявлением высотной поясности

Относительно постоянные значения исследуемого параметра для всех без исключения горных массивов Южного Урала являются несомненным подтверждением определяющего значения показателей высоты местности при формировании высотной поясности. По нашим данным, высоты верхней границы редколесий, как правило, не опускаются ниже отметки 1100 м и не превышают 1400 м, а средние значения находятся в пределах 1200-1300 м.

В данной статье более подробно приведены результаты исследований по уточнению высотного положения верхней границы леса на горе Иремель и хребте Зигальга (рисунок 2). Выявлено, что основным фактором колебания высотного положения границы в рамках этой амплитуды является уклон поверхности. Наибольшая частота совпадений границы редколесий со средними значениями высот наблюдается при уклонах поверхности 15-25°. При увеличении уклона от этих значений граница смещается вниз по склону, опускаясь до 1050-1150 м. Подобным уклонам, как правило, соответствуют неблагоприятные лесорастительные условия – крупноглыбовые шлейфы склонов (курумы и осыпи) и выходы коренных пород на замыкании гряд.

Слабопокатые участки, занимающие седловины и нагорные террасы, практически лишены влияния склоновых процессов, экспозиционных и циркуляционных факторов. Поэтому сформировавшиеся на этих локальных участках ландшафты наиболее полно соответствуют климатическим условиям высотных поясов. Здесь подошва гольцового пояса находится на максимальных высотных уровнях, приближаясь к 1400 м.

Гипотетически можно предположить зависимость высотного положения верхней границы леса от экспозиционных различий склонов. Если для одиночных массивов колебания высот верхней границы редколесий обусловлены преимущественно показателями уклонов поверхности, то на среднегорных хребтах важное значение должны иметь также экспозиционные различия склонов и связанные с ними барьерные свойства относительно переноса воздушных масс. Барьерные циркуляционные функции горных и предгорных ландшафтов, в т.ч. и на примере Южного Урала, подробно рассмотрены в работах Ф.А. Максютова .

Из всех среднегорных хребтов Южного Урала наиболее заметные различия в положении верхней границы редколесий наблюдаются на наиболее возвышенных участках краевых (северо-западных) хребтов Нары-Зигальга. Эти различия демонстрирует график высот верхней границы редколесий на хр. Зигальга (рисунок 2). При общих средних значениях в 1225 м, средние показатели высоты для склона северо-западной ориентации составляют 1246 м, а юго-восточной – 1187 м.

Вместе с тем данной участок хребта отчетливо демонстрирует асимметричность склонов – северо-западный склон крутой (порядка 20-30°), а юго-восточный в районе перехода лесопокрытой площади к горно-тундровым участкам представляет собой покатую (5-10°) террасовидную поверхность, занятую редколесьями.

Рисунок 2. Параметры высотных вариаций верхней границы лесного покрова на горе Иремель и хребте Зигальга

Таким образом, различие в 60 м между границей «лес – горная тундра» на склонах различных экспозиций может быть объяснено собственно неодинаковыми уклонами поверхностей. Поэтому предполагаемый тезис о более благоприятных лесорастительных условиях (по положению верхней границы леса) на склонах западной наветренной экспозиции считаем недоказанным. Сложность выбора представительного участка для этих целей объясняется отсутствием достаточного числа горных массивов с полным профилем высотной поясности и их морфологическим разнообразием.

Современный рельеф южно-уральских среднегорий несет черты тектонических преобразований и палеоклиматических циклов, происходивших в плейстоцен-голоценовое время. Нагорные террасы являются итогом морозного выветривания и солифлюкции в условиях гольцового пояса, проявляемых и в настоящее время. Реликты плейстоценовых гольцовых террас можно наблюдать в современных лесных условиях . На основе анализа структуры почвенного покрова А.А. Макунина делает сходные выводы о динамичности положения гольцовых ландшафтов: «в недалеком прошлом они занимали более широкие пространства и были развиты в низкогорьях и, возможно, в высоких предгорьях». Таким образом идентификация его высотного положения имеет важное значение в познании современного морфогенеза ландшафтов.

Изучение границ и экотонных зон между смежными ландшафтами представляет собой не только общетеоретический интерес. Результаты подобных исследований могут служить одним из критериев оценки устойчивости ландшафтов для анализа взаимосвязей между смежными геосистемами. Особенно актуальны эти вопросы на фоне рассуждений об эволюции ландшафтов в свете возможных тенденций к изменению природно-климатических условий на общепланетарном и региональном уровнях.

Проведенные исследования являются одним из направлений в реализации тематики лаборатории ландшафтного разнообразия и заповедного дела ИС УрО РАН «Современное состояние, тенденции развития и параметры экологической устойчивости геосистем Заволжско-Уральского региона» по программе №13 ОНЗ РАН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Башенина Н.В. Происхождение рельефа Южного Урала. М: ОГИЗ, 1948. 231 с.
  2. Горчаковский П.Л. Флора и растительность высокогорий Урала / Труды Ин-та биологии, В ып.48. Свердловск: Урал. филиал АН СССР, 1966. 270 с.
  3. Максютов Ф.А. Барьерные ландшафты СССР. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1981. 138 с.
  4. Макунина А.А. Ландшафты Урала. М: Моск. ун-т., 1974. 158 с.

Учение о закономерностях зонального и поясного распределения элементов живой природы (почв, растительного покрова, животного мира), основы которого были заложены А. Гумбольдтом, развито трудами таких выдающихся исследователей, как В. В. Докучаев и Л. С. Берг.

Одним из проявлений «закона мировой зональности», сформулированного В. В. Докучаевым, является вертикальная поясность растительности в горах. Несомненно, что каждая крупная горная система характеризуется своими специфическими особенностями поясного распределения растительности, знание которых представляет как теоретический, так и практический интерес. Поэтому желательно накопление материала о вертикальной дифференциации растительного покрова для различных горных районов нашей страны, в том числе и для Урала.

Первая попытка ботанико-географического расчленения растительного покрова Урала принадлежит еще X. Лессингу, выделившему на Южном Урале лесную, скальную, альпийскую и степную области. Позднее П. Н. Крылов подразделил территорию б. Пермской губернии на три растительных области: альпийскую, лесную и лесостепную. В отличие от X. Лессинга, П. Н. Крылов считал неосновательным выделение особой скальной области. Следует отметить, что он, выделив на юге б. Пермской губернии лесостепную область, впервые ввел в науку понятие «лесостепь».

Развивая деление П. Н. Крылова для Урала в целом (включая бывшие Пермскую, Уфимскую и Оренбургские губернии), С. И. Коржинский установил четыре ботанико-географические области: альпийскую, лесную, лесостепную, степную. Аналогичное подразделение предложил П. В. Сюзев, различавший на территории б. Пермской губернии ботанико-географические области: альпийскую, хвойных лесов, лесостепную и полосу луговых степей.

Е. Г. Бобров, в результате исследований в районе горы Яман-Тау, выделил на Южном Урале сменяющие друг друга в вертикальном направлении пояса растительности: смешанных лесов, хвойных лесов, переходный и альпийской тундры.

Б. Н. Городков, следуя в основе скандинавским ботаникам, различал на территории Северного и Полярного Урала в вертикальном направлении четыре пояса снизу вверх: лесной, субальпийский, нижний альпийский и верхний альпийский. Для верхнего альпийского пояса характерны каменные россыпи с лишайниковым покровом, а для нижнего - моховые и лишайниковые горные тундры. Примерно такого же подразделения придерживались в своих работах А. А. Корчагин для Северного Урала, А. М. Овеснов для Среднего Урала и И. М. Крашенинников для Южного Урала, с той лишь разницей, что альпийский пояс они не расчленяли на верхний и нижний.

В. Б. Сочава, по данным исследований в районе Щугорского Поясового Камня и Тельпосского Кряжа, выделил на Северном Урале четыре вертикальные, сменяющие друг друга при подъеме, полосы растительности: мохового хвойного леса; лугово-лесную (у верхней границы лесов); ерниковых горных тундр; моховых, мохово-лишайниковых и каменисто-лишайниковых горных тундр.

К. Н. Игошина различала на Северном Урале пояса: лесной, криволесий, хвойного стланика, горных тундр. В одной из своих работ пояс низкорослых лесов и высокотравных лугов, расположенный между лесным и горнотундровым, она называет субальпийским. Заметим сразу же, что предложение К. Н. Игошиной выделять пояс хвойного стланика наравне с горнотундровым - неприемлемо. Нигде на Урале, по нашим наблюдениям, хвойный стланик из можжевельника сибирского (Juniperus sibirica), низкорослых экземпляров кедра сибирского (Pinus sibirica), ели сибирской (Picea obovata) и других видов деревьев и кустарников не образует особого пояса. В то же время, невозможно назвать почти ни одного типа горных тундр на мелкоземистом субстрате, где бы не было древесного стланика в большем или меньшем количестве. Таким образом, хвойный стланик является компонентом растительности горных тундр, развивающихся на мелкоземистом субстрате, но не образует самостоятельного пояса горной растительности.

Сопоставляя принимавшиеся разными авторами подразделения растительного Урала на высотные пояса, мы должны отметить в них некоторые черты сходства, но также и различия в деталях. Особенно обращает на себя внимание терминологическая несогласованность в наименовании высокогорных поясов, которые одни авторы называют субальпийским и альпийским, другие же, избегая этих терминов, именуют соответственно поясом криволесий, горных тундр и т. п.

В ботанико-географической литературе еще с прошлого столетия установилась традиция квалифицировать растительность высокогорий чуть ли не всех частей северного полушария как альпийскую. Однако накопленные более детальные научные данные о высокогорной растительности разных географических областей вынуждают в последнее время многих ботаников отказываться от слишком широкой трактовки таких терминов, как «альпийский ландшафт», «альпийский пояс», «альпийская растительность». Так, А. И. Толмачев, проанализировав многочисленные литературные источники, отмечает, что необходимо различать по меньшей мере шесть основных типов высокогорных ландшафтов:

1) альпийский, свойственный в типичном виде Альпам, Кавказу, Алтаю (отчасти), центральному и восточному Тянь-Шаню (особенно северным его цепям) и горам восточной окраины Центральной Азии;

2) гольцовый (горнотундровый), связанный с горными вершинами Сибири и Дальнего Востока;

3) нагорно-ксерофитный свойственный югу Средней Азии, Афганистану, Ирану, Малой Азии, Армянскому нагорью, северо-западной Африке, югу Испании, Сицилии и Балканскому полуострову;

4) парамо, выраженный в горах Южной Америки (северная часть) и экваториальной Африки;

5) высокогорно-степной;

6) высокогорно-пустынный (два последних характерны для районов нагорной Азии с резко континентальным климатом, например, Памир, Тибет).

Отметим отличительные признаки альпийского и гольцового ландшафтов, наиболее ярко выраженных на территории Европы и северной части Азии, не останавливаясь на характеристике других типов.

Высокогорья Урала по комплексу характерных для них признаков тяготеют к гольцовому (горнотундровому) ландшафту, а не к альпийскому. Поэтому применение по отношению к ним укоренившихся в уральской ботанико-географической литературе наименований высотных поясов - «альпийский», «субальпийский» - нецелесообразно.

Однако нужно иметь в виду, что гольцовый ландшафт, распространенный от гор Скандинавии до Камчатки и Сахалина, не вполне однороден на этой огромной территории. В разных районах он имеет свои местные особенности, определяемые прежде всего климатическими условиями. Гольцы Урала (особенно северной его части) относятся к западному (скандинавско-уральскому) варианту гольцового ландшафта, тяготеющему к атлантической климатической области и отличающемуся довольно резко выраженными чертами нивального рельефа в наиболее возвышенной части, несколько большей ролью луговых группировок, травяно-моховых тундр и редколесий с сильно развитым травяным покровом, а также широким распространением березовых криволесий.

Развивая ранее предложенную схему поясности, автор выделяет на Урале следующие, сменяющие друг друга снизу вверх, пояса растительности: а) горностепной, б) горнолесостепной, в) горнолесной, г) подгольцовый, д) горнотундровый, е) холодных гольцовых пустынь.

Однако полный набор этих поясов можно видеть только на абстрактной, «идеальной» схеме высотной поясности, характеризующей вероятную вертикальную дифференциацию растительности в том случае, если бы высота гор на южном отрезке хребта значительно превышала их реальную высоту. Поскольку Уральские горы имеют значительную протяженность в меридиональном направлении, а высота их относительно невелика, на отдельных участках хребта выявляется более ограниченное число высотных поясов (от двух до четырех). Колонка высотной поясности во многом определяется положением того или иного участка хребта в общей системе ботанико-географической зональности, прослеживающейся на равнинах.

Излюбленным жанром художника Виктора Васнецова была иллюстрирование русских народных сказок. До него этого еще никто не делал, поэтому он является основателем этого направления. Его великолепная картина «Ковер-самолет» была написана в девятнадцатом веке, в 1880 году. Основная тема полотна - это сюжет русской народной сказки. Поэтому так легко просматриваются в картине талантливого художника фольклорные мотивы.

Известно, что эта картина была написана под заказ. Ее заказал богатый промышленник Савва Мамонтов, который восхищался живописными полотнами Виктора Васнецова и всячески покровительствовал ему. История картины такова: ее хотели повесить в правлении Донецкой железной дороги, которая в то время лишь только строилась. Но картин не понравилась, и от покупки отказались, так как все в ней было связано с народом, ее внутренним и внешним обликом. Вот тогда-то ее и купил лично для себя промышленник.

Сюжет художественного полотна Виктора Васнецова взят им из русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая известна всем. Сюжет очень прост: Иван прибывает на ковре в Тридевятое царство, чтобы добыть Жар-птицу и затем на том же ковре-самолете вернуться домой. Вот на васнецовском полотне как раз и изображен ковер-самолет в полете и на нем во весь рост стоит царевич. Ковер просто мчится по небу, и эта скорость видна по тому, как развивается одежда царевича, его волосы.

Облик Ивана-царевича интересен. Он одет в кафтан с длинными полами, а от холодного ветра на еще лице появился даже румянец. Но раскрасневшиеся щеки молодого человека лишь только радуют глаза. Иван стоит на ковре так, словно капитан на небесном корабле, смотрящий вдаль. А что же тогда напоминает ковер, который так легко летит по воздуху? Он чем-то похож на птицу, которая имеет огромные крылья, а некоторые могут сравнить его с большим военным самолетом.

Виктор Васнецов показал в своей картине, что хотя ковер и выглядит совсем непримечательно и кажется самым обыкновенным, но он выполнен вручную. Все детали рисунка прекрасно и четко пририсованы художником. Например, на необычном и волшебном ковре можно различить и геометрические фигурки, человеческие образы и какие-то сказочные существа. Среди них есть и дракон. Но видно по тому, как развивается на ветру ковер, что он очень мягкий. А его подвижность и изворотливость даже удивляет.

Конечно же, удивляет то, как на таком ковер, который быстро мчится по воздуху, может удержаться человек. Но царевич стоит гордо, высоко подняв голову. Он смотри вдаль, желая быстрее увидеть родные места. Его одежда восхищает и поражает своим богатством и роскошью. Зеленый кафтан красиво развивается на ветру, а на голове Ивана шапка. И сорочка, да и кушак красного цвета выполнены из дорого материала. Когда ветер раздувает ветры кафтана, то можно увидеть еще и халат, который расшит прекрасными узорами.

Весь кафтан украшен позолотой, а на шапке много драгоценных камней. Такие одежды носили на Руси лишь только знатные и богатые люди. Но невозможно не заметить меч-кладенец. Он весь переливается от позолоты, которым украшен. Но самое интересное, что на шее у героя картины висит толстая цепь, к которой была прикреплена клетка из золота. В этой темнице долгое время томилась прекрасная Жар-птица. На поясе у царевича вышитый мешочек, в котором ключ от клетки.

Виктор Васнецов детально изобразил клетку-тюрьму. Она вся ажурная и чудесная, а вверху каждая решетка оканчивается необычными фигурками драконов, в зубах которых находятся колокольчики. Когда клетка покачивается, то раздается приятный и мелодичный звон. На тоненькой и изящной жердочке сидит прекрасная Жар-птица, и от нее вокруг разливается необычный яркий свет. Художник для ее изображения использует белый цвет, которые символизируют ее чистоту. Эта необычная птица ждет, когда откроется хотя бы на минутку клетка, чтобы взлететь в небо и получить долгожданную свободу.

Все происходящее на картине переносит смотрящего в конец дня, на самом его закате, когда за тучками уже начинает слабо пробиваться серп луны. Видно не только небо, но и то, что раскинулось далеко внизу: это и чудный лес, и великолепные поля, и нежная речка. Вода в ней гладкая и спокойная, словно освещенная необычным светом луны. А вот в лесу все сказочно, даже деревья необычные: они имеют неровные стволы и листья на них совсем отсутствуют. По небу летают и птицы, только их полет совершается намного ниже, нежели летит волшебный ковер. Птицы некоторое время сопровождают ковер, совершенно не понимая, что это такое.

И опять известный и талантливый художник использует контраст, когда подбирает краски для изображения ковра и тех, кто на нем находится. И совсем уже другие оттенки и цвета Васнецов использует для изображения мира реального, который оказывается внизу. Так, в сказке все цвета яркие, сочные и насыщенные, а для изображения мира реального он использовал уже темные и сумрачные полутона и оттенки. И каждый образ на этой картине имеет свое какое-то символическое значение. Например, Жар-птица - это символ счастья, удачи и радости, только вот, к сожалению, не каждому человеку удается ее поймать.

Иван-царевич на картине Виктора Васнецова - это символ победы над любыми проблемами. Он так уверенно стоит на ногах, словно пытается донести до каждого человека, что нужно верить в себя и в свои силы, и тогда обязательно появиться возможность поймать свою Жар-птицу. Он доказывает всему миру, что ничего сложного в том, чтобы быть счастливым, нет.

Эта картина была высоко оценена критиками после того, как участвовала в выставке передвижников. Ее сюжет и удивительные образы восхищали тех, кто решил посетить эту выставку. После этого она стала широко известна, интересна многим и популярна. В настоящее время эта чудесная картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет» хранится в художественном музее в Нижнем Новгороде. Она является настоящим достоянием русского искусства.

Задание в учебнике по Русской словесности , 5 класс: Попробуйте сочинить сказку по картине В,М, Васнецова "Ковер-самолет" . Используйте повествование. Примените в тексте те способы связи предложений, о которых вы узнали.

Вступление

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал много картин к русским сказкам. На его картине "Ковер-самолет" мы видим двух молодых людей, летящих на ковре-самолете. Под ними простирается русская равнина - широкая река, окруженная густым лесом.

Сказка по картине Васнецова "Ковер-самолет"

Жил был Иван-царевич. И захотелось ему жениться на Елене Прекрасной. Отправился он в соседнее царство-государство за своей невестой. Шел, шел, да устал и прилег отдохнуть. Достал Иван-царевич узелок с хлебом. Да только хотел поесть, как вдруг появилась серенькая мышка и просит его человеческим голосом: "Иван-царевич, дай мне твоего хлеба, а я тебе службу сослужу." Отломил Иван-царевич мышке добрый кусок хлеба, съела его мышка и спрашивает: "А куда ты путь держишь?". "Иду за невестой, Еленой Прекрасной", - отвечает добрый молодец. Говорит тогда ему мышка: "Возьми меня с собой, я тебе помогу!".

Посадил Иван-царевич мышку к себе в карман и отправился дальше. Долго ли, коротко ли, пришел Иван царевич в царство Елены Прекрасной. Видит, что народ в городе печален, повсюду черные полотна развешены. Стал Иван-царевич расспрашивать простой люд, почему в их стране траур. Отвечали они, что злой хан захватил их государство и заточил Елену Прекрасную в высокую башню. А на башню ту не забраться: нет в ней ни дверей, ни лестниц, только одно маленькое окошко на самом верху.

Опечалился Иван-Царевич, не знает, что делать. Тут мышка ему и говорит: "Не печалься, Иван-царевич, я тебе помогу. Ступай в крайнюю избушку, там ты найдешь седого старика, попросись к нему на службу. А когда он спросит, чем тебе заплатить за службу, то попроси у него ковер, что на стенке висит."

Иван-царевич так и сделал. Пошел он к седому старику, принял его старик и в первый день велел свиней пасти. Справился Иван с работой. Во второй день старик велел его конюшню почистить. Не посмотрел Иван-царевич на то, что он царский сын, закатал рукава и убрал навоз. На третий день старик приказал ему вскопать поле и засеять его пшеницей. Трудно было Ивану-царевичу, но все же справился он и с этим заданием.

Тут ему старик и сказывает: "Понравился ты мне, добрый молодец. Хочу наградить тебя за твою работу. Проси, чего ты хочешь." Вспомнил Иван-царевич слова мышки и отвечает старику: "Дай мне, дедушка, за мою работу тот ковер, что у тебя на стене висит."

Отдал старик Ивану-царевичу ковер. А тут и мышка со своим советом подоспела: "Садись, Иван-царевич, на ковер, - говорит, - он волшебный". Сел добрый молодец на ковер и вспомнил свою невесту Елену Прекрасную. Как только он о ней подумал, подхватил его ковер и понес прямо к высокой башне, где царевна томилась.

Летит Иван-царевич, под ним - дома да поля. Вот уже и башня видна. Смотрит Иван-царевич, сидит у окна Елена Прекрасная, да свою косу заплетает. Подлетел царевич к окошку, схватил Елену Прекрасную и посадил с собой рядом. Обрадовалась девица, прижалась к царевичу.

Полетели они над полями, над лесами, над городами и деревнями. Летят, а под ними туманы расстилаются. Летят, а над ними зори алеют, месяц и звезды светят. Летят, а рядом с ними птицы небесные кружатся.



Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Ковер-самолет»
Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.



Рассказать друзьям