Самые яркие кадры открытия мариинского театра.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Строительство

Как передаёт НТВ, новый генпроектировщик - КБ высотных и подземных сооружений - было создано в Петербурге всего два года назад. Согласно информации бюро, сейчас оно работает более чем на 20 городских объектах. Оно занимается строительством высотных многофункциональных гостиничных и жилых комплексов. Однако назвать конкретные адреса уже выполненных проектов руководство бюро отказалось. Известно, что стоимость контракта по второй сцене Мариинки составляет 320 миллионов рублей.

Примечания

Хронология событий

  • 14.07.2008. Федеральные власти, похоже, отказываются от проекта купола Мариинки-2 из-за больших проблем с его созданием, несмотря на то что за это творение Доминик Перро уже получил 7,5 млн евро (при полной стоимости контракта в 20 млн евро).
  • 04.08.2008. ОАО «Генеральная строительная корпорация» с понедельника, 4 августа, начало работы на стройплощадке второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге по новой комплексной технологической схеме, теперь при возведении объекта будут использоваться, в частности, технологии «стена в грунте» и «топ-даун». Новые решения были разработаны специально для реализации этого проекта.
  • 26.09.2008. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации подвела итоги аукциона на проведение работ по устройству крепления котлована для сооружения подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Победителем стало ОАО «Генеральная строительная корпорация». Работы по укреплению котлована будут завершены к 1 декабря.

В течение двух месяцев на площадке пробурят 2278 скважин, 2190 из них зацементируют. Таким образом будет создана ограждающая конструкция, которая будет поддерживать котлован и здания вокруг стройплощадки. Данная технология называется «джет граунтинг» (струйная цементация). Стоимость заказа - 450 млн рублей.

  • 25.02.2009. Строители заливают стены постоянных конструкций первого этажа будущего театра. Все, что происходило на объекте до этого, называлось технологическим процессом (укреплялся грунт , формировался фундамент).
  • 01.06.2009 Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил провести новый конкурс по выбору архитектурного облика новой сцены Мариинского театра.

По его словам, в первоначальном проекте, который выиграл на конкурсе в г., было много новаторских решений, «но после тщательного анализа, который проводился в течение 3 лет, выяснилось, что было допущено почти 4 сотни технических ошибок». В итоге контракт был расторгнут, авторские права выкуплены, а на доработку проекта ушёл ещё год. Лишь в г., после одобрения госэкспертизы, начались полномасштабные строительно-монтажные работы.

  • 28.07.2009 Конкурсная комиссия выбрала компанию, которая получит госконтракт по проектированию фасадов, кровли и интерьеров второй сцены Мариинского театра. Победило петербургское ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (ВИПС).

ВИПС представил на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, который компания собирается выполнить за 9,5 месяца и 300 млн рублей .

Примечания

Ссылки

  • «Проверки выявили одно нарушение: мы не купили валенки нашему геологу»
  • Купол опустили до котлована //Газета «Коммерсантъ» № 74(3891) от 04.05.2008
  • История балета Мариинского театра в книге «Три века петербургского балета»

См. также

Ошибка цитирования Для существующего тега не найдено соответствующего тега


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мариинский театр (вторая сцена)" в других словарях:

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Координаты: 59°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. / 59.925556° с. ш. 30.296111° в. д. … Википедия

    Государственный академический Мариинский театр (Санкт-Петербург) - Один из старейших театров России Государственный академический Мариинский театр ведет свою историю с 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета для управления зрелищами и музыкой, а 5 октября -… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Открытие Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это единственный в России театрально концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями… … Википедия

    I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный… … Большая советская энциклопедия

В Мариинском театре мы бываем 1-2 раза в год, как правило на итальянских операх. Не пропустили и Премьеру оперы Джузеппе Верди "Сицилийская вечерня" (I vespri siciliani) в апреле 2017 года.

С тех пор как открылась новая сцена Мариинки, мы попадаем на спектакли исключительно на нее. Гостям города, наверное, интереснее побывать на исторической сцене, но нам, как постоянным жителям сейчас нравится и новая сцена тоже. На мой взгляд зал спроектирован для зрителей гораздо удобнее: в партере от первых рядов к последним идет плавное повышение и кресла расположены в шахматном порядке. Таким образом, даже если перед вами сидят высокие люди, все будет прекрасно видно. На исторической сцене очень сложно с комфортом высидеть в бенуаре, бельэтаже и на ярусах на местах, которые удалены от центра и расположены ближе к сцене. Стульчики развернуть нельзя и приходится сидеть вполоборота. Очень устает шея, когда смотришь несколько часов в одну сторону. На новой сцене кресла развернуты в сторону сцены, каждый последующий ряд выше другого и расположены в шахматном порядке. Поэтому брать можно практически любые места.

Я обычно покупаю билеты он-лайн. Есть возможность повыбирать по цене и расположению, чтобы были оптимальные. Мои любимые места это Партер 22 ряд серединка (сзади никто не сидит, только люди в Бенуаре на приличном расстоянии). Обычно эти места чуть дешевле, чем в целом в партере, а вид и акустика прекрасные. Еще нравятся боковые места 1-3 и 26-28 на 19 ряду.

Перед 15 рядом широкий проход и смотреть достаточно комфортно.

Если цены на эти билеты кусаются мы обычно берем Бенуар 3 ряд места 1-2.


На схеме они как будто прямо у сцены, но на самом деле близко к центру.



Обычно именно на эти места цена ниже при хорошем расположении и обзоре. И на них обычно действует спец.цена.

Про премьеру Сицилийской вечерни. В оригинальной версии действие происходит в Палермо 1282 года и закручено вокруг восстания сицилийцев против власти французов. В постановке Мариинского театра действие перенесено в Нью-Йорк 1920 года в период сухого закона и итальянских мафиози (те же сицилийцы) в Америке. К Палермо отсылает лишь название ресторана, в котором происходит действие. Таким образом, постановка получилась более понятной широкой публике. Красивые декорации, костюмы, действие динамичное и зрелищное. На мой взгляд, это больше развлекательное времяпрепровождение, чем прикосновение к искусству. Но, нам в целом понравилось.

Сумма, в которую обошлась новая сцена (ре-конструкция Большого театра стоила 35,4 мил-лиарда). В 2006 году новую Мариинку обещали построить за 5 лет, бюджет оценивали в 9,5 миллиарда и объясняли, что отказ от проекта архитектора Доминика Перро, придумавшего накрыть театр фантастическим золотым куполом, все еще сильнее удешевит. В итоге Мариинка открывается с опозданием — 2 мая 2013 года, в день, когда худрук театра Валерий Гергиев отметит свой 60-летний юбилей.

400 замечаний

Количество недочетов, которые Главгосэкспер-тиза нашла в проекте отправленного в отставку архитектора Доминика Перро. Француз обошел в архитектурном конкурсе сильных конкурентов (среди них — Эрик ван Эгерат, Ханс Холляйн, Арато Исодзаки) и заключил с Мариинкой контракт, который оценивают в 20 миллионов евро. Через 5 лет его отстранили, но замдиректора его бюро в России Людмила Лихачева считает, что проект не понравился Гергиеву сразу, как и сам архитектор: «Две звезды не договорились». По мнению других экспертов, Перро предупреждали, что он должен нанять правильных российских субподрядчиков, но он этого не сделал. Зато по его проекту успели снести целый квартал — в том числе одну школу и конструктивистский ДК имени Первой пятилетки.

80 метров

Общая длина новой сцены — фактически размер футбольного поля. Друг за другом расположились три пространства: основная сцена, арьерсцена и репетиционная сцена. Они разделены звуко-непроницаемыми занавесами. Соответственно, пока идет один спектакль, можно монтировать декорации к следующему и репетировать третий. Это станет действительно важно через три года, когда основную сцену Мариинки закроют на реконструкцию и все оперы и балеты будут ставить только на новой сцене.

Даймонд и Шмитт

По выражению Валерия Гергиева, «наша палочка-выручалочка». Имеется в виду не слишком амбициозное канадское бюро Diamond Schmitt Architects, специализирующееся на функциональных стеклянных параллелепипедах. От Перро решили оставить начинку: подземные этажи, фойе, атриум, общую планировку, а на отделку фасада объявили новый тендер. Его выиграло созданное по этому случаю петербургское Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений — а канадцы выступили в качестве консультантов на удобных русской стороне условиях. Хотя проект бюро оказался самым дорогим (около 155 долларов за квадратный метр против средней российской цены 50 долларов за метр), а о фасаде не сказал доброго слова ни один из архитектурных критиков или разгневанных горожан, сроки исполнения и связи со Смольным оказались важнее. Член тендерной комиссии, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский сказал, что у него канадцы за такую дипломную работу получили бы удовлетворительно. А карьера конструкторского бюро пошла в гору: они также выиграли тендеры на реконструкцию БДТ и Консерватории, участвуют в строительстве «Лахта-центра» и стадиона «Зенит-Арена».

Зрительный зал

Сделанный в форме подковы зал на 2000 мест — рациональное пространство без лишних украшений. Здесь нет «слепых мест» — всю сцену видно даже с самой высокой точки. Стены отделаны специальными акустическими гипсовыми панелями, ярусы разделены панелями из бука и дуба, кресла серые, в меру удобные — вот, собственно, и все. Кроме главного зала есть еще площадки -поменьше — для камерных концертов, лекций и выставок. Летом обещают задействовать тер-расу на крыше — но пускать полюбоваться на -город будут, кажется, не всех подряд.

«Макдоналдс»

Одно из народных прозвищ театра, среди прочих — «Мариинская впадина», «Универмаг -«Мариинский», «Маразминка». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал здание «градостроительной ошибкой».

«Мешки с мусором»

Самый первый и по-своему эффектный проект новой Мариинки, который предложил лос-анджелесский архитектор Эрик Мосс — абстрактные объемы из матового стекла. Он же придумал выражение «брошенные на землю мешки с мусором». Гергиеву проект очень нравился, но «Мешки» не соответствовали российским техническим нормам, поэтому в 2003 году и решили объявить злополучный международный конкурс больших архитекторов (см. «400 замечаний»).

Оникс

Слоистый минерал, который любят использо-вать в интерьере дорогие азиатские отели. В фойе новой Мариинки — гигантские панели из оникса, подсвеченные светодиодами изнутри. По мнению Валерия Гергиева, благодаря желтому сиянию невзрачный стеклянный фасад заиграет совершенно другими красками.


«Очень живая акустика»

Характеристика звуковых возможностей новой сцены, которую дал Валерий Гергиев. С ним согласны оперная прима Анна Нетребко и балерина Майя Плисецкая, которая считает, что деревянная отделка зала — залог хорошего звука. Однако один из побывавших на акустическом тесте музыковедов, просивший не называть своего имени, утверждает: «В восторге от акустики журналисты новостных изданий, которые записали все, что им сказал Гергиев. Но почему так резко, грубо звучит знаменитая мариинская медь, которая славится своей мягкостью и округлым звуком? Почему проваливается хор, почему солистка лучше звучит из глубины сцены?» Представители Мариинского поясняют, что зал — тоже инструмент, к которому еще надо приноровиться.

Переход в стену

Мостик, брошенный через Крюков канал между старым и новым зданиями театра. Самый спорный архитектурный элемент, к тому же упирающийся в глухую стену старой Мариинки: пройти через него нельзя. «Переход между двумя зданиями откроют после реконструкции исторического здания. У Перро он в проекте был, а у Diamond Schmitt Architects его не было. Поскольку историческое здание под охраной, разрешение будет, только когда пройдет реконструкция, — фасад разбирать надо», — поясняет парадокс главный инженер новой сцены Михаил Новиков.

Хрусталь Swarovski

Одна из люстр «Сваровски» украшает Царскую ложу на 30 мест и имеет 6 режимов работы: сотрудники театра считают самым красивым эффект «Рой мотыльков». Хрустальными бусами освещено и фойе театра. Вообще, продумав игру отражений, архитекторы не позаботились о дамах, которые будут подниматься из фойе на второй этаж: лестница прозрачная.


День открытых дверей на новой сцене Мариинского театра. 5.05.2013.

В здании новой сцены Мариинского театра 5-го мая, в день Светлого праздника Пасхи, провели день открытых дверей. Все жители Петербурга, желающие посмотреть Мариинку - 2, пришли на Крюков канал. Вход был бесплатным, но нужно было всё же получить прикрепительный билетик в группу, которые сопровождали экскурсоводы.

Получив заветный билетик, нужно было дождаться входа вашей группы. Народ собрался со всего Питера, не все успели на экскурсию, которая продолжалась до 16.00. Во время ожидания. можно было осмотреть здание снаружи, вспомнить историю строительства, дебаты по поводу уничтожения исторического центра Петербурга, обвинения Валерия Гергиева во всех грехах и т.п. Да, на месте теперешней второй сцены Мариинки действительно стоял Дворец культуры им. Первой Пятилетки, в котором я бывала на спектаклях, когда гастролировали столичные театры, и в театре нашего театрального педагога и режиссёра Вениамина Фильштинского "Перекрёсток", где в спектакле "В поисках Годо" впервые встретилась с его учениками, потом актёрами театра им. Ленсовета, а сейчас МХАТа, Константином Хабенским, Михаилами Пореченковым и Трухиным, Андреем Дибровым.

Когда говорят о кощунственном разрушении сталинского раритета, забывают о том, что и это "чудо" архитектуры было построено на месте действительно исторического здания - Литовского рынка, в проектировании которого принимал участие Великий Джакомо Кваренги.

Вот на месте этих двух ранее снесённых зданий и было построено здание второй сцены Мариинского театра.

Ждём на берегу канала. Ни суеты, ни давки, все терпеливо ждут, когда дежурный назовёт номер нужной группы.

Не стану обсуждать вопросы архитектуры здания, об этом пусть спорят люди знающие - специалисты.Мне почему-то вспомнилась история строительства Эйфелевой башни в Париже, которую уж как только не ругали! "Клякса Парижа" - таково было название этого сооружения в те времена, а писатель Ги де Мопассан, регулярно обедая в ресторане на верхнем ярусе башни, объяснял это тем, что оттуда не видно этого "отвратительного сооружения". Время всё расставило по местам и теперь Эйфелева башня стала символом города и самым посещаемым туристами местом в мире.Так что, время и рассудит...
Пришло время входа нашей группы и мы заходим в холл первого этажа и сразу же окунаемся в красоту, простор, свет и уют одновременно.

Стены отделаны нежно медового цвета драгоценным ониксом, мраморные колонны и пол, лестницы с мраморными и стеклянными ступенями, а на потолке..

.

Подвески из стразов Сваровски, переливающиеся всеми цветами радуги, отражая свет люстр.

На верхние этажи - всего их семь над землёй и три подземных - ведут широкие лестницы. Ступени не крутые и подниматься не трудно.

На втором этаже расставлены стенды с театральными костюмами. Костюмы когда-то принадлежали примам и премьерам Мариинки, а теперь стали реликвиями театра и музейными экспонатами.

Это не муляжи, а настоящий реквизит, когда-то участвовавший в представлениях.

Под костюмами есть таблички, где написано,кому принадлежал данный экспонат, но читать и,тем более, записывать времени нет - спешим за экскурсоводом.

Какие же искуссные руки готовили и расшивали эти прекрасные костюмы!!!

Просторные холлы, закоулочки, ведущие к входам в залы, всё сверкает ониксом.

Малый зал, вмещающий немного зрителей, с удобными креслами и покатым полом, поэтому головы впереди сидящих не загораживают сцены и то, что на ней происходит.

Ну, и наконец, святая святых - большой зал.

В ложе тоже подвески из кристалов Сваровски.

Огромная сцена, когда мы заходим в зал, она открыта - идут монтажные работы.

Оркестровая яма, расчитанная на размещение в ней до двухсот музыкантов. Пюпитры, подсветки, инструменты... Люблю момент перед началом спектакля, когда музыканты настраивают инструменты - предвестие начала СОБЫТИЯ!

Зал с удобными креслами - посидела, оценила, правда просторно и уютно! В зале помещается 2000 зрителей. Партер.

Расстояние между рядами таково, что опоздавшим не придётся поднимать целый ряд, вполне удобно проходить.

Ярусы, которыё уходят под самый потолок.

Наконец, опускают занавес - их несколько, нам достался с гусинным пером, не пушкинскую ли оперу готовят к показу?

Экскурсовод рассказывает, что один из занавесов - копия с работы замечательного художника Александра Головина. Я нашла в интернете этот занавес, который и здесь будет подниматься и опускаться на представлениях. Фото взято мной с сайта Artcontext.

Спрашиваю о ценах на билеты, экскурсовод отвечает, что от 600 руб и до... на оперу "Набукко" с участием Пласидо Доминго и Марии Гулегиной на основной сцене билеты стоят 12000 рублей! Конечно, не всем доступны, но уповаем на социальные мероприятия на сценах театра, которые проводятся Валерием Гергиевым ежегодно. Экскурсия окончена, можно уходить, но так не хочется расставаться с красотой, кроме того, можно послушать концерт учащихся музыкальной школы при консерватории. Иду в холл, где проходит концерт опять мимо красивых стендов. Аккустика такова. что звуки игры детей доносятся в самые дальние уголки. Прохожу мимо прекрасного букета из драгоценных камней - восторг!

Детей не снимаю, так как звуки щелчка аппарата могут мешать малышам. Играют хорошо, уходить не хочется, но...нужно.
Вот и всё! Теперь у нас в Петербурге есть ещё одна прекрасная сцена. Верю мнению музыкантов, уже опробывавших сцену, оценивших акустику и с восторгом отозвавшихся о новом зале.
Через Крюков канал перекинут подвесной мостик, соединяющий старую и новую сцены. Этот мост вызвал такой град ругани ценителей архитектуры! Но, если это технологическая необходимость, можно и смириться с не очень красивым видом. Наверно, ванты - подвески могли быть и более ажурными, но, что есть. то есть.

Вот и всё о новой сцене. Ждём премьерных и текущих спектаклей и надеемся, что жизнь её будет долгой и счастливой!

Строительство

Как передаёт НТВ, новый генпроектировщик - КБ высотных и подземных сооружений - было создано в Петербурге всего два года назад. Согласно информации бюро, сейчас оно работает более чем на 20 городских объектах. Оно занимается строительством высотных многофункциональных гостиничных и жилых комплексов. Однако назвать конкретные адреса уже выполненных проектов руководство бюро отказалось. Известно, что стоимость контракта по второй сцене Мариинки составляет 320 миллионов рублей.

Примечания

Хронология событий

  • 14.07.2008. Федеральные власти, похоже, отказываются от проекта купола Мариинки-2 из-за больших проблем с его созданием, несмотря на то что за это творение Доминик Перро уже получил 7,5 млн евро (при полной стоимости контракта в 20 млн евро).
  • 04.08.2008. ОАО «Генеральная строительная корпорация» с понедельника, 4 августа, начало работы на стройплощадке второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге по новой комплексной технологической схеме, теперь при возведении объекта будут использоваться, в частности, технологии «стена в грунте» и «топ-даун». Новые решения были разработаны специально для реализации этого проекта.
  • 26.09.2008. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации подвела итоги аукциона на проведение работ по устройству крепления котлована для сооружения подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Победителем стало ОАО «Генеральная строительная корпорация». Работы по укреплению котлована будут завершены к 1 декабря.

В течение двух месяцев на площадке пробурят 2278 скважин, 2190 из них зацементируют. Таким образом будет создана ограждающая конструкция, которая будет поддерживать котлован и здания вокруг стройплощадки. Данная технология называется «джет граунтинг» (струйная цементация). Стоимость заказа - 450 млн рублей.

  • 25.02.2009. Строители заливают стены постоянных конструкций первого этажа будущего театра. Все, что происходило на объекте до этого, называлось технологическим процессом (укреплялся грунт , формировался фундамент).
  • 01.06.2009 Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил провести новый конкурс по выбору архитектурного облика новой сцены Мариинского театра.

По его словам, в первоначальном проекте, который выиграл на конкурсе в г., было много новаторских решений, «но после тщательного анализа, который проводился в течение 3 лет, выяснилось, что было допущено почти 4 сотни технических ошибок». В итоге контракт был расторгнут, авторские права выкуплены, а на доработку проекта ушёл ещё год. Лишь в г., после одобрения госэкспертизы, начались полномасштабные строительно-монтажные работы.

  • 28.07.2009 Конкурсная комиссия выбрала компанию, которая получит госконтракт по проектированию фасадов, кровли и интерьеров второй сцены Мариинского театра. Победило петербургское ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (ВИПС).

ВИПС представил на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, который компания собирается выполнить за 9,5 месяца и 300 млн рублей .

Примечания

Ссылки

  • «Проверки выявили одно нарушение: мы не купили валенки нашему геологу»
  • Купол опустили до котлована //Газета «Коммерсантъ» № 74(3891) от 04.05.2008
  • История балета Мариинского театра в книге «Три века петербургского балета»

См. также

Ошибка цитирования Для существующего тега не найдено соответствующего тега


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мариинский, Евгений Пахомович
  • Марийская традиционная религия

Смотреть что такое "Мариинский театр (вторая сцена)" в других словарях:

    Вторая сцена Мариинского театра - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Мариинский театр - Координаты: 59°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. / 59.925556° с. ш. 30.296111° в. д. … Википедия

    Государственный академический Мариинский театр

    Государственный академический Мариинский театр (Санкт-Петербург) - Один из старейших театров России Государственный академический Мариинский театр ведет свою историю с 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета для управления зрелищами и музыкой, а 5 октября -… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мариинский 3 - Открытие Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это единственный в России театрально концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями… … Википедия

    Театр*

    Театр - I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кировский театр - Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова - Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Ленинградский театр оперы и балета - академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный… … Большая советская энциклопедия



Рассказать друзьям