План конспект николай михайлович карамзин. Ранняя литературная деятельность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Н. М. КАРАМЗИН – писатель, историк публицист и общественный деятель

Цели:

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина;

Работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. З атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура П росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

Политик

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник

Формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель

С горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Общественный деятель

Карамзин побывал в Г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

Сентиментализм

Вторая половина 18 в.(от франц.sentiment – «чувство»)

задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления

Черты сентиментализма

1.В центре внимания – мир чувств героя.

2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать.

3.Интерес и идеализация жизни простых людей.

4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя).

5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий.

6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме).

8.Появляются эпистолярные жанры.

Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он «первый на Руси начал писать повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта» (В.Г. Белинский). В «Бедной Лизе» (1792) - классическом образце «чувствительной повести» - Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека. Знаменитая фраза - «И крестьянки любить умеют» - определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке», простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению противопоставлялось благородство и богатство чувств. Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблазненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красота и легкость языка. После этого Карамзин уезжает из России в заграничное путешествие, формально покинув Масонскую ложу (вероятно, по просьбе Новикова). Единственным свидетельством об этой поездке остались Письма русского путешественника - записки Карамзина. Если судить по ним, то эта поездка сформировала политические взгляды Карамзина: он крайне негативно отнесся к Французской революции, пришел к выводу, что так поступать нельзя. Поэтому в Россию он вернулся ярым монархистом и государственником, считавшим, что России необходимо культурно сближаться с Европой. Эти убеждения были опубликованны на страницах Московского журнала, который принес Карамзину известность (в 1792 году там же опубликовали Бедную Лизу ).

Однако после ареста Новикова в 1794 году Карамзин начал всерьез опасаться собственного ареста, поэтому закрыл журнал, а потом уехал в деревню Знаменское, которая принадлежала его другу А. Плещееву. Он исчезает из литературы и из журналистики. А в 1795 году Плещеев разорился, и тогда Карамзин продал собственное имение, чтобы выплатить долги друга. Вынужденный отныне зарабатывать лишь литературной деятельностью, Карамзин становится первым в России профессиональным литератором.

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства Р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Чем мне дороги литературные страницы XVIII века».


Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча

Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

Глоссарий:

  • план бедная лиза
  • бедная лиза план
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею...
  2. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М....
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно...

На этом уроке вы познакомитесь с биографией Николая Михайловича Карамзина, рассмотрите его жизненный и творческий путь, узнаете, какое место Карамзин занимает в русской культуре.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году, его отец происходил из потомков князей Кара-мурзы (татарского князя, который ещё в XV веке пришёл в Россию). Впоследствии потомки его стали костромскими и нижегородскими помещиками, а Николай Карамзин родился уже в Симбирской губернии (рис. 2) в то время, когда отец его был в отставке в чине ротмистра.

Рис. 2. Сквер у памятника Карамзину. Большая Саратовская улица в Симбирске (фото 1866 г.) ()

Детские годы Карамзин провёл в имении своего отца. Там же он получил первоначальное образование и воспитание. В наследство от рано умершей матери ему осталась богатая библиотека, наполненная в основном переводными романами. А кроме того, один из соседей подарил подростку «Древнюю историю» Роллена в 10 томах, переведённую на русский язык Василием Кирилловичем Тредиаковским (одним из первых русских учёных-филологов) (рис. 3).

Рис. 3. В.К. Тредиаковский ()

Когда Карамзин достиг одиннадцати лет, возможности домашнего воспитания и образования, тем более в провинции, оказались исчерпанными. И отец счёл за благо отвезти сына в Москву и отдать его в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где Карамзин обучался, а также получил возможность слушать лекции в Московском университете (рис. 4).

Рис. 4. Императорский Московский университет в XVIII веке ()

После окончания пансиона Шадена Карамзин едет в Петербург и поступает на службу в гвардейский преображенский полк. Это была практика того времени, когда молодые дворяне были записаны в гвардейские полки ещё до рождения. Можно вспомнить аналогичную историю, описанную Пушкиным в «Капитанской дочке», когда Петруша Гринёв был записан ещё до своего рождения в гвардейский полк (рис. 5).

Рис. 5. Афиша одноимённого фильма по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ()

Это давало возможность дворянским детям, минуя обязательную солдатскую службу, которая была установлена ещё указом Петра, сразу получать офицерский чин. Однако Карамзина служба (тем более военная) не привлекала. И буквально сразу он берёт годичный отпуск, а потом, воспользовавшись ранней скоропостижной смертью отца, и вовсе уходит в отставку и уезжает в родной Симбирск.

Такая позиция Карамзина вообще необычна. Друг и соратник Карамзина, знаменитый поэт Иван Иванович Дмитриев (рис. 6), был министром, а кабинет-секретарём Екатерины был Гаврила Романович Державин.

Рис. 6. Иван Иванович Дмитриев ()

И Александр I, и Николай I будут предлагать Карамзину высокие государственные посты, но Карамзин будет последовательно от этого уклоняться. Это, безусловно, требует своего объяснения. Карамзин сам объяснил подобное своё поведение в одном из писем буквально за несколько месяцев до смерти. Он писал:

«Приближаясь к концу своей деятельности, я благодаря Бога за свою судьбу.

Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя спокойна. Любезное Отечество ни в чём не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией.

Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит, так было угодно Небесам». И без смешной гордости своим ремеслом писателя я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров».

Пафос этих слов Карамзина в том, что он доказывает, что писательство, литература, занятие историей - это высокое общественной служение. А унижая свою личность, своё человеческое достоинство, человек совершает нравственное преступление перед своей Родиной. Можно смело утверждать, что главным творением Карамзина в истории русской культуры была личность самого Карамзина. Он всю жизнь строил ее как независимую и свободную.

В 1784 году Карамзин приезжает из Симбирска в Москву и благодаря протекции Ивана Петровича Тургенева входит в круг московских масонов, во главе которых стоял Николай Иванович Новиков (рис. 7), который был крупнейшим книгоиздателем и издателем журналов.

Рис. 7. Н.И. Новиков ()

Новиков привлекает Карамзина к участию в первом в России журнале для детей, для которого Карамзин переводит Юлия Цезаря и Шекспира, сочиняет стихи и выполняет массу другой работы.

Общение с Новиковым оставило огромный след в душе Карамзина, но само масонство и масонские идеи не привлекали его (рис. 8).

Рис. 8. Знак ордена масонов ()

Карамзин очень быстро разочаровывается в масонстве. Намечается внутренний разрыв, конфликтная ситуация. Чтобы избежать этого конфликта, Карамзин принимает решение уехать за границу, в путешествие по Европе, которое впоследствии даст ему материал для его знаменитых «Писем русского путешественника».

В 1789 году Карамзин уезжает за границу. Но это не просто увеселительная прогулка. Карамзин посещает виднейших мыслителей, учёных, писателей. Он встречается с Кантом (рис. 9), беседует с Виландом, он намерен был встретиться с Гёте, но какие-то обстоятельства помещали этому.

Рис. 9. Иммануил Кант ()

Он в национальном собрании в Париже слушает речь мало кому тогда ещё известного депутата национального собрания Максимилиана Робеспьера (рис. 10).

Рис. 10. Максимилиан Робеспьер ()

Карамзин оказывается во Франции в разгар величайших политических и исторических событий - в начале Великой французской революции. Все эти впечатления впоследствии будут изложены Карамзиным в его книге «Письма русского путешественника», которая станет одной из важнейших книг русской литературы XVIII века (рис. 11).

Рис. 11. «Письма русского путешественника». Титульный лист издания 1797 года ()

Вернувшись из-за границы, Карамзин начинает публиковать свои «Письма русского путешественника» в специально созданном им самим для этого московском журнале. Публикация книги становится замечательным событием. У книги масса восторженных поклонников и масса недоброжелателей. Всё это происходит потому, что в книге создаётся совершенно необычный образ путешественника. На первый взгляд, это юный, легкомысленный молодой человек, который бесцельно ездит по Европе, посещает европейских знаменитостей. Но внимательный читатель может заметить, что с такими людьми, как Кант или знаменитый писатель Виланд, этот юный русский дворянин беседует на равных. Он говорит с ними о вопросах, важнейших для европейской культуры, он обнаруживает необыкновенную начитанность, оказывается, он знаком с их главными трудами и, действительно, беседует с ними на равных. Эта книга соединяет в себе черты художественные и публицистические. Но главным её открытием, конечно, становится образ путешественника.

Ещё большим событием становится выход в свет в следующем (1792) году повести «Бедная Лиза» (рис. 12). Пожалуй, ни одной русской книге до этого не был суждён такой беспримерный успех, такая беспримерная популярность.

Рис. 12. «Бедная Лиза». Гравюра Н. Соколова (1796) ()

В это время в России складывается довольно тревожная политическая обстановка в связи с революционными событиями во Франции. Правительство во всём стремится видеть влияние французских идей. Арестован за «Книгу путешествий из Петербурга в Москву» Радищев (рис. 13), и Карамзин, который был хорошо знаком с Радищевым, счёл за благо в это время отойти от активной общественной деятельности и целиком сосредоточиться на художественно-литературном творчестве.

Рис. 13. А.Н. Радищев ()

В 1794 году выходит в свет самая скандальная, вызвавшая самые противоречивые толки, самая загадочная повесть Карамзина «Остров Борнгольм» (рис. 14). В ней описывается, как во время своего путешествия по Англии некий человек встречает юношу, живущего там в изгнании. Этот юноша необыкновенно грустен, он поёт песню, в которой есть такие слова:

«Законы осуждают предмет моей любви».

Рис. 14. Остров Борнгольм (Дания) ()

Впоследствии, посетив остров Борнгольм, путешественник не столько понимает, сколько догадывается, в чём причина несчастья бедного юноши-изгнанника. Он знакомится там со старцем, который посещает в темнице томящуюся там девушку. Возникает намёк на то, что эта узница - сестра несчастного изгнанника. Естественно, что их любовь является преступной. Однозначного ответа на этот вопрос нет, путешественник скорее догадывается о том, что это так. Но юноша считает, что он не виноват перед природой. Однако рассказчик, за которым стоит сам Карамзин, считает, что это не освобождает его от ответственности перед людьми. Возникает сложная нравственная ситуация, которую Карамзин раскрывает, избегая морализирования. Он не делает никаких однозначных выводов, он не выносит сурового приговора, но он побуждает читателя самому дать нравственную оценку происходящему в повести.

В 1801 году, после убийства Павла I, на российский престол восходит Александр Павлович I (рис. 15). В стране в корне меняется общественно-политическая ситуация. Пушкин писал о времени «дней Александровых» как о «прекрасном начале». Общество желало скорых и неизбежных, необходимых перемен.

Рис. 15. Александр Павлович I Романов ()

Александр I предлагает Карамзину различные государственные посты. Карамзин отказывается, но вновь активно включается в общественно-политическую деятельность. Карамзин создаёт первый в России общественно-политический журнал «Вестник Европы», а сам становится практически первым в России политическим обозревателем.

С 1803 года (последние 23 года своей жизни) Карамзин проводит фактически очень уединённо, в кругу семьи, обложившись летописями и другими историческими источниками, и до конца жизни он работает над «Историей Государства Российского» (рис. 16).

Рис. 16. «История Государства Российского». Издание второе (1818 год) ()

Это был почти монашеский подвиг. Не случайно Пушкин назовёт этот труд Карамзина подвигом честного человека, а создателя «Истории Государства Российского» - последним русским летописцем. И до сих пор «История Государства Российского» не утратила ни своей научной, ни художественной ценности.

Считается, что косвенной причиной смерти Карамзина послужили события 14 декабря 1825 года (восстание декабристов) (рис. 17).

В этот день Карамзин приехал в Зимний Дворец для того, чтобы присягнуть новому императору. Вдруг снаружи начали раздаваться крики и стрельба. Но Карамзину всё нужно видеть своими глазами, видеть так, как это было в 1790 году в Париже, как это было в 1812 году в горящей Москве. И Карамзин выходит на площадь. Люди вспоминали, что видели человека с развевающимися седыми волосами без шляпы, в парадном мундире, в орденах, который уговаривал собравшихся разойтись. Декабрьский мороз сделал своё дело. Карамзин простудился и заболел воспалением лёгких. Декабристского мятежа, бунта Карамзин, принципиальный противник насилия как достижения каких-либо благих целей, не принял. Он писал:

«Заблуждение и преступление этих молодых людей - суть заблуждение и преступление нашего века».

Рис. 18. Николай Карамзин ()

Карамзин заболевает и фактически не возвращается уже к активной художнической или научной деятельности. Были планы уехать лечиться за границу (в Италию), но этим планам не суждено было сбыться.

Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков - выдающийся деятель русского Просвещения, журналист, книгоиздатель, автор многочисленных сатирических сочинений, один из создателей русского издательского дела. Достаточно сказать, что почти треть выходивших в России во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XVIII века книг была издана благодаря деятельности Николая Ивановича Новикова.

Познакомившись со страшной, беспросветной жизнью русского крестьянства, Новиков решил, что необходимо изменить существующее положение вещей. Главным пороком русской жизни он считал практически повсеместное отсутствие образованных и добродетельных людей. Он развернул невероятную общественную деятельность. Новиков обладал громадным организаторским талантом, необыкновенной практической хваткой. Благодаря своей издательской деятельности он создал типографическое товарищество. Он зарабатывал огромные деньги, но при этом был бедным человеком, потому что практически все выручку он использовал для того, чтобы в «голодные годы» помогать крестьянским семьям, выплачивать стипендии недостаточным студентам, отправлять за свой счёт за рубеж бедных, но способных русских юношей для обучения в европейских университетах.

Новиков обладал колоссальным даром убеждения. Известна история одного разбогатевшего уральского ямщика Походяшина. Увлечённый идеями Новикова, Походяшин отдал ему для оказания помощи голодающим огромную сумму (миллион рублей). Но когда Новиков был арестован, а все его типографическое оборудование конфисковано, Походяшин оказался нищим, но до конца своих дней он считал, что знакомство с Новиковым - главное счастье его жизни.

О сентиментализме

Сентиментализм - это не просто литературное направление.

Сентиментализм - это особый тип мышления и порождённая им художественная культура, в том числе и литература.

Под словом сентиментальный в XVIII веке понимали вовсе не то, что сейчас понимаем мы. Слово сентиментальный обозначало человека, способного к эмоциональной реакции, состраданию, сочувствию чужим бедам, чужим несчастьям. Развитие этой способности в людях было целью писателей-сентименталистов.

Сентименталисты считали, что, сострадая человеку и помогая ему, можно испытывать самые сильные душевные радости. Желание добра становится не каким-то внешним побуждением, условным нравственным долгом, а внутренней потребностью человека. Это открывало колоссальные возможности и сулило целую этическую революцию.

Такого рода чувствительных, добродетельных людей мы находим в произведениях основоположников сентиментализма - писателя Лоренса Стерна в его романе «Сентиментальное путешествие» (от этого романа данное направление и получило своё название) и великого писателя-сентименталиста, французского философа Жан-Жака Руссо (рис. 19) в его романе «Юлия, или новая Элоиза».

Рис. 19. Жан-Жак Руссо ()

Писатели-сентименталисты считали, что добродетельный, чувствительный человек не может быть безнравственным, порочным, злым. И в этом они видели пути достижения социальной гармонии. А главным средством достижения этой цели служила литература, которая ставила своей целью воспитание в людях чувствительности.

Сегодня в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, на могиле Карамзина лежит мраморная плита. На ней два имени: Николай Михайлович и Екатерина Андреевна Карамзины (рис. 20).

Рис. 20. Могила Н. М. Карамзина и его жены в Александро-Невской Лавре (г. Санкт-Петербург) ()

И есть проникновенные строки, написанные младшим другом, соратником, учеником Карамзина, выдающимся поэтом Василием Андреевичем Жуковским (рис. 21).

Рис. 21. В.А. Жуковский ()

Интересно, что строчки эти он включил в стихотворное послание другу Карамзина - знаменитому поэту Ивану Ивановичу Дмитриеву. В этом стихотворении Жуковский писал:

«Лежит венец на мраморе могилы

Ей молится России верный сын,

И будет в нём для дел прекрасных силы

Святое имя: Карамзин».

Деятельность и творчество Карамзина побудили многих русских учёных к исследованиям. Карамзину и его деятельности посвящены замечательные труды отечественных исследователей, в том числе и выдающегося учёного, академика Виктора Владимировича Виноградова (рис. 22).

Рис. 22. В.В. Виноградов ()

Список литературы

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Биографии писателей» ()
  2. Интернет портал «Библиотека Максима Мошкова» ()
  3. Интернет портал «nsportal.ru» ()

Домашнее задание

  1. Как прошли детские и юношеские годы Карамзина?
  2. При каких обстоятельствах было написано произведение Карамзина «Письма русского путешественника»?
  3. Какую роль сыграла деятельность Николая Михайловича Карамзина для развития русской культуры?
28.03.2013 18688 2202

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Рассказать друзьям