Пиросмани художник подробная биография. Миллион алых роз, или кем была женщина, из-за которой разорился художник нико пиросмани

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его жизни доподлинно известно мало. И факты, представленные в этом материале, собраны по крупицам.

Факт 1. Нико Пиросмани - сирота из грузинской глубинки

Николай Пиросманашвили родился в кафетинской деревне Мирзаани, в Тифлисской губернии, которая на тот момент принадлежала Российской империи. Годом его рождения считают 1862-й. Семья Пиросманашвили была крестьянской и бедной. Когда Нико, самому младшему ребёнку, было шесть лет, умер его кормилец-отец, а вскоре - мать и старший брат. Нико сызмальства работал в семье работодателей покойного отца. С ними же мальчик переехал в Тифлис в 1870-м году, где научился читать по-грузински и по-русски, несколько месяцев обучался ремеслу в типографии. Также учился живописи у странствующих художников, вместе с ними рисовал вывески для лавок и духанов. Но формального образования Пиросмани так и не получил.

Факт 2. Нико Пиросмани - неудачливый коммерсант

После неудачного опыта работы тормозным кондуктором на железной дороге Нико Пиросмани вместе с товарищем Димитрой Алугишвили начали собственное дело: открыли молочную лавку. Пиросмани сам рисовал для неё вывески, расписывал стены. Но коммерческая жилка у художника так и не проявилась. Да и окружающие считали его странным, безответственным и «не от мира сего». В 1900-м году Пиросмани решил зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил и делал с удовольствием - живописью.

Факт 3. Сегодня Нико Пиросмани назвали бы графическим дизайнером

Главным источником заработка Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Этот вид декоративного искусства был чрезвычайно популярен в то время в Тифлисе. Художник создавал насыщенные, привлекательные, аппетитные и порой причудливые натюрморты и сложные композиции для магазинов, духанов, пивных и закусочных. Надписи на вывесках делал по-грузински и по-русски. В последнем случае - часто с ошибками.

Факт 4. Нико Пиросмани писал на клеёнке

Краски для вывесок и декоративных панно Пиросмани готовил самостоятельно, так как покупать готовые было невиданной роскошью. Холстов или других специальных материалов также было не сыскать. Поэтому художник использовал то, что было всегда под рукой - клеёнки со столов заведений, для которых он работал. Большая часть этих клеёнок были чёрными, что служило глубоким фоном для его самобытных работ, а также самостоятельным цветом, который затруднялись разгадать и определить даже профессиональные художники. «Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», - рассказывал писатель Константин Паустовский.

Нико Пиросмани. "Продавец дров"

Факт 5. У животных на картинах Нико Пиросмани - одно лицо

Анималистические сюжеты - одни из любимых для Пиросмани, наряду с изображением крестьян. Что характерно для многих художников-примитивистов, животные на картинах Пиросмани мало похожи на свои прототипы их реального мира. Зато у них совершенно одинаковый взгляд - грустный и уже ничего не ждущий. Взгляд самого художника.

Нико Пиросмани. "Чёрный лев"

Нико Пиросмани. "Жираф"

Факт 6. Нико Пиросмани, возможно, актрису любил - ту, что любила цветы

Существует версия, что Нико Пиросмани был безответно влюблён в актрису-француженку Маргариту ле Севр и потратил все свои скудные сбережения, дабы усыпать мостовую перед её домом цветами. Эта полулегенда-полубыль вдохновила Андрея Вознесенского и Раймонда Паулса на написание популярной песни «Миллион алых роз».

Нико Пиросмани. "Актриса Маргарита"

Факт 7. Сухой закон отобрал у Нико Пиросмани хлеб

В середине 1914-го года, с началом Первой мировой войны в Российской империи был введён сухой закон, большинство заведений общественного питания в Тифлисе закрылись. Нико Пиросмани потерял большую часть клиентов и, соответственно, заработка.

Факт 8. Нико Пиросмани пировал лишь на картинах и умер в бездомной нищете

На картинах Пиросмани часто видим сцены, где грузинские мужчины беззаботно пируют, где вино льётся рекой, а столы ломятся от закусок. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко. В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. В очередной раз, несколько дней к ряду, в беспамятстве коченея в подвале на Молоканской улице, организм художника не выдержал голода и лишений. Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Ему было 56 лет. Похоронен был в общей могиле для бедняков.

Нико Пиросмани. "Праздник"

Факт 9. Настоящий успех к Нику Пиросмани пришёл посмертно

Художника Пиросмани поддерживало Общество грузинских художников, а также футуристы, выставлявшие его работы на своих коллективных выставках и готовивишие о нём искусствоведческие материалы. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели. Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. Из картин, сделанных на деревянных досках, владельцы в трудные времена делали стенки для печей. Познакомиться с уникальным наследием Нико Пиросмани можно в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственном музее искусства народов Востока и Третьяковской галерее в Москве, а также в доме-музее художника в деревне Мирзаани. Кроме того, репродукциями картин Пиросмани можно полюбоваться в большинстве кафе и ресторанов грузинской национальной кухни.

Нико Пиросмани. "Крестьянка с детьми, идущая за водой"

Нико Пиросмани. "Натюрморт"

Нико Пиросмани. "Красавица"

Кутеж во время сбора винограда, 1906
5 мая 1918 года, 95 лет назад, в одной из больниц для бедняков в Тбилиси умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днем раньше его соседи, осознав, что Нико не появляется на людях вот уже неделю, собрались вместе и выставили дверь в каморке, где он обитал. 56-летний «маляр», как называли его друзья, лежал в глубоком голодном обмороке. У него не было уж сил и глаза открыть…

Актриса Маргарита, 1909

Прислонившись к дверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту.

Это был бродячий художник Нико Пиросманишвили. Он любил Маргариту. Она была для него единственным человеком на свете. Каждая пядь земли, куда не ступала нога Маргариты, казалась ему остатком пустыни. Но там, где сохранялся ее след, была благословенная земля. Каждая крупинка песка на ней грела, как крошечный алмаз.

Так, очевидно, спели бы о чувствах Пиросмани иранские поэты средней руки. Но все равно они были бы правы, несмотря на цветистую речь. Тот день, когда Нико не слышал ее голоса, был для него самым глухим днем на земле.

Чрезмерная любовь вызывает желания, недоступные трезвому человеку. Кому из людей в их будничном состоянии может прийти в голову дикая мысль поцеловать человеческий голос, или осторожно погладить по голове поющую иволгу, или, наконец, похохотать вместе с воробьями, когда они поднимают вокруг вас неистовый гам, пыль и базар?

У Пиросмани появлялось иногда удивительное желание осторожно дотронуться до дрожащего горла Маргариты, когда она пела, желание одним только дыханием прикоснуться к этому таинственному голосу, к этой теплой струе воздуха, что издает такой великолепнейший взволнованный звон.

Люди говорят, что слишком большая любовь покоряет человека.

Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это.

Нико Пиросмани. Автопортрет, 1900

Откуда появился Пиросмани, никто толком не знал. Потом, после смерти Пиросмани, Кирилл Зданевич собрал по обрывкам и крохам его биографию, и хотя и неполно, но восстановил его жизнь. Пиросмани родился в 1862 году в кахетинском селении Мирзаки в семье бедного крестьянина. Еще мальчишкой родители отдали его слугой в грузинскую состоятельную семью в Тифлис.


Колесница рядом с закусочной

Пиросмани работал слугой до двадцати лет. Потом он поступил кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Тогда впервые он начал рисовать. Первой его работой был портрет начальника станции и его жены. Очевидно, это был очень ядовитый и карикатурный портрет, потому что начальник станции, увидев портрет, тотчас выгнал Пиросмани со службы.


Бездетный миллионер и бедная с детьми

Что было делать? Пиросмани не мог заниматься тем, чем занималось в то время большинство бедняков в Тифлисе,- ничтожными темными делами, удачным и неудачным обманом. Для этого он был слишком чистосердечен и горд. Он не был бездельником и тифлисским кинто — полунищим, веселым и наглым. Он не умел, как кинто, делать деньги "из воздуха", из анекдота, из неприличной шутки, из "ишачьего крика".


Богатый купец

Одно время Пиросмани торговал молоком на задворках майдана и кое-как перебивался на свой нищенский доход. Но и это занятие претило ему. Он любил живопись, только живопись, и, прежде всего, разрисовал всю свою лавку, как пышный цветок. Первые свои картины он раздаривал и бывал счастлив, когда их охотно брали.


Большой кувшин вина в лесу

Иногда он спускал свои картины, или, как их называли на майдане, "картинки", перепродавцам всяких мало кому нужных вещей. Такие вещи, как говорится, были "на любителя" и назывались загадочным иностранным еловом "брик-а-бра". По мнению перепродавцов, это было очень красивое и заманчивое слово, тем более что оно было не понятно ни самим перепродавцам, ни Пиросмани, ни покупателям. Но ставка на это слово не удалась. Покупатели сильно удивлялись, даже пугались и картин не брали. Перепродавцы же платили Пиросмани за его картины гроши.


Кутеж Гвимрадзе

И Пиросмани голодал. Иногда он присаживался у стены какого-нибудь дома или у ствола старого, как мир, пыльного дерева и сидел тихо, пока у него не переставала кружиться голова.Пришлось вернуться на родину, в деревню, где на Пиросмани неизбежно должна была обрушиться вся тяжесть бытовых и семейных традиций. Свой дом в деревне Пиросмани тоже расписал сверху донизу, к великому восхищению сородичей и соседей.


Кутеж пяти князей, 1906

Потом Пиросмани устроил в этом доме пир. После этого он написал четыре картины, изображающие этот деревенский праздник. Пир был удивителен тем, что вопреки большинству пиров на нем не было богачей. Гости стояли, сидели и лежали, высоко подняв рога с вином. Эта живописная и нарядная толчея была написана Пиросмани очень смело.


Лев и солнце

Наконец, Пиросмани придумал удачный, как ему казалось, выход. Он вернулся в Тифлис и начал писать яркие вывески для духанов за несколько обедов с вином и несколько ужинов. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Но на материалы денег никогда не хватало. Духанщики охотно снимали старые жестяные вывески и предлагали писать на них, предварительно замазав почерневшую раскраску.


Лекарь на осле

Но Пиросмани не соглашался на это. Жестяные вывески ржавели. А Пиросмани знал, что какой бы он ни был неученый художник, или, как говорят русские, самоучка, но по силе и чистоте красок и рисунка он мог бы, пожалуй, потягаться с некоторыми большими художниками (он видел хорошие репродукции их картин). Может быть, даже с самим Делакруа,-об атом французе ему много рассказывал один гимназист, тоже мечтавший стать художником.Материала не было, и Пиросмани начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика. Клеенки были черные и белые. Пиросмани писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.


Молотьба хлеба в деревне

Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.Я навсегда запомнил его клеенку "Князь", где бледный старик в черной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого черного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.


Муша с бурдюком. Муша с бочкой. 1911-1912

За такие портреты, как этот, Пиросмани в лучшие свои времена получал двадцать-тридцать рублей.Посетителям нравились вывески Пиросмани — прозрачный виноград, тыквы, оранжевая хурма, кудрявые мандариновые сады и богатые натюрморты из разных травок, баклажанов, шашлыков, сыра и жареной рыбы "локо". Но бесконечно писать эти натюрморты для вывесок Пиросмани не мог.


Ортачальская красавица, 1905

Чрезмерность, как всегда, вызывала скуку. Тогда Пиросмани начал писать на вывесках многолюдные пирушки на траве, на узких крестьянских скатертях. На вывесках появились люди, пейзаж и животные, главным образом многотерпеливые ишаки.


Охотник, 1907

Иногда Пиросмани сообща с хозяином придумывал для духана название. Чем замысловатее было название, тем больше оно нравилось. Пиросмани, усмехаясь, писал: "Шашлыки по-электрически" или "Одному не надо пить". Особенно любили такие броские названия в грузинской провинции, где-нибудь в Озургетах, Ахалкалахах или Сагареджо….


Белая свинья с поросятами

Большей частью на картинах Пиросмани были люди, но особое место занимали на них и разные звери: львы, газели, буйволы, жирафы, верблюды и безответные друзья художника — ишаки.


Сбор винограда

Искусство всегда берет человека за сердце и чуть сжимает его. И человек никогда не забудет этого явного прикосновения прекрасного. Человек не забудет того состояния душевной полноты и крылатости, которое иногда дает ему одна — только одна! — строчка великолепных стихов или картина, пережившая несколько столетий для того, чтобы донести до нас свою красоту.


Семейная компания, 1907

Если бы я не знал Пиросмани, я бы видел Кавказ недопроявленным, как слабый снимок, без красок и теней, без деталей и контуров и без синеющей мглы его полувосточных и полуевропейских пространств. Пиросмани наполнил для меня Кавказ соком плодов и резкостью сухих красок. Он приобщил меня к этой стране, где одновременно с радостью ощущашь легкую и непонятную грусть. Так блестят весельем и сдержанной грустью глаза грузинских красавиц. Они обычно быстро и легко исчезают в толпе, эти красавицы, хотя к ним обращена нежная просьба поэта: Оглянись на меня, генацвале! Генацвале, оглянись на меня!


Семья оленей, 1917

Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам, такие же свирепого вида черноусые люди проходили по улицам с большими бидонами и неохотно покрикивали: "Нафт! Нафт!", предлагая хозяйкам керосин.


Татарин - погонщик верблюдов

Все было, как всегда: Кура шумела у мельниц около Ишачьего моста и жидко позванивали полупустые трамваи.Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах.


Фруктовая лавка

В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами.Как в жидком стекле, виднелись над Сололаками гора Давида, фуникулер и могила Грибоедова. Она заросла плющом. Я часто ходил на гору Давида, на священную Мтацминду и видел там могилы великих грузинских поэтов — Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели. Их лиризм и одновременная склонность к сарказму придали особую глубину грузинской литературе и окружили ее резким и тонким воздухом классической ясности.

Да, но я отвлекся…


Шота Руставели и царица Тамара, 1914-1915

В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Груз этот был, очевидно, настолько легок, что арбы даже не скрипели под ним, а только чуть слышно погромыхивали, подскакивая на крупных камнях мостовой


Ягненок и парящие ангелы

Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога.


Батумский порт

Когда первые арбы отъехали и вся мостовая была ужо усыпана цветами, на смену первым арбам появились вторые. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии.Запах цветов заполнил сололакскую улицу. В окнах появились первые хозяйки. Они торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище: аробщики, самые обыкновенные аробщики, а но легендарные погонщики из "Тысячи и одной ночи" загружали цветами всю улицу, как будто хотели засыпать ими дома до второго этажа.


Арсенальская гора ночью, 1908

Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов — освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных — наполнили воздух. Это был, возможно, запах небесных пространств, оставшийся после медленного прохождения ночной звездной сферы над нашей землей, или запах зародыша, замкнутого в течение долгого времени под оболочкой обыкновенного цветочного семени, а теперь освобожденного водой, теплом и крепкими солями земли.


Брат и сестра. Сцена из пьесы В.Гуния

С обеих сторон при входе в переулок уже собрались и шумели толпы. Люди глазели на непонятное зрелище.Непонятность того, что произошло, смущала людей, и потому никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен. Что же касается маленьких детей, то они могли даже заблудиться в этих цветочных грудах. Поэтомуженщины, полные восхищения и гордости от сознания тайны, приблизившейся вплотную к их стертым, знакомым до последней трещины порогам (а они знали все трещины потому, что им приходилось часто мыть эти пороги), крепко держали за руки детей и не отпускали их от себя.


Девочка с шариком

Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги,пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.


Женщина с детьми, идущие за водой

Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему, Потом она засмеялась, потом слезы появились у нее на глазах, но она не вытирала их, а только стряхивала быстрым движением головы. Слезинки разлетались от этого в разные стороны и долго еще горели на ее платье. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю? И тут она вспомнила, что сегодня, кажется, день рождения Пиросмани. Может быть, все эти горы цветов он прислал ей в память этого полузабытого дня.


Женщина с кружкой пива, 1905

Но почему прислал в день не ее, а своего рождения? В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег!


Жираф, 1905

Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю.


Крестьянка с сыном

— Почему, — спросила Маргарита, задыхаясь, — почему ты подарил мне эти горы цветов в день своего рождения? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита всем существом, всеми нервами, всей кровью, бившейся в ее теле, поняла и без его ответа силу его любви и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей — жителей тифлисского квартала Сололаки.


Мальчик на осле

Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь.


Медведь в лунном свете, 1914

Историю любви Пиросмани рассказывают по-разному. Я повторил один из этих рассказов. Я коротко записал его, не придавая чрезмерного значения его сугубой подлинности. Пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди. Но об одном я не могу умолчать, потому что это, пожалуй, одна из самых горьких правд на земле, — вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.


Отец и сын

Каждому свое…

Рыбак среди скал, 1906

Святой Георгий Анахорет

Шота Руставели, 1913

Дама с цветком и зонтиком, 1905

Ортачальская красавица с веером

Грузинский художник Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Непростая жизнь художника, повлиявшая на формирование стилистики картин

Николай Пиросманашвили

Николай Асланович Пиросманашвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь Пиросманашвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого художника.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.


Пейзаж

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.



Баран (Пиросмани)


Кому-то может показаться странным, что художник писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется тем, что клеенка была в любом, даже самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра . К сожалению, и смерть настигла творца в бедности: умер он голодным и больным в 1918 году в подвале, пробыв там три дня в тяжелом состоянии.

Сегодня имя Нико Пиросмани – это олицетворение национального грузинского современного искусства живописи. Его чтят и помнят.

Нико Пиросманашвили (Пиросмани) - грузинский художник-примитивист, чье творчество продолжает вызывать горячие споры. Художник - самоучка прожил трагическую жизнь, умер голодной смертью, а признание получил лишь в последние годы. О нём известно немного: точно не установлена дата его рождения, сохранилось лишь три его фотографии, не более трёхсот работ из более чем двух тысяч, не уцелела ни одна настенная живопись. Зато более века по всей стране и за ее пределами рассказывается история о его трагической любви, о поступке, который оказал огромное влияние на всю его и без того непростую судьбу.

Песня «Миллион алых роз» - практически реальная история из жизни художника, легенда, которая вдохновила А. Вознесенского на написание всем известных строк. Как же было на самом деле?

Жизнь до…

Родившись в бедной семье в небольшой маленькой кахетинской деревне Мирзаани, еще ребёнком был отдан в услужение в богатую тифлисскую семью, после была работа на железной дороге и торговля в молочной лавке. На протяжении всего этого времени Нико много рисовал, расписывал вывески для духанов, а картины дарил своим покупателям и друзьям.

Денег на холсты не было, поэтому в ход шло всё, что было под рукой: трактирные клеенки со столов, жестяные листы и доски. Странный выбор материалов во многом определил стиль его живописи, например, знаменитая картина "Черный Лев" была написана на чёрной клеенке.

Его работы - это природа, животные, весёлые застолья, повседневная жизнь Грузии и её жителей, как она представлялась простому торговцу из народа.

Нико и Маргарита

Маргариту де Севр - французскую актрису и певицу, которая приехала с гастролями в Тифлис в начале ХХ века, Пиросмани впервые увидел на афише и по легенде уже тогда влюбился в нее. Её расположения добивались самые богатые и влиятельные люди, но даже для них она оставалась недоступной, что уж говорить про нищего художника. Нико часто подстерегал ее у гостиницы, всячески искал с ней встреч, но его любовь была в тягость для актрисы.

История про невероятный поступок Пиросмани обросла легендами и догадками, мы расскажем самую распространённую версию событий.

Утром в день рождения писателя к дому, где жила актриса, стали съезжаться погонщики с арбами, груженными всевозможными цветами. Аробщики сваливали охапки цветов прямо на мостовую и тротуар перед домом актрисы, казалось, что в то утро на этой улочке были все цветы не только из Тифлиса, но и из всей Грузии. По легенде всевозможными цветами была усыпана вся улица перед окнами Маргариты, кстати, роз там почти не было!
Маргарита выбежала из дома навстречу бедному Пиросмани, обняла его больные плечи и в первый и последний раз крепко поцеловала в губы. Как ни печально, но такой жест не покорил красавицу, по слухам, она сбежала из Тифлиса с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.

В память о девушке художник написал ее портрет. «Актриса Маргарита» - девушка с белым лицом, в белом платье с букетом белых цветов …

«Белым я прощаю», - говорил Пиросмани

Ходит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщина…та самая Маргарита де Севр.

Жизнь после Маргариты

Чтобы покорить сердце любимой, Нико пришлось продать свою лавку и всё, что он имел. Пиросмани становится бродячим художником, работающим за еду и кров. Художник уже был достаточно популярным в городе, ему предлагали официальную работу и жилье, но он постоянно отказывался, продолжая расписывать стены и рисовать картины для духанов, принимая в качестве вознаграждения обеды и ужины, небольшие деньги для оплаты ночлега и покупок красок.

«Мне говорят - нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую»

Признание

Славу о художнике за пределами города и страны разнесли братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Неудивительно, что народное творчество художника было замечено ими в одном из городских трактиров. Именно они впервые заговорили о художнике, после чего к нему пришло признание, но, к сожалению посмертно. Его работы выставлены в музеях, в честь него названо вино и улицы в разных городах, а его прекрасный поступок для любимой стал легендой, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и простых людей по всему миру.

В современной Грузии любят и помнят Пиросмани: репродукциями его картин украшают стены в заведениях, его имя используют знаменитые бренды и производители, а история его любви - красивая легенда для туристов, которую так любят рассказывать местные жители.

(1862-1918) грузинский художник

Творчество талантливого грузинского живописца Нико Пиросмани стало известно широкой публике незадолго до его смерти. Однако и после этого для всех старых и новых поклонников искусства Пиросмани сам художник оставался загадочной личностью, жизнь которого не поддавалась никаким привычным объяснениям, как и его удивительное искусство. Он писал по-детски наивные и трогательные картины, которые в то же время обладали очень глубоким смыслом.

Нико Пиросмани никогда не учился живописи, он писал свои картины так, как умел. Но когда их увидели специалисты, они признали картины гениальными. Так же интуитивно Пиросмани выбрал и свой стиль, который шел от традиций национальной самобытной культуры его родины. В европейском искусстве этот стиль получил название примитивизм.

Пиросмани в основном писал то, что видел собственными глазами, но изображенный на его картинах реальный мир кажется загадочным и поэтичным. В нем есть что-то от древней магии, полной таинственной глубины и недосказанности.

Нико Пиросмани родился в кахетинском селе Мирзаани в семье бедного крестьянина Аслана Пиросманишвили, который трудился от зари до зари и никак не мог выбраться из нужды.

Надо сказать, что еще при жизни художника вокруг его имени было много легенд, которые умножились после его странной смерти. Все бумаги и записи художника пропали, да, впрочем, сам о себе он никогда и не писал. Поэтому все сведения о нем записаны со слов людей, когда-то его знавших, но они страдают неточностью, так как каждый опрошенный имел о художнике свое представление, но мало что знал о его настоящей жизни. Все, что теперь известно о Пиросмани, собрано буквально по крупицам, так же, как и его картины, которые теперь можно увидеть на самых престижных выставках.

Маленький Нико помогал семье как мог, в основном пас овец на зеленых лугах и склонах окружавших село Гамборских гор. В раннем детстве ему пришлось пережить большое несчастье. Один за другим умерли отец, мать, брат и старшая сестра, и мальчик остался один. Каким-то образом он попал в Тбилиси в дом дворян Калантаровых, где гкил на правах дальнего родственника и рос вместе с дворянскими детьми. Хотя на самом деле никаким родственником дворянам мальчик не приходился. Сохранились сведения о том, что его отец когда-то смотрел за их виноградниками, и Калантаровы не оставили мальчика, когда тот оказался сиротой.

В их доме Нико научился грузинской и русской грамоте, любил читать и рисовать. Однако чем взрослее он становился, тем больше ощущал свое зависимое положение. Очевидно, поэтому он часто уединялся, впадал в задумчивость, и знавшие его люди отмечали, что он казался им не от мира сего.

Нико пытался устроиться на работу и нанялся учеником в типографию, но через год ушел оттуда. Ему хотелось учиться рисованию, однако на это не было денег, а скоро Пиросмани и вовсе оказался на улице без гроша в кармане. Он начал рисовать вывески и, скопив немного денег, открыл мастерскую, надеясь заработать средства на учебу. Но зака-зов было так мало, что мастерскую пришлось закрыть.

Последующие четыре года Пиросмани работал тормозным кондуктором на железной дороге, но вконец подорвал здоровье, и в 1894 году ему пришлось оставить и эту работу. Он пытался заняться и торговлей, открыв на собранные друзьями деньги и на пособие от железной дороги молочную лавку. Однако Вскоре охладел к этому делу и все время проводил в тифлисских духанах, чем вызвал недовольство своего компаньона.

Разорившись окончательно, Пиросмани теперь уже пол-ностью посвятил себя живописи. У художника не было постоянного места жительства, и он в основном жил в духанах, расплачиваясь за ночлег и еду своими картинами, которые рисовал по заказам посетителей. Одно время Пиросмани приютил духанщик Бего Яксиев, который называл его своим «придворным живописцем». Он потом рассказывал, что Пиросмани с большим воодушевлением встретил известие о революции 1905 года, ходил на митинги и радовался как ребенок. Однако причина такой революционной активности художника объяснялась просто. Тот же Бего вспоминал, как Пиросмани говорил: «С этим покончено, теперь не будут дознаваться, кто я, почему здесь!»

Художник мечтал обрести полную свободу и жить так, как ему нравилось. Он отказывался от любых предложений как-то устроить свою жизнь, наняться на работу и повторял: «Кандалов надеть на себя не могу».

В те времена в Тифлисе было очень много разных увеселительных заведений. Там обычно Пиросмани и обитал. Присутствующие радостно приветствовали его появление в духанах, наперебой приглашали за свои столы, предлагали выпить вина. Художник обычно вежливо отказывался от угощения и садился в уголке за отдельный стол. Однако его и здесь не оставляли в покое. Хозяин просил Пиросмани нарисовать кого-нибудь из гостей, тогда художник открывал свой чемоданчик, вытаскивал оттуда кисти и тюбики, вешал на стене кусок черной клеенки и принимался за работу.

Пиросмани выполнил на клеенке многие свои работы, открыв для себя ее большие возможности как материала для живописи. Он также писал на жести, картоне, холсте и линолеуме, но из всех материалов предпочитал клеенку. Пиросмани заметил, что на клеенке цвета получаются гораздо чище и насыщеннее, а красочный слой прочнее. Выполненные на клеенке картины хорошо сохранились и до наших дней.

Художник работал быстро, без всяких эскизов и предварительных зарисовок. Часто его еще подгонял какой-нибудь нетерпеливый клиент. Но Пиросмани не терпел, когда ему мешали рисовать, диктуя свои условия. Тогда он бросал работу и убегал.

Кроме картин, художник рисовал и фрески, но они до наших дней не сохранились. Зато картины Пиросмани висели во многих тифлисских духанах и в бедных домах. Художник рисовал портреты посетителей духанов, часто они просили прийти к ним домой и нарисовать их домочадцев. Много рисовал он и животных в подарок детям. Пиросмани редко продавал свои картины, чаще дарил их или просил сущую мелочь на краски и материал, хотя его картины уже тогда стоили немалых денег.

Такая неустроенная жизнь, какую вел художник, конечно, отражалась на его физическом здоровье и на психике.

Но как бы то ни было, в начале XX века художник уже пользовался огромной популярностью в Тифлисе. В 1912 году

его картины увидели специалисты и были просто ошеломлены его талантом. Это случилось, когда в Гифлис из Петербурга приехали на каникулы студенты братья Илья и Кирилл Зданевичи и молодой талшггливый художник Мишель Лё-Дантю.

Молодые люди узнали, что заинтересовавшие их картины написал Нико Пиросмани, которого они вскоре нашли на Молоканской улице (теперь она носит имя Пиросмани). Художник кистью выводил надпись «Молочная». Он был в рваном черном пиджаке и мягкой фетровой шляпе, высокого роста, спокойный и независимый, но, как им показалось, с некоторой затаенной горечью в общении.

С этого времени имя Нико Пиросмани стало знаменитым. Молодые ценители искусства составили список картин художника и приобрели некоторые из них. В том же году появилась статья И. Зданевича о гениальном художнике-самоучке. Мишель Лё-Дантю сделал доклад о творчестве Пиросмани и показал две его картины. Они произвели среди московских любителей искусства настоящую сенсацию. Статья Лё-Дантю о Пиросмани была также напечатана в одной из парижских газет. Его картины были показаны на выставке в Москве, позже братья Зданевичи устроили его персональную выставку и в Тифлисе, а сам Пиросмани стал членом Общества грузинских художников. В 1916 году его пригласили на заседание Общества, в газете напечатали фотопортрет художника и репродукцию одной из его картин.

Казалось бы, признание и шумная слава должны были изменить жизнь Пиросмани. Но этого не произошло: он продолжал жить как жил раньше, находя приют в духанах или в домах своих клиентов. Иногда молодые художники передавали ему деньги, чтобы хоть как-то помочь.

Последним видел Пиросмани молодой художник Ладо Гудиашвили, который нашел его в темном чулане, под лестницей, изнуренного и неузнаваемого. Однако он все еще продолжал работать. Тогда Пиросмани и сказал ему: «В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше досталось горьких».

Скоро Пиросмани не стало. Его сосед, бедный сапожник, случайно заглянул к художнику и нашел его лежащим на полу в сыром подвале. Оказалось, что он пролежал так три дня. Сосед отправил Пиросмани в больницу, где тот вскоре и умер. Однако до сих пор неизвестна точная дата смерти Нико Пиросмани и никто не знает, где находится его могила.

Уже после смерти художника слава о нем распространилась по всему миру. Началось серьезное изучение творческого наследия Пиросмани, а его картины экспонируются на выставках рядом с произведениями других знаменитых художников. Выставки картин Пиросмани неоднократно проходили и в Москве, и многие люди с изумлением открывали для себя его удивительное искусство.



Рассказать друзьям