Вывод (мое мнение)
Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.Волшебная сказка «Марья Моревна». Анализ произведения
Время написания
Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.
Тема и сюжет
Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона. Следующий сюжет - женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачивает возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испытания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов - мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего противника и освобождает возлюбленную.
Главная мысль (идея)
Герой сказки, совершив опрометчивый поступок - нарушив запрет, проходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доброту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает зло.
Жанр - народная волшебная сказка.
В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации - это исследуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее - Иван-царевич с сестрами. В этой части волшебной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму - смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами оказываются Сокол, Орел и Ворон - в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).
Встреча героя с Марьей Моревной - девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) - является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.
Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (открывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколько попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им героем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присутствует магия по смежности.
Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выполнение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой проявляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке - волшебного коня), помогающего герою победить врага.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.
Развязка - это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» - приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств - своего и жены.
Твкжб герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций).
Функции распределяются среди персонажей:
- антагониста (вредителя) - Кощей Бессмертный,
- дарителя - Баба Яга,
- помощника - львица, пчелиная матка, птица,
- царевны - Марья Моревна,
- героя - Иван-царевич.
Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с помощью традиционных клише:
1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):
- «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» - сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;
- «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» - сказочная концовка, финал.
2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды):
- приход Ивана-царевича к Бабе Яге,
- клишированное описание портрета - «Баба Яга, костяная нога»;
- клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.;
- постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др.
В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнительных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.
- < Назад
- Вперёд >
Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.
История создания
Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.
Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .
Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.
Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.
Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».
Марья Моревна в сказках
О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.
Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.
Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.
Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.
Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.
Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.
Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.
Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.
Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.
Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.
Экранизации
Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.
В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.
- В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
- Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
- Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».
Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки - имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.
Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен - Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.
Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу - жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.
Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти - это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.
Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича - символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.
Волшебный богатырский конь - символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование. Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня - значит уравнять шансы, добиться справедливости.
Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях бабы-яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к бабе-яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка - равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях бабы-яги.
Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить - рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период - и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.
Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки - быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр. Как известно, кадры решают все!Тот руководитель, который умеет растить хорошие кадры - растит и успешность своего бизнеса. Ведь хороший руководитель всегда становится на сторону добра, а добро всегда одерживает победу и приносит успех!
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.
Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гулял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестрами поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол. Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил выдать за него замуж Марью-царевну. Иван-царевич спросил у сестры, по душе ли ей добрый молодей. Марья-царевна согласилась. Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.
Прошел год. Отправился Иван-царевич с сестрами на прогулку. Снова началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как во дворец влетел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.
Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца. Молодой человек был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась. Вскоре она стала женой ворона и улетела в его царство.
Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван царевич спросил, кто побил войско. И ему ответили, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна. Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Моревна, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его погостить. Некоторое время провел у нее Иван-царевич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.
Стали они жить-поживать. Но Марья Моревна снова стала собираться на войну. Она оставила Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-настрого запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич открыл чулан. Там был Кощей Бессмертный, прикованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царевич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попросил еще. Так Иван-царевич принес ему три ведра. И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.
Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей женой, старшей из сестер Ивана-царевича. Они радушно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебряную ложку, чтобы они знали, как у него дела.
Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить серебряную вилку. Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с женой. Они радушно встретили брата. Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оставить серебряную табакерку.
Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадовалась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царевич решил освободить свою жену.
Вечером вернулся домой Кощей. Его волшебный конь рассказал, что приходил Иван-царевич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал. Кощей сказал, что на первый раз прощает. Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Моревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царевич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти. Но Кощей их догнал.
Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-царевича в мелкие кусочки, положил их в смоляную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почернело серебро. Они поняли, что с ним случилась беда. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду. Они разрубили бочку, сложили изрубленного Ивана-царевича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-царевич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.
Кощей сказал, что получил жеребенка от волшебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, пришлось Кощею быть пастухом три дня. Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок. Достаточно махнуть им три раза, как через огненную реку сделается высокий мост.
Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птенцами. Одного птенца он хотел съесть. Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевич пошел дальше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного мода. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь. Дальше пошел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.
И опять не тронул он львенка, за что львица обещала ему помощь.
Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро выгнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.
Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Кобылицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвращаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.
Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы вернулись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобылицы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали. И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу. Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.
Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатырский конь Ивана-царевича ударил Кощея копытом и размозжил ему голову. После этого Иван-царевич добил Кощея палицей и сжег его на костре.
Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.
В этой сказке Кощей Бессмертный олицетворяет собою Зло. Иван-царевич олицетворяет Добро. У Ивана-царевича не случайно на протяжении всей сказки появляется множество помощников, ведь он добр сам по себе, он не обижает беззащитных животных, хорошо относится ко всем. Иван-царевич только один раз допустил ошибку, когда не выполнил просьбы Марьи Моревны и заглянул в запретный чулан. Именно потому ему пришлось преодолеть множество препятствий, чтобы вызволить свою любимую из плена Кощея Бессмертного. Однако Иван-царевич с достоинством вынес все испытания. И победил Зло в честном бою.
1 (20%) 1 vote
На этой странице искали:
- марья моревна краткое содержание
- краткое содержание сказки марья моревна
- сказка марья моревна краткое содержание
- краткое содержание марья моревна
- марья моревна сказка краткое содержание