Олимпиадные задания по литературному чтению (4 класс). На ком или на чем совершили путешествия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) < ... > (3)

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2) Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, < ... > они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3) Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН . Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН , -а, м.

Текст:

Показать текст

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2) Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, < ... > они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3) Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Часто по вечерам БЫВШИЙ моряк увлекательно рассказывал, как в составе команды большого торгового судна бороздил моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор.

Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.

В случае нарушения договора заказчик обязуется предоставить автору тезисов надлежащую компенсацию и принять ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по предотвращению подобных нарушений в будущем.

Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить.

Декоративное убранство и живописные сюжеты созданных в XVIII — XIX веках предметов из папье-маше, украшенных ЛАКОВОЙ миниатюрой, раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Лексические нормы

Условие

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

В Московском государственном университете состоялась первая премьера посвящённого российским микробиологам документального фильма «Жизнь с бактериями», в котором показано, как молодые учёные открывают новые виды микроорганизмов и ищут способы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

внимательно ПРОЧИТАЯ

ПРИОБРЕТШИЙ опыт

опытные ИНСТРУКТОРЫ

ПРОБЕГИ быстрее

Задание 8

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Предложение:

1) Чаще всего человек, преподносящий подарок, испытывает не меньшую радость, чем тот, кто этот подарок получает.

2) Во время игры-соревнования лёгкие лодки маневрировали друг возле друга, ребята черпают кружками воду и выплёскивали её друг в друга.

3) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

4) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

5) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются великолепные произведения пейзажной живописи.

6) Путешествуя по старинным русским городам Золотого кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбовье, чтобы увидеть небольшой, но очень красивый храм.

7) В книге не только подробно рассказывается об уходе, эксплуатации, регулировке и ремонте электрооборудования. а о правилах поведения

8) Все области человеческой природы работают в согласии не только с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

9) В России есть множество удивительных мест, прекраснейших старинных городов, пленяющих своей красотой.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 9

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

приг..рать

ин..рционный

отр..слевой

обл..чный

разж..гать

Задание 10

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

о..белил, по..ставить

поз..вчера, под..брал

и..целить, ра..будить

об..ективный, из..ян

пр..молк, пр..успел

Задание 11

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У .

Варианты ответов

Задание 13

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так (НЕ)ХВАТАЕТ.

Достичь (НЕ)ОГРАНИЧЕННОЙ никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.

Под вычислительным облаком понимается структура из (НЕ)ИСЧИСЛИМОГО множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

Учитель, (НЕ)СМОТРЯ в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу.

Где только (НЕ)ПОБЫВАЛИ туристы в течение последних лет!

Задание 14

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к Сети в любое время и почти в любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов.

На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям.

В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо — глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов.

Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким.

(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

Задание 15

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1) а на все языки мира, много раз экранизирова(2) а и поставле(3) а на сцене; она известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4) а.

Задание 16

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 17

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

Задание 18

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) бó льшим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

Задание 19

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

Задание 20

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Задание 21

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2) Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, активно пользуются методом скорочтения.

3) Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С.Т. Аксакова.

4) Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокохудожественных произведений.

5) Произведения великих русских поэтов, прозаиков, художников пробуждают в людях любовь к Отечеству.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) Скоростной метод чтения. (8) (9) (10)

(11)

(12) (13) (14) (15) (16) (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) (19) (20)

(21) (22) (23) (24) (25) (26) (27)

(28) (29) (30)

(31) (32)

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин

Задание 22

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2) Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

3) Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4) В предложении 21 содержится повествование.

5) В предложении 28 содержится описание.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 23

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 24

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза, личного местоимения и контекстных антонимов. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 25

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) __________ („добрые и светлые чувства“ в предложении 26), (Б) __________ („омывается душа“ в предложении 27), а также синтаксическое средство — (В) __________ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство — (Г) __________ (предложение 32) — подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) сравнение

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов

5) эпитеты

6) противопоставление

7) метафора

8) литота

9) антонимы

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

Задание 26

Тип задания: 27
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Атемина Татьяна Александровна.

Город Сургут МОУ лицей №2

Учитель музыки

2 класс I полугодие

Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая, - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

Соединить фамилии с именами.

Чайковский Эдвард

Прокофьев Людвиг

Бетховен Пётр

Григ Сергей

Соединить названия произведений с именами композиторов

Симфония №5 Чайковский

Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен

«Детский альбом» Григ

Продолжить ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие

Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Развернуть:

Выразительные средства музыки

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ

Пётр Ильич Чайковский

Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

3 класс I полугодие

1. Продолжить ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

Развернуть: характерные черты русских народных песен:

Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, стихира.

Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

Н. А. Римский – Корсаков « на Москве-реке»

М. И. Глинка опера «Садко»

М. П. Мусоргский опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

4. Расшифровать слова

Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский … .»

«Арагонская … .»

«Санта … .»

3. Родина танцев:

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4. Соединить фамилии с именами

Глинка Иоганн

Римский –Корсаков Михаил

Чайковский Фридерик

Шопен Николай

Штраус Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие

1. Родина композиторов:

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:…

медные духовые:..

струнно – смычковые:…

ударные:…

3. Установить связи:

Соло Италия

Оркестр Хор

Баркарола Скрипка

Скрипач Опера

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Симфония: …

Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.

Музыкальная викторина:

5 класс. I полугодие

1. Развернуть: виды искусства:

2. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, Либретто , увертюра, балет, квартет, Вокализ .

Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)

3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

4. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

Музыкальная викторина:

5 класс II полугодие

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония Мусоргский

«Гном» Чайковский

«Апрель. Подснежник» Дебюсси

«Лунный свет» Бородин

3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся произведение - …

6. Музыкальная викторина:

Если домашнее задание на тему: » Задания по музыке для 2-5 классов оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тематическое планирование учебного материала по геометрии, 10 класс, по учебнику «Геометрия 10-11» Атанасян Л. С. и др. I полугодие – 2 часа
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Олимпиада по чтению – 4 класс

Задание № 1: Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

Сеинен ______________ вючтет ______________________ ошела_____________________ шпирнив ________________ дорира ___________________

________________________________________________________________________

Задание № 2: По началу произведения определи его жанр:

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

2) Когда я был маленький , меня отвезли жить к бабушке... _____________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... __________________

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец , именитый человек... ___________________

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... _________________

7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

Задание № 3: Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц (соедини стрелкой):


  1. ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  2. ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

  3. ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

Задание № 4: Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.

А) глядел из печки огонек ________________________

Б) лес точно терем расписной ______________________
в) буре плач его подобен _________________________

Г) белоснежная лебедушка __________________________

Д) уж небо осенью дышало _________________________

Е) седые моря ______________________________

Задание № 5: В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

1) ""Найденная луна"" _______________________________________________________

2) ""Прекрасный лебедь""_____________________________________________________

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _________________________________

4) ""Умник на солнце""_______________________________________________________

Задание №6: У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

___________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень резво белка прыгает , а иной раз и срывается.
_________________________________________________________________________

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

Задание № 7: Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

А) … злится, ________________________________________________________

… пора - , ___________________________________________________________

…стучится, _________________________________________________________

…двора. ____________________________________________________________

Б) … невидимкой ____________________________________________________

… сна, _____________________________________________________________

…косынкой ________________________________________________________

… сосна. ___________________________________________________________

Задание № 8: Установите соответствие между авторами и героями (соедини стрелкой):

А) Р.Киплинг 1. Буратино

Б) А.Толстой 2. Бармалей

В) Э.Успенский 3. Барон Мюнхгаузен

Г) К.Чуковский 4. Чебурашка

Д) Р.Распе 5. Маугли

Задание №9: О ком идет речь в этом отрывке:

«Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу, наконец,

Обратился молодец»?

Записать имя героя , название произведения и автора произведения.

________________________________________________________________________________(

Задание 10: Впишите пропущенное слово в названии произведений.

Сказка Ш. Перро «Красная______________________»

Сказка М. Матерлинга «Синяя________________»

Рассказ В. Осеевой «Синие ___________________»

Рассказ В. Бианки «Оранжевое _________________»

Задание № 11. Попробуй добавить две строки так, чтобы получился весёлый стишок (четверостишие).

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…
______________________________________________________
_______________________________________________________

Олимпиада по чтению – 3 класс

    Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………

Б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».

…………………………………………………………………………………………………

В) «Так прошёл первый день , затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла: - Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………


  1. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные

Руки горькие

Мечи золотые

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда – не знаю куда,______________________________________________________
Скоро сказка сказывается ,_______________________________________________________

Это всё присказка______________________________________________________________


А. Милн

Карлик Нос

Г. Х. Андерсен.

Винни-Пух и все-все-все

Ф. Зальтен

Пеппи Длинныйчулок

Ш. Перро

Бемби.
Х. К. Андерсен
Муха -Цокотуха

В. Гауф

Дюймовочка

К. Чуковский

Снежная королева

А. Лингрен

Ослиная шкура

5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений , из которых эти «крылатые слова» взяты.

1. Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Так поди же попляши!

6. Прочитайте два четверостишия –

Н. Рубцова:

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды. и А. Блока: Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

О каком времени года идет речь в текстах? ____________________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?_______________________________
Объясните значение слов:
амбар - ________________________________
обоз - _________________________________ подвода - _____________________________

Вешние (звоны) - _______________________.

7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”

8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться - _______________________________
граница - ______________________________
дрозд - ________________________________
гвозди - _______________________________
помог - ________________________________
красив - _______________________________
смех - ________________________________

9. Игра «Буриме». Буриме – это литературная игра. Она возникла во Франции. Участникам предлагается написать четверостишие на заданные рифмы. Например:

…………………………………………………….. щенка

…………………………………………………….… пока

…………………………………………………... помогите

……………………………………………………. найдите.

Олимпиада по чтению – 2 класс

Задание 1. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья

С.Михалков Федорино горе.

Э.Успенский Снежная королева

А.Пушкин Дядя Степа

Г.Х.Андерсен Конёк – горбунок

П.Ершов Сказка о рыбаке и рыбке

Задание 2. Тест.


  1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». ___________________

  2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________

  3. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________
    Её больше всего боялся Железный Дровосек. _______________________________

  4. Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. ___________________________________

  5. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. ______________________________________

  6. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _________________

  7. Другое название азбуки. ____________________

  8. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть?__________________
10. Назови средство передвижения Бабы-Яги____________________________________

Задание 3. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

Задание 4. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий). Названия пиши в кавычках «»

Сказка: ____________________________________________________

__________________________________________________________

Рассказ: ___________________________________________________

__________________________________________________________

Стихотворение: _____________________________________________
__________________________________________________________

Задание 5. Спиши, соединяя части одного выражения.

Упрямый, как черепаха.

Жить, как курица лапой.

Плестись, как осёл.

Писать, как кошка с собакой.

Болтливый, как бык.

Здоровый, как сорока.

6. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________________ Речка_________________________________

Ребята__________________________________________________________________.

7.Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет , а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? Отмечай правильный ответ знаком «+»
- Цыплята - Воробьята

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?

- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

4. Чему удивляются воробьята?
- Тому, что птицы сами ищут еду?
- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

Учащиеся 4 класса знакомятся на уроках с авторскими и народными сказками, изучают произведения величайших писателей, приобщаются к удивительному миру русской поэзии. Благодаря олимпиадам у них появляется возможность проявить себя, показать уровень своих знаний. Однако полагаться на остаточные знания — неправильно.

У нас представлены примеры заданий олимпиады по литературе для 4 класса. Тестовые задания и открытые вопросы аналогичны тем, с которыми ученики встретятся во время участия в олимпиаде. Проверить и оценить себя можно и самостоятельной. Для этого, внизу страницы указаны правильные ответы ко всем вопросам.

Олимпиада по литературе 4 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

а) Никитин
б) Тютчев
в) Фет
г) Есенин

2. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.
Из далека — далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец.

А) Рассказ
Б) Сказка
В) Былина
Г) Басня

3. Продолжи определение. Сказка — это… .

А) Русская народная эпическая песня о богатырях.
Б) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
В) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Г) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

4. Продолжи название произведения. Сказка Ш. Перро «Красная …»
А) Сумочка
Б) Шапочка
В) Кофточка
Г) Ленточка

5. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?
А) предисловие
Б) подзаголовок
В) корешок.

6. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
А) аннотация
Б) послесловие
В) оглавление

7. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г. Х.Андерсена?
А) Владимир Сутеев
Б) Татьяна Маврина
В) Владимир Конашевич

8. Какие книги относятся к справочной литературе?

А) справочники
Б)словари
В) энциклопедии

9. Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

10. С чего начинается сказка?
А) с концовки
Б) с зачина
В) с присказки
Г) с намёка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»?

Вопрос 2
Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Иванович»

Вопрос 4
Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора.
– Спокойствие, только спокойствие!

Вопрос 5
Из представленного списка, выбери названия народных сказок
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»



Рассказать друзьям