Рафаэль новое время. Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Опубликовано: Июль 3, 2014

Рафаэль Санти - биография и знаменитые картины художника, произведения - фрески, росписи, архитектура

(родился в 1483 г. в Урбино, умер в 1520 г. в Риме)

Итальянский живописец, архитектор и график эпохи Возрождения. Его работы, а также его старших современников Леонардо и Микеланджело , определили стиль Высокого Возрождения в центральной Италии.

Десять наиболее известных картин Рафаэля

Рафаэлло Санцио да Урбино , известный как Рафаэль , был одним из трёх великих мастеров искусства Высокого Возрождения вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Он был мастером реалистичного изображения эмоций, которые оживили его картины. Рафаэль считается художником с идеальным балансом, а многие его картины - краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения . Ниже представлены десять самых известных картин этого великого итальянского художника.

10. «Обручение Девы Марии» (Lo Sposalizio)


Год: 1504

«Обручение Девы Марии», основанное на картине учителя Рафааэля Пьетро Перуджино с таким же сюжетом, изображает церемонию бракосочетания между Марией и Иосифом. Через эту картину, в которой он превосходит своего учителя, можно увидеть развивающий стиль Рафаэля. Храм на заднем плане «нарисован в перспективе с такой очевидной тщательностью, что удивительно видеть сложности проблем, которые он здесь поставил перед собой, чтобы решить».

9. «Святой Георгий и дракон»


Год: 1506

Эта картина, изображающая известную легенду о Святом Георге, убивающем дракона, является, пожалуй, самой известной работой на этот сюжет. Она была одной из самых популярных картин в Императорском Эрмитаже за полтора столетия до того, как нашла свой путь в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, где она остается одной из главных достопримечательностей.

8. «Донна Велата»


Год: 1515

Известный портрет Рафаэля «Донна Велата» подчёркивает удивительную способность художника рисовать такие изысканные совершенства, что зрителю кажется, что он смотрит не на картину, а на настоящего человека. Одежда женщины на картине демонстрирует внимание Рафаэля к деталям, что способствует оживлению картины. Сюжетом является любовница Рафаэля Маргарита Лути. О ней мало что известно, и именно благодаря этому картина стала известностной.

7. «Диспута («Спор о Святом Причастии», La Disputa Del Sacramento

Год: 1510

5. «Триумф Галатеи»

Год: 1514

В греческой мифологии прекрасная нереида (морская нимфа) Галатея - дочь Посейдона. Она имела несчастье выйти замуж за завистливого одноглазого великана Полифема, который убил крестьянского пастуха Кисса, узнав, что Галатея влюбилась в него. Вместо событий этой истории, Рафаэль нарисовал сцену апофеоза Галатеи (возвеличивание в божество). «Триумф Галатеи», возможно, не имеет аналогов в способности вызвать дух античности и считается одной из лучших картин эпохи Возрождения.

4. «Прекрасная садовница»


Год: 1507

В своё время источником популярности Рафаэля были не его крупные работы, а многочисленные небольшие картины, которые он написал о Мадонне и Христе. Они по-прежнему пользуются большой популярностью даже сегодня, и самой известной из них является La belle jardinière («Прекрасная садовница»). Картина, которая показывает Мадонну со спокойным лицом в неформальной позе с Христом и молодым Иоанном Крестителем, стала типичным примером работы Рафаэля.

3. «Преображение Господне»


Год: 1520

«Преображение Господне» - последняя картина, созданная Рафаэлем. Она состоит из двух отдельных частей. В верхней половине картины показано Преображение Христа с пророками Ильёй и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются освободить мальчика одержимого демонами. Верхняя часть также изображает преображенного Христа, избавляющего одержимого мальчика от зла. Картина может быть истолкована как изображающая контраст между богом и человеком; верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя - тёмная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто самым великим из итальянских художников, а «Преображение Господне» - его величайшей работой, Джорджио Вазари называет её «самой красивой и самой божественной» работой Рафаэля.

2. «Сикстинская Мадонна»


Год: 1512

«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну, держащую младенца Христа и Святого Сикста и Святую Варвару, расположенных по бокам. Также под Марией находятся два крылатых херувима, которые, возможно, являются наиболее известными херувимами, изображенными на какой-либо картине. Такая популярность возникла из-за множества легенд о том, как Рафаэль их рисовал, и использовании их изображения на всём от бумажных салфеток до зонтов. Многие известные критики считают «Сикстинскую Мадонну» одной из лучших картин, она особенно популярна в Германии, где её «назвали «величайшей среди мировых картин» и дали эпитет «божественная».

1. «Афинская школа»

Год: 1511

Шедевр Рафаэля «Афинская школа» является одной из четырех главных фресок на стенах Станцев Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. Четыре картины олицетворяют Философию, Поэзию, Теологию и Право, где «Афинская школа» представляет Философию. Критики полагают, что любого великого древнегреческого философа можно найти среди двадцать одного, написанного на картине. Однако, кроме Платона и Аристотеля, которые находятся в центре сцены, ни одну личность нельзя с точностью подтвердить. «Афинская школа» считается «идеальным воплощением классического духа Высокого Возрождения» и самой известной картиной Рафаэлло Санцио-да-Урбино.

Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, и несомненно обучал Рафаэля основным техникам. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям.

Ранняя карьера в Умбрии

В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. С 1504 г. до 1508 г. он много работал во Флоренции, и это время, как правило, называют его флорентийским периодом, хотя на постоянное место жительства в этом городе он никогда не оставался.

Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1503 г.; Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1503 г.; Пинакотека, Ватикан).

Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами; кротость мимики; и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г.; Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.

Рафаэль был явно одаренным, как это видно из обращения Пинтуриккио, в то время одного из ведущих художников в Италии. Рафаэль предоставлял подробные композиционные рисунки, из которых двое сохранились (1502-03 гг., Галерея Уффици, Флоренция; Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), для фрески в библиотеке Пикколомини в Сиене.

«Распятие Монд» (The Mond Crucifixion) 1502-1503 гг., в картине очень чувствуется манера Перуджино.

«Святой Георгий и дракон» (Saint George and the Dragon), небольшая работа (29 x 21 см) для двора Урбино.

Флорентийский период

Несмотря на свой успех в качестве художника запрестольных образов и небольших картин для двора, таких как «Сон рыцаря» (прибл. 1504 г., Национальная галерея, Лондон) и «Святой Михаил и дракон» (прибл. 1504 г., Лувр, Париж). Рафаэль ясно осознавал необходимость покинуть Умбрию, чтобы расширить свой опыт современной живописи. Он вооружился рекомендательным письмом датированным октябрём 1504 г. от невестки герцога Джованны делла Ровере к Пьеро Содерини, правителю Флоренции, и вероятно вскоре прибыл в город.

К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.

«Мадонна с гвоздиками» (The Madonna of the Pinks) написана приблизительно между 1506 и 1507 годами, Национальная галерея, Лондон.

«Мадонна Ансидеи» (The Ansidei Madonna) прибл. 1505 год, Рафаэль начинает уход от манеры Перуджино.

«Мадонна в зелени» (The Madonna of the Meadow) прибл. 1506 год, использует пирамидальную композицию Леонардо для фигур «Святого семейства».

«Святая Екатерина Александрийская» (Saint Catherine of Alexandria), 1507 год, художник заимствовал позу у леонардовской Леды.

В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи, и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Одна из его заключительных картин флорентийского периода - великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).

Рафаэль в Риме

В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.

Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке - богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».

«Положение во гроб» (Deposition of Christ), 1507 год, картина написана на основе римских саркофагов.

Фрески Станца делла Сеньятура были завершены к 1512 году и вскоре он начал работу над Станцей д’Элиодоро, которую закончили в течение двух лет. Темой этой комнаты было божественное вмешательство в защиту Церкви: «Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Встречи Льва Великого и Аттилы», и «Освобождение Святого Петра». Эти сюжеты предоставили Рафаэлю более широкие возможности для динамичной композиции и жестов.

Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Папа Юлий не дожил до их завершения, и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света, и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.


«Месса в Больсене» (The Mass at Bolsena), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Освобождение Святого Петра» (Deliverance of Saint Peter), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Пожар в Борго» (The Fire in the Borgo), 1514 год, Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"incendio del Borgo), написана художниками из мастерской Рафаэля по его чертежам.

Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г.. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. В лучших сценах «Пожара в Борго», после чего комнате дали название, пламя - незначительный элемент композиции, однако разрушение запечатлено на переднем плане через различные эмоции спасающейся бегством толпы. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, поэтому росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо, и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера.

Другие планы папы включали создание десяти гобеленов со сценами из Деяний Апостолов, чтобы повесить в Сикстинской капелле. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, потому что над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. В неё входили такие молодые талантливые художники как: Джулио Романо, Джованни Франческо Пенни, Перино дель Вага и мастера орнамента, такие как Джованни да Удине, которому Рафаэль поручал роспись под своим руководством, и в некоторых случаях часть эскизов крупных проектов, таких как Лоджия папы Льва X в Апостольском дворце (1518-1519), которая была украшена лепниной в античном стиле, а свод расписан орнаментом и сценами из Ветхого Завета.

На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени.

В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В вашингтонской картине круглая форма побудила на значительные диагональные телодвижения Девы и младенца, в то время как в более поздней картине он сильно замыкает фигуры, добавляя чувство нежной близости.

«Триумф Галатеи» (Galatea), 1512 год, единственная и главная мифологическая работа Рафаэля для виллы Киджи.


Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В 1513-1514 гг. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры, и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. В 1518 г. мастерская Рафаэля украсила лоджии на вилле Киджи сценами из жизни Амура и Психеи. Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии.

Лоджии Рафаэля - великолепны по своей архитектуре и концепции. Архитектура, оформление фресок и лепные работы рельефов вызвали сенсацию, воссоздавая декоративное великолепие античности, которой так восхищались в эпоху Возрождения.

Портреты

В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Его ранние портреты напоминают Перуджино , в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция); и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).

Портрет Елизаветы Гонзага (Portrait of Elisabetta Gonzaga), прибл. 1504 год.

Портрет Папы Юлия II (Portrait of Pope Julius II), прибл. 1512 год.

Портрет Биндо Альтовити (Portrait of Bindo Altoviti), прибл. 1514 год.

Портрет Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Balthasar Castiglione), прибл. 1515 год.

На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины, и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим), и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. «Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.

В своём последнем запрестольном образе «Преображение» (1518-1520 гг., Пинакотека, Ватикан), изначально спланированный для собора Нарбонны и законченный Джулио Романо, Рафаэль включил два контрастных сюжета - преображение Христа в ярком свете в верхней части, а ниже в темноте апостолы, которые не могут вылечить одержимого мальчика. Выразительные лица и общий темный тон определены незавершенной картиной Леонардо «Поклонение волхвов» (1481 г., Галерея Уффици, Флоренция).

«Чудесный улов рыб» (The Miraculous Draught of Fishes), 1515 год, один из семи сохранившихся картонов Рафаэля для гобелена.

«Крестный путь» (Il Spasimo) 1517 года, привнесла новую степень экспрессивности в его искусство.

Другие работы и достижения

Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ, и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди - например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» - вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.

Набросок солдат для картины «Воскресение Иисуса Христа», прибл. 1500 год.

Набросок красным карандашом «Трёх граций» для виллы Фарнезина.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 - 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Биография Рафаэля Санти

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля - «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений - «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких - «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Диспут Афинская школа Адам и Ева

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии - Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа - Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда - изгнания грабителя храма небесным всадником - передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события - изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515-1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа - святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу - мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Библиография

  • Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
  • Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  • Элиасберг Н. Е. Рафаэль. - М.: Искусство, 1961. - 56, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - 80 с. - 60 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Рафаэль Санти краткое сообщение об итальянском художнике, мастере графики и архитектуры, представителе живописной умбрийской школы, Вы прочтете в этой статье.

«Рафаэль Санти» доклад

Где родился Рафаэль Санти?

Будущий художник появился на свет 6 апреля 1483 года в городке Урбино (Италия) в семье декоратора и художника. Отец, заметив способность сына к живописному искусству, начал брать его с собой на работу во дворец. Мальчик с малых лет общался с известными итальянскими мастерами кисти: Пьеро делла Франческой, Паоло Уччелло и Лука Синьорелли.

В 8-летнем возрасте мальчик лишился матери. Его отец долго не оставался вдовцом и привел новую жену в дом. Мачеха не очень жаловала Рафаэля. Еще через 4 года он остался и без отца. Попечители Санти отправляют его к Пьетро Ваннуччи на обучение в Перуджу, где он учился вплоть до 1504 года. Благодаря своему обаянию и дружелюбию, юноша легко сходился с людьми и обзавелся большим количеством друзей. В скором времени его творчество практически ничем не отличалось от картин учителя Ваннуччи.

Вслед за своим наставником он в 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь у него начинает вырабатываться собственный стиль писания картин, Рафаэль вкладывает в них всю тоску по матери, создав много Мадонн.

Папа римский Юлий II, находясь под впечатлением работ Санти, в 1508 году приглашает его в Рим для того, чтобы художник расписал старый Ватиканский дворец. С 1509 года он занимался росписями комнат дворца, вложив сюда все свои знания, умение и талант. После смерти Юлия, место папы занимает Лев X, и он назначает художника главным архитектором строительства Базилики Святого Петра. Также в 1514 году он становится хранителем ценностей: в его обязанности входили перепись и охрана памятников Древнего Рима. За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). Новый папа настолько боялся, что талантливого Санти переманят к себе французы, что просто загружал его работой и поощрял похвалой и подарками. Поэтому художник никогда не испытывал недостатка средств. Дом, где жил Рафаэль Санти был поистине роскошным и построенным в античном стиле по собственному проекту. А вот с личной жизнью не сложилось – он был поклонником красоты прекрасного пола, и связывать себя узами брака не спешил. Но случилось чудо! Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3 000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. Целых 6 лет влюбленные жили вместе. Девушка не переставала вдохновлять гения на новые шедевры: он создал целый цикл Мадонн на ее честь.

От чего умер Рафаэль Санти?

Великого художника не стало 6 апреля 1520 года. И причины его смерти оставили много загадок. Не понятно, почему он простудился. Врачи вместо того, чтобы поддержать его силы, сделали Санти кровопускание. Это действие и погубило его. Кстати, Маргарите Лути было назначено пожизненное содержание, и дом художника перешел ей в содержание.

Рафаэль Санти известные картины — «Обручение Девы Марии», «Мадонна Конестабиле», «Сон рыцаря», «Три грации», копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь», «Положение во гроб», «Амур и Психея», «Сикстинская мадонна», «Донна Велата», «Форнарина»

Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти , известного как Рафаэль, стал городок Урбино — столица небольшого герцогства в Италии. Дата рождения — 28 марта 1483 года.

Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи , носившему прозвище Перуджино , возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.

Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений.

В своих произведениях Рафаэль воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования. Конечно, эти представления и мечты были очень далеки от реалий, в которых жил художник. Однако ему удалось отразить устремления и те, вехи, которые уже были достигнуты обновленной культурой Италии, и к которым стремились другие народы и последующие эпохи.

Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.

В период с 1504 по 1508 годы Рафаэль живет и творит во Флоренции, где его творчество, конечно, подверглось влиянию Микеланджело и Леонардо да Винчи . Именно в это время его работы обретают зрелость, именно тогда он производит на свет лучшие свои работы, в том числе и знаменитую Мадонну с младенцем .

Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут », «Афинская школа » — они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас », «Мудрость, Умеренность и Сила ». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи . После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Петра.

Рафаэль в своем письме к Бальдассаре Кастильоне разъясняет идеальность своего искусства очень просто. Он говорит о том, что, для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, ему нужно увидеть много красавиц, имея рядом и других судей, которые подтвердят, что женщины прекрасны, и тут же говорит об отсутствии, как первых, так и вторых, и поэтому он обращается к своему воображению, к своим идеям, которые стремятся к совершенству.

Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Его «Мадонны» передают красоту, и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэлю удалось то, что наши современники считают его исторической заслугой, он смог создать синтез двух миров — греческой классики и христианского мира. Такое «эллинизированное христианство», имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.

Рафаэль сумел претворить гуманистические идеи своего времени в образы простые и ясные, которые передавали и повседневные и философские понятия.

Современники вспоминают Рафаэля, как человека сердечного, поддающегося внешним влияниям. У него была приятная внешность, «патрицианское лицо». Он держался уверенно, но без высокомерия. Натура же у него была мягкая, почти женственная.

Его тонкая одухотворенность сквозит уже в его ранней работе «Мадонне Конестабиле », которая нынче хранится в Эрмитаже. Композиция «Обручение Марии » демонстрирует его умение работать с композиционным решением своих произведений, располагать фигуры в пространстве, связывать их с окружением. В этих ранних работах он демонстрирует свое становление мастера Высокого Возрождения — это подтверждает и манера построения чертежа, и гармония архитектурных форм, и цельность, уравновешенность частей композиции.

Сикстинская Мадонна

Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм — кругов и полукружий, и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.

За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества — знаменитую Сикстинскую мадонну , которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце.

Рафаэль задумал представить таинство явления Богоматери, как чудо зримое. Для этого он использует раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес обычно поддерживают ангелы, в этой же картине занавес как будто раздвинут святым духом. То, что Богоматерь — явление неземное свидетельствует то, с какой легкостью, босая шествует она по облакам, прижимая к груди сына.

В своем творении Рафаэлю удалось совместить черты идеальные, той религиозной идеальностью, которая присуща всем святым душам с естественной человечностью. Небесная царица несет свое дитя навстречу людям. Она идет с гордостью матери, которая выносила божественное дитя, в каждом ее движении недосягаемость — она уже не принадлежит себе и этому миру, у нее другое предназначение.

Ее нежное лицо несет печать невыразимой скорби — она тревожится и предвидит судьбу дитя. Изначально картина находилась в хоре монастырской церкви св. Сикста в Пьяченце. Там она казалась парящей. Издалека она казалась плоской — темным пятном на светлом фоне. Если же приблизиться к картине, то впечатление меняется, зрителя захватывают новые ощущения.

Плоскостная бестелесность пропадает, все фигуры становятся объемными, в каждой из них появляется жизнь. И перед зрителем уже не Богоматерь, парящая в облаках, а женщина, идущая нам на встречу. Ее одежда как будто колышется в потоке воздуха — край плаща и покрывало отбросил встречный ветер, а занавес, открывающий фигуры перед нами, помогает создавать полную иллюзию движения.

Замысел художника объединяет два пространства, то, которое находится по ту сторону холста, воображаемое идеальное пространство и реальное пространство, в котором находятся зрители. Для того чтобы убедиться, что перед нами холст подходить к нему и дотрагиваться не обязательно.

Понимая, что перед нами просто искусно окрашенный холст мы в мыслях и в чувствах, на уровне более тонких материй чувствуем себя рядом с Богоматерью. И, если в самом начале возникает ощущение, что Мадонна спускается к нам, то непродолжительное время, побыв рядом с ней, появляется чувство, что это мы поднимается к ней навстречу. Тем не менее это не смущает зрителя, не вызывает внутреннего конфликта. Ощущение нереальности проходит и Мадонна замирает.

Интересно, что в этой работе художник не использует изображения неба или земли. Нет никаких архитектурных декораций или пейзажей, так характерных для работ Рафаэля. Все действие происходит в облаках, которые заполняют всю картину. Облака, более плотные в нижней части картины, в верхней нежные и светящиеся. Изображение занавеса обрамляет фигуры плотно, поэтому издалека создается ощущение рисунка плоского, а сложность изображенного пространства только угадывается.

Рафаэлло Санцио да Урбино – итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения. Его работы отличаются изяществом форм, простотой композиции и тонким пониманием гуманизма Ренессанса.

Рафаэль родился в 1483 году (точная дата рождения не установлена) в городе Урбино. Его отец - Джованни Санти, придворный художник местного герцога – был весьма образованным человеком; писал стихи, хорошо разбирался в истории гуманитарных наук; свою любовь к искусству и тонкий вкус сумел внушить и передать сыну.

Рафаэль рано потерял своих родителей – мать умерла, когда мальчику было восемь, спустя еще три года ушёл из жизни его отец. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. В юности Рафаэль работал – по разным версиям – в мастерских выдающихся урбинских художников – Пьетро Перуджино или Тимотео Вити. Первая версия кажется более вероятной; главным образом потом, что влияние Перуджино очень хорошо прослеживается в ранних работах Рафаэля. Однако работы юного художника этого периода непросто отличить от полотен его учителя из-за схожести стиля и стремления Рафаэля во всём подражать мастеру.

Первая точно задокументированная работа Рафаэля – «Ангел» (1500 – 1501), полотно, написанное масляными красками для церкви святого Николаса Толентинского. В последующие годы Рафаэль активно работает, создавая полотна и фрески для церквей и частных коллекций. Среди картин этого периода – «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами», «Обручение Девы Марии», фрески для Сиенского собора.

С 1504 начинается «флорентинский период» в творчестве Рафаэля, хотя нет точных указаний на то, что художник действительно жил во Флоренции в это время. Тем не менее, искусство севера Италии оказало на творческую манеру Рафаэля большое влияние. К этому периоду относятся такие произведения, как «Мадонна в зелени», «Святая Екатерина Александрийская», «Положение во гроб».

В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим по приглашению папы Юлия II, где остаётся до конца своей жизни. Самый знаменитый и масштабный проект живописца этого времени – «Станцы Рафаэля», комнаты в папском дворце в Ватикане, которые художник украсил своим фресками. Роспись дворца занимала большую часть времени живописца, однако в это время он создаёт несколько шедевров, которым суждено приобрести всемирную известность – «Триумф Галатеи», «Крестный путь», «Святое семейство».

Рафаэль скончался 6-го апреля 1520-го года. Причины его смерти остаются неизвестными. Надпись на его могиле гласит: «Здесь покоится Рафаэль; живой, он стал достойным соперником самой Природы; умирающего, она оплакала его, страшась, что теперь погибнет сама».

Интересные факты и даты из жизни



Рассказать друзьям