Showthread php галерея же де пом. Корпус для игры в мяч -СПбГУ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие здания университетского Василеостровского комплекса первоначально были построены совсем не для учебных целей. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор. В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов?

В 1724 году, когда указом Петра I был основан Петербургский академический университет, трудно было представить, как всё изменится за 288 лет. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 года учебные аудитории размещались в доме барона Строганова в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов СПбГУ.

В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.

Коллегий было десять

Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 году строительство завершили, и императрица Елизавета Петровна издала указ о размещении здесь названных организаций.

Вход в здание Двенадцати коллегий. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

В административном здании располагались: Сенат (высший распорядительный, исполнительный и судебный орган); Синод (высший орган управления русской православной церкви) и коллегии (созданные Петром I прообразы современных министерств). Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. В числе президентов сподвижники Петра: Александр Меншиков, Федор Апраксин, Дмитрий Голицын, Яков Брюс и Яков Долгорукий.

И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне. На первом этаже устроили открытую галерею. Со стороны западного фасада, выходящего ныне во двор Университета, корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей. Каждый из них имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двусветные залы с балконами, обнесенные железной кованой решеткой. В центре фронтона корпусов располагались эмблемы коллегий с лепными украшениями и скульптурами.

Наружные стены окрасили в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада.

Сенатский зал

В современном СПбГУ есть помещение, которое сохранилось в первозданном виде с XVIII века. Это знаменитый Петровский зал. Именно здесь с 1732 по 1763 год проводил заседания Сенат - высший орган государственного управления Российской империи.

За большим сосновым столом с красным покрывалом, обшитым золотым позументом, вели когда-то жаркие дебаты выдающиеся государственные деятели: Дмитрий Голицын, Петр Шувалов, Павел Ягужинский и многие другие.

Окончательная отделка Сенатского зала была закончена в 1736 году под руководством архитектора Михаила Земцова. Живописные работы принадлежат кисти известных художников петровского времени Андрея Матвеева и Григория Мусикийского. Помещение имеет длину 10,5 метров и ширину 9,3 метра и занимает 2 этажа. По обе стороны от двери - два камина. Потолок, стены и камины богато декорированы лепкой в стиле барокко. Их украшают живописные панно аллегорического содержания в лепных рамах. Потолок зала представляет собой большую лепную раму, в которую заключен огромный живописный плафон с изображением Премудрости (в центре), Правды, Милосердия и Верности. Несколько ниже «гении» держат гербы первейших четырех государств Великороссийской империи. На стенах семь аллегорических живописных панно: «Совет» (направо от двери), «Великодушие» (налево), «Любовь к Отечеству», «Благодушие», «Резолюция», «Добродетель», «Мать».

Сейчас в Петровском зале проходят конференции, концерты, семинары и открытые лекции знаменитых гостей Университета.

Университетский садовник Буш

В остальном изначальная внутренняя планировка здания Двенадцати коллегий не сохранилась. В 1834–1837 годах его капитально перестроили для нужд Петербургского университета.

Проект перестройки был составлен академиком архитектуры Аполлоном Щедриным. Первоначально планировалось перекрыть все здание одной кровлей, но это лишило бы его характерных черт Петровского времени. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады восточной и отчасти западной сторон заложили и превратили в помещения. В центре здания разместили широкую парадную лестницу, построили вестибюль, зал Торжественных собраний (Актовый зал) с ионическими колоннами и университетскую церковь, освященную в 1837 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй этаж западной галереи остеклили и преобразовали в коридор с венецианскими окнами, который протянулся почти во всю длину здания и объединил отдельные корпуса.

Ещё ранее Университет посетил император Николай I и указал на необходимость создания сада перед длинным фасадом: «…дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые, и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». Деревья посадили под руководством известного садовника того времени Джозефа Буша. По проекту Аполлона Щедрина создали и установили на сплошной высокий цоколь из пудожского камня чугунную ограду. Сад стал называться Николаевским.

Здание Двенадцати коллегий, галерея первого этажа. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Археологические раскопки, проводимые здесь в последние годы, то и дело обнаруживают предметы быта, относящиеся к XIX веку. Это и неудивительно. На первом этаже в то время находилась основная часть профессорских квартир, а третий этаж занимали дортуары (общежития) для казеннокоштных студентов.

Квартира Менделеева

Со стороны двора в центре Главного здания тоже есть вход в вестибюль первого этажа. Он напротив входа со стороны Менделеевской линии. Справа в вестибюле - вход в Музей-архив Дмитрия Ивановича Менделеева. Квартиру эту с 1859 года занимал «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский. Он был деканом физико-математического факультета, а в 1865–1867 годах - ректором Университета. Перебравшись в Ректорский флигель, Воскресенский освободил эту квартиру бывшему своему ученику, профессору Менделееву. Именно здесь знаменитый ученый открыл Периодический закон химических элементов и написал многие известные труды.

Бетонированный дот в кабинете проректора

Во время Великой Отечественной войны основная часть универсантов до конца февраля 1942 года оставалась в блокированном Ленинграде. Только с открытием ледовой дороги через Ладожское озеро около тысячи человек эвакуировали тремя эшелонами в Саратов. Для сохранения научных и культурных ценностей в городе остался небольшой коллектив научных сотрудников, рабочих и служащих - около 130 человек. Им в первую очередь Университет обязан сохранением имущества. Обессиленные от голода, они постоянно дежурили в зданиях, ликвидировали аварии, откачивали воду, переносили в безопасные места приборы и книги. Отапливать помещения приходилось мебелью из аудиторий, а в университетской столовой в то время выдавали только дрожжевой суп.

Ещё до блокады, в ноябре 1941 года, моряки-балтийцы соорудили в помещении проректора по учебной работе ЛГУ бетонированный пушечный дот с амбразурой на Неву.

Несмотря на это, здания сильно пострадали от обстрелов и бомбежек. В 1944 году универсанты возвратились из Саратова в родные стены и совместными усилиями провели необходимые реставрационные работы. По инициативе ректора Александра Алексеевича Вознесенского заказали живописные портреты, гипсовые скульптуры и бюсты выдающихся учёных-универсантов, украсившие знаменитый коридор.

Налоговая инспекция в здании психологов

Университетские психологи удобно расположились в доме № 6 на набережной адмирала Макарова. Здание возвели в 1901 году по проекту архитектора Константина Тарасова отнюдь не для студенческих занятий, а для работы Главного управления неокладных сборов. Окладом в те времена называли денежную или натуральную повинность - налог, систематически поступающий в доход государства. Учреждение, располагавшееся в шестом доме, занималось сбором несистематических, единичных налогов.

Сейчас о старине напоминают, пожалуй, только лестничные перила из литого железа с цветочным орнаментом. Их изготовили на известном во второй половине XIX века художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Продукция этого завода (навес над крыльцом и боковые светильники) украшает и вход в здание с набережной Макарова.

Торговый склад в здании философов и историков

Историки и философы СПбГУ переселились в дом № 5 по Менделеевской линии только в XX веке. До этого здесь успели поработать и торговцы, и милиционеры.

Здание было задумано как Новобиржевой гостиный двор, в начале XIX века его построили по проекту Джакомо Кваренги. Это был огромный четырехугольник в два этажа с открытыми галереями, обращенными внутрь просторного двора. Наружная аркада первого этажа образовала обходную галерею. С самого начала здание использовали как склад. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись здесь частными артелями. В начале XX века значительные помещения в нем занимали склады торгового дома «Братьев Елисеевых» и артели Козухина, тут же находилась и контора главной артели. В начале 1920-х годов в доме № 5 расположились склады городской милиции.

В середине 1930-х годов историческому факультету передали здание на Менделеевском (Биржевом) проезде. По проектам архитекторов Я.Я.Китчера, А.А.Заварзина и В.И.Пилявского его приспособили для нужд Университета и надстроили третий этаж.

Перед войной в здании на Менделеевской линии размещались также поликлиника, военная кафедра, исторический, философский, политико-экономический и географический факультеты.

У поликлиники, кстати, своя интересная история. В 1897 году всех студентов обслуживал только один врач. Работы у него было много: в течение года обратились за помощью 1168 человек. С 1912 года врач стал посещать Александровскую коллегию (общежитие студентов) в Филологическом переулке. Кроме того, начали вести прием зубной врач и венеролог. Причем треть всех обращений за помощью приходилась на долю последнего.

Тайны здания на Университетской набережной

Дом №11 на Университетской набережной, где сейчас проходят занятия университетских филологов и востоковедов, хранит свои тайны и легенды.

Здание построено в строгом стиле раннего барокко XVIII века. Появление его в этом месте не случайно. По соседству когда-то располагалась огромная усадьба и дворец генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова (сейчас Университетская наб., 15).

При Екатерине I Меншиков являлся фактическим правителем России. После смерти императрицы, желая укрепить своё положение, губернатор прочил свою старшую дочь Марию в невесты новому государю Петру II (сыну казненного царевича Алексея). Меншиков услужливо предоставил императору жилые апартаменты в своем дворце, а рядом, в июне 1727 года, заложил фундамент для будущей резиденции молодых.

Последующие исторические события нарушили его планы. Придворные интриги привели сначала к отставке, а потом и к смерти Меншикова. В скором времени не стало и Петра II.

Только при Анне Иоанновне дворец достроили, но уже совсем в ином качестве. По одной из версий, здание возвели под руководством архитектора Иоганна Борхарда в 1759–1761 годах. Своим внешним видом оно в значительной мере напоминает бывшие Двенадцать коллегий и центральную часть Меншиковского дворца.

Сначала в доме № 11 поселились кадеты - там был Первый кадетский корпус. В 1867–1918 годах в нём расположился Историко-филологический институт с гимназией. Там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, в казенной квартире при институте жил профессор Лев Платонович Карсавин - заместитель директора и инспектор гимназии. В этом же здании были и квартиры некоторых других профессоров.

Как и многие старые петербургские постройки, дом имеет свои тайны. В декабре 1986 года во время работы строителей, в одной из стен нашли замурованную древнюю деревянную лестницу, которая сохранилась с 40-х годов XVIII века. В процессе работы также обнаружили квадратные кирпичи и остатки изразцов 60-х годов XVIII века. Эти находки пополнили коллекции Музея истории Петербурга. Многие специалисты при этом отмечают, что история здания ещё недостаточно изучена.

Дворик филологов и восточников

Дворец Петра II изначально строился в форме замкнутого четырехугольника с внутренним садом и въездными воротами с тыльной стороны.

Первый этаж правого, восточного, крыла сейчас занимают кафедральные и учебные помещения и кинозал, открытый в конце 1949 года. На этом месте в 1710-е, одновременно с дворцом Меншикова, строился дом его дворецкого Фёдора Соловьева. Этот дом позднее включили в сооружаемый ансамбль дворца Петра II.

О первых владельцах сейчас ничего не напоминает. Лестница от входа со стороны Ректорского флигеля ведет на второй этаж. Вестибюль сохранил свои лепные украшения, имеющие символическую значимость, и украшен портретами, выполненными художником Нахимовым. Изображены известные филологи Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Лев Владимирович Щерба, Владмир Яковлевич Пропп и другие.

Жители Ректорского флигеля

С другой стороны к дому филологов и востоковедов примыкает каменная арка ворот, соединяющая Главное здание с Ректорским флигелем.

Ректорский флигель. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Дом этот был построен в 1794 году как жилой. В начале XIX века его решили купить для нужд Университета, что и было сделано в 1837 году. Переделка его была поручена архитектору Аполлону Щедрину. Он изменил частично фасады, добиваясь гармонии с соседним зданием, а внутреннюю планировку оставил прежней.

В 1840 году поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, близкий друг Пушкина, стал ректором и поселился в ректорском доме. Прожил он здесь более двадцати лет. «Комнат множество, - радовался Плетнев новому жилью, - и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов». «Чудо что за месторасположение! - писал он одному из друзей. - С постели смотрю на Неву, за нею на бульвар, а там и баснословный Исаакий…».

Казенная квартира ректора стала в те годы одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Николай Гоголь, Иван Крылов, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Петр Вяземский, - многие маститые и начинающие литераторы.

Дом помнит и других великих людей. В 1876 году ректором Университета и очередным хозяином Ректорского флигеля стал «отец русской ботаники» Андрей Николаевич Бекетов. В дальних комнатах второго этажа, с окнами в университетский двор, жили юные дочери Бекетовых: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Бывал в этом доме и выпускник юридического факультета, студент магистратуры Александр Львович Блок. Он влюбился в 17-летнюю Александру Андреевну. В начале 1879 года в университетской церкви состоялось их венчание, а в воскресенье 16 ноября того же года в одной из боковых комнат верхнего этажа появился новый жилец, которого назвали Александром. Крестили его тоже в университетской церкви. Там же состоялось и обручение с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Жё-де-пом - Дом для игры в мяч

За Ректорским флигелем находится здание, возведенное в конце XVIII века. Эта несколько странная кирпичная постройка контрастирует своим видом с окружающими зданиями. Надпись на мемориальной доске называет его «домом для игры в мяч», или «жё-де-пом» (калька с французского). Так называлась популярная некогда в Европе игра в ручной мяч, предтеча волейбола, тенниса и бадминтона. В Россию она проникла при Екатерине II, когда для царской семьи в Зимнем дворце построили первый зал для такой игры и пригласили учителя из Франции. Предполагалось, что он будет обучать этому и кадетов. К тому времени было задумано строить большое новое здание для Кадетского корпуса, но дело ограничилось строительством только одного крыла с двумя огромными двухсветными залами. Считается, что здание строилось в 1771–1773 годах по проекту выдающегося зодчего Александра Кокоринова. В 1867 году здание «жё-де-пом» передали Санкт-Петербургскому университету. Это было фактически первое в России крытое спортивное сооружение.

Студенческая столовая им. профессора О.Ф.Миллера. Конец XIX в. Фото из архива Музея истории СПбГУ

На здании - мемориальная доска, в которой говорится о том, что здесь 24 (12) марта 1896 года Александр Степанович Попов принял на изобретенном им приборе первую радиограмму. Принимающая установка находилась в «доме для игры в мяч», передающая - на расстоянии около 300 метров, в здании химической лаборатории. Радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц», - имени немецкого основателя электродинамики. Отправил ее ассистент П.Н.Рыбкин, принял А.С.Попов. Тем самым был создан новый вид связи. По воспоминаниям профессора Ореста Хвольсона, было трудно описать восторг многочисленных присутствующих и овацию изобретателю.

Студенческая столовая

В 1899 году княгиня Зинаида Юсупова пожертвовала Обществу вспомоществования недостаточным студентам Петербургского университета участок земли за воротами университетского городка, на Биржевой линии. Здесь, в 1900-1901 годах Общество начало строительство студенческой столовой по проекту архитектора Ивана Коковцева. При отделке главного фасада архитектор использовал детали флорентийского палаццо. Применялись последние строительные новинки: несгораемые потолки из металлических конструкций, перекрытия и своды из бетона. Столовую оснастили электрической вентиляцией, гладильнями для столового белья, подъемными механизмами для еды и посуды.

В статье были использованы материалы книги Ю.А.Ендольцева «Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель», статьи сотрудника Музея истории университета В.Брачёва, материалы книги «275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись 1724–1999».

Подготовила Мария Блажнова

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Музея истории СПбГУ за помощь в подготовке статей.

Отношения Родриго Борджиа с сыном Чезаре и дочерью Лукрецией, вызывали живой интерес у современников, и породили массу слухов и домыслов. Благодаря Макиавелли, (чей «Государь» писался для отпрыска рода Медичи, и был попыткой вернуться на службу, ныне же является настольной книгой всех политиков) семейство Борджиа обрело бессмертие.

Законы истории реализуются через поступки людей, Борджиа (при всех их милых причудах) были орудием, орудием реализации идеи объединения Италии под властью римского первосвященника. Родриго и его прелестные детишки жили на рубеже XV — XVI веков, а единое государство в Италии образовалось только в 70 — е годы XIX века. «Святое» семейство опередило время на три столетия…

В плоской, слащавой поделке Нила Джордана, Александр VI выведен мелким интриганом (эдакий склочник из ватиканской коммуналки), Лукреция — туповатая, похотливая бурёнка, а Чезаре показан насупленным мальчиком, неловко помахивающим мечом. Иными словами, Джордан собрал в своём фильме все сплетни о семействе Борджиа и вывалил эту дурнопахнущую кучу перед пресыщенными зрителями. Получилась семейка Борджиа глазами «Жёлтой газеты». Интонации уличного зазывалы (слоган фильма: секс, власть, убийство). Не хватает только гайморитного голоска одного телеведущего: семья Борджиа, скандалы, интриги, расследования… Зрители отреагировали на такую подачу затухающим интересом к сериалу, снижением рейтингов, и в результате проект благополучно закрыт.

Том Фонтана создаёт объёмные психологические портреты ключевых персонажей. Родриго показан человеком страдающим от любви к своим детям, любви которая моментами приобретает болезненный, паталогический характер. Моментами он явно вожделеет Лукрецию, понимание чудовищности происходящего рвёт его сознание в клочья. Тонко показан внутриролевой конфликт: отец семейства — руководитель церкви. Подозрения в адрес Чезаре (смерть Хуана), открытое неподчинение сына приказам, возрастание самостоятельности Лукреции — всё это ставит Родриго в затруднительное положение. Как глава государства, он обязан реагировать, как отец, он вынужден прощать.

Сложнейший образ Чезаре создан Марком Райдером. Тягостные, мучительные поиски себя, своего места в жизни, преодоление комплекса младшего брата, противодействие отцовской воле, вечная борьба против всех, и против главного врага — самого себя. Чезаре показан не как примитивный исполнитель отцовских приказов, а как мыслитель, стратег, военный гений. Нет, он — не тупой мясник и душегуб. Его образ сложнее, он — настоящий человек эпохи Возрождения, эстетически одарённый, наделённый талантом завоёвывать любовь (не только женскую), пьющий жизнь большими глотками. Ирландский актёр прожил эту роль, горящие глаза, одухотворённое лицо, широкая, как поцелуй смерти, улыбка.

В отличие от мясистой, деревенской бабёнки Холлидей Гренджер (исполнитель роли в сериале Джордана), Изольда Дихаук — тоненькая, воздушная с девичьей фигурой и незаурядным талантом. Её Лукреция — не тупая дырка, которую циничный отец подкладывает в постель своим потенциальным союзникам, она — политик, умный, обладающий стратегическим мышлением, даром улаживать конфликты, рассудительностью. В середине второго сезона выясняется, что она чуть ли не самый вменяемый человек в семье. На фоне Чезаре, ярко горящего на огне собственных амбиций, утомлённого и растерянного Родриго, Лукреция сохраняет уверенность и спокойствие, она действует рационально и в этом её сила.

Очень изящно решена тема возможного инцеста. Между Чезаре и Лукрецией нет скотской похоти, есть очень светлое чувство любви, привязанности, близости душ. Авторы не стали поганить фильм сценами инцестуальной случки (как это сделал Джордан), их решение более тонкое, романтичное.

Фильм демонстрирует сложность человеческой натуры, её многогранность, сочетание качеств казалось бы несоединимых. Жестокость и ранимость, злобу и нежную привязанность. Фильм густо населён колоритнейшими персонажами. Здесь и Леонардо, и Макиавелли, французские и испанские короли (Хуана Безумная, несколько лет возившая с собой труп мужа — это реальный факт). Нам показывают не лубочную сказку, не сборник исторических анекдотов, а живую жизнь, брызжущую кровью и спермой, жизнь во всей её сложности и многообразии.

Канадский сериал — работа ремесленника, грубая, топорная. Джордан в шубе и в валенках ворвался в баню (жизнь Борджиа), снял рыхлую, безжизненную сказочку, бездумно повторив все клише о жизни неординарной семьи. Фонтана препарирует эпоху очень тонким инструментом, делает это бережно и изящно.

Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия - 5-7 игр; для курт-пома - зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия - из 6 игр.

Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе .

Спортивная дисциплина

Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).

Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908 , на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.

Клятва в зале для игры в мяч

С жё-де-помом связана одна из страниц Великой французской революции . 20 июня 1789 года депутаты Генеральных штатов от третьего сословия, которых не пропустили в зал заседаний по королевскому приказу (не связанному, впрочем, с политикой: король просто держал траур по своему сыну , умершему незадолго до этого от туберкулёза), собрались в близлежащем зале для игры в жё-де-пом и поклялись продолжать собрания, пока не будет написана и принята конституция . Этот эпизод более известен под русским названием «клятва в зале для игры в мяч» .

Напишите отзыв о статье "Жё-де-пом"

Примечания

Ссылки

  • Жё-де-пом - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

Отрывок, характеризующий Жё-де-пом

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?

Национальная галерея Же-де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume) наряду с музеями Орсе и Оранжери образует «золотой квартал» современной живописи в районе площади Согласия в VIII округе Парижа.

Создание и этапы развития

Строительство здания галереи закончилось в 1861 году в северо-западной части садов Тюильри. Его первым назначением было размещение крытых кортов для игры с мячом, напоминающей современный большой теннис. Этот вид спортивного развлечения и дал имя художественной галерее: в переводе с языка Гюго и Сезана слова «du Jeu de Paume» означают «игра ладонью».

Выставочной площадкой бывшие корты стали в 1909 году. С этого времени в его залах организовывались временные выставки произведений искусства из фондов Лувра и музея Оранжери. Самостоятельный музей Же-де-Пом открылся в здании в 1922 году после того как Люксембургский музей передал туда собрание живописи зарубежных импрессионистов. Осенью 1939 года оно было отправлены в замок Шамбор для организации новой экспозиции.

В годы Второй мировой войны здание галереи использовалось для хранения конфискованных у репатриантов произведений искусства. Часть из них предназначалась для германских музеев и личных коллекций вождей Третьего Рейха, некоторые произведения искусства выставлялись в свободной продаже, а объявленная «дегенеративной» живопись авангардных направлений, включая ряд картин П. Пикассо и С. Дали, была просто уничтожена в огне костров 27 июля 1942 года.

С 1947 до середины 80-х годов основным направлением деятельности Галереи Же-де-Пом была живопись импрессионистов. В 1986 году коллекцию передали музею Орсэ, а здание было закрыто на реконструкцию. Необходимые для неё строительные работы были выполнены по проекту архитектора А. Стинко. Несколько лет выставочная деятельность галереи продолжалась в Токийском дворце.

Свежий взгляд на вечные проблемы

В 1991 году по завершению реконструкции старого здания по предложению Ж. Ланже была принята новая концепция галереи. После реорганизации Национальная галерея Же-де-Пом стала постоянным местом проведения выставок современного искусства. Первой в череде ярких событий творческого центра стала временная экспозиция произведений Ж. Дюбюффе.


Новые кардинальные изменения в истории галереи Же-де-Пом произошли в 2004 году. С этого года в её стенах под руководством А.-Д. Перрена и М. Гили объединились творческие ассоциации фотохудожников, видео-арта, авторского и документального кино. До 2009 года у галереи Же-де-Пом был лишь один филиал в особняке Сюлли. С 2011 года появилась возможность проводить художественные выставки в залах замка Тур.

Основные направления деятельности

Все проводимые Галереей Же-де-Пом культурные события рождаются из стремления к познанию трансверсальности в современной визуальной культуре, образе, квесте, поиску смысла во всех областях творчества. Глубоко раскрывая актуальные проблемы современности посредством выставок, ретроспективных показов фильмов и кинопрограмм, проведением семинаров, конференций, творческих встреч художники и сотрудники галереи помогают лучше осознать все противоречия, достоинства и недостатки общества начала XXI в.

Тест по физре ============= 1. Инсулин вызывает понижение уровня глюкозы в крови 2. Реакции "борьбы или бегства" это проявления активности симпатоадреналовой системы 3. Профессиограмма - это система признаков, описывающих ту или иную профессию 4. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека, называется: Специальной физической тренировкой 5. Нет оснований для увеличения доли … в рационе спортсменов, тренирующихся на выносливость. белков 6. Наибольший эффект тренированности достигается при повторной нагрузке в период (Скорее всего "раннего восстановления". 2-3 тема. Явно про это не написано) восстановления функций организма до исходного уровня раннего восстановления сверхвосстановления 7. В какую медицинскую группу распределяются студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья Специальная медицинская 8. Где в университете проводится традиционный легкоатлетический кросс, посвященный памяти студента исторического факультета В.В.Васильковского? На Менделеевской линии Васильевского острова 9. Средствами технической подготовки спортсмена являются: Специально-подготовительные упражнения 10. Умеренная физическая нагрузка улучшает снабжение мозга кислородом 11. Единственным источником энергии для нервной ткани и в первую очередь для мозга, является глюкоза 12. Кровь - это: соединительная ткань 13. В 1946 году кафедра физической культуры и спорта университета первая среди Вузов страны перешла на новый способ обучения студентов. По какому принципу он строился? По принципу спортивной специализации 14. В 1928 году физическое воспитание было включено в учебный процесс университета для всех факультетов. Чьим решением оно было введено в действие? Решением Правления Ленинградского университета 15. Кафедра физической культуры и спорта расположена в здании «Же де Пом». Что раньше означало название «Же де Пом» ? Игра в мяч 16. Какой компонент физической культуры служит восстановлению физического здоровья? Двигательная реабилитация 17. Утомление - это естественное состояние организма, развивающееся во время труда 18. Длительность работы в зоне большой мощности составляет: от 5 до 40 мин 19. Во время восстановления, после физической нагрузки прежде всего восстанавливается: частота сердечных сокращений 20. Термин рекреация обозначает: Отдых, восстановление сил человека израсходованных в процессе тренировочных занятий и соревнований 21. Основная форма проведения занятий со студентами в вузе Тренировочное занятие в спортивной секции 22. Решение какой задачи физической культуры является ее специфической особенностью? Профессионально-прикладной 23. Кто из выпускников университета стал XXII чемпионом мира по шахматам? Карпов Анатолий Евгеньевич 24. Какая деятельность первична при формировании физической культуры личности? Умственная 25. Глюкоза запасается в печени и мышечной ткани в виде сложного углевода..... гликогена 26. Какая из перечисленных систем организма испытывает наименьшее напряжение во время физической нагрузки дыхательная система пищеварения 27. Какие показатели необходимо учитывать для реализации оздоровительного воздействия ходьбы Время ходьбы, ее скорость и расстояние 28. Физиологической основой, каких упражнений является ритмический двигательный рефлекс? циклических 29. Вид спорта - это: Исторически сложившееся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельное его составляющее 30. Кто из универсантов Петербургского университета стал первым русским Олимпийским чемпионом, и в каком году. Панин-Коломинкин в 1908 году 31. Укажите конечную цель спорта Выявление, сравнение и сопоставление человеческих возможностей 32. Наиболее объективно физическая нагрузка, вызывающая положительные сдвиги в организме, дозируется по: Частота сердечных сокращений 33. Для устойчивого состояния не характерно: компенсированное утомление 34. Потребность в жидкости возрастает с увеличением уровня умственной активности 35. Наиболее оптимальная форма самоконтроля Дневник самоконтроля 36. Длительность работы в зоне субмаксимальной мощности составляет: от 30 до 5 мин 37. Степень воздействия физических упражнений на организм спортсмена, вызывающего активную реакцию его функциональных систем, называется: Нагрузкой 38. Что такое центральное время рефлекса? время прохождения нервного импульса в пределах центральной нервной системы 39. Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются: Физические упражнения 40. Виды контроля: Педагогический, врачебный, самоконтроль 41. Что по прекращению физической нагрузки восстанавливается быстрее всего запасы кислорода в организме 42. Принципы спортивной тренировки представляют собой: Наиболее важные педагогические правила рационального построения педагогического процесса 43. При работе, в какой зоне мощности не формируется ложное устойчивое состояние? в зоне максимальной мощности 44. Вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется: Физическим воспитанием 45. Что такое изомерия органических молекул: пространтвенные вариации строения органических молекул 46. Клеточная мембрана состоит в основном из: жиров 47. В какой стране спорт является важнейшей национальной идеей? США 48. Под методами физического воспитания понимаются: Способы применения физических упражнений 49. Какое определение физической культуры дано в «Законе РФ по физической культуре»? Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности 50. Сколько компонентов включает в себя спорт в соответствии с «Законом РФ по Физической культуре? Четыре 51. Главной мышцей вдоха является диафрагмальная мышца 52. В первых учебных программах 1931 года одной из задач кафедр физической культуры в вузах формулируется: «физкультура должна способствовать и облегчать усвоение …...навыков» политехнических 53. «Мертвая точка» при физической нагрузке это - состояние резкого понижения, работоспособности, сопровождающееся субъективными ощущениями полного изнеможения 54. Вставить пропущенную фразу: Что имел ввиду Платон, говоря: « Ты узнаешь больше о человеке …,……..,чем за год разговоров» за час игры 55. Основным специфическим средством физического воспитания являются: Физические упражнения 56. В спортивной тренировке под термином метод следует понимать: Исходные закономерности, которые определяют организацию учебно-тренировочного процесса - - > Способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера Наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса 57. В период врабатывания первыми достигают устойчивого состояния кардиореспираторная система - - > двигательные функции потребление кислорода терморегуляция 58. В каком году был введен комплекс «Готов к труду и обороне» 1930 году 1932 году 1934 году /* "...Важным вкладом в создание советской системы физического воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.... ... ...В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной, оздоровительный характер.... */ 59. Какие органические вещества в организме человека не могут накапливаться и образовываться из других веществ углеводы - - > белки жиры 60. Исторически обусловленный тип в социальной практике физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни называются: - - > Системой физического воспитания Спортом Физической культурой 61. Под формами занятий в физическом воспитании понимают: Виды учебных занятий с целью совершенствования двигательных умений, навыков и развития физических качеств 62. Длительность работы в зоне максимальной мощности составляет: до 30 с 63. Вставить пропущенное слово: Конечной целью освоения дисциплины физической культуры является «повышение... резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность (ОКБ-9)» адаптационных 64. Кто организатор педагогического движения за введение физического образования в учебный процесс в России? П.Ф. Лесгафт 65. Спортивная тренировка - это: Планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей 66. Длительность работы в зоне умеренной мощности составляет: от 30 мин и более 67. В 1901 году 1 ноября открылись курсы «шведской гимнастики и атлетики» в Петербургском университете. Чем знаменательна эта дата для университета и кафедры физической культуры и спорта? День рождения регулярных занятий физической культурой и спортом в университете со студентами 68. Тропные гормоны это гормоны гипофиза 69. Что понимают под закаливанием приспособление организма к воздействию внешней среды 70. К клеточным факторам неспецифического иммунитета относятся лейкоциты 71. Физические упражнения - это: такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям вилы двигательных действий направленные на морфологические и функциональные перестройки организма ====>такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков 72. Переутомление - это состояние организма, требующее предоставления спортсменам дополнительного отдыха патологический процесс, требующий медикаментозной коррекции ====>пограничное состояние организма между нормой и патологией естественное состояние организма, развивающееся во время труда 73. Основное правило рационального питания ====>адекватное количество получаемой энергии и правильный баланс питательных веществ стараться не есть после 19.00 увеличение длительности и частоты спортивных занятий строгий контроль количества потребляемых жиров 74. Спорт (в широком понимании) - это: Вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и развитие его физических способностей Специализированный педагогический процесс, направленный на участие в спортивных соревнованиях ====>Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности 75. Укажите, какие принципы используются в системе физического воспитания в качестве руководящих положений: Общепедагогические принципы Специфические принципы Общепедагогические, общеметодические, специфические принципы ====>Общеметодические принципы 76. В теории спорта классификация видов спорта на шесть групп составлена на основе: !!Особенностей предмета состязаний и характера двигательной активности Структурной сложности двигательных действий Требований конкретного вида спорта к проявлению физических (двигательных) способностей 77. В каком виде спорта Казанкина Т.В. стала двукратной Олимпийской чемпионкой. В плавании на 100 и 200 метров вольным стилем!!В легкой атлетике в беге на 800 1500 метров В спортивной гимнастике на бревне и в вольных упражнениях 78. Что является одним из важнейших аспектов культурной ценности спорта? Семинар Тренировка!!Игра 79. Процесс, направленный на воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в профессиональной деятельности принято называть общей физической подготовкой физическим воспитанием!!профессионально-прикладной физической подготовкой 80. Что такое Teambuilding !!процесс построения (создания) производственной команды особое построение команд на открытии соревнования командные соревнования спортсменов 81. К объективным показателям самоконтроля относятся: ЧСС (пульс), антропометрические данные, сила мышц и т.д. 82. Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе: НАВЕРНОЕ ЭТО Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности Осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий) Желание заниматься физическими упражнениями Результаты научных исследований 83. Ненасыщенными жирными кислотами богаты: масла растительного происхождения 84. Что по прекращению физической нагрузки восстанавливается медленнее ресинтез гликогена в печени 85. В какое историческое время справедливо изречение «Здоровое тело - продукт здорового духа»? Античный период 86. Что такое гиподинамия? состояние пониженной двигательной активности, обусловленное общей мышечной слабостью 87. Обычно употребление богатой углеводами пищи рекомендуют за... до физической нагрузки/соревнования 1-4 часа 88. Как правильно звучат коммуникативные компетенции …должен быть готов к работе в коллективе и взаимодействию с коллегами 89. Хроническое утомление - это состояние организма, требующее предоставления спортсменам дополнительного отдыха 90. Какая функция является основой социокультурной сущностью спорта? Соревновательная 91. К специфическим методам физического воспитания относятся: Словесные методы и методы наглядного воздействия ====> Методы упражнений?АГА?90% Методы срочной информации 92. В 1956 году выпускник университета Шатков Геннадий Иванович стал олимпийским чемпионом. В каком виде спорта, и на каких Олимпийских играх он стал олимпийским чемпионом? ====> В боксе на XVI Олимпийских играх в Мельбурне АГА В плавании на 100 метров на XV Олимпийских играх в Хельсинки В беге на 100 метров на XVI Олимпийских играх в Мельбурне 93. Что такое гигиена? ====>наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье АГА наука, изучающая закономерности функционирования организма человека наука о здоровом и правильном питании 94. Какой вид спорта больше всего подходит для подготовки студентов полевых направлений? ====>туризм и спортивное ориентирование АГА легкая атлетика (бег на длинные дистанции) лыжный спорт 95. К субъективным показателям самоконтроля относятся: Антропометрические данные ====>Самочувствие, настроение, сон, аппетит и т.д. АГА Функциональные возможности организма 96. Самоконтроль это: Самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, подготовленностью, функциональным состоянием под влиянием занятий физическими упражнениями 97. Малый круг кровообращения начинается с правого желудочка 98. Какое из перечисленных состояний не характерно перед стартом для спортсмена? охранительное торможение 99. В чем основное отличие вегетарианской диеты от обычной? меньшее количество калорий ВОЗМОЖНО ЭТО отсутствие "незаменимых" аминокислот более длительный процесс усвоения питательных веществ 100. Когда и где в России состоялся первый официальный матч по футболу? В 1897 году 12(14) октября в Санкт-Петербурге в кадетском корпусе на кадетской линии



Рассказать друзьям