Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова. Палаты троекуровых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Кошевой и Равшана Куркова

22.12.2016 Эвелина Гурецкая

С некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.

Александр Сергеевич Пушкин так и не закончил свой роман «Дубровский» , пытаясь отобразить темную сторону русской души во вполне, казалось бы, романтическом произведении. Можно предположить, что именно это больше всего привлекло в «Дубровском» талантливого режиссера-экспериментатора Максима Диденко . Продюсерская компания «Экстатик» собрала в «Черном русском» массу знаменитостей: хореография - модного Евгения Кулагина («Машина Мюллер» в «Гоголь-Центре»), художник по костюмам — Евгения Панфилова Золотая маска» за «Золушку» в «Практике»), художник-постановщик — Мария Трегубова («Золотая маска» за «Алису» в БДТ). В итоге «Черный русский» стал модным событием, которое театральные критики единодушно окрестили «перформансом» . Создатели назвали его «иммерсивным спектаклем-триллером по мотивам неоконченного романа А.С.Пушкина «Дубровский». Еще одно определение подобных постановок - квест, или интерактивный спектакль, которые в просторечье именуют «спектаклями -бродилками». Этот жанр зародился в Британии в 2000 году: зритель ходит за актерами, наблюдая за их игрой в разных театральных локациях, а порой и сам оказывается вовлеченным в действо. В России они появились не так давно, но становятся все популярнее. Среди первопроходцев - Театр Маяковского с «Декалогом» , «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, да и «Гоголь-Центр» эту форму уже опробовал. Но «Черный русский», похоже, стремится затмить все до него существовавшее. Средства в него явно вложены немалые.

Искушенный театрал вряд сюда придет, а если и придет, то с предубеждением: «Все понятно, взяли беспроигрышный вариант, «наше все», переиначили его на свой лад, забыв о первоисточнике. Главное, и не придерешься: написали ведь "по мотивам"» . А прийти стоит, хотя бы ради того, чтобы понять, как коммерческий театр ищет новые формы, соперничая с привычными антрепризами.

Сцена из спектакля

Дом Спиридонова на время стал Домом Троекурова. Парадный подъезд с красной дорожкой, массивной дверью и еловым лапником каждому пришедшему дает почувствовать: он среди избранных. Учитывая цены на билеты, сюда и впрямь приходят «избранные». Уже в передней - атмосфера тайны, буквально разлитая в воздухе: девушки с набеленными лицами в одеждах то ли монахинь, то ли тайных прислужниц; открытый гроб со встроенным зеркалом. Звучат поминальные молитвы. Всем раздают маски: лисы, оленя и совы. Выбирать не приходится. Маска здесь - твоя судьба. «В этом доме нельзя предсказать, куда вас заведет судьба и собственное любопытство». К тому же за масками не разглядеть лиц, хотя знаменитостей здесь немало - побывать на «Черном русском» считает своим долгом весь столичный бомонд. В сопровождении тех же существ в черном публика сначала перемещается в буфет. Интерьеры и здесь, и во всех иных пространствах выдержаны в черных тонах, равно как и закуски, предлагаемые к водочке: черный хлеб, черная кровяная колбаса, и даже блины почти черного цвета. Вспоминая сюжет пушкинского романа, понимаешь, что ты на поминках почившего Андрея Гавриловича Дубровского, отца главного героя. С этого момента и начинается само действо.

Те же персонажи в черном выводят за собой публику, сортируя ее по маскам. Тут и понимаешь, что у каждой маски свой путь. Одни пошли за Машей, другие - за Троекуровым, третьи за Дубровским. «В этом доме запрещено смотреть, однако гости остаются вправе подглядывать» . Мне довелось подглядывать за Дубровским, который появился в какой-то момент в буфете вместе с двойником. Оба одеты в европейские костюмы с красными жилетами. Кто из них Дубровский догадаться было несложно: харизматичный Владимир Кошевой притягивает к себе своей энергетикой. С какой завистью будут многие подглядывать за его избранницами, когда Дубровский-Кошевой выберет из цепочки блуждающих по картонному черному лесу одну из девушек и уединится с ней! И какое счастье, если повезет оказаться одной из них - когда он тебе жарко нашептывает на ухо знакомые пушкинские строки, звучащие по-новому, страстно, и интимно. Но это будет потом...

Владимир Кошевой и Равшана Куркова

Сначала следом за ним начинаются перемещения во времени и пространстве, где смешаются эпизоды из пушкинского романа и арт-хаусные находки режиссера. Где эстетика модерна сосуществует с нашим, исконно русским, народно-хороводными, даже сказочным: непременный карла в дурацком колпаке и полосатых штанах, сеновал и скотный двор с живыми свинками и гусями. Ну, и медведи, разумеется, то есть артисты в медвежьих шкурах. Одного из них Дубровский, он же француз Дефорж в доме Троекурова, завалит выстрелом, а из шкуры вдруг появится обнаженная красотка.

Любопытным рекомендуется придти сюда еще два раза, чтобы «подсмотреть» за Машей и Троекуровым - действие развивается в трех сюжетных линиях. У тех, кто роман Пушкина подзабыл, будут проблемы с восприятием. Ближе к финалу все три линии воссоединятся вокруг крутящегося стола-сцены, блуждающие превратятся, наконец, в обычных зрителей. Все задействованные в представлении артисты уместятся на этом столе. Будет бал под «Гром победы раздавайся» - отставной генерал-аншеф Гаврила Петрович Троекуров частенько напевал эту мелодию. Гостям, то бишь зрителям, поднесут водочки - «За Святую Русь». Следом за балом - финал истории любви детей двух враждующих семейств - Дубровских и Троекуровых. После плясок и хороводов прольется кровь - Маша в подвенечном платье выхватит из кармана крошечный револьвер и первой выстрелит в Дубровского. Потоки крови расплывутся по белоснежному столу и стенам. Такой видит нынешнюю реальность режиссер Диденко: замуж девушка предпочтет по доброй воле выйти за богатого князя Верейского, а не за нищего, хотя и любимого разбойника Дубровского. А его решится убить, чтобы душу не бередить: «нет человека - нет проблемы». Пушкин, помнится, Дубровского оставил в живых. Но времена меняются. Вот и в Маше проявилось нечто от «черного русского». Под монотонный голос диктора: «Всем срочно покинуть здание. Всем срочно покинуть здание» - гости спешно покидают дом.

Сцена из спектакля

Красивые лица и тела актеров, прекрасная хореография, продуманные костюмы, видеоинсталляции на потолке и стенах (над этим работала целая группа художников видеоарта), музыка композитора Ивана Кушнира - все вместе делает это представление по-настоящему зрелищным. И в то же время явно перегруженным элементами разнообразных декораций, смысл которых не всегда понятен. Тот самый случай, когда форма явно превалирует над содержанием, и «за деревьями не увидишь леса». Если у кого-то и появится желание задуматься о глубинных смыслах, которые режиссер Диденко, безусловно, хотел донести, на это просто не хватит времени, так стремительно все меняется. Так что зрители в массе своей воспринимают «Черного русского» как развлечение - не более того. Хотя впечатлений каждый получит вдоволь. Впрочем, именно за впечатлениями в первую очередь люди и ходят в театр.

Кто здесь настоящие герои - так это артисты. Все без исключения. Им приходится выкладываться. Спектакли идут как киносеансы - по три подряд почти каждый вечер. На главные роли приглашены по нескольку исполнителей. Никогда не угадаешь, кто будет Дубровским: Артем Ткаченко, Иван Дель, Станислав Румянцев или Владимир Кошевой. В роли Маши сначала были задействованы две актрисы - Равшана Куркова и Мари Ворожи, но ввели еще и Елену Николаеву. Троекуровых, правда, всего два: Владимир Дель и Андрей Ребенков. Что касается других исполнителей, определить, кто есть кто довольно сложно, даже если перед началом внимательно изучить программку. В которой, кстати, приведена цитата из записной книжки Анны Ахматовой: «Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И все-таки Дубровский - неудача Пушкина. И, Слава Богу, что он его не закончил ». За него «Дубровского» закончил Максим Диденко. По-своему. Но что надо непременно сделать зрителям перед походом на «Черного русского», так это перечитать «Дубровского».

Сцена из спектакля Темы:

Георгиевский пер., 4

фото - Лев Кучинский (кто такой, не знаю)

Палаты XVI-XVII вв., принадлежавшие боярину И.Б.Троекурову, упоминались как сохранившиеся до нашего времени в сообществе неоднократно ( , и ) в связи с утраченными палатами В.В.Голицына в Охотном ряду.
Прочитала в сборнике "Петр Барановский. Труды, воспоминания современников", изд."Отчий дом", Москва, 1996) в воспоминаниях академика И.В.Петрянова "Человек-легенда" следующее...

Будучи крайне мало осведомлена в вопросах москвоведения, но, тем не менее, общаясь в сообществе со знающими людьми, и имея пример (Мещанская, 3) того, что "часть" может означать и, в том числе, - "наличники на бетонном каркасе", решила уточнить, что же в данном случае означает "часть".
В сети нашлась фотография этих палат, которая вынесена в начало поста и эта (автора установить не удалось, источник - "Энциклопедия Москва")

Далее - скан-текст из книги "История русской архитектуры" (Учебник для вузов// 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург, Стройиздат СПб. 1994 - 600 с.), Архитектура централизованного Русского государства (XVII в.) (Тиц А.А.), Развитие гражданского зодчества


Палаты В.В.Голицына (около 1689 г.) Фасад (реконструкция П.Д.Барановского и Н.Н.Соболева)

Особую группу составляют палаты, строившиеся сторонниками западно-европейских новшеств. Именно в этих каменных палатах наиболее наглядны перемены, подготовившие появление дворцовых построек ХVII в.
Переход от свободной композиции обособленных в пространственном и конструктивном отношении объемов, из которых слагались хоромы, к более регулярной компактной композиции и центрально-осевому построению уже заметен в московских палатах В. В. Голицына. Каменная часть этого здания, законченного около 1689 г., представляла собой почти правильный параллелепипед с несколько смещенным с оси выступающим объемом столовой палаты. Этот расположенный в средней части объем сохранял главенствующее значение и в пространственной структуре здания. Если в архитектурных формах первого этажа, расположении окон, рисунке наличников чувствуется традиционный подход, то второй этаж с четким строем однотипных оконных обрамлений говорит о новых художественных идеалах. Весьма знаменательно членение выступающей стены столовой палаты колонками, поставленными в каждом простенке, а не фиксирующими места примыкания внутренних стен.
Элементы ордерной системы, большая регулярность, устройство анфилады приемных комнат, отделанных на «фряжский» манер, являются приметами перехода к возведению дворцовых построек на Руси.


Фрагмент фасада палат И.Б.Троекурова (XVI-XVII вв.), эскиз А.А.Тица

Достаточно геометрически правильны очертания плана московских палат боярина И. Б. Троекурова, находившихся по соседству (Георгиевский пер., 4) с домом В. В. Голицына.
Палаты Троекурова строились в несколько этапов, а потому их фасады дают наглядную картину изменения декоративных форм. Подклет здания, возможно, даже восходит к XVI в. Фасад второго этажа со спаренными колонками по углам и в местах примыкания внутренних стен, с узорными наличниками и небольшими арочными оконными проемами типичен для середины XVII в. Столь же характерен, но для конца XVII в., и третий этаж. Окна становятся больше и приобретают прямоугольные очертания, наличники включают ордерные формы. Их основой являются две коринфские колонки на консолях с антаблементом. В членениях карниза сказываются и принципы построения классического антаблемента.

........................................ ......................


М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.
Палаты боярина Троекурова — одно из замечательных жилых зданий XVII века. Вместо разновеликой живописной группы каменных палат, обычно крытых порознь разнообразными по форме крышами, мы видим здесь единый каменный блок здания. Однако декоративные формы нижнего и верхнего этажей отличаются друг от друга. Если нижний имеет наличники и карнизы-тяги, типичные для середины XVII века, то верхний — замечательное по красоте и рисунку белокаменное убранство, типичное уже для конца столетия. Подобный «разнобой» форм объясняется тем, что первоначально над зданием XVI века была выстроена нижняя часть в виде обычных самостоятельно крытых крышами палат. В конце 80-х годов XVII века их надстроили, объединив все здание общей кровлей. Так сложился новый тип дома, цельный по своему объему. Однако легко установить, что спаренным колонкам фасада здания отвечает внутренняя система стен его помещений-комнат; в этом приеме членения наружных стен видны еще старые навыки. Варварски стесанные в XIX веке наличники третьего парадного этажа были особенно декоративны. С правой стороны дома, обращенной к ул. Охотный Ряд, некогда находились открытая галерея и лестница, ведшая во внутренние покои. Система расположения верхних помещений представляет собой простое сопоставление почти равных по площади комнат с высокими сводами, что свидетельствует о воздействии старых планировочных схем деревянного зодчества.

........................................ ..............
Сегодня увидеть эти палаты "простому смертному" очень сложно. Вернее, увидеть еще как-то можно, но сфотографировать, у меня во всяком случае, получилось только так

Ниже - фрагменты этой же фотографии



Снаружи выглядят палаты довольно печально...
Охранник сказал, что сейчас здание пустует и разрушается на глазах...

..............................
С середины 50-х годов и до 1985 г. в палатах находился Государственный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

В 1999 году предполагалось палаты Троекурова отдать музею детских театров, у основания которого стоит Наталья Ильинична Сац, но Государственная Дума пророчила туда свой собственный музей. Это - режимная территория, и на нее у Думы - свои виды.

В распоряжении Правительства Москвы от 15 сентября 2005 г. N 1808-РП (пп Ю.М.Лужков) "О первоочередных мерах по созданию комплексной нфраструктуры туристического сервиса на пешеходном маршруте "По достопримечательным местам Замоскворечья" в составе туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" (понятия не имею, насколько это распоряжение актуально ) в числе "объектов, рекомендуемых для создания археологической экспозиции (музея)" под номером 6 - "Палаты Троекуровых и комплекс кузнечного производства в Охотном ряду".

На форуме ОИРУ 14.04.2006 размещено объявление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о повторном открытом конкурсе на разработку научно-проектной и сметной документации (включая получение необходимых согласований, ТУ, разрешений и утверждений в соответствующих органах) для реставрации и приспособления памятника архитектуры "Палаты Троекуровых" (дата окончания приема конкурсных заявок - 3 октября 2003 г. (вероятно, "воз и ныне там"? )
.............................

На этом - все! Спасибо за внимание:)
Рассказывайте пожалуйста, кто что знает. Спасибо!
...............
UPD:
Охотный ряд (фото из сети, год?)

Дом Троекурова располагается в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, 6 линия, 13. Поразительно, как хорошо сохранился до нашего времени этот старинный Троекуровский особняк – уникальный образец каменных построек петровской эпохи, своего рода первый типовой «образцовый» петербургский проект. Именно такими типовыми домами «для именитых» владельцев и был застроен Петербург в середине XVIII века.

Согласно историческим сведениям, государь Петр I издал указ, по которому застройка Петербурга строго регламентировалась социальным и материальным положением каждого жителя города, имеющего возможность возвести частное жилое строение. Новый дом должен был строиться по одному из настоятельно рекомендуемых «образцовых проектов», которых было всего три: для «именитых», для «зажиточных» и для «подлых».

По мнению историков и экспертов, Троекуровский дом – это второе каменное строение Санкт-Петербурга после Меншиковского дворца. Этот особняк был выстроен в 30-х годах ХVIII века для купца Алексея Троекурова, служившего стольником Петра I, первым архитектором той эпохи Доменико Трезини. Дом отмечен памятной доской как памятник архитектуры, построенный в 1720-1730 годах по “образцовому проекту”. Дом Троекурова – образец раннего петровского барокко, еще не обросшего вычурными формами и украшениями.

Дом изначально строился двухэтажным, но первый этаж «ушёл» в землю и сейчас это скорее полуподвал, где сегодня размещается кафе-бар “У Троекурова”. Особняк Троекурова сам по себе небольшой, но очень уютный, двухцветный (жёлто-белый), расположенный рядом с Трёхсвятительским храмом. По фасаду дома компактно расположены девять мелко расстеклованных окон с рельефным фигурным обрамлением, разделенных неглубокими филенками. Мезонин, завершающий центральную часть здания дома, прекрасно передаёт характерные для начала века архитектурные веяния и придаёт дому характер некой парадности. Центральную часть и углы дома архитектор подчеркнул рустованными лопатками, придающими дополнительный парадный штрих к общему впечатлению, производимому домом.

После смерти Троекурова дом перешёл к его вдове и дочери. Впоследствии дом многократно перепродавался и в 1808 году был выкуплен городскими властями "для жительства вице-губернатора". Во второй половине XIX века дом был передан Министерству Финансов, а затем снова продан частным владельцам. За свою почти трехсотлетнюю историю дом Троекурова повидал множество владельцев: это и графиня Салтыкова, и статс-советник Курбатов, и принц Штерке, и даже дети, воспитанники привилегированного приюта. В послереволюционное время в доме были устроены коммунальные квартиры.

В 1968 году в преддверии международной выставки дом Троекурова решено было отдать под снос. Однако, благодаря группе энтузиастов (архитекторы В.А. Бутми, М.В. Йогансен, историк И.А. Бартенев, преподаватели и студенты Художественной академии) здание было сохранено. В 1969 году группа реставраторов под руководством И.А. Бартенева и М.В. Йогансена в доме Троекурова провела реставрационные работы, благодаря которым облик фасада приблизился к первоначальному облику здания.

Сейчас в нем находится трехзвездочная гостиница с паркингом на пятьдесят автомобилей. Гостиница всё больше и больше обретает популярность, в том числе и потому, что располагается в одном из первых каменных зданий Петербурга. Фасад дома сохранен в первоначальном виде, зато полезную площадь здания смогли увеличить в несколько раз.

Недавно в архиве палат френд wlad11 опубликовал эти фотографии из окон Госдумы.



Палаты эти принадлежали главе Стрелецкого приказа, боярину И. В. Троекурову. О них и о соседних палатах князя В. В. Голицына, находившихся на месте современного здания Думы по Охотному ряду, писал в 1927 г. в журнале "Строительство Москвы" академик И. Э. Грабарь: "Замечательнейшая по красоте архитектурная перспектива получится после завершения начатых работ по восстановлению древних домов XVII века Голицына и Троекурова... Москва получит редчайшие образцы гражданской архитектуры XVII века, дошедшие до нашего времени в столь малом количестве". Надежды академика не сбылись - после реставрации палаты Голицына были снесены, но вот троекуровские остались, оказавшись во дворе воздвигнутого по красной линии Охотного ряда здания.


В середине XVII в. они выстроены для бояр Троекуровых на более древнем (XVI в.) белокаменном подклете, в котором размещались хозяйственные и конторские помещения. Второй этаж предназначался для жилья, а третий, первоначально деревянный, был парадным.

После пожара 1680 он был в 1691-96 заменён каменным, с пышными «нарышкинскими» наличниками, причем на северном (хозяйственном) фасаде они были не вытесаны в камне, а изображены живописными средствами, над которым возвели открытую террасу - гульбище, ограждённую парапетами. Здание, размещённое «глаголем», имело в северо-восточном углу наружные лестницы и крытую деревянную галерею на каменных столбах, над которой на уровне третьго этажа размещался балкон (галерея перестроена в XX в.).

Дом представляет собой редкий пример перехода от традиционных боярских палат к дворцовому зданию нового типа. Композиция «глаголем» и отражение внутренней структуры на фасадах обычны для древнерусского жилого зодчества, но разбивка фасада на относительно равные отрезки и анфиладное расположение парадных покоев свидетельствуют о новых веяниях.
При сохранении многих традиционных черт архитектуру палат Троекуровых отличают большая регулярность плана и членений, компактная и рациональная организация объёмов. В интерьерах большие сводчатые помещения соединены в анфилады, во втором этаже использованы своды со сложной системой распалубок, воспринимающейся как часть декоративного убранства. В первом и втором этажах на фасадах сохранились профилированные междуэтажные тяги и пластичные килевидные наличники из тёсаного кирпича. В третьем этаже на южном и западном фасадах помещены пышные белокаменные наличники в стиле московского барокко.

«В последнее время ходили слухи о чудовищном проекте сломки… зданий и постройки на всем протяжении от Дома Союзов до Тверской гигантского небоскреба для Госбанка. Слухи эти встревожили всех любителей московской старины. Действительно, что может быть нелепее с точки зрения азбуки целесообразного городского строительства, как это ненужное строительное уплотнение и без того уплотненного центра, с неизбежным затемнением окружающей местности. Не застраивать небоскребами надо этот центр, а наоборот, раскрыть его следует, удалив мешающие наросты, облепившие со всех сторон усадьбы Голицына и Троекурова…»

Так писал И. Э. Грабарь в 1925 году. Но сквера не получилось, палаты Голицына и соседствующая с ними церковь Параскевы Пятницы были снесены, а чудом уцелевший один из главнейших дворцов петровской Москвы в 1935 году оказался отгорожен от города мрачной громадой здания Генплана.

В основе палат Троекурова находится постройка XVI века, показанная на плане Москвы 1626 года. Исследователи полагают, что от нее сохранились три сводчатых палаты в первом этаже южной части дома, однако их внешний облик неясен (не исключено даже, что они принадлежали двум отдельно стоящим постройкам). Предполагается, что всем домом уже тогда владел именитый княжеский род Троекуровых - потомков самого Мономаха. Скорей всего именно они капитально перестроили палаты в середине XVII века, превратив их в один из самых огромных дворцов города. В 1680 году дом пострадал в пожаре, сгорел деревянный верхний терем. К 1691 году палаты восстановлены и надстроены парадным каменным этажом, и с этого времени начинается их документальная история. Сохранилась запись о том, как боярина Ивана Борисовича Троекурова (в ту пору начальника Стрелецкого приказа и мужа родной сестры царицы Евдокии Лопухиной) в связи с новосельем государь пожаловал 40 соболями.

А прямо напротив Троекуровского дворца располагалась усадьба Василия Васильевича Голицына, знаменитого и всесильного фаворита Софьи, «дворцового воеводы и оберегателя царственной большой печати». С легкой руки Гиляровского утвердилось мнение о том, что два противостоящих дворца – свидетельство тщеславной борьбы политических противников. Однако, это не так. Василий Голицын начал строительство своего дворца в 1680-е, интерьеры были готовы к 1686-му, а еще через три года в документах появляется запись о том, что кровельный мастер Готфрид покрыл хоромы «медью по железной решетке». В этом же году карьера Голицына оканчивается - после Стрелецкого бунта он отправлен в пожизненную ссылку. Троекуров, напротив, поднялся именно в те дни - он по приказу скрывающегося в лавре Петра убедил Софью отступить от Сергиева Посада и вернуться в Москву. Когда страсти улеглись, Петр назначил Ивана Борисовича новым начальником Стрелецкого приказа, и, видимо, тогда Троекуров и приступил к надстройке своих палат. То есть их новый, барочный облик можно считать не знаком соперничества, а скорее - памятником победе над конкурирующим соседом.

В конце 1920-х годов Охотный ряд был объявлен территорией очередной стройки века: сначала здесь планировали разместить Дворец Советов, потом Госбанк. Искусствоведы слали чиновникам тревожные воззвания с просьбой сохранить уголок старой Москвы. Но тщетно. 27 июня 1928 года был снесен храм Параскевы Пятницы, следом уничтожены палаты Голицыных. Просто удивительно, что удалось уцелеть дворцу Троекурова. Он продолжал оставаться жилым домом, в котором по состоянию на 1956 год проживало 268 человек (89 семей).

Во второй половине пятидесятых началась реставрация, которой руководила архитектор Гали Алферова. Был полностью восстановлен богатый кирпичный декор на фасадах и в интерьерах памятника. Важное открытие Алферовой: на чердаке палат обнаружено белокаменное мощение, тянущееся вдоль периметра наружных стен. То есть это пол открытого, обнесенного парапетом гульбища, которое окружало деревянную светелку, стоящую на сводах палат. Кремль оттуда был виден как на ладони…

В 1960-е годы в палатах размещался Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки, но в 1980 году он съехал. Когда в 1994 году в бывшее здание СТО (Совета Труда и Обороны) въехала Госдума, дворец оказался на закрытой и охраняемой территории. Долгие годы городские и федеральные власти определяли, кто же должен содержать уникальный памятник архитектуры. Предполагался тут и зал для приема делегаций, и музей Госдумы, а брошенный памятник все ветшал и ветшал. Судьба его неясна до сих пор, а увидеть прекрасный дворец можно только через забор со стороны Георгиевского переулка.



Рассказать друзьям