Описание ивана никифоровича. Аналитическая характеристика повести Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Стилистический анализ произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Выполнила: Ученица 8 «Б» класса Городской классической гимназии г. Якутска Васильева Лада

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность В этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – великого русского писателя. В честь юбилейной даты, хотелось бы показать силу и глубину изобразительных средств речи Гоголя, а также провести опрос, чтобы узнать, насколько он популярен в современном обществе.

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: Цель: Сделать стилистический анализ повести, чтобы показать силу и глубину изобразительных средств речи автора Задача: Узнать, насколько популярен Н. В. Гоголь в современном обществе, посредством соц. опроса

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

I. История создания Впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (1834 г.), позже с незначительными стилистическими исправлениями включена в сборник «Миргород» в 1835 году. В повести присутствуют глубина и меткость реалистических зарисовок, юмор, свободная палитра изобразительно-выразительных средств. Из сказанного следует важный вывод методологического характера: признание органического единства составляющих категории образа автора, т. е. идейного содержания, композиции (образов) и языковых средств их выражения, и необходимость целостного исследования текста во взаимодействии элементов соответствующих уровней.

6 слайд

Описание слайда:

II. Основная идея Разоблачение дворянского общества, раскрытие его моральной пустоты, лени, отсутствие какой-либо полезной деятельности и реальных целей в жизни. Н. В. Гоголь ярким сатирическим языком описывает как два почтенных жителя Миргорода на деле оказываются обычными небокоптителями. Иногда в этой повести видят просто забавную историю. Это неверно. Гоголевский лиризм и юмор здесь переходят в «смех сквозь слезы», в сатиру. Последняя фраза «Скучно на этом свете, господа!» – передает основную мысль произведения.

7 слайд

Описание слайда:

III. Композиция Простой сюжет развернут в семи главах с предисловием и эпилогом. Композиция является связующим звеном между идейным содержанием и языком повести. Образная насыщенность и углубленность языка повести, его орнаментальность побуждают читателя к медленному, творческому чтению, к восприятию неповторимой выразительности языка повести. Композиция является важным фактором эстетического воздействия на читателя. Поэтому можно говорить о поэтичности форм самой композиции, данных через язык, но не от него идущих, т. е. не от словесной образности как таковой.

8 слайд

Описание слайда:

IV. Приемы Начало повести – образец орнаментальной прозы Гоголя. Это целый фейерверк повторов, восклицаний, восторженных интонаций, ритмического многообразия: Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!... Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!... Прекрасный человек Иван Иванович!... Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича.

9 слайд

Описание слайда:

Прием повтора продолжен параллелизмом; сравнение героев рождает антитезу: Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…

10 слайд

Описание слайда:

«Убаюкивающий параллелизм» вдруг обрывается алогизмом, что создает несоответствие грамматического и смыслового движения речи. Структурно сравнение продолжено, семантически оно бессмысленно и потому рождает иронию: Иван Иванович очень сердится, если ему попадет в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

11 слайд

Описание слайда:

Формальная структура текста настраивает на сравнение, семантическая – его разводит, что подчеркивается и приемом гиперболизации. Дальше сравнение снова входит в прежнюю параллель иронического повествования и даже вскрывает черты сходства героев: Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы, то: «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?». Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только «одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох… Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.

12 слайд

Описание слайда:

Всю структуру повести пронизывает композиционный параллелизм-повтор. Он становится важной художественной характеристикой текста. На таком параллелизме построена, например, четвертая глава: «Я, Демьян Демьянович», говорил Иван Иванович, допивая последний глоток: «я к вам имею необходимое дело: я подаю позов»… «На кого же это?» «На Ивана Никифоровича Довгочхуна» При этих словах судья чуть не упал со стула… Чуть позже появляется Иван Никифорович: «Какими судьбами! Что и как? Как здоровье ваше, Иван Никифорович?»… «С просьбою…» мог только произнесть Иван Никифорович. «С просьбою? С какою?» «С позовом…» тут одышка произвела долгую паузу: «ох!.. С позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перепенка»… Судья перекрестился.

13 слайд

Описание слайда:

Другим важнейшим композиционным приемом является несоответствие между подлинным смыслом слова и его употреблением в конкретной ситуации. Этот прием пронизывает структуру повести: «Гм! Что ж тебе разве хочется хлеба?» обыкновенно спрашивал Иван Иванович. – «Как не хотеть! Голодна, как собака.» - «Гм!» отвечал обыкновенно Иван Иванович: «так тебе может и мяса хочется?» - «Да все что милость ваша даст, всем буду довольна». – «Гм! Разве мясо лучше хлеба?» – «Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо». При этом старуха обыкновенно протягивала руку. «Ну, ступай же с богом», говорил Иван Иванович: «Чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!..»

14 слайд

Описание слайда:

V. Образ автора Лик рассказчика, его «речевая маска» проявляется по-разному и в различной степени: от спокойного сказа до резкого вмешательства в ход событий. Речь рассказчика создает ощущение «семейной близости». Герои называются просто по имени и отчеству. За орнаментальностью изображения, образной насыщенностью речи, «плетением словес» здесь ничего не стоит, кроме издевки рассказчика. Читатель максимально приближается к изображаемому: он как бы «свой» человек и многое знает; ему только надо кое-что напомнить: Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, что откусила ухо у председателя.

15 слайд

Описание слайда:

Еще одна важная функция авторской речи, в которой проступает лик рассказчика, - оценочное противопоставление помещичье-крепостнического общества нравственным идеалам автора, разоблачение пошлости жизни и духовной пустоты: Между тем произошел чрезвычайно важный случай для всего Миргорода. Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок, чтоб изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?.. Каких бричек и повозок там не было! Одна – зад широкий, а перед узенький; другая – зад узенький, а перед широкий. Одна была и бричка и повозка вместе; другая ни бричка, ни повозка… А сколько было дам! Смуглых и белолицых, длинных и коротеньких… Сколько чепцов! Сколько платьев! Красных, желтых, кофейных… новых, перелицованных, перекроенных, платков, лент, ридикюлей! Прощайте, бедные глаза! Вы никуда не будете годиться после этого спектакля.


ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ

Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз

Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли и рассуждения в основном возникают по поводу того, как себя развлечь, чего им не хватает, как разнообразить свою жизнь.

ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Иван Иванович: довольно по-доброму относится к соседским детям, однако во всех остальных людях ищет материальную или психологическую выгоду (например, удовлетворение от общения, от время провождения).

Он каждое воскресенье ходит в церковь (однако говорит с нищими об их нуждах и ни разу не помогает), Любит, когда ему дарят подарки. Довольно вспыльчив, особенно сильно ему не понравилось слово "гусак". Из-за него же он и поссорился с некогда близким приятелем более чем на 12 лет. Благодаря имущественному положению считается порядочным, высокопоставленным человеком.

Иван Никифорович:Никогда не был женат и не имел намерения жениться. Весь день лежит, отдыхает, подолгу спит. Ленив и безделен. Несмотря на огромное количество разногласий, хорошо общается со своим соседом Иваном Ивановичем, в силу своего высокого материального состояния занимает высокое положение в обществе, очень любопытен, хотя вряд ли по-настоящему переживает за окружающих его людей.

Иван Иванович: Обладатель культурной, сдержанной речи, говорит чрезвычайно приятно ("как сон после купанья")

Иван Никифорович:больше молчит, однако если влепит куда-то свое слово, оно будет остро и "отбреет лучше всякой бритвы"

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ

Иван Иванович: Его знает и комиссар, и различные "большие люди", когда едут неподалеку, всегда заезжают к нему в гости. Протопоп отец Петр говорит о нем как о человеке, на редкость точно исполняющем свой христианский долг, и что подобного честного человека он никогда не встречал

Иван Никифорович: Часто ходили слухи, что он женился, что было чистой ложью. Антон Прокопьевич Пупопуз говорил о нем как о человеке, везде таскающимся за Иваном Ивановичем, утверждал, что их словно "сам черт связал веревочкой"

Иван Иванович: Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под которым везде расположены скамейки. Всегда, когда становилось жарко, Иван Иванович отдыхал там. Кроме того, у него был замечательный сад, а в нем - чего только нет! разные деревья - слива, черешня, вишня, много овощей и фруктов, подсолнечники, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Иван Никифорович: Двор его был неподалеку от двора Ивана Ивановича, из одного в другой можно было перелезть через плетень, у него есть амбар, гоубятня, в его дворе жили лучшие голуби, однако чистота оставляла желать лучшего: местами валялись корки от арбузов, изломанные колеса, обруч из бочки.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Окружали обоих персонажей высокопоставленные люди, часто бывали у них в гостях. Они оба хорошо общались с комиссаром, попом, судьей.

Обновлено: 2016-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Автор также отмечает «богомольность» И.И., который ходит в церковь лишь для того, чтобы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать.

Таким же «хорошим человеком» является и его сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Он лежебока и ворчун, не следит за своей речью. Тем не менее заканчивается описание главных героев выводом, что они оба прекрасные люди. И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города является огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни – выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.

В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» жизнь захолустной провинции совершенно лишена того смягчающего освещения, которое в «Старосветских помещиках » явилось результатом личных симпатий и воспоминаний Гоголя .

В повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем Гоголь рисует не «дворянское гнездо», а во всей наготе представляет безотрадную жизнь провинциальных «существователей» уездного города. Анализ этой жизни показывает, что она не озарена никакими высшими интересами. Здесь нет и следа той подкупающей простоты и сердечности, которой озарена у Гоголя жизнь старосветских помещиков, в этом произведении изображено существование изломанное, скованное приличиями, порабощенное сплетне и злобе... Это тихое болото, которого не стоит ворошить, иначе со дна поднимется грязь! Героям «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» не прожить так мирно своей жизни, как прожили старосветские помещики, хотя жизнь, которую ведут в этом уездном городке, по существу, мало чем отличается от жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Художественный фильм 1941 г.

В литературном анализе Гоголя эта жизнь предстаёт такой же праздной. Все интересы её обывателей сводятся к еде, спанью, к праздной болтовне. В этой бессодержательной жизни всякая мелочь представляет огромное значение отсюда любовь к сплетням, мелким кляузам, отсюда развитие у обывателей города таких мелких чувств, как зависть, подозрительность, обидчивость... В такой сфере нет места глубоким и прочным чувствам, пустяка бывает достаточно для того, чтобы дружба обратилась во вражду.

Человеку, даже обжившемуся в этом мире, все-таки порою делается скучно, и тогда он цепляется за всякую сплетню, за всякое вырвавшееся слово, за всякий намек, чтобы раздуть в себе «новые» чувства, ими заполнить свою праздную жизнь. Такова психологическая идея этого смешного и печального рассказа Гоголя. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» оказалось достаточным одного слова «гусак», чтобы два друга, «честь и украшение Миргорода», поссорился на всю жизнь и обрели каждый цель и смысл жизни в судебной тяжбе, упорной, разорительной и непримиримой...

Рассказ в этой повести ведется Гоголем от лица какого-то обывателя города Миргорода; из его повествования вырисовывается его личность: он глуповатый, наивный, словоохотливый человек, весь живущий жизнью Миргорода, и с обывательской точки зрения смотрящий на все, здесь происходящее.

Анализ характеров героев, описание их жизни, описание других жителей города Миргорода, их занятий, развлечений, представляет собою нечто замечательное именно потому, что в нём обрисовываются не только Иван Иванович и Иван Никифорович, но и сам рассказчик. Гоголевская характеристика обличает в нем человека, живущего сплетнями миргородской жизни, не умеющего отличить мелкое от крупного, существенное от незначительного. В результате, сравнение двух характеров, в его устах представляет собою нагромождение без системы и плана всевозможных душевных и телесных качеств обоих героев; черты душевные смешиваются с физическими приметами, привычками, даже с особенностями костюма. Например: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». К хорошим качествам души он относит такие обстоятельства, что у одного из них удивительные яблоки, что он любит дыни, что его уважает комиссар.

Все эти подробности, порознь взятые, любопытны и уясняют не только двух героев, их жизнь, привычки, убогое содержание их души, но также и прочих миргородских обывателей, которые от скуки, от праздности изучили друг друга до малейших подробностей. Они знают, что скажет каждый из их знакомых, подавая друг другу табакерку, знают, что принято говорить еврею, продающему эликсир против блох... Это жизнь, одуряющая своим однообразием, своею скудостью. В этой среде рождаются невозможные слухи (например, будто Иван Никифорович родился с хвостом) которые до того популярны, что их приходится серьезно оспаривать. Эта изображённая Гоголем среда совершенно беспомощна в оценке нравственных качеств человека, она может добрым и «богомольным» считать человека черствого, «прекрасным» она может считать человека зажиточного; эта среда верит еще в авторитет комиссара и время считает такими историческими событиями, как поездка какой то Агафии Федосеевны в Киев. По словам Гоголя, Иван Иванович и Иван Никифорович – «честь и украшение Миргорода». Отсюда мы можем заключить о желании автора в лице этих двух типичных «существователей» изобразить «лучших» людей Миргорода; в них, как в аналитическом фокусе, собрано все характерное, все своеобразное, к чему присмотрелся местный обыватель, с чем он сроднился, но что поражает свежего человека...

Наивность рассказа выдержана Гоголем мастерски: она позволяет автору скрыть осуждение этой жизни, позволяет ему удержаться от карикатурности, от того субъективизма, который только в конце повести прорывается в восклицании автора: «скучно жить на белом свете, господа!»

Образ Ивана Ивановича

На анализ образа Ивана Ивановича Гоголь обратил особое внимание. Он ему отводит большую самостоятельную характеристику и говорит о нем немало, сравнивая его с Иваном Никифоровичем. Прежде всего, он, по мнению жителей Миргорода, «прекрасный человек». Но рассказчик напрасно напрягает все свои усилия, чтобы доказать эту мысль: он говорит и о том, что у Ивана Ивановича удивительная бекеша, и что дом его и сад очень хороши, и что дыни-то он любит и самое удовольствие их кушать умеет обставить церемониалом: записывает день и число, когда съедена дыня. По-видимому, это бесполезное занятие, показывающее только, что у Ивана Ивановича слишком много праздного времени, в глазах рассказчика, обозначало большую наклонность героя к порядку и хозяйственности. Затем прекрасные качества души героя гоголевский рассказчик старается доказать его богомольностью и добротой. Но из дальнейшего выясняется, что «богомольность» сводилась к тому, что он по праздникам подтягивал басом хору певчих, а «доброта» выражалась в том, что он расспрашивал нищих на паперти об их несчастиях, хотя никогда не давал никому ни гроша. Из анализа дальнейшего повествования Гоголя мы узнаем, чем очаровал жителей Миргорода Иван Иванович, он был «душой» местного общества: умел витиевато говорить, любил щегольнуть и знал, как держать себя; он соблюдал свое достоинство, как никто в городе; он умел со всеми уживаться и всем говорить приятное... Правда, «приличия» – вещь относительная, в разных слоях общества под «приличиями» понимается различное, и Гоголь дал несколько образчиков смешного и уродливого толкования этого понятия в Миргороде: верхом приличия здесь считалось, например, отказываться до трех раз от предложенного чая, и Иван Иванович с таким достоинством умел ломаться перед поставленной чашкой, что у наивного рассказчика вырывается восторженное восклицание: «Господи Боже! Какая бездна тонкости бывает у человека! Нельзя рассказать, какое приятное впечатление производят такие поступки!.. Фу, ты пропасть! Как может, как найдется человек поддержать свое достоинство!»

Это умение «поддерживать свое достоинство» основывалось у Ивана Ивановича на том уважении, которое он имел к себе, к своему маленькому чину и званию. К тому же он совершенно серьезно считал себя «прекрасным человеком», угодным Богу и заслуживающим уважения со стороны людей. Это «фарисейство» Ивана Ивановича – характерная его черта. Даже беглый анализ его образа показывает: Иван Иванович не был сознательным «тартюфом» он жил наивным лицемером и умер довольный собой, с полной верой в себя, не омраченный сомнениями, не обеспокоенный внутренней борьбой, которая рождается в душе человека, сознательно смотрящего в жизнь.

И, между тем, этот «богомольный» и «добрый» человек в повести Гоголя полжизни отдал на тяжбу с другом-соседом из-за слова «гусак»; он прибегал и ко лжи, и к клевете, и к подкупам, он обнаружил в своей «праведной» душе бездну дряни. Итак, хороших качеств души Ивана Ивановича Гоголь не показал. Перед нами человек ничтожный и потому мелочно-самолюбивый, праздный, любопытный, скупой, черствый и пустой, с большим самомнением. И читатель повести Гоголя расстается с ним, окончательно разуверившись в том, что это «прекрасный человек».

Иван Иванович и Иван Никифорович. Иллюстрация к повести Гоголя

Образ Ивана Никифоровича

Меньше места отводит Гоголь в повести анализу образа Ивана Никифоровича. Этот «обыватель» не отличался светскими достоинствами Ивана Ивановича, но, с точки зрения сограждан, он был тоже «хороший» человек, хотя бы потому, что грузный и неподвижный, в полусонном состоянии пролежал у себя большую часть своей жизни, ни чем не интересуясь, никого не трогая. В маленьком городке и это уже большое достоинство, когда человек не делает зла другим людям; ведь здесь, в этой мелочной сфере, из пустяка могут разыграться «великие события»! Но дальнейшее повествование Гоголя о жизни Ивана Никифоровича об его столкновениях с бывшим другом обличают и в его душе массу мелких, злых качеств. Это существо, почти полуживотное, оказывается и скупым, и упрямым, и великим сутяжником. Прилив злости даже дает ему силы и энергию на ведение судебного дела. И мы убеждаемся, что не любовь связывала друзей, а «привычка», только благодаря случайности их «дружба» была так продолжительна и благодаря случайности (приезд к Ивану Никифоровичу Агафии Федосеевны, которая окончательно рассорила друзей) вражда сделалась упорной... Немудрено, что Гоголь, освеженный интересами высшей культурной жизни, не мог глядеть на своих героев глазами «рассказчика» повести, глазами Миргорода, ему грустно делалось за те миллионы человечества, которые везде, не только у нас в России, ведут жизнь Миргорода, и у него вырвалось горькое восклицание: «скучно на этом свете, господа!»

Другие герои «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Кроме двух друзей Гоголь вывел в повести еще несколько типичных героев. Судья, который, во время судебного разбирательства, разговаривает о дроздах и, не слушая дела, его подписывает и берет взятки обеими руками; городничий, выслужившийся из солдат, добродушный грабитель, который каждый день спрашивает квартальных, не нашлась ли пуговица от его мундира, потерянная им уже два года; чиновники и обыватели города, от самых сановитых до мелких все это обрисовано мастерски. Все эти образы, сцены из жизни города (поветовый суд, ассамблея в доме городничего) фон безотрадной пошлости и мелочности, на котором так ярко выделяются два друга «честь и украшение Миргорода». Если в «Старосветских помещиках» подкупала читателя голубиная чистота героев, отсутствие у них претензий, то в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» пошлость жизни не прикрывается ничем. Простота бессознательности сменилась здесь смешным искажением прежней патриархальной жизни новыми понятиями о чести, о достоинстве дворянина и чиновника понятиями смутными, неосновательными, уродливыми, которые в художественном анализе Гоголя еще яснее, еще очевиднее и безотраднее представляют бездну пошлости, сказывающейся за этими претензиями.

Таким образом, если мы сравним эту повесть с повестью «Старосветские помещики», мы убедимся, что ни тени сочувствия к этой жизни не заметно в отношениях к ней автора. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь последовательно и сознательно осудил «пошлость пошлого человека». Здесь впервые определенно сказалась его способность «вызывать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Таким образом, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» мы должны отметить наличность характерной особенности гоголевского смеха, «смех сквозь слезы». Здесь нет той поэтической идеализации жизни, которую мы встречаем в «Вечерах на хуторе», не с праздничной, а с будничной, пошлой стороны рисует Гоголь в этих очерках свою Украину. Это уже не тот беззаботный юмор, которым освещены многие повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки », это горький смех человека, тоскующего о духовной скудости человека. Для Гоголя, как человека, сочинение такой повести очень характерно: если юношей он рвался из этой сферы пошлых обывателей в какой-то другой лучший мир «истинных людей», то теперь, озаренный идеалами этих лучших людей, Гоголь со своим анализом спустился в мир «существователей», чтобы разобраться в их душах, посмотреть на них «не равнодушными очами», а взором человека, настроенного гуманно. Вот почему в обрисовке героев Миргорода нет сатиры, нет обличения, нет суда, есть только сожаление к ним, жалость к человечеству вообще...

Литературная история «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Литературная история этой повести вполне ясна. Живые впечатления захолустной малороссийской жизни, собранные Гоголем в 1832 г., когда он побывал на родине, дали ему краски для обрисовки тех образов, ничтожность которых он чувствовал еще юношей. Уже до него писатель Нарежный в повести «Два Ивана, или страсть к тяжбам» взял сюжетом сутяжничество, которое свойственно человеку, живущему мелочными интересами. То обстоятельство, что и у Гоголя выведены в лице героев два Ивана и изображено то же явление, очевидно, характерное в малороссийском захолустье – страсть к тяжбам – позволяет утверждать, что «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в литературном отношении, зависела от произведения Нарежного. Но сравнительный анализ обоих произведений убеждает, что для Гоголя повесть Нарежного была только темой, канвой, по которой он расшил самостоятельные рисунки, намек у него обратился в яркую художественную картину.

«Заимствование» Гоголем у Нарежного особенно сказалось в следующем эпизоде: у Нарежного один из Иванов поджигает мельницу врага, у Гоголя Иван Иванович подпиливает гусиный хлев Ивана Никифоровича. Психология обоих героев, ночью выполняющих свои «адские замыслы», приблизительно сходно развита у обоих писателей. Кроме того, Гоголь, вероятно, заимствовал кое-что и у других писателей XVIII и XIX в., так образ прихлебателя, которого щелкают ради потехи в нос, напоминает собою и героя старого романа «Злосчастный Никанор», и одного вводного героя в романе А. Измайлова «Евгений».

Подробное решение Страница 78-103стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

Какое отношение возникло у вас к героям повести и менялось ли оно по ходу чтения?

Вначале казалось, что это повесть о серьезных людях, но потом с каждой страницей убеждаешься в обратном.

Серьёзность или шутовство лежат в основе поведения персо-нажей?

Думаем, что более шутовство.

Пытается ли кто-нибудь из них насмешничать, кривляться?

На наш взгляд – нет.

Почему «смешная» повесть завершается словами автора: «Скучно на этом свете, господа!»

Скучно - из-за мелочности, глупости и никчемности такой жизни, которую ведут Иван Иванович и Иван Никифорович.

I. Попытайтесь разгадать, как Н. В. Гоголю удаётся рассмешить, удивить, а потом заставить задуматься.

Вначале просмотрите всю повесть по главам, восстановите в па¬мяти основные события, их связь, персонажей, описания и др. Далее изучайте текст подробнее:

1.Перечитайте характеристику героев и определите, в чём её не¬обычность, почти парадоксальность («Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом...» и т. д.).

Иван Иванович по мнению жителей Миргорода, «прекрасный человек». Но рассказчик напрасно напрягает все свои усилия, чтобы доказать эту мысль: он говорит и о том, что у Ивана Ивановича удивительная бекеша, и что дом его и сад очень хороши, и что дыни-то он любит и самое удовольствие их кушать умеет обставить церемониалом: записывает день и число, когда съедена дыня. По-видимому, это бесполезное занятие, показывающее только, что у Ивана Ивановича слишком много праздного времени, в глазах рассказчика, обозначало большую наклонность героя к порядку и хозяйственности. Затем прекрасные качества души героя гоголевский рассказчик старается доказать его богомольностью и добротой. Но из дальнейшего выясняется, что «богомольность» сводилась к тому, что он по праздникам подтягивал басом хору певчих, а «доброта» выражалась в том, что он расспрашивал нищих на паперти об их несчастиях, хотя никогда не давал никому ни гроша. Из анализа дальнейшего повествования Гоголя мы узнаем, чем очаровал жителей Миргорода Иван Иванович, он был «душой» местного общества: умел витиевато говорить, любил щегольнуть и знал, как держать себя; он соблюдал свое достоинство, как никто в городе; он умел со всеми уживаться и всем говорить приятное... Правда, «приличия» – вещь относительная, в разных слоях общества под «приличиями» понимается различное, и Гоголь дал несколько образчиков смешного и уродливого толкования этого понятия в Миргороде: верхом приличия здесь считалось, например, отказываться до трех раз от предложенного чая, и Иван Иванович с таким достоинством умел ломаться перед поставленной чашкой, что у наивного рассказчика вырывается восторженное восклицание: «Господи Боже! Какая бездна тонкости бывает у человека! Нельзя рассказать, какое приятное впечатление производят такие поступки!.. Фу, ты пропасть! Как может, как найдется человек поддержать свое достоинство!»

Это умение «поддерживать свое достоинство» основывалось у Ивана Ивановича на том уважении, которое он имел к себе, к своему маленькому чину и званию. К тому же он совершенно серьезно считал себя «прекрасным человеком», угодным Богу и заслуживающим уважения со стороны людей. Иван Иванович жил наивным лицемером и умер довольный собой, с полной верой в себя, не омраченный сомнениями, не обеспокоенный внутренней борьбой, которая рождается в душе человека, сознательно смотрящего в жизнь.

И, между тем, этот «богомольный» и «добрый» человек в повести Гоголя полжизни отдал на тяжбу с другом-соседом из-за слова «гусак»; он прибегал и ко лжи, и к клевете, и к подкупам, он обнаружил в своей «праведной» душе бездну дряни. Итак, хороших качеств души Ивана Ивановича Гоголь не показал. Перед нами человек ничтожный и потому мелочно-самолюбивый, праздный, любопытный, скупой, черствый и пустой, с большим самомнением. И читатель повести Гоголя расстается с ним, окончательно разуверившись в том, что это «прекрасный человек».

Иван Никифорович с точки зрения сограждан, он был тоже «хороший» человек, хотя бы потому, что грузный и неподвижный, в полусонном состоянии пролежал у себя большую часть своей жизни, ни чем не интересуясь, никого не трогая. В маленьком городке и это уже большое достоинство, когда человек не делает зла другим людям; ведь здесь, в этой мелочной сфере, из пустяка могут разыграться «великие события»! Но дальнейшее повествование Гоголя о жизни Ивана Никифоровича об его столкновениях с бывшим другом обличают и в его душе массу мелких, злых качеств. Это существо, почти полуживотное, оказывается и скупым, и упрямым, и великим сутяжником. Прилив злости даже дает ему силы и энергию на ведение судебного дела. И мы убеждаемся, что не любовь связывала друзей, а «привычка», только благодаря случайности их «дружба» была так продолжительна и благодаря случайности (приезд к Ивану Никифоровичу Агафии Федосеевны, которая окончательно рассорила друзей) вражда сделалась упорной.

2.Прочитайте сравнительную характеристику героев и найдите на¬рушения, алогизм в основе сравнения («Иван Иванович несколь¬ко боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...» и т. д.).

Алогизмы:

«Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович намного ниже, зато распространяется в ширину».

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. »

3.Какие странности и неожиданности в поведении разных персона¬жей повести вы заметили (например, «Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя» или «...сделает надпись над бумажкою с семенами “Сия дыня съедена...”»)?

«Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя - и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе.»

Иван Иванович как бы сочувствует нищим, но на деле не подает им ни копейки.

Судья, который, во время судебного разбирательства, разговаривает о дроздах и, не слушая дела, его подписывает и берет взятки обеими руками;

4.Обратите внимание на непроизвольные движения и гримасы пер¬сонажей, а также на описание внешнего вида некоторых пред¬метов, например, вид улицы в Миргороде, плетня, увешанного разными предметами, вид лужи и др.

«Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил

обыкновенное положение ижицы, а сделался похожим на О: глазами он так мигал, что сделалось страшно. Это было у Ивана Ивановича чрезвычайно редко. Нужно было для этого его сильно рассердить.»

Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: "Смею ли просить, государь мой, об одолжении?"; если же незнакомы, то: "Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отечества, об одолжении?"

«Чудный город Миргород! Какие в нем нет строений! И под соломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень; по нем вьется хмель, на нем висят горшки, из-за

него подсолнечник выказывает свою солнцеобразную голову, краснеет мак, мелькают толстые тыквы... Роскошь! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более живописным: или напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргороде нет ни воровства, ни мошенничества, и потому каждый

вешает, что ему вздумается. Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно

принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее.»

5.Найдите странное и необычное в именах и фамилиях персона¬жей повести.

Дорош Тарасович Пуховичка, Антон Прокофьевич Пупопуз, Иван Никифорович Довгочхун.

6.Вспомните эпизод, когда животное неожиданно вмешивается в развитие действия (сюжета). Как вы можете истолковать такой приём Гоголя?

Свинья Ивана Ивановича, вбежала в комнату и схватила и съела прошение Ивана Никифоровича. Автор вводит этот смешной эпизод используя прием гротеска. Это вызывает смех у читателя от несуразности и глупости происходящего.

7.Перечитайте пересказ прошения Ивана Ивановича и Ивана Ники¬форовича в суд и найдите в них странное и неожиданное.

В прошениях оба просят посадить обидчиков в тюрьму и в «кандалы забить»- «кандалы заковать», Иван Никифорович обвиняет Ивана Ивановича в неприличной родне.

8.Обратите внимание на своеобразие гоголевских сравнений (например, «нос в виде спелой сливы» и др.).

На основе своих наблюдений сделайте вывод об особенностях гоголевского юмора, назовите некоторые художественные при¬ёмы, с помощью которых изображаемые обстоятельства и люди вызывают смех и недоумение.

Гоголь не дает не расплывчатый набросок облика героя, а четкий рисунок, в котором вес решающие черты выступают сильно и зримо. Писатель не стремится к чрезмерному насыщению портрета множеством деталей, он показывает несколько наиболее характерных, запоминающихся черт: «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх».

Стремясь создать осязаемый облик действующего лица, Гоголь прибегает к сравнению его с предметным миром, которое подчеркивает «тупость» героя. Вот, например, портрет Лафии Федосеевны: «Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек».

І.Попытайтесь понять, почему становится грустно к концу повести.

1.Как можно оценить с позиции здравого смысла причину ссоры двух друзей?

Щепетильный в вопросах дворянской чести Иван Иванович был глубоко оскорблен словом «Гусак», прозвучавшим в его адрес от Ивана Никифоровича.

2. Охарактеризуйте их образ жизни, склонности, нравы. Что преобладает в жизненных интересах, потребностях всех дворян Миргорода?

В повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем Гоголь рисует не «дворянское гнездо», а во всей наготе представляет безотрадную жизнь провинциальных «существователей» уездного города. Она не озарена никакими высшими интересами. Это тихое болото, которого не стоит ворошить, иначе со дна поднимется грязь! Их жизнь предстаёт праздной. Все интересы её обывателей сводятся к еде, спанью, к праздной болтовне. В этой бессодержательной жизни всякая мелочь представляет огромное значение отсюда любовь к сплетням, мелким кляузам, отсюда развитие у обывателей города таких мелких чувств, как зависть, подозрительность, обидчивость... В такой сфере нет места глубоким и прочным чувствам, пустяка бывает достаточно для того, чтобы дружба обратилась во вражду.

Человеку, даже обжившемуся в этом мире, все-таки порою делается скучно, и тогда он цепляется за всякую сплетню, за всякое вырвавшееся слово, за всякий намек, чтобы раздуть в себе «новые» чувства, ими заполнить свою праздную жизнь. Такова психологическая идея этого смешного и печального рассказа Гоголя. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» оказалось достаточным одного слова «гусак», чтобы два друга, «честь и украшение Миргорода», поссорился на всю жизнь и обрели каждый цель и смысл жизни в судебной тяжбе, упорной, разорительной и непримиримой...

3. Какие действия друг против друга замышляли и предпринимали поссорившиеся соседи? Почему не удалось их примирить?

Борьба становится для обоих

Иванов смыслом жизни, все свои силы и средства тратят они на нее.

в тоскливую судебную рутину. Каждый из противников

укрепляет оборону своей территории, а Иван Никифорович еще и выстраивает гусиный хлев у самого забора, явно с оскорбительной целью. Тогда Иван Иванович под покровом «украинской ночи» пробирается с пилой в хлев и разрушает его. Конечно, поступки героев

После разрушения хлева «война» переходит в бумажную стадию. К полному изумлению всего Миргорода, оба вчерашних приятеляпишут друг на друга чудовищные жалобы, требуя не больше не меньше, как заключения противника в тюрьму и отправки его на каторгу

в Сибирь. Ситуация приобретает совершенно абсурдный характер, когда прошение Ивана Никифоровича неожиданно похищает бурая свинья.

Общество делает различные попытки помирить враждующих соседей. На ассамблее у городничего это почти удалось сделать. Гоголь с эпическим размахом описывает городской бал. Примирение врагов чуть было не произошло, но в самый решительный момент Иван Никифорович вновь случайно произнес роковое словечко «гусак». По выражению автора, все пошло к черту...

1.Внимательно перечитайте конец повести: «Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал...» и до конца. Опре-делите настроение путешествующего повествователя. С каким чувством он воспринял давних знакомых и какова была его реак¬ция на их уверенность в завершении судебной тяжбы?

Настроение у него было тягостное, предчувствие чего-то неприятного. Повествователь встречает двух поседевших стариков и с изумлением узнает в них прежних «замечательных» людей. Каждый из Иванов торопится сообщить о том, что судебное дело вот-вот решится в его пользу. Автор

рисует безрадостный осенний пейзаж и восклицает: «Скучно на

этом свете, господа!» Гоголю удалось ярко показать измельчание

человека и общества, высмеять нелепых провинциальных обывателей.

Однако за гоголевской сатирой ощущается и более глубокое

чтобы мир стал лучше.

2.Какие ассоциации вызывает у вас словесный образ «больной день» и какими художественными средствами Гоголь изображает (воссоздаёт) его?

Нехороший, тяжелый, тягостный. Автор воссоздает его с помощью отображение сырой грязной осени. Использует эпитеты: ненатуральная зелень, скучные дожди, жидкая сеть, трогательная дружба, печальные притворы, серая масса грязи, неприятный звук, слезливое беспросвету небо.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Попробуйте найти отличия в позиции и оценках повествователя и рассказчика.

Рассказ в этой повести ведется Гоголем от лица какого-то обывателя города Миргорода; из его повествования вырисовывается его личность: он глуповатый, наивный, словоохотливый человек, весь живущий жизнью Миргорода, и с обывательской точки зрения смотрящий на все, здесь происходящее.

Анализ характеров героев, описание их жизни, описание других жителей города Миргорода, их занятий, развлечений, представляет собою нечто замечательное именно потому, что в нём обрисовываются не только Иван Иванович и Иван Никифорович, но и сам рассказчик. Гоголевская характеристика обличает в нем человека, живущего сплетнями миргородской жизни, не умеющего отличить мелкое от крупного, существенное от незначительного. В результате, сравнение двух характеров, в его устах представляет собою нагромождение без системы и плана всевозможных душевных и телесных качеств обоих героев; черты душевные смешиваются с физическими приметами, привычками, даже с особенностями костюма. Все эти подробности, порознь взятые, любопытны и уясняют не только двух героев, их жизнь, привычки, убогое содержание их души, но также и прочих миргородских обывателей, которые от скуки, от праздности изучили друг друга до малейших подробностей. Они знают, что скажет каждый из их знакомых, подавая друг другу табакерку, знают, что принято говорить еврею, продающему эликсир против блох... Это жизнь, одуряющая своим однообразием, своею скудостью. В этой среде рождаются невозможные слухи (например, будто Иван Никифорович родился с хвостом) которые до того популярны, что их приходится серьезно оспаривать. Эта изображённая Гоголем среда совершенно беспомощна в оценке нравственных качеств человека, она может добрым и «богомольным» считать человека черствого, «прекрасным» она может считать человека зажиточного; эта среда верит еще в авторитет комиссара и время считает такими историческими событиями, как поездка какой то Агафии Федосеевны в Киев. По словам Гоголя, Иван Иванович и Иван Никифорович – «честь и украшение Миргорода». Отсюда мы можем заключить о желании автора в лице этих двух типичных «существователей» изобразить «лучших» людей Миргорода; в них, как в аналитическом фокусе, собрано все характерное, все своеобразное, к чему присмотрелся местный обыватель, с чем он сроднился, но что поражает свежего человека... Наивность рассказа выдержана Гоголем мастерски: она позволяет автору скрыть осуждение этой жизни, позволяет ему удержаться от карикатурности, от того субъективизма, который только в конце повести прорывается в восклицании автора: «скучно жить на белом свете, господа!»

2.Соотнесите заглавие «Повесть о том, как поссорился Иван Ива¬нович с Иваном Никифоровичем» с заключительной фразой «Скучно на этом свете, господа!» и покажите глубинную связь между ними.

3.Какую сторону человеческой жизни открыл Гоголь в своей повести?

4.Есть ли связь данного произведения с повестью «Ночь перед Рождеством»? Литературоведы говорят о фантастике в реалис-тических произведениях Гоголя. «Фантастика, - пишет исследо¬ватель творчества писателя Ю. Манн, - ушла в быт, в вещи, в поведение людей и в их способ мыслить и говорить». Что же в таком случае «фантастического» в «Повести о том, как поссорил¬ся Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?

Определенная связь есть – и в том и другом произведении автор ярко раскрывает колоритные образы людей, жителей выдуманного поселка Миргород и каждый из них имеет свою особенность и неповторимость. Недаром Миргород – как город-мир, где можно увидеть и встретить самое разное.

«Фантастическое» в повести (По Ю.Ману) - способ жизни обоих Иванов, их хозяйство, подворье, быт, описание обоих дворов, сравнение их характеров.



Рассказать друзьям