Почему оперные певцы все полные. Почему почти все оперные певцы имеют лишний вес? Почему мы не страдаем от Е

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В енская опера и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц из России, которые стали всемирно известны своим сопрано .

Галина Вишневская

Галина Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом - на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны - и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала» .

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, - Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского , Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова . Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская - нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

Любовь Казарновская

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан от «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы - оперные импресарио. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее - выступления на лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Тоска в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны от участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской всегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном из сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую часть времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания - просветительская деятельность и медиапроекты.

Хабанера из оперы «Кармен» в исполнении Любови Казарновской:

Мария Гулегина

Мария Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и на Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, потому что против меня выступают народные артисты. <...> И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себе и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, пока одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».

Мария Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой - на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

Анна Нетребко

Анна Нетребко. Фотография: classicalmusicnews.ru

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга - и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке - в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого - в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы - к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность» .

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 года певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Она стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она не только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».

Альбина Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Фильм об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

В 2007 году она окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же год стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна».

Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Сразу после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей дебют в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное выступление на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молодой певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Однако Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла участие в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодня эта партия - одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней все мое! Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень важно, если хочешь достучаться до зрителей!» .

Сегодня Альбина Шагимуратова поет преимущественно в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Не забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-то шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, невзирая на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, то все в конце концов получится» .

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

В Севастополе завершился II Международный музыкальный фестиваль «Опера в Херсонесе». Событие объединило более 200 артистов из России и зарубежных стран. Побывать на концертах смогли более 3000 зрителей. Гостями фестиваля также стали Владимир Путин и Валентина Матвиенко. Редакция Marie Claire посетила мероприятие и, воспользовавшись случаем, задала ряд неожиданных вопросов, пожалуй, ярчайшим оперным певцам современности.

Валерия Мела

Правда ли, что все хорошие оперные певцы – полные? Существует ли диета оперного певца?

Валерия Мела: Для красивого глубокого голоса важна внутренняя сила и энергия певца, а не его вес. Конечно, глобально, вокальные связки зависят от общих параметров тела. Но эта связь не имеет ничего общего с количеством жировых отложений. Безусловно, потребление пищи помогает развить силу голоса, но это не должна быть жирная еда: можно сконцентрироваться на здоровом питании.

Оксана Шилова: Я придерживаюсь мнения, что для певца очень важно иметь в рационе белок, потому что для вокалиста важна мышечная масса. Но диета – это очень индивидуально, и каждый певец подбирает ее с учетом особенностей своего организма. Есть такая диета – CHF – она основана на низком потреблении углеводов и высоком потреблении жиров. Я придерживаюсь именно такого питания, и для меня оно уже стало образом жизни. Я ем много овощей, и не могу жить без фруктов, хотя в них очень высокое содержание углеводов. А вот сладкое ем только по праздникам.

Оксана Шилова

Дмитрий Риберо-Феррейра: Самое главное ─ нужно просто быть здоровым человеком. Вести здоровый образ жизни, не слишком сильно опасаться за свое состояние и беречь себя, но при этом бережно относиться к своему организму. Ведь вокальные связки ─ это только маленькая часть всего вокального инструмента, поэтому весь организм должен быть здоровым. Даже небольшая головная боль может сказаться на пении и звучании голоса. Если инструмент музыканта находится в его руках, то инструмент оперного певца ─ внутри него, это он сам, поэтому главное ─ быть здоровым человеком.

Иногда в фильмах персонажи, пытающиеся петь, пьют сырые яйца, чтобы «заработал» голос. Это реально помогает?

Сергей Радченко: Это скорее стереотип из далекого прошлого, но, безусловно, они хорошо смазывают слизистую, смягчают горло, способствуя красивому и мягкому пению.

Правда ли, что оперным певцам нельзя есть семечки? Что на самом деле нельзя есть, чтобы не повредить голосу?

Валерия Мела: Семечки действительно могут быть опасны перед выступлением, также как и все виды орехов и сухофруктов. Дело в том, что эти продукты, а также мята (не все это знают) и перец вызывают повышенную кислотность желудка. Я убеждена, что есть продукты, которых следует избегать перед пением. Как правило, к ним относятся те, что могут спровоцировать воспаление, а также молоко, сыр, алкоголь и в особенности мята.

Оксана Шилова и Валерия Мела

Сергей Радченко: Есть продукты, которые точно не помогают и даже вредят голосу, я стараюсь избегать их в рационе. В основном это такие же продукты, которые не рекомендуются при изжоге: кофе, шоколад, молочные продукты, хлеб, острые и жареные блюда, сильно сладкое или очень кислое. Лучше не есть в день концерта фрукты и цитрусовые.

Сергей Радченко

Едят ли оперные певцы мороженое?

Валерия Мела: Почему бы певцам не есть мороженое? Единственное, не стоит есть его непосредственно перед выступлением: оно может вызвать своего рода анестезирующий эффект на голосовые связки, что плохо скажется на пении.

Сергей Радченко: Лично я люблю мороженое. Вообще употребление мороженого, как и льда и других сильно охлажденных продуктов – вопрос скорее психосоматический. Если ты кушаешь мороженое и наслаждаешься – ничего плохого не случится. И наоборот, если слишком сильно переживаешь, что простынешь, то это может произойти с большой вероятностью. Многие певцы, и я в том числе, пьют воду и колу со льдом. Это охлаждает слизистую, восстанавливает голос, так как холод снимает отечность связок.

Дмитрий Риберо-Феррейра

Дмитрий Риберо-Феррейра: Мороженое, как и в целом молочные продукты, не рекомендуется для оперных певцов, так как содержит лактозу. Но в прохладном виде молоко помогает снять отек от перенапряжения связок, мягко обволакивая горло.

Оксана Шилова: Мороженое, к большому счастью, я просто не люблю. Я пью ледяную воду и люблю холодные напитки, за исключением молока: молочные продукты я не употребляю.

Существует ли какой-то ритуал перед и после выступления?

Валерия Мела: Для певцов нет универсальных норм относительно времени, количестве и способах приема пищи – все очень индивидуально. Например, я предпочитаю совсем не есть перед выступлениями и принимаю только сахар для спортсменов.

Сергей Радченко: У меня их нет. Я просто делаю необходимые перед пением вещи – промываю миндалины, прополаскиваю горло, дышу свежим воздухом.

Самой стало интересно))) Нашла)))

- Вы не едите перед выступлением для того, чтобы во время концерта ничто не мешало обмениваться энергией с залом?

Организм должен быть чистым, чтобы пропускать через себя энергию. А если все забито котлетками, это сразу слышно.

- Иными словами, вы опровергаете мнение, будто оперным исполнителям внушительная масса тела помогает петь?

Дело в том, что они сами придумали для себя отговорку. Физиология процессов в организме такова, что когда человек поет, то теряет много калорий, кроме того, диафрагма, опускаясь, давит на желудок, в результате чего возникает ощущение голода. Вот певцы и едят, толстеют, успокаивая себя и заодно объясняя зрителям, что «поют массой». Поверьте, между весом и вокальными данными нет никакой связи.
Интервью Казарновской

А это о Марии Каллас
Она величественна и огромна, как колосс - ее вес начинает становиться препятствием для сценической карьеры. После того как один из лондонских журналистов убийственно отозвался о ее могучей внешности, Мария села на жестокую диету и похудела чуть ли не втрое.
Отсюда

Диапазон голоса - две с половиной октавы, богато нюансированное звучание и виртуозная колоратурная техника во всех регистрах. Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 г. она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой.
А это отсюда

Диета Демиса Руссоса

Этот греческий певец знаменит на весь мир своим чарующим уникальным голосом. Его певческий талант завоевал сердца миллионов поклонников в нашей стране. Наверняка вы знакомы с его творчеством, а известно ли вам, что имя этого артиста связано еще кое с чем, кроме музыки? Если не знали, то вряд ли догадаетесь – речь идет о ставшей широко известной в свое время знаменитой диете для похудения от Демиса Руссоса.
Немногие люди (а особенно – молодые) знают, что в начале 80-х Демис Руссос весил 150 кг, и в течение года ему удалось сбросить почти 50 кг. Секрет такого успеха артиста заключается в относительно несложной диете, которую он соблюдал неукоснительно, будучи весьма решительно настроен полностью изменить свой образ жизни. Именно по причине потрясающего преобразования облика талантливого и суперпопулярного в те годы певца, диета вмиг завоевала огромную популярность и с самого начала стала называться по имени прославившего себя и в этой области греческого исполнителя.

Что же представляет собой диета Демиса Руссоса?

В ее основе лежит принцип 3-хразового питания и, кроме того, она включает в себя 2-3 перекуса. Последний из основных приемов пищи должен состояться не позднее 8 часов вечера.

Продукты, составляющие рацион диеты.

Завтрак – 1 вареное яйцо и стакан грейпфрутового сока
Перекус – ломтики овощей (сельдерей, морковь, огурцы) или нежирный йогурт

Обед – салат, либо овощи, приготовленные на гриле, либо шпинат, либо стручковая фасоль и др.
Перекус – 1 фрукт

Ужин – рыбы или курятина, приготовленные на гриле, с овощами или салатом. Другой вариант – свежий творог, нежирный йогурт, либо молоко, либо чай.

На протяжении всей диеты строго запрещается
- сахар
- сладкие газированные напитки
- соль
- хлеб

При всем при том, что эту диету не назовешь легкой, она дает реально ощутимые результаты. Как и любую другую, данную диету следует сочетать с физическими упражнениями, при этом нельзя забывать и об обильном питье – 1,5 – 2 литра в день.

Персональная диета (в зависимости от вашего образа жизни)

Если в силу каких-либо обстоятельств вам не удается выполнять все предписания вышеописанной диеты, попытайтесь соблюдать ее основные правила: больше овощей, как минимум один фрукт в день, откажитесь от красного мяса, отдайте предпочтение лишь курятине и рыбе. Исключите сахар и умеренно солите пищу – избыток соли в организме задерживает жидкость, что приводит к парочке лишних килограммов.

Незначительные перемены – значительные результаты

Постарайтесь приспособить данную диету к своим вкусам и привычкам: выбирайте те продукты, что вам по вкусу. Не надо мучить себя голодом, а нужно остановиться на таком варианте, который предполагает здоровое правильное 3-разовое питание. Точно так же важны и перекусы: чем «заморить червячка» пирожком или другим калорийным фаст-фудом, лучше съесть яблоко или погрызть морковку. Пиццу замените кусочком цыпленка с овощами, приготовленными на гриле. Забудьте о сладких газированных напитках, на прогулку берите с собой воду с лимоном, или выпейте чаю в кафе.

Все это – лишь несколько примеров возможных незначительных перемен вашего образа жизни, они достаточно легко осуществимы, но приносят довольно ощутимые результаты. Конечно, первое время будет нелегко… Но верьте в себя, и тогда все у вас получится! Успехов!

Великий итальянский тенор Лучано Паваротти запомнился публике не только своим лучезарным голосом, но и «необъятной» талией. Не уступает ему по этому показателю Монсеррат Кабалье (она изрядно повеселила публику в роли Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, скромно скрывшись за кулисами на время Танца семи покрывал и уступив место худенькой балерине). Отнюдь не «пушинка» Любовь Казарновская, утратила с годами грацию юной Кармен несравненная Ирина Архипова… так почему же лишний вес становится сущим бичом оперных певцов?

В объяснениях недостатка нет. Говорят, что именно жировые отложения вокруг гортани придают голосу красивый тембр – но ведь не бывает так, чтобы на одной части тела они были, а на других – нет. Говорят, что пение – серьезная физическая нагрузка (и это правда), поэтому певцам постоянно хочется кушать. Полноту певцов связывают и с шириной грудной клетки, которая обеспечивает хорошее дыхание изначально или развивается в процессе...

Может, и можно было бы этому всему поверит, но… посмотрим на Анну Нетребко. Эта оперная дива, за право пригласить которую соперничают лучшие театры мира, а билеты на концерты стоимостью в несколько сотен долларов распродаются за считанные часы, хрупкостью фигуры, пожалуй, поспорит с балеринами. Очень стройной была в молодости Ольга Бородина, много лет не меняла размер костюмов Галина Вишневская, не был толстяком Сергей Лемешев, не страдает лишним весом Пласидо Доминго… примеры можно продолжать, но и так уже ясно, что мысль о «естественной» полноте оперных певцов можно отнести к разряду мифов. Но откуда взялся этот стереотип?

Пожалуй, один из его источников – непреходящее желание прикоснуться к тайне гениальности. В попытке разгадать секрет в ход идут любые факты из биографий великих – привычки, причуды, болезни, пороки, любые обстоятельства – только и слышится: Мусоргский алкоголик, ванн Гог психопат, Шопен туберкулезник, Паганини отец в детстве бил… ну, и «Лучано Паваротти толстый» – из той же «оперы».

Разговоры о полноте оперных певцов можно сопоставить с такими же разговорами о полноте священников. В действительности, лишний вес – это проблема современного общества в развитых странах в целом, певцы и священники – не исключение. Полные люди встречаются среди тех и других не чаще и не реже, чем среди прочих людей, но под пиджаком среднестатистического гражданина «животик» не так заметен, как под рясой священника на амвоне – или под обтягивающим костюмом Герцога Мантуанского или кимоно Чио-Чио-сан на сцене оперного театра.

К тому, же артисты всегда на виду: нам в принципе все равно, какая окружность талии у продавщицы в магазине или сколько весит медсестра, которая делает нам уколы – но когда на сцену выходит пышнобедрый пастушок Лель или романтичный юноша Ленский с брюшком и двойным подбородком – это в лучшем случае смешно. Конечно, персонажи в операх бывают разными – старому степенному царю Береднею или пьянице Варлааму, который горя не знает с тех пор, как «утек из монастыря», некоторая полнота, пожалуй, будет даже к лицу – но есть роли в которых она действительно нетерпима (так, немалую роль в провале премьеры «Травиаты» сыграла «могучая» комплекция певицы, исполнявшей роль сгорающей от чахотки Виолетты).

Таким образом, утверждать, что большинство оперных певцов имеет лишний вес, было бы опрометчиво. Люди с лишним весом среди оперных певцов попросту более заметны – и поистине нужно обладать талантом уровня Лучано Паваротти, чтобы публика могла это простить.



Рассказать друзьям