Основные вокальные термины. Оперные термины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ариетта (итал. arietta, уменьшительное от aria - в итальянской опере XVII-XVIII
веков - короткая ария, иногда близкая каватине. Во французской опере XVIII века
- не связанная с основным действием виртуозная ария либо песня в народном духе
исполняемая в комической опере.
Известна ариетта Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Ариозо (итал. Arioso) - высшая речитативная форма, которая отличается от низших
форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo),
большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и
сложностью в аккомпанементе.
Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее
определённой формы, как, например, песня, пишущаяся в коленном складе;
по объёму оно соответствует ариетте. В новейшее время многие композиторы
дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить
вагнеровские певучие речитативы.

Ария (итал. aria - песня) - законченный по построению эпизод в опере, оратории
или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается
широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии
предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

Ария da capo - малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко
и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. Такая ария
исполнялась солистом под аккомпанемент инструментов (обычно небольшим
оркестром). Ария da capo широко использовалась в таких музыкальных жанрах
эпохи барокко, как опера и оратория.
Описание
Этот тип арий сочинялся в трёхчастной форме. Первая часть была мелодически
завершённой и заканчивалась на тонике. Вторая часть отличалась от первой
настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда
темпом. Третья часть обычно не записывалась композитором; он просто помещал в
конце второй части указание «da capo», что переводится с итальянского как
«с головы» (с начала). То есть третья часть мелодически полностью повторяла
первую.
Ария da capo требовала от певца владения вариационной формой, умения украшать
мелодию во время исполнения третьей части. Степень насыщенности третьей части
вариациями зависит от степени аффекта данной арии. Завершала третью часть и всю
арию каденция, исполнявшаяся без аккомпанемента. Способность виртуозно
импровизировать и украшать мелодию стала в ту эпоху необходимым умением,
которому обязательно обучались все оперные певцы. Спад интереса к этому умению,
наступивший после эпохи барокко, возможно, и послужил тому, что ария da capo
стала менее популярной. Формально, ария da capo ещё присутствует у Моцарта,
но, в отличие от классических образцов, предоставлявших певцу свободу
импровизации (в рамках соответсвующего аффекта), Моцарт выписывает в партитуре
третью часть со своими вариациями, оставляя для певца лишь каденцию и минимум
свободы в самой арии.
Движение «Аутентичное исполнение» (современное течение в музыке, зародившееся
в середине 20-го века; попытка исторической реконструкции старинного звучания
классических произведений), восстанавливает эту вокальную форму, пытается
воспроизвести импровизационное исполнение арий da capo.
Лучшие образцы арий da capo созданы композиторами А.Вивальди и Г. Ф.Генделем

Бельканто (итал. bel canto - «красивое пение») - итальянский стиль пения,
который характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным
звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выравненностью голоса
во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически
подвижных и изощренных местах мелодического рисунка.
Стиль возник в Италии и был связан с развитием в середине XVII века
национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства
Бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка
и традиций народного исполнительства. В процессе развития стиль Бельканто
эволюционировал, обогащаясь новыми выразительными техническими приёмами и
эмоциональными чертами. Стиль оказал влияние на большинство европейских
вокальных школ.
Этапы развития Бельканто:
зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
расцвет «неаполитанской школы» (А.Скарлатти);
период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
творчество Дж. Верди (веристская школа).

«Вампука» - выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно
банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные
по подобным шаблонам. В определенной мере является аналогом выражения «клюква»
в литературе.
Этимология
Происходит от названия одноактной оперы-пародии «Вампука, невеста африканская,
образцовая во всех отношениях опера» (1909) на музыку В. Г. Эренберга, либретто
его же по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского). Опера высмеивала нелепые
условности и штампы в оперных спектаклях - затянутость действия, расчленение
слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в
1909 году в Санкт-Петербурге театром «Кривое зеркало»; до 1927 исполнялась в
Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Последнее известное представление "Вампуки"
в XX веке состоялось в 1930 году.
В 2005 году опера "Вампука, невеста африканская" поставлена Центром оперного
пения Галины Вишневской.

Кавата (итал. cavata, буквально «извлечение, выкапывание») - в опере, оратории
и кантате второй половины XVII - первой половине XVIII века заключительный,
обобщающего характера раздел речитатива. Сочинялась в стиле ариозо с соблюдением
тактового членения и темпа (в противовес начальному разделу речитатива - обычно
secco; например, № 18 из «Страстей по Иоанну», № 2, 5 из 117-й кантаты Баха).
Явилась прообразом каватины.

Каватина (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) - небольшая лирическая
оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто выходная ария в
опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). В
XIX-XX вв. наряду с виртуозной (каватина Розины и др.) распространена каватина
созерцательного плана в умеренно-медленном темпе, с песенной мелодикой (две
каватины в оратории «Времена года» Й. Гайдна; каватины Агаты, Антониды; каватина
Невесты в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина; каватина Тома в опере
«Похождения повесы» Стравинского). Некоторые каватины являются развёрнутыми
ариями (каватины Людмилы, Кончаковны, Владимира Игоревича). Каватинами иногда
называют певучие инструментальные пьесы.

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus - «пятый»)
Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В
камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных
смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и
смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.).
Квинтет, обычно именуемый фортепьянным, включает, как правило, фортепьяно и
струнный квартет. Обычный состав духового квинтета - флейта, гобой, кларнет,
фагот и валторна, джазового - саксофон, труба, фортепьяно (или гитара),
контрабас и ударные.
Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.
Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во
второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как
правило, в виде сонатных циклов. В XIX-XX веках получил распространение
фортепьянный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и
разнохарактерных тембров фортепьяно и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев,
Шостакович). Вокальный квинтет может быть частью оперного действия, оратории,
кантаты.

Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») - профессия человека,
нанимаемого для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого
спектакля. Профессия известна с 1820 года. Корпорация профессиональных клакёров
называется клака. Клака также стремится «заразить» публику в оперных театрах,
побуждая зрителей вслед за собой аплодировать и кричать «Браво!», либо «шикать».
Используется эффект «социального доказательства».

Лейтмотив (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив») - в музыке характерная
тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы,
балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую
ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при
повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был
введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно
использовать лейтмотивы в своих операх.
Термин лейтмотив применяется также в литературоведении. Здесь он обозначает
как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и
совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных,
«канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда
подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно
повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного
произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему
первоначальному музыкальному значению.

Либретто (итал. Libretto) - литературная основа большого вокального сочинения,
светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для
речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат в основном
литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическими
требованиям. Иногда либретто - самостоятельный труд либреттиста или композитора,
например Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). В издания либретто иногда включаются
ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Часто либретто
лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов
арий, речитативов и т. п.
В 1976 году Г. И. Ганзбург ввёл новое направление музыкознания - либреттологию

Фуга (от лат. fuga - «бегство», «погоня») - музыкальная форма, являющаяся
наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько
голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в
основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю
фугу.

Полифония (от греч. ????? - многочисленный и???? - звук) - музыкальный склад
(принцип построения музыкального произведения), характеризуемый многоголосием,
то есть одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких
равноправных мелодий. Противоположным полифонии складом является гомофонно-
гармонический склад, при котором один из голосов является ведущим, а остальные
звуки создают для него гармонический фон.
Полифонию разделяют на типы:
Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её
подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Характерна для русской
народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе,
а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных
тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений,
называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к
голосу, является фуга.
Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно
звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.

Стретта (итал. stretta от итал. stringere - «сжимать, сокращать» - каноническое
проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до
того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат
одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с
другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем
голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов
(фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха, такты
37-44). Стретта, представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает
до момента окончания темы в начинающем), называется магистральной или
маэстральной (stretto maestrale - фуги C-dur, b-moll из 1-го тома «Хорошо
темперированного клавира» И. С. Баха). Особой полифонической полнотой отличаются
стретты в виде двойного канона: на две темы (фуга e-moll op. 87 № 4
Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета op. 57
Шостаковича). Стретта может быть усложнена использованием увеличения, обращения
и других способов полифонического преобразования. В сложно построенных фугах
образуется истема варьированных стретт (фуги dis-moll, b-moll из 1-го тома
«Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха).

A capella - хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.

Divisi - временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов.

Dies irae (от лат. «Dies irae» - «День гнева») -средневековое католическое песнопение. Мелодия отличается суровой, сдержанной выразительностью. Напев Dies irae как символ смерти использовался в творчестве многих композиторов, в том числе В. А. Моцарта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Дж. Верди, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Также является одним из разделов реквиема.

Lamento (от итал. - жалоба) - обозначение музыки скорбного, печального характера. Пример: плач Ариадны из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Также встречается в мадригалах и кантатах.

Альт - низкий женский или детский голос. Диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы (выше - очень редко).

Антифон (от греч. antiphonos - противозвучание) - поочередное пение двух хоров, или хора и солиста. Происхождение антифона восходит к Древней Греции, к пению дифирамбов. Позднее антифонный принцип пения перешел в трагедию, где хор обычно делился на два полухория. Антифонное пение использовалось в культовой музыке Палестины, Византии. В Западной Европе введение антифона в христианское богослужение связывают с именем миланского епископа Амвросия. Из Милана антифон распространился по всей Италии, а затем и в другие европейские страны. Принцип антифонного пения перешёл и в светскую музыку, он встречается в народных песнях, а также в хоровых произведениях композиторов прошлого и современности. Например: хор «Эхо» О. Лассо, хор «Звезды» С. И. Танеева и др.

Антем (от англ. anthem , лат. antiphona , от греч. antiphonos - звучащий в ответ) - духовное песнопение в Англии, созданное на текст из Библии на английском языке. Существует две основные разновидности антема: ранний, так называемый полный антем (исполняемый хором a capella ), он близок к мотету; и стиховой, или строфический, антем, основанный на чередовании хоровых и сольных разделов с инструментальным сопровождением, он родственен кантате. Высочайшего расцвета этот жанр достиг в творчестве Г. Перселла. Также к сочинению антемов обращались в XIX в. - С. Уэсли, в XX в. - Б. Бриттен, С. Барбер.

Анализ хоровой партитуры - исследование вокально-хоровой партитуры, состоящее из устного или письменного (аннотация) разбора. В анализ входят: общие сведения об авторах музыки и текста, анализ литературного текста, характеристика хоровых партий (диапазоны, тесситура), анализ музыкально-выразительных средств (фактура, форма, тематизм, мелодика, гармония, ритм, агогика и т. д.), а также намечается исполнительский план.

Ариозо (от итал. arioso - наподобие арии) - небольшое вокальное произведение, более свободной формы чем ария. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо - его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, обобщение содержания предшествующего речитатива, какое-то одно эмоциональное переживание. Например: ариозо Ленского «В вашем доме» или ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

Задачи:

  • Обучающая:
    закрепить понятие жанра: опера.
  • Развивающая:
    главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
  • Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Ход урока

1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”

Рис. 1

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.

Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп

– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

5. Певцы. В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Задание ученикам. Определите – какой тип голоса исполняет:

  • Партия Деда Мороза – бас
  • Партия Весны – меццо-сопрано
  • Партия Снегурочки – сопрано
  • Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
  • Партия Мизгиря – баритон

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).

Давайте прослушаем:

  • Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
  • Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”

Задание ученикам. Определите – кто герой, а кто – масса.

Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

6. Оркестр. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”. Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.

Прослушаем:

  • Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
  • Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди. Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
  • Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell"amore"; “О красотка молодая”).
  • Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти

Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.

Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.

7. Оперные театры.

  • парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 2) .
  • “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
  • здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
  • “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
  • театр “Ла Скала” (1788, Милан)
  • “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
  • “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
  • Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
  • оперный театр в Сан-Франциско (1932)
  • оперный театр в Чикаго (1920)
  • новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
  • Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).

Рис. 2

Таким образом – опера властвовала во всем мире.

В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.

Романтическая опера в Италии

Итальянское влияние достигло даже Англии.

Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.

Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.

Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. Романтическая опера во Франции.

Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.

Русская опера эпохи романтизма.

“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.

Домашнее задание ученикам. Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский

8. Известные оперные певцы.

  • Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
  • Каллас, Мария (Рис. 3) .
  • Карузо, Энрико, Корелли, Франко
  • Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
  • Скотто, Рената, Тебальди, Рената
  • Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет

Рис. 3

9. Востребованность и современность оперы.

Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.

Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.

Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.

Второй вариант – это современная опера.

Существует три степени художественности содержания музыки.

  • Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
  • Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
  • Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.

Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.

Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.

Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.

Домашнее задание ученикам. Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).

Используемая литература:

  1. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
  4. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
  5. Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
  6. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
  7. Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.

Призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.

Ода (греч. ode) заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - вокального) торжественного хвалебного характера.

Октава интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2.

Октет (от лат. octo - восемь) ансамбль восьми участников.

Опера (ит. opera - действие, произведение, от лат. opus - труд, творение) синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

Опера большая французская (фр. grand opera) разновидность, получившая распространение в середине XIX века, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.

Опера комическая общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. Опера комическая в различных странах носила различные наименования: в Италии - опера-буффа, в Германии и Австрии - зингшпиль, в Испании - тонадилья, в Англии - опера нищих, или балладная, песенная опера. Опера комическая - общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.

Опера лирико-драматическая разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIX века. Для Опера лирико-драматическая характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.

Опера лирическая французская собственное наименование французской лирико-драматической оперы.

Опера нищих (англ. beggars opera) английская разновидность комической оперы, в которой широко использовались народные песни-баллады.

Опера эпическая разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса - сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка Опера эпическая выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру Оперы эпической примыкает также опера-сказка.

Опера-буффа (ит. opera-buffa) итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIII века. Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comedia del arte), Опера-буффа отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIII и первой половины XIX века.

Опера-сериа (ит. opera seria - серьезная опера, в отличие от комической) итальянская опера XVIII века, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, Опера-сериа отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.

Оперетта (ит. operetta - маленькая опера) театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.

Оратория (от лат. oratoria - красноречие) крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.

Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.



Рассказать друзьям