Новые виды театра в детском саду. Виды театров в детском саду и атрибуты для театрализованных игр

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

В разнообразии средств воздействия на формирование личности ребенка дошкольного возраста важное место занимает театр. Это особый синтетический вид искусства, органично сочетающий в себе художественное слово, драматическое действие, поэтику, живопись, и литературу. Он помогает ребенку глубже познать себя, внутренний мир, побуждает его к самосовершенствованию, вызывая эстетические чувства и эмоции в ходе театрализованного действа.

Если создать условия для его развития, у ребенка непременно откроются способности, заложенные в нем природой. Педагоги видят свою задачу в том, чтобы выявить эти первые способности и на этом фоне создать условия полноценного становления личности.

Посвящаем дошкольников с назначением и историей театра, с творчеством актеров.

С детьми работают опытные и творческие педагоги, учитывая педагогический опыт, никогда не останавливаются на достигнутом. Обновляя учебно-воспитательный процесс, отыскивают новые формы и методы организации . Поэтому возникла идея организовать нетрадиционный театр.

Работа над созданием нового театра — это полет фантазии, отличный способ проявить творческие способности детей, педагогов, родителей, возможность превращения обычных, на первый взгляд, предметов в сказочных героев, декорации.

Для изготовления фартуков педагоги использовали яркие, разноцветные ткани, которые наиболее удачно подходили для размещения декораций: для зимнего сюжета — фартук голубого цвета, для изображения леса, изобразить сюжет в спектакле «Хроменькая уточка» помог желтый цвет и т.д.

Декорации выполнены в таких цветах, чтобы они не «подавляли» куклу, а «работали» на нее и на сценарий в целом.

Куклы и декорации изготовлены из разного подручного и природного материала: ткани, меха, ниток, бумаги, поролона, соломы, веток, искусственных цветов,лент и прочего. В подготовке педагоги удачно соединили различные техники создания персонажей.

Создав первую постановку на фартуке «Котик и петушок», мы заметили, что данный вид театра вызывает у детей море эмоций; дает компактность хранения и удобство переноса и обустройства (все куклы и декорации находятся в отдельных кармашках).

Также такой способ театрального действа обеспечивает возможность показа представлений на прогулках в теплое время года, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

С успехом используем театр на фартуке в учебной деятельности, когда нужно сосчитать героев, закрепить навыки ориентирования в пространстве, форму предметов и прочее. Ведь знания, полученные вместе с впечатлениями, достаточно прочные и глубокие.

Поэтому к услугам малышей нашего садика уже готовы яркие, выразительные, колоритные театры: «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Котик и петушок», «Колосок», «Хромая уточка», «Три поросенка», «Красная шапочка»

Компетентность в художественной деятельности ребенка определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением подбирать разные средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Ребенок способен эмоционально откликаться на проявления эстетического, как в жизни, так и в искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности, в том числе и театральной. Получает удовольствие от общения с произведениями искусства различных видов театральных спектаклей и обнаруживает себя эмоциональным и эстетически чувствительным зрителем.

Способность к сопереживанию персонажам, понимание смысла действа, представления, понимание художественного образа – все это делает ребенка прекрасным ценителем театрального искусства.

И хотя в условиях сегодняшнего дня, книга немного уступила компьютерным играм и мультипликационным фильмам, при условии, если воспитатель творческая личность, он обязательно знает как заинтересовать детей, повернуть лицом к художественному слову. Воспитатель будет пытаться использовать инициативные формы применения детьми литературных произведений, обращение к литературным произведениям.

Ознакомление с литературными и фольклорными произведениями положительно влияет на развитие моральной, коммуникативно – речевой, физической, интеллектуальной сферы ребенка, а особенно на развитие речи детей. На умение формировать и излагать мысли, вести диалог и тому подобное.

По утверждению психологов, ни один вид детской деятельности не имеет такого колоссального влияния, как самостоятельная театральная деятельность.

Особое место в работе воспитателя занимает театрализация художественных произведений для детей и непосредственно самими детьми.

Этот вид работы излагает трудности и у студентов-практикантов педагогического учебного заведения во время прохождения учебной педагогической практики.

Наблюдение за учебной практикой студентов дает возможность сделать вывод о том, что, с одной стороны, студенты недооценивают использование различных видов театров в работе с детьми, с другой – неумение студентов пользоваться различными театрами в работе с детьми. Этому необходимо учиться, и мы уделяем на занятиях большое внимание для формирования будущих воспитателей определенных умений по этому вопросу.

Одним из заданий педпрактики является проведение развлечений с детьми дошкольного возраста, среди которых могут быть и развлечения театрализованного содержания художественных произведений и произведений народного творчества.

Требования к показу спектакля театра картинок

Текст инсценированного произведения воспитатель должен хорошо знать наизусть, рассказывать очень выразительно, обыгрывая голосом каждого персонажа. Декорации размещать на столе-сцене так, чтобы они не мешали детям видеть персонажей. Своим взглядом, направленным на того персонажа, который сейчас говорит, воспитатель помогает детям легче понять это.

Театр теней

При показе театра теней воспитатель использует только те произведения, которые детям хорошо известны, чтобы они могли легко узнать в силуэте тот или иной образ из знакомого произведения.

Театр игрушек

Для театра игрушек желательно использовать игрушки, выполненные из одинакового материала (пластиковые, мягкие и др.). Не используются в этом виде театра тексты произведений героического направления и сказки, потому что не может игрушка передать героизм, или сказочность.

Театр Петрушки

Особые требования предъявляются к театру Петрушки, составляющие которого являются:

Сценарий театра Петрушки предусматривает, что, даже знакомое произведение для детей должно нести в себе новое: можно добавить персонажи и их действия, монологи, то есть вплести в сюжет желательно положительные поступки.

Лучше, когда спектакль завершается исполнением песенки о дружбе, особенно когда дети будут подпевать куклам-исполнителям, то есть песенка должна быть знакома детям.

Требования к декорации спектакля

Декорация должна создавать у детей положительное эмоциональное состояние, способствовать пониманию содержания спектакля, дополнять его. Декорация должна быть яркой, эстетичной, гигиеничной, условно пропорциональной между собой (например – дерево и куст, стол и стул), а также по отношению к куклам (кукла и кровать, или кукла и дом, дерево).

Не должно быть лишней, не задействованной в спектакле декорации: есть на небе солнышко, пусть кто-то из персонажей обратит на него внимание «Как тепло сегодня, как ярко светит солнышко…», если есть грибочки на сцене, нужно чтобы кто-то из персонажей собрал их…

Музыкальное сопровождение театрального спектакля

Особое значение в спектакле имеет его музыкальное оформление, которое апеллирует к эстетическим чувствам и настраивает на эмоциональное восприятие спектакля. Музыка должна начинать спектакль, дополнять персонажей, их поступки, вообще вести сюжет спектакля, вызывать у детей положительные эмоции.

Большое значение имеет озвучивание текста сценария, т.е. монологи, вложенные в язык кукол. Надо голосом как можно ярче раскрыть каждый образ, к тому же сделать это таким образом, чтобы дети не узнали голос своего воспитателя, который работает в данный момент за ширмой, потому что это будет отвлекать детей от сюжета спектакля, поскольку внимание у дошкольника неустойчиво.

Надо помнить, что за ширмой голос меняется, глохнет, поэтому текст следует произносить значительно громче и четче, чем в повседневной жизни. Текст сценария нужно знать наизусть, потому что вождение кукол и их язык требуют определенных усилий, чтобы совместить их во время проведения спектакля.

Вождение куклы на ширме требует тщательной подготовки и проверки знаний, чтобы лица «ожили» на сцене во время спектакля. Как и в декорации следует придерживаться определенных требований к куклам: эстетических, гигиенических, педагогических.

Если первые два требования понятны, то следует остановиться на педагогических требованиях. Особенно это касается отрицательных персонажей. Они не должны быть страшными, чтобы дети-зрители не испугались их, озвучивание их монологов тоже не должно быть закрашено «страшным» голосом.

Техника вождения куклы

Определенные требования предъявляются к технике вождения кукол: как кукла появляется на ширме, как уходит со сцены, их походка… Мизансцены спектакля нужно определить заранее.

Помнить, что когда разговаривают две куклы на ширме, и кто «сейчас» говорит, можно слегка двигать «рукой», «председателем»; и кто слушает, должна быть статичной, тогда детям будет легче воспринимать и понимать, кто сейчас говорит.

Когда в постановке участвуют сами дети, то воспитателем ведется тщательная работа по изучению ролей спектакля, технике вождения кукол, подготовки вместе с детьми декорации, упражнения с куклой на ширме, а уже потом показ готового спектакля детям другой группы.

Результат такой кропотливой работы имеет неоценимое педагогическое воздействие на детей как тех, что задействованы в спектакле, так и тех, которые его просматривают.

Итак, вопрос в каждом дошкольном учреждении желательно иметь уголок театра, центр театральной деятельности, который должен быть обязательной составляющей предметно – пространственной среды с третьего года жизни детей, для того, чтобы дети имели свободный доступ к театральным игрушек, элементам костюмов и ширмы, использовали по собственному желанию без указаний воспитателя.

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • дает элементарные представления о видах театра.
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
  • способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности


Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
  • Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы

  • Театральные игры
  • Речевые игры
  • Ритмопластика
  • Инсценировка песен, попевок, хороводов
  • Использование различных видов театра
  • Драматизация сказок
  • Посещение театров
  • Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду

  • бибабо
  • настольный театр
  • театр на фланелеграфе
  • книжка-театр
  • театр пяти пальцев
  • театр масок
  • театр ручных теней
  • пальчиковый теневой театр
  • театр «живых» теней
  • магнитный театр
  • марионеточный театр

Виды театра в детском саду



Организация центра театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Развитие артистических способностей детей через театральную деятельность

Шаг 1

1.Последовательное знакомство детей с различными видами театра.

2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения

образа в сказках.

Шаг 2

1.Инсценировка песен.

2.Театральные этюды.

3.Развлечения.

4.Фольклорные праздники.

5.Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Шаг 3

1.Создание театрального коллектива.

2.Изготовление декораций, ширмы.

3.Приобретение кукол для театра.

4.Организация оркестра.

Шаг 4

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Консультации для воспитателей.

3.Сотрудничество с городским театром кукол, с ТЮЗом, со школой.

Шаг 5

1.Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки

театральных представлений.

2.Изучение русских народных игр.

Шаг 6

Диагностика развития артистических способностей детей.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.

Театр - это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.

Главная цель моей работы с детьми - развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели - организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей - мы вместе построили наш детский театр.

Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:

  • принципе наглядности и доступности . Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принципе свободы и самостоятельности , позволяющем ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принципе сочетания , позволяющем использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающем возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принципе системности и последовательности , который реализуется в том, что занятия проводятся в рамках театральной студии.

В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.

Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:

  • культура и техника речи;
  • ритмопластика;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Каждое направление решает группу задач.

Культура и техника речи. Не только для актеров - для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.

Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Основы театральной культуры. Театр - это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.

Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».

В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.

Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.

У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:

  • они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • умеют строить простейший диалог;
  • знают несколько артикуляционных упражнений;
  • умеют произносить фразу с разной интонацией.

Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.

К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:

  • индивидуальные беседы;
  • доклады;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр;
  • совместная работа по подготовке театрализованных представлений.

Эта дорожка первоначально имела одно направление - от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.

Другая дорожка - связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».

Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.

Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Приложение 2: Культура и техника речи

Приложение 3: Ритмопластика

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  • Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  • Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  • Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
  • Настольный театр

    Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  • Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  • Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  • Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
  • «Наручный» театр

    К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

    • пальчиковый;
    • перчаточный.

    Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

    «Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

    Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

    Верховой театр

    Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  • В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  • Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  • Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
  • Напольный театр

    В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

    Театр живой куклы

    Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

    Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

    • театр масок;
    • театр кукол-великанов.

    Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

    Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

    Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

    Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

    Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

    Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

    Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

    Ширма для пальчикового театра

    Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

    Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

    Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

    Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

    Материалы для изготовления персонажей

    Из чего же еще можно сделать персонажей кукольного театра:

    • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
    • спичечных коробков;
    • теннисных мячиков;
    • надувных шаров;
    • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
    • носка, варежки, перчатки;
    • пластиковых бутылок;
    • природного материала и др.

    Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.



    Рассказать друзьям