Пример из художественной литературы о понятии идеал. Лучшие примеры человечности из жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из самых талантливых мастеров слова XIX века является А. С. Пушкин. Он написал большое количество величайших произведений, которые навеки вошли в историю как русской, так и мировой литературы. Одним из известнейших творений в прозе является "Капитанская дочка". Сам поэт назвал "Капитанскую дочку" романом, но произведение имеет размеры повести. Малый объем объясняется предельной сжатостью пушкинского прозаического стиля. Роман в основном написан простыми предложениями. Несмотря на малый объем, события романа охватывают около двух лет: с начала зимы 1772 / 73 года по январь 1775 года. В основе сюжета произведения лежат события из жизни главного героя, которые разворачиваются на фоне реальных исторических событий. Автор затронул большое количество вопросов, волнующих его. Одной из важнейших проблем, поднятых в романе, была тема чести и долга, то есть взгляд на понимание своей чести и долга различными людьми в различной обстановке.

Главным героем романа является Петр Гринев, молодой дворянин, офицер екатерининской армии, человек долга и чести, в котором прочны нравственные устои. Он является свидетелем, рассказчиком и непосредственным участником исторических событий. Героем исторического произведения является не исторический деятель, но вымышленное лицо, человек, в сущности, наивный. Силою обстоятельств он оказывается вовлечен в исторические События; в ходе которых он вступает в отношения с историческими лицами. Сын поймет наставление отца Гринева: "Береги честь смолоду". Дальнейшая судьба героя-представляет собой выполнение напутствия отца и особенно завета о сохранении чести, несмотря на все трудности, преграды и ошибки на пути героя.

Понятие чести различно у отца и сына Гриневых, так как их мировоззрение формировалось в различных условиях. Если для отца это прежде всего честь дворянина и офицера, верность государю при любых обстоятельствах, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, умеет расширить понятия чести до его общечеловеческого, гуманного и гражданского значения, до признания героических качеств вождя восстания до "сочувствия" и невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева.

Гринев - один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий. В данный момент он видел в предводителе восстания не самозванца, бандита и убийцу, а, прежде всего, именно того человека, от которого зависит его дальнейшее личное счастье. Гринев не отказывается от его помощи из-за ложной гордости, а даже благодарен за желание Пугачева помочь ему и остановить произвол Швабрина, который был не только предателем, но и низким, безнравственным человеком.

В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени. Швабрин, как офицер гвардии, видит в себе человека, которому все дозволено. Мы мало знаем о его прошлом: карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева можно рассматривать как возможность перемены. Выбор делался между изменой присяге и неминуемой виселицей в случае отказа. Швабрин глубоко презирает народ, ненавидит и боится Пугачева, цели восстания ему чужды.

Среди простого люда также существует своебразное представление о чести и долге. Савельич лучшие годы своей жизни прослужил барину, исправно прослужил ему верой и правдой. Он был готов отдать свою жизнь "за барское дитя". В образе Савельича показана рабская покорность своему господину.

Пугачев, казалось, был человеком беспринципным и безнравственным, видящим в Гриневе не только противника, дерзкого Дворянина, но человека гордого, не дрогнувшего перед силой. Даже под страхом смерти он не захотел присягнуть Пугачеву, якобы истинному государю. В Пугачеве присутствуют и человеческие качества, которые раскрываются и в отношениях с Гриневым.

1. Как проявляет себя Гринев в многих жизненных ситуациях?(к Пугачеву, к слуге Савельичу)
2 . Как в романе развивается тема чести? (Эпиграф "Береги честь смолоду")
3 . Петр Гринев и Маша Миронова.(Отношения, любовь и т.д. и т.п.)

Гринев и Швабрин. 1. Что общего у Гринева и Швабрина? 2.Как каждый из героев относится к людям? 3.Как поступают герои в ситуациях выбора? 4.Любовь или д

олг? Любил ли Швабрин Машу? 5.Как судьба героев соотносится с эпиграфом в повести?(Береги честь смолоду)

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для

автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство. Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение. Портрет Швабрина таков: «...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе. Швабрин - офицер, перебежавший на сторону Пугачева. Его образ в повести однозначно отрицательный. По мнению Гринева, любой офицер, нарушивший присягу и дворянский долг, - преступник и злодей. Пушкин подчеркивает, что Швабрин - богатый дворянин, блестящий гвардейский офицер («выписанный из гвардии за поединок»), каких много. Он «очень не глуп», но «образован весьма поверхностно», у него есть светский лоск, но он чрезвычайно избалован и привык к тому, что все его желания исполняются. Если на пути его прихотей возникают препятствия, он способен легко пойти на обман, клевету. Швабрин - завистливый, мстительный, трусливый и одновременно наглый. Он эгоист, беспринципный карьерист, бесчестный и коварный. Нравственное безобразие его отражается и на его «отменно некрасивом» лице. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша - мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия - служба в гвардии. Однако сама ясизнь рассеивает его иллюзии. Ему присущи такие черты характера, хотя бы одну из которых сейчас очень сложно встретить, что говорит о том, что в наше время людей, с собранными воедино героическими качествами, не существует. Гринёв воплощает и доказывает на протяжении всей повести свою верность и преданность. Казалось бы, удивительно, откуда взялось это светлое чувство? Ведь учитель-француз не учил Петра этому, так как сам «не был врагом бутылки», и, наверняка, был далёк от высоких материй. Оказывается, родители (в особенности отец), воспитали Петрушу так, что он и в мыслях представить себе не может предательства. Его с самого детства окружали преданные люди, и юноше трудно понять то, с какой легкостью Швабрин переходит на сторону Пугачева, ведь сам он, уже присягнув императрице, не может даже помыслить об измене. В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, я могу судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Помогите написать заключение

За время существования человечества минуло много исторических эпох. Бурные ветры перемен сметали песочные замки старинных устоев и повесть жизни начинала новый виток спирали. Каждое время формировало свой идеал человека, которого прославляли в веках современники. Поскольку сегодня наш взор обратился в сторону тех лет, которые историки называли средневековьем, попытаемся сначала определить, что же такое средневековье.

Согласно словарю Брокгауза и Эфрона средневековьем называется тысячелетие 476 - 1492г., от падения западной Римской империи до открытия Америки. Развитие феодализма и католицизма. С одной стороны, короли в союзе с горожанами вступают в войну с феодалами и побеждают, с другой, гуманизм эпохи Возрождения выдвигает против католической духовной тирании идеи о правах личности, начала свободной мысли против начал авторитета слепой веры, античную жизнерадостность против христианского аскетизма. Развивается наука - изобретено книгопечатание, открыт порох, плывут в сторону американского материка корабли. Противоречивое и романтическое время, не правда ли?

Каким же должен быть идеал человека - личности в такой момент, каким его видят служители лиры и простые люди? Конечно, прежде всего свободным. Свободным физически и духовно. Герои отправляются в дальние странствия, ищут славы, удачи, счастья. Им чужд затхлый мир феодального подворья, пусть даже сами они - феодалы. Князь Игорь отправляется в Половецкие земли. Кто он - завоеватель, освободитель? Современнику это почти неважно, главное, князь - великий Воин, готовый бросить вызов любому грозному врагу.

Бесстрашный Тристан едет в далекую Ирландию, не смотря на грозящие ему опасности. Безусловно, средневековый герой храбр и легок на подъем. Если раньше примером для подражания должны были служить жития святых, то сейчас у мальчишек горят глаза при упоминании о живых людях из плоти и крови.

К цели ведет не фанатичная вера в некие нематериальные и абстрактные идеалы. В образе героя появилась новая отличительная черта, присущая опять-таки живому человеку - любовь. Любовь, как самое возвышенное и сильное из всех чувств, толкает на еще более дерзкие и отчаянные поступки, чем жажда приключений.

Вспомним Ромео и Джульетту. Любовь заставляет забыть многолетнюю кровавую вражду двух родов. И, как ни парадоксально, хотя трагичнее конец для этой потрясающей истории придумать трудно, в читателе, помимо грусти, к последней странице рождается какое-то огромное светлое чувство, готовое подхватить человека на свои могучие крылья и сделать во сто крат сильнее.

Честь звания, мундира, рода, имени много значит для нашего героя. Любое неосторожное слово и даже взгляд могут стать основанием для кровавого поединка. Здесь прослеживается довольно странное противоречие. С одной стороны, власть любви, с другой стороны, власть силы. Не секрет, что далеко не всякий, кто лучше других владеет шпагой, на самом деле также часто оказывается прав. Но противоречие это только видимое. На самом деле, потому и нередко заканчиваются литературные произведения счастливым концом, что автор вкладывает всепоражающий меч в руки правого с единственной целью - покарать виноватого.

По всей Европе идет охота на ведьм, свирепствуют болезни и невежество, горят костры инквизиции. В такой ситуации людям жизненно необходима спасительная соломинка, ухватившись за которую можно спастись от безумства окружающего мира. И вот приходит он, герой. Сильный, отважный, честный, добрый, справедливый, всепобеждающий. И все сразу же становится на свои места. Трепещет поверженный злодей, в мире воцаряется порядок и справедливость. Множество примеров такого чудесного спасения от всех напастей можно найти в историях времен войны Алой и Белой розы.

Вы не находите, что такая ситуация очень уж напоминает наш сегодняшний день? В момент, когда люди теряют моральные ориентиры, им обязательно нужен герой - избавитель. Однако, горький исторический опыт показывает, что чем дольше ждать чудесного избавления, тем тяжелее придется добывать его потом своими руками. Вот это как раз не мешало бы понять как можно раньше. Иначе может оказаться, что за шесть веков костры инквизиции не на столько остыли, как может показаться на первый взгляд.

1. Святослав, князь Киевский.
2. Феврония, княгиня Муромская.
3. Александр Невский.
4. Царевна Фелица.

Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям их прямое благо.
Д. И. Фонвизин

Во все времена людям было свойственно надеяться на то, что мудрый и справедливый правитель (князь, царь, барин) сумеет решить их насущные проблемы. В древности во многих странах даже существовало поверье, что удача правителя, дарованное ему богами благословение, переходит и на территорию, которой этот человек управляет. Конечно, взваливать ответственность за все происходящее в рамках объекта управления только на одного-единственного человека не совсем правильно. В то же время нельзя отрицать несомненную значимость личных качеств руководителя. Сопоставляя реальное и желаемое, писатели создавали образы идеального правителя: нередко идеализации подвергалась личность реального исторического лица, что вообще характерно для такого жанра, как житие.

Мечта о мудром и справедливом правителе не миновала и устного народного творчества. Так, герои многих сказок, чтобы решить какой-либо запутанный вопрос, идут на царский суд. Однако далеко не всегда решение правителя оказывается разумным и беспристрастным — народное творчество оказалось чуждо излишней идеализации. Со сходной ситуацией мы сталкиваемся и в былинах: хотя сказители именовали Владимира, князя Киевского, Красным Солнышком, то есть своего рода олицетворением мудрости и благородства, на поверку поступки и решения князя далеко не всегда оказывались достойными. В былинах неоднократно упоминается о ссорах князя с богатырями, о его недостаточном уважении к их заслугам, лучшего из богатырей, Илью Муромца, он даже посадил на три года в темницу по ложному навету, запретив кормить и поить его. Если бы не доброта и рассудительность княжеской племянницы, тайком приносившей богатырю еду, Илья Муромец так бы и погиб бесславно в княжеском подземелье. Относительно княжеской храбрости и доблести тоже нельзя сказать ничего лестного. В былинах нет и упоминания о каких-либо воинских подвигах князя.

Однако в ряде произведений русской литературы мы можем отыскать образ идеального, с точки зрения автора, правителя. Пожалуй, одним из подобных руководителей мы можем считать князя Святослава Всеволодовича Киевского, каким его изобразил автор «Слова о полку Игореве». Как и подобает правителю, князь Святослав заботится о благоденствии своего народа, о том, чтобы русские люди не страдали от набегов половцев. Князь достаточно мудр, чтобы понимать: в одиночку с такой грандиозной задачей не справиться. Поэтому-то он и старается объединить усилия как можно большего числа русских князей, призывает их прекратить междоусобицы и сплотиться для того, чтобы дать отпор половцам. Чтобы усилить впечатление от мудрости князя, автор «Слова...» вводит мотив вещего сна, из которого Святослав узнает о грозящей Руси опасности. Речь князя сказитель называет «золотым словом». Успехи князя в борьбе с врагами Руси снискали ему славу и похвалу не только русских, но и многих других народов: «Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу...».

В русской литературе можно найти и образы женщин, мудрых правительниц. В качестве примера можно рассмотреть образ Февронии, о которой рассказывается в «Повести о Петре и Февронии». Эта женщина была родом из простого народа, однако благодаря своей мудрости она стала женой князя Петра, правителя города Мурома. Бояре и их жены невзлюбили княгиню за то, что она была незнатного рода, и потребовали, чтобы она покинула город, предоставив ей право взять с собой то, что она захочет. Женщина взяла лишь то, что принадлежало ей по закону — своего мужа, князя Петра. Вскоре после того как они покинули Муром, в городе началась смута, и горожане позвали их обратно. Мудрость княгини ярко проявилась в одном случае, произошедшем во время изгнания. Княгиня заметила, что один человек из ее свиты смотрит на нее с вожделением. У этого человека была жена, которая тоже сопровождала князя и княгиню. Княгиня предложила тому человеку сравнить вкус воды, зачерпнутой с разных сторон корабля, тем самым дав ему понять, что не следует увлекаться чужой женой, а нужно быть верным своей. Однако вот что важно: Феврония объяснила это, не унижая человека, напротив, в его душе пробудилось осознание недостойности своих мыслей и раскаяние. Не менее возвышенный идеал благородного правителя мы находим в «Житии Александра Невского». Описывая внешность и высокие личностные качества князя, автор жития сравнивает его с героями библейской и римской истории, без колебаний ставя Александра в один ряд с этими прославленными деятелями: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». Автор жития прославляет князя Александра как храброго воина, милосердного и справедливого правителя, верного сына православной церкви: «Не прельщаясь богатством, не забывая О крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран».

Александр защищает свою землю от нашествий врагов: с противниками, пришедшими с Запада, сражается в открытом бою, но в то же признает власть Орды, для борьбы с которой пока нет необходимых условий и ресурсов. У князя нет недостатка в храбрости. Мудрость его проявляется в понимании, когда доблесть необходима, а когда — неуместна. Автор «Жития...» неоднократно подчеркивает заботу князя о подданных: «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды». О кончине же князя Александра автор «Жития...» пишет, как о величайшем горе, — «зашло солнце». Настолько велико было доверие и уважение народа к своему князю, что, узнав о его смерти, люди воскликнули: «Уже погибаем!», словно и впрямь мир накрыла вечная тьма.

Образ идеального правителя присутствует и в произведениях более позднего периода русской литературы. Ярким примером может служить ода Г. Р. Державина «Фелица», где под именем царевны Фелицы автор прославляет императрицу Екатерину II. Понятно, что поэтический образ мудрой и гуманной правительницы весьма далек от реальной правительнице. В царстве Фелицы народ благоденствует, как в сказочной стране:

О! коль счастливы человеки
Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирный,
Сокрытый в светлости порфирной,
С небес ниспослан скиптр носить!



Рассказать друзьям