Памятниками архитектуры первой четверти 19 века являются. Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г. Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.
Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.
Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др.

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759-1814)

Неизвестный художник. Портрет А. Воронихина
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Был крепостным графа А. С. Строганова, отпущен на волю в 1785 г. Вместе с сыном графа Строганова посетил Францию и Швейцарию, где изучал архитектуру, механику и математику. Впоследствии получил звание академика живописи, а затем – академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе.
Первые архитектурные опыты – отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793 г. Главным строением Воронихина является собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (окончен в 1811 г.).

Казанский собор
После Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Интерьер собора
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге – здание Горного кадетского корпуса (позже института) на берегу Невы. Архитектурной доминантой его стал мощный 12-колонный портик.

Горный институт
Другие работы Воронихина: дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761-1811)

С. Щукин. Портрет А.Д. Захарова
Работал в стиле ампир. Учился в Академии художеств, а также в Париже у Ж.Ф. Шальгрена, придворного архитектора Наполеона I. Достиг звания главного архитектора Морского ведомства в Петербурге, главного архитектора Гатчины.

Лютеранская церковь св. Петра в Гатчине. Архитектор А.Д. Захаров
Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А.А. Бетанкур построил её через несколько лет. Но главным достижением Захарова в архитектуре было проектирование и строительство здания Адмиралтейства.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. В 1732-1738 гг. архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства.
К началу XIX в. архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями, расположенными рядом.
В 1806-1823 гг. архитектор А. Захаров блестяще решил эту задачу. Он почти полностью перестроил Адмиралтейство, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи был разбит бульвар (сейчас здесь Александровский сад). Новое грандиозное сооружение имело величественный облик и сохранило его центральное положение в городе: главные магистрали сходятся к нему тремя лучами.

Кораблик на шпиле здания Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга.

Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (1760-1813)

Французский художник и архитектор, работавший в России в стиле классицизма.
В Россию прибыл в 1799 г. по приглашению князя А. М. Голицына.
В 1801-1805 гг. по желанию императора Александра I увеличил и отделал заново Большой театр в Санкт-Петербурге, получив за это титул придворного архитектора.
Тома де Томон увеличил объём здания, пристроил со стороны главного фасада 8-колонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.
Большой Каменный театр стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

Большой театр. Фото 1886 г.
В 1805 г. Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове и создал новый. По его проекту построено величественное здание Биржи, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.

Здание Биржи
Другие работы Тома де Томона: ансамбль стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами; проект мавзолея Павлу I в Павловске; старый Одесский оперный театр; военный госпиталь в Одессе; Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы; фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село и др.

Монумент славы в Полтаве

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (1769-1848)

А. Варнек. Портрет В.П. Стасова
Русский архитектор. Из семьи небогатых дворян. Работал в Экспедиции архитектурных дел. Академик Петербургской академии художеств. Важнейшие его постройки – Спасо-Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Спасо-Преображенский собор построен в 1829 г. в стиле ампир на месте более раннего храма.
Площадь собора составляет 1180 м². Фасады оформлены 12-метровыми четырёхколонными портиками ионического ордера.

Спасо-Преображенский собор

Завершает здание мощный световой барабан с куполом, по углам – четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Капитель одной из колонн
Стены собора декорированы лепными панно с воинскими атрибутами, т.к. во время царствования императора Павла I полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

Троице-Измайловский собор в Петербурге был построен в 1828-1835 гг. в стиле ампир. Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня. В 1754 г. на этом месте был заложен новый деревянный 5-главый храм. После наводнения 1824 г. архитектору В.П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.
Высота собора составляет 80 м. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены 6-колонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков – бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С.И. Гальберга.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора – художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834)

Неизвестный художник. Портрет О. Бове

Российский архитектор, прославившийся реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Работал преимущественно в стиле классицизма.
Родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 г. для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения у Ф. Кампорези.

Большой театр. Рисунок XIX в.
Под руководством Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построены Манеж, Театральная площадь с Большим (Петровским) театром (в 1821-1824 гг. проект был переработан А. А. Михайловым). Бове также построил Градскую больницу за Калужской заставой, Триумфальные ворота.
Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен на Театральной площади в центре Москвы.

Театральная площадь
В марте 1853 г. театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Был восстановлен по проекту А. Кавоса.

Большой театр. Современный вид

Доме́нико Жиля́рди (1785-1845)

М. Быковский. Портрет Д. Жилярди
Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Университет на Моховой, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки. Работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля.

Здание Опекунского совета. Стиль ампир
8-колонный портик увенчан фризом работы скульптора И. П. Витали и треугольным фронтоном. Колоннада поднята на высокий подиум с основанием, прорезанным входными арками. Ко входу ведёт широкая лестница. Здание завершено куполом на массивном барабане с полукруглыми окнами. Назначение Опекунского совета – попечение о незаконнорождённых детях и сиротах.
В 1847 г. по проекту М. Д. Быковского здание было перестроено, центральная часть его оставлена без изменений, как и интерьеры центральных залов.
Уса́дьба Кузьми́нки – бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов.

Конный двор зимой
В середине XIX в. в состав архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кузьминки входило большое количество жилых и подсобных строений, в том числе господский дом, египетский павильон (кухня), пристань и «перевозной» плотик, галерея за прудом, оранжерея, конный двор с музыкальным павильоном, кузница, баня, Влахернский храм, ризница, хозяйственные флигели, флигель священнослужителей, больница для крестьян и др.

Храм Влахернской Божьей Матери

Начало XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентация на античное искусство.

Истинный талант Тома де Томона смог раскрыться в полную силу только в России.

Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813гг.) - французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Точное место и время рождения Жана Франсуа Тома де Томона не известны. Предполагают, что он родился в 1759 году в Нанси или в 1760 году в Берне. Архитектурное образование им было получено во Франции, в Парижской Академии архитектуры. Как лучший ученик, Тома де Томон был отправлен для продолжения обучения в Италию, где посетил Неаполь, Флоренцию, Венецию и Рим. После возвращения в Париж архитектора приняли на службу к брату Людовика XVI графу де Артуа.

После Французской революции Тома де Томону пришлось покинуть родину. Некоторое время он работал в Польше и Австрии. В 1797 году он принял приглашение князя А. М. Голицына приехать в Россию. Первое время Тома де Томон работал в имении князя, позже направился в Санкт-Петербург.

В первую очередь Тома де Томон принял участие в конкурсе на проект нового Казанского собора. В конкурсе победил А. Н. Воронихин, но само участие позволило французскому зодчему приобрести необходимый опыт и знакомства. В 1800 году Совет Академии художеств присвоил Тома де Томону звание академика. Во многом этому способствовала и большая популярность в Санкт-Петербурге рисунков и гравюр архитектора. Тома де Томон создал пять альбомов, которые были им назованы «Воспоминание Италии».

Первым реализованным проектом Тома де Томона в Санкт-Петербурге стало здание Большого театра (1802 г.). Александр I остался доволен работой француза и назначил его придворным архитектором. В этом качестве он занимался переделкой интерьеров в Зимнем дворце, строительством летней императорской резиденции на Каменном острове. В это же время Тома де Томон спроектировал здания театра и военного госпиталя в Одессе.



В 1807-1809 годах по заказу императрицы Марии Фёдоровны Тома де Томон создал в Павловске памятник-мавзолей в память Павла I. По его же проекту перестраивался дом графини Лаваль на Английской набережной. Некоторое время зодчий преподавал в Академии художеств.

Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова. Здесь по проекту Тома де Томона были построены здание Биржи, Ростральные колонны, обустроена гранитная парадная пристань.

Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи. В 1813 году архитектор упал с лесов, обследуя здание Большого театра. Оправиться от полученных травм он не смог, скончался 4 сентября 1813 года.

Тома де Томона похоронили на Смоленском кладбище. В 1940 году его прах был перенесён в некрополь Александро-Невской лавры.

Разновидностью этого стиля явился ампир, которому присущи - народная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Санкт-Петербурга А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом.

Захаров Андреян Дмитриевич (1761–1811гг.), вел икий русский архитектор принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры.

Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма. А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 года на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 года, через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 года удостаивается большой серебряной медали за архитектурную композицию, представляющую дом принцев. Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 года, Захарову А.Д. была задана программа - разработать проект факсала (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров А.Д. получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств. А.Д.Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену. C 1787 году он преподает в Академии художеств. К 1792 году относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 года, ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д.Захаров был назначен архитектором всех академических строений. В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

6 июня 1805 года А.Д. Захаров получил должность Главных Адмиралтейств архитектора. На этой должности в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Он много работает. Работа в Адмиралтействе принесла А.Д. Захарову немало волнений и неприятностей, поскольку архитектору приходилось спорить с чиновничьим аппаратом, который мешал ему во всём. Однако А.Д. Захарову удалось воплотить в жизнь проект перестройка здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году, это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

23 мая 1806 года проект перестройки Адмиралтейства, разработанный А.Д. Захаровым, был утверждён и начато строительство. Архитектор оставил без изменения идею ПетраI – форму Адмиралтейства в виде буквы «П».

А.Д. Захаров придаёт Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Сильной стороной оформления здания является скульптура. Декоративные рельефы дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами. Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм. В период работы над Адмиралтейством, А.Д. Захаров выполнял также другие работы, в число которых входил проект застройки Провиантского острова. В (1806-1808 гг.) А.Д.Захаров создал проект застройки Провиантского острова. В (1806 -1809гг.) архитектор создал проект ансамбля Галерного порта. Кроме того, А.Д.Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта. В (1806 – 1817гг.) архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта - Андреевским собором (не сохранился). Кроме того, А.Д.Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России, носившие подчёркнуто монументальный характер. А.Д.Захаров разработал около 1805 году проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в (1830 - 1835 гг.) под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

А.Д. Захаров был высокообразованным архитектором. В нём сочетались замечательный проектировщик и блестящий график, опытный конструктор и строитель. Семейная жизнь у АД. Захарова не сложилась, он был одиноким холостым человеком. По одной из версий, жизнь талантливого зодчего трагически оборвалась 8 сентября (27 августа) 1811 года в его собственной квартире, находящейся в здании Академии художеств, по другим источникам это случилось на улице.

Захарова Андреяна Дмитриевича похоронили на Смоленском кладбище. В 1940 году прах зодчего был перезахоронен на Лазаревском кладбище рядом с известными архитекторами Воронихиным, Старовым, Росси, Кваренги.

На Невском проспекте по проекту архитектора А.Н. Воронихина построен Казанский собор (1801-1811гг) - огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Казанский собор в Санкт-Петербурге является провославным кафедральным храмом, который расположен в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и на канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. Храмовым именем называются: остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова, а также улица, которая отходит от храма. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

Воронихин, Андрей Никифорович (1759 -1814гг.) русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Андрей Воронихин родился в селе Новое Усолье (ныне Пермский край) в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова (бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств). Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил А.Н. Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями А.Н.Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года А.Н. Воронихин работал в Петербурге. В 1785 году А.Н. Воронихин был отпущен на волю, а с 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793г., Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797г., Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х годов преподавал в Академии художеств. К ранним зодческим работам А.Н.Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793г.). Пышные барочные формы, предложенные БартоломеоФранческоРастрелли, А.Н. Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796гг.), а также дома в усадьбе Городня (1798г.). В 1797 году Совет Академии присудил А.Н.Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Черной речке в Петербурге. Звание архитектора А.Н.Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств. Главным творением А.Н.Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Святой Анны второй степени и пенсией. В числе других работ А.Н.Воронихина необходимо отметить дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. ВоронихинАндрей Никифорович скончался 21 февраля (5 марта) 1814 г. в Петербурге.

В этот период по проекту К.И. Росси было построено здание Главного штаба и министерств в 1819-1829 годах. В западном корпусе располагался Генеральный штаб, а восточное крыло здания занимали Министерства иностранных дел и финансов. Триумфальная арка высотой 28 метров и шириной 17 метров, состоит из двух частей, одна из которых оформляет вид здания с Дворцовой площади, а другая завершает Большую Морскую улицу. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Скульптура, венчающая арку, выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Она олицетворяет собой величие России после победоносной Отечественной войны 1812 года и представляет собой фигуру Славы в колеснице Победы, запряженной шестеркой коней, крайних из которых придерживают воины. Здание Главного штаба и министерств является одним из самых грандиозных сооружений в Европе, его длина составляет около 580-и метров. К.И. Росси также создал здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (Русского музея) на площади Искусств.

Росси Карл Иванович (1775 – 1849гг.) архитектор , родился 18 декабря в Венеции. Карл Иванович Росси - сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной танцовщицы екатерининских времен Гертруды Росси. Мать его была замужем за балетмейстером петербургского театра Лепиком. Всё детство и юность Росси К.И. жил у архитектора Винченцо Бренны, где получил воспитание и обучался архитекторскому ремеслу.

В 1796 году К.И. Росси был зачислен «помощником архитектуры» Винченцо Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета его величества. В эти годы он, молодой архитектор работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора. Именно в эти годы сложились его разнообразные архитектурные дарования. У Винченцо Бренны юный К.И. Росси воспринял мастерство декоратора, у Кваренги - искусство композиции, у Камерона - изящество прорисовки архитектурных деталей, у Баженова - широкий градостроительный подход.В 1802 году молодой император Александр I благосклонно принял начинающего зодчего с его альбомом проектных замыслов и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Винченцо Бренной.В Италии К.И. Росси обучался во Флорентийской академии и, возвратившись в Россию в 1806 году, получил звание архитектора. В 1808 году К.И. Росси был назначен в Кремлевскую экспедицию. Руководитель экспедиции П. Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы.Весной 1808 году в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту К.И. Росси деревянный театр, о котором современники говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 году, а его проекты или хотя бы какие-то изображения не сохранились.В 1809 году К.И. Росси приступил к реконструкции дворца в Твери, построенного М.Ф. Казаковым еще в 60-х годах XVIII века. Затем К.И. Росси преобразовал весь центр Твери, сформировав по существу генеральный план города. Для застройки города Твери и его пригородов архитектор разработал серию проектов зданий различного назначения. Строил К.И. Росси и в Торжке, и других старых русских городах.В 1814 году К.И. Росси вернулся в Петербург. За успехи в Твери его награждают орденом Владимира IV степени и чином коллежского советника. Вернувшись в 1814 году в Петербург уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще.Какое-то время он работал архитектором на Императорском стекольном заводе, одновременно возвращался к работам в Павловском парке. Над павильонами, элементами благоустройства замечательного паркового ансамбля он работал долгие годы. Работал и тогда, когда уже руководил созданием крупнейших градостроительных комплексов в Петербурге. Широко известны удивительно тонкие по прорисовке мостики и павильоны парка, выполненные по проектам Росси. Среди них памятник Марии Федоровне, чугунный мост, ферма, чугунные ворота, библиотека дворца и др.Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца, с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга. Градостроительный дебют Росси в Петербурге был великолепен. Но главное еще было впереди.К концу второго десятилетия XIX века должна была завершиться реконструкция Адмиралтейства, где великий зодчий А.Д. Захаров, перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. Смысл работ над ансамблем центральных площадей для К.И. Росси свелся к задаче поднять окружающую застройку до художественного уровня архитектурных произведений А.Д.Захарова. По планировке и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. Зимний дворец после последней перестройки Ф.Б.Растрелли стал соразмерным реке, протяженность здания 250 метров. В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, тогда и было решено реконструировать весь ансамбль.Работоспособность К.И.Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и комплекс Михайловского дворца с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для К.И. Росси и это не было пределом его возможностей.Обогащенный опытом реконструкции Твери и Аничковой усадьбы, К.И. Росси создает уникальный дворцово-парковый ансамбль на живописном Елагином острове. Он заново планирует всю усадьбу, проектирует реконструкцию дворца, строит оранжереи, конюшенный, кухонный корпуса, павильоны и различные парковые сооружения. Поскольку ансамбль возводится по заказу двора как загородная увеселительная резиденция, создается специальная комиссия во главе с К. И. Росси. Работы ведутся в 1818-1824 годах, привлекаются известные мастера монументально-декоративного и прикладного искусства, многие из которых ранее работали с зодчим еще в Твери, Павловске, Аничковом дворце. Именно здесь окончательно формируется творческий коллектив архитекторов, художников, строителей, с которым Росси постоянно сотрудничал.Нужно отметить, что интерес Росси к интерьерам - это отличительная его черта. Параллельно с градостроительными работами, строительством дворцово-парковых ансамблей К.И. Росси продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. От работ архитектора в Зимнем дворце, после пожара 1837 года, к сожалению, сохранилось немного. Но есть один интерьер, о котором нельзя не вспомнить. Это Военная галерея 1812 года, ставшая еще одним вдохновенным памятником героям Отечественной войны. В 1827 году инженерному департаменту поручается перестройка здания Сената. Главный архитектор департамента А. Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл К.И. Росси.Зодчий, получив конкретную задачу на проектирование Сената, создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода.Еще занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, К.И. Росси приступил к проектированию ансамбля, точнее, системы ансамблей. В 1816 году он составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района.

Параллельно с Росси заказ на перепланировку площади получает и Антон Антонович Модюи, но он не справляется с задачей, и в дальнейшем работу продолжает и завершает К.И. Росси со своим коллективом. По его проекту Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.

Великий зодчий К.И. Росси создал красоту и неповторимость центра Петербурга. Сооружая Главный штаб, архитектор блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы. При возведении Михайловского дворца создал ансамбль площади и новых улиц. Проектируя театральный комплекс, К.И. Росси достиг высочайшего результата, создав художественно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц. Этот его последний ансамбль как бы завершил формирование грандиозной архитектурно-пространственной системы ансамблей центра Петербурга.

На протяжении своего творческого пути К.И. Росси приходилось преодорлевать препятствия и трудности, создаваемые императорским двором. Такое отношение усилилось при правлении Николая I. Конфликт с чиновниками разрастался, а зодчему не давали новых работ. Это было молчаливое отстранение от любимой работы. В зените своей славы, полный творческих идей, К.И. Росси был вынужден уйти в отставку якобы из-за болезни. 25 октября 1832 года отставка была принята. Затем на семью архитектора обрушивается горе. В 1842 году умирает его старший сын (тоже архитектор), окончивший архитектурный факультет с отличием. В 1846 году умирает жена зодчего. Назначенной пенсии архитектору едва хватает на жизнь.

Великий зодчий Карл Иванович Росси умер 6 апреля 1849 года в полном забвении. Он был похоронен на Волковском кладбище. Позже его прах был перенесён в некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге, где захоронены А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров и другие архитекторы.

Сорок лет (1818-1858 гг.) в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А.А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А.А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Дворцовой площади - памятник Александру 1 и героям войны 1812 года

Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура.

Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм, часто именуемый русским ампиром. Прогрессивные идеи проявились здесь в мощных образах ряда грандиозных сооружений, равных которым в эту пору уже не создавал ни один другой народ в Европе.

Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва.

Идеалом становится античность. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый.

Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.

Крупнейший архитектор этого времени АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН . Воронихин – архитектор классицизма – много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями как в больших сооружениях, так и в малых. Главное детище Воронихина – Казанский собор (1,2). В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову (3) и М.Б. Барклаю-де-Толли (4).

Еще более строгий, антикизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (теперь Горный институт) (5), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве. Столь же суров образ украшающей его скульптуры, прекрасно сочетающейся с гладью боковых стен и дорическими колоннами.

Горный кадетский корпус как бы открывал вид на Васильевский остров с моря. С другой стороны острова, на его стрелке (место, где Нева разделяется на Большую и Малую), ТОМА ДЕ ТОМОН (швейцарец по происхождению) в эти годы возводит ансамбль Фондовой Биржи (6-8). Биржа имеет вид греческого храма – периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный характер. Ростральные колонны (9,10) - 32 м, воздвигнуты симметрично по сторонам здания Биржи. Первоначально служили маякам. На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр (11-13) - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Представляют собой полые, с внутренней винтовой лестницей, сооружения из кирпича, облицованные камнем. На верхней площадке - чаши факелов (в 1957 к ним подведен газ, факелы зажигаются в праздничные дни). У подножия ростральных колонн 4 скульптуры. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга (14) и Днепр (15) у северной Ростральной колонны, Волхов (16) и Нева (17) у южной. Скульптуры вырублены из пудостского камня.

Исакиевский собор (18,19), одно из самых величественных сооружений Петербурга, построен в середине 19 века по проекту ОГЮСТА ДЕ МОНФЕРРАНА . Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

Вершиной в развитии русского классицизма явилось творчество АНДРЕЯНА ЗАХАРОВА , который обессмертил свое имя величественным зданием Адмиралтейства (20) на берегу Невы. Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемов, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренних флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем – это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний – ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и пр. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем (21), которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. В поразительном единстве с архитектурой находится декоративная пластика здания, имеющая и архитектоническое, и смысловое значение: Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы. Вся система скульптурного убранства была разработана самим Захаровым и блестяще воплощена лучшими скульпторами начала века. Здесь нужно обратить внимание на важную роль скульптуры, начиная с нимф, поддерживающих Земную сферу (22). Скульптуры образно раскрывают широкий идейный замысел комплекса - утверждение России как мощной морской державы, а также широту культурного кругозора русской нации. Адмиралтейство является главным градостроительным ядром города, определяющим его общую архитектурную тональность и порождающим богатые исторические ассоциации.

Одним из замечательных представителей русского классицизма был петербургский зодчий ДЖ. КВАРЕНГИ , приехавший в Россию из Италии молодым. К крупным постройкам его относятся здания Эрмитажного театра (1783-1787) и Смольного института (1805-1809) в Петербурге и Гостиного двора в Москве (23) . В здании Смольного института (24) с его торжественной архитектурой фасада, как известно, размещался штаб Октябрьской революции.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ , автор здания Главного штаба (25-27), Александрийского театра (28) и многих других сооружений. Александровская колонна (Александрийский столп) (29,30) создана Оггюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг. Монферран в Александрийской колонне показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Для гранитного монолита - основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём. На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом (31) , выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста.

Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями». Дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (теперь Русский музей) (32, 33), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками. К. Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все: от чугунной решетки с излюбленной им военной атрибутикой в убранстве ворот - до планировки парка, от решения градостроительной задачи - до прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях.

Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода (34,35) на знаменитой Сенатской площади. Хотя оно по-прежнему поражает дерзостным размахом творческой мысли архитектора, соединившего триумфальной аркой два здания, разделенных Галерной улицей, нельзя не отметить появление новых черт, характерных для позднего творчества зодчего и последнего периода ампира в целом: некоторой дробности архитектурных форм, перегруженности скульптурными элементами, жесткости, холодности и помпезности.

«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ – строил ли он казармы: Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге (36 ), перестраивал ли Императорские конюшни (37) («Конюшенное ведомство» на набережной Мойки у Конюшенной площади), возводил ли полковые соборы: собор Измайловского полка (38 ) или триумфальные арки: Нарвские (39,40) и Московские ворота (41) в Петербурге. Везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть: его соборы, их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества. Если Стасов прибегает к декору, то это чаще всего тяжелые орнаментальные фризы (декоративная композицияв виде горизонтальнойполосыили ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную частьархитектурного сооружения).

Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси и Стасов – петербургские зодчие. В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.

О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев и другие возвели выдающиеся сооружения, значительно изменившие былой облик Москвы.

Роль ОСИПА БОВЕ в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой РоссивСанкт-Петербурге. Творил преимущественно в стилеклассицизма. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротивКремля(не сохранились), проведена реконструкцииКрасной площади, снесены земляные укрепления вокругКремляи засыпанров, разбитКремлёвский (Александровский) сад, построенМанеж, созданаТеатральная площадьсБольшим (Петровским) театром (42), возведена Триумфальная арка (43) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположена наплощади Победы(Кутузовский проспект) в районеПоклонной горы.

Почти всегда вместе плодотворно работали Доменико (Дементий Иванович) Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев . Много и удачно Жилярди и Григорьев работали над жилыми домами - Дом Луниных в Москве , архитектор Д.И. Жилярди (44), Дом Н.И. Нарышкиной (45) - архитектор А.Г. Григорьев.

В 1837 году,Николай Iзадумал соорудить новый великолепный дворец вМосковском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на архитектораКОНСТАНТИНА ТОНА , который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек. Большой Кремлевский дворец (46,47) образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский (50), Владимирский (51), Александровский (49), Андреевский (48) и Екатерининский (52), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденциейПрезидента Российской Федерации.

В первой половине XIX века продолжал успешно творить ряд скульпторов старшего поколения, среди которых ведущую роль играл И. МАРТОС , создатель памятника Минину и Пожарскому (53) на Красной площади. В 1804–1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъема и отразили настроения этих лет. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины Мартос воплотил в образах простых и ясных, в лаконичной художественной форме. Рука Минина простерта к Кремлю – величайшей народной святыне. Его одежда – русская рубаха, а не античная тога. На князе Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Памятник раскрывается по-разному с разных точек обзора: если смотреть справа, то представляется, что, опираясь на щит, Пожарский встает навстречу Минину; с фронтальной позиции, от Кремля, кажется, что Минин убедил Пожарского принять на себя высокую миссию защиты Отечества, и князь уже берется за меч. Меч становится связующим звеном всей композиции.

Следующее поколение скульпторов представлено именами Степана Степановича Пименова и Василия Ивановича Демут-Малиновского . Они, как никто другой в XIX столетии, достигли в своих работах органического синтеза скульптуры с архитектурой. Скульптурные группы из пудостского камня для воронихинского Горного института: Демут-Малиновский – «Похищение Прозерпины Плутоном» (54) , Пименов – «Битва Геракла с Антеем» (55). Колесница Славы для Дворцовой Триумфальной арки (56) и колеснице Аполлона для Александрийского театра (57).

Интересно творчество скульптора И.П. ВИТАЛИ , исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве; бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели поэта; колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора (58) – возможно, лучшие и наиболее выразительные элементы из всего скульптурного оформления этого гигантского архитектурного сооружения.

Скульптором, который в годы упадка монументальных форм сумел добиться значительных успехов и в этой области, так же, как и в «малых формах», был Петр КАРЛОВИЧ КЛОДТ , автор «Укротителей коней» для Аничкова моста (59), И.А. Крылову в Летнем саду (60, 61), памятника Николаю I на Исаакиевской площади (62). Клодт, делает лошадей лучше, чем жеребец, - такой сомнительный комплимент отвесил известному скульптору Николай I. Дело было на открытии скульптурного ансамбля "Укрощение коня" на Аничковом мосту. Не ведал, наверное, император, что осторожнее следует ему обращаться с гордым французом. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным... Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел "медного", ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог. Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Характерными признаками архитектуры русского классицизма служат следующие: вдумчивый выбор мест для размещения ведущих гражданских зданий в узловых пунктах планировки и застройки городов; внимательный учет и развитие градостроительных замыслов предшественников, ансамблевый подход к застройке; художественная связь форм новых зданий с окружающей архитектурой и пейзажем, подчинение рядовой застройки ведущим зданиям, строгая градостроительная дисциплина; живописность объемных решений, раскрытие зданий к природному окружению; мастерское использование для отделки интерьеров недорогого искусственного мрамора, тонкое сочетание белого и охристого цветов для покраски стен и элементов фасадов и введение элементов народного зодчества.

Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный городов.

Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир - последний этап развития классицизма, а также Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм - это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.

Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.

Санкт-Петербург:

  • Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
  • здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад - это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр - это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.

Ампир - следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах :

  • Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина - это символ Невского проспекта, а Горный институт - вершина развития этого направления.
  • К. Росси - один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем - хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, - все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
  • Великое детище Монферрана - Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.

Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:

  • Храм Христа Спасителя, Большой и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
  • Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.

Таким образом, архитектура 19 века в России - это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих мы не можем представить себе нашу страну.

Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя


В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.


В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.


Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы , библиотеки, театры.


Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).


Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города , является центром архитектурной композиции Петербурга.


ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).


МОНФЕРРАН Август Августович (1786-1858) - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

Тон Константин Андреевич – (1794-1881), русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре. В 1838-1849 под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге - ныне Московский, 1844-51).

Карл Иванович Росси – (1775-1849) русский архитектор. Внёс новый вклад в историю русского классицизма. Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и др.

В Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа, где в 1852 открылся первый национальный художественный музей (архитектор Л. Фон-Кленце).


Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.


Спасибо за внимание!



Рассказать друзьям