Понятие интеллигент появилось. Кто такой русский интеллигент

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уникальное русское понятие «интеллигенция» - иностранное заимствование, почему-то оно закрепилось в языке и оказалось близко нашей ментальности, став столь важным для нашей культуры. Интеллигенты есть в любой стране, но лишь в России для них не только подобрали отдельное слово (которое, правда, часто путают с родственным «интеллектуал»), но и придали этому понятию особый смысл.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, -и, ж., собир. Люди умственного труда,

обладающие образованием и специальными знаниями

в различных областях науки, техники и культуры;

общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

Толковый словарь русского языка

Интеллигенция - это о чем?

«Великая перемена совершилась в русском обществе — даже физиономии изменились, - и особенно изменились физиономии солдат - представь – человечески интеллигентными сделались», – писал в 1863 году литературный критик В. П. Боткин своему великому современнику И. С. Тургеневу. Примерно в это время слово «интеллигенция» стало приобретать смысл, близкий тому, который используется сейчас.

До 60-х годов XIX века в России «интеллигенция» употреблялось в значении «разумность», «сознание», «деятельность рассудка». То есть фактически речь шла об интеллекте – в сегодняшнем понимании. Именно так это понятие трактуется в большинстве языков по сей день. И не случайно: происходит оно от латинского intellego – «ощущать», «воспринимать», «мыслить».

Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что слово «интеллигенция» было заимствовано из польского языка. На это, в частности, указывал языковед и литературовед В. В. Виноградов: «Слово интеллигенция в собирательном значении “общественный слой образованных людей, людей умственного труда” в польском языке укрепилось раньше, чем в русском... Поэтому есть мнение, что в новом значении это слово попало в русский язык из польского». Впрочем, переосмыслено оно было уже на русской почве.

Появление русской интеллигенции

Общая атмосфера в дворянской среде второй половины XIX века очень живо описана в «Воспоминаниях» Софьи Ковалевской: «От начала 60-х до начала 70-х годов все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера».

Не успело ещё новое слово адаптироваться, как у него начали появляться тихие и открытые ненавистники. В 1890 году филолог, переводчик, педагог, специалист по сравнительно-историческому языкознанию Иван Мокиевич Желтов в заметке «Иноязычие в русском языке» писал: «Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием -ировать, наводнивших нашу повременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное - интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ...Эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо интеллигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были ”люди учёные“, затем ”люди образованные“, наконец, хотя и ”не учёные“ и ”не образованные“, но все-таки ”умные“. Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией».

Дело, конечно, не просто в словах, но в самом явлении. Именно на русской почве происходит придание ему нового смысла.

Хотя ещё во втором издании словаря Даля от 1881 года слово «интеллигент» появляется со следующим комментарием: «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей», в целом это слишком академичное восприятие не прижилось. В России интеллигенция – не просто люди умственного труда, но определённых политических взглядов. « Есть в истории русской интеллигенции основное русло - от Белинского через народников к революционерам наших дней. Думаю, не ошибёмся, если в нём народничеству отведём главное место. Никто, в самом деле, столько не философствовал о призвании интеллигенции, как именно народники», - писал в своём эссе «Трагедия интеллигенции» философ Георгий Федотов.

Типичный интеллигент

Штамп, закрепившийся за многими писателями и мыслителями XIX – начала XX веков – «типичный русский интеллигент». Одним из первых образов в памяти выскакивает, как петрушка из бочонка, благообразное лицо с испанской бородкой в пенсне.

Антон Павлович укоризненно глядит на потомков, которые посмели сделать его символом интеллигентности. На самом деле Чехов, появившийся на свет в 1860 году, начал писать как раз тогда, когда слово «интеллигенция» уже вполне укоренилось. «Человек без селезенки» быстро почувствовал подвох... «Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция… которая непатриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки и посещает пятидесятикопеечный бордель, которая брюзжит и охотно отрицает всё, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д. Вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях…», - это не единственное антиинтеллигентское высказывание писателя. И критиков интеллигенции как явления в России хватало во все эпохи.

Интеллигенция и революция

- Красиво идут!

- Интеллигенция!

(к/ф «Чапаев, 1934 г.)

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий умственной занятости был далеко не на первом плане. Основными признаками российского интеллигента конца XIX века стали не деликатные манеры или занятие умственным трудом, а социальная вовлечённость, «идейность».

«Новые интеллигенты» не жалели сил на отстаивание прав бедных, пропаганду идеи равенства, социальную критику. Интеллигентом мог считаться всякий развитый человек, который критически относился к правительству и текущему политическому строю – именно эта особенность подмечена авторами нашумевшего сборника 1909 года «Вехи». В статье Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» читаем: «Интеллигенцию не интересует вопрос, истинна или ложна, например, теория знания Маха, её интересует лишь то, благоприятна или нет эта теория идее социализма: послужит ли она благу и интересам пролетариата… Интеллигенция готова принять на веру всякую философию под тем условием, чтобы она санкционировала её социальные идеалы, и без критики отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим традиционным настроениям и идеалам».

Октябрьская революция раздробила умы не только физически, но и психологически. Те, кто выжил, вынуждены были подстраиваться под новую действительность, а она перевернулась с ног на голову, и в отношении интеллигенции в особенности.

Хрестоматийный пример – письмо В. И. Ленина к М. Горькому, написанное в 1919 году: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. ”Интеллектуальным силам”, желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат в Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт».

Революция пожирает своих родителей. Понятие «интеллигенция» оттесняется на обочину общественного дискурса, а слово «интеллигент» становится своего рода пренебрежительной кличкой, знаком неблагонадёжности, свидетельством едва ли не моральной ущербности.

Интеллигенция как субкультура

Конец истории? Вовсе нет. Пусть и серьёзно ослабленная социальными потрясениями, интеллигенция никуда не делась. Она стала основной формой бытия русской эмиграции, а вот в «рабоче-крестьянском» государстве сформировалась мощная интеллигентская субкультура, по большей части далёкая от политики. Её знаковыми фигурами стали представители творческой интеллигенции: Ахматова, Булгаков, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Бродский, Шостакович, Хачатурян… Их поклонники ещё в период хрущёвской оттепели создали свой стиль, который касался и манеры поведения, и даже одежды.

Cвитера, джинсы, бороды, песни под гитару в лесу, цитирование всё тех же Пастернака и Ахматовой, жаркие споры о смысле жизни… Кодовым ответом на вопрос: «Что читаешь?» стал ответ: «Журнал "Новый мир"», на вопрос о любимом кино, конечно, следовал ответ: «Феллини, Тарковский, Иоселиани…» и так далее. Представителей интеллигенции, по большому счету, уже не волновала политическая ситуация. Битлы и «Роллинг Соунз», перемежавшиеся с Высоцким и Окуджавой, уход в литературу – всё это было формой социального эскапизма.

Солженицын в статье «Образованщина» в 1974 году написал: «Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управлять её обломками ». Лишь совсем небольшая группа интеллигентов-диссидентов в лице А. Д. Сахарова, Е. Боннер, Л. Бородина и их соратников вели борьбу за новый «символ веры» - права человека.

«Интеллигенция нужна обществу, чтобы не забывало, что с ним было раньше, и понимало, куда идёт. Интеллигенция выполняет функцию болящей совести. За это её и прозвали в советское время «гнилой». Совесть и на самом деле должна болеть. Здоровой совести не бывает», - тонко заметил литературовед Лев Аннинский.

Так кто же такие интеллигенты в современном понимании этого уникального русского слова? Как в случае с другими исключительными словами, например португальским Saudade (которое в грубом переводе означает тоску по утраченной любви), cлово «интеллигент» останется понятно только русским. Тем, кому небезразлично собственное культурное наследие. И кто, в то же время, готов к его переосмыслению.

Возможно, интеллигенты XXI века найдут себе и своим уникальным качествам применение. А может быть, это слово попадёт в «красную книгу» русского языка, и на смену ему появится что-то качественно иное? И тогда кто-то скажет словами Сергея Довлатова: «Я обратился к вам, потому что ценю интеллигентных людей. Я сам интеллигентный человек. Нас мало. Откровенно говоря, нас должно быть ещё меньше».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Производится от латинского глагола intellego :

    1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
    2) познавать, узнавать
    3) мыслить
    4) знать толк, разбираться

    Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий :

    1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
    2) понятие, представление, идея
    3) восприятие, чувственное познание
    4) умение, искусство

    Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

    Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

    «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»

    В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века :

    …часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - "разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским .

    Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)» :

    «Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции».

    Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество , социальная группа, культура .

    В России

    В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства : озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти - понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

    Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе : интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу ; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы. Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода , но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской , академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной , пролетарской , крестьянской и даже люмпен -интеллигенции ). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

    Известные оценки, формулировки и пояснения

    Слово интеллигентский и Ушаков , и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент - не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном - подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев , лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

    Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии:

    Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно . «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. - СПб., 1910.
    • Давыдов Ю. Н. Уточнение понятия «интеллигенция» // Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития . 1: Международный симпозиум 17-19 декабря 1993 г. / Под общ. ред.  Т. И. Заславской , Л. А. Арутюнян . - М.: Интерпракс, 1994. - C. 244-245. -

    О некоторых людях говорят: "Он настоящий интеллигент!". Это значит, что человек воспитанный или умный, морально устойчивый или патриот? Давайте разберемся, когда возникло данное понятие и какой смысл в него вложен.

    Этимология слова

    "Интеллигент" - это слово имеет латинские корни. Дословно переводится как "знающий, понимающий, мыслящий". В обиход в России оно вошло в начале 19 века. В общества изначально было своебразным синонимом слова "дворянство", однако позже приобрело иной смысл.

    В неспокойный период смены эпох на рубеже 19-20 веков передовые и просвещенные умы Российской империи пропагандировали: "...вечно бороться и вечно лишаться", "спокойствие - душевная подлость", "жить честно - значит биться и не бояться ошибаться". Такое мировоззрение обновило понятие интеллигенции. Ее представитель, интеллигент - это смелый, решительный и честный человек, патриот и мужественный борец за права человека. Он умный, справедливый, преданный своему делу. Интеллигент - это не обыватель, но деятельный и полезный член общества, жизнь его не отделима от важного для народа дела. Смысл данного понятия являл некую альтернативу слову "революционер".

    Интерпретация данного слова в 20 веке в России и на Западе

    После Октябрьской революции 1917 года страна лежала в руинах. Для ее возрождения нужны были сильные трудовые руки, поэтому рабочие стали привилегированным классом, а умственные деятели ушли в тень. Более того, слово "интеллигент" стало звучать презрительно. Теперь называя так кого-то, подразумевали, что человек - дармоед, общества, бесполезный для социума лентяй и проходимец.

    В развитых зарубежных странах это слово также приобрело иной смысл, но вектор его обновления был совершенно иным. На Западе "интеллигент" - это синоним слову "интеллектуал". Оно означает людей, занимающихся умственным трудом. Ученые, учителя, врачи, артисты и юристы - интеллигенты вне зависимости от нравственных ценностей, от них не требуется быть носителем идеалов.

    Широкая русская душа

    А какой отзвук в славянской душе это слово находит сегодня? Оно ассоциируется прежде всего с воспитанным и культурным членом общества, справедливым, не пустословом, способным самосовершенствоваться и быть Интеллигент - это деятельный и трудолюбивый человек, он развит духовно и чист сердцем, ему чужды чванство и высокомерие, он ценит культуру и знания.

    Настоящий интеллигент может одинаково успешно заниматься как так и физическим трудом. Важным являются только но не вид деятельности. Сталевар может в душе быть истинным интеллигентом, а артист - обычным хамом.

    Кто такие творческие интеллигенты? Опять же, очевидно – это интеллигенты, занимающиеся творчеством. Творчество – это создание чего-то. Кратко суть акта творения такова: сначала что-то не существует, потом идёт какая-то работа, в результате которой это что-то возникает.

    Творческий интеллигент – тот, кто используя свой интеллект, создаёт что-то новое. Прошу обратить внимание: создаёт, используя именно интеллект.

    То есть строительный рабочий, смешивающий цемент, песок и воду, создаёт жидкий бетон, но в этом акте творения (бетона) он интеллектом практически не пользуется, лишь в малой степени – решает, достаточно ли воды он налил или ещё добавить, хорошо ли он уже размешал или ещё помешать и т.п. Так что творческим интеллигентом он никак не является.

    Люди каких же профессий относятся к интеллигенции? Кто в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в основном использует интеллект?

    Это, безусловно, врачи, учёные, инженеры, педагоги . Список продолжить сможете вы сами. Лишь вникайте в суть профессии, как именно эти люди работают, что непосредственно делают, прямо по этапам – сначала то, потом то, затем это.

    Нетворческая интеллигенция (условно назовём её так) – те, кто используют интеллект, но работают по накатанной схеме. Например, обычный врач – он оценивает симптомы, обдумывает диагноз, потом решает какое лечение назначить. Но симптомы он ищет те, о существовании которых он знает, диагноз ставит из известных ему, лечение назначает то, которому его научили в ВУЗе.

    Другое дело – учёный, занимающийся медициной. Он исследует: человека ли, другие ли организмы, анализирует необычные сочетания симптомов, открывает новые заболевания (к сожалению, они обнаруживаются с печальной регулярностью), придумывает новые способы лечения. Это творческий подход, и потому он творческий интеллигент.

    Но учёных, изобретателей у нас обычно не называют творческой интеллигенцией. А это в корне неверно. А если пользоваться неверной терминологией – верного ответа на свой вопрос никогда не получишь.

    На самом деле именно эти люди (учёные, изобретатели) являются подлинной творческой интеллигенцией . И чтобы понять, как именно настоящая творческая интеллигенция относится к русским и России, достаточно прочитать, что по поводу русских, по поводу нашей страны говорили и писали Ломоносов, Менделеев, Королёв, Курчатов, Вернадский, Павлов, Попов и другие наши великие учёные, конструкторы, мыслители. Конечно, и тут в семье не без урода, я имею в виду Сахарова, но это лишь исключение, подтверждающее правило: подлинная русская творческая интеллигенция состояла, состоит и будет состоять из горячо любящих свой народ и свою Родину людей.

    А кого же сейчас принято у нас называть творческой интеллигенцией?

    Это – режиссёры, актёры, певцы, юмористы, художники, литераторы. Давайте проанализируем их работу – как именно они осуществляют свою профессиональную деятельность. Что делает художник? Рисует картины. Использует ли он интеллект? Да в той же степени, что и строительный рабочий, о котором я говорил выше. Для написания картин нужна техника рисования, вот над своей техникой он и работает, так же как и рабочий, который сначала плохо размешивает бетон, а потом всё лучше и лучше. Безусловно, для художника техника гораздо важнее, чем для подсобного рабочего на стройке, но сама суть та же – художник должен оттачивать движения рукой. Кстати, среди художников очень много таких, взглянув на картины которых, не за что и не подумаешь, что они когда-нибудь отрабатывали технику рисования. Ну, это другой вопрос, мы его здесь касаться не будем.

    Прошу понять меня правильно, я с огромным уважением отношусь к Шишкину, Серову, Левитану, Айвазовскому, Васнецову, Репину, восхищаюсь их бесподобными шедеврами. Просто сухой, беспристрастный анализ их деятельности показывает, что интеллигентами они не являются, а, значит, не являются и творческими интеллигентами. Они – великие, даже величайшие художники, но не интеллигенты. Это никак не умаляет их таланта, даже гениальности. Просто гениальность эта не имеет отношения к интеллекту, она из другой области. Так что, с точки зрения терминологии, они – не интеллигенция.

    А что же певцы? Если художники хотя бы размышляют о композиции, подборе красок, о перспективе, то певцы не думают ни о чём. Я имею в виду при осуществлении своей профессиональной деятельности. Они работают исключительно голосовыми связками, лёгкими, диафрагмой и т.п., но никак не мозгом. То же можно сказать об актёрах. Кто это такие? Это профессиональные лжецы, люди умеющие изображать те чувства, которых они не испытывают. Говорящие не то, что они думают, а то, что велит им режиссёр.

    Талантливые актёры путём аутотренинга, самогипноза – называйте это как хотите, создают у себя временную искусственную шизофрению, а именно внушают себе, что являются не тем человеком, которым являются на самом деле, не, скажем, актрисой Фаиной Раневской, а тем персонажем, сыграть которого им требуется. Это называется войти, вжиться в роль. При этом они начинают испытывать те чувства, которые должен испытывать их персонаж, начинают вести себя так, как он (персонаж) должен себя вести, причём, если актёр хорошо вошёл в образ – всё это у него получается естественно. В этом суть актёрского мастерства.

    Я по роду своей деятельности много провёл переговоров, собеседований, и научился довольно легко распознавать ложь – по паузам между словами, по мимике, позе, причём получается это у меня уже не задумываясь, практически интуитивно. А смогу ли я распознать ложь хорошего актёра? Разговаривая с ним впервые, и не зная, что это актёр, мне (да и, наверно, любому человеку) это ни за что не удастся. Если посвятить какое-то время изучению этого человека, то, сравнивая его слова с его делами, анализируя поведение в прошлом, можно, используя логику, понять, что этот человек – лжец и доверять ему нельзя. Но сразу распознать его ложь невозможно, поскольку он сам верит в то, что говорит, уже твёрдо убедил себя, что говорит правду, и потому ведёт себя естественно, как и говорящий на самом деле правду человек.




    Так вот, актёры – профессиональные лжецы, профессиональные обманщики. Опять же, прошу понять меня правильно. Я не хочу сказать, что то, чем они занимаются, что их обман – это плохо. Ни в коем случае! Они обманывают только тех людей, которые мечтают обмануться, которым не хватает каких-либо эмоций, ощущений, и которые платят деньги, за то, чтобы их обманывали. Обман актёров, в отличие от обмана мошенников, приносит людям, как правило, удовольствие, позволяет отдохнуть им от повседневных дел и забот. Этот обман – игра, за которой с удовольствием наблюдают зрители. Я хочу сказать лишь, что суть актёрства – притворство, ложь, причём сами они эту ложь не выдумывают, а, получая в готовом виде, лишь изображают. То есть интеллектом они вообще не пользуются, а, следовательно, интеллигенцией, а тем более творческой интеллигенцией, они – актёры, никак не являются.

    Так что, если вы где-то услышите, что Лия Ахиджакова – творческий интеллигент, знайте: тот, кто так говорит, является жертвой подмены понятий, либо вас хочет сделать таковой жертвой…

    К слову сказать, эта подмена понятий распространена в нашей жизни повсеместно, и в том числе, когда речь идёт о диктатуре, демократии, свободе, правах человека. Ну ладно, не будем отвлекаться, это уже другая тема.

    Теперь давайте разберёмся - почему же многие из российских представителей сферы развлечений, а именно к ним относятся певцы, актёры и иже с ними, так негативно относятся к нашей, и их в том числе, Родине?

    Я и сам, будучи студентом, очень много ночей (не одну сотню, наверное) посвятил перегрузке разных ящиков, коробок и мешков из фур в вагоны, то есть работал по ночам грузчиком. И не работа грузчиком отупляет человека, а отсутствие загрузки работой лобных долей коры головного мозга.

    Так что, если, скажем, тот же грузчик стал им в силу каких-то обстоятельств, а дома он читает книги Достоевского, Толстого, Старикова и Дугина, и не просто читает, а размышляет над ними, или, скажем, разводит тропические растения и работает над поиском новых методов их содержания, дабы повысить их плодоносность, то такой грузчик, несмотря на его неинтеллектуальную профессию, будет достаточно умным человеком.

    А если грузчик на работе таскает ящики (ничего не имею против таскания ящиков), а дома только пьёт пиво и смотрит футбол (ничего не имею против футбола), то пообщавшись с ним, скорее всего, вы поразитесь примитивности его мыслей.

    Или скажем, научный сотрудник, являющийся учёным лишь по названию, устроившийся на кафедру, благодаря дяде проректору, и выдёргивающий абзацы из чужих диссертаций, чтобы, переставив в них слова местами, выдать их за свои труды (благо их всё равно никто не читает, ибо никому не интересны), будет весьма глуповатым человеком, по сравнению с тем же грузчиком, который поклонник Достоевского и Дугина.

    Профессия лишь накладывает отпечаток на человека, а не формирует его полностью, поэтому все люди, причём одной и той же профессии - разные, и кочегар кочегару рознь, в том числе и интеллектуально.

    Но этот, накладываемый ею (профессией, а точнее ежедневной деятельностью) отпечаток, весьма и весьма значителен. Ведь, я думаю, вы не будете спорить, что лесорубы и конструкторы самолётов находятся в разных интеллектуальных категориях, при всём моём уважении к занимающимся опасной и тяжёлой работой лесорубам.

    Знаю об их работе не понаслышке, поскольку на лесоповале я тоже поработал, когда подростком помогал отцу строить дом, что укрепило моё уважение к вальщикам леса, которое я, впрочем, испытываю к людям любой профессии, хорошо выполняющим свою работу.
    Так вот, насколько умны певцы, актёры и им подобные, вы, я думаю, уже поняли. Поскольку интеллектом они в своей работе не пользуются, то и мыслительные способности среднего представителя этих профессий равны таковым способностям среднего дворника или сантехника.

    Хочу опять же пояснить - я лично против певцов, режиссёров, актёров и иже с ними ничего не имею, так же как против дворников и сантехников. В данном случае, я просто занимаюсь объективным анализом уровня их интеллекта.
    Теперь о моральной стороне понятия интеллигентности.

    Поскольку в последние десятилетия словосочетания «творческая интеллигенция», да и вообще слово «интеллигенция» использовалось для обозначения социальных групп, никакого отношения не имеющих к истинной интеллигенции, ни к творческой, ни к «нетворческой», то мы стали забывать, что же значит интеллигентный человек.

    А тут очень важный момент: есть определённая разница между интеллигенцией и интеллигентными людьми. Интеллигентный человек занимается работой, которая не только требует применения интеллекта, но ещё и в обязательном порядке приносит пользу людям, несёт в мир добро.

    Такова профессия, скажем, врача или учителя, или учёного, разрабатывающего новые способы лечения. И вот это добро, которое несут люди таких благородных профессий, накладывает на их носителей свой моральный отпечаток.

    Эти люди, в силу ощущения своей сопричастности к по-настоящему хорошим делам, совершаемым при этом ежедневно, как правило приветливы, доброжелательны, вежливы, отзывчивы, относятся, в основной массе своей, к людям с теплом, состраданием и даже любовью.
    Безусловно, все люди опять же разные, и вежливость все понимают по-разному, и темперамент у всех тоже различный. И наша горбачёвско-ельцинскаяинфернальная действительность тоже наложила свой отпечаток на всех наших людей, в том числе и на медиков с педагогами.

    Между врачом, скажем, позднего брежневского периода (я этот период просто хорошо помню) и современным врачом - разница, с моральной точки зрения, всё-таки существенная. Но, тем не менее, общая тенденция именно такова, что моральные качества этих людей выше, чем в среднем по стране.

    Ну и, конечно, я в данном случае говорю о настоящих, благородных Врачах и Учителях, а не о докторах типа Менгеле и не об инструкторах террористов-смертников (они же тоже, как бы, обучают. Тьфу-тьфу-тьфу на них).

    Так вот, люди и интеллектуальной, и благородной профессии, это - интеллигентные люди. И благодаря вышеназванным качествам этих людей, вообще всех людей вежливых, приветливых, и т.п., называют интеллигентными, правда, это уже в другом, в переносном смысле.
    Так вот, кто такие люди из сферы развлечений, с моральной точки зрения?

    Опять же, как и люди других профессий, они все разные. Но каков отпечаток таких профессий (с точки зрения морали), накладываемый на их представителей? В какой среде проходит, например, жизнь актёра, артиста?

    В среде таких же актёров, артистов, причём между ними всеми постоянно идёт жестокая и бескомпромиссная борьба за роли в спектаклях, в фильмах. Причём конкуренция там огромная, и в этой конкурентной борьбе используются любые средства, вплоть до обливания соперников серной кислотой, чему мы не так давно были свидетелями.

    Спросите какого-нибудь знакомого вам человека, близкого к театральным кругам, он скажет вам, что любой театр - настоящий гадюшник, змеиный клубок. И это не потому, что в актёры идут одни негодяи, нет, ни в коем случае. Туда идут люди, в плане порядочности, всякие (так же как и на любую другую специальность).

    Единственное, что их объединяет, так это то, что, как правило, это люди с высоким самомнением, но это естественно, другим людям там и делать-то нечего, поскольку идут туда соискатели славы и популярности.

    А когда они уже попадают в эту среду, тогда сам образ жизни этих людей, в соответствии с которым успех (или прозябание в безвестности) зависит по большей части не от таланта самого человека, а от малейшей прихоти других людей - вроде продюсеров, режиссёров, спонсоров и т.п., так вот, такой образ жизни лепит из артистов и актёров прожжённых интриганов, готовых распихивать локтями, а то и рвать на куски своих коллег.

    И в то же время, готовых в мгновение ока припасть к сапогу того, от кого зависит распределение ролей, выделение бюджета и т.п., готовых идти ради софитов и кинокамер на любую подлость, и я уж и не говорю про, ставшую притчей во языцах, готовность актрис, актёров, певиц, певцов и проч. спать с кем угодно, лишь бы пробиться наверх, к славе и богатству.

    Такая тяжёлая, я бы сказал, чудовищно тяжёлая жизнь, зачастую толкает людей этих профессий в забытьё сексоголизма, алкоголизма и всех видов наркомании. Конечно, не все певцы или актёры такие, но, к сожалению, очень и очень многие. Это цена, которую люди платят за свою мечту, такую вот обманчивую и жестокую.

    Ну, Бог с ней, с их мечтой, вернёмся к нашим баранам. Что же, в конце концов, мы имеем в сухом остатке?

    Имеем вывод, что люди из сферы развлечений, так называемая богема или люди искусства, кого вследствие подмены понятий, называют «творческой интеллигенцией», и которые не имеют никакого отношения к интеллигенции, в основной массе своей люди весьма недалёкие, даже глуповатые, бессовестные, зачастую просто подлые, с больным самолюбием, считающие себя непризнанными гениями, непризнанными из-за интриг коллег или недоброжелателей, из-за тупых зрителей, да и в целом, ненавидящих, в общем-то, людей; но в то же время умеющие выглядеть очень эффектно, очень привлекательно, умеющие изображать, в том числе, и солидных, благородных, высокообразованных, очень интеллигентных, добрых и приветливых людей, то есть людей, наполненных всеми видами добродетелей.

    В силу их недалёкости, им, сыграв на их больном самолюбии, легко можно внушить любые мысли, нужно лишь «дать конфетку в яркой обёртке» и «погладить по шёрстке».

    В силу их неприязни ко всему и всем, им легко внушить, что все окружающие и всё окружающее их недостойны и недостойно, кругом глупцы, плебеи, хамы и вообще, быдло, не стоящее их ногтя на мизинце левой ноги, что «эта страна» глупцов и т.д. также недостойна их, что всё здесь плохо.

    А вот там, где-то, в прекрасном королевстве, поголовно живут «тонко чувствующие и прекраснодушные эльфы». И лишь жестокая судьба забросила их, тоже «тонко чувствующих и прекраснодушных» в «эту убогую страну», и на них, считающих себя гениями, лежит святой долг снисходить до плебса, воспитывать и поучать этих «совков» и «ватников», дабы хоть как-то сгладить сиволапость и недалёкость последних.
    Ну, это сказка для совсем глупых представителей богемы.

    Те, что похитрее, легко, в силу отсутствия каких-либо моральных устоев, продаются любой инфернальной силе за деньги, власть, поддержку, эфир на центральных каналах и другие блага, уж не знаю, что там для них ещё имеет значение.

    Вообще, если взглянуть на историю вопроса, люди этих профессий - скоморохи, лицедеи, куртизанки и т.п., всегда в обществе были отверженными, в том числе в какой-то период даже отлучёнными от церкви, когда и хоронить их на кладбищах-то запрещалось - хоронили за оградой, фактически, как нелюдей. Ну да ладно, что было - то прошло, сейчас, как бы, другое время.

    И вот сейчас, в связи, с одной стороны, с развитием телевидения, которое дало современным скоморохам огромное влияние на общественное мнение, с другой стороны, с важной их ролью в деле разложении морали и духовности общества, что даёт им огромную поддержку всей могучей современной системы оболванивания и обездуховливания нашего народа, эти люди оказались на верху пирамиды, нашими, так скажем, духовными (точнее, антидуховными), как бы, лидерами, учителями, формирующими наше мнение, причём мнение очень негативное о нас самих и о нашей Родине.

    Слава Богу, в последнее время, у многих людей пелена спадает с глаз, на них уже не действуют заклинания пустозвонов, и мнение, которое они (пустозвоны) смогли у многих из нас сформировать, меняется на противоположное.

    Так каков же итог нашего небольшого исследования-рассуждения? И что же в связи со всем вышеизложенным нам надо делать?

    Прежде всего, надо понимать (и разъяснять другим людям) сущность всех этих либеральных "творческих интеллигентов" и других (имя им - легион, перечислять всех поимённо не буду), что это никакие не великие люди, никакая не интеллигенция, а просто самые настоящие отбросы общества, как пена в грязной воде, поднявшиеся на поверхность, и красивыми (хотя не такими уж и красивыми) трелями, которыми они нас десятилетиями зомбируют через средства массовой информации (а точнее дезинформации), сумевшие внушить нам мысль о своём, безусловно мифическом, величии.

    Отбросами общества они являются в силу своих моральных качеств и отсутствия интеллекта.

    Но все рассуждениями мои, приведённые выше, ни в коем случае не означают, что нужно вообще уничтожить профессии певцов, актёров и т.п. (раз уж эти специальности делают их представителей такими, вроде как может показаться, убогими). Ни в коем случае.

    Выступления людей сферы развлечений (из-за мощи ТВ) - это мощное информационное оружие. И как любое другое оружие, их надо брать под контроль и использовать против врагов. Только ни в коем случае нельзя разрешать им нести отсебятину, нести то, что придёт им в голову (в голову им ничего хорошего прийти не может, в силу внушаемости и отсутствия разума).

    Ведь оружие не должно валяться, где попало, да и вообще оставлять его нельзя без присмотра - преступно, за ним нужен глаз да глаз.
    А ненавидеть этих людей тоже нет смысла, скорее уж стоит их пожалеть, ведь это как капризные, невоспитанные, избалованные и испорченные дурным влиянием дети, только этим детям скорее всего уже никогда не суждено стать взрослыми.

    Да и потом, развлекаться же людям нужно, и врачам, и учителям, и рабочим, и крестьянам, и людям всех остальных нужных и полезных профессий.

    Вот и пусть певцы и актёры развлекают людей, только репертуар их нужно жёстко контролировать и не ждать от них разумного, доброго, вечного, а, как бывает нужно в отношении очень невоспитанных детей, осуществлять неусыпный контроль, проявлять строгость, и даже суровость, и, конечно же, заниматься их воспитанием.

    А главное, нужно понимать, кто они такие есть, и не придавать никакого значения словам, что вылетают из их уст, ибо сами они не ведают, что говорят. А будущих людей искусства, так же как детей, нужно обязательно воспитывать, ни в коем случае не оставлять без пригляда, не пускать их становление на самотёк. А то такого эти дети натворят… Ооо…

    Если кто помнит - в разрушении СССР огромную роль сыграло то, что советским людям смогли внушить негативное отношение к строю, стране и к самим себе. И мы не встали на защиту, в том числе и самих себя.

    А в формирование этого отношения (именно с эмоциональной его стороны) большой вклад был внесён некоторыми тогдашними эстрадными деятелями, всякими сатириками-юмористами и прочей шатией-братией.

    Так что наша сегодняшняя задача в отношении современных скоморохов - не дать им сегодня повторить ту подлость (удар нам в спину информационным оружием).





    Метки:

    Слово «интеллигенция» не раз меняло значение, от благородного до самого презрительного, что еще раз доказывает то, что язык - это живой организм. Но наступило новое время и трактовок стало еще больше, причем словари обязаны фиксировать все, чтобы угодить каждому субъективному взгляду. Одни откровенно приравнивают интеллигента к снобу, настаивая, что он является всего лишь представителем субкультуры напыщенных гордецов, другие считают интеллигенцию классом интеллектуальных производителей, которые должны занимать особое положение в обществе. Так кто такой интеллигент?

    Поскольку переиначивание смысла этого понятия вошло в моду, мы сами решили предложить вам образ интеллигента. Прежде всего, нужно сказать, что она идеалистична, то есть максимально дружелюбна к человеку. Она утверждает, что каждый может быть представителем интеллигенции, вне зависимости от статуса, профессии и финансового состояния, иными словами, интеллигенция - это культурно-этическая концепция, которая в последнюю очередь опирается на материальные достижения. Вот список из десяти правил, которые ее формируют.

    1) Человеколюбие

    2) Ценность времени

    Несмотря на альтруистичность, интеллигент понимает, что некоторые люди просто отнимают его время. Он легко рвет связи с надоедами, которые не разделяют его ценности и беспардонно навязывают свои, и никогда не спорит с человеком, если единственный смысл словесной перепалки это удовлетворение самолюбия. Самодостаточный человек знает себе цену и ему не нужно бессмысленно утверждаться перед кем-то, расплачиваясь временем. Интеллигент также строг с занятиями, которые его обворовывают. Он тщательно планирует досуг, чтобы не раскошеливаться на ерунду, которая отвлекает его от саморазвития.

    3) Воспитание

    Представители интеллигенции большое внимание уделяют манерам. Они тактично подсказывают людям, где они совершили ошибку, и ни в коем случае не заставляют их стыдиться. Интеллигенты умеют хранить секреты и не участвуют в распространении слухов и сплетен - им не доставляет скрытое ехидство, а если вежливый человек хочет высказаться, он сделает это деликатно, но прямолинейно.

    4) Скромность

    Интеллигент никогда не допустит даже косвенного намека на свой высокий статус. В компании он всего лишь работник определенной профессии, даже если он приобрел чрезмерное влияние и богатство, разговор ведет на одном языке и не вставляет в речь цитаты на иностранном, не хвалиться посещенными странами, а просто переходит к истории, будто вычитал ее из книги. Одним словом, чем меньше «Я» в разговоре, тем больше проявляется личность.

    5) Образование и самообразование

    Интеллигент обожает знания и обретение новых талантов. Он обязательно получает университетский диплом, хотя бы потому, что ему нравится учиться, а его досуг заполнен книгами, журналами и разнообразными статьями из интернета. Образованный интеллектуал не кичится знаниями: он никогда не разговаривает замудренными словами в приземленных компаниях, чтобы показать свое превосходство, и не укоряет человека за то, что он не читал «Доктора Живаго», к тому же, возможно, сам интеллигент не знаком с этим романом. Всего не узнаешь и не перечитаешь, но ключевые труды культуры и науки надо знать и понимать и стараться привлекать к ним внимание других.

    6) Грамотная речь

    Язык - это отражение культуры народа, поэтому к нему нужно относиться крайне бережно. Интеллигент консервативен по отношению к иностранным словам и предпочитает заменять их русскими аналогами, но никогда не противится уже устоявшейся традиции, то есть «хобби» с его подачи может превратиться в «увлечение», но называть фонтан водометом никто не станет. Немалое значение уделяется словарному запасу и построению предложений для красивого выражения мысли.

    Что будет кричать интеллигент, когда ударит молотком по пальцу? То же, что и все люди. Воспитанный человек прекрасно знает слова народного языка, но на публике он употребляет их раз в сто лет, чтобы ругательство было настоящим впечатлением, а не мусором, постоянно подмешиваемым в речь. Если же человек должен высказать свою позицию по абсурдному вопросу или мнение об омерзительном персонаже, он воспользуется остроумием или просто промолчит.

    7) Независимая точка зрения

    Критичный ум не позволяет вводить себя в заблуждение. Несмотря на убеждающие уговоры, интеллигент всегда принимает решения самостоятельно. Он дотошно изучает все стороны вопроса, используя разные источники информации, а затем занимает позицию оппонента и старается ее защитить, чтобы в итоге выступить судьей и решить, кто прав - защита или обвинение. Хладнокровный и беспристрастный взгляд критики обезоруживает любую ложь, даже если она приятна - умный человек прежде всего честен сам с собой.

    8) Патриотизм

    Интеллигент - убежденный патриот и не менее убежденный космополитист. Весь мир его дом и все иностранцы его братья, но родина у него одна и о ней нужно заботиться. Представитель интеллектуального класса делает все, чтобы сделать жизнь отечества лучше, и никогда не причитает, что его страна хуже других. Патриоты живут в самых лучших государствах, которые сами же и создают.

    9) Уважение к культуре

    Несмотря на то что культуру определяет весь народ, именно интеллигенция является ее проводниками сквозь эпохи. Своим трудом ее представители сохраняют историю менталитета народа, причем не только своего, и благодаря этому формируют мировоззрение будущих поколений.

    10) Состоятельность

    Мыслящий человек должен уметь себя реализовывать, а для этого вовсе необязательно гнаться за гигантскими вершинами. Жизненные успехи интеллигента - это стабильный доход на любимой работе, счастливая семья, верные друзья и, конечно же, вклад в благосостояние и развитие общества.



Рассказать друзьям